Праздники, обряды и обычаи на Слобожанщине (XVIII-XX ст.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Праздники, обряды и обычаи на Слобожанщине (XVIII-XX ст.)



Среди многих важных проблем истории Украины значительное место занимает духовная культура украинского народа, в т.ч. и Слобожанщины, которая в XVII ст. стала новозаселенной территорией, которая входила в состав Российского государства. Освоение земель «дикого поля», появление новых поселений-слобод (Чугуев, Сумы, Острогожск, Ахтырка, Харьков, Изюм, Змиев, Богодухов, Краснокутск и др.), развитие сельского хозяйства, ремесел и промыслов происходили с сохранением старых и развитием новых праздников, обрядов и обычаев населения Слобожанщины.

Основная масса переселенцев на территорию Слобожанщины – это украинцы, которые приходили с Левобережной, Правобережной и Западной Украины, а также российское население. Долгое время они сохраняли традиции своих этнических районов, где жили раньше. Однако украинцы, живя рядом с россиянами, с годами вбирали в себя российское влияния в языке, культуре, обрядности. Со временем сформировались своеобразные языковые и культурно-бытовые особенности российско-украинского приграничья. Следует отметить, что психология слобожан, их манеры поведения, обычаи трудовой взаимопомощи, отношение к религии мало чем отличались от украинцев других этнографических районов Украины.

В духовной культуре слобожан, как и в других регионах Украины, значительное место занимала религиозная сфера. Посещение церкви считалось обязанностью для каждого крестьянина. Пожилые люди и молодежь охотно шли в церковь, где они имели возможность не только принимать участие в богослужении, но и общаться и услышать последние новости.

Важной составной частью жизни слобожан был общественный досуг – «улицы», «вечерницы», «рассветы». Достигнув совершеннолетия, для парня – 17-18 лет, а для девушки – 15-16 лет, молодежь объединялась в холостяцкие и девичьи группы, так называемые общества. Начиная, с весны и на протяжении лета и осени, молодежь почти каждый вечер собиралась на «улицу» возле двора одной из девушек. Здесь пели песни, танцевали, играли в разные игры. В праздничные дни «улицы» могли начинаться и среди дня: в них принимали участие, как взрослые, так и дети. Наиболее веселыми и многолюдными были весенние «улицы». Летом, с началом полевых работ, они проходили значительно реже, а во время жатв часто и совсем прекращались.

Поздней осени, после Покровы (14 октября), когда на улице было уже холодно, молодежь собиралась на «вечерницы». На Слобожанщине они назывались рассветами. С Покровы и до пилипевского заговенья (27 ноября) была пора массовых браков. В народе говорили, что Покрова накрывает траву листьями, землю снегом, воду льдом, а девушек – брачным венцом.

На вечерницы молодежь собиралась, как правило, в доме одинокой женщины, солдатки или вдовы, ее называли «паниматкой». «За аренду» помещения молодежь давала хозяйке жилья часть пищи (складчину), что приносили на вечерницы. Первыми на вечерницу приходили девушки, которые вместе с паниматкой готовили помещение для вечеринки, а позже приходили ребята. На Покрову, на Андрея, Рождество и другие праздники вечерницы проходили за праздничным столом, музыкой, танцами. В вечер перед Андреем Первозванным (13 декабря) девушки гадали о своей удаче в любви: загадывали на ночь сны, лили растопленный воск, на улице у первого встречного спрашивали имя, считая, что такое имя будет и у ее жениха. Парень с другой улицы, а особенно из соседнего села, мог принимать участие в вечерницах лишь с разрешения ее организаторов. На вечерницах девушки и ребята пели песни, танцевали, шутили, девушки вышивали полотенца. Именно тут они лучше узнавали друг друга, подбирали себе пару для будущей семейной жизни.

Местом досуга слобожан были также ярмарки и базары. Люди шли сюда не только ради купли или продажи, но и для того, чтобы посмотреть на выступления путешествующих актеров, фокусников, циркачей, вертеп, послушать шарманщиков и просто пообщаться.

Часто часы досуга, особенно в праздничные дни, взрослые и молодежь проводили в корчме. Здесь заключались и скреплялись магарычом (выпивкой) разнообразные устные соглашения и ростовщические операции.

