История развития архитектуры города Харькова и харьковской архитектурной школы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития архитектуры города Харькова и харьковской архитектурной школы.



Первые документальные сведения о возникновении Харькова относятся к середине XVII века. На большой территории, названной Слободской Украиной, один за другим возникали укрепленные пункты. Тогда и был основан Харьков на возвышенном плато водораздела рек Харькова и Лопани. Огражденное водой, болотами и лесом место оказалось удобным для строительства сторожевого пункта. 28 марта 1656 года назначенному воеводой Харькова Воину Селифонтову было поручено «городовое строение». Вокруг населенного пункта поднялись дубовые стены с десятью башнями. Крепость опоясали вал и ров. Крепостные строения - приказная изба, конюшня, амбары, церковь, небольшие жилые деревянные дома - располагались на территории современной Университетской Горки.

Крепость связали с соседними населенными пунктами дороги, которые определили места городских ворот и наметили направления будущих улиц. В северо-восточной части крепости возвышалась Московская проезжая башня. На современную площадь Розы Люксембург выводили Чугуевские ворота. К реке спускались через Лопанскую проезжую башню по нынешнему спуску Халтурина. В 1660 -1662 годах крепость дополнительно укрепили острогом с южной стороны (ныне на этом месте находится площадь Розы Люксембург.)

Город-крепость получил разрешение проводить ежегодные ярмарки и еженедельные торги. Вскоре Харьков стал торгово-ремесленным центром Слободской Украины. Под защиту крепостных стен стекались ремесленники и крестьяне. На удобных для ведения приусадебного хозяйства участках земли возникали слободы, появлялись жилища и вдоль дорог. Застройка концентрировалась в основном вокруг крепости и на прибрежных участках рек Лопани и Харькова. Сходившиеся к базарным площадям дороги послужили основой для формирования первых улиц: Московской, Сумской, Змиевской (проспект Гагарина), Полтавской, позже называвшейся Екатеринославской, потом Свердлова (ныне это Полтавский шлях) и других. Между сбегавшимися к крепости улицами находились незастроенные участки - левады, как их называли жители.

За полстолетия новый город разросся, и к началу XVIII века крепость уже была окружена слободами. Рубленые дома и хаты-мазанки плотно заполнили участки между острогом и рекой Харьковом, образуя новый район - Подол. Память об атом торгово-ремесленном районе сохранилась в старых названиях улиц и переулков (Сенная и Кузнечная улицы, Слесарный и Подольский переулки). Перешагнула застройка и через реки Лопань и Харьков, дойдя на западе до теперешней Дмитриевской улицы, на востоке - до нынешних площадей Руднева и Фейербаха, на севере - до современной Театральной площади.

Формировавшаяся планировочная структура города органично связывалась с рельефом и природными условиями. Дороги огибали болотистые места и озера (на территории города было девять озер), жилые домики взбирались на возвышенные участки, а церкви ставились на самых видных местах. Центр города, окруженный кольцом стен и башен, увенчал каменный объем Покровского, а позже - Успенского соборов. Соблюдая иерархию, расположились вокруг крепости приходские храмы, композиционно организуя примыкавшую к ней застройку. Замыкая перспективу дорог и наметившихся улиц, поднимаясь над рядовой застройкой, ярусные храмы и стройные колокольни служили ориентиром и помогали разобраться в сложившейся сетке улиц, переулков и тупиков.

Первые попытки архитектурного осмысления и регулирования застройки Харькова относятся к XVIII столетию. Наиболее ранний из известных топографических планов города относится к 1742 году. Этот план фиксирует сложившуюся планировку и укрепления полкового города. К описанной картине Харькова добавляется полевое укрепление (люнет), которое защищало крепость с наиболее доступной для нападения северной стороны. Земляные рвы и валы протянулись от Лопани до реки Харькова по линии современных переулка Кравцова, Театральной площади и Театрального переулка. Имелись земляные укрепления на границах захарьковской и залопанской частей города. На плане показаны также слободы Клочковка и Ивановка, село Основа. На первом топографическом плане просматривается радиальная схема будущего Харькова.

