Архитектура и искусство Украины второй половины XVII – XVIII веков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура и искусство Украины второй половины XVII – XVIII веков.



Барокко в украинской художественной культуре приобрело демократи­ческий облик. Восприняв европейский стиль, украинцы придали ему народ­ные черты. Очевидно, сказалась близость барочного миропонимания и укра­инской народной культуры, именно в XVII в. сформировавшей свою специфику. Очень барочной по менталитету и форме оказывается бытовая и военная культура казачества с ее сочетанием западной рыцарственности и восточного колорита. Барокко настолько сроднилось с украинским народ­ным искусством, впрочем, как и с польским, чешским, белорусским, русским, что просуществовало в нем вплоть до конца XX в., дав своеобразный «реци­див народного барокко» в советское время.

Украина, при всей ее государственно-конфессиональной разделенности в XVII-XVIII вв., смогла стать главным центром восточноевропейского (пра­вославного) барокко, оказывавшего благодаря миграции мастеров, икон, гравюр, существенное влияние на изобразительную культуру славяно-право­славного мира. Удивительная черта украинского барокко состоит в том, что в эпоху всеобщего размежевания, идейной и военной борьбы, разорений и других бедствий оно являет собой пример необыкновенно оптимистическо­го, радостного отношения к миру. Эта повышенная радостность, яркость, праздничность возникают, как представляется, на стыке праздничности, при­сущей народной культуре как явлению, возвышенной христианской духов­ной радости, обострившейся в эпоху бесконечных войн, и как противовес тем горестям и ужасам, нестабильности существования человека в эпоху барок­ко. Храмовое искусство украинцев подчеркнуто приподнятое, красочное, театральное. Тем самым акцентировалась символика храма как Рая на земле.

В храмовой архитектуре украинских земель четко выделяются два типа, связанные с православием и католичеством. Собственно униатских форм, как уже отмечалось, не возникло: у греко-католиков строились храмы барочно-католического типа (лучший — св. Юра во Львове, архитектор Б. Мердерер, 1746-1762). Со второй половины XVII в. меняется православное зодчество: формируется специфический украинский стиль, характеризующийся синтезом повышенной монументальности и декоративности, сочетанием барочных эле­ментов декора с традиционно православными схемами, увеличением храмо­вого пространства и особой его театрализации при сохранении всех традици­онных элементов, любовью к горизонтальным членениям и грушевидным ярусным верхам. Влияние западных форм больше всего сказывается в архи­тектуре колоколен. Крупнейшим архитектурным комплексом украинского барокко становится Киево-Печерская лавра, в которой барокизируются ста­рые здания и строятся новые. Особенно значимы церкви — Всех Святых (1698), Рождества Богородицы на Дальних пещерах (1696) с колокольней (1761), Воз­движенская на Ближних пещерах (1700), колокольня Успенского собора (1731-1746, архитектор Й.Шедель, присутствуют элементы рококо). Монументаль­ностью и декоративностью выделяется колокольня Софийского собора (конец XVII в. - 1748). Георгиевской церкви Вьщубецкого монастыря (1696-1701), как и многим храмам, присущи вытянутость вверх, компактность богатого чле­нениями плана, торжественное пятиглавие с типично барочными куполами западного происхождения. Устремлен вверх монументальный Покровский собор (1689) в Харькове с его необыкновенно богатым кирпичным декором. Спокойно-монументальны более традиционные здания Троицкого монасты­ря (1677-1689) в Чернигове, динамическим контрастом которым выглядит его четырехъярусная колокольня (1775). Удивительный синтез гражданской и церковной архитектуры представляет Коллегиум в Чернигове (1700), где дву­хэтажные палаты использованы как постамент для двухъярусного храма с резко выступающими мощными полуколоннами. Прекрасные образцы узорчатых хором дают Дом Лизогуба (1690) в Чернигове, Митрополичий дом при Со­фийском соборе в Киеве (1730). Распространенным гражданским зданием ста­новятся полковые канцелярии. Один из лучших памятников украинского ба­рокко — некогда семикупольный Преображенский собор в Мгаре (1684-1692, перестройка 1754), связанный с гетманом Мазепой. Специфичность украинс­кого архитектурного барокко также прекрасно воплощают церкви в Василь-кове, Великих Сорочинцах, Воронеже, Глухове, Густыне, Козельце, Новго-род-Северском, Полтаве, Сумах и других городах, построенные в XVIII в. Такой расцвет храмового строительства объясняется резко улучшившимися условиями деятельности православной церкви после присоединения украин­ских земель к России в результате разделов Речи Посполитой.

