V. Русская архитектура XVIII – начала XX века
АРХИТЕКТУРА НАЧАЛА ХУШ ВЕКА (1700-1740 ГГ.)
Россия на рубеже ХУП-ХУШ веков. Освобождение берегов Балтий- ского моря. Основание и строительство Петербурга (порта-крепости- столицы). Строительство заводов на Урале. Значительное расширение тематики в архитектуре. Попытки планировки городов. Строительство административных учреждений, торговых предприятий, производствен- ных построек. Декоративные сооружения, связанные с прославлением побед русских войск. Создание крупных парадных пригородных двор- цов-усадеб. Парковое строительство. Попытки регулирования жилого строительства.
Пути обеспечения архитектурными кадрами. Постановка вопроса о воспитании отечественных зодчих и художников. Проект создания Ака- демии наук и художеств. Отправка русских зодчих для изучения за- падноевропейской строительной техники. Приглашение иностранных архитекторов. Наличие признаков достаточно критического отношения к западноевропейской архитектуре. Различные категории иностранных архитекторов, приезжавших в Россию в начале ХУШ века - пригла- шенные по договорам и приехавшие по собственной инициативе. Нали- чие среди них технически недостаточно квалифицированных людей,
Архитектура Москвы на рубеже ХУП-ХУШ веков. Сочетание новых тем и приемов с архитектурными традициями ХУП столетия.
Иван Зарудный (вторая пол. ХУП в. — 1727) как один из крупней- ших русских зодчих начала ХУШ века. Его деятельность как архитек- тора, скульптора-декоратора и живописца. Меншикова башня" в Моск- ве. Обшая схема ее решения, связанная с традициями Москвы конца ХУП века и новые приемы декоративной отделки. Своеобразие и са- мостоятельность творческих приемов Зарудного. Иконостас Петропав- ловского собора. Его место в развитии русской декоративной скульп- туры. Связь с народным искусством ХУП века и значение для даль- нейшего развития светской декоративной резьбы середины ХУШ века.
Жилой дом Москвы учала ХУШ века. Дома Лефорта, князя Гага- рина. дьяка Кириллова.
Строительство Петербурга в первой трети ХУШ века. Различные типы сооружений. Дворповое строительство, городское и пригородное (усадьба Летдего дворца, усадьба Меншикова на Васильевском ост- рове, Петергоф и Ораниенбаум). Здание Кунсткамеры как научное и музейное сооружение. Александро-Невская Лавра. как новый тнп мо- настырского сооружения; сочатааив в главном со6оре церковного со- оружения с мавзолеем Алэксаищж Невского.
Оформление производственных построек как видных сооружений в облике города. Адмиралтейство. Литейный двор.
Приглашение по договорам. А.Шлютер н Ж.-Б.Леблон. Основные проекты Леблона (генеральный план Петербурга, проекты для Стрель- ны). Вопрос о роли его в строительстве Петергофа. Второстепенное значение творчества этих мастеров в развитии русской архитектуры начала ХУШ века.
Николо Микетти. Его участие в строительстве Петергофа. Проек- ты дворцов для Стрелъны н для Кадриорга (около Таллина). Гаэтано Клавери. Участке в строительстве Кунсткамеры.
Домеинко Трезини (1670 1734 гг.; в России с 1703 г.) как наибо- лее крупный из иностранных зодчнх, работавших в России с начала ХУШ века. Самостоятельность архитектурных приемов Трезини, его стремление, учесть конкретную обстановку строительства. Основные постройки и проекты Трезини (Петропавловский собор, ворота крепос- ти, здание Двенадпати коллегий, Гостиный двор, образцовые проек- ты жклых домов).
Ведущие русские зодчие первой трети ХУШ века, работавшие в Петербурге: 3емнсв, Коробов, Еропкин
М.Г.Земцов (1638-1743), как одна изкрупнейших зодчих начала ХУШ века. Участие в строительстве дворца в Кадриорге около Тал- лина, Церкви Символа и Анны н Рождества богородицы, работы в Летнем саду (зал днн Славных торжествование н, другие), Аничкон ' ский в Итальянский дворцы, административное здание аа Невском проспекте у Мойки.
И.К.Коробов (1700-1747) - пенсионер Петра 1. Его работы пс ад~- миралтвйскойу нелимству. Башка главного адмиралтейства. Верфь иа. Фоитанке, Морской ~~ik двор и др.
М.П.Еропкии (1690-1740). Основные факты биографии. Его значение в истории планировки Петербурга (Адмиралтейский остров, район Коломны и другие).