Строительство по разработанным генеральным планам знаменует новый этап развития Харькова, связанный с утратой им военного и усилением административно-хозяйственного значения. В 1765 году город получает статус губернского, а в 1780 году становится центром Харьковского наместничества.

Перестройка аппарата управления, рост кустарно-ремесленного производства и торговли способствовали развитию городов. Быстро росло их население, расширялась территория. Чтобы как-то упорядочить строительство, сенат издал специальный указ, запрещавший неплановую застройку городов.

Опытные архитекторы «Комиссии о каменном строении С.-Петербурга и Москвы» разработали в 1767 году проект застройки Харькова. Составитель плана, как предполагают, зодчий А. В. Квасов, основное внимание уделил центру города. Планировка территории бывшей крепости получила регулярный геометрический характер. Основной магистралью стала нынешняя Университетская улица, вдоль которой выстроились главные здания губернского города.

План, составленный без привязки к местности, без учета исторического развития города, не был полностью реализован. Заслуга авторов в том, что они определили сохранившуюся и поныне схему центральной части города. Дальнейшая застройка Харькова была тесно связана с открытием в 1768 году при коллегиуме Покровского монастыря «прибавочных классов», в которых подготавливались будущие архитекторы и землемеры. Харьковский коллегиум был крупным учебным центром, предвестником университета, в стенах которого преподавали выдающиеся ученые, в том числе Г. С. Сковорода. Через десять лет Харьков уже располагал своими архитектурными кадрами, прошедшими дополнительную стажировку в Москве, у крупнейшего зодчего России В. И. Баженова. Это - П. Ярославский, М. Калиновский, П. Горленко.

П. А. Ярославский был назначен в 1780 году на должность харьковского губернского архитектора и занимал ее в течение почти тридцати лет. При его непосредственном участии в 1785 году был разработан план разбивки Харькова, который послужил исходным материалом для дальнейшего развития планировочной структуры города. Он закрепил историческую радиальную планировку, определил основную сетку улиц западных и северных районов города, а также наметил характер застройки захарьковской стороны. Регулярная система уличной сети органично согласовывалась с рельефом местности, учитывала сложившуюся застройку. Реальные основы планировки способствовали ее успешному осуществлению, основные принципы ее сохранились до нашего времени.

В 1787 году П. А. Ярославский с помощниками изготовляет еще один план «Губернскому городу Харькову с пригородными слободами», уточняющий и развивающий основные положения предыдущей схемы. План Харькова, выполненный местными зодчими, а также «Топографическое описание Харьковского наместничества», изданное в 1788 году, позволяют достаточно хорошо представить город конца XVIII века. Территориально он делился на три части: город, или внутренняя крепость с примкнувшим к нему предместьем, залопанская часть и захарьковский район. В Харькове к этому времени насчитывалось 1532 двора. Население города составляло «5338 душ мужского пола и 5405 душ женского». Город развивался в основном в восточном и западном направлениях. На востоке его ограничивала Конная площадь (ныне площадь Восстания), на западе -Архиерейская левада (район современной Привокзальной площади). В этом направлении сформировались пригородные слободы -Немышлянская, Афанасовка, Довгалевка.

Через Лопань был сооружен каменный «о трех сводах» мост, соединивший центр с Екатеринославской (ныне Свердлова) улицей. На захарьковскую сторону переезжали по мосту, находившемуся в том же месте, где сейчас расположен Харьковский. В центре было сосредоточено основное количество каменных зданий. Некоторые «партикулярные» дома были обложены кирпичом.

Вокруг крепости образовались площади, окруженные лавками. На площади Поэзии и поныне стоит «каменный запасный хлебный казенный магазин» (памятник архитектуры XVIII столетия), привлекая внимание своей монументальностью и лаконизмом архитектурных форм.

