Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Православная и греко-католическая церковь и их влияние на развитие культуры Украины в XIX веке.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Базовым институтом культуры в XIX в. в российской части Украины оставалась церковь, рядом с которой во второй половине века появились светская школа, пресса, интеллигентские просветительские движения. Православная церковь имела в российской части Украины к началу XX в. 9 епархий, з каждой была семинария, школы для детей духовенства и приходские школы. Грамотность передавалась и в ходе индивидуального обучения при церкви Киевская духовная академия была важным очагом научных исследований:: высшей образованности. Вплоть до реформ 1860-х гг. уровень грамотности православного населения Украины оставался удручающе низким. В середине века в Украине существовало 1320 школ разного уровня, в которых насчитывалось около 67000 учеников, что составляло лишь 0,5% молодежи. После отмены крепостного права в 1861 г. Россия и вместе с ней ее украинские территории вступила в полосу ускоренной модернизации. Это выразилось, в частности, в развитии школьного дела и образовательных реформах. Наряду с традиционными приходскими школами появились земские учебные заведения, уровень образования в которых был несравненно выше, чем в приходских училищах. Это обеспечивалось и появлением нового поколения учителей с интеллигентской и народнической закваской, и введением новых предметов (история, математика, география), и новыми педагогическими приемами. Гимназии и реальные училища (с ориентацией на технические предметы) позволяли сравнительно быстро пополнять и расширять высшие слои общества образованными людьми, но число гимназий было по-прежнему много ниже, чем в развитых странах Запада (даже в Киевской губернии на одну гимназию приходилось 560000 человек населения1). В 1865 г. был открыт университет в Одессе. Соответственно, народное православие было основой мировоззрения большинства населения. Наряду с православной, долгое время существенную роль в культуре Украины продолжали играть греко-католическая и католическая церкви. В годы правления Павла I политика русского правительства в отношении греко-католической церкви была в высшей степени благожелательной. Это было в огромной степени следствием личных симпатий русского императора: известны его тесные связи с католическим миром и особое почтение к Риму. Павел установил регулярные связи с Ватиканом. В Петербург приехал папский легат, одной из целей миссии которого было восстановление прав и позиций униатской церкви. Указ от 28 апреля 1798 г. частично восстанавливал униатскую иерархию в Украине, сосланные в Сибирь униаты были возвращены, им вернули их имущество. Были восстановлены Луцкое и Брестское епископства (с кафедрами, соответственно, в Почаевском и Жировицком монастырях) и поставлены два епископа. Был восстановлен ряд базилианских монастырей. Наступил перерыв в правительственной политике обращения униатов в православие. В некоторых случаях обращенные в православие верующие возвращались в унию. В годы правления Павла I, по официальным данным, на российской территории насчитывалось 1398478 греко-католиков в 1388 приходах; действовал 91 базилианский монастырь1. При Александре I была продолжена та же терпимая политика. У базили-ан снова появился институт протоархимандрита. Александр I поддержал проект Адама Чарторыйского, по которому базилианам возвращались их владения и права. Число униатских монастырей на Волыни выросло с 1798 по 1821г. с 21 до 26. Особым покровительством царя пользовались, однако, не столько униаты, сколько католики. В России появился ряд иезуитских миссий. В одной только Каменецкой епархии возникли 22 новых католических монастыря и костела. В 1821 г. в 34 здешних католических школах насчитывалось 940 учеников. Католическим епископам были пожалованы обширные земельные владения с тысячами крестьян2. В Петербурге был создан римско-католический коллегиум, который стал высшей церковной инстанцией в делах как католиков, так и униатов России. В 1806 г. униатским митрополитом стал Г. Лисовский, который имел репутацию противника латинских традиций и едва ли не тайного сторонника православия. При нем униатская церковь продолжала восстанавливать свои позиции. Было отменено право шляхетского патроната над греко-католическими приходами и монастырями и даже издан указ о возвращении к восточному обряду всех, кто прежде перешел из унии в католицизм. В Виленском университете была создана униатская семинария. Тем не менее, продолжался отток верующих из греко-католической церкви в римско-католическую. О том, продолжался ли в эти годы переход из унии в православие, точными данными мы не располагаем. Всего в 1825 г. в России было около 1,5 млн. униатов, приблизительно в 1600 приходах, 37 монастырей, 10 конвентов, около 2000 священников и монахов3. Однако в правление Николая I униатская церковь была практически ликвидирована. В 1828 г. департамент по делам униатской церкви был отделен от римско-католического коллегиума в Петербурге, Луцкая и Брестская епископства были упразднены. После Польского восстания 1830 г., в котором приняли участие, хотя и в очень ограниченных масштабах, представители униатского духовенства, был упразднен базилианский орден, а его владения и имущество забраны в казну. Было предписано считать детей от смешанных православно-униатских браков православными, не устраивать совместных униатско-католических богослужений, использовать только те богослужебные книги, какие напечатаны в России. Отменялся ряд неправославных праздников (память Иосафата Кунцевича, праздник Божьего Тела и Непорочного Зачатия Девы Марии), назначение приходских священников стало прерогативой местной администрации, приход было предписано передавать православному священнику во всех спорных случаях, даже тогда, когда за это высказывался лишь один из прихожан. Главным организатором ликвидации униатской церкви в России был Иосиф Семашко, член униатского духовного коллегиума (департамента), созданного в 1828 г. Свою деятельность епископ Семашко обосновывал утверждением, что церковь нужно очистить от польских и «латинских» влияний. Вопрос о том, насколько искренним он был в этом мнении, весьма непрост. Так или иначе, он был поддержан не только правительством, но и рядом представителей униатского духовенства, обратившихся к правительству от имени всей церкви с просьбой подчинить греко-католическую церковь Синоду Русской Православной Церкви. 12 февраля 1839 г. в Полоцке состоялся собор греко-католического духовенства, который принял решение о слиянии с Русской Православной Церковью. 593 из 1898 священников отказались перейти в православие, многие из них были сосланы в Сибирь или в глубь России. Как отнеслось к ликвидации унии население, то есть сами униаты-прихожане? При современном состоянии исследований ответить на этот вопрос трудно. Одни авторы приводят массу примеров упорного сопротивления униатов ликвидационным мерам. Другие — примеры противоположного отношения к решениям собора 1839 г. Так, считается, что на Волыни уния искоренялась насильственно. Но по другим данным, на той же Волыни, а также в киевском Приднепровье основная масса крестьян-униатов отнеслась к отмене унии равнодушно. Некоторые же, и логично предположить, что их было не меньше, чем активных защитников унии, отнеслись к отказу от унии с одобрением. После 1839 г. униатская церковь в пределах России сохранилась только на Холмщине (где продолжало существовать униатское епископство, подчинявшееся в 1807-1830 гг. Галицкой униатской митрополии, а позднее — непосредственно Риму) и в Подляшье, поскольку эти территории входили прежде в состав Царства Польского, сохранявшего вплоть до 1831 г. автономию в составе Российской империи. Здесь уния была ликвидирована много позже — в 1870-е гг. Ликвидации унии предшествовал период борьбы за удаление из обрядов униатской церкви латинских напластований. Современная светская историография признает, что в ликвидации унии главную роль сыграли галицийские русофилы, которые были привлечены русским правительством для пастырской и педагогической работы. Ведущая русофильская, точнее, пропра-вославная галицийская газета откровенно одобряла обращение униатов в православие. С другой стороны, переход в православие сопровождался репрессиями против сопротивлявшегося крестьянства и духовенства. Таким образом, к концу XIX в. греко-католическая церковь продолжала существовать лишь в Галиции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.176 (0.009 с.) |