Тема 1. Феномен украинской культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Феномен украинской культуры.



Развитие мировой художественной культуры невозможно представить без палитры национальных культур. В этом многообразии живет и украинская художественная культура, которой свойственны неповторимые самобытные черты, определяющие её неповторимое лицо в общем контексте мировой художественной жизни.

Феномен украинской художественной культуры сложный и многогранный. Процесс становления и эволюции проходил в тяжелых исторических условиях. Украинская культура испытала горечь утрат, и в то же время сумела сохранить то главное, что обеспечило ей продолжение жизни. При этом ее история обусловлена историей народа, возникает одновременно с ней.

Вопрос о возникновении украинского народа остается дискуссионным и сегодня, ученые пытаются обратиться к древним корням этноса. Существует огромное множество научных теорий о возникновении украинского народа. По вопросу этногенеза украинцев следует выделить две основные теории: теорию автохтонности украинского народа; миграционную теорию.

Миграционные процессы происходили здесь очень часто и поэтому установить точку отсчета достаточно сложно, а то и вообще невозможно. Существует целый ряд теорий, рассматривающих формирование украинской народности, как этнической общности, по разному. Некоторые из них соотносят время выделения украинцев из состава восточнославянских народностей с XII-XIII веками. Другие видят украинцев прямыми наследниками южных восточнославянских племен антов и ведут их историю с IV века. Есть и те исследователи, которые как В.Петров видят этногенетические истоки украинцев в племенах Трипольской культуры (4-2 тысячелетие до н.э.). Находятся сторонники теории (Ю.Каныгин, О.Борисова, Л.Селенко и др.) происхождения украинского народа от племен ариев (ориев)- земледельческих племен, проживавших на степных просторах от Карпат до Днепра (в 8 тысячелетии до н.э.). Существуют и другие версии этногенеза украинцев, их количество подчеркивает сложность изучения данной проблемы. Не отдавая преимущество ни одной из них, попытаемся погрузиться в прошлое народа, представить его художественные ориентиры и устремление в далеком прошлом. Как и культуры других восточнославянских народов история украинской культуры содержит в себе то, что было свойственно глубокой архаике и создавалось тысячелетиями. Культура народа всегда была в контексте постоянных изменений, которые происходили в землях Украины, влияли на способ жизни и характер деятельности людей, проживавших здесь.

Исторический путь украинцев тяжелый и тернистый. Народ отличает трудолюбие, любовь к семье и отечеству. Попытаемся определить факторы, повлиявшие на формирование основных качеств украинско-художественной культуры. Люди, которые с древнейших времен проживали на территории Украины, были связанны с условиями степи, лесостепи и леса. Это определило характер их жизнедеятельности и особенности взаимоотношения. Важнейшим из занятий восточных славян было земледелие, наряду с скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством. Эти виды хозяйственной деятельности требовали не только физической выносливости, но и трудолюбия, стойкости, терпения. Значительные результаты хозяйствования были напрямую связанны с созданием крепкого хозяйства, и совместного дружного труда. Необходимо было твердо придерживаться традиции. Основные занятие древних людей на территории Украины способствовали становлению трудолюбивой большой семьи, в которой царили любовь, трудолюбие и взаимное уважение. Отношение с соседями строились на взаимопомощи, доброжелательности и уважении. Природные условия с древних времен и обусловленные ими виды хозяйственной деятельности формировали определенный тип человека.

Предки Украинцев тесным образом были связанны с природой. Знание природных явлений и их использование в повседневной деятельности обеспечивало возможность нормальной жизни и эффективного ведения хозяйства. Отношение к природе, характеризовалось не только её обожествлением и страхом перед ней, но и гармонией, стремлением жить в соответствии с природными началами, желанием быть близкими к ней своим внутренним и внешним состоянием.

