Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литературная жизнь Харькова.

Поиск

Харьков литературный - это особая статья. Если говорить об именах известных, то одни здесь только начинали, другие делали вынужденную посадку, третьи, подобно Ивану Алексеевичу Бунину, привязывались к городу одной из тех тысяч нитей, чьи пути неисповедимы. Но очень мало для кого Харьков стал станцией назначения на пути в большую литературу. Отчего так? Может быть оттого, что Харьков не провинциален, он всегда со столицами на равных, вот только чином соответствующим не вышел. Менталитет города складывался на стыке украинской и русской культур, но в нем слышно эхо и еврейской, и польской, и татарской культуры...

Харьков по праву считается колыбелью украинской литературы. "Впервые то, что можно уже назвать украинским литературным движением, видим мы в конце второго десятилетия XIX в....: в столице Слободской Украины - Харькове... В Харькове один за другим выступает ряд писателей с большими или меньшими дарованиями, пишущих по-украински в харьковских изданиях: Петр Гулак-Артемовский, автор нескольких прекрасных стихотворений..., Григорий Квитка - автор первых украинских повестей, Амвросий Метлинский и Николай Костомаров - украинские поэты и этнографы. Харькову же принадлежали и такие деятели, как...автор первой украинской грамматики Павловский (1808), издатели украинских песен Цертелев (1819), Срезневский (1833) и др." (М.С.Грушевский. Очерк истории украинского народа). Здесь жили и творили философ и поэт XVIII века Григорий Сковорода, основоположник украинской драматургии Григорий Квитка-Основьяненко, здесь появился первый в Украине литературный журнал "Харьковский Демокрит" (который был, к тому же, и первым юмористическим изданием).

Можно упомянуть и такой феномен, как харьковская диаспора - в не совсем, может быть, традиционном значении слова. На любой параллели вы встретите бывшего харьковчанина, и, как правило, это окажется человек с именем. Если б удалось собрать в одном месте всех интересных людей, чья судьба пересеклась с Харьковом, мы попали бы в компанию знаменитостей, среди которых немало литераторов.

О днях минувших расцвета и трагической гибели харьковских литературных объединений 20-х - 30-х годов, о творчестве одного из величайших русских поэтов второй половины ХХ века - представителе племени шестидесятников Борисе Чичибабине - и о встающей как феникс из пепла украинской литературе расскажет вам Харьковский литературный музей.

Период 90-х годов XX века - первые годы независимости Украины - был ознаменован в Харькове многими литературными начинаниями, которым, как правило (и увы!), не суждено было продолжительное существование. Если ранее литературное творчество хирело под гнетом цензуры, а некоторые инакомыслящие, как например, Эдуард Лимонов, обрели возможность самовыражения, покинув пределы не только Харькова, но и Союза, то теперь литературе приходилось несолоно хлебать из-за финансовых ограничений. У новой Украины было слишком много других неотложных задач, чтобы думать о полномасштабных государственных вложениях в культуру, образование, науку, в том числе и для поддержания литературных организаций и изданий. А меценатами нового толка тогда наше общество еще было не богато.

Однако нельзя пройти мимо того факта, что неоднократно предпринимались попытки организовать самобытные периодические издания и литературные объединения. К ним относятся "Чумацький Шлях" и "Бурсацкий спуск" как попытка воплощения художественных принципов двух групп харьковских литераторов - украинских и русских. Журналы эти выходили в 1992 году. Интересным обещал стать журнал прозы "Темные аллеи", выпуск которого начался в 1995 году. С 1992 по 1998 годы на средства Харьковского благотворительного фонда "Зеркальная струя" издавалась одноименная литературно-художественная газета, что привело к неформальному объединению харьковских поэтов и любителей поэзии. До сих пор длится традиция их встреч у фонтана "Зеркальная струя", что на Сумской - каждое первое воскресенье месяца. Не потерял своего лица и харьковский клуб песенной поэзии имени Юрия Визбора - явление уникальное в культурном пространстве Харькова. Он существует при Доме ученых уже сорок лет как детище бардов 60-х годов и, похоже, собирается оспаривать славу долгожителя у британских клубов.

Харьков - город известных книжных издательств: к ним относятся "Фолио", "Майдан", "Золотые страницы", "Калейдоскоп","Око"и др. Одним из значительных явлений в литературной жизни Харькова стало проведение ежегодных февральских книжных ярмарок, к которым приурочиваются интересные встречи с поэтами, писателями, бардами Украины и России.

Представить харьковскую литературу в полном объеме - конечно, задача непосильная, но здесь вы найдете антологию одной поэтической страницы как отражение харьковской поэзии, информацию о некоторых литературных объединениях и группах, а также познакомитесь с деятельностью Харьковского литературного музея.

 

 

Тренировочные задания.

1. Выделите важнейшие особенности культурного развития Харькова.