На территории бывших подгородных слобод возводились усадьбы харьковской знати. Домами купцов и чиновников застраивалась главная улица залопанской части города - Екатеринославская. Ее начало было отмечено двумя обелисками и триумфальной аркой. Основным пространственным ориентиром при въезде в город с запада служила деревянная трехглавая Дмитриевская церковь, возвышавшаяся на месте нынешнего кинотеатра «Спорт». Регулировалась застройка и захарьковского района. За пределами земляных укреплений образовались площади, где проходили торги. На Вознесенской площади (ныне площадь Фейербаха) и на соседней -Михайловской (ныне Руднева) стояли церкви. Высотные доминанты окружали приземистые лавки, одноэтажные, в большинстве глинобитные обывательские дома. Самым крупным зданием в этом районе был почтовый дом. Его каменный корпус выходил на набережную рядом с Харьковским мостом (современная территория индустриального техникума). Город утопал в садах, на свободных землях зеленели огороды, посреди дворов, словно нахлобученные шапки, торчали соломенные крыши, приусадебные участки сливались с пахотными землями. Красивый цветущий город к середине XIX века стал объектом вдохновения и художественного приложения многих талантливых архитекторов.

К середине XIX века социальный состав Харькова резко изменился. Возросло количество ремесленников и торговцев (земледелием занималось всего 18 процентов населения). В городе появились медеплавильные и металлообрабатывающие мастерские, в 1835 году - чугунолитейный завод Федотова. Увеличилось число небольших ремесленных производств, которые к концу столетия занимали уже целые улицы - Коцарскую (коц - ковер)., Чеботарскую (чеботари -обувщики) и другие. Город превратился в крупный торговый центр Российской империи, чему способствовало его выгодное географическое положение. Основные торговые пути из Москвы, Петербурга и Киева в Крым, на Кавказ и Ближний Восток проходили через Харьков. Строились новые торговые помещения, надстраивались старые гостиные дворы. Вдоль ограды Покровского монастыря по Университетской улице выстроился ряд монастырских лавок, а внизу, заслоняя реку Лопань, поднялись складские сооружения. Меняли свой облик и центральные улицы. В нижних этажах двух- и трехэтажных купеческих домов появились магазины и конторы. Большим событием в общественной и культурной жизни Харькова было открытие 17 января 1805 года первого на Левобережной Украине университета. Город стал средоточием крупных научных и культурных сил. Была создана типография, начали издаваться журналы и книги, открылась публичная библиотека. При университете функционировала обсерватория, на окраине города закладывался ботанический сад. По проектам видных архитекторов России (Е. А. Васильева, А. А. Тона) возводились в Харькове общественные и жилые здания, многие из которых украшают город и поныне.

Однако внешний вид города с многочисленными хатами, немощеными пыльными улицами, случайной в большей части застройкой не соответствовал его значимости. В 1837 году на Харьков было распространено «Положение об устройстве губернских городов», создан Строительный комитет и введена должность городского архитектора. Застройка и благоустройство города проводились по принятому через год «Плану губернского города Харькова с его окрестностями». Не меняя сложившейся планировочной структуры города, план наметил застройку пригородных слобод, вошедших в его новые границы.

Строительный комитет строго регламентировал застройку. На каждое здание требовалась его санкция. Возводить дома разрешалось лишь по «образцовым» проектам, главные улицы застраивать каменными зданиями. «Образцовые» (типовые) проекты разрабатывались в XVIII-XIX веках в Петербурге крупнейшими зодчими -А. В. Квасовым, А. Д. Захаровым, Л. И. Руска, В. П. Стасовым и другими. Проекты рассылались по всей стране и способствовали регулярной застройке городов, особенно в провинции, где не было квалифицированных архитекторов.

Центральная часть Харькова упорядочивалась, на главных улицах ставились, как правило, двух- и трехэтажные дома в формах классицизма по «образцовым» проектам, что придавало им художественно-архитектурное единство. Использование античной ордерной системы, рациональность, простота, ясность, нормативность художественных принципов, геометрическая закономерность объемно-пространственной структуры, ее стремление к гармонической законченности отвечали своему времени.

К середине XIX века каждый седьмой дом города уже был каменным. Особенно значительным стало строительство после реформы 1861 года. Крестьянство покидало деревни и тянулось в город на заработки. Дотянулась до Харькова железная дорога. На левадах и пахотных землях возникали крупные промышленные предприятия -паровозостроительный завод (ныне завод транспортного машиностроения им. В. А. Малышева), завод Рельферих-Саде (ныне моторостроительный завод «Серп и молот»), завод «Всеобщей электрической компании» - ВЭК (ныне электромеханический) и другие. В начале XX века количество предприятий в Харькове, связанных с машиностроением и металлообработкой, превысило полторы сотни.

