Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Русская архитектура XVIII – начала XX века

Поиск

 

 

АРХИТЕКТУРА НАЧАЛА ХУШ ВЕКА (1700-1740 ГГ.)

 


Россия на рубеже ХУП-ХУШ веков. Освобождение берегов Балтий-
ского моря. Основание и строительство Петербурга (порта-крепости-
столицы). Строительство заводов на Урале. Значительное расширение
тематики в архитектуре. Попытки планировки городов. Строительство
административных учреждений, торговых предприятий, производствен-
ных построек. Декоративные сооружения, связанные с прославлением
побед русских войск. Создание крупных парадных пригородных двор-
цов-усадеб. Парковое строительство. Попытки регулирования жилого
строительства.

Пути обеспечения архитектурными кадрами. Постановка вопроса о
воспитании отечественных зодчих и художников. Проект создания Ака-
демии наук и художеств. Отправка русских зодчих для изучения за-
падноевропейской строительной техники. Приглашение иностранных
архитекторов. Наличие признаков достаточно критического отношения
к западноевропейской архитектуре. Различные категории иностранных
архитекторов, приезжавших в Россию в начале ХУШ века - пригла-
шенные по договорам и приехавшие по собственной инициативе. Нали-
чие среди них технически недостаточно квалифицированных людей,

Архитектура Москвы на рубеже ХУП-ХУШ веков. Сочетание новых
тем и приемов с архитектурными традициями ХУП столетия.

Иван Зарудный (вторая пол. ХУП в. — 1727) как один из крупней-
ших русских зодчих начала ХУШ века. Его деятельность как архитек-
тора, скульптора-декоратора и живописца. Меншикова башня" в Моск-
ве. Обшая схема ее решения, связанная с традициями Москвы конца
ХУП века и новые приемы декоративной отделки. Своеобразие и са-
мостоятельность творческих приемов Зарудного. Иконостас Петропав-
ловского собора. Его место в развитии русской декоративной скульп-
туры. Связь с народным искусством ХУП века и значение для даль-
нейшего развития светской декоративной резьбы середины ХУШ века.

Жилой дом Москвы учала ХУШ века. Дома Лефорта, князя Гага-
рина. дьяка Кириллова.

Строительство Петербурга в первой трети ХУШ века. Различные
типы сооружений. Дворповое строительство, городское и пригородное
(усадьба Летдего дворца, усадьба Меншикова на Васильевском ост-
рове, Петергоф и Ораниенбаум). Здание Кунсткамеры как научное и музейное сооружение. Александро-Невская Лавра. как новый тнп мо-
настырского сооружения; сочатааив в главном со6оре церковного со-
оружения с мавзолеем Алэксаищж Невского.

Оформление производственных построек как видных сооружений в
облике города. Адмиралтейство. Литейный двор.

Приглашение по договорам. А.Шлютер н Ж.-Б.Леблон. Основные
проекты Леблона (генеральный план Петербурга, проекты для Стрель-
ны). Вопрос о роли его в строительстве Петергофа. Второстепенное
значение творчества этих мастеров в развитии русской архитектуры
начала ХУШ века.

Николо Микетти. Его участие в строительстве Петергофа. Проек-
ты дворцов для Стрелъны н для Кадриорга (около Таллина). Гаэтано
Клавери. Участке в строительстве Кунсткамеры.

Домеинко Трезини (1670 1734 гг.; в России с 1703 г.) как наибо-
лее крупный из иностранных зодчнх, работавших в России с начала
ХУШ века. Самостоятельность архитектурных приемов Трезини, его
стремление, учесть конкретную обстановку строительства. Основные
постройки и проекты Трезини (Петропавловский собор, ворота крепос-
ти, здание Двенадпати коллегий, Гостиный двор, образцовые проек-
ты жклых домов).

Ведущие русские зодчие первой трети ХУШ века, работавшие в
Петербурге: 3емнсв, Коробов, Еропкин

М.Г.Земцов (1638-1743), как одна изкрупнейших зодчих начала
ХУШ века. Участие в строительстве дворца в Кадриорге около Тал-
лина, Церкви Символа и Анны н Рождества богородицы, работы в
Летнем саду (зал днн Славных торжествование н, другие), Аничкон '
ский в Итальянский дворцы, административное здание аа Невском
проспекте у Мойки.

