Тема 6. Культура Слободской Украины.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Культура Слободской Украины.



На территории Слобожанщины с древнейших времен проживали люди. История культуры края уходит в глубь веков. Уже в VI веке нашей эры здесь проживали славянские племена, что подтверждается археологическими раскопками. Во времена Киевской Руси эти территории входили в состав Чернигово-Северского и Переяславского княжеств. После монголо-татарского нашествия в XIII веке почти обезлюдившие земли получили название «Дикое поле». К началу XVII века территория отошла к России. Начинается строительство Белгородской засечной черты, центром которой становится Белгород. В 50-е годы XVII века на Слобожанщине образовались Острогожский, Ахтырский, Сумской, Харьковский, в 1685 году – Изюмский полки. На этой территории в XVII – XVIII веках проживало много украинских переселенцев. Это были - крестьяне, казаки с левобережной Украины Поднепровья, которые убегали от крепостнического гнета и искали новые земли для заселения. На Слобожанщине возникают новые поселения слободы (отсюда и название края). При Екатерине II была создана Слободско-Украинская губерния с центром в городе Харькове, состоявшая из пяти провинций. В 1780 году ее заменило Харьковское наместничество из 15 уездов.

История художественной культуры Слобожанщины связана с социально-экономическими и политическими событиями, которые происходили в России, Польше и Украине. Со второй половины XVII века в этих государствах происходили значительные перемены, связанные с глубокими изменениями в развитии социально-экономических отношений. Они касались всех сфер жизни общества и не могли обойти Слободскую Украину, что нашло отражение в художественной культуре.

Особую роль в формировании культуры края сыграло развитие образования среди населения. Строились церкви, открывались братские школы, которые становились центрами духовной жизни Слобожанщины. Процесс общеевропейского художественного развития XVIII века оказал влияние на культуру Слободской Украины. Важнейшей чертой культуры края XVIII века, как и на всей территории Российского государства была победа светского начала. В процесс создания и распространения идей, культурных ценностей активно включилось ремесленно-торговое городское население городов - крепостей. В его среде формируются новые идеалы, эстетические ценности. Особенно ярко это проявляется в литературе, живописи и т.д. В XVII – XVIII веке народная культура играла значительную роль в художественной культуре края: литература обогащалась фольклорными сюжетами; литературный язык сближался с живым народным языком и т.д. До второй половины XVIII века в культуре Слобожанщины отсутствовали четкие стилистические формы. Они появятся только в конце века (барокко, классицизм и т.д.). В этот период формируются такие жанры искусства, как: художественная литература, светская живопись и т.д. В то же время наблюдается сближение различных видов искусства со сферами духовной культуры: с наукой, философией, моралью. Среди особенностей культуры XVII-XVIII веков следует отметить возникновение художественного языка и новых выразительных средств.

В XIX века начинается новый этап развития духовной культуры Украины, особую роль в котором играет Харьковский университет. В художественной культуре Слобожанщины XIX века можно выделить три периода. Первый – связан с событиями Отечественной войны 1812 года и движением декабристов, идеи которых влияют на развитие культуры. Второй период – связан с отменой крепостного права. Одним из ведущих художественных направлений становится реализм. В искусстве появляются новые жанры. Третий период – охватывает конец XIX – начало XX века. События буржуазно-демократических революций оказывают влияние на идейные и творческие искания деятелей культуры. Это период новых художественных тем, возникновения художественной критики в которой нашли отражение идейно-эстетические принципы тех лет; период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, пересмотр искусства.

Возникает такое явление, как декаденство, которое распространяется среди деятелей различных художественных направлений и как правило проявляется в творчестве художников модернизма. Среди новых художественных направлений и течений того времени были – модернизм, социалистический реализм, импрессионизм, символизм, акмеизм, футуризм и т.д. Появляется целая сеть музыкальных и художественных школ на Слобожанщине, в Харькове открывается консерватории, открываются новые театры и музеи. Значительную роль в пропаганде и культуре играю разнообразные художественные общества и объединения. Художественная жизнь Слободской Украины XIX века была разнообразной и разносторонней, переживала спад и подъем национального возрождения, в целом была антикрепостнической, демократической и стремилась возродить национальные традиции и формы.