В XIX ст. на Слобожанщине действовал целый комплекс календарных и бытовых праздников и обрядов, которые имели религиозный характер и согласовывались с годовым циклом праздников православной церкви и древним хлебопашеским календарем. Так, в середине XIX ст. в крае отмечалось 56 праздников, а с воскресеньями было 102 нерабочих дни. Особенно много их приходилось на весенне-летний цикл. Слобожане придерживались постов (Пилиповка, Большой пост, Петровка, Спасовка), а также верили в разные поверья о днях недели. В понедельник пожилые люди не ели ничего скоромного — «понедельничали», потому что считали, что «на том свете первым встречает понедельник и проведет правильно того, кто его будет почитать». С понедельника не начинали каких-нибудь важных дел. Среду должна была уважать женская часть населения, потому что «среда – тайная девушка» присматривает, чтобы женщины, особенно девушки, ничего в этот день не делали: не мыли головы, не чесали волосы. В пятницу нельзя было прясть, стирать, золить белье, трясти сажу, мазать печь. Летние хозяйки в ночь с четверга на пятницу, заслав стол скатерью, клали на него хлеб, соль, ложку, немного ухи или каши – все это для Святой Пятницы, которую на Слобожанщине отождествляли с образом «Судьбы». Святым днем слободчане считали воскресенье (от древнерусского слово — не дьедать). Работать в этот день было грехом даже более, чем в церковные праздники. Кто ее не чествует, того она не оставляет без суровой кары. В конце XIX ст. это поверье постепенно исчезает.

В Украине, в том числе и на Слобожанщине, отмечались все самые главные праздники Православной церкви. Особенно много праздников (262 на год) были посвящены культу Богородицы. Значительная часть этих праздников закреплена за конкретным числом: Рождество – 7 января, Крещение – 19 января, Сретение – 15 февраля, Благовещение – 7 апреля, Преображение (яблочный спас) – 19 августа и т.д. Некоторые святая церковь отмечает по месячному календарю, то есть они переходные. Они приходятся на весенний период. Это такие праздники, как: Вход господен в Иерусалим, Пасху, Вознесение и др. Вход в Иерусалим отмечается в воскресенье за неделю перед Пасхой. В народе этот праздник называют вербным или цветочным воскресеньем, в которую освящали в церкви веточки из вербы или лозы. Свяченой вербе предоставлялась магическая сила, ее вместе с целебными травами использовали в лечении головной боли, ревматизма, лихорадки. После зимовки весной впервые выгоняли скот на пастбище свяченой вербой – «чтобы нечисть не цеплялась к животному». Вербе также предоставляли способности отгонять всяческую нечисть от человека, домашних животных и т.п. Вербные ветки развешивали в домах, хлевах для скота. На Слобожанщине был распространен обычай «освящать» своих детей символическим битьем вербой, приказывая: «Будь большой, как верба, а здоровый, как вода, а богатый, как земля», или не «я бью – верба бьет, неподалеку красное яичко. За неделю Пасха».

Зимний цикл праздников и обрядов начинался с рождественских праздников. Церковь предоставляла и предоставляет этому празднику исключительное значение, называя его «матерью всех праздников», «второй пасхой» и отвела ему в своих богослужениях 12 дней. В канун Рождества, когда заканчивался Пилиповский пост, слобожане, как и население других регионов Украины, отмечали «богатый святой вечер». Перед Рождеством хозяйки готовили обрядовые кушанья – кутю и узвар. На епитимье клали небольшие снопы пшеницы, ржи, ячменя или других зерновых, а на Сумщине и Харьковщине накрывали их сеном, на него ставили посуду с кутей и узваром.

К весеннему циклу народного календаря относится один из величественных праздников православной церкви «Благовещение» (7 апреля). В этот день крестьяне не работали, поскольку считалось, что даже птицы гнезда не делают, а девушка косы не заплетают. В церкви святили просвиры (кусочки специально выпеченного хлеба), как и стритенскую воду ее считали целебной. Перетертую на порошок и смешанную с медом просвиру давали пчелам, чтобы лучше роились, больному лихорадкой человеку давали как лекарство. Иногда на Слобожанщине, как и на Полесье, крестьяне растертую просвиру смешивали с землей и разбрасывали на ниве, чтобы ее не миновала дождевая вода.

Пасхальный цикл на Слобожанщине, как и в целом в Украине, начинался с Масляной или Масленицы. На Масленицу происходили обряды проводов зимы и встречи весны, которые сопровождались веселыми играми, шутками, зрелищами. На Украине в этот день готовили вареники, пироги, а в нашем крае – еще и блины (как и у россиян) Характерным для Масленицы Слобожанщины, особенно Сумщины и Харьковщины, чего не было у россиян – это давний обряд в последний день Масленицы вязать «колодки» (небольшой кусок дерева, платок, ленту) сначала родителям, у которых были неженаты взрослые дети, а позже, с конца XIX ст., вязали «колоду» лишь неженатым ребятам и девушкам, требуя от них выкуп (деньги, магарыч).