Католические костелы, появившиеся на Западной Украине, как и в Лит­ве (Вильно), в сущности, относятся к памятникам польской архитектуры. Среди них выделяются пышной монументальностью бернардинский, иезуит­ский и доминиканский костелы Львова. Их декор и скульптуры типичны для польского барокко. В скульптуре продолжает сохраняться тип «сарматско­го» надгробия. Особый интерес представляет творчество Мастера Пинзеля, работавшего на Западной Украине в середине XVIII в. Из-за скудности ис­точников мы почти ничего не знаем о нем, хотя, судя по искусствоведческому анализу, он был выдающимся мастером гипердинамического барокко, при­надлежавшим, очевидно, к чешской школе пластики. Его продолжателем стал Франциск Оленский — один из наиболее оригинальных скульпторов Львовс­кой школы позднего барокко. Оба мастера работали также в Бучаче, ратуша которого (1751, архитектор Б. Меретин) относится к лучшим зданиям этого рода во всей Речи Посполитой.

Особый тип представляют собой деревянные храмы, распространенные в основном в Карпатском регионе. Естественный материал — дерево делает их почти органической частью природы, они необыкновенно естественны в ландшафтной среде, что усугубляется их местоположением на сельской ок­раине. Существует несколько видов деревянных храмов (бойковский, лемков-ский), особенности которых обусловлены этнической принадлежностью их строителей и прихожан, но в целом есть общие конструктивные особеннос­ти, характерные для этого типа построек, относящихся по сути и формам к народной архитектуре. К ним относятся башнеобразные срубные объемы, группирующиеся в длину по 3, реже по 5 или 7 при крестообразном плане, верхи делаются с четырьмя и более заломами, их конструкция — верх инже­нерного мастерства. Заломы в перекрытии срубов позволяют раскрыть вверх внутреннее пространство, оттого небольшие по площади интерьеры обрета­ют объемность, монументальность и чисто барочную открытость в высший мир. Храмы не имеют четко обозначенных фасадов, они рассчитаны на все­стороннее обозрение. Внизу вокруг храма идет галерея, укрывавшая от непо­годы как основание сруба, так и пришедших издалека людей. Снаружи хра­мы покрывались гонтом, внутри богато декорировались. На Слободской Украине также существовала школа народного храмового зодчества. Ее ше­девр — грандиозный Троицкий собор в Новомосковске (1772, мастер Я. По-гребняк) — в плане крестообразный, состоящий из 9 высоких срубов каждый с 3 заломами, достигающий 35 м в высоту, его верх напоминает пирамидаль­ную композицию.

В декоре православных храмов ведущее место принадлежит резным де­ревянным иконостасам, которые под руками украинских резчиков достига­ют особой декоративности, сочности деталей, пышности общего решения. Их орнамент из цветов, растений, фруктов, ягод представляет мир раститель­ности перед лицом Бога и одновременно создает образ Рая на подступах к алтарному святилищу. Украинские иконостасы негромоздки, их масштабы соотнесены с человеческой фигурой, что приближает к прихожанину сами иконы, помещенные в иконостас, т.е. сокращает дистанцию между челове­ком и Богом. Как примеры можно привести церкви Святого Духа в Рогатине и Пятницкую церковь во Львове.