Образование и наука

Становление образования в Слободской Украине тесно связано с миграционными процессами, которые проходили со второй половины XVII ст. на этой территории. Переселенцы, которые были в основном выходцами с Правобережной Украины принесли с собой на Слобожанщину просветительские традиции, которые на этот время уже крепко укоренились на Надднепрянщине. Об этом свидетельствует большое количество братств, школ и типографий при них. В последних печаталась литература, которая защищала православную веру и украинскую культуру. Там же находилась Киево-Могилянская коллегия (с 1701 г. – академия) – сердцевина образования и культуры всей Украины, первое высшее учебное заведение в Восточной Европе. Этот опыт, эту любовь к образованию переселенцы привнесли на Слобожанщину, и, прежде всего, это касается школ. Школы появляются при церквях вместе с заселением региона. Например, в Ахтирке при Николаевском соборе, как свидетельствуют источники, школа была основана уже в 1675 году. Количество школ быстро росло. По данным переписи в 1732 г., в Харьковском полку их было 20, в Ахтырском – 25, в Изюмском – 33, в Сумском – 47. В полковых городах их было даже по несколько (в Харькове – 4, в Ахтырке – 4, в Изюме – 5 и т. д.). Причем, как считают некоторые исследователи, количество школ на душу населения во второй четверти XVIII ст. было больше, чем в конце XIX ст.

Инициатива в создании школ принадлежала простому народу, который желал учить своих детей и который платил дьяку за выполнение этой работы. Школа, как правило, располагалась при церкве и разделялась на два помещения: в одном жил дьяк с семьей, во втором находилась сама школа.

Церковные школы были трехклассными. В первом классе изучали букварь, во втором – часослов, в третьем – псалтырь. Со второго класса учили письму. Учеба велась народным украинским языком. Читать учились буквенно-составным методом. Учили также элементарным арифметическим действиям. Поскольку ученики учили свои уроки вслух, а все классы занимались в одном помещении, в школе было довольно шумно. Большую роль в учебно-воспитательном процессе играли телесные наказания – розги. В школах учились дети зажиточных крестьян, казаков, мещан и духовенства (со второй половины XVIII ст. количество школ постепенно уменьшается в связи с закрепощением казачества и крестьянства).

Определенная роль в распространении грамоты и начального образования в Украине, в том числе и на Слобожанщине, принадлежала путешествующим дьякам-учителям, которые переходили с места на место и в разных селах учили детей. Большинство из их было воспитанниками разных украинских школ, и «странствовали» они по большей части во время каникул в поисках заработка. Известны случаи, когда некоторые из них не прекращали своей деятельности даже после ликвидации автономии Слободской Украины, когда такие путешествия были запрещены.

Церковные школы, а также путешествующие дьяки, хотя и давали только начальное образование, но играли большую просветительскую роль в XVII-XVIII ст.

Новый этап развития образования на Слобожанщине связан с деятельностью Харьковского коллегиума. Эта школа была переведена в Харьков из Белгорода в 1726 г., а в 1731 г. получила статус коллегиума. В его создании большую роль сыграл белгородский епископ Епифаний Тихорский и командующий войсками Слободской Украины князь Г.Г. Голицин. Широкую благотворительную поддержку новому учебному заведению оказало население региона, которое жертвовало школе земли, угодья, деньги и др. По материальному положению это была одна из самых богатых школ XVIII ст. в Российской империи. Харьковский коллегиум был всесословным учебным заведением, в котором, кроме детей духовенства, получали образование и дети других состояний: дворянства, казачество, мещанства, купечество, даже крестьян. В основном коллегиум готовил кадры для потребностей Слободской Украины, хоть очень часто здесь учились и выходцы из соседних регионов. В основных чертах коллегиум копировал Киево-Могилянскую академию. В Украине он стал вторым по значению учебным заведением после знаменитой академии. В коллегиуме преподавались многие дисциплины: грамматика и синтаксис, поэтика, риторика, философия, богословие, латинский и греческий языки, пение.