Изменение быта и культуры в широких народных массах происходят достаточно медленно, занимая продолжительный отрезок времени, что и обеспечивает устойчивость основных черт этнической психологии. Это и есть те факторы, которые и обеспечивают преемственность в украинской культуре и сохранение Украинским народом своей идентичности на протяжении столетий даже в тот период, когда его территория была разделена границами между разными политическими организмами и когда социально-экономические и политические процессы тормозили культурную жизнь, дезинтегрировали Украинскую культуру.

Культура является тем комплексом норм поведения и представлений о себе и мире, которая делает возможным самосознание членов общества и с этой целью распространяется в пределах каждого поколения и передается следующему. Поэтому культура рассматривается в системе социальной коммуникации в процессе выработки ценностей, которые делают возможными ориентацию индивидуумов и групп в обществе. Эти ценности и ориентации усваиваются и осознаются посредством системы знаков и символов. Вот почему своеобразие культуры проявляется, прежде всего, в своеобразии знаковой системы, в которой она воплощена. Через свойственную ей систему знаков функционирует нормативный аспект культуры, который в значительной степени определяет модели поведения и интеллектуальной деятельности.

1.1. Понятие культуры. Виды и функции.

Понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Объясняется это, прежде всего тем, что культура выражает глубину и необъятность человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна и сама культура.

В научной литературе встречается множество определений понятия культура. Подчас высказывается мнение, что найти полноценное определение, вбирающее все аспекты этого разностороннего понятия, невозможно. Это мнение отчасти подтверждено тем фактом, что в книге американских культурологов А. Кребера и К. Клакхона «Культура. критический обзор концепций и определений» приведено более 150 определений культуры. Книга вышла в свет в 1952 году, и вполне понятно, что в настоящее время существует гораздо большее число определений. Российский исследователь Л.Е. Кертман насчитывает их более 400. Однако, американские авторы наглядно показали, что все определения можно разделить на группы в зависимости от аспекта, на который делается акцент. Они выделяют пять основных групп, к одной 13 которых можно отнести практически любое из имеющихся определений:

1. Культура как особая сфера деятельности, связанная с
мышлением, художественной культурой, нормами этики и этикета.

2. Культура как показатель общего уровня развития общества.

3.Культура как общность, характеризующаяся особым набором ценностей и правил.

4. Культура как система ценностей и представлений того или иного
класса.-

5. Культура как духовное измерение всякой сознательной
деятельности.

Систематизация, приведенная выше, дает комплексное представление о том, какой смысл придается сейчас понятию культура. 3 наиболее обобщённом значений Культура - совокупность осмысленной творческой деятельности людей; сложная, многофункциональная система, вбирающая в себя разнообразные аспекты человеческой деятельности.

Наиболее традиционным является представление о культуре как) совокупном результате деятельности человека. Одни ученые относят: культуре только творчество, другие же включают в нее все виды деятельности независимо от характера получаемого результата и т.д.Многие ученые отмечают, что культура как феномен стала возможной только благодаря способности человека к деятельности. С этой точки зрения представляет интерес определение культуры французского культуролога А. де Бенуа: «Культура - это специфика человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, появление его на арене истории надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека, является частью определения человека как такового». Человек и культура, отмечает А. де Бенуа, неразрывны, подобно растению и почве, на которой оно произрастает.

Теперь же, попытаемся восстановить историю слова «культура», выявить особенности его употребления в различные периоды истории человечества.

Слово «культура» латинского происхождения. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима. Первоначально оно обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо. Например, римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234— 149дон.э.) написал трактат о земледелии, который назвал «Агрикультура». Однако этот трактат посвящен не просто принципам обработки земли, но и способам ухода за ней, что предполагает не просто возделывание почвы, но и особое душевное отношение к ней. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т.е. не будет культуры. Слово «культура» уже в те времена означало не только обработку, но и почитание, восхищение, поклонение. Именно этим и объясняется родственность понятий «культура» и «культ».

Римляне употребляли слово «культура» с каким-либо объектом в родительном падеже: культура поведения, культура речи и т.д. Римский оратор и философ Цицерон (106—43 до н.э.) использовал этот термин применительно к развитию человеческой духовности посредством изучения философии. Философию он считал культурой духа или ума.

