Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Школа, грамотность и национально-культурное движение в галиции.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Единственным оплотом высокой украинской культуры в Галиции вплоть до середины XIX в. оставалась греко-католическая церковь. После ее включения в состав Австрийской империи в результате политики венского правительства она обрела в Западной Украине прочный фундамент и стала институтом формирования национального самосознания «рутенов» и важнейшей силой украинского национального движения. После смерти последнего киевского униатского митрополита Ф. Ростоцкого в 1805 г. император Франц I издал указ о создании Галицкой митрополии. Первым митрополитом стал Антон Ангелович. Ряд важнейших церковно-административных прерогатив (назначение митрополитов, епископов, членов консистории, создание новых епархий и пересмотр их границ) оставался тем не менее в руках императора, что было закреплено конкордатом Вены и Рима в 1855 г. Митрополиту Михаилу Левицкому, правившему с 1816 по 1858 г., противостояло молодое униатское духовенство. Это новое поколение было сформировано переменами, произошедшими с конца XVIII в. и выразившимися в очень заметном повышении уровня образованности и общей культуры духовенства, что быстро отразилось на состоянии приходской жизни. Молодые священники и монахи 1820-х - 1830-х гг. отличались по своим интересам и устремлениям от духовенства первой «австро-галицийской» формации. Они стали основой галицко-украинской национальной интеллигенции, чьими усилиями Западная Украина включилась в движение славянского Национального возрождения. Маркиан Шашкевич, Яков Головацкий и Иван Вагилезич образовали в 1830-е гг. первый кружок западноукраинской интеллигенции «Русская Троица». Первые попытки реформы школьного дела были предприняты еще Михаилом Левицким, который требовал, чтобы приходские священники заботились о распространении грамотности и создавали школы при приходских церквях. М. Левицкий основал Товарищество священников с целью наладить издание пособий для приходских школ. Стали печататься буквари, катехизисы, школьные уставы. В 1817 г. в Перемышле была создана первая учительская семинария для подготовки дьяков-учителей. Эта политика встречала сопротивление со стороны землевладельцев, которые иногда специально отдавали учителей в рекруты, запрещали крестьянским детям посещать занятия и пр. Согласно официальному отчету австрийских чиновников, в 1896 г. в Галиции было 4 млн. неграмотных (галицийских украинцев в это время насчитывалось около 2,5 млн.), 3000 сельских общин не имели школ вообще, 2000 общин закрыли школы, потому что нет учителей, а 1000 учителей преподавали грамоту, не имея должной квалификации. Уже в середине 1880-х гг. в Галиции существовало около 400 украинских читательских клубов. Число членов общества «Просвита» выросло с 39 в 1868-1874 гг. до 1416 в 1906-1908 гг. В результате образовательной политики властей, действий духовенства и интеллигенции к 1914 г. большинство молодых крестьян в Галиции умело читать1. Распространение грамотности шло рука об руку с пробуждением национального самосознания. В Западной Украине национально-культурное движение получило мощный импульс от революционных событий 1848-1849 гг. Одним из его эпизодов стало создание Русской рады (Русский совет, «Головна Руська рада») во Львове во время большого собрания общественности, в котором участвовали и поляки, составившие едва ли не большинство и пытавшиеся воспрепятствовать складыванию отдельного украинского национального движения. Тем менее, усилиями горячих сторонников национального пробуждения Рада была создана, и это произвело сильное впечатление на образованные круги украинского общества за пределами Львова. Стали создаваться региональные отделения Рады. Богдан Дидицкий, будущий русофил, признавался позднее, что впервые почувствовал себя русином тогда, когда увидел открытие собрания Русской рады. Возникла мода на исполнение народных песен и танцев, проведение национальных праздников, использование «своей» символики. Главным критерием и орудием самоопределения становится язык, а языковой вопрос превращается на долгое время в средоточие споров и тот инструмент, благодаря которому формируется национальное самосознание украинцев. Уже в 1848 г. стала издаваться украинская газета «Зоря Галицкая», была создана Галицко-Русская Матица, а во Львовском университете основана кафедра украинской литературы. На «Съезде русских ученых» осенью 1848 г. Яков Головацкий произнес ставшую знаменитой речь «Рассуждение о южнорусском языке и его наречиях». Первоначально борьба с господством польского языка в Галичине породила