Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура неоклассицизма 1910г.

Поиск

Краткий отрезок времени – три неполных предреволюционных десятилетия (1890е- 1910-е гг.) – вместил в себя несколько архитектурных направлений. Модерн исчисляет свою историю примерно 1895г., хотя его характерные признаки прослеживаются еще с 1870-х гг. Архитектуроведы выделяют два основных периода этого стиля: ранний (интернациональный) модерн (1895 – 18900е гг.) и поздний модерн (конец 1900-х– 1910-е гг.), который в свою очередь подразделяется на рационалистическое и романтическое течения. Рубежом выступает революция 1905г., когда стали сильны демократические влияния и общественное мнение отвернулось от «изысканной роскоги.»

Ретроспективные направления – ретроспективизм (неорусский стиль, неоклассицизм, неоренессанс) характерны для 1910-х гг.

В годы предшествующие империалистической войне 1914г. и во время нее под влиянием националистических настроений отношение к модерну стало резко отрицательным. Его стали рассматривать как результат воздействия враждебной стороны России, поскольку многие архитекторы источником своего творчества сделали зарубежные образцы, главным образом немецкие и австрийские. Это было внешней причиной потери интереса к модерну и нового поворота к ретроспективизму. Новое направление включало в себя неорусский стиль, неоклассицизм, неоренессанс.

НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ

Доходный дом Ижболдина. Арх. Лазарев, 1911г.
От русского стиля второй половины 19 века «неорусский стиль отличается» ориентацией на другие источники (псковско-нрвогородское, владимиро-суздальское зодчество), крупномасштабностью и подчеркнутой пластичностью форм, что в целом было присуще всей архитектуре модерна, в недрах которой и зародилось это направление. Мастера-ретроспективисты склонны сохранять основополагающие признаки стиля-источника как в объемно-пространственной структуре здания, так и в деталях, лишь слегка усиливая их звучание.

Здание Государственного банка в Нижнем Новгороде (1911-1913) яркий образец неорусского стиля начала 20 века.

Банковское здание имело облик сказочного европейского средневекового замка. Свободная трактовка многообъемной композиции, отказ от симметрии, живописный силуэт, оригинальные декоративные детали фасадов

 

Казанский вокзал в Москве (1913-1940) Архитектор Щусев. Ансамбль вокзальных корпусов представляет собой сложную по формам, силуэтности и полихромности объемно-пространсвенную композицию, отличающуюся яркой национальной выразительностью. Большие пространства внутри вокзала в конструктивном отношении решены современно, в то время как художественный облик некоторых интерьеров носит ретроспективный характер.

 

 

Церковь Сергия Радонежского на Куликовом поле (1913). Посвящен исторической победе русских войск в битве с монголо-татарскими полчищами в 1830г. Щусев включает в композицию лестничные башни, которые делались при храмах в 10-11вв., звонницу псковского типа. Самое существенное здесь работа с линией (силуэтом) и пропорциями. Чуть преувеличенная выпуклось башен и куполов, точно найденный пятна проемов и орнаментов на гладких стенах, подчеркнутый скульптурный характер пластики и тонкая дисимметрия целого делают эту небольшую постройку очень выразительной.

 

НЕОКЛАССЦИЗМ

В предреволюционное десятилетие возникло еще одно архитектурной направление ретроспективизма – неоклассицизм. Неоклассицисты снова обращаются к архитектурной традиции классицизма как опоре творчества. Новое направление ставило своей целью возродить традиции русского классицизма второй половины 18 – первой трети 19 вв. В отличии от архитекторов эклектики и модерна, эти мастера не занимались чисто внешним воспроизведением декоративно-орнаментальных мотивов прошлого, а стремились выявить общий художественный настрой архитектуры прошлого, свойственный ей общий композиционный и пластический характер. Мастера неоклассицизма создали много выдающихся сооружений отличающихся гармоничностью композиции, изысканностью превосходно обработанных деталей.

Здание музея изящных искусств (1898 – 1912гг.)Архитектор Р.И. Клейн. В многоколонном торжественном фасаде музея использован греческий ионический ордер в наибольшей чистоте. Это музейное здание с большими залами, оборудованными фонарями верхнего света, рассчитано на интенсивную посещаемость, что обусловило его тщательную функциональную организацию.

 

Храм-усыпальница Юсуповых (1910-1914гг.). Архитектор Р.И.Клейн. Бесстолпный храм в палладианском с купольной ротондой, на подклете, с четырехколонными портиками. Композиция симметричная, к основному объему примыкает две дорические колоннады, расположенные полукольцом.