Расширялась сеть коммерческих предприятий, достигали огромных размеров денежные операции, росли торговые обороты, возникали акционерные общества, в том числе и иностранные. Население губернского города за сорок пореформенных лет выросло в четыре раза, и к началу XX века составило 200 тысяч человек.

В разных концах Харькова возникали новые поселки, втискивались в гущу малоэтажной застройки доходные дома. Было отменено обязательное применение «образцовых» фасадов. В пестрой, разноликой, подчас претенциозной застройке проявлялись вкусы буржуазии. Многоэтажные доходные дома одевались в «архитектурные одежды», взятые из архива исторических стилей.

В области архитектуры, как и в других областях жизни, сталкивались старые убеждения и новые воззрения. На смену государственному стилю классицизма пришли стилизаторство и эклектическое использование разнообразных исторических стилей и художественных направлений. Зодчие в своем творчестве использовали весь арсенал исторических форм, накопленных человечеством. Старые художественные стили снова появились на архитектурной сцене с приставками «нео», «псевдо» или без них - «неоренессанс», «псевдоготика», «русско-византийский» стиль».

Примером являются жилой дом по улице Свердлова, 22 (бывш. доходный дом), здание школы 1 по улице Дарвина, 13 (бывш. особняк), корпус института культуры на Бурсацком спуске, 4 (бывш. бурса), здание института механизации и электрификации сельского хозяйства на Московском проспекте, 45 (бывш. реальное училище) и другие.

На рубеже XX века в эклектическую смесь всевозможных архитектурных форм вливаются постройки стиля модерн. Зодчие создавали оригинальные формы, порой однако противоречившие принципам рационального производства. Типичными представителями стиля модерн в архитектуре служат жилой дом по Пушкинской улице, 19 (бывш. доходный дом), здание исторического музея по Университетской улице, 8 (бывш. мануфактурный магазин) и другие. Накануне октябрьской социалистической революции Харьков занимал десять тысяч гектаров, а его население достигало 370 тысяч человек. Жилые кварталы северной части города дотянулись до современного парка имени А. М. Горького. Застройка Пушкинской улицы подходила почти к нынешней улице Веснина. Особенно бурно застраивались восточные окраины Харькова, где формировался промышленный район. Одноэтажные поселки тянулись вдоль нынешнего Московского проспекта до электромеханического завода. На юге город слился с бывшим селом Основой и включил в свои границы Новоселовку. На западе продолжали застраиваться склоны Холодной Горы и Лысой Горы.

Конец XIX - начало XX века оставили значительный след в архитектуре Харькова. В городе появились здания неизвестного дотоле назначения. Окружая бывшую крепость, выстроились шеренгой банки, громады зданий акционерных и страховых обществ, раскрылись двери иностранных концессий, засверкали витрины модных и богатых магазинов, ресторанов. Сооружались многоэтажные, многоквартирные дома, оборудованные центральным отоплением, водопроводом и канализацией, лифтами. Впервые применялись новые виды конструкций из металла, железобетона и стекла, высококачественные отделочные материалы.

Среди зелени Журавлевских склонов вытянулись учебные корпуса и жилые дома практического технологического института. Было построено коммерческое училище, возведен комплекс Медицинского общества с бактериологическим институтом. На окраинах вырастали новые корпуса производственных предприятий.

В то время в Харькове работали многие талантливые архитекторы, главным образом воспитанники Академии художеств и Петербургского института гражданских инженеров. В каменную летопись города вписали свои страницы академик архитектуры А. Н. Бекетов, архитекторы В. В. Величко, А. М. Гинзбург, братья С. И. и И. И. Загоскины, М. И. Ловцов, Б. Г. Михаловский, В. X. Немкин, В. Н. Покровский, А. И. Ржепишевский, В. А. Эстрович и другие. Большой вклад в архитектуру города внесли произведения известных петербургских зодчих - Н. В. Васильева, Н. Н. Веревкина, Р. Р, Генрихсена, Р. П. Голенищева, А. И. Дмитриева, Ф. П. Лидваля, И. А. Претро.

