Архитектура капиталистических стран. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура капиталистических стран.



К парижской выставке 1889г. были созданы два наиболее выдающихся сооружения XIX в. – Эйфелева башня, названная так по фамилии ее создателя и Галерея машин. Башня высотой 312,3 м, представляет собой грандиозную решетчатую конструкцию на четырех заанкеренных опор. Галерея машин имеет площадь 421 х 145 м, а центральный неф был перекрыт двадцатью стальными трехшарнирными арками пролетом 110,6 м, с решетчатыми прогонами и балками.

В первой половине ХХ века в строительстве начинает широко использоваться сварка металлических конструкций. С 30-х годов ХХ века появляются предварительно напряженные ж/б конструкции.

В конце ХIХ века в США началось строительство многоэтажных зданий на основе металлических каркасов. Массивные несущие стены заменяют сплошным остеклением, более легкими стеновыми материалами и навесными легкими панелями из теплоизоляционных материалов.

Советская архитектура.

В 1924 г. для увековечивания памяти Ленина архитектором Шусевым был создан проект Мавзолея. В начале он был деревянным, а через четыре года на этом же месте возведен каменный из красного и черного гранита. Мавзолей, который представляет собой и надгробие и трибуну, стал уникальным памятником архитектуры.

В 1935 г. вступила в строй первая очередь московского метрополитена.

Одно из уникальных сооружений является телевизионная башня в Останкине в Москве. Сооружение высотой 533 м, выполненное в нижней части из ж/б, в верхней (антенна) – из стали, отличается исключительной стойкостью.

История Харькова.

В 1654-1655 годах спасаясь от тяжелого гнета польских панов, на территорию нынешнего города пришла большая группа переселенцев из Поднепровья, которая обосновалась на возвышенности, у слияния рек Лопании и Харьков. На протяжении 1656-1659 годов первые жители поселения под руководством воеводы Селифонтова в Харькове, построили деревянную крепость. Часть первых улиц являлась дорогами, ведущими в разные города страны. В то время возникла одна из первых улиц города – Московская (ныне Московский проспект), по которой шла дорога на Москву. Потом появилась Сумская – дорога на Сумы, по набережной реки Харьков – Белгородская и другие. От крепости через Холодную гору пролегал путь на Полтаву – улица Полтавская (ныне Полтавский шлях).

Одновременно с улицами-дорогами, начиная с конца XVII века, вокруг Харьковской крепости возник ряд селений, которые назывались слободами. Так возникли Журавлевка, Панасовка, Гончаровка.

На Университетской горке, среди небольших домиков, крытых соломой, возвышалась Успенская соборная церковь.

Первой в Харькове была построена в 1657 году деревянная церковь УспенияПресвятой Богородицы, размещавшаяся в крепости немного южнее современною здания Успенского собора. Была она небольшая, холодная и бедная. Не хватало богослужебных книг, молились перед бумажными иконами.

Город рос, возникали другие храмы, и Успенская церковь больше не могла вмещать возросшее число прихожан. И в 1685 - 1687 годах на смену ей построили первый в Харькове каменный собор, который находился на месте нынешнего собора. Как и большинство соборных храмов, он был крестово-купольный. Крыша и пять глав собора были покрыты дубовым гонтом. Отдельно стояла каменная шатровая колокольня, в нижнем ярусе которой устроили две "коморы" (кладовые) и погреб, которые сдавали внаем, что приносило церкви немалую прибыль. Однако этому храму долго простоять было не суждено: 3 марта 1733 года в городе вспыхнул сильный пожар, что в те времена происходило довольно часто и приносило много бед. От Успенского собора уцелела только каменная кладка стен. И хотя через год его отстроили, купола покрыли белой жестью и вызолотили крест, в здании вскоре появились трещины. В 70-х годах XIX века его решили разобрать, чтобы возвести новый.

Строительство собора продолжалось двенадцать лет, и было завершено в июне 1783 года. По площади новый собор значительно превосходил старый. В нем было четыре престола: главный - Успенский, южный - во имя Казанской Божьей Матери, северный - во имя Святой великомученицы Екатерины и еще один на хорах - в честь Петра и Павла. Кроме иконостаса, гордостью собора являлись две особо почитаемые верующими иконы - Елецкой Божьей Матери и образ святителя Христова Николая.