В эпоху средневековья слово «культура» употреблялось крайне редко, уступив место слову «культ». Объектом поклонения стали, прежде всего, христианские, религиозные идеалы. Наряду с этим, весьма существенную роль играл и характерный для рыцарства культ доблести, чести и достоинства. В эпоху Возрождения происходит возврат к античному пониманию слова «культура». Под ним стали подразумевать гармоничность развития человека и активное проявление присущего ему деятельного, творческого начала. Но, тем не менее, самостоятельное значение слово «культура» приобрело лишь в конце XVII века в трудах немецкого юриста и историографа С. Пуфендорфа (1632—1694). Он начал употреблять его для обозначения результатов деятельности общественно значимого человека. Культура противопоставлялась Пуфендорфом природному или естественному состоянию человека. Культура понималась как противостояние человеческой деятельности дикой стихии природы. В дальнейшем это понятие употребляется все чаще для обозначения уровня человеческой просвещенности, образованности, воспитанности.

Изменение в понимании культуры было связано с изменением условий жизни человека, с переоценкой им значимости результатов собственного труда. Ремесло становится лидирующим видом человеческой деятельности, что и даёт человеку право ощутить себя носителем культуры. Город превращается в доминанту жизненного пространства, а города-полисы еще в античности понимались как пространство обитания культуры.

Кроме того, наступила эпоха технического и промышленного переворотов, эпоха великих географических открытий, колониальных захватов и активного внедрения машинного производства. Очевидность определяющей роли человека во всех этих процессах и стала причиной переосмысления роли культуры. Её начали рассматривать как особую самостоятельную сферу человеческой жизни.

Особенно большое внимание стали уделять понятию «культура» мыслители Просвещения. Французские просветители XVIII века (Вольтер, Кондорсе, Тюрго) сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию духовности человека. История общества понималась как постепенное его развитие от ступени варварства и невежества к просвещенному и культурному состоянию Невежество — «мать всех пороков», а просвещенность человека высшее благо и добродетель. Культ разума становится синонимом культуры. На это понятие обращают все большее внимание, как философы, так и историки. Появляются новые термины, связанные самым непосредственным образом с понятием «культура»: «философия истории», «эстетика», «гуманитарный», «цивилизация».

Просветители способствовали тому, чтобы и чувственное отношение человека к действительности стало предметом разумного, или научного, познания. Немецкий философ А. Г. Баумгартен назвал науку о совершенном чувственном познании «эстетикой». Этот термин некоторыми мыслителями стал позже употребляться как синоним культуры вообще.

Однако именно в XVIII веке возникают и предпосылки принципиально иного понимания значения культуры. Родоначальником критического отношения к культуре выступил французский мыслитель Жан-Жак Pyccq. Культура легко превращается в свою противоположность, если в ней начинает преобладать материально-вещественное, массовое, количественное начало.

С точки зрения представителей немецкой классической философии, культура — это самоосвобождение духа. Средством освобождения духа называли: Кант - моральное; Шиллер и романтики - эстетическое; Гегель - философское сознание. Следовательно, культура понималась как область духовной свободы человека. Такое понимание было основано на признании многообразия типов и видов культуры, которые являются ступенями восхождения человека к свободе собственного духа.

Карл Маркс считал важнейшим условием духовного освобождения личности коренное изменение сферы материального производства. Развитие подлинной культуры связаны в марксизме с практической деятельностью пролетариата, с революционными преобразованиями, которые он должен осуществить. В марксизме культура понимается как сфера практической деятельности человека, а также - как совокупность > природных и общественных результатов этой деятельности.

В многообразии определений культуры, по мнению Л.Е. Кертмана, три основных подхода, условно названных им антропологическим, социологическим и философским.