Церковная живопись Украины в XVII в. не отразила конфессиональных различий между православными и униатами, ее художественное пространство остается единым. Оно испытывает в XVII в. огромное влияние западной жи­вописи: появляется пейзажный фон, некое подобие перспективы, объемной моделировки лиц и одежд. Иконографические образцы трактуются очень сво­бодно, часто не канонично. И в этом, и в самой живописной манере, в особен­ности в провинции, мы видим решающее влияние стереотипов народной куль­туры. Такие иконописные «примитивы» обладают особым очарованием, наи­вной религиозностью, что делает украинское, а также белорусское «народное барокко» высокохудожественным явлением. Но кроме «иконного примити­ва» существовали профессиональные художники, которые повернули право­славную иконопись, вслед за «псевдоморфозой» всей церкви, на европейский путь. К лучшим из них относятся мастера львовской школы Федор Сенько-вич (ум. 1631) с его повышенным вниманием к бытовым деталям и вырази­тельности лиц, Микола Петрахнович-Мороховский (ум. после 1666) — вели­колепный рассказчик, Матвей Доморадский (вторая половина XVII в.) — создатель человеческих образов, полных глубокой внутренней значительнос­ти, более динамичный и изящный Иван Руткович (вторая половина XVII в.). Интересны многофигурные иконные композиции XVII-XVIII вв., где в толпе предстоящих четко обозначены этнические и социальные типажи, иногда вплоть до портретности, заставляющей соотносить лицо с конкретным исто­рическим деятелем (Б.Хмельницкий, П.Могила). Святым также придается почти портретная индивидуальность. В иконографии Богородицы Ф.Сень-ковичем создается вариант иконы Ченстоховской Божией Матери — обще­христианской святыни, становящейся неотъемлемой частью каждого церков­ного интерьера. Возникает собственно украинский сюжет — «Св. Василий, крестящий русскую землю», где представлен киевский князь Владимир (в кре­щении Василий), обращающий в христианство целые толпы людей. На За­падной Украине широкое распространение получает тема «Страшного суда»: на иконах большого формата детально изображены падение и мучения греш­ников и сонмы праведников. Эсхатологичность и назидательность сложных композиций очевидна, она рассчитана на долгое изучение зрителями, являя собой вид «трактата в картинках».

Иногда в церквях, в частности, деревянных, присутствуют росписи. Если в киевских храмах господствует торжественно-театральное барокко с его «мно­гословием» и усложненностью композиции при общем наивном подходе к решению сюжета, то в глубинке мы видим более органическое проявление наива с его любовью к рассказу, с простонародностью лиц и фигур святых, с пышным цветочным орнаментом (росписи в церквях св. Юра и Воздвижения Креста в Дрогобыче, 1650-е, 1613, Св. Духа в Потелыче 1620-1640-е).

На украинскую портретную живопись решающее воздействие оказал польский «сарматский» портрет, названный на Руси «парсунным письмом». Портреты заказывала казацкая старшина, затем чиновничество и мелкие шляхтичи. Часто портретные изображения помещались в иконную компози­цию «Покров Богородицы», что связывало церковное и светское искусство. Особый тип портретов-эпитафий и портретов-вотивов появился у украинс­кого населения Львовщины во второй половине XVII в. («Эпитафия Феди Стефаник», 1668, «Вотивный портрет-икона Стефана Комарницкого», 1697), где изображенные представлены в молитвенных позах, есть надписи о пред­ставленных людях, даже герб. В Киеве и на Левобережной Украине в XVIII в. расцветает собственно портретный жанр, «казацкая парсуна», где элементы экзотики в одежде, влияние «сарматского» и западноевропейского парадно­го портрета, народной картинки дают разнообразнейшую галерею предста­вителей украинского общества. Художники стремятся к характерности, вы­разительности, индивидуализации лиц, к психологическим характеристикам, что придает самобытность украинскому портрету по сравнению с польским и подготавливает почву для появления таких «столичных» мастеров портре­та, как родившиеся на Украине Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский.

Типография Киево-Печерской лавры издавала книги религиозного содер­жания с гравюрами, которые расходились по всему славяно-православному миру вплоть до Болгарии, оказывая решающее воздействие на стиль местной печатной графики. Для стиля гравюр мастеров Лавры характерны пейзаж­ные фоны, умеренное использование барочных складок и облачков, внима­ние сосредоточивается на смысловом содержании сцены. Моделировка фи­гур близка к объемной, но общее несколько плоскостное решение композиции сохраняется.

В XVIII в. на украинские земли двумя грандиозными сооружениями втор­гается западноевропейское барокко: в Киеве Б.Растрелли строит Андреевскую церковь (1747-1753), а в Почаевской лавре И.Гофман возводит сложнейшее в плане здание Троицкого собора (1771-1783). Оба сооружения, при всей своей индивидуальности, привнесли новую струю динамического барокко, очень хорошо вписавшуюся в общую картину, весьма пеструю, украинского барокко, где явно заметен перевес Западной Украины.