После возведения собора встал вопрос о строительстве новой колокольни. Решение об этом было принято в 1819 году. В колокольне предложили устроить теплый храм во имя св. Благоверного великого князя Александра Невского, в память Александра I и победы в Отечественной войне 1812 года. На это собрали много пожертвований. Работы по строительству начались 8 мая 1821 года и велись с перерывами до 1833 года. Возобновили строительство в 1837 году под руководством архитектора К.А.Тона и вчерне завершили с небольшими изменениями в начале 40-х годов. В 1841 году на колокольне установили позолоченный крест весом 25 пудов (400 кг) и высотой 7 аршин (5 метров). Закончили работы в 1844 году. Общая высота многоярусной колокольни с крестом составила 42 сажени (89,5 м). Установили на ней 12 колоколов весом от 16,1 тонны до 8 кг. В 1862 году вверху поставили часы с боем (диаметром 3,7м.), заказанные в Париже у фирмы "Борель". Колокольню соединили с храмом с помощью небольшой "вставки", в которой сделали большие проемы для прохода по первому этажу. Грандиозная колокольня стала главной доминантой исторического центра и до сих пор является самым высоким зданием города. Она радует глаз стройностью пропорции, чистотой форм. Так в архитектуре комплекса собора и колокольни встретились, дополняя друг друга, стили двух эпох прошлого - барокко и классицизма.

После революции 1917 года Успенский собор и колокольню использовали для разных несвойственных им нужд, и они подверглись значительным разрушениям. В 1973 году начались реставрационные работы, в ходе которых было произведено укрепление фундаментов, стен, пилонов, подпружных арок, восстановлены утраченные барабаны центрального и боковых глав собора, вызолочен заново купол, возобновлена наружная и внутренняя отделка. В здании в 1986 году открылся Дом органной и камерной музыки.

Собо́р Покрова́ Пресвято́й Богоро́дицы — приходский православный храм в Харькове, Харьковской епархии Украинской православной церкви, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Каменное здание Покровского собора было построено казаками за пределами тогдашних границ крепости, вблизи ее северной стены, в 1689 году — взамен деревянной Покровской церкви (известной еще с 1659 года). В том же 1689 году храм освящён митрополитом Авраамием.

Покровский собор — ценный памятник украинской архитектуры второй половины XVII века. Это барочная трёхкупольная («трёхбанная») церковь, установленная на характерном для русской церковной архитектуры тёплом зимнем храме. Верхняя, холодная церковь, окружена галереей — «опасанням» и объединялась «гульбищем» с шатровой колокольней. Узорные кирпичные наличники соседствуют с многопрофильными карнизами с небольшим выносом, пояс прямоугольных впадин дополняется изображениями солнца. Гармоничность вырастающих друг из друга объёмов, легко возносящихся вверх, соседствует с суровыми, тяжёлыми формами колокольни, напоминающей крепостную башню.

В 1726 году по инициативе епископа Белгородского Епифания Тихорского и генерал-губернатора Слободской Украины князя М. М. Голицына был учрежден Свято-Покровский мужской училищный монастырь с харьковским коллегиумом, первым высшим учебным заведением на Левобережье.

Покровская церковь при этом с 1729 года стала монастырской и коллегиумской. Храм отремонтировали, украсили и обеспечили церковной утварью.

В 1732 году на колокольне установили колокол весом 1,6 тонны.

В 1799—1846 Покровский собор был кафедральным собором Харькова.

В течение XIX и начала XX века в церкви велись работы по его украшению, ремонту и благоустройству.

В 1920-е собор был закрыт и вскоре стал разрушаться.

В 1950-е была предпринята попытка его косметического ремонта. В 1992 году храм вместе с архитектурным комплексом Свято-Покровского монастыря вернули Украинской православной церкви.

Постепенно Харьков разрастался, вместо деревянных зданий все чаще появлялись каменные. Значительный рост Харькова начинается с 60-х годов XIX века. В это время в город прокладывается железная дорога, строятся заводы. В 1895 году в Харькове появилось электрическое освещение. В 1882 году появился новый вид транспорта – конка. От вокзала до Конной площади проложили узкоколейку, по которой при помощи конной тяги двигались небольшие вагончики. Только в 1906 году на Петинской (ныне Плехановской) улице открыли первую линию электрического трамвая.

В 1805 году на Университетской горке благодаря усилиям известного ученого и общественного деятеля того времени В.Н. Каразина, был открыт один из первых университетов нашей страны.

Харьковский строительный техникум (ныне колледж) был организован в 1927 году.

В 1899-1901 годах на улице Короленко было сооружено большое здание Общественной библиотеки (ныне библиотека им. В.Г. Короленко) по проекту архитектора А.Н. Бекетова.