Провинциальное зодчество начала ХУШ река. Устойчивость в нем архитектурных традиций ХУП века при новой тематике. Башня Невьян- ского завода на Урале.
Общая характеристика русской архитектуры начала ХУШ века. Миогообразие тематики. практически-деловой подход к архитектуре,, архитектурно-значительные решения утилитарных сооружений. Винма- ие к вопросам градостроительства
Стилистические особенности русской архитектуры этого времени. Простота и рациональность плановых решений. Сдержанность в использовании декоративных элементов, плоскостность в приемах оброботки общих масс и в членении фасадов.
АРХИТЕКТУРА СЕРЕДИНЫ ХУШ ВЕКА -(1740-1750-Е ХТ.)
Русская дворянская Россия середины ХУШ века. Подготовка ука- за о вольности дворянства. Дальнейшее развитие русской торговли и промышленности.
Искусство на службе двора и придворного дворянства. Задания, предъявляемые придворному искусству. Крупное дворцовое и церков- ное, парадно-репрезентативное строительство. Постройка больших го- родских и загородных дворцов - царских и крупнейших представите- лей придворного дворянства. Роль архитектора в оформлении придвор- ных празднеств..Значительное сужение тематики строительства, по- вышение значения декоративного оформления зданий. Обращение к традициям ХУП века, как реакция против иностранного засилия при бироновщине.
Ф.Б.Растрелли (1700-1771). Основные факты его биографии. Два основных этапа в развитии его творчества. Близость приемов архи тектурных решений в первом периоде к русской архитектуре начала века (Летний дворец).
Переход ко второму периоду. Разработка типа городского дворца, доминирующего над окружающей застройкой. Наличие внутренних зам- кнутых парадных дворов. Увеличение пластичности и рельефности (Во- ронцовский, Строгановский, Петергофский дворцы).
Период высшего рассвета творчества Растрелли. Его три крупней- ших постройки этих лет как три типа дворцов: Екатерининский две- рец - загородный, Зимний дворец — городской; Смольный — дворец- монастырь. Работа Растрелли в Москве., Деятельность Растрелли вне Петербурга и Москвы. Андреевский собор в Киеве.
Характерные черты стиля Растрелли. Подчеркнуто-декоративные приемы обработки, при строгости и простоте плановых и пространст- венных решений, органичности сочетания внешнего и внутреннего об- лика. Значение ордера, призм построений интерьера, роль декоратив- ной скульптуры, свет.
Источники стиля Растрелли. Значение русской архитектуры конца ХУП — начала ХУШ веков в формировании его творческих приемов. Связь Растрелли с традициями.русского декоративного искусства. Декоративная резьба в постройках Растрелли.
С.И.Чевакинский (1718-1780). Основные факты его биографии. Дея- тельность по морскому ведомству. Работы Чевакинского в Царском селе (перестройка Большого asopaa, павильоны Монбеж и Эрмитаж. Проект Исаакиевского собора. Дворец И.И,Шувалова.
Никольский военно-морской собор как крупнейшее создание Чева- кинского. Раздельная трактовка здания собора и колокольни. Своеоб- разное решение пятиглавая. Применение шпиля колокольни, как отго- лосок построек начала ХУШ века. Учет градостроительных задач в постановке Никольского и Исаакиевского соборов. Популярность ком- позиции колокольни Никольского собора и середине ХУШ века.
Д.В.Ухтомский (1719 - середина 1770 х годев.) как крупнейший зодчий Москвы середины ХУШ века. Важнейшие постройки и проекты Ухтомского. Монументально-декоративные сооружения — Красные во- рота в Москве, ворота на Тверской у Страстного монастыря. Инже- нерно-архитектурные работы Ухтомского (мосты). Колокольня Троицко-Сергиевской Лавры (Загорск) как крупнейшая работа Ухтомского. Проект Госпитального и Инвалидного дома по берегу реки Москвы у Симонова монастыря. Школа Ухтомского. Дом Апраксиных на Покровке.
. Сочетание в творчестве Ухтомского традиций архитектуры ХУП ве- ка с характерными чертами зодчества середины ХУШ века. Своеоб разие его решений по сравнению с постройками Растрелли. Элементы более сдержанного применения декоративных форм, предвещающее на- ступление классицизма.
Архитектурно-педагогическая деятельность Ухтомского. Архитек- торская команда Ухтомского как крупнейшая архитектурная школа в России первой половины ХУШ века. Обучение в ней ряда крупнейших зодчих во главе с Баженовым, Казаковым, Старовым.
Другие мастера Москвы середины ХУШ века. И.Мичурин и его план Москвы 1739 года.