И.К.Коробов (1700-1747) - пенсионер Петра 1. Его работы пс ад~-
миралтвйскойу нелимству. Башка главного адмиралтейства. Верфь иа.
Фоитанке, Морской ~~ik двор и др.

М.П.Еропкии (1690-1740). Основные факты биографии. Его значение в истории планировки Петербурга (Адмиралтейский остров, район Коломны и другие).

Провинциальное зодчество начала ХУШ река. Устойчивость в нем
архитектурных традиций ХУП века при новой тематике. Башня Невьян-
ского завода на Урале.

Общая характеристика русской архитектуры начала ХУШ века.
Миогообразие тематики. практически-деловой подход к архитектуре,,
архитектурно-значительные решения утилитарных сооружений. Винма-
ие к вопросам градостроительства

Стилистические особенности русской архитектуры этого времени.
Простота и рациональность плановых решений. Сдержанность в использовании декоративных элементов, плоскостность в приемах оброботки общих масс и в членении фасадов.

 

АРХИТЕКТУРА СЕРЕДИНЫ ХУШ ВЕКА -(1740-1750-Е ХТ.)

 


Русская дворянская Россия середины ХУШ века. Подготовка ука-
за о вольности дворянства. Дальнейшее развитие русской торговли
и промышленности.

Искусство на службе двора и придворного дворянства. Задания,
предъявляемые придворному искусству. Крупное дворцовое и церков-
ное, парадно-репрезентативное строительство. Постройка больших го-
родских и загородных дворцов - царских и крупнейших представите-
лей придворного дворянства. Роль архитектора в оформлении придвор-
ных празднеств..Значительное сужение тематики строительства, по-
вышение значения декоративного оформления зданий. Обращение к
традициям ХУП века, как реакция против иностранного засилия при
бироновщине.

Ф.Б.Растрелли (1700-1771). Основные факты его биографии. Два
основных этапа в развитии его творчества. Близость приемов архи
тектурных решений в первом периоде к русской архитектуре начала
века (Летний дворец).

Переход ко второму периоду. Разработка типа городского дворца,
доминирующего над окружающей застройкой. Наличие внутренних зам-
кнутых парадных дворов. Увеличение пластичности и рельефности (Во-
ронцовский, Строгановский, Петергофский дворцы).

Период высшего рассвета творчества Растрелли. Его три крупней-
ших постройки этих лет как три типа дворцов: Екатерининский две-
рец - загородный, Зимний дворец — городской; Смольный — дворец-
монастырь. Работа Растрелли в Москве., Деятельность Растрелли вне
Петербурга и Москвы. Андреевский собор в Киеве.

Характерные черты стиля Растрелли. Подчеркнуто-декоративные
приемы обработки, при строгости и простоте плановых и пространст-
венных решений, органичности сочетания внешнего и внутреннего об-
лика. Значение ордера, призм построений интерьера, роль декоратив-
ной скульптуры, свет.

Источники стиля Растрелли. Значение русской архитектуры конца
ХУП — начала ХУШ веков в формировании его творческих приемов.
Связь Растрелли с традициями.русского декоративного искусства.
Декоративная резьба в постройках Растрелли.

С.И.Чевакинский (1718-1780). Основные факты его биографии. Дея-
тельность по морскому ведомству. Работы Чевакинского в Царском
селе (перестройка Большого asopaa, павильоны Монбеж и Эрмитаж.
Проект Исаакиевского собора. Дворец И.И,Шувалова.

Никольский военно-морской собор как крупнейшее создание Чева-
кинского. Раздельная трактовка здания собора и колокольни. Своеоб-
разное решение пятиглавая. Применение шпиля колокольни, как отго-
лосок построек начала ХУШ века. Учет градостроительных задач в
постановке Никольского и Исаакиевского соборов. Популярность ком-
позиции
колокольни Никольского собора и середине ХУШ века.

Д.В.Ухтомский (1719 - середина 1770 х годев.) как крупнейший
зодчий Москвы середины ХУШ века. Важнейшие постройки и проекты
Ухтомского. Монументально-декоративные сооружения — Красные во-
рота в Москве, ворота на Тверской у Страстного монастыря. Инже-
нерно-архитектурные работы Ухтомского (мосты). Колокольня Троицко-Сергиевской Лавры (Загорск) как крупнейшая работа Ухтомского.
Проект Госпитального и Инвалидного дома по берегу реки Москвы
у Симонова монастыря. Школа Ухтомского. Дом Апраксиных на Покровке.