Центр города резко контрастировал с окраинами, подчеркивая классовое, социальное неравенство его жителей. По улицам центра в 1882 году покатились вагончики конной железной дороги - «конки». Годом раньше начала действовать первая линия водопровода, а в 1897 году вступила в строй электростанция. В 1906 году по центральным улицам и площадям пролегли первые трамвайные маршруты. Зеленых насаждений общего пользования в городе было немного. За вход на территорию Университетского сада надо было платить. В городе имелось только три памятника - А. С. Пушкину, К. В. Гоголю и основателю университета В. Н. Каразину. С 1917 по 1934 год Харьков был столицей Советской Украины.

В сентябре 1922 года был утвержден проект расширения городской черты Харькова до 16 тысяч гектаров. Начали свою работу талантливые воспитанники харьковской архитектурной школы - В. С. Андреев, В. И. Богомолов, А. М. Касьянов, В. П. Костенко, Е. А. Лимарь, М. Л. Мовшович, Б. И. Приймак, В. И. Пушкарев, П. И. Фролов, Г. А. Яновицкий и многие другие.

Были созданы проектные организации - Харьковское отделение Промстройпроекта, Укргорстройпроект и другие. Открылись инженерно-строительный институт и институт инженеров коммунального строительства.

 

 

В 1930-е годы начали закладываться основы генерального плана Харькова. Огромная работа по сбору исходных данных, их обработке и анализу проводилась в Гипрограде УССР под руководством профессора А. Л. Эйнгорна и архитектора А. М. Касьянова.

В 1938 году был утвержден и вступил в силу «Проект социалистической реконструкции и планировки г. Харькова». Были намечены пять основных жилых районов. Территория старого Харькова вошла в центральный район, расширение которого намечалось за счет Павлова Поля. Червонозаводский район должен был развиваться в сторону Салтовки. В 1930 году началось жилое строительство в районе Лосева и Основы. Районы Холодной Горы и Новой Баварии подлежали реконструкции. Основные фабричные площадки дореволюционного Харькова сохранялись, а новая промышленность концентрировалась в восточной пригородной зоне.

Старая радиальная сетка нешироких улиц в центре не могла обеспечить нормальное движение транспорта в городе, протянувшемся с запада на восток на 20 километров. Поэтому генеральным планом предусматривались кольцевые, секущие и обходные магистрали, которые напрямую связывали бы все районы, минуя центр. Был создан новый общественный центр города -площадь Дзержинского, в окружении которого возник крупный жилой район.

Возник первый в Советском Союзе Дворец пионеров и октябрят. В 1935 году в саду имени Т. Г. Шевченко был установлен памятник Тарасу Григорьевичу.

Огромное внимание уделялось озеленению города. К 1941 году площадь зеленых насаждений общего пользования достигла 475 гектаров, население города к тому моменту превысило 900 тысяч человек.

За время войны 1941-1945 гг. Харьков был основательно разрушен. Многие здания уже нельзя было восстановить - Дворец пионеров, Дом Красной Армии, Старый Пассаж, музей имени Г. С. Сковороды, вокзал и другие. Материальный ущерб, причиненный городу и области, составил 33,5 миллиарда рублей. Некоторые западные эксперты предсказывали, что на восстановление Харькова потребуется не менее 50 лет. Но уже к началу 1944 года в Горпроекте под руководством главного архитектора города А. М. Касьянова была закончена схема нового генерального плана реконструкции Харькова. При этом особое внимание уделялось превращению радиальной структуры города в радиально-кольцевую. Эта первая послевоенная схема после ее доработки была одобрена в 1945 году правительством УССР. Генеральный план включал вынужденный в то время отвод территорий на окраинах города под индивидуальную застройку, что позже создало затруднения в развитии города. Не было возможности в послевоенные годы проводить застройку главных магистралей Харькова с радикальным их расширением, «тучное» строительство многоэтажных зданий на месте разрушенных закрепляло несоответствующую современным требованиям ширину улиц. Несмотря на это, схема 1945 года выполнила свои функции и способствовала планомерному восстановлению города и обеспечению населения жильем.