Андрей Квасов. Его деятельность в Царском Селе и на Украине. Собор в Козельпе как крупнейшая постройка Квасова.
Характерные черты архитектуры середины ХУШ века. Сужение те- матики по сравнению с началом века. Отсутствие крупных градострои- Тельных замыслов. Подавляющее значение дворцовых и перковиых со- оружений в облике города.
Развитие приемов декоративной выразительности зданий. Рельеф- ность фасадов, интенсивная расцветка, широкое использование декора- тивной скульптуры и живописи. Связь. с традициями.ХУП века и рус- ским народным искусством.
Развитие изображения городского пейзажа; деятельность Михаила Махаева.
АРХИТЕКТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХУШ ВЕКА
Русская дворянская империя во 2-й половине ХУШ века: при Ека- терине П и Павле I. Окончательное закрепление дворянских привиле- гий. Постепенное сложение капиталистических отношений внутри кре постнического строя.
Связанный с этим рост городов при происходившем одновременно значительном строительстве в усадьбах.
Развитие городского строительства. Создание Комиссии по строи- тельству Петербурга и Москвы. Приемы регулярной планировки. Разработка генеральных планов городов. Стремление к парадной за- стройке и оформление центральных районов столицы. Неприемлемость барочных приемов при более широкой городской застройке. Предпосылки сложения классицизма.
Русская культура середины ХУШ века: Деятельность Ломоносова. Основание Московского университета. Основание Академии художеств (1757) и ее официальное открытие (1764). Значение «архитекторской команды» Д. Ухтомского и архитектурного класса Академии художеств в сложении классицизма.
Строительство Петербурга. Регулирование берегов Невы и малых
рек, строительство каналов, создание гранитных набережных и прис- таней, сооружение первых камеипых мостов. Парадное оформление
общественных утилитарных сооружений, паводяшихся на ответствен- ных участках города (склады «Новой Голландии», Тучкова буяна, Тор- говые рады, Арсенал и т.п.), административные учреждения, учеб- ные заведения.
А.Ф,Кокоринов и постройка апатия Академии художеств. Участие
в проекте В.Деламота, Другие, работы В.Деламота (Малый Эрмитаж.
Гостиный двор, дворец Черпышева). Другие зодчие раннего класси- цизма. А.Рннальди (около 1710-1794е годы). Его значение в раз- работке орнаментально-декоративных приемов раннего классицизма.
Широкое использование нм натурального камня в облицовочных ра- ботах, различных город дерева во внутренних отделках. Постройки в Ораниенбауме, Мраморный и Гатчинский дворцы. Исаакиевский собор, мемориальные сооружения в парках Царского Села (Орловскае ворота, Чесменская и Морейскаа колонны, Кагулъский обелиск).
l0.М.Фельтен (1790-1801). Северный корпус Смольного, дом Лом- барда. Перестройка Зимнего и Екатерининского дворцов, здания Эр- митажа, церковные постройки. Участие в оформлении набережных Не- вы. Создание ограды Летнего сада со стороны Невы. Вопрос о ее первоначальном виде и авторе. Роль архитектора Егорова.
Дальнейшее развитие архитектуры классицизма 'в конце ХУШ ве- ка. Строительство крупных общественных и административных зданий в Петербурге, Москве и провинции (Академия наук, Университет и другие учебные заведения, Банк, Биржа, торговые ряды и т.д.).
Сложение типа многоквартирного, многоэтажного дома. Строительст во в усадьбах. Парковое строительство, дальнейшее развитие «пейзажного» натурального сада. Парковые павильоны и сооружения.
ВЛ.Баженов (1797-1799). Основные факты его биографии. Баже- нов как крупнейший представитель раннего классицизма в русской. архитектуре. Основные проекты и постройки Баженова. Арсенал. Мо- дель Кремлевского дворца, постройки в Царицыне. Пашков дом. Гра достроительное значение Кремлевского дворца. Новые приемы пла- нировки пейзажного парка в Царнцыне. Последние годы жизни Баженова. Его решающая роль в проекте Мпкайловского (Инженерного) замка.
Прогрессивная роль Баженова в истории русского художествен- ного образования. «Модельный дом» как «партикулярная академия», постановка в пей теоретических вопросов, издание переводов Витрувия; речь на закладке Кремлевского дверца с попыткой дать первую периодизацию развития русской аритектуры; проект открытия пер- вой общественной картинной' галерее в Мосхве; замысел издания «Российской архитектуры», проект реформы Академии Художеств.