После Масляной наступал сорокадневный Большой Пост. Прекращались все развлекательные действа – игры, танцы, постные дни, и тому подобное. Весенние обряды, связанные с подготовкой к полевым работам, сосредоточивались вокруг большого праздника – Пасхи (Пасхи). На последней неделе перед Пасхой слобожане отмечали вербное воскресенье и «чистый четверг» Главным содержанием обрядов, связанных с этими днями, было очищение.

Главным весенним праздником была Пасха – это праздник, приуроченный воскресению Иисуса Христа. В это время приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес», а отвечают «Воистину воскрес» и трижды целуются. Если встречался кто-то из родных, любимая девушка или парень, то давали друг другу пасхальные яйца.

Вместе с рассмотренными выше праздниками, обрядами и обычаями крестьяне Слобожанщины сохранили давние обряды, связанные с рождением ребенка, бракосочетанием и смертью.

Следовательно, празднично-обрядовая сфера как составная часть духовной жизни слобожан основывалась на наследованных от старых поколений лучшем народном достоянии, которое в своей основе имело общеукраинские черты. Здесь, как и в других этнографических регионах Украины, наблюдаются переплетения давней языческой обрядности (выпекание обрядового хлеба, печенья, молитв, заговоров, очистительные обряды, чествование умерших, и т.п.) с христианскими традициями. Однако у слобожан были и свои особенности в празднично-обрядовой сфере, что было вызвано наличием здесь значительного количества российского населения. Сравнительно с другими районами Украины, на Слобожанщине раньше потеряли первобытное значение элементы старой обрядовой системы, испытали изменения внешней формы и характера проведения отдельных праздников и обрядов, быстрее уменьшалось количество праздничных нерабочих дней.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. В чем состоит своеобразие развития духовной жизни на Слобожанщине?

2. Какие факторы способствовали быстрому развитию системы образования на Слобожанщине?

3. Перечислите наиболее известных деятелей образования, науки, культуры и искусства, которые творили на Слобожанщине.

Составте таблицу

Обрядовые праздники отмечаемые на Слобожанщине

Название праздника Когда он отмечается
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

ТЕСТЫ

1. Какой основной материал использовался при застройке первых городов-крепостей Слобожанщины:

o а) камень

o б) кирпич

o в) дерево

o г) другие материалы

2. Какие здания являлись архитектурно-композиционной доминантой застройки городов на Слобожанщине:

o а) полковые и сотенные канцелярии

o б) церкви

o в) дерево

o г) другие материалы

3. В чем состояла …….. развития духовности и искусства на Слобожанщине:

o а) освоение территории Слобожанами выходцами из всех регионов Украины

o б) влияние природных и климатических условий

o в) близкое расположение российских поселений

o г) ваш вариант ответа

4. Самым популярным и наиболее распространенным видом изобразительного искусства на Слобожанщине в XVII – XIX вв. были:

o а) портреты

o б) иконы

o в) ковры (коны)

o г) ваш вариант ответа

5. Центром иконописи на Слобожанщине были:

o а) Харьков

o б) Борисовка

o в) Чугуев

o г) Сумы

6. Что способствовало превращению Харькова в духовный центр Слобожанщины:

o а) открытие в Харькове большого числа церковно-приходских школ

o б) перевод с Белгорода в г. В Харьков архиерейской школы и создание на ее базе Харьковского коллегиума

o в) открытие в Харькове в 1789 г. Главного народного училища

o г) открытие в Харькове в 1805 г. университета

o д) ваш вариант ответа

7. Какие причины способствовали превращению Харькова в крупнейший вузовский центр Российской империи и СССР:

o а) удачное географическое расположение Харькова

o б) быстрое развитие промышленности и торговли в Харькове

o в) приобретение Харьковом губернского центра

o г) превращение Харькова в столицу Советской Украины

o д) ваш вариант ответа

8. Первый театр на Слобожанщине начал действовать:

o а) в Сумах

o б) в Белгороде

o в) в Острогожске

o г) в Харькове

9. Ведущую роль в создании первого театра на Слобожанщине сыграли:

o а) Г.С. Сковорода

o б) П.П. Гулак – Артемовский

o в) Г.Ф. Квитка - Основьяненко

10. Первый театр на Слобожанщине начал действовать:

o а) в 1750 г.

o б) в 1780 г.

o в) в 1805 г.

o г) ваш вариант ответа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.027 с.)