Архитектура послевоенных лет продолжала стилевую направленность предвоенного периода. В архитектурных формах широко применялась орнаментальная пластика, довольно тяжеловесной советской символикой, предпочтение отдавалось парадным вертикальным композициям и национальным мотивам. Таковы здания Южного вокзала, крупного жилого дома с башней на площади Советской Украины, обкома Компартии Украины и другие. Похожий архитектурный облик приобрели и многие общественные здания в процессе их восстановления: университет на площади Дзержинского, гостиница «Харьков», Центральный универмаг и другие. Уже в конце сороковых годов стало ясно, что путь возведения зданий по индивидуальным проектам не позволит решить в короткие сроки проблемы массового жилищно-гражданского строительства. В 1957 году было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии жилищного строительства в СССР», направленное на скорейшее обеспечение жильем. В области строительства произошел перелом. Пришло время однотипных микрорайонов и дешевых «каменных коробок». В 1959 году Харьковский филиал Гипрограда получил задание составить новый генеральный план Харькова. В соответствии с этим планом город делился на восемь производственно-селитебных планировочных районов, намечались новые территории массового жилищного строительства на свободных территориях в виде крупных жилых массивов. Началась застройка Павлова Поля, Селекционной Станции (зона «А») и Орджоникидзевского района. Изменился характер застройки. Вместо квартальной планировки применялось микрорайонирование. Разомкнулся строй фасадной застройки вдоль улиц, получила распространение свободная планировка.

Архитектура жилых и общественных зданий тех лет очень скромна, закончена схема нового генерального плана реконструкции Харькова. При этом особое внимание уделялось превращению радиальной структуры города в радиально-кольцевую. Эта первая послевоенная схема после ее доработки была одобрена в 1945 году правительством УССР. Генеральный план включал вынужденный в то время отвод территорий на окраинах города под индивидуальную застройку, что позже создало затруднения в развитии города. Не было возможности в послевоенные годы проводить застройку главных магистралей Харькова с радикальным их расширением, «тучное» строительство многоэтажных зданий на месте разрушенных закрепляло несоответствующую современным требованиям ширину улиц. Несмотря на это, схема 1945 года выполнила свои функции и способствовала планомерному восстановлению города и обеспечению населения жильем.

Архитектура послевоенных лет продолжала стилевую направленность предвоенного периода. В архитектурных формах широко применялась орнаментальная пластика, довольно тяжеловесной советской символикой, предпочтение отдавалось парадным вертикальным композициям и национальным мотивам. Таковы здания Южного вокзала, крупного жилого дома с башней на площади Советской Украины, обкома Компартии Украины и другие. Похожий архитектурный облик приобрели и многие общественные здания в процессе их восстановления: университет на площади Дзержинского, гостиница «Харьков», Центральный универмаг и другие. Уже в конце сороковых годов стало ясно, что путь возведения зданий по индивидуальным проектам не позволит решить в короткие сроки проблемы массового жилищно-гражданского строительства. В 1957 году было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии жилищного строительства в СССР», направленное на скорейшее обеспечение жильем. В области строительства произошел перелом. Пришло время однотипных микрорайонов и дешевых «каменных коробок». В 1959 году Харьковский филиал Гипрограда получил задание составить новый генеральный план Харькова. В соответствии с этим планом город делился на восемь производственно-селитебных планировочных районов, намечались новые территории массового жилищного строительства на свободных территориях в виде крупных жилых массивов. Началась застройка Павлова Поля, Селекционной Станции (зона «А») и Орджоникидзевского района. Изменился характер застройки. Вместо квартальной планировки применялось микрорайонирование. Разомкнулся строй фасадной застройки вдоль улиц, получила распространение свободная планировка.

Начало подготовки архитектурных кадров в Харькове восходит ко 2-й половине XVII в.