М.Ф;Казаков (1738-1813). Основные факты его биографии. Ранние работы Казакова (постройки в. Твери, участие в «Модельном доме», « Ходынских увеселительных строениях»). Здание Присутственных мест в Кремле — ныне Верховного Совета СССР - как крупнейшая работа Казакова первого периода. Новый прием планировки учебного заведения - Московский университет.
Работы Казакова 1780-1780-х годов. Переход к строгому класси- цизму. Дома Демидовых (в Петровском — Алабине и в Москве), дом Губина на Петровке и др. Разработка нового типа парадного зала (Колонный зал дома Долгорукова, ныне Дома Союзов). Голицынская больница, как наиболее характерное и крупное сооружение Казакова второго периода его деятельности. Исключительная самостоятельность и самобытность Казакова. Решающее значение его творчества в раз- витии русской архитектуры конца ХУШ века. Казаков как один из ве- личайших русских зодчих. Архитектурная графика Казакова. Его ри- сунки пером и офорты (сюжеты по закладке Кремлевского дворца,. Ходынским увеселительным строениям', по Кремлю, Коломне и Пет- ровскому дворцу).
И.Е.Старов (1744-1808). Основные факты его биографии. Ранние постройки Старова (Богородицк, Никольское). Работы по Александро-Невской Лавре. Создание площади при въезде, строительство собора. , Генеральные планы губернских городов, разработанные Старовым. Дворцы в Тайцах и Сиворипах и перелом в творчестве Старова к строгому стилю. Таврический дворец как крупнейшее создание Ста- рова. Первоначальный облик здания. Прием решения центральных зал и реконструкция его на основании рисунков Данилова. Дворец в Пел- ле. Материалы для его реконструкции. Почтовый двор в Пелле.
Н.А.Львов (1751-1803). Широта его интересов и многообразие дея- тельности. Работы Львова как теоретика и практика архитектуры. Пе- ревод трактата Палладио; вступительная записка к проекту. парка Безбородко. Постройки Львова и его важнейшие проекты (Почтамт, во- рота крепости, Приорат в Гатчине, проект парка Безбородко для Москвы).
Д.Кваренги (1744-1817). Основные факты его биографии. Многообразие тематики его построек. 1780-1780-е годы как период наиболь- шего значения в творчестве Кваренги. Основные постройки этих лет. Дворец в Ляличах, Ассигнапионный банк, Академия наук, Эрмитаж- ный театр, работы по Зимнему дворцу, Александровский дворец, па- вильонные сооружения. Работы начала Х1Х века Торговые ряды, ин- ституты, больницы и другие. Их стилистическая близость к построй- кам ХУШ века. Последние работы Кваренги, связанные с событиями Отечественной войны 1812'г. (Нарвские ворота и проект храма-па- мятника).
Другие зодчие конца ХУШ века. Ч.Камерон. Основные циклы его работ в Царском Селе и Павловске. Дворец в Батурине. Камерон как мастер внутренней отделки дворцовых и павильонных сооружений.IIpименение своеобразных отдельных материалов (ценные породы камня, фарфор, стекле, наборное дерево).
В.Бренна, его отделки комнат и зал в Павловском и Гатчинском дворцах. Роль Бренны в сооружении Михайловского замка (руковод- ство строительством, отдельные элементы в решении внешнего об- лика, внутренняя отделка здания). Обелиск "Румянцова победам".
Е.Соколов (1750-1824). Его участие в постройке Академии худо- жеств, Пеллы, Михайловского замка. Публичная библиотека как круп- нейшее создание Соколова. Вопросы градостроительства в его реше- нии.-
АРХИТЕКТУРА ПЕРВОЙ ТРЕТИ Х1Х ВЕКА
Россия на рубеже ХУШ и ХIХ веков. Русское просвешение в кон- це ХУШ века. Деятельность Радищева. Французская буржуазная ре- волюция и отклики на нее в России. Общественный подъем в первые годы ХIХ века.
Усиление понимания общественной роли архитектурного сооруже- ния. Разработка темы городского архитектурного ансамбля. Широкое использование декоративной скульптуры для раскрытия темати- ки здания. Привлечение к выполнению ее крупнейших русских скульп- торов. Формирование молодых скульпторов-декораторов.
А.Н.Воронихин (1759-1814). Важнейшие факты его биографии. Два основных этапа в развитии творчества. Работы Воронихина 1790-х годов. Перестройка Строгановского дворца и отделка в нем заново ' ряда помещений (Картинная галерея, Минеральный кабинет и Угло- вой зал). Строгановская дача на Большой Невке.