В конце 60-х годов XIX века, когда через Харьков проложили железную дорогу, на леваде соорудили железнодорожный вокзал. 22мая 1869 года на Харьковский вокзал по Курско-Харьково-Азовской железной дороге с севера прибыл первый поезд. Во время ВОВ вокзал был разрушен. Открытие нового вокзала состоялось 2 ноября 1952 года. Десять массивных колонн из белого камня поддерживают портик, по обе стороны вздымаются ввысь башни. В вокзале сооружен большой зал, высота которого равна 26 метрам. 6 июля 1957 года магистраль была электрифицирована. Первая электричка соединила Харьков с Мерефой.

В марте 1934 года возле главного входа в сад им. Шевченко со стороны Сумской улицы был заложен памятник поэту. В 1935 году работа над памятником была завершена. Перед харьковчанами предстал многофигурный памятник высотой 16,5 м. высокий трехгранный пилон венчает бронзовая скульптура Тараса, а вокруг по спирали расположены 16 бронзовых скульптур. Высота фигуры Шевченко 4,5 м.

Большим украшением сада является ККЗ «Украина», построенного в 1963 году.

Харьковский зоологический парк был создан в 1895 году.

Площадь Свободы (ранее Дзержинского) имеет длину 750 м, ширину 130 м, диаметр круга 350 м, общий размер площади 11 га. Первым строением на площади был Дом государственной промышленности – Госпром, строительство которого завершилось в 1928 году. Это первое монолитное здание.

Харьковский Дом государственной промышленности проектировался для «Паевого товарищества строительства и эксплуатации домов госпромышленности в городе Харькове», в которое входили 22 государственных треста, Промышленный банк, Внешторг и Госторг Украинской ССР.

Проект Дома Государственной промышленности был выбран в результате конкурса, который был объявлен 5 мая 1925 года. Авторами конкурсной программы являлись инженер-строитель Я. И. Кенский и профессор Харьковского технологического института А. Г. Молокин.

На конкурс было представлено 19 проектов. 1 премию получил проект «Незваный гость» ленинградских архитекторов Сергея Саввича Серафимова, Самуила Мироновича Кравца и Марка Давидовича Фельгера.

Здание построено в рекордно короткие сроки — подготовительные работы начались летом 1925 года, сдача в эксплуатацию — 7 ноября 1928 года, к одиннадцатой годовщине Октябрьской революции. Весной 1926 года стройку решено было закрыть, однако после личного вмешательства Феликса Дзержинского, который посетил стройку 8 мая 1926 года, строительство продолжилось. На торжественной закладке центрального корпуса, которая произошла 21 ноября 1926 года, зданию присвоили его имя.

Создание такого значительного объекта стало возможно благодаря главному инженеру строительства — П. П. Роттерту. Под его руководством на стройке были разработаны рабочие чертежи уникальной конструкции, проведена механизация работ (до 80 %), подготовлены специалисты — квалифицированные рабочие и инженеры, разработана технология индустриального железобетона и т. д.

После постройки, с 1928 по 1934 год, в здании размещался Совет Народных Комиссаров Украины.

Во время немецкой оккупации 1941—1943 г. на первом этаже была устроена конюшня, на других этажах в начале оккупации жили обезьяны, сбежавшие из расположенного рядом со зданием зоопарка. До 23 августа 1943 г. в Госпроме дожили три макаки-резуса, которым на 65-ю годовщину освобождения города, в августе 2008 г., был открыт памятник на территории зоопарка.

Перед отступлением в августе 1943 г., во время так называемой «очистки» Харькова, немцы заминировали Госпром, как и многие другие здания города, но взрыв был предотвращен неизвестным патриотом, который при этом погиб. Тогда здание подожгли, но железобетонному остову Госпрома это не нанесло вреда.

Здание восстановлено после войны в 1944—1947 годах. В 1955 г. на крыше установлена одна из первых в СССР телевизионных вышек высотой 45 м.

К 350-летию Харькова была начата реконструкция Госпрома, рассчитанная до 2010 года. В результате реконструкции остекление, которое составляет более половины поверхности Госпрома, по мнению международных экспертов, было изуродовано окончательно. Дело не в том, что дуб был заменен алюминием, а в том, что двойные интересные рамы — и оконные, и на лестничных витражах — заменены плоскими стеклопакетами. Это очень исказило восприятие Госпрома.

Высота здания Госпрома 63 м. Вместе с первой телевышкой, установленной в 1955 году, составляет 108 метров.

Полезная площадь помещений Госпрома составляет 60 тыс.м², площадь участка застройки 10760 м².