закономерное желание максимально много, в противовес польскому, позаимствовать из русского и церковнославянского. Но встречной тенденцией было сближение литературного языка с языком народа, очищенным от польских заимствований. Этому помогало развитие связей с украинцами России, знакомство с творчеством Котляревского, чьи пьесы исполнялись в австрийской части Украины под измененными названиями. В 1848 г. греко-католическое духовенство сыграло главную роль в возникавшем галицийском национальном движении; Русская Рада была возглавлена епископом Григорием Якимовичем (в 1860-63 гг. Галицким митрополитом), а позднее членом консистории Михаилом Куземским. Они же стали создателями Собора Русских ученых и Галицко-Русской Матицы. Национальному пробуждению сопутствовало движение за возвращение к восточно-христианским началам в церковной жизни, прежде всего в обрядах. Эта тенденция дала о себе знать уже с 1830-х гг., но особенно сильно развернулась в 1860-е гг. Известный историк Галиции Д.П. Химка справедливо усматривает некоторый парадокс в том, что Галиция стала в это время оплотом унии, тогда как прежде была «самым сильным бастионом православия» и подчинилась униатской церкви только в начале XVIII в.' Период между 1848 и 1860 гг. современная историография рассматривает как «организационный период» в развитии украинского национального движения в Галиции. С 1860-х гг. историки отсчитывают его «политическую» фазу. Внутрицерковное движение за возвращение к восточно-христианским корням и против ассимиляции восточного обряда латинским воспринималось как выражение украинско-польского антагонизма и слилось с движением т.н. «русофилов» (москвофилов). Какую роль в русофильстве играло политическое и культурное тяготение к России, а какую — религиозное сопротивление «латинизации»? Даже беглое знакомство с соответствующими фактами и источниками показывает, что собственно религиозная сторона движения кажется чрезвычайно существенной, если не доминирующей в нем. Значение собственно религиозного начала усиливалось тем, что Ватикан враждебно относился к растущему украинскому национализму (как и к национализму вообще) и недоверчиво — к восточному обряду, понимая, что его сохранение чревато уклонением в «схизму», и зная, по опыту ликвидации унии в России в 1830-е гг., какую роль стремление к очищению церковных служб от «латинских» нововведений может сыграть в агитации против унии. Опасения Рима, что движение «восточников» может привести униатскую церковь к потрясениям, вполне оправдались. После того, как галицииское духовенство много поспоспешествовало ликвидации унии в Холмской епис-копии на территории России, кризис принял открытые формы в самой Галиции. В 1882 г. греко-католическая община в Глиничках Збаражского повета заявила о желании перейти в православие. Ватикан и австрийское правительство ответили целым рядом реорганизационных и репрессивных мер. На место москвофилов была выдвинута другая группа духовенства, группировавшаяся вокруг журнала «Русский Сион», основанного в 1871 г., который находился в оппозиции к русофилам, подчеркивал свою лояльность к католицизму и приоритет религиозных задач перед национальными. В 1882 г. была предпринята реформа базилианского ордена, которую осуществляли иезуиты. Последнее обстоятельство особенно важно, поскольку базилиане составляли ведущую силу в греко-католической церкви. Тяготеющей к русскому православию «противолатинской» (фактически антипольской, антикатолической и антиримской) оппозиции пришла на смену волна нараставшего светского антиклерикализма, связанная с ростом политического радикализма и украинофильства. К концу XIX в. русофильское движение было заметно ослаблено. Литература, искусство, наука. Интеллигенция украинских земель Российской империи жила теми же проблемами, что и вся интеллигенция России, проходя через те же увлечения, заблуждения, победы и поражения. Это стало особенно заметно в 1860-е гг. —период зарождения российского народничества. Народничество как интеллектуальное и общественное движение Российской империи, кажется, не имеет аналогов в истории других стран. Утилитаризм в странном сочетании с романтизмом, нигилизм в столь же странном сочетании с духом самопожертвования, комплекс «вины перед народом», болезненное (и, может быть, преувеличенное) ощущение оторванности от масс, призывы к «покаянию», острый протест против социальной несправедливости, склонность к упрощенно-радикальным решениям, — во всем этом разночинная интеллигенция Украины вряд ли отличалась от интеллигенции других частей России, в истории народничества вряд ли можно провести грань между «русским» и «украинским». Но это же касается, видимо, и развития