. Сочетание в творчестве Ухтомского традиций архитектуры ХУП ве-
ка с характерными чертами зодчества середины ХУШ века. Своеоб
разие его решений по сравнению с постройками Растрелли. Элементы
более сдержанного применения декоративных форм, предвещающее на-
ступление классицизма.

Архитектурно-педагогическая деятельность Ухтомского. Архитек-
торская команда Ухтомского как крупнейшая архитектурная школа в
России первой половины ХУШ века. Обучение в ней ряда крупнейших
зодчих во главе с Баженовым, Казаковым, Старовым.

Другие мастера Москвы середины ХУШ века. И.Мичурин и его
план Москвы 1739 года.

Андрей Квасов. Его деятельность в Царском Селе и на Украине.
Собор в Козельпе как крупнейшая постройка Квасова.

Характерные черты архитектуры середины ХУШ века. Сужение те-
матики по сравнению с началом века. Отсутствие крупных градострои-
Тельных замыслов. Подавляющее значение дворцовых и перковиых со-
оружений в облике города.

Развитие приемов декоративной выразительности зданий. Рельеф-
ность фасадов, интенсивная расцветка, широкое использование декора-
тивной скульптуры и живописи. Связь. с традициями.ХУП века и рус-
ским народным искусством.

Развитие изображения городского пейзажа; деятельность Михаила
Махаева.

 


АРХИТЕКТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХУШ ВЕКА

 


Русская дворянская империя во 2-й половине ХУШ века: при Ека-
терине П и Павле I. Окончательное закрепление дворянских привиле-
гий. Постепенное сложение капиталистических отношений внутри кре
постнического строя.

Связанный с этим рост городов при происходившем одновременно
значительном строительстве в усадьбах.

Развитие городского строительства. Создание Комиссии по строи-
тельству Петербурга и Москвы. Приемы регулярной планировки.
Разработка генеральных планов городов. Стремление к парадной за-
стройке и оформление центральных районов столицы. Неприемлемость
барочных приемов при более широкой городской застройке. Предпосылки сложения классицизма.

Русская культура середины ХУШ века: Деятельность Ломоносова. Основание Московского университета. Основание Академии художеств (1757) и ее официальное открытие (1764). Значение «архитекторской команды» Д. Ухтомского и архитектурного класса Академии художеств в сложении классицизма.

Строительство Петербурга. Регулирование берегов Невы и малых

рек, строительство каналов, создание гранитных набережных и прис-
таней, сооружение первых камеипых мостов. Парадное оформление

общественных утилитарных сооружений, паводяшихся на ответствен-
ных участках города (склады «Новой Голландии», Тучкова буяна, Тор-
говые рады, Арсенал и т.п.), административные учреждения, учеб-
ные заведения.

А.Ф,Кокоринов и постройка апатия Академии художеств. Участие

в проекте В.Деламота, Другие, работы В.Деламота (Малый Эрмитаж.

Гостиный двор, дворец Черпышева). Другие зодчие раннего класси-
цизма. А.Рннальди (около 1710-1794е годы). Его значение в раз-
работке орнаментально-декоративных приемов раннего классицизма.

Широкое использование нм натурального камня в облицовочных ра-
ботах, различных город дерева во внутренних отделках. Постройки в Ораниенбауме, Мраморный и Гатчинский дворцы. Исаакиевский собор, мемориальные сооружения в парках Царского Села (Орловскае ворота, Чесменская и Морейскаа колонны, Кагулъский обелиск).

l0.М.Фельтен (1790-1801). Северный корпус Смольного, дом Лом-
барда. Перестройка Зимнего и Екатерининского дворцов, здания Эр-
митажа, церковные постройки. Участие в оформлении набережных Не-
вы. Создание ограды Летнего сада со стороны Невы. Вопрос о ее первоначальном виде и авторе. Роль архитектора Егорова.

Дальнейшее развитие архитектуры классицизма 'в конце ХУШ ве-
ка. Строительство крупных общественных и административных зданий в Петербурге, Москве и провинции (Академия наук, Университет и другие учебные заведения, Банк, Биржа, торговые ряды и т.д.).