В 1768 г. при Харьковском Коллегиуме было открыто «Казенное училище» («Прибавочные классы») для обучения молодежи прикладным наукам. Здесь готовили служащих гражданских и военных ведомств, в том числе архитекторов и землемеров. Преподавание рисунка велось под руководством Н.С. Саблукова - выпускника петербургской Академии Художеств. Для обучения использовались гипсовые слепки со скульптур, привезенных им из Петербурга. Архитектуру преподавали Адольф Вигард и ученик московской архитектурной школы Ухтомского И. Вильянов. Первыми выпускниками были П. Ярославский, М. Каменовский, П. Горленко (1773 г.). После окончания курса они стажировались 1 год в «Архитектурной команде» В.И. Баженова в Москве. Специальный класс архитектуры был открыт в 1783 г. В нем преподавал П.А. Ярославский, сменивший И. Вильянова на посту губернского архитектора. В числе учеников того времени был С.Г. Чернышев. Будучи губернским архитектором с 1815 по 1829 гг., он разрабатывал планы Харькова. В 1798 г. «Прибавочные классы» объединили с «Главным народным училищем». В 1805 г. оно было преобразовано в гимназию, занимавшуюся подготовкой абитуриентов в открывшийся Харьковский университет. В университете длительное время существовала кафедра Архитектуры. С 1805 по 1829 гг. преподавание архитектуры возглавлял Е. А. Васильев, обучавшийся в Санкт-Петербурге у Дж. Кваренги и А. Порто. Е.А. Васильевым было построено в Харькове много зданий, в т.ч. здание актового зала университета и колокольня Успенского собора.

С 1829 г. в университете заведовал кафедрой архитектуры А.А. Тон, одновременно будучи Главным городским архитектором. Им было построено много зданий, в т.ч. здание театра на Сумской. В 1852 г. он вышел в отставку и на его место был приглашен известный зодчий - академик архитектуры М.П. Львов, который руководил кафедрой до 1857 г. По его проекту было построено здание Ветеринарного института на Сумской (позже реконструированное во Дворец Пионеров). После отставки М.П. Львова преподавание архитектуры в университете прекратилось.

В 1885 г. открылся Харьковский Технологический институт. Здесь обучение архитектуре велось по развернутой программе в связи с тем, что город активно рос и нуждался в квалифицированных архитекторах. Кафедру архитектуры в ХТИ возглавляли инженер С.Н. Загоскин, академики архитектуры М.Н. Ловцов, А.Н. Бекетов, преподлавали архитектуру опытные архитекторы и инженеры А.Г. Молокин, Е.Н. Сердюков, В.А. Фельдман, Ю.С. Цауне. Кофедрой рисунка руководил ученик П.П. Чистякова проф. М.Р. Пестриков. Выпускники ХТИ - известные архитекторы А.Л. Эйнгорн, A.M. Гинзбург, И.А. Зеленин.

После революции и гражданской войны в 20-е - 30-е гг. в судьбе архитектурной школы Харькова произошли значительные перемены. До 30-х гг. в ХТИ преобладали тенденции академической школы. В студенческих проектах использовались композиционные приемы античности, ренессанса, классицизма. В конце 20-х гг. в проектах начали появляться элементы конструктивизма.

В период индустриализации в 1930 г. был образован Харьковский инженерно-строительный институт (ХИСИ). В ХИСИ готовили сначала «инженеров-проектировщиков», затем - «инженеров-архитекторов», позже в дипломах специальность указывалась «архитектор». В двух группах готовили архитекторов промышленного профиля, в одной - гражданского. В группе гражданских архитекторов преподавали Д.Р. Горбунов, И.М. Малоземов, К.А. Лымарь, В.П. Шевченко, В.В. Поляков. Л.Г. Любарский. С 1933 г. деление на специальности прекратилось и стали выпускать архитекторов «широкого профиля».

К началу 1932 г. была введена в эксплуатацию первая очередь нового здания ХИСИза госпромом. Во время войны это здание было разрушено. В новом здании архитектурный факультет был обеспечен всеми необходимыми площадями для учебной и внеклассной работы, библиотекой, рисовальным залом. В ХИСИ был Ученый Совет по защите кандидатских диссертаций.

С 1930 по 1941 гг. архитектурный ф-т ХИСИ выпустил около 500 архитекторов. Кроме ХИСИ в 1925-1929 гг. архитекторов готовили в Харьковском художественном институте. На факультете работали высококвалифицированные педагоги: К.Н. Жуков, В.Н. Покровский, Б.Г. Перетяткович, А.Н. Бекетов. Преобладающими направлениями были функционализм и конструктивизм. В 1930 г. студенты этого факультета были переведены в открывшийся ХИСИ.