литературы, искусстг ва, науки в Украине и остальной России. Специфически украинское сказалось в языке литературных произведений и становлении профессиональной музыки с ее опорой на фольклор. Историю украинской литературы XIX в. принято начинать с «Энеиды. на малороссийский язык перелицованной» (1798) И. Котляревского. Изданная сначала в Петербурге, а потом в Харькове, она имела шумный успех. Но сам Котляревский не стал профессиональным писателем, а жил помещиком на Полтавщине, создал любительский театр и написал для него две пьесы («Наталка-Полтавка» и «Москаль-чаровник»). П. Гулак-Артемовский (1790-1865) продолжил линию Котляревского, написав ряд сатир, пародий и басен, но самым заметным украинским писателем первой половины XIX в. был Г. Квитко-Основьяненко (1778—1843), написавший ряд повестей и пьес, среди них приобретшие широкую популярность комедии «Шельменко-денщик» (1840) и «Сватанье на Гончаровке» (1836). Как прозаик он близок русской «натуральной школе». О значении творчества Т. Шевченко и П. Кулиша говорилось выше. В 1860-е гг. самым крупным событием в развитии украинской литературы стали повести и рассказы Марии Маркович (1834-1907), печатавшейся под псевдонимом Марко Вовчок. Главными героями этих произведений были крепостные крестьяне. Этнически русская, она восприняла украинофильство от своего мужа этнографа А.В. Марковича, члена Кирилло-Мефодиевского общества. Писала также на русском языке. За границей (1859-1867 гг.) преимущественно писала по-украински. По своим взглядам она была близка к Д.И. Писареву и Н.Г. Чернышевскому. В Западной Украине известность приобрел поэт и прозаик из Буковины Юрий Федькович (1834-1888), в поэме «Лукьян Кобылица» (1865) воспевший образ народного героя. Его проза укрепляла критический реализм в украинской литературе, который стал господствующим течением и выразился также в творчестве Ивана Нечуя-Левиц-кого (1838-1918), утвердившего жанр социально-бытовой повести и романа. Он стремится широко охватить действительность, придать ей конкретность. В 1891 г. он опубликовал за границей обширный очерк «Украинство на литературных позывах с Московщиною», протестуя против русификации, дискриминации украинского языка и литературы, обвиняя русские власти в «примитивной национальной нетерпимости». Другим известным писателем-реалистом был Панас Мирный (1849-1920), создавший талантливые картины народного быта. В жанре социального романа написано его лучшее произведение («Гулящая», 1883-1920). По воззрениям он близок к утопическому социализму. В 1881 г. правительство разрешило ставить пьесы на украинском языке, и в том же году М. Кропивницкий создал в Елисаветграде первый профессиональный украинский театр. В конце века в Украине работали 5 профессиональных трупп. Начинается расцвет украинского театра, связанный с драматургией М. Кропивницкого, М. Старицкого, И. Карпенко-Карого. Они пишут социально-бытовые психологические драмы, исторические пьесы, комедии, утверждая сценический реализм, показывая богатство народных характеров. Целая плеяда блестящих актеров (М Заньковецкая, П. Саксаганский, М. Садовский и др.) сразу ставит украинский театр на высокий профессиональный уровень. Украинская профессиональная музыка своим развитием обязана С. Гулаку-Артемовскому, автору ставшей знаменитой комической оперы на собственное либретто «Запорожец за Дунаем» (1863), и П. Нищинскому. Достижением украинской музыки стали сочинения Н.В. Лысенко (1842-1912): оперы «Наталка Полтавка» (1889), «Тарас Бульба» (1890), кантаты, камерно-инструментальные произведения, многие из которых имеют четкую национальную программу. Будучи выдающимся фольклористом, Лысенко создавал обработки народных песен (свыше 500), занявшие важное место в украинской музыке. Тон украинской живописи и графики был задан работами Т. Шевченко. Этнографически-идиллическую линию представлял К. А. Трутовский. Прекрасные реалистические пейзажи писали В.Д. Орловский, СИ. Васильковский, СИ. Светославский. Жанровые мотивы, размышления о жизни звучат в полотнах К.К. Костанди. Лирично-созерцательны картины П.А. Левченко. Крупнейшим мастером жанровой живописи стал Н.К. Пимоненко (1862-1912), отразивший в своем творчестве многие стороны жизни украинцев и утвердивший реалистический стиль в украинском искусстве. Многие из этих художников участвовали в выставках «передвижников». Украинскость в живописи понималась лишь сюжетно, иной задачи искусство в XIX в. еще не ставило. Ученые из украинских центров стали вносить большой вклад в общероссийскую и мировую науку. Примером могут послужить имена Н. Н. Бекетова, А.