Суть первого подхода — в признании самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе своего развития он ни находился, а также - в признании равноценности всех культур на земле. В соответствии с этим подходом любая культура, как и любой человек, уникальна и неповторима, являясь образом жизни отдельного человека или общества. В мире существует не один какой-то уровень культуры, к чему должны стремиться все народы, а множество «локальных» культур, каждая из которых характеризуется своими ценностями и своим уровнем развития. Для понимания сути данного подхода приведем определение, данное понятию культура Питиримом Сорокиным: «Культура - это все, что создано или модифицировано в результате сознательной или несознательной деятельности двух или более индивидуумов, взаимодействующих между собой или взаимообусловливающих поведение друг друга». Нетрудно заметить, что при антропологическом подходе понятие культура понимается очень широко и по содержанию совпадает с историей общества в целом.

Социологический подход старается выявить признаки связи между человеком и обществом. Подразумевается, что в каждом обществе (как и в каждом живом организме) есть некие культуротворческие силы, направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества, жизнь которого начинает все больше зависеть от произведенных им ценностей. Таково своеобразие общественной жизни: над человеком часто господствует то, что рождено им самим.

В 1871 г. вышла в свет книга английского этнографа Э. Тайлора «Первобытная культура». Этого учёного вполне можно считать одним из основоположников культурологии. В данном им определении культуры просматриваются признаки как антропологического, так и социологического видения сущности этого понятия: «С идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее материальном объекте, поведении людей, социальной структуре, информационном сообщении или суждении. Первоначально артефактами стали называть искусственно созданные предметы, обнаруженные в результате археологических экспедиций, чтобы отличать их от объектов природного происхождения. Затем, это слово вошло в искусствоведение, для обозначения произведений искусства. В культурологии это понятие используется для противопоставления явлений культуры жизненной органике. Все природное - антипод артефакта. Но и здесь необходимо заметить, что культуротворческие процессы могут проходить и вне сферы артефактов. Если относить к культуре только все созданное зримо, то многие феномены культуры окажутся как бы несуществующими. Представим себе хотя бы культуру йогов. В ней нет никаких артефактов. Йог развивает собственные психологические и спиритуальные ресурсы. Ничего рукотворного при этом не возникает. Однако достижения йогов, несомненно, входят в сокровищницу культуры.

Но и человеческая деятельность не всегда выступает как проявление культуры. К таковой можно отнести лишь те виды человеческих деяний, которые имеют осмысленный, целенаправленный характер, наделены специфической смысловой установкой.

Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмете человеком. Как же трактуется понятие смысл в культурологии? Смысл - это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), выступающее посредником в отношениях человека с миром. Именно смысл определяет, насколько важно то, что мы ищем и что открываем в мире и в самих себе. Подлинный смысл адресован не только разуму, но и неконтролируемым глубинам души. На уровне подсознательном смысл передается через систему символов.

В последнее время культурология, как наука о культуре пополняется всё новыми и новыми понятиями. Их достаточно много, и поэтому рассмотрим лишь некоторые, наиболее часто употребляемые.

В 1994 году, американские культурологи ввели понятие культурных ареалов. Культурные ареалы - зоны территориального
распространения культурных типов и специфических черт. Целью
введения этого понятия было стремление исследовать

пространственное распространение тех или иных явлений культуры, а также - выявление взаимосвязей в самовыявлении специфики культуры разных территориальных образований. Например, ареал распространения буддистской культуры, исламской культуры, или любой другой религиозно-этической культурной системы. Или, ареал политической культуры, основанной на традициях римского права. В данном случае в определении специфики культурного ареала лежит общность социально-политических идеалов.

Другим важным понятием, связанным с изучением современного состояния культуры является понятие культурной динамики. Культурная динамика - раздел теории культуры, в рамках которого рассматриваются процессы изменчивости в культуре и степень их выраженности. Этот термин появился в 30-е гг. XX столетия по инициативе Питирима Сорокина, который назвал свой глобальный труд по истории культуры «Социальная и культурная динамика». Позже, уже в 60-е годы, французский исследователь Абрам Моль издаёт сочинение, называющееся «Социодинамика культуры».