Сложение типа многоквартирного, многоэтажного дома. Строительст
во в усадьбах. Парковое строительство, дальнейшее развитие «пейзажного» натурального сада. Парковые павильоны и сооружения.

ВЛ.Баженов (1797-1799). Основные факты его биографии. Баже-
нов как крупнейший представитель раннего классицизма в русской.
архитектуре. Основные проекты и постройки Баженова. Арсенал. Мо-
дель Кремлевского дворца, постройки в Царицыне. Пашков дом. Гра
достроительное значение Кремлевского дворца. Новые приемы пла-
нировки пейзажного парка в Царнцыне. Последние годы жизни Баженова. Его решающая роль в проекте Мпкайловского (Инженерного) замка.

Прогрессивная роль Баженова в истории русского художествен-
ного образования. «Модельный дом» как «партикулярная академия», постановка в пей теоретических вопросов, издание переводов Витрувия; речь на закладке Кремлевского дверца с попыткой дать первую периодизацию развития русской аритектуры; проект открытия пер-
вой общественной картинной' галерее в Мосхве; замысел издания «Российской архитектуры», проект реформы Академии Художеств.

М.Ф;Казаков (1738-1813). Основные факты его биографии. Ранние
работы Казакова (постройки в. Твери, участие в «Модельном доме», «
Ходынских увеселительных строениях»). Здание Присутственных
мест в Кремле — ныне Верховного Совета СССР - как крупнейшая
работа Казакова первого периода. Новый прием планировки учебного
заведения - Московский университет.

Работы Казакова 1780-1780-х годов. Переход к строгому класси-
цизму. Дома Демидовых (в Петровском — Алабине и в Москве), дом
Губина на Петровке и др. Разработка нового типа парадного зала
(Колонный зал дома Долгорукова, ныне Дома Союзов). Голицынская
больница, как наиболее характерное и крупное сооружение Казакова
второго периода его деятельности. Исключительная самостоятельность и самобытность Казакова. Решающее значение его творчества в раз-
витии русской архитектуры конца ХУШ века. Казаков как один из ве-
личайших русских зодчих. Архитектурная графика Казакова. Его ри-
сунки пером и офорты (сюжеты по закладке Кремлевского дворца,.
Ходынским увеселительным строениям', по Кремлю, Коломне и Пет-
ровскому дворцу).

И.Е.Старов (1744-1808). Основные факты его биографии. Ранние
постройки Старова (Богородицк, Никольское). Работы по Александро-Невской Лавре. Создание площади при въезде, строительство собора.
, Генеральные планы губернских городов, разработанные Старовым.
Дворцы в Тайцах и Сиворипах и перелом в творчестве Старова к
строгому стилю. Таврический дворец как крупнейшее создание Ста-
рова. Первоначальный облик здания. Прием решения центральных зал
и реконструкция его на основании рисунков Данилова. Дворец в Пел-
ле. Материалы для его реконструкции. Почтовый двор в Пелле.

Н.А.Львов (1751-1803). Широта его интересов и многообразие дея-
тельности. Работы Львова как теоретика и практика архитектуры. Пе-
ревод трактата Палладио; вступительная записка к проекту. парка Безбородко. Постройки Львова и его важнейшие проекты (Почтамт, во-
рота крепости, Приорат в Гатчине, проект парка Безбородко для
Москвы).

Д.Кваренги (1744-1817). Основные факты его биографии. Многообразие тематики его построек. 1780-1780-е годы как период наиболь-
шего значения в творчестве Кваренги. Основные постройки этих лет.
Дворец в Ляличах, Ассигнапионный банк, Академия наук, Эрмитаж-
ный театр, работы по Зимнему дворцу, Александровский дворец, па-
вильонные сооружения. Работы начала Х1Х века Торговые ряды, ин-
ституты, больницы и другие. Их стилистическая близость к построй-
кам
ХУШ века. Последние работы Кваренги, связанные с событиями
Отечественной войны 1812'г. (Нарвские ворота и проект храма-па-
мятника).

Другие зодчие конца ХУШ века. Ч.Камерон. Основные циклы его работ в Царском Селе и Павловске. Дворец в Батурине. Камерон как
мастер внутренней отделки дворцовых и павильонных сооружений.IIpименение своеобразных отдельных материалов (ценные породы камня,
фарфор, стекле, наборное дерево).