А. Потебни, И. И. Мечникова. Разумеется, особое место в развитии украинской культуры занимали исторические, этнографические и фольклористические исследования. В Киеве сложилась школа В.Б. Антоновича, из которой вышел крупнейший украинский историк XX в. М.С Грушевский. Большой вклад в изучение этнографии и экономики Российской империи внес П.П. Чубинский. Собранные им фольклорные материалы составили 7 томов. Работа удостоилась нескольких премий в России и за рубежом. Историк М.П. Драгоманов, эмигрировавший в Западную Европу в 1876 г., издавал там сборники и журнал «Громада». Переехав в 1889 г. в Болгарию, стал профессором Софийского университета, оказав влияние на становление новой болгарской исторической науки. Прославился также как фольклорист и литературный критик, боровшийся за утверждение реализма. Его огромная по количеству публицистика отразила широкий спектр идей своего времени. Археографической комиссией велась огромная работа по публикации архивных документов, возникло Историческое общество Нестора-летописца, стал издаваться солидный исторический журнал «Киевская старина». 7.5. НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ Начиная с 1860 годов, радикально настроенную молодежь империи обычно называют народниками. Совмещая в себе радикальную буржуазно-демократическую программу с идеями социализма, народники выступали как против крепостничества и его пережитков, так и против буржуазного развития страны. Они были сторонниками перехода к социализму через крестьянскую общину, которая, по их мнению, свидетельствовала об отсутствии у крестьян эгоизма и об их врожденной склонности к социализму. В основе идеологии народников лежала мистическая вера в российское крестьянство, как носителя «высшей житейской мудрости». Считая российского крестьянина «врожденным» социалистом, один из идеологов народников М.М.Бакунин призывал молодёжь готовить народное восстание против главных врагов народа: частной собственности, государства и церкви. Содержанием народнического движения являлась борьба за полную ликвидацию помещичьего землевладения, всех остатков крепостничества, за победу крестьянской революции. Считая капитализм абсолютным злом, народники верили, что Россия минует его и после победы крестьянской революции, пойдет только ей присущим путем через сельскую общину к социализму. Главной задачей своей деятельности народники считали воспитание крестьянства, его образование, подъём его на революционную борьбу против несправедливого строя, против царизма. Народное движение объединяло людей, которые принадлежали к разным социальным слоям народа, к разным политическим направлениям, часто прямо противоположным по своим убеждениям. К примеру, некоторые народнические течения исповедовали теорию «непротивления злу насилием», другие призывали к террору, к новой пугачовщине. В начале 70-х годов возникают революционно-народнические организации, революционные группы, отличающиеся различным подходом к методам революционной деятельности. Некоторые из них с целью установления контакта с крестьянством предприняли так называемые «хождение в народ», стремясь подготовить крестьянство к великому восстанию. «Хождением в народ» в 1874 году было охвачено, по официальным данным, 37 губерний европейской России, в том числе почти все украинские губернии. Но эта тактика провалилась. Попытки склонить крестьянство к массовому выступлению против царского правительства не принесли желанных результатов. В конце 1874 года более одной тысячи пропагандистов-народников были арестованы и осуждены царским правительством. Народнические организации активно действовали в Украине: Киеве, Одессе, Харькове, Полтаве, Чернигове, Николаеве, Херсоне. После неудачи «хождения в народ1' некоторые из наиболее радикально настроенных народников обратились к идеям Бакунина, решив, что начать революцию можно только с помощью насилия и террора. Они создали организацию «Народная воля», основным принципом деятельности которой, был терроризм. Строго законспирированная и недоступная извне «Народная воля» начала компанию политических убийств, кульминацией которых стало убийство царя Александра П. Гибель царя вызвала общее осуждение насилия, дискредитацию терроризма и убедила правительство в необходимости ужесточения своей политики. Характерно, что народники-террористы особенно активно действовали в Украине; в Киеве, Харькове, Одессе, Нежине, Полтаве и др. Они осуществили ряд громких террористических актов: в 1878 году народоволец Г.Попко убил жандарма Гейкина, в феврале 1879 года убит в Харькове губернатор князь Куропаткин и др. Активными участниками народнического движения были украинцы –Д.Лизогуб, Н.Кибальчич, С.