Понятие «культурная динамика» тесно связано с понятием «культурные изменения», но не тождественно ему. Культурные изменения включают любые трансформации в культуре, в том числе и такие, которые лишены целостности, ярко выраженной направленности. Культурная динамика обозначает только те изменения, которые имеют целенаправленный и целостный характер, отражают определённые, ярко выраженные тенденции. Антонимом, антиподом, понятия «культурная динамика» выступает понятие «культурный застой», состояние длительной неизменности и повторяемости норм и ценностей культуры. Застой следует отличать от устойчивых культурных традиций. Он наступает, когда традиции доминируют над инновациями, подавляют всякие попытки обновления. Процессы культурной динамики выступают как проявление способности культуры адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям существования. Побудителем культурной динамики является объективная необходимость адаптации культуры к меняющейся жизненной ситуации.

С понятием культурная динамика тесно связано понятие культурогенеза. Культурогенез - один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в создании новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы. Культурогенез заключается в процессе постоянного самообновления культуры, как посредством обновления и взаимодополнения уже существующих форм культуры, так и через создание новых, отвечающим культурной динамике времени направлений и феноменов.

«То, что люди делают с собой, с природой, как ведут себя по отношению к окружающим, есть культура, созданный ею1 мир. Широкое понятие культуры охватывает выраженный в языке, символах и представленный в человеке мир, противостоящий природе», - такое определение дает культуре современный немецкий философ, автор книги «Культура постмодернизма» Петер Козловский. Определение дано на основе глубоких размышлений о сути культуры и ее роли в современном мире. Книга Козловского - это лишь одно из многочисленных доказательств того, что изучение феномена культуры еще далеко не закончено. Скорее, наоборот, в культуре многие ученые сейчас усматривают едва ли не единственную возможность преодолеть многочисленные кризисные явления, характерные для человеческой жизни конца XX века.

Существует множество типов культуры, реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура неповторима, и у каждой культуры есть свои особенности. Но, можно обнаружить и общие черты, типичные для всех культур, являющиеся составными, компонентами такого понятия как структура культуры. Раздел культурологии, изучающий структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности называется морфологией культуры. Таких компонентов можно насчитать не один десяток. Часто звучат такие привычные словосочетания как национальная культура, мировая культура, городская культура, христианская культура, социальная культура, художественная культура, личностная культура и т.д. Морфология культуры предполагает изучение всевозможных вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их исторического, географического и социального распределения.

Структура культуры. Для культурологии крайне существенны такие структурные подвиды как материальная культура и духовная культура. Эти два существеннейшие звена структуры культуры часто воспринимаются как антиподы. Материальная культура, которую обычно определяют как культуру быта и труда, казалось бы, связана с чисто физическим комфортом, удовлетворять потребности человечества, в котором она призвана. Духовная же культура, - важнейший вид культуры, включающий интеллектуальную и эстетическую деятельность человечества - несомненно, имеет приоритетную значимость, так как удовлетворение высоких духовных запросов человечества - миссия гораздо более возвышенная и существенная. Отнюдь не случайный характер имеет изречение Иисуса Христа: «Не хлебом единым жив человек». Человек сохраняет способность дерзать и творить, проявляя неисчерпаемую фантазию и гений, только руководствуясь потребностями души. Но справедливости ради нужно заметить, что нередко материальное и духовное выступают рука об руку. Для того чтобы воплотить в жизнь чисто художественные или интеллектуальные задачи, часто необходима весьма существенная материальная, техническая база. Это относится и к созданию художественных фильмов, и к и доказательству научных гипотез, и к воплощению в жизнь великолепных архитектурных замыслов. Но поскольку во всех перечисленных случаях, основой является начало духовное, то и духовную культуру в целом справедливо считать доминантой структуры культуры. В доказательство перечислим некоторые из наиболее существенных форм духовной культуры: религия, искусство, философия (по Гегелю, «теоретическая душа культуры»), наука.