Перелом в творчестве Воронихина 'на грани 1790-1800-х годов. Участие в работах по реконструкции Большого Грота и Ковша Сам- сона в Петергофе. Колоннады у ковша Самсона. Эти работы как пер- вый этап широкой совместной деятельности скульптора и архитекто- ра. Казанский собор. Основные факты его проектирования и.строи тельства. Постановка вопросов городского ансамбля и его решение. Технические новшества в здании Казанского собора. Участие выдаю- щихся скульпторов (И.Мартос, И.Прокофьев, Ф.Щедрин, С.Пименов);
Другие важнейшие работы Воронихина 1800-х годов (Горный ин- ститут, фонтан Пулковской горы и проекты фонтанов Пулковской до- роги, реконструкция дворца в Павловске и сооружения в Павловском парке). Важнейшие неосуществленные в натуре проекты (Исаакиев- ский собор и другие).
Последние работы Воронихина, связанные с увековечением побед русского оружия в Отечественной войне 1812 г. (колонна из пушек, хвам-памятник).
A.Д.Захaров (1761-1811). Основные факты его биографии. Проект торжественной декорации 1792 года как наиболее ранняя из извест- ных ныне работ Захарова. Работы Захарова первых лет Х1Х века (церковь Александровской мануфактуры, проект мавзолея Павлу I, образцовые проекты домов для губернских городов). Проект плани- ровки стрелки Васильевского острова. Его выдающееся градострои- тельное значение.
Захаров - "Главных Адмиралтейств архитектор». Здание Адмирал- тейства как важнейшая постройка Захарова. Основные факты его про ектирования и сооружения. Сочетание судостроительной верфи с адми- нистративными зданиями. Реконструкция первоначального вида Адми- ралтейства. Характерные приемы, примененные Захаровым. Роль де- коративной скульптуры в здании Адмиралтейства и приемы ее построе- ния и сочетания с архитектурой. Участке видных скульпторов в ее осуществлении (Ф.1Цедрин, В.Демут-Малиновский, И.Теребенев). Ре- шающее значение разработанных Захаровым приемов применения де- коративной скульптуры для других мастеров классицизма.
Другие работы Захарова по адмиралтейскому ведомству. Проект морских Провиантских складов на Неве как наиболее крупное и зна- чительное среди них. Решение чисто утилитарного сооружения, как ответственной архитектурной задачи. Творчество Захарова' как выс- ший этап развития классицизма начала Х1Х века.
Другие зодчие начала Х1Х века. Т.Томмон (1750-е годы — 1813). Деятельность Томона до приезда в Россию. Первые проекты в Рос- сии (Городские ворота,, Казанский собор). Биржа как крупнейшая по- стройка Томона. Основные этапы ее проектировании. Размещение зда- ния между двумя площадями. Значение декоративной скульптуры. Дру- гие работы Томона. Мавзолей в Павловском парке и фонтаны Пулков ской дороги как наиболее значительные среди них. Большой театр, дом Лаваля, склады Сального Буяна, колонна в память Полтавской битвы. Рисунки и акварели Томона. Элементы романтизма в графи- ческих работах Томона.
Андрей Михайлов П (1771-1848). Его деятельность как практика и педагога. Основные постройки Михайлова: церковь Екатерины на Васильевском острове, здание в саду Академии художеств, чугунная лестница Академии. Проект Большого театра для Москвы.
Архитектура Москвы начала Х1Х века. Традиции школы Казакова. Деятельность И.Еготова. Здания Оружейной палаты в Кремле, Воен- ный госпиталь в Лефортове; дом в Люблине, павильоны в Царицыне.
Отечественная война 1812-1814 rr. и подъем национального само- сознания. Тема прославления побед русской армии в архитектурных сооружениях. Восстание декабристов. Усиление реакции после его по- давления.
Русская архитектура с середины 1810-х годов до начала 1830-х. Дальнейшее развитие темы градостроительства. Создание больших го- родских ансамблей. Сооружения, связанные с прославлением побед русского оружии в Отечественной войне 1812 года.
Элементы упадка классицизма в первой.половине 1830 годов.
Восстановление Москвы после пожара 1812 года. Создание Ко- миссии для строения. Значение традиций Баженова-Казакова в ра- ботах по- восстановление Москвы.
О.И.Бове (1784-1834). Основные факты его биографии. Участие в конструкции окружения Кремля (Красная площадь, Большой театр и Театральная площадь, сал у стен Кремля на месте Неглниней).
Другие работы Бове. Разнообразие их тематики. Жилые дома (дом Гагарина), мемориальные сооружения (Триумфальные ворота у Тверской заставы), общественные и административные здания(Пер- вая городская больница), церковные постройки (церковь на Боль- шой Ордынке).