Перовская и многие другие. Но они почти не поднимали вопросы национального освобождения украинского народа и других народов, порабощенных Россией. Принципиально на других позициях стояли украинские народники (народовцы, хлопоманы), которые отстаивали идеи своеобразия украинского народа, его быта и хозяйства, подчеркивали индивидуализм украинского крестьянства. Народовцы выступали за единство всех украинских земель и развития единого украинского языка на основе народного языка. Украинские народники основной целью своей деятельности считали культурно-просветительскую работу среди крестьянства. Они считали главной отличительной чертой украинского крестьянства его религиозность и воспевали ее в своих произведениях. Организационными центрами народовского движения были редакции журналов: «Вечерницы» (1862-1863 гг.), «Мета» (1863-1864 и), «Нива» (1865 г.), «Русалка» (1866 г.). Украинские народники - это преимущественно представители украинской интеллигенции: писатели, учителя, врачи, юристы, студенты. Народовцы стремились поднять национальное самосознание украинской молодежи. Они Изучали украинскую литературу и историю, собирали этнографические и фольклорные материалы, открывали читальни, библиотеки, издавали произведения украинских писателей, школьные учебники, организовывали театральные постановки и ежегодные Шевченковские вечера. Украинское народовское движение возникло в Галиции, позже оно распространилось на Буковине и Закарпатье. На протяжении всего времени существования народничества в нем действовали и революционные, н либеральные элементы. В 70-х годах народники в своем абсолютном большинстве стояли на революционных позициях. После неудачи «хождения в народ» и после разгрома «Народной воли» в 1881 году, произошел кризис революционного народничества, и в 80-90-х годах и общественно-политическом движении стало преобладать либеральное народничество. В общественно-политическом движении в Украине во второй половине XIX века выделяется буржуазно-оппозиционное движение, ориентировавшееся на превращение России в конституционную монархию и введение буржуазных свобод - свободу слова, печати, неприкосновенное га личности, введение самоуправления, созыв Учредительного собрания. Они надеялись на проведение реформ мирным путем и находились в легальной оппозиции самодержавию, В Украине деятельность либералов была такой же, как и в целом по России. В эпоху кризиса и краха крепостничества, формирования капиталистических отношений в Украине возникает национальное движение. В последние предреформенные десятилетия и в первое время после отмены крепостничества в 1861 году оно было еще слабым, и в нем участвовали малочисленные круги дворянско-буржуазной интеллигенции, стремившиеся, в основном, к развитию украинского языка и культуры. С развитием капитализма и постепенным завершением формирования украинской нации национальное движение росло, в него вливались все более широкие общественные группы. Но поскольку социальный состав украинской нации был неоднородным, неоднородным было и национальное движение в Украине. Несмотря на то, что все участники национального движения выступали против национального гнета, единства между ними не было. С конца 50-х годов на протяжении второй половины XIX века в национальном движении в Украине действовали кружки интеллигенции, получившие название «громад». Общей для всех их была национальная украинская идея на демократической основе, вера в возможность достичь национального управления, любовь к Украине, гордость за достижения его духовной культуры. Нелегальные «громады» действовали в Киеве, Полтаве, Харькове, Херсоне, Одессе, Николаеве, Чернигове и других городах Украины. Первая Громада возникла в конце 50-х годов XIX века в Киеве. Её создателями и активными членами были Н.Костомаров, П.Кулиш, В.Белозерский, Т.Шевченко и др. Громада издавала журнал «Основа». В 1861 году в Киеве возникла еще одна Громада. В 70-80-х годах она превратилась в основной центр национально-культурного возрождения в Украине. Среди наиболее активных членов Киевской громады выделялись В.Антонович. М.Драгоманов, П.Чубинский, Т.Рыльский, НЛысенко, М.Старицкий, И.Нечуй-Левицкий. Члены Громады считали своим основным долгом пробуждение национального самосознания украинской молодёжи и народа в целом. Члены Громады организовывали воскресные школы, занимались изданием украинской популярной и научной литературы, изучали быт и традиции украинского народа. Репрессии со стороны царского правительства вынудили часть громадовцев эмигрировать ча границу, деятельность Громады была запрещена. В 80-х голах XIX века члены громад в Украине объединились вокруг Одновременно с народничеством, либеральным и национальным движением в Украине усиливалось и рабочее движение. Рабочие создавали снои отдельные пролетарские организации, которые наряду с пропагандистской работой занимались организацией стачечной борьбы за улучшение политического положения и политической свободы пролетариата. Деятельность этих пролетарских организаций, развертывание массово