Можно по-разному оценивать те или иные формы культуры, видеть различные достоинства в культуре территориальных и национальных образований, но степень развития культуры определяется ее отношением к свободе и достоинству человека, а также теми возможностями, которые она в состоянии предоставить для творческой самореализации человека как личности.

Структура культуры различными учёными рассматривается по-разному. Так, американский культуролог Л. Уайт усматривает наличие в ней таких подсистем, как социальная культура, технологическая культура, поведенческая культура, идеологическая культура. Советский культуролог Э.А. Орлова выделяет в качестве основных два уровня: специализированный уровень и обыденный уровень. Специализированный уровень включает такие подсистемы культуры, как экономическая, политическая, правовая, философская, научно-техническая, художественная. К обыденному уровню относится домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль, практическая технология, обыденное мировоззрение и обыденная эстетика. Функции культуры. Следует обратить внимания и на основные функции, которые выполняет культура в жизни человеческого сообщества. Рассмотрим некоторые из них.

Важнейшая - функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, накапливает богатейшие знания о мире и тем самым создаёт благоприятные возможности для их освоения.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана, прежде всего, с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей. Культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и оценки.

Семиотическая, или знаковая функция - важнейшая в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) - средство общения людей, литературный язык важнейшее средство овладения национальной культурой.

Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая функция способствует формированию у человека вполне определенных потребностей и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят об уровне культуры того или иного человека.

Типология культур.

Критериев, или оснований для типологии культур может быть много. В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вариантов культуролог А.И. Кравченко предлагает следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.

Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-либо целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания.

Видами культуры следует называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры мы будем относить:

а) доминирующую (общенациональную) культуру;

б) сельскую и городскую культуры;

в) обыденную и специализированную культуры.

Особого разговора требуют духовная и материальная культуры. Их нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными, или комплексными, образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы.

Разновидностью духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной — физическая культура.

 

1.2. Численность и географическое размещение украинцев.

По численности населения Украина примерно равна населению Франции и насчитывает около 50 млн. человек. на начало 2001 года в государстве насчитывалось 49.3 млн. жителей, это на 2.9 млн. меньше чем в 1993 году. Средний показатель плотности в Украине на 1 января 2000 года составил 82 чел. На км2. Наиболее плотно заселены индустриально-аграрные районы, например: Донецкая область (201.1 чел. На км2), Львовская область (126.1 чел. На км2), Днепропетровская (121.7 чел. На км2). Наряду с историческими и социально-экономическими факторами определенное влияние на размещение населения имели природно-географические условия. Поэтому отдельные районы Украинских Карпат, Полесья и Южных областей населены относительно редко.

Население Украины достаточно разнообразно по своему этническому составу. Наряду с Украинцами (3/4 населения республики) значительный процент составляют другие славянские народы (россияне, белорусы), а также евреи, западные и южные славяне (поляки, чехи, болгары, словаки). Среди других этнических групп наиболее многочисленны романо-язычные народы (молдаване, румыны), греки, представители финно-угорской (венгры, эстонцы) и алтайской (татары, гагаузы) языковых семей. По данным переписи времен Советского союза (1989 год) в Украине насчитывалось 72.7%Украинцев, 21.9% Россиян, 0.9% Евреев, 0.8% Белорусов, 0.6% Молдаван, по 0.4% Поляков и Болгар,2.7% представителей других национальностей. Сегодня Россияне занимают в областях Украины (за небольшим исключением) 2 место после Украинцев.

Наибольшее кол-во Россиян проживает в Крыму. Молдаване преимущественно сосредоточенны в приграничье с Молдавией, Болгары на юге Одесской области, Поляки на Волыни и Подолье (прежде всего в Житомирской, Винницкой и Хмельницкой областях, а также частично в Львовской), Венгры - в Закарпатье, Румыны- в Черновицкой и Закарпатской областях, Греки- в Крыму, Донецкой и Запорожской областях, Татары на юге Украины (в том числе в Донбассе), цыгане в Закарпатье а также на юге страны, Крымские татары в Крыму. Наблюдается значительная разница в расселении отдельных национальностей в городах и селах. В Селах проживают: 39.7% всех Украинцев, 12.4% Россиян и 0.9% всех евреев.