С 1927 г. был открыт Архитектурно-строительный техникум (ныне -Строительный). Одновременно с ХИСИ был открыт учебный комбинат коммунального строительства, который затем был переименован в Харьковский институт инженеров коммунального строительства (ХИИКС) -ныне - Харьковская государственная академия городского хозяйства. С 1947 г. архитектурный и сантехнический факультеты ХИИКСа были переведены в ХИСИ.

С 1970-х гг. в ХИИКСе снова открылась специализация «Архитектура» (ныне - факультет Градостроительства).

Сразу же после освобождения Харькова в 1943 г. начали приезжать из эвакуации и с фронта архитекторы, которые приступили к работе по восстановлению города. В сентябре 1943 г. начались учебные занятия в ХИСИ (в здании Горного института и Институте инженеров коммунального строительства. Затем ХИСИ было предоставлено полуразрушенное здание на ул. Сумской 40. Оно было восстановлено преподавателями и студентами по чертежам архитектурной мастерской А.Д. Маторина (институт Укргорстройпроект). Архитектурный факультет начал свои занятия в здании на Сумской 40 в 1947 г. Тогда в ХИСИ работали две кафедры: промышленной и гражданской архитектуры, которыми руководили профессор В.П. Шевченко и профессор А.А. Тиц. В обучении студентов участвовали видные харьковские архитекторы-практики: Л.М. Мовшович, Е.А. Лымарь, Н.М. Подгорный, А.Ю. Лейбфрейд, В.А. Пушкарев, З.Д. Юдкевич и др. Изобразительному искусству студентов-архитекторов обучали выдающиеся художники А.К. Симонов, А.А. Кокель, Народицкий и др. С 1945 по 1957 гг. архитектурный факультет ХИСИ подготовил и выпустил 472 архитектора. С 1958 г. набор в ХИСИ на архитектурный факультет был прекращен, но уже в 1960 г. он был возобновлен. Потребность в архитекторах была очень велика. Восстановление Харькова велось при участии архитекторов 14-ти проектных институтов. Кроме того, все проектирование для Донбасса, Юго-Запада Украины, Восточных республик СССР и других регионов также велось при участии выпускников ХИСИ.

Преподавателями ХИСИ издано большое количество учебников и монографий. Большинство профессоров и доцентов являются кандидатами и докторами наук. Учебные программы постоянно изменяются и совершенствуются. Выпускники ХИСИ участвуют в ежегодных смотрах-конкурсах дипломных проектов Украины и СНГ, где неизменно берут большое количество премий. Преподаватели и студенты принимают участие в научных и методических конференциях, творческих конкурсах, выставках проектов и творческих работ. Многие преподаватели и студенты участвуют в реальном проектировании.

В настоящее время на факультете работают кафедры «Основ архитектуры», «Проектирования жилых и общественных зданий», «Дизайна городской среды», «Реконструкции и реставрации архитектурных объектов», «Изобразительного и декоративного искусства», «Урбанистики». Кроме студентов из Украины и России на факультете учатся студенты из стран Ближнего Востока, Китая. В 1995 г. Харьковский инженерно-строительный институт был переименован в Харьковский Государственный университет строительства и архитектуры (ХГТУСА).

Кроме ХГТУСА архитекторов выпускает Харьковская Академия городского хозяйства.

Подводя итоги. Можно сказать, что архитектурное образование в Харькове имеет свои исторические традиции, оно многогранно и разносторонне. Его развитие шло волнообразно, в соответствии с развитием города. Особо важными периодами были: середина XIX - начало XX в., затем - период, когда Харьков был столицей Украины (1918 - 1934 гг.) и период послевоенного восстановления города (1943 - 1960 гг.). Харьковская архитектурная школа считается одной из сильнейших не только в Украине, но и в СНГ и известна на международном уровне. Популярность профессии архитектора значительно выросла в последние годы: в 2001-2002 учебном году количество студентов на архитектурном факультете ХГТУСА выросло вдвое по сравнению с 1999-2000 годом. Наметившаяся тенденция к росту и улучшению качества архитектурного образования, по-видимому, будет способствовать дальнейшему росту и развитию нашего города и преображению его архитектурного «лица».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.039 с.)