Конец 80-х годов XVIII ст. ознаменовался появлением сети главных и малых народных училищ. Согласно «Уставу народных училищ в Российской империи» в 1789 г. главное народное училище открылось в Харькове как губернском городе. Это было начальное учебное заведение повышенного типа. В нем учились с 5 лет дети всех сословий, кроме крепостных. Первые два класса отвечали программе малого народного училища (в первом классе учеников учили читать, писать, считать, они изучали историю религии и короткий катехизис, во втором – проходили еще грамматику, рисование и читали книгу «О должностях человека и гражданина»). В следующих классах изучали русский язык, арифметику, геометрию, механику, физику, историю, географию, архитектуру, по желанию – латынь и один из новых иностранных языков. По окончании главного народного училища слушатели могли занимать должность учителя в малых народных училищах. Численность учеников в Харьковском главном народном училище быстро росла. Если в 1797 г. их было 83, то через три года уже 306 человек.

Малые народные училища согласно «Уставу народных училищ в Российской империи» были созданы в уездных городах. На Слобожанщине они появились в Ахтырке, Сумах, Изюме, Богодухове, Валках, Острогожске для привилегированных сословий населения.

Буржуазные реформы 1860-70-х годов коснулись также начального и среднего образования. Прежде всего, выросло количество школ, увеличилось многообразие их типов (не менее 30). Во второй половине XIX ст. в Слобожанщине, как и в других частях Российской империи, существовало несколько типов начальных школ: школы, которые были основаны Министерством народного образования (министерские), земствами (земские), церковнопарафиальные, их количество постоянно росло. В Харьковской губернии на 1 января 1913 г. насчитывалось 2158 различных начальных школ, в которых по официальным данным училось более 180 тыс. учеников (девочки составляли треть, а на селе – ¼часть от общего числа, но заканчивало школу не более 10%. Гимназии за уставом 1864 г. разделялись на классические – с преподаванием латинского и греческого языков и реальные (и те и другие семиклассные). С 1872 г. реальные гимназии были преобразованы в реальные училища (шестиклассные). В классических гимназиях большое внимание уделялось греческому и латинскому языкам, в реальных – классических языков не было. Вместо них шире преподавалось природоведение, химия, физика, математика, чертеж, новые языки. Выпускники классических гимназий могли без экзаменов поступать в университеты, а после окончания реальной – только в высшие технические учебные заведения. В 1860 г. в Харькове открывается первая женская гимназия (хотя начало женского образования было положено еще в 1812 г. открытиям института благородных девиц, а с 1820 г. существовала частная женская школа для дочерей дворян и купцов). По развитию женского образования Харьков значительно опережал другие губернские города. Особенного внимания заслуживает частная женская воскресная школа, которая возникла в 1862 г. под руководством известного педагога X. Д. Алчевской. Курс воскресной школы был тождественный курсу начальных училищ, учеба была бесплатной. Эта школа была образцом для распространения учреждений такого типа, для их популяризации не только на Слобожанщине, но и граничащих великорусских и украинских губерний.

В 1869 г. начало свою деятельность Харьковское общество распространения в народе грамотности. По инициативе его членов в губернии возникло немало школ (как постоянных, так и воскресных), библиотек, был построен Народный дом, проведено несколько педагогических съездов. Первым председателем правления общества стал известный ученый Г.Г. Бекетов.

С начала XX ст. в регионе начала бурно развиваться система профессионального образования, создавались торговые школы, ремесленные училища, разнообразные профессиональные школы, учебно-ремесленные мастерские, классы ручного труда, всевозможные курсы (бухгалтерские, стенографические, электротехнические, педагогические), учительские семинарии (существовали в городах Волчанске, Старобельске, Ахтирке, Белополье и др.).