2. Аргументируйте следующее утверждение: «Харьков – важнейший культурный центр Украины».

3. Какую роль в становлении Харькова как ведущего центра культурной и научной жизни Восточной Украины сыграл Харьковский университет.

 

 

Составьте таблицу

Выдающиеся деятели науки и культуры города Харькова

и их главные достижения.

 

Деятели науки и их достижения Деятели культуры и их достижения
     
     
     
     
     
     
     
     

ТЕСТЫ

 

1. По чьей инициативе и неустанном попечении был открыт второй в России (почти одновременно с Казанским) и первый в Украине XIX века университет в Харькове:

а) Д.И.Яворницкого;

б) Д.И.Багалея;

в) В.Н.Каразина;

г) П.П.Гулака-Артемовского.

 

2. Автором XVIII века, который создал помимо других литературных произведений 30-ть прозаических басен (сборник «Басни Харьковские») был:

а) А.А.Палицин;

б) П.П.Гулак-Артемовский;

в) Г.С.Сковорода;

г) ваш вариант ответа.

 

3. Автор знаменитых комедий «Сватанье на Гончаровке» и «Шельменко денщик»:

а) И.Е.Срезневский;

б) Г.Квитка-Основъяненко;

в) Н.В.Лысенко;

г) ваш вариант ответа.

 

4. Харьковский университет был открыт:

а) в 1899г.;

б) в 1900г.;

в) в 1805г.

г) в 1905г.

 

5. Первым ректором Харьковского университета был:

а) И.С.Рижский;

б) Е.Н.Дражкова;

в) В.Н.Каразин;

г) П.П.Гулак-Артемовский;

д) ваш вариант ответа.

 

6. Возрождение Харьковского театра в начале XIX века связано с именем его руководителя:

а) М.К.Садовского;

б) К.Т.Сленика;

в) И.Ф.Штейна;

г) Н.И.Шредера.

 

ТЕМА 10. Развитие Украинской культуры в период независимости.

 

В феврале 1954 г. Верховный Совет СССР, исходя из исторических и культурных связей, этнического, территориального единства Украины и Крыма, своим указом включил Крымскую область в состав УССР. При этом были допущены нарушения процессуальных норм: решение прини­мали единолично Г. Маленков, И. С. Хрущев. Верховный Совет России не обсуждал этого вопроса, на Президиуме ВС СССР при обсуждении не было кворума. В мае 1992 г. Верховный Совет России признал не име­ющим юридической силы решение 1951 г., однако это противоречит Хельсинкским соглашениям 1975 года.

В первой половине 50-х гг. постепенно открывались возможности проведения новой политики, потребность в которой очень остро назрела.

Новая политика была связана с деятельностью II. С. Хрущева и проявлялась:

- в первых шагах по десталинизации общества (прекращение ре*
прессий, начало реабилитации незаконно репрессированных, некоторое
ослабление жесткого идеологического контроля, критика культа личности
Сталина и т. д.);

- в экспериментах в сельском хозяйстве (участие Украины в
подъеме целинных земель потребовало от нее немалых затрат; введение
новой системы севооборотов; ликвидация МТС по инициативе Украины;
попытки решения кадровых проблем села и др.);

- в переменах в промышленности (решение о ликвидации отрас­
левых министерств и введение совнархозов, в соответствии с которым
под контроль Украины в 1957 г. перешло до 97% заводов республики
- в сравнении с 34% в 1953 г.; ускорение реконструкции предприятий,
увеличение выпуска товаров народного потребления и др.);

- в проведении денежной реформы 1961 г.;

- в развитии социальной сферы (повышение жизненного уровня,
рост доходов трудящихся на Украине между 11)51 и 1958 г. на 230%
и др.);

Либерализация общественно-политической и духовной жизни поз­волила сформироваться целому поколению «шестидесятников)) (прежде всего деятелей науки, культуры, искусства), расширить границы твор­ческого самовыражения интеллигенции. Среди новых имен — В. Симо-неико, Л. Костенко, Е. Сверстюк, И/Дзюба, И. Драч, Д. Иавлычко и др. Они требовали исправления перегибов сталинизма, гарантий свободного культурного развития народа в будущем, обеспечения украинскому язы­ку ведущей роли в образовании и культурной деятельности в республике Эти требования часто переходили установленные рамки либерализации и в начале 60-х гг. начали пресекаться. «Шестидесятники» сыграли важ­ную роль в общественно-политических процессах второй половины 80-х —начала 90-х гг., в провозглашении и становлении суверенного укра­инского государства.

Реформы Хрущева содержали позитивные моменты, но вследствие их половинчатости и непоследовательности (они не затрагивали основ ко­мандно-административной системы, экономические преобразования дополнялись глубокой демократизацией общества и т. д.) кардинальных изменений в экономике и других сферах общественной жизни не про­изошло. Народное хозяйство продолжало развиваться экстенсивным пу­тем.