Государственным языком Украины является Украинский язык. Его признали родным 87.7% всех Украинцев. Во время переписи Украинский язык признали родным 64% всего населения. 12% Украинцев признали родным языком Русский язык, но в некоторых регионах(например: в Донбассе и Крыму), этот показатель значительно выше.

На начало 2000 года в Украине насчитывалось 2500 тыс. религиозных организаций - Христианских(Православных, Греко-Католических, Римско-Католических, Протестантских), Мусульман, Иудеев и др. Православные верующие в основном сосредоточены в восточных, южных, Центральных и Юго-Западных областях; Греко-Католические в Западных; Римско-Католических в Западно-Центральных. Общины мусульман есть в Автономной Республике Крым, в Донецкой и Луганской областях; иудаистов - в большинстве областей Украины. Все религиозные организации в государстве пользуются равными правами. Не одна из религий не может быть признана как обязательная. Украинская диаспора- одна и самых многочисленных в мире (по разным источникам она насчитывает от 10 до 20 млн. человек) и находится во многих странах всех континентов. В Польше, Словакии и Румынии- Украинцы частично проживают на своих этнических землях. Большинство Украинцев зарубежья проживают на территории бывших республик СССР. Эту диаспору принято называть восточной. Название условно, т.к Украинскую диаспору во всех других странах мира называют Западной. Расселение Украинцев на территории бывшего СССР происходило на протяжении многих столетий и было связанно с различными причинами. Это, например, массовые переселения Украинцев времен царствования Петра I (начало XVIII века) в связи со строительством Санкт-Петербурга, канала вдоль Ладожского озера, а также для участия в войнах. Значительное переселение Украинских крестьян на вольные земли происходило в XVIII-XX веках (на Северный Кавказ, Поволжье, Сибирь и Дальний Восток). В период тоталитарного режима миллионы Украинцев были высланы в тюрьмы и концентрационные лагеря Российской Федерации, Казахстана и других союзных республик. По данным последней переписи населения в восточной диаспоре проживает 6.8 млн. Украинцев. И з них в России около 5 млн. чел. (в 1986 году проживало 4.363 млн. человек). В Российской Федерации Украинцы проживают во всех регионах и прежде всего в центральной части страны. Только в Москве проживает более 253 тыс. чел.. Много Украинцев проживает в южной части Дальнего Востока (в Приморье и Приазовье - более 620 тыс. чел.). Иногда эту территорию называют «Зеленая Украина», «Зеленый Клин», «Новая Украина». Многочисленной является Украинская диаспора на территории Западной Сибири (около 584 тыс. чел.). Украинцы здесь сосредоточенны в 2ух районах: На севере и Юге Тюменской областей. На севере европейской России проживает 310 тыс. Украинцев. Многочисленная Украинская диаспора на северном Кавказе (480 тыс. чел.), особенно на Кубани - в Краснодарском крае. В центрально-черноземном районе в приграничье с Украиной проживает около 250 тыс. Украинцев (так называемая Восточная Слобожанщина). Значительное число Украинцев проживает на Урале в Поволжье и в Санкт-Петербурге.

 

 

1.3. Мифологические истоки народной художественной культуры

 

В эпоху Древней Руси, а также и в последующие исто­рические периоды народное художественное творчество было неразрывно связано с древнеславянской мифологией.

Миф - это древнее сказание, предание, в котором во­плотились фантастические представления людей о мире, при­роде и человеческом бытии. В дошедших до нас мифах со­держится информация об устройстве Вселенной, о богах, правящих миром и являвшихся олицетворением природных стихий, о всевозможных духах. Совокупность мифов того или иного народа составляет его мифологию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.064 с.)