Невзирая на то, что в регионе сравнительно с другими дело развития начального и среднего образования было налажено неплохо, но это далеко не удовлетворяло существующих потребностей.

Система высшего образования на Слобожанщине в XIX ст. была представлена прежде всего Харьковским университетом. Появление этого образовательного научного центра стало логическим продолжением традиций, которые были заложены его предшественниками, прежде всего Харьковским коллегиумом. Активная подготовительная деятельность по созданию университета началась с 1802 г. В. Н. Каразиным и его единомышленниками. В 1804 г. был принят его первый устав, заложен ботанический сад и основана университетская библиотека. Открытие университета произошло 17 января 1805 г. и он стал вторым университетом в Украине (первый был основан во Львове в 1661 г.). Университет разместился в доме, который принадлежал харьковскому губернатору (теперь – ул. Университетская,16). Дореволюционную историю университета можно условно разделить на четыре периода в соответствии с уставами 1804,1835,1863 и 1884 годов. Сначала университет состоял из четырех факультетов: словесного, моральных и политических наук, физических и математических наук, врачебных и медицинских наук, и насчитывал 25 кафедр. Эта структура университета, в дальнейшем неоднократно изменялась, а отделения начали называться факультетами. В первый год существования в университете работало 25 преподавателей и училось 57 студентов, но в дальнейшем их число постепенно росло (у 1835 – 263 чел., в 1861 – 533, в 1895 – 1275, в 1916 – 3909). Первым ректором университета стал профессор словесности, философ, логик Иван Степанович Рижский.

С начала основания университета в нем были созданы несколько учреждений, которые много сделали для пропаганды научных идей и просветительства на Слобожанщине и в целом в Украине. Например, в 1807 г. открылся университетский музей «естественной истории», в 1811 – филотехническое общество, цель которого именно и состояла в пропаганде достижений науки и техники. Харьковский университет, как высшее учебное заведение попечительствовал над другими заведениями в Харьковском учебном округе. Этот округ, кроме Слободско-украинской губернии, охватывал очень большую территорию (Орловскую, Воронежскую, Курскую, Черниговскую, Полтавскую, Николаевскую, Таврическую, Екатеринославскую, Киевскую, Херсонскую губернии да еще несколько областей. Количество губерний не было постоянным и часто менялось. Профессора Харьковского университета изучали организацию школьного дела в округе, составляли учебные программы для школ. По их же рекомендациям назначали учителей из числа выпускников университета, посылали в школы учебные пособия, литературу, наглядные приборы и др.

С каждым годом росла численность студентов, которые получали образование в университете. Он быстро стал значительным центром по подготовке специалистов для практической та научно-исследовательской деятельности в Российской империи. Общее число его воспитанников за дореволюционный период превысило 15 тыс. человек. Подготовке высококвалифицированных специалистов способствовала работа более чем 30 кабинетов, астрономическая обсерватория, метеорологическая станция, два музея, лаборатории, наибольшая в городе научная библиотека (на начало XX ст. ее фонд превышал 30 тыс. томов). В начале XX ст. Харьковский в университет – один из наибольших в Российской империи. За количеством профессорско-преподавательского состава и студентов он находился на четвертом месте.

Харьковский университет быстро стал центром издательской и литературной деятельности. В 1812 г. по инициативе преподавателей университета начала выходить первая харьковская газета «Харьковский еженедельник», с 1816 г. – выходил первый в Украине сатирический журнал «Харьковский Демокрит». На страницах этих и других изданий («Украинский вестник», «Харьковские известия», «Украинский журнал», «Запорожская старина» и др.) печатались произведения украинских и российских писателей Е. Гребенки, П. Гулака-Артемовского, И. Котляревского, О. Пушкина, Т. Шевченко и многих других.