В.Бренна, его отделки комнат и зал в Павловском и Гатчинском
дворцах. Роль Бренны в сооружении Михайловского замка (руковод-
ство строительством, отдельные элементы в решении внешнего об-
лика, внутренняя отделка здания). Обелиск "Румянцова победам".

Е.Соколов (1750-1824). Его участие в постройке Академии худо-
жеств, Пеллы, Михайловского замка. Публичная библиотека как круп-
нейшее создание Соколова. Вопросы градостроительства в его реше-
нии.-

 


АРХИТЕКТУРА ПЕРВОЙ ТРЕТИ Х1Х ВЕКА

 


Россия на рубеже ХУШ и ХIХ веков. Русское просвешение в кон-
це ХУШ века. Деятельность Радищева. Французская буржуазная ре-
волюция и отклики на нее в России. Общественный подъем в первые
годы ХIХ века.

Усиление понимания общественной роли архитектурного сооруже-
ния. Разработка темы городского архитектурного ансамбля. Широкое использование декоративной скульптуры для раскрытия темати-
ки здания. Привлечение к выполнению ее крупнейших русских скульп-
торов. Формирование молодых скульпторов-декораторов.

А.Н.Воронихин (1759-1814). Важнейшие факты его биографии. Два
основных этапа в развитии творчества. Работы Воронихина 1790-х
годов. Перестройка Строгановского дворца и отделка в нем заново '
ряда помещений (Картинная галерея, Минеральный кабинет и Угло-
вой зал). Строгановская дача на Большой Невке.

Перелом в творчестве Воронихина 'на грани 1790-1800-х годов.
Участие в работах по реконструкции Большого Грота и Ковша Сам-
сона в Петергофе. Колоннады у ковша Самсона. Эти работы как пер-
вый этап широкой совместной деятельности скульптора и архитекто-
ра. Казанский собор. Основные факты его проектирования и.строи
тельства. Постановка вопросов городского ансамбля и его решение.
Технические новшества в здании Казанского собора. Участие выдаю-
щихся скульпторов (И.Мартос, И.Прокофьев, Ф.Щедрин, С.Пименов);

Другие важнейшие работы Воронихина 1800-х годов (Горный ин-
ститут, фонтан Пулковской горы и проекты фонтанов Пулковской до-
роги, реконструкция дворца в Павловске и сооружения в Павловском
парке). Важнейшие неосуществленные в натуре проекты (Исаакиев-
ский собор и другие).

Последние работы Воронихина, связанные с увековечением побед
русского оружия в Отечественной войне 1812 г. (колонна из пушек,
хвам-памятник).

A.Д.Захaров (1761-1811). Основные факты его биографии. Проект
торжественной декорации 1792 года как наиболее ранняя из извест-
ных ныне работ Захарова. Работы Захарова первых лет Х1Х века
(церковь Александровской мануфактуры, проект мавзолея Павлу I,
образцовые проекты домов для губернских городов). Проект плани-
ровки стрелки Васильевского острова. Его выдающееся градострои-
тельное значение.

Захаров - "Главных Адмиралтейств архитектор». Здание Адмирал-
тейства как важнейшая постройка Захарова. Основные факты его про
ектирования и сооружения. Сочетание судостроительной верфи с адми-
нистративными зданиями. Реконструкция первоначального вида Адми-
ралтейства. Характерные приемы, примененные Захаровым. Роль де-
коративной скульптуры в здании Адмиралтейства и приемы ее построе-
ния и сочетания с архитектурой. Участке видных скульпторов в ее
осуществлении (Ф.1Цедрин, В.Демут-Малиновский, И.Теребенев). Ре-
шающее значение разработанных Захаровым приемов применения де-
коративной скульптуры для других мастеров классицизма.

Другие работы Захарова по адмиралтейскому ведомству. Проект
морских Провиантских складов на Неве как наиболее крупное и зна-
чительное среди них. Решение чисто утилитарного сооружения, как
ответственной архитектурной задачи. Творчество Захарова' как выс-
ший этап развития классицизма начала Х1Х века.