Австро-Венгрия и Россия, будучи унитарными государствами, всячески пытались помешать формированию украинской нации и развитию украинской национальной культуры, стремясь ассимилировать украинское население. В Австро-Венгрии это проявилось в нарушении провозглашенного Австрийской Конституцией 1867 г. равноправия всех граждан в получении образования, в государственных учреждениях и судах, т. к. в западно-украинских землях руководящие посты в администрации и суде занимали лишь лица австрийской, венгерской и польской национальностей. Всячески ограничивалось преподавание в школах на украинском языке и открытие новых школ. Ни в одном высшем учебном заведении на западно-украинских землях не велось преподавание на украинском языке. К началу XX века во Львовском университете имелось лишь две украинских кафедры: истории Украины и украинской литературы. В царской России в 1863 году циркуляром министра, внутренних дел П. Валуева запрещалось печатание книг на украинском языке (кроме художественной литературы). В значительной степени решение принималось по заявлениям обрусевших представителей украинской интеллигенции, которые доказывали, что якобы «никакого особенного малороссийского языка не было, нет и быть не может». Спустя 30 лет М. Драгоманов писал: «для украинской интеллигенции, как и для украинофилов, русский язык еще и теперь является родным и природным». В Эмском указе Александра II (1876 г.), запрещавшем ввоз на Украину каких бы то ни было книг и брошюр на «малороссийском наречии», украинских пьес и песен, которые требовалось переводить на русский язык. Запрещалось использование украинского языка в начальных школах, судах и государственных учреждениях. Из школьных библиотек изымались книги на украинском языке, учителей-украинофилов заменяли на русских. 'Переименовывались географические названия: «Малороссийская» губерния была разделена на Черниговскую и Полтавскую, а «Слободско-Украинская» переименована в Харьковскую. В итоге рост национального гнета вел к активизации украинского национально-освободительного движения. В Западной Украине действовало 3 направления украинского национально-освободительного движения: К первому относились революционные демократы, выражавшие интересыкрестьянства,имели немногочисленные революционные кружки во Львове,Станиславе,Перемышле, Дрогобыче, Тернополе и Дублянах. Наиболее значительной была группа И. Франко и М. Павлика во Львове, работавшая в журнале «Друг», а затем в журнале -«Громадский друг», а впоследствии в газете «Труд», на страницах которых и вне их критиковавшая феодальный и национальный гнет в Австро-Венгрии, призывавшая к объединению всех трудящихся Западной Украины в борьбе за свои экономические и политические права, распространявшая произведения Герцена и Чернышевского, Маркса и Энгельса, сотрудничавшая с марксистской группой «Освобождение труда». Однако с начала XX в. И. Франко стал одним из наиболее известных критиков марксизма. Так, в статье «Що таке поступ?», он показал, что в условиях партийной монополии социал-демократов на власть их государство неминуемо станет огромной народной тюрьмой. Ко второму относились народовольци — либеральное украинское национальное движение, объединявшее средние слои населения: студентов, священников, интеллигенцию. Основным вопросом своей деятельности считали не политичепсуго борьбу, а развитие украинского языка и культуры, для пего в 1868 г. группа из 60 студентов во главе с Анатолием Вахняниным создала во Львове культурно-просветительское общество «Просвiта», занимавшееся «изучением и просвещением народа» и развитием украинского театра. Несмотря на значимость литературной и культурной деятельности «Просвети», народовольцы были слабо связаны с народом и лишь частично выражали его интересы. В то же время деятельность организаций «Просв1ти» и таких подвижников, как А. Борковский, Е. Сушкевич, А. Партицкий, Ю. Романчук и другие, способствовала существенному росту национального самосознания и патриотизма. Под их влиянием находилась одна из наиболее популярных газет «Дiло» (1880—1939). В прямой связи с культурно-просветительской работой «Просвшг» стоит создание таких организаций, как Ревизионный союз кооперативов, Маслосоюз, Сельский господарь, существование сельскохозяйственных и торговых школ. Москвофилы — наиболее правое, консервативное крыло в ук В Восточной Украине после разгрома Кирилло-Мефодиевского общества стали организовываться