Харьковский университет стал одним из ведущих центров развития науки в стране. Уже к середине XIX ст. он занял свое место на передовых рубежах отечественной и мировой науки. В его стенах сформировались и получили мировое признание многие научные школы и направления. Среди преподавателей и воспитанников университета первой половины XIX ст. математики Т. Ф. Осиповский и Г. В. Остроградский, исследователь Африки Е. П. Ковалевский, писатель П.П. Гулак-Артемовский, филолог И. И. Срезневский и много других. Во второй половине XIX – в начале XX ст., в университете работали такие выдающиеся ученые: как физико-химик Г. Г. Бекетов, биохимик О. Я. Данилевский, физиолог В. Я. Данилевский, математики и механики В. Г. Имшенецкий, О. Г. Ляпунов, В. А. Стеклов, астроном Г. В. Левицкий, геолог И. Ф. Леваковский, географ А. Г. Краснов, историки Д. И. Багалей, В. П. Бузескул, Г. С. Дринов, литературоведы Д. Г. Овсянико-Куликовский, Г. Ф. Сумцов, филолог О. О. Потебня и др.

Учеными университета были опубликованы тысячи научных работ, посвященных исследованию разнообразных проблем в отрасли естественных и гуманитарных наук. Результаты этих исследований находили свое отображение в учебниках и учебных пособиях. Немало они сделали и для благоустройства, как Харькова, так и других городов Слобожанщины. Так, Н. Д. Борисяк решил проблему снабжения Харькова подземными водами. Это дело продолжил О. В. Гуров, который на свои средства в 1889 г. пробурил в Харькове первую в Российской империи глубокую артезианскую скважину, что дало возможность обеспечить город питьевой и технической водой. Немало сделали ученые для освещения города (В. И. Лапшин и др.).

Университет был центром нескольких научных обществ, которые возникали по инициативе ученых: медицинского (в 1851 г.), научного общества естествоиспытателей (возникло в 1869 г.), общества физико-химических наук (в 1873 г.), историко-филологического (1877р.), математического (в 1879 г.), юридического (1901р.).

В 1811 году при Харьковском университете был открыт педагогический институт с целью подготовки учителей для гимназий и уездных училищ. Первым директором института стал профессор университета X. П. Роммель. Поступали в институт те студенты университета, которые уже закончили или учились на последнем курсе. В 1866 г. институт был преобразован на Практическо-педагогические курсы, которые просуществовали до 1917 г. Преподаватели института инициировали несколько прогрессивных начинаний. Например, в 1881 году был впервые в Российской империи проведен педагогический съезд, а в 1890 г. – основано Харьковское Педагогическое общество.

С 1873 года в Харькове начинает свое существование Ветеринарный институт, преобразованный из ветеринарного училища, которое существовало с 1851 г. Это было высшее учебное заведение для подготовки специалистов-ветеринаров. Учебный курс состоял из четырех лет (в среднем институт готовил 10 ветеринарных врачей на год). С конца 90-х годов XIX ст. в нем разворачивается серьезная научная работа, которая поставила институт на одно из первых мест среди подобных заведений в Российской империи. При институте существовала специальная библиотека, анатомический театр, несколько лабораторий, аптека, минералогическая коллекция, две небольшие клиники.

В 1885 г. по инициативе городского управления был открыт Технологический институт – первое из высших технических заведений в Украине. Перед ним была поставлена цель давать высшее технологическое образование сначала по двум специальностям – механической и химической. Организатором и первым директором института был выдающийся ученый, профессор В.Л. Кирпичев. В институт принимались по конкурсным экзаменам лица, которые закончили гимназии и реальные училища, срок учебы составлял пять лет (первый набор 200 человек), потом их стало 250, а с 1901 г. – 300. По окончанию выпускники получали звание технолога или инженера-технолога. В институте была механическая мастерская со школой ремесленных учеников, сельскохозяйственная станция, лаборатории, музей и библиотека. На начало XX ст. на территории института было построено 12 зданий.