Другие зодчие начала Х1Х века. Т.Томмон (1750-е годы — 1813).
Деятельность Томона до приезда в Россию. Первые проекты в Рос-
сии (Городские ворота,, Казанский собор). Биржа как крупнейшая по-
стройка Томона. Основные этапы ее проектировании. Размещение зда-
ния между двумя площадями. Значение декоративной скульптуры. Дру-
гие работы Томона. Мавзолей в Павловском парке и фонтаны Пулков
ской дороги как наиболее значительные среди них. Большой театр,
дом Лаваля, склады Сального Буяна, колонна в память Полтавской
битвы. Рисунки и акварели Томона. Элементы романтизма в графи-
ческих работах Томона.

Андрей Михайлов П (1771-1848). Его деятельность как практика
и педагога. Основные постройки Михайлова: церковь Екатерины на
Васильевском острове, здание в саду Академии художеств, чугунная
лестница Академии. Проект Большого театра для Москвы.

Архитектура Москвы начала Х1Х века. Традиции школы Казакова.
Деятельность И.Еготова. Здания Оружейной палаты в Кремле, Воен-
ный госпиталь в Лефортове; дом в Люблине, павильоны в Царицыне.

Отечественная война 1812-1814 rr. и подъем национального само-
сознания. Тема прославления побед русской армии в архитектурных
сооружениях. Восстание декабристов. Усиление реакции после его по-
давления.

Русская архитектура с середины 1810-х годов до начала 1830-х.
Дальнейшее развитие темы градостроительства. Создание больших го-
родских ансамблей. Сооружения, связанные с прославлением побед
русского оружии в Отечественной войне 1812 года.

Элементы упадка классицизма в первой.половине 1830 годов.

Восстановление Москвы после пожара 1812 года. Создание Ко-
миссии для строения. Значение традиций Баженова-Казакова в ра-
ботах по- восстановление Москвы.

О.И.Бове (1784-1834). Основные факты его биографии. Участие в конструкции окружения Кремля (Красная площадь, Большой театр
и Театральная площадь, сал у стен Кремля на месте Неглниней).

Другие работы Бове. Разнообразие их тематики. Жилые дома
(дом Гагарина), мемориальные сооружения (Триумфальные ворота у
Тверской заставы), общественные и административные здания(Пер-
вая городская больница), церковные постройки (церковь на Боль-
шой Ордынке).

Д.И.Жилярди (1788-1846) и А.Г.Григорьев (1782-1868). Основные
факты их биографий1 их совместная деятельность. 1820 е годы как
период высшего расцвета их дарования и наиболее интенсивной дея-
тельности. Их важнейшие постройки этого времени.

Восстановление здания Московского университета, дом Луниных
и Опекунского Совета, интерьеры дома Муравьевых, Усадьба Уса-
чевых-Найденовых как важнейшая работа Жилярди-Григорьева. Прием
совместного решения дома и парка со всеми сооружениями в нем.
Работы в Кузьминках (конный двор., пристань, павильоны, ворота).

Скульптурно-декоративные и монументально-мемориальные соору-
жения Москвы этого времени (памятник Минину и Пожарскому
И.Мартоса, фонтаны и скульптурные группы И.Витали).

В.П.Стасов (1769-1848)..Основные факты его биографии. Ранние
работы Стасова в Москве. Период высшего подъема его творчества.
Искание больших монументальных решений, лаконичности и величе-
ственности, отражающих патриотический подъем тех лет. Постройки
в Грузине (Башни у пристани, колокольня собора). Здания Павлов-
ских казарм и конюшенного ведомства. Тема городского ансамбля
в их решении. Участие в постановке памятников перед Казанским
собором. Работы в, Царском Селе, ворота Любезным сослуживцам»,
дворповые оранжереи, отделка комнат Александра 1 в Екатеринин-
ском и Зимнем дворцах. Значение больших, гладких, нерасчлененных
'поверхностей и их решений. Церковные сооружения Стасова конца
1820-х годов (Измайловский и Преображенский:соборы). Элементы
пышности и декоративной отделки при строгости общего построения.
Нарвские и Московские ворота. Поздние работы Стасова. Окончание
Смольного монастыря, участие в восстановлении Зимнего дворца
после пожара 1837 года.