Д.И.Жилярди (1788-1846) и А.Г.Григорьев (1782-1868). Основные факты их биографий1 их совместная деятельность. 1820 е годы как период высшего расцвета их дарования и наиболее интенсивной дея- тельности. Их важнейшие постройки этого времени.
Восстановление здания Московского университета, дом Луниных и Опекунского Совета, интерьеры дома Муравьевых, Усадьба Уса- чевых-Найденовых как важнейшая работа Жилярди-Григорьева. Прием совместного решения дома и парка со всеми сооружениями в нем. Работы в Кузьминках (конный двор., пристань, павильоны, ворота).
Скульптурно-декоративные и монументально-мемориальные соору- жения Москвы этого времени (памятник Минину и Пожарскому И.Мартоса, фонтаны и скульптурные группы И.Витали).
В.П.Стасов (1769-1848)..Основные факты его биографии. Ранние работы Стасова в Москве. Период высшего подъема его творчества. Искание больших монументальных решений, лаконичности и величе- ственности, отражающих патриотический подъем тех лет. Постройки в Грузине (Башни у пристани, колокольня собора). Здания Павлов- ских казарм и конюшенного ведомства. Тема городского ансамбля в их решении. Участие в постановке памятников перед Казанским собором. Работы в, Царском Селе, ворота Любезным сослуживцам», дворповые оранжереи, отделка комнат Александра 1 в Екатеринин- ском и Зимнем дворцах. Значение больших, гладких, нерасчлененных 'поверхностей и их решений. Церковные сооружения Стасова конца 1820-х годов (Измайловский и Преображенский:соборы). Элементы пышности и декоративной отделки при строгости общего построения. Нарвские и Московские ворота. Поздние работы Стасова. Окончание Смольного монастыря, участие в восстановлении Зимнего дворца после пожара 1837 года.
К.И.Росси (1775-1848). Важнейшие факторы его биографии. Три основных этапа развития его творчества. Разнообразие и неустой- чивость его исканий в раннем периоде (проект Памятника великим людям, работы в готике, проект деревни Глазово). Период 1818- 1832 - время наивысшего расцвета таланта России и его наиболее интенсивной деятельности. Значение изучения произведений крупней- ших русских зодчих начала ХIХ века (Захаров, Воронихин, Стасов). Сложение его развитого стиля. Основные постройки этих лет. Строи- тельство на Елагином острове, оформление Дворцовой площади. Михайловский дворец и его окружение. Реконструкпия окружения Ин- женерного замка, планировка Марсова поля. Александринский театр и его окружение, здание Сената и Синода. Поздние работы Росси (проект здания на площади Инженерного замка, колокольня Юрьева монастыря в Новгороде).
Творческие приемы Росси. Широкое понимание роли архитектора- ми планировки ансамбля до деталей мебели, Ограниченность задач, стоявших перед ним, создание больших парадных площадей, введенных в общую застройку города. Роль декоративной скульптуры и живописи в его постройках. Совместная работа со скульпторами (B.Демут-Ма- линовский иС.Пименов) и живописцами (И.Скотти).
АРХИТЕКТУРА СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х В.
Развитие капитализма во второй трети Х1Х века. Разложение кре- постнического строя. Общие пути развития русской архитектуры в этом 'периоде. Расцвет станкового искусства и упадок монументального. Место архитектора в общем процессе развития русского искусства во второй половине Х1Х века.
Русская архитектура середины Х1Х века (первый период эклектиз- ма — 1830-1860 гг.).
Распад классицизма. Основные пути этого процесса. Появление но- вых заданий в архитектуре в связи с ростом городов, использование новых строительных материалов и конструкций, развитие новых мето- дов строительства.
Основные принципы эклектической архитектуры Х1Х века. Сочета- ние планов и конструктивных решений, выполненных с учетом требо ваний своего времени, с использованием форм прошлых стилистиче- ские систем в их внешнем и внутреннем облике. Восприятие стилей прошлого исключительно как декоративно-орнаментальных систем.
Попытки теоретического обоснования новых исканий. Искание на- ционального стиля в период эклектизма. Своеобразие архитектуры эклектизма' в России по сравнению с западноевропейской. Роль Ака- демии художеств в развитии русской архитектуры середины Х1Х века.