Следующий этап развития образования и науки на востоке Украины, как и в целом в стране, связан с изменениями, которые произошли после революции 1917 г., гражданской войны и иностранной интервенции. В эти годы образование и наука испытали тяжкие испытания: голод, разрушения, эпидемии – тяжело обозначились на этих сферах жизни региона. После сложных политических событий по различным причинам значительное число деятелей образования и науки очутилось за границей.

После революции была созданная Государственная комиссия по образованию, которая начала осуществлять мероприятия, которые положили начало перестройки системы народного образования. Была принята Декларация и Положение о единой трудовой школе, в которой были разработаны основные принципы новой школы. Впрочем, в первые революционные годы, в условиях гражданской войны занятия в учебных заведениях происходили нерегулярно, часто совсем прекращались, состав учеников был нестабильным, в материально-финансовом плане школа бедствовала.

В июне 1920 г. была объявлена «Декларация Наркомата образования УССР о социальном воспитании детей». Успешное строительство нового общества советский режим ставил в прямую зависимость от уровня сознания народа. Была выдвинута теория и программа культурной революции, основным звеном которой должна была стать общеобразовательная школа. На первое место были выдвинуты задача ликвидации необразованности, потому что только четверть населения Украины умела читать и писать. 21 мая 1921 г. правительство Советской Украины выдало декрет о ликвидации безграмотности среди взрослого населения республики. В Украине начало работать Добровольное общественное объединение «Прочь безграмотность», которое возглавил председатель ВУЦВК Г.И. Петровский. На территории Слобожанщины также разворачивается большая работа в этом направлении. Открывались школы ликвидации безграмотности. Всего в Харьковской губернии в конце 1920 г. работало свыше 300 таких школ. Был создан единый план работы центров ликвидации безграмотности. Кроме городских, районных, школы и группы ликбеза создавались и по отдельным предприятиям города. Некоторое время продолжало свою деятельность Харьковское общество грамотности, в котором, как и ранее, активно работала X. Д. Алчевская.

В свете ликвидации безграмотности, началась работа по созданию общей начальной учебы и расширению сети неполных средних школ. Было упразднено сословное деление в школах, вводилась общая учеба мальчиков и девочек. Образование стало бесплатным. Процесс создания новой школы осложнялся большой численностью беспризорных детей и подростков. Решению этого задания способствовали новообразованные детские дома, трудовые коммуны и другие учреждения. Примером для них стали колония им. Горького и трудовая коммуна им. Дзержинского, организатором и руководителем которых был выдающийся педагог А. С. Макаренко.

В 1932 г. в Украине была установлена единая для всей страны структура общеобразовательной трудовой школы: начальная (І-IV классы), неполная средняя (І-VII кл.) и средняя (І-X кл.). Был усовершенствован школьный учебно-воспитательный процесс (вводился единый день начала и окончания учебного года, длительность урока, порядок приема учеников в школу, экзамены, пятибалльная система оценки знаний). До 1931 г. в регионе все дети от 8 к 11 лет были охвачены учебой, а в до 1933 г. завершен переход к общей обязательной семилетней учебе.

Решением Наркомпроса УССР летом в 1920 г. были ликвидированы университеты Украины как «наиболее консервативные носители устаревших форм высшего образования». В июле 1920 г. Харьковский университет прекратил свое существование. На его базе в 1920-1932 гг. действовали разные учебные заведения и учреждения: Академия теоретических знаний, Институт народного образования, Педагогический институт профессионального образования, физико-химико-математический институт, которые в свою очередь неоднократно реорганизовывались. Наконец, в 1933 г. после многочисленных реорганизаций Харьковский университет был восстановлен.

Харьковский университет быстро рос: если в 1933 г. в нем было 24 лабораторий и кабинетов, в 1940 их стало 68. Число студентов на это время выросло более чем в 1,5 раза. В университете в довоенные времена работали такие выдающиеся ученые, как астроном Г.П. Барабашов, литературовед О.И. Билецкий, биохимик И.Г. Буланкин, А.В. Нагорный, языковед Л.А. Булаховский, физики О.Ю. Ахиезер, А.К. Вальтер, Л.Д. Ландау, О.О. Слуцкин, математик Д.М. Синцов и др.

