ПОПЫТКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НОВОЙ ПОЛИТИКИ (СЕР ЕДИНА 50-х ПЕРВАЯ ПОЛО ВИНА 60-х гг.)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПОПЫТКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НОВОЙ ПОЛИТИКИ (СЕР ЕДИНА 50-х ПЕРВАЯ ПОЛО ВИНА 60-х гг.)



ВХОЖДЕНИЕ КРЫМА В СОСТАВ УКРАИНЫ

В феврале 1954 г. Верховный Совет СССР, исходя из исторических и культурных связей, этнического, территориального единства Украины и Крыма, своим указом включил Крымскую область в состав УССР. При этом были допущены нарушения процессуальных норм: решение прини­мали единолично Г. Маленков, И. С. Хрущев. Верховный Совет России не обсуждал этого вопроса, на Президиуме ВС СССР при обсуждении не было кворума. В мае 1992 г. Верховный Совет России признал не име­ющим юридической силы решение 195-1 г., однако это противоречит Хельсинкским соглашениям 1975 года.

В первой половине 50-х гг. постепенно открывались возможности проведения новой политики, потребность в которой очень остро назрела.

Новая политика была связана с деятельностью II. С. Хрущева и проявлялась:

- в первых шагах по десталинизации общества (прекращение ре*
прессий, начало реабилитации незаконно репрессированных, некоторое
ослабление жесткого идеологического контроля, критика культа личности
Сталина и т. д.);

- в экспериментах в сельском хозяйстве (участие Украины в
подъеме целинных земель потребовало от нее немалых затрат; введение
новой системы севооборотов; ликвидация МТС по инициативе Украины;
попытки решения кадровых проблем села и др.);

- в переменах в промышленности (решение о ликвидации отрас­
левых министерств и введение совнархозов, в соответствии с которым
под контроль Украины в 1957 г. перешло до 97% заводов республики
- в сравнении с 34% в 1953 г.; ускорение реконструкции предприятий,
увеличение выпуска товаров народного потребления и др.);

- в проведении денежной реформы 1961 г.;

- в развитии социальной сферы (повышение жизненного уровня,
рост доходов трудящихся на Украине между 11)51 и 1958 г. на 230%
и др.);

Либерализация общественно-политической и духовной жизни поз­волила сформироваться целому поколению «шестидесятников)) (прежде всего деятелей науки, культуры, искусства), расширить границы твор­ческого самовыражения интеллигенции. Среди новых имен — В. Симо-неико, Л. Костенко, Е. Сверстюк, И/Дзюба, И. Драч, Д. Иавлычко и др. Они требовали исправления перегибов сталинизма, гарантий свободного культурного развития народа в будущем, обеспечения украинскому язы­ку ведущей роли в образовании и культурной деятельности в республике Эти требования часто переходили установленные рамки либерализации и в начале 60-х гг. начали пресекаться. «Шестидесятники» сыграли важ­ную роль в общественно-политических процессах второй половины 80-х —начала 90-х гг., в провозглашении и становлении суверенного укра­инского государства.

Реформы Хрущева содержали позитивные моменты, но вследствие их половинчатости и непоследовательности (они не затрагивали основ ко­мандно-административной системы, экономические преобразования дополнялись глубокой демократизацией общества и т. д.) кардинальных изменений в экономике и других сферах общественной жизни не про­изошло. Народное хозяйство продолжало развиваться экстенсивным пу­тем.

Смещение Хрущева в октябре 19(54 г. фактически означало отказ от реформ и либерализации. На Украине, как и в стране в целом, на­ступило целое двадцатилетие господства консервативных тенденций.

НАУКА И КУЛЬТУРА УКРАИНЫ (80—90-е гг.)

В последние десятилетия украинская культура находилась в кри­тическом состоянии вследствие ее идеологизации, сужения сферы испо­льзования украинского языка, снижения качества образования.

Происходящая реформа образования вызвана глубокими социаль­ными, политическими и экономическими изменениями в современном обществе Украины. Назрела необходимость повышения профессиональ­ной подготовки специалистов различных отраслей человеческого знания, соответствующего мировым требованиям, усиления гуманитарного об­разования.