А.Монферран (1786-1858). Его место в русской,архитектуре Х1Х века. Попытки освоения приемов русского классицизма в его раннем периоде' и переход к эклектизму в дальнейших работах. Исаакиевский собор — основная работа Монферрана, отражающая весь процесс раз- вития его творчества. Основные этапы истории проектирования и по- стройки собора. Постепенное увеличение перегруженности во внешней и внутренней отделке здания в 'целях большого его обогащения. Про- тиворечия в решении внешнего облика здания и его конструкции. Дру- гие работы Монферрана. Александровская колонна как наиболее зна- чительная среди них.
АЛ.Брюллов (1798-1877). Значение приемов классицизма для его ранних работ и постепенный отход от них в дальнейшем. Попытки использования декоративных элементов разных стилей. Основные работы. Брюллова. Здание гвардейского штаба на Дворцовой плошади, Пулпцюскан обсерватория, церковные сооружения (церковь Петра на ' Невском проспекте). Отделка зал в Зимнем и Мраморном дворцах, церковь в Парголово.
А.И.Штакеншнейдер (1802-1865). Штакеншнейдер как наиболее ти- пичный и умелый мастер архитектуры эклектизма середины XIX в. Ere ранние работы, примыкающие к классицизма, и преодоление клас- сицистических схем и элементов в зрелом периоде его деятельности. Попытки работать, применяя формы античной архитектуры, архитек- туры Возрождения", древнерусского зодчества, "рококо". Связь ро- коко Штакеншнейдера с русской архитектурой середины ХУШ века. Основные постройки Штакеншнейдера. Мариинский дворец, дом Бело- сельского-.Белозерского, постройки в Петергофе. Ново-Михайловский и Николаевский дворцы.
К.А.Тон (1784-1881). Место Тона среди других зодчих середины ХIХ века. Ранние работы Тона, примыкающие к классицизму — прис- тань на Неве у Академии художеств и отделка парадных зал Акаде- мии. Создание руссковизантийского стиля. Признание его офици- альным стилем церковных сооружений. Источники "русско-византий- ского" стиля Тона. Разработка проекта рама Христа. Издание об- разцовых" проектов церквей. Другие постройки Тона (Московский вокзал, Кремлевский двореп).
М.Д.Быковский (1801-1885). Годы обучения у Жилярди. Быковский как ведущий мастер Москвы середины ХIХ века. Использование го- тических. древнерусских форм и форм "Возрождения. Постройки в Марфине под Москвой, Страстной монастырь в Москве.
Архитектура конца XIX века (1870-1890-е годы).
Россия после "реформ" 1860-х годов. Быстрый рост городов и резкое обострение противоречий между их центрами и окраинами. Строительство доходных" домов, коммерческих предприятий, рынков, банков,вокзалов, железных дорог и т.д. Строительство временных выставочных павильонов.
Развитие строительной техники. Расчленение функций архитекто- ра и инженера-строителя. Упадок архитектуры как искусства. Широ- кое распространение имитаций отделочных материалов. Роль Акаде- мии художеств в русской архитектуре второй половины XIX века и создании новых инженерно-строительных учебных заведений. Позвле ние первых периодических изданий по архитектуре (Зодчий — с 1872 Г.) и их установки.
Углубление и расширение интереса к древнерусской архитектуре. Собирание материалов и первые попытки разработки истории древне- русского зодчества. Начало тщательных обмеров и археологических обследований древнерусских памятников (Солнцев, Рихтер, Даль,Пав линов). Владимир Стасов и его роль в развитии русской архитекту- ры конца ХIХ века.
Крупнейшие зодчие этого времени и их основные постройки.
Н.Л.Бенуа (1813-1888). Конюшни и фрейлинские корпуса в Петер- гофе. Вокзал в Новом Петергофе. А.И.Резанов (1817-1887). Великокняжеский дворец на Дворцовой набережной. Сочетание фасада в "стиле флорентийского Ренессанса с внутренней отделкой в разных стилях". А.И.Кракау (1817-1888). Совместные с' Бенуа и Резановм обмеры собора
в Орвието. Основные постройки Кракау (Бал- тийский вокзал, дом Штиглипа на набережной Невы).
В.А.Гартман (1834-1873) и И.П.Ропет-Петров (1846-1908). Их по- пытки разработки национального' стиля. Перенесение орнаменталь- ных мотивов, заимствованных из книжных миниатюр, вышивки, дере- вянного зодчества, на монументальную каменную архитектуру. По- следователи Гартмана и Ропета,
'Московская архитектура конца Х1Х века. Исторический музей (Шервуд). Верхние торговые ряды (Померанпев), Городская Дума (Чичагов).
Л.Н.Бенуа (1856-1928). Его крупнейшие постройки (Певческая ка- пелла, здание Страхового общества на ул.Герцена, церкви на улице Каляева и на Гусевских заводах, зал Государственного Совета).