Период 20-30-х гг. отметился созданием широкой сети и других высших учебных заведений отраслевого характера. Многие из новых институтов создавались, главным образом, за счет разукрупнения многофакультетских вузов. Так, в 1929 г. Технологический институт был реорганизован в политехнический, а в 1930 на базе его факультетов созданы 6 самостоятельных институтов. На протяжении 1929-1931 гг. в Харькове были организованы 23 института (авиационный, автомобильно-дорожный, инженеров железнодорожного транспорта, инженеров коммунального строительства, инженерно-строительный, инженерно-экономический и др.). В 1930 г. в них училось 27000 студентов.

В 1940 г. количество вузов в Харькове достигло 36, в которых насчитывалось 30768 студентов.

Институты были созданы и в других городах Слободской Украины. Так, в Сумах в 1926-1932 гг. при заводе им. Фрунзе работал машиностроительный институт (ВТУЗ), а в 1934 г. на базе педагогического техникума был создан педагогический институт.

Основными научными учреждениями в этот период, кроме университета и институтов, становятся научно-исследовательские кафедры, а с 1930 г. – институты. В 1928 г. в Харькове был основан Украинский физико-технический институт, который быстро превратился в один из значительных центров теоретической физики в Украине и СССР. Некоторое время в нем работали Ю. В. Курчатов, Л.Д. Ландау. В 1932 г. здесь впервые в СССР было искусственно расщеплено атомное ядро лития.

На начало 1940 г. в Харькове работало 46 научно-исследовательских институтов, которые проводили большую научную работу.

Таким образом, перед началом Великой Отечественной войны Харьков превратился в значительный научный и образовательный центр, где осуществлялась подготовка высококвалифицированных специалистов для Слобожанщины. Успехи в развитии науки и образования в довоенные годы совмещались с незаурядными сложностями, которые тормозили этот процесс и стали следствием волюнтаристских и административных методов руководства наукой и образованием, общей обстановки культа личности и массовых репрессий, которые проводились в стране в конце 20-30-х гг.

С началом Великой Отечественной войны сотни преподавателей, аспирантов, студентов, сотрудников учебных и исследовательских заведений Харьковской и Сумской областей стали на защиту Родины. Многие из них добровольцами были зачислены в дивизии народного ополчения.

Сразу после освобождения территории Восточной Украины от фашистских захватчиков началось восстановление и совершенствование сети учебных заведений. Во время оккупации пострадали или были разрушены немало школ, техникумов, институтов, а также корпуса Харьковского университета. Впрочем, уже в 1943/44 учебном году школы на освобожденных территориях возобновили свою работу. В Харькове 1 сентября 1944 г. работало 89% школ довоенного количества. С сентября 1943 г. создавались школы рабочей молодежи, а с сентября 1944 г. – школы сельской молодежи. За годы первой послевоенной пятилетки в регионе в основном было завершено восстановление школ и их учебно-материальной базы, решен вопрос обеспечения их педагогическими и руководящими кадрами, повышения их квалификации, общеобразовательного уровня и педагогического мастерства. Это стало возможным благодаря усилиям всего населения, государственных органов и общественных организаций, помощи других республик, значительных ассигнований, которые отпускало правительство на восстановление школ. К началу 50-х гг. в основном была обеспечена общая семилетняя учеба для детей школьного возраста. В 1958 г. в системе народного образования вместо обязательной семилетней была организована восьмилетняя школа, которая давала ученикам общеобразовательные и технические знания. Полное среднее образование можно было получить в школах рабочей и сельской молодежи или в общеобразовательной средней политехнической школе, соединяя учебу с трудом. Политехнизация средней школы кроме позитивного имела некоторые серьезные изъяны: сведение ее к профессиональной подготовке учеников, что вело к ослаблению изучения общеобразовательных дисциплин. В середине 60-х годов эти недостатки были устранены. 70-ые годы были отмечены завершением перехода к общему среднему образованию.