Для этого на Украине осуществляется переход к специализирован­ной системе образования: гимназии, технические и гуманитарные лицеи, колледжи. Высшие учебные заведения в ближайшее время переходят на 2-звейную подготовку специалистов: бакалавров и магистров.

Численность научных работников на Украине в 1989 г. соста­
вила — 220 тыс. чел., каждый второй занят в области технических
наук;

- произошло развитие прогрессивных форм связи науки с произ­
водством (более 100 научно-производственных объединении, межотрас­
левых научно-технических комплекса, десятки хозрасчетных центров
НТТМ);

- вследствие тяжелейшего финансового кризиса происходит свер­тывание фундаментальных исследований, что грозит отставанием развитию науки на Украине от мирового уровня разработок по многим на­правлениям;

- раздробленность науки па академическую, вузовскую и отрас­
левую, командно-административные формы руководства наукой и дру­
гие причины обусловили то обстоятельство, что республика практически
осталась в прошлой технологической эпохе.

Летом 1990 г. образована Украинская научная ассоциация (УНА)

добровольная общественная организация научных работников. Цель

возрождение украинской науки.

Важный вклад в возрождение национального самосознания внесла публицистика: 0. Гончар, И. Драч, Д. Иавлычко, И. Дзюба, И. Мовчан;

- началась разработка экологической тематики (в том числе Чер­
нобыльской): С. Плачинда, Ю. Щербак, С. Иовенко, И. Драч, Б. Олей-
ник, В. Яворивский и др.;

Произошло «возвращение» из прошлого романов В. Винничеико, драм М. Кулиша, прозы М. Хвылевого, новелл Г. Косынки и др.; пуб­ликация произведений Г. Тютюпника,- В. Стуса, В. Голобородько, Б. Чи-чибабииа и др.;

Активное участие принимают писатели Украины в общественно-по­литической жизни, прежде всего в качестве народных депутатов Укра­ины и депутатов местных Советов;

Возрождается украинская народная тематика в кинематографе (творчество режиссеров А. Денисенко, П. Волошина, С. Чернмлевского, А. Дончика), в музыкальной жизни, изобразительном искусстве.

1989 г. — Верховным Советом принят Закон УССР «О языках в Украинской ССР», направленный на защиту национального языка. Ук­раинский язык объявлен государственным наряду с русским — языком международного общения. Закон создает возможности для развития язы­ков других национальностей.

Нерешенные проблемы в сфере образования,, науки и культуры
снижают интеллектуальный и духовный потенциал народа, что становит­
ся причиной застоя в развитии научно-технического и социального про­
гресса Украины.

 

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

1.Определите важнейшие на ваш взгляд проблемы развития художественной культуры Украины XX века.

2.Охарактеризуйте основные тенденции и направления развития украинского профессионального театра и музыки XX века.

3.Почему XX век в истории украинской культуры называют эпохой национально-культурного возрождения.

Составьте таблицу

Выдающиеся деятели науки и культуры Украины

XX века и их главные достижения.

Деятели науки и их достижения Деятели культуры и их достижения
     
     
     
     
     
     
     
     

ТЕСТЫ

40. Благодаря каким видам искусства Украина XX столетия вошла в мировой художественный контекст:

а) музыки;

б) кино;

в) литературы;

г) живописи;

д) архитектуры;

е) театра.

 

41. Наибольшая творческая активность творцов художественной жизни в УССР приходится на:

а) 1920-е;

б)1930-е;

в)1940-е.

г) 1950-е

д) 1980-е

 

42. Во времена УССР какой художественный метод преобладал в искусстве:

а) социалистический реализм;

б) критический реализм;

в) мифологический реализм.

 

43. Главной задачей творцов времен УССР было восхваление:

а) исторического прошлого Украины;

б) советской действительности;

в) общечеловеческих ценностей.

 

44. Какие достижения были во времена УССР:

а) создано украинское поэтическое кино;

б)сохранен лирический герой в поэзии;

в) создана самобытная архитектура;

г) расцвела украинская музыкальная школа.

 

45. В советские времена на Украине главным направлением культуры было объявлено:

а) процесс интернационализации;

б)сохранение и углубление национальных традиций.

 

46. Какие виды искусства получили наибольший взлет в УССР:

а) литература;

б) архитектура;

в) музыка;

г) кино;

д) театр;

е) живопись.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.139.112 (0.007 с.)