 

НЕОРЕНЕССАНС

Глубоким исследователем закономерностей построения формы эпохи Возрождения был И.В.Жолтовский. Им заложены основы учения о классике как методе, а не стиле. Он исследует проблемы тектоники, проблемы композиционнного единства целого и деталей и связей формы с конструкцией. Теория создается в ходе практического проектирования: Жолтовский стоит дома и особняки в Москве и под Москвой, ориентируясь на опыт эпохи Возрождения.

 

Дом Тарасова (1909-1910) Архитектор Жолтовский. Это здание сложнейшая стилизация, направленная на постижение и даже, возможно, на трансляцию самого духа архитектуры Палладио, а не на археологическо-обмерное воспроизведение фасадов. Фасады дома являются фантазией по мотивам итальянских палаццо: его композиция по сравнению с уличным фасадом развернута, она включает застекленный пилястровый портик над арочным входом во двор. Дом представляет собой не механическую копию итальянских палаццо, а творчески переосмысленное произведение.

 


 

Творчество Трезини

Трезини Доменико Джованни (Андреа, Андрей Петрович) (1670—1734 гг.)

архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии. Трезини отдал строительству Петербурга, Кронштадта, Шлиссельбурга, Стрельны, Петергофа и других окрестностей новой столицы тридцать лет. Был правой рукой у Петра первого в сфере строительства.

В 1699—1703 гг. Трезини работает архитектором при дворе датского короля Фридриха IV, зарекомендовав себя удачными фортификационными и гражданскими постройками.С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре.

Трезини имел много учеников, среди которых был выдающийся архитектор М. Г. Земцов с 1710 года приставленный по приказу Петра I помощником к Трезини.

По указанию царя Трезини впервые в русской архитектуре в 1714 году разработал образцовые проекты жилых домов предназначавшихся для застройщиков разного достатка, одноэтажные небольшие для бедного населения «подлых» побольше для «знатных».

При всей простоте образцовых проектов домов, все они отличаются регулярным характером фасадов, ритмично расположенными проемами декоративной рустовкой и окраской оштукатуренных фасадов в 2 цвета. Все дома должны были выходить на красные линии улиц формируя фронт их застройки тем самым придавая городу организованный вид.

Летний дворец Петра (1710-1714)

Образцовый проект дома для «именитых» напоминает хорошо сохранившийся летний дворец Петра, выстроенный на левом берегу Невы у истока Фонтанки, где одновременно создавался регулярный сад с небольшой гаванью перед южным-лавным фасадом дворца и фонтанами. каменное двухэтажное здание прямоугольной формы заканчивается высокой кровлей, декоративное оформление его строго и скромно. Фасады дворца украшены фризом и 29тью прямоугольными барельефами размещенными между окнами первого и второго этажей.

 

По проектам, под наблюдением и при участии Трезини была построена Петропавловская крепость и такие замечательные ее сооружения, как Петропавловский собор (1712-1732), Петровские ворота, Флагшточный павильон бастиона Нарышкина. Трезини является также автором проекта здания Двенадцати коллегий — одного из наиболее характерных архитектурных сооружений петровского времени. Он заложил основу планировки Стрелки Васильевского острова, а устройством Галерной гавани начал освоение его прибрежной части. Трезини создал также проект Александро-Невской лавры и Благовещенской церкви. Творческий диапазон архитектора был очень широк, о чем свидетельствуют проекты образцовых жилых домов, зданий императорской аптеки, Госпиталь, Почтовый и Гостиный дворы, усадьбы на левом берегу Фонтанки, каналы, мосты, триумфальные арки.

1715 год Проект комплекса Александро-Невской лавры был разработан в 1715 году. Лавра должна была стать комплексом каменных строений, которые составят симметричный ансамбль между Невой и Чёрной речкой[2].

1721 год. Аничков мост:Перестроен для увеличения пропускной способности переправы. Новый проект — деревянный восемнадцатипролётный мост, в середине разводной пролёт. Строительство вёл голландский мастер Х. ван Болос[3].

1712—1732 годы. Петропавловский собор: Возведён на месте одноимённой деревянной церкви (1703—1704). До 1859 года — кафедральный. Трёхъярусная колокольня высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Х. ван Болосом[4].

1721—1726 годы. Дом Трезини: Проектирование осуществлял сам Трезини, строительством занимался М. Земцов.

1726—1727 годы. Расширение Зимнего дворца Петра I для Екатерины I.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 933; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.34 (0.008 с.)