Вместе с изменениями средней школы произошли изменения в профессионально-техническом образовании. Школы фабрично-заводского обучения, ремесленные, строительные училища и т.д. были преобразованы на дневные и вечерние городские профессионально-технические училища со сроком обучения от 1 до 3 лет и в сельские профтехучилища (срок обучения 1-2 года). Профтехучилища вместе с профессией давали и среднее образование.

Высшее образование на Слобожанщине относительно быстро было восстановлено. Еще в ходе войны были найдены средства для реэвакуации и возобновления работы университета и других высших учебных заведений. Одной из причин быстрого их возрождения после войны было сохранение научных школ, традиций, ценного опыта, который был накоплен в предыдущие века. Невзирая на трудности с помещением, электро- и водо- обеспечением, острый недостаток приборов, мебели, оборудования, постепенно была возобновлена работа высших учебных заведений. Еще в ходе войны была возобновлена их научная работа и издательская деятельность. Так, в университете состоялось 8 научных конференций.

В 60-80-х годах дальше укреплялась материально-техническая база вузов, строились учебные корпуса, общежития, столовые, спортивные комплексы. С 1963 г. Харьковский университет окончательно расположился в довоенном и величественном помещении Дома проектов, которое было отстроено и реконструировано.

Продолжался процесс образования новых высших учебных заведений. Так, в 1958 г. был создан Украинский заочный политехнический институт, в 1960 г. – зооветеринарный, в 1963 г. – институт искусств им. Г. П. Котляревского, В 1965 г. в Сумах открылся филиал Харьковского политехнического института. В целом высшая школа выполняла возложенную на нее задачу подготовки кадров для экономики, науки и культуры. Между тем в развитии средней, средней специальной и высшей школы сказались и некоторые черты так называемого «периода застоя»: не всегда отвечал современным условиям уровень подготовки специалистов, а также перечень специальностей, медленно шло обновление материально-технической базы, кадрового состава и т.п.

Современный этап развития высшего образования характеризуется, между прочим, появлением многих новых образовательных учреждений на коммерческой основе, а также отдельных групп на коммерческих условиях и в государственных вузах. Это объясняется недостаточным финансированием системы высшего образования. Наш регион в этом плане оказался наиболее уязвимым, потому что концентрация вузов у нас чрезвычайно высока. Вместе с тем просто сокращать количество высших учебных заведений было бы также нецелесообразно, потому что это не только опытные кадры педагогов, а еще и традиции, накопленные поколениям.

Характерной особенностью развития науки в послевоенный период стало совершенствование сети научно-исследовательских учреждений путем приближения их к производственной базе. С каждым годом эта сеть увеличивалась. В Харькове в послевоенное десятилетие действовало уже 93 научно-исследовательских учреждений. Научным центром Украины, как и ранее, была Академия наук УССР. В ее состав входил среди других и Харьковский научный центр (был создан в 1971 г.) В 1981 г. Харьковский центр был переименован в Северо-восточный.

За послевоенный период в различных учреждениях региона работали многие выдающиеся ученые, которые обогатили науку новыми достижениями. Среди них Г. П. Барабашов – астроном, академик АН УССР, О. В. Погорелов – математик, академик АН СССР; В. И. Атрощенко – химик, академик АН УССР; О. И. Ахиезер – физик, академик АН УССР; В. О. Марченко – математик, академик АН УССР; И. Веркин – физик, академик АН УССР; И. М. Лифщиц – физик, академик АН УССР и АН СССР; В. М. Никитин – физиолог, академик АН УССР; К. Д. Синельников – физик, академик АН УССР и многие другие.

Так же, как и образование, наука на современном этапе переживает не наилучшие времена. Впрочем, как это хорошо известно, именно наука сегодня является основой развития и производства, и социальной сферы. Поэтому одним из первоочередных заданий в нашем регионе является сохранение и использование мощного научного потенциала.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.013 с.)