Л.Н.Бенуа как педагог.
АРХИТЕКТУРА С СЕРЕДИНЫ 1890-Х ГОДОВ ДО ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Промышленный подъем 1890-х годов. Русский модерн и его специфические черты. Противоречивость модерна. Стремление к разрыву с архитектурой прошлого, создание "новых форм и частич- ное заимствование архитектурных форм из 'исторических стилей. Попытки освоить новую тематику.
Ф.О.Шехтель (1859-1926) как наиболее значительный представи- тель архитектуры русского модерна. Основные постройки Шехтеля '(Ярославский вокзал, дом Рябушинского и другие). Декоративная скульптура и живопись в архитектуре модерна (Врубель).
Модерн в архитектуре Петербурга. Н.Васильев и Ф;Лидваль как наиболее видные мастера петербургской школы модерна. Основные работы Васильева. Торговые ряды на Литейном проспекте. Проекты на конкурсы. Путь от модерна к модернизированной классике. Ф.Лид- валь. Его широкая практическая деятельность. Восприятие в его ра- ботах элементов архитектуры Возрождения и классицизма на базе модерна. Основные постройки Лидваля (Азовский банк на улице Гер- цена, гостиница "Астория, жилые дома на Кировском проспекте,на улице Перовской и др.).
Попытки преодоления "модерна" в обращении к художественным традициям. Зодчие, возглавившие эти новые искании. Обращение к русскому художественному наследию. Попытки использовании прие» мов и форм древнерусского зодчества. Признание самобытности и значимости русской архитектуры ХУШ века и начала Х1Х века. Эле» менты эклектики в подходе к нх освоению и попытки творческого ис- пользования архитектурного наследия прошлого. Изучение истории ар- хитектуры в начале ХХ века в. связи с практической деятельностью архитекторов того времени.
Журнальные статьи И.А.фомина и И.Э.Грабаря. Историческая вы»- тавка архитектуры 1911 года и 'История русского искусства пои редакцией И.Э.Грабаря.
И.А.Фомин (1872-'1938) как крупнейший архитектор этого време- ни. Основные этапы его творческого пути. Ранний московский период деятельности. Работы у Ф.Шехтеля. Модерн в творчестве, Фомина. Обращение к классицизма. Переезд в Петербург и окончание Акаде- мии художеств. Проект Курзала на Минеральных водах. Основные постройки Фомина (дворец Половпева, дом в Холомках и др.). Ме- мориальные сооружения (памятник Мапневичу). Проект планировки Нового Петербурга". Значение этого замысла и причина его неосу- шествления. Фомин как офоргист. Исследования Фомина по истории 'русской архитектуры.
Другие крупнейшие зодчие начала ХХ века. В.А.Щуко (1878-1939). Воздействие русского классицизма в его ранних работах (русскне .павильоны на выставках в Турине и Риме), обращение в дальнейшем к приемам Возрождения (дома на Кировском проспекте, проект особ- няка Мордвиновых на Каменном острове).
А.Е.Белогруд (1876-1933). Преломление в его творчестве прие- мов русского классицизма (постройка в Натальевке на Украине) и Возрождения (дома на Болыпом проспекте Петроградской стороны), Поиски решений многоэтажного городского жилого дома s работах Щуко и Белогруда.
Вопрос об использовании приемов древнерусскогр зодчества в ар-. хитектуре начала ХХ века. В.А.Покровский (1871-1932). Его работы (здание Ссудной кассы в Москве, церковь на месте битвы под Лейп- цигом, Федоровский собор в Царском Селе, проект Военно-историче- ского музея для Петербурга и др.).
А.В.Щусев (1873-1949). Его основные работы. Церковь Марфо- Мариинской общины. Казанский вокзал.
А'.И.Таманян (1878-1936). Павильоны выставки в Ярославле. Дом б. Щербатова на Новинском бульваре. Больничный городок в Кратове.
Общая характеристика положения русской архитектуры накануне Великой Октябрьской социалистической революции.
VI. СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Значение Великой Октябрьской социалистической революции, от- крывшей новую эру в мировой истории для развития советской куль- туры, искусства и архитектуры. Советская архитектура — новый этап в развитии мировой архитектуры.
Принципиальное отличие советской архитектуры от архитектуры капиталистических стран. Строительство коммунизма в нашей стра- не и расширение задач, стоящих перед советской архитектурой. Благ- оприятные условия развития архитектуры в СССР, обусловленные наличием социалистической системы, плановым началом в строитель- стве, отсутствием частной собственности на <
|