Смещение Хрущева в октябре 19(54 г. фактически означало отказ от реформ и либерализации. На Украине, как и в стране в целом, на­ступило целое двадцатилетие господства консервативных тенденций.

В последние десятилетия украинская культура находилась в кри­тическом состоянии вследствие ее идеологизации, сужения сферы испо­льзования украинского языка, снижения качества образования.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Происходящая реформа образования вызвана глубокими социаль­ными, политическими и экономическими изменениями в современном обществе Украины. Назрела необходимость повышения профессиональ­ной подготовки специалистов различных отраслей человеческого знания, соответствующего мировым требованиям, усиления гуманитарного об­разования.

Для этого на Украине осуществляется переход к специализирован­ной системе образования: гимназии, технические и гуманитарные лицеи, колледжи. Высшие учебные заведения в ближайшее время переходят на 2-звейную подготовку специалистов: бакалавров и магистров.

 

- численность научных работников на Украине в 1989 г. соста­
вила — 220 тыс. чел., каждый второй занят в области технических
наук;

- произошло развитие прогрессивных форм связи науки с произ­
водством (более 100 научно-производственных объединении, межотрас­
левых научно-технических комплекса, десятки хозрасчетных центров
НТТМ);

- вследствие тяжелейшего финансового кризиса происходит свер­тывание фундаментальных исследований, что грозит отставанием развитию науки на Украине от мирового уровня разработок по многим на­правлениям;

- раздробленность науки па академическую, вузовскую и отрас­
левую, командно-административные формы руководства наукой и дру­
гие причины обусловили то обстоятельство, что республика практически
осталась в прошлой технологической эпохе.

Летом 1990 г. образована Украинская научная ассоциация (УНА)

добровольная общественная организация научных работников. Цель

возрождение украинской науки.

 

Важный вклад в возрождение национального самосознания внесла публицистика: 0. Гончар, И. Драч, Д. Иавлычко, И. Дзюба, И. Мовчан;

- началась разработка экологической тематики (в том числе Чер­
нобыльской): С. Плачинда, Ю. Щербак, С. Иовенко, И. Драч, Б. Олей-
ник, В. Яворивский и др.;

Произошло «возвращение» из прошлого романов В. Винничеико, драм М. Кулиша, прозы М. Хвылевого, новелл Г. Косынки и др.; пуб­ликация произведений Г. Тютюпника,- В. Стуса, В. Голобородько, Б. Чи-чибабииа и др.;

Активное участие принимают писатели Украины в общественно-по­литической жизни, прежде всего в качестве народных депутатов Укра­ины и депутатов местных Советов;

Возрождается украинская народная тематика в кинематографе (творчество режиссеров А. Денисенко, П. Волошина, С. Чернмлевского, А. Дончика), в музыкальной жизни, изобразительном искусстве.

1989 г. — Верховным Советом принят Закон УССР «О языках в Украинской ССР», направленный на защиту национального языка. Ук­раинский язык объявлен государственным наряду с русским — языком международного общения. Закон создает возможности для развития язы­ков других национальностей.

Нерешенные проблемы в сфере образования,, науки и культуры
снижают интеллектуальный и духовный потенциал народа, что становит­
ся причиной застоя в развитии научно-технического и социального про­
гресса Украины.

 

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Определите важнейшие на ваш взгляд проблемы развития художественной культуры Украины XX века.

2. Охарактеризуйте основные тенденции и направления развития украинского профессионального театра и музыки XX века.

3. Почему XX век в истории украинской культуры называют эпохой национально-культурного возрождения.

Составьте таблицу

Выдающиеся деятели науки и культуры Украины

XX века и их главные достижения.

Деятели науки и их достижения Деятели культуры и их достижения
     
     
     
     
     
     
     
     

ТЕСТЫ

1. Наибольшая творческая активность творцов художественной жизни в УССР приходится на:

а) 1920-е;

б)1930-е;

в01940-е.

 

2. Во времена УССР какой художественный метод преобладал в искусстве:

а) социалистический реализм;

б) критический реализм;

в) мифологический реализм.

 

3. Главной задачей творцов времен УССР было восхваление:

а) исторического прошлого Украины;

б) советской действительности;

в) общечеловеческих ценностей.

 

4. Какие достижения были во времена УССР:

а) создано украинское поэтическое кино;

б)сохранен лирический герой в поэзии;

в) создана самобытная архитектура;

г) расцвела украинская музыкальная школа.

 

5. В советские времена на Украине главным направлением культуры было объявлено:

а) процесс интернационализации;

б)сохранение и углубление национальных традиций.

 

6. Какие виды искусства получили наибольший взлет в УССР:

а) литература;

б) архитектура;

в) музыка;

г) кино;

д) театр;

е) живопись.

 

 

ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.117.113 (0.009 с.)