полулегальные кружки — «Громады», возникшие в Киеве, Харькове, Чернигове, Полтаве и др. городах и объединявшие представителей широких слоев населения (среднюю национальную буржуазию, обуржуазившихся помещиков, преподавателей, врачей, писателей, студентов -и т. п.). Кружки-громады не имели четкой организационной структуры, своих -программ и уставов, часто распадались и вновь возникали. Однако, можно выделить общие для всех громад характерные черты: — их деятельность носила в основном культурно-просветительский «характер (организация украинских кружков просвещения и воскресных школ, изучение и пропаганда популярной и научной литературы, изучение истории украинского народа, его языка, культуры, этнографии и т. п.); — громады не вели политическую борьбу с царизмом, считая, что украинский народ к ней еще не готов, поэтому в первую очередь необходимо просвещение народа, его консолидация в рамках Российской империи. Большинство членов громад приветствовало и идеализировало отмену крепостного права в России и на Украине. В 1861—1862 гг. в Петербурге, куда съехались после ссылки Костомаров, Белозерский, Шевченко и Кулиш, возник близко связанный с громадами общественно-политический и литературный журнал «Основа». Он способствовал объединению вокруг редакции украинских историков,- литераторов, этнографов, языковедов и др. Журнал знакомил российского читателя с произведениями украинских авторов и жизнью украинского народа, его историей и традициями. Популярности, журнала способствовали организация им публичных чтений и присутствие на них Т. Шевченко, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Н. Чернышевского и др. В 1873 г. во Львове было организовано Литературное товарищество им. Шевченко, позднее превратившееся в Научное товарищество им. Шевченко. В соответствии с уставами существующих академий оно разделялось на секции: историко-философскую, филологическую, математико-естествознавческо-медицинскую, пыталось даже создать Могилянско-Мазепиискую академию наук, но австро-венгерские власти игнорировали эту идею и не поддержали ее инициаторов. После Эмского указа Александра II начался распад громад: часть
Михаил Драгоманов родился в 184.1 г. в городе Гадяче на Полтавщине в семье мелкого дворянина, потомка старшины Запорожской Сечи. Во время обучения в Киевском университете вступил в Киевскую громаду, где вскоре стал одним из ее лидеров. С 1864 — преподаватель Киевского университета. Драгоманов преследовал цели превращения России в демократическую федерацию, в которой Украина получит широкую автономию (право самостоятельно решать большинство стоящих перед ней проблем) и развивалась бы по пути, проложенному передовыми капиталистическими странами Западной Европы (капиталистические отношения без феодальных пережитков, буржуазно-демократические институты и свободы: парламент, всеобщее избирательное право, свобода слова, печати, собраний и т. п.). Он предполагал следующий механизм выполнения поставленных задач: создание широкого национально-освободительного движения на Украине с участием всех слоев населения, включая крестьянство, которое было бы в силах добиться от царизма демократических реформ и изменений в государстве. В 1875 г., в период репрессий отказался отречься от своих взглядов и по особому указу Александра II был уволен из Киевского университета и выслан за границу, где в 1878—1882 гг. издавал в Женеве первый украинский журнал за границей «Громада», на страницах которого пропагандировал своп идеи, печатал социально-экономические, политические, национально-культурные, исторические и др. статьи из жизни Украины. Симпатизировал идеям социализма, прежде всего в этическом плане, (т. е. раскрепощение сил и возможностей человека и общества, отсутствие эксплуатации и др.). Вместе с тем критиковал марксизм, как ошибочное учение, не отвечающее потребностям украинского народа. Со временем идеи Драгоманова заложили основу для формирования первой украинской социалистической партии на Украине. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ 3. Определите важнейшие на ваш взгляд проблемы развития художественной культуры Украины XIX века. 4. Охарактеризуйте основные тенденции и направления развития украинского профессионального театра и музыки XIX века. 5. Почему XIX век в истории украинской культуры называют эпохой национально-культурного возрождения. Составьте таблицу Выдающиеся деятели науки и культуры Украины XIX века и их главные достижения.
ТЕСТЫ 1. Что характеризовало Украинскую культуру XIX столетия? а) Стремления самосохранения и саморазвития; б) Желание войти в контекст мировой ку
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.44.156 (0.019 с.) |