К.И.Росси (1775-1848). Важнейшие факторы его биографии. Три
основных этапа развития его творчества. Разнообразие и неустой-
чивость его исканий в раннем периоде (проект Памятника великим
людям, работы в готике, проект деревни Глазово). Период 1818-
1832 - время наивысшего расцвета таланта России и его наиболее
интенсивной деятельности. Значение изучения произведений крупней-
ших русских зодчих начала ХIХ века (Захаров, Воронихин, Стасов).
Сложение его развитого стиля. Основные постройки этих лет. Строи-
тельство на Елагином острове, оформление Дворцовой площади. Михайловский дворец и его окружение. Реконструкпия окружения Ин-
женерного замка, планировка Марсова поля. Александринский театр
и его окружение, здание Сената и Синода. Поздние работы Росси
(проект здания на площади Инженерного замка, колокольня Юрьева
монастыря в Новгороде).

Творческие приемы Росси. Широкое понимание роли архитектора-
ми планировки ансамбля до деталей мебели, Ограниченность задач, стоявших перед ним, создание больших парадных площадей, введенных
в общую застройку города. Роль декоративной скульптуры и живописи
в его постройках. Совместная работа со скульпторами (B.Демут-Ма-
линовский иС.Пименов) и живописцами (И.Скотти).

 


АРХИТЕКТУРА СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х В.

 


Развитие капитализма во второй трети Х1Х века. Разложение кре-
постнического строя. Общие пути развития русской архитектуры в этом
'периоде. Расцвет станкового искусства и упадок монументального.
Место архитектора в общем процессе развития русского искусства во
второй половине Х1Х века.

Русская архитектура середины Х1Х века (первый период эклектиз-
ма — 1830-1860 гг.).

Распад классицизма. Основные пути этого процесса. Появление но-
вых заданий в архитектуре в связи с ростом городов, использование
новых строительных материалов и конструкций, развитие новых мето-
дов строительства.

Основные принципы эклектической архитектуры Х1Х века. Сочета-
ние планов и конструктивных решений, выполненных с учетом требо
ваний своего времени, с использованием форм прошлых стилистиче-
ские систем в их внешнем и внутреннем облике. Восприятие стилей
прошлого исключительно как декоративно-орнаментальных систем.

Попытки теоретического обоснования новых исканий. Искание на-
ционального стиля в период эклектизма. Своеобразие архитектуры
эклектизма' в России по сравнению с западноевропейской. Роль Ака-
демии художеств в развитии русской архитектуры середины Х1Х века.

А.Монферран (1786-1858). Его место в русской,архитектуре Х1Х
века. Попытки освоения приемов русского классицизма в его раннем
периоде' и переход к эклектизму в дальнейших работах. Исаакиевский
собор — основная работа Монферрана, отражающая весь процесс раз-
вития его творчества. Основные этапы истории проектирования и по-
стройки собора. Постепенное увеличение перегруженности во внешней
и внутренней отделке здания в 'целях большого его обогащения. Про-
тиворечия в решении внешнего облика здания и его конструкции. Дру-
гие работы Монферрана. Александровская колонна как наиболее зна-
чительная среди них.

АЛ.Брюллов (1798-1877). Значение приемов классицизма для его
ранних работ и постепенный отход от них в дальнейшем. Попытки
использования декоративных элементов разных стилей. Основные
работы. Брюллова. Здание гвардейского штаба на Дворцовой плошади,
Пулпцюскан обсерватория, церковные сооружения (церковь Петра на
' Невском проспекте). Отделка зал в Зимнем и Мраморном дворцах, церковь в Парголово.

А.И.Штакеншнейдер (1802-1865). Штакеншнейдер как наиболее ти-
пичный и умелый мастер архитектуры эклектизма середины XIX в.
Ere ранние работы, примыкающие к классицизма, и преодоление клас-
сицистических схем и элементов в зрелом периоде его деятельности.
Попытки работать, применяя формы античной архитектуры, архитек-
туры Возрождения", древнерусского зодчества, "рококо". Связь ро-
коко Штакеншнейдера с русской архитектурой середины ХУШ века.
Основные постройки Штакеншнейдера. Мариинский дворец, дом Бело-
сельского-.Белозерского, постройки в Петергофе. Ново-Михайловский
и Николаевский дворцы.

К.А.Тон (1784-1881). Место Тона среди других зодчих середины
ХIХ века. Ранние работы Тона, примыкающие к классицизму — прис