В музыкальную культуру также проникают западные влияния. Их глав­ным воплощением стали партесные концерты для хора на церковные тексты. Партесное пение, аналог западной полифонии, приобретает барочные черты в творчестве Н.П. Дилецкого (ок. 1630 - ок. 1680) — композитора, теоретика и педагога. Его «Грамматика мусикийская» излагала основы сочинения партесной музыки, используя теорию аффектов, и стала главным музыкаль­ным руководством на многие десятилетия (издана на польском, церковно­славянском, русском языках). Влияние Дилецкого, последние годы жизни работавшего в Москве, на русскую музыку выразилось в усвоении ею нового стиля, означавшего переход от православного знаменного распева, по сути монодического, к полифонии европейского типа. На этой основе сформиро­валась московская композиторская школа многоголосного церковного пе­ния. Выпускники Киево-Могилянской академии пестовали жанр канта, свя­занный с силлабической поэзией на религиозные, затем и светские темы. Эта несложная полифоническая форма подчеркнуто мелодична, в основе мелоса - народная песенность и псалмы — бытовая духовная песня в трехголосном изложении. В 1738 г. в Глухове возникла певческая школа, прославленная своими воспитанниками М. Березовским, Д. Бортнянским, А. Веделем.

Профессиональная светская музыка, существовавшая в поместьях и го­родах, еще не получила сколько-нибудь значительного развития. Наоборот, сродная музыка представляет собой целую систему жанров, бытовавших во зсех слоях общества. Древнейший славянский мелос отражают инструмен­тальные наигрыши-попевки — коломыйки. Именно в эпоху барокко склады­ваются и достигают апогея украинские казацкие думы — монодическое пе­ние на фольклорно-поэтический текст, посвященный исторической и экзистенциальной проблематике. В них сильны эпические, героические ин­тонации. Затем исполнение дум, как и духовных стихов, переходит к слепым эевцам, аккомпанирующим себе на колесной лире или кобзе — кобзарям и лирникам. Складывается традиция большой задушевно-унылой песни, где списываемые в миноре события как бы эпически дистанцируются от слуша­теля. Возникают специфические школы народно-профессионального испол-зггельства. В образованной среде распространена песня-романс, глубокое зву­чание которому придал Г.С. Сковорода — знаменитый философ, а также один яз первых авторов-исполнителей в этом жанре. Трехголосие новой церков­ной музыки повлияло и на народную: сложился ансамбль народных инст­рументов — т.н. троиста музыка (два мелодических инструмента и бас). Украинские песни также испытали влияние барочных интонаций. В целом можно утверждать, что в украинской народной музыке, во всем богатстве ее жанров сохраняются барочные элементы, как и в народном изобразительном искусстве.

В сфере театра существовали две основные формы. Народный кукольный зертеп, дававший представления на рождественскую тему, был очень попу­лярен в народе, его развитие поощрялось Киево-Могилянской академией. Он являлся тем элементом народной культуры, которая, приобретая профессио­нальные формы, связывала народное и сакральное в единый комплекс форм и представлений. Школьный театр, как и везде, базировался при образова­тельных учреждениях. Его формы были определены польским школьным те­атром, тексты же писались на «русском» языке. Украинский школьный театр — место пересечения культурных границ, в нем сильны обрядовые реминис­ценции, связь светского и сакрального. Последнее четко выразил знамени­тый автор «Рождественских виршей» Памва Берында, сказав, что пьесы со­здаются «для утехи православным христианам», т.е. театр соединяет рекреационную, духовную и дидактическую функции культуры, что, как от­мечает Л.А. Софронова, можно считать поворотом в культуре.

В целом художественная культура Украины эпохи барокко двигалась в ином направлении, чем религиозно-церковная культура. Если вторая разры­вала своей межконфессиональной борьбой существовавшее ранее культурное единство украинцев на основе древнерусского наследия, то первая создавала его на новой стилистической основе, модернизировала и придавала ему са­мобытное лицо. Культурный диалог разных компонентов дал в дезинтегри­рованном украинском обществе значительные плоды, сделав период XVII-XVIII вв. эпохой обретения своей идентичности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.014 с.)