Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура Украины в эпоху Просвещения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В эпоху Просвещения украинская культура в большой мере еще оставалась под влиянием барокко как типа культуры в его западном и православном вариантах. Идеи жившего в это время Г.С. Сковороды вряд ли можно считать украинским отражением идеологии Просвещения, они скорее завершают предшествующий период культуры. Просветительский тип представлен в украинской культуре весьма слабо. Начиная с первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. и при ее дальнейших разделах объективно происходит объединение разных частей украинской территории и их населения, но процессу консолидации украинцев продолжает препятствовать конфессиональная разобщенность. Как известно, уравнение в правах православных с католиками в Речи Посполитой и борьба против этого, начатая Барской конфедерацией в 1768 г., послужили основой для вмешательства России, что затем привело к разделам Польши. Таким образом, мы видим, что религиозно-культурный фактор сыграл гигантскую роль в исторической судьбе Речи Посполитой и Восточной Европы в целом. Западная Украина вошла в состав Австрийской империи в эпоху реформ Иосифа II. Многие из них касались и церкви и, как ни парадоксально, переход Галиции в руки Габсбургов весьма благоприятно сказался на статусе униатской церкви. Австрийское правительство, проводя секуляризацию и ставя церковь под жесткий государственный контроль, в итоге осуществило многие из давних программных устремлений православного духовенства, перешедшего в унию. Только в Галиции униатская церковь обрела тот же статус, что и католическая церковь, стала официально именоваться греко-католической (с 1774 г.), и униатство (или католицизм восточного обряда) как конфессия приобрело свой современный облик. В 1775-1784 гг. в Вене работала семинария для подготовки униатского духовенства. В 1783 г. ей на смену пришла греко-католическая семинария во Львове. В 1784 г. был открыт Львовский университет, где преподавание велось на латыни. Чтобы сделать университетские курсы доступными и униатскому духовенству, при нем было открыто специальное отделение («Studium Ruthenorum»), существовавшее до 1809 г. Преподавание здесь велось на «языке рутенскои церкви». Главным результатом этих мер было формирование к началу XIX в. нового поколения униатского приходского духовенства, несравненно более просвещенного и лучше профессионально подготовленного, чем прежде. Униатская церковь в лице епископов Льва Шептицкого и Максимилиана Рылло оказалась в орбите влияний культуры и идеологии Просвещения, они пытались предпринять ряд реформ в этом духе. Их дело продолжил униатский митрополит Феодосии Ростоцкий, на время которого пришлись второй и третий разделы Польши. Он первым из униатских иерархов стал в 1790 г. сенатором, а также главой сеймовой комиссии по делам греко-католической церкви. Было решено создать семинарии для подготовки белого духовенства, назначить епископам постоянные пенсии. На основе Конституции 3 мая 1791 г., провозгласившей религиозную свободу, было решено создать автокефальную православную церковь в Речи Посполитой. Для этой цели в 1791 г. в Пинске был созван собор православного духовенства, решения которого были одобрены сеймом, хотя Рим выразил свое недовольство. Россия в 1795 г. в ответ на отказ Феодосия Ростоцкого присягнуть Екатерине II упразднила на Украине митрополичью кафедру и 4 униатские епархии, оставив Полоцкую архиепископию. На присоединенных территориях были созданы 4 новые православные епархии. В 1795 г. упразднены все базилианские монастыри, а их имущество передано казне. Простые униаты в большинстве переходили в православие, реже — в католичество по призыву могилевского католического епископа Станислава Богуша-Сестренцевича, поддерживавшего политику Екатерины П. В культуре сохраняются старые, привычные формы. В 1791 г. Почаевская лавра издала «Богогласник» — ставший популярным в очень широкой среде сборник религиозных полуфольклорных песен украинско-белорусских униатов. Сохраняет свое значение рукописная книга. В середине XVIII в. начинается процесс становления новой украинской литературы. Он подготавливается сатирами середины - второй половины XVIII в., где барочная смеховая стихия приобретает некоторое просветительско-обличительное звучание, оставаясь в целом в рамках народной смеховой культуры. Таковы антиклерикальные «Пекельный Марко», «Плач киевских монахов», высмеивающие дворянских выскочек «Доказательства Хама Данилея Куксы потомственных». Украинский стих окончательно переходит на силлабо-тоническую систему. Интереснейшим историко-художественным сочинением стала анонимная «История русов» (рубеж XVIII - XIX вв.), излагавшая историю Украины с древнейших времен, делая акцент на 1648-1654 гг. Автор осуждал полонизацию, религиозные притеснения, крепостное право с позиций республиканизма, выражая настроения той части дворянства, которая была увлечена стариной и идеей автономизации. Сочинение, превосходно написанное по-руссжя приобрело широкое хождение. Воспитанники музыкальной школы в столице гетманства Глухове М.С. Березовский и Д.С. Бортнянский, пройдя итальянскую школу, возвестили переход к раннему классицизму в русской музыке. Церковные хоры Д.С. Бортнянского и А.Ф. Веделя стали достоянием общероссийского церковного пения. В общероссийскую культуру влилось творчество художников-украинцев А.Ф. Лосенко — мастера академического исторического жанра и великих портретистов Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского. Их деятельность в Петербурге значительно укрепила процесс становления новой русской живописи. Истоки просветительской идеологии, содержащей как один из главнейших постулатов представление об определяющей роли сознания в развитии общества, рационализм и антисхоластику, заметны в Белоруссии уже к концу XVII в. В этой связи прежде всего необходимо назвать брестского шляхтича Казимира Лышчынского (1634-1689), создателя весьма оригинальной философской системы, глубоко атеистичной в своей основе, воспитанника иезуитского ордена, в котором он сам довольно долгое время состоял. Его жизнь и смерть — весьма яркая иллюстрация нравов Речи Посполитой того времени. Просветитель и педагог, открывший собственную школу, где обучались дети всех сословий, включая и крестьян, К. Лышчинский за свои взгляды был приговорен католическим духовным судом к сожжению, как это делала инквизиция.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ. 1. Почему украинская культура второй половины XVIII века утратила некоторые черты национальной самобытности? 2. Выделите характерные особенности архитектуры украинского барокко XVIII века. 3. Определите место Киево-Могилянской академии коллегиумов в развитии науки и культурной жизни Украины второй половины XVII – XVIII веков.
Составьте таблицу Выдающиеся деятели науки и культуры Украины второй половины XVII –XVIII веков и их главные достижения
ТЕСТЫ Тест 1. Вторая половина XVII - XVIII веков вошла в историю украинской культуры как период: а) Ренессанса; б) Просвещения; в) Барокко. Тест 2. Ведущую роль в украинской культуре второй половины XVII – XVIII веков сыграло: а) казачество; б)духовенство; в)крестьянство; г) дворянство. Тест 3. Какие художественные стили были присущи художественной культуре Украины второй половины XVII XVIII веков: а) барокко; б) реализм; в) романтизм; г) классицизм. Тест 4. Какие виды искусства получили развитие на Украине второй половины XVII – XVIII веков: а) музыка; б) декоративно-прикладное искусство; в) литература; г) архитектура; д) театр; е) все названное выше. Тест 5. Художественная жизнь на Украине второй половины XVII – XVIII веков наиболее полно способствовала: а) профессиональному искусству; б) народному творчеству. Тест 6. Какие начала имели преимущество в культуре Украины второй половины XVII XVIII веков: а) религиозно-духовные; б) светские; в) это было время объединения религиозно-духовного и светского. Тест 7. Взаимодействие с какой культурой было наиболее характерным для украинской культуры второй половины XVII – XVIII веков: а) западноевропейской; б) российской; в) византийской.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.189.237 (0.01 с.) |