Впервые в мире разработаны и применены точные расчёты сложных пространственных рамных железобетонных конструкций. Авторы нового способа (графо-аналитический метод постоянных точек) — харьковские инженеры-конструкторы А. Прейсфрейнд и М. Пайков.

В конкурсе на сооружение Госпрома участвовал знаменитый архитектор, академик Алексей Бекетов, но его традиционный «бекетовский» проект из-за «старомодности» не смог конкурировать с молодыми архитекторами конструктивизма.

Госпром начинал строиться при помощи человеческой и лошадиной энергии с применением примитивных инструментов и механизмов — лопат, носилок, тачек и т. д. К окончанию строительства работы были механизированы на 80 %. До пяти тысяч рабочих в день (зимой 500—600 человек), половина из которых жила в деревянных бараках, трудились в три смены и завершили строительство менее чем за два с половиною рабочих сезона.

В момент постройки это был самый большой в СССР (по другим данным, в Европе) «небоскрёб», который и сейчас впечатляет: его объём 347 тыс. м³. Материал — монолитный железобетон. Израсходовано 1315 вагонов цемента, 9000 т металла, 3700 вагонов гранита и 40000 м² стекла. В здании 4500 оконных проёмов.

При рытье котлована 6-го подъезда были найдены кости мамонта. Сегодня кости мамонта находятся в музее природы на ул. Тринклера.

В 1930-х годах в зимний период на отопление здания расходовалось ежедневно до 25 тонн угля. 7 из 12 лифтов здания работают без замены с начала эксплуатации в 1928 году. Между тремя большими корпусами проходят улицы Анри Барбюса и Ромена Роллана. Длина мостовых переходова над улицами – 26 м.

Здание Госпрома возведено методом «плавающей опалубки» — прогрессивным на тот момент, — и поэтому представляет из себя фактически монолитный массив железобетона. Отсюда высокая прочность здания. Также существует объяснение прочности, основывающееся на том, что Госпром состоит из группы разновысоких башен, соединённых переходами, в результате чего собственные резонансные частоты башен, накладываясь друг на друга, значительно ослабляют колебания всего строения (этот метод применяют в Японии при постройке небоскрёбов в сейсмоопасных зонах).

В первоначальном проекте Госпрома внутренние перегородки вдоль здания отсутствовали. Здание фасадом специально направлено на восток так, чтобы заходящее солнце просвечивало его насквозь. Вместе с обширным остеклением это создавало эффект пространства, объёма и воздушности. В заходящих лучах солнца окна должны были пылать огнём.

Реконструкция Госпрома, проводимая современными методами в 2000-х годах, заняла в несколько раз больше времени, чем всё время его строительства примитивными методами в 1920-х. Госпром был построен за три года; реконструкция продолжается 7 лет и не закончена.

Стеклянная струя (сейчас чаще называется Зеркальная струя, первоначальное официальное название - Памятник Победы) — беседка и фонтан в Харькове, один из символов города. Расположена по Сумской улице в сквере Победы, напротив здания Харьковского театра оперы и балета. Стеклянная струя была сооружена в 1947 г. по проекту архитектора В. И. Коржа.

Фонтан-беседка "Стеклянная струя" расположен почти в правильном квадрате между улицами: Сумской, Совнаркомовской, Скрипника и Чернышевского. Место, на котором был сооружен памятник архитектуры, имеет богатую историю. Первоначально на нём располагалось кладбище, затем здесь была построена деревянная Мироносицкая церковь, первое упоминание о которой датируется 1701 г.

В 1781 - 1783 г. на месте деревянной церкви была построена каменная. В 1792 г. в связи с разрастанием городских кварталов кладбище на территории церкви было упразднено. В 1813-1819 г. церковь была существенно перестроена и расширена, и затем ещё существенно перестраивалась и расширялась на протяжении 19 века. В 1909-1911 гг. к церкви была пристроена колокольня, вторая по величине в Харькове после колокольни Успенского собора. Мироносицкая церковь была снесена 11 марта 1930 года. Советские власти планировали на её месте построить здание «Театра массового музыкального действа», в котором бы совмещались цирк, театр и кинотеатр, но после переноса столицы в Киев первоначальные планы остались нереализованными. В результате на месте образовавшегося пустыря в 1930-е гг. был организован троллейбусный парк под открытым небом.

По одной из версий, основанной на воспоминаниях бывших партийных работников Харьковского обкома партии, история сооружения фонтана-беседки связана с тем, что в конце 1940-х гг. в Харьков приехал тогдашний первый секретарь ЦК Компартии Украины Никита Хрущёв. В кабинете главы Харьковского обкома партии Виктора Чураева (обкомовское здание в те годы находилось по адресу ул. Мироносицкая, 1) Хрущёв выглянул в окно. Троллейбусный парк, видимо, произвёл на него не самое лучшее впечатление, и будущий руководитель Советского государства отругал руководителя харьковских коммунистов за неприглядный вид под окнами обкома. Результатом этого разговора стало решение обкомовских властей разбить на этом месте сквер с фонтаном.

Там, где находился троллейбусный парк, методом общественно-народной стройки в 1946-1947 гг. был заложен сквер Победы с бассейном и фонтаном-беседкой, получившем название «Стеклянная струя». Общий план сквера и фонтана разработан архитекторами А.М. Касьяновым, В.И. Коржом и А.С. Маяк. Харьковская Зеркальная или Стеклянная струя полностью повторяет проект аналогичного сооружения в Кисловодске, в котором она называется «Альтанка». Рядом с фонтаном-беседкой был сооружен бассейн, который был сначала обнесен простым кирпичным забором, в 1970-е гг. его заменили на гранитный. В 1958 г. в честь празднования 40-летия Ленинского комсомола, на территории сквера была открыта аллея комсомольцев-героев. Юрий Гуровой, председатель Харьковского горисполкома в 1969-1976 гг. сообщил о фонтане-беседке Стеклянная струя такие сведения: «Если харьковчане помнят, какое название было у парка или сквера Победы, как мы привыкли его называть, - эта «Альтанка» и стеклянная струя называлась по имени первого секретаря обкома партии «Бахчичураевская струя».

Летом 2007 года к 60-летию Стеклянной струи была проведена её реконструкция. 7 августа заработал обновлённый фонтан, при реконструкции которого установили 137 форсунок, 2 установки искусственного тумана и 135 прожекторов. Чашу фонтана, вмещающую 350 тонн воды, выложили плиткой, стенки облицевали мрамором.

Харьковская кондитерская фабрика с 1980-х годов выпускает шоколадные конфеты в подарочных коробках «Зеркальная струя» с изображением памятника.

За прошедшие годы беседка стала общепринятым символом города.

Харьков – один из крупнейших авиационных узлов страны. Летом 1924 года началось воздушное сообщение по первым воздушным трассам Харьков-Киев, Харьков-Одесса.

История Харькова, его архитектура всегда будет интересовать, и восхищать наших потомков, город будет разрастаться, и развиваться, будут возникать новые великие творения, которые сделают наш любимый Харьков еще прекрасней.

 

 

Домашнее задание: конспект; реферат.

Темы рефератов

1. Зарождение архитектуры первобытного общества.

2. Архитектура феодального общества.

3. Архитектура Древней Греции (XII в. до н.э. - I в. н.э.)

4. Архитектура Древнего Рима.

5. Архитектура стран Арабского Востока и Средней Азии (YI - Х YI вв.)

6. Архитектура стран Арабского Востока и Средней Азии (ХYI - Х YIII вв.)

7. Готическая архитектура Западной Европы(XIII - Х YI вв.)

8. Романская архитектура Западной Европы.

9. Архитектура стран Северной Европы.

10. Архитектура стран Центральной Европы (XYI - ХIХ вв.)

11. Архитектура Византии.

12. Архитектура стран Балканского полуострова.

13. Архитектура Франции (ХYI – ХIХ вв.)

14. Архитектура Кореи.

15. Архитектура Японии.

16. Архитектура Монголии.

17. Архитектура Непала.

18. Архитектура Тибета.

19. Архитектура Китая.

20. Архитектура Индии и Индонезии.

21. Архитектурные памятники Австралии.

22. Русская архитектура X – XIYвв.

23. Русская архитектура XIY - XYII вв.

24. Русская архитектура XYIII - ХIХ вв.

25. Архитектурные памятники Москвы.

26. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга.

27. Архитектура Армении.

28. Архитектура Грузии.

29. Архитектура стран Прибалтики.

30. Архитектура Киевской Руси.

31. Архитектура Крымского полуострова.

32. Архитектурные памятники Киева.

33. Архитектурные памятники Харькова.

34. Старинные усадьбы Слобожанщины.

35. Архитектурные памятники Волыни.

36. Архитектура Львова.

37. Архитектурные памятники Полтавы.

38. Архитектура Каменец-Подольского.

39. Архитектурные памятники Полтавы.

40.Архитектурные памятники Черниговщины.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.116.183 (0.053 с.)