Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Украины в эпоху Просвещения.

Поиск

В эпоху Просвещения украинская культура в большой мере еще остава­лась под влиянием барокко как типа культуры в его западном и православ­ном вариантах. Идеи жившего в это время Г.С. Сковороды вряд ли можно считать украинским отражением идеологии Просвещения, они скорее завер­шают предшествующий период культуры. Просветительский тип представ­лен в украинской культуре весьма слабо. Начиная с первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. и при ее дальнейших разделах объективно происходит объединение разных частей украинской территории и их населения, но про­цессу консолидации украинцев продолжает препятствовать конфессиональ­ная разобщенность. Как известно, уравнение в правах православных с като­ликами в Речи Посполитой и борьба против этого, начатая Барской конфедерацией в 1768 г., послужили основой для вмешательства России, что затем привело к разделам Польши. Таким образом, мы видим, что религиоз­но-культурный фактор сыграл гигантскую роль в исторической судьбе Речи Посполитой и Восточной Европы в целом.

Западная Украина вошла в состав Австрийской империи в эпоху реформ Иосифа II. Многие из них касались и церкви и, как ни парадоксально, пере­ход Галиции в руки Габсбургов весьма благоприятно сказался на статусе уни­атской церкви. Австрийское правительство, проводя секуляризацию и ставя церковь под жесткий государственный контроль, в итоге осуществило мно­гие из давних программных устремлений православного духовенства, пере­шедшего в унию. Только в Галиции униатская церковь обрела тот же статус, что и католическая церковь, стала официально именоваться греко-католи­ческой (с 1774 г.), и униатство (или католицизм восточного обряда) как кон­фессия приобрело свой современный облик.

В 1775-1784 гг. в Вене работала семинария для подготовки униатского духовенства. В 1783 г. ей на смену пришла греко-католическая семинария во Львове. В 1784 г. был открыт Львовский университет, где преподавание ве­лось на латыни. Чтобы сделать университетские курсы доступными и униат­скому духовенству, при нем было открыто специальное отделение («Studium Ruthenorum»), существовавшее до 1809 г. Преподавание здесь велось на «языке рутенскои церкви». Главным результатом этих мер было формирование к началу XIX в. нового поколения униатского приходского духовенства, не­сравненно более просвещенного и лучше профессионально подготовленно­го, чем прежде.

Униатская церковь в лице епископов Льва Шептицкого и Максимилиана Рылло оказалась в орбите влияний культуры и идеологии Просвещения, они пытались предпринять ряд реформ в этом духе. Их дело продолжил униат­ский митрополит Феодосии Ростоцкий, на время которого пришлись второй и третий разделы Польши. Он первым из униатских иерархов стал в 1790 г. сенатором, а также главой сеймовой комиссии по делам греко-католической церкви. Было решено создать семинарии для подготовки белого духовенства, назначить епископам постоянные пенсии. На основе Конституции 3 мая 1791 г., провозгласившей религиозную свободу, было решено создать авто­кефальную православную церковь в Речи Посполитой. Для этой цели в 1791 г. в Пинске был созван собор православного духовенства, решения ко­торого были одобрены сеймом, хотя Рим выразил свое недовольство. Россия в 1795 г. в ответ на отказ Феодосия Ростоцкого присягнуть Екатерине II уп­разднила на Украине митрополичью кафедру и 4 униатские епархии, оставив Полоцкую архиепископию. На присоединенных территориях были созданы 4 новые православные епархии. В 1795 г. упразднены все базилианские мона­стыри, а их имущество передано казне. Простые униаты в большинстве пере­ходили в православие, реже — в католичество по призыву могилевского ка­толического епископа Станислава Богуша-Сестренцевича, поддерживавшего политику Екатерины П.

В культуре сохраняются старые, привычные формы. В 1791 г. Почаевская лавра издала «Богогласник» — ставший популярным в очень широкой среде сборник религиозных полуфольклорных песен украинско-белорусских униа­тов. Сохраняет свое значение рукописная книга. В середине XVIII в. начина­ется процесс становления новой украинской литературы. Он подготавлива­ется сатирами середины - второй половины XVIII в., где барочная смеховая стихия приобретает некоторое просветительско-обличительное звучание, оставаясь в целом в рамках народной смеховой культуры. Таковы антикле­рикальные «Пекельный Марко», «Плач киевских монахов», высмеивающие дворянских выскочек «Доказательства Хама Данилея Куксы потомственных». Украинский стих окончательно переходит на силлабо-тоническую систему. Интереснейшим историко-художественным сочинением стала анонимная «История русов» (рубеж XVIII - XIX вв.), излагавшая историю Украины с древнейших времен, делая акцент на 1648-1654 гг. Автор осуждал полониза­цию, религиозные притеснения, крепостное право с позиций республиканиз­ма, выражая настроения той части дворянства, которая была увлечена ста­риной и идеей автономизации. Сочинение, превосходно написанное по-руссжя приобрело широкое хождение.

Воспитанники музыкальной школы в столице гетманства Глухове М.С. Березовский и Д.С. Бортнянский, пройдя итальянскую школу, возвес­тили переход к раннему классицизму в русской музыке. Церковные хоры Д.С. Бортнянского и А.Ф. Веделя стали достоянием общероссийского цер­ковного пения. В общероссийскую культуру влилось творчество художников-украинцев А.Ф. Лосенко — мастера академического исторического жанра и великих портретистов Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского. Их деятель­ность в Петербурге значительно укрепила процесс становления новой рус­ской живописи.

Истоки просветительской идеологии, содержащей как один из главней­ших постулатов представление об определяющей роли сознания в развитии общества, рационализм и антисхоластику, заметны в Белоруссии уже к кон­цу XVII в. В этой связи прежде всего необходимо назвать брестского шляхти­ча Казимира Лышчынского (1634-1689), создателя весьма оригинальной фи­лософской системы, глубоко атеистичной в своей основе, воспитанника иезуитского ордена, в котором он сам довольно долгое время состоял. Его жизнь и смерть — весьма яркая иллюстрация нравов Речи Посполитой того времени. Просветитель и педагог, открывший собственную школу, где обу­чались дети всех сословий, включая и крестьян, К. Лышчинский за свои взгля­ды был приговорен католическим духовным судом к сожжению, как это де­лала инквизиция.

 

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Почему украинская культура второй половины XVIII века утратила некоторые черты национальной самобытности?

2. Выделите характерные особенности архитектуры украинского барокко XVIII века.

3. Определите место Киево-Могилянской академии коллегиумов в развитии науки и культурной жизни Украины второй половины XVII – XVIII веков.

 

Составьте таблицу

Выдающиеся деятели науки и культуры Украины второй половины

XVII –XVIII веков и их главные достижения

Деятели науки и их достижения Деятели культуры и их достижения
     
     
     
     
     
     
     
     

 

ТЕСТЫ

Тест 1. Вторая половина XVII - XVIII веков вошла в историю украинской культуры как период:

а) Ренессанса;

б) Просвещения;

в) Барокко.

Тест 2. Ведущую роль в украинской культуре второй половины XVII – XVIII веков сыграло:

а) казачество;

б)духовенство;

в)крестьянство;

г) дворянство.

Тест 3. Какие художественные стили были присущи художественной культуре Украины второй половины XVII XVIII веков:

а) барокко;

б) реализм;

в) романтизм;

г) классицизм.

Тест 4. Какие виды искусства получили развитие на Украине второй половины XVII – XVIII веков:

а) музыка;

б) декоративно-прикладное искусство;

в) литература;

г) архитектура;

д) театр;

е) все названное выше.

Тест 5. Художественная жизнь на Украине второй половины XVII – XVIII веков наиболее полно способствовала:

а) профессиональному искусству;

б) народному творчеству.

Тест 6. Какие начала имели преимущество в культуре Украины второй половины XVII XVIII веков:

а) религиозно-духовные;

б) светские;

в) это было время объединения религиозно-духовного и светского.

Тест 7. Взаимодействие с какой культурой было наиболее характерным для украинской культуры второй половины XVII – XVIII веков:

а) западноевропейской;

б) российской;

в) византийской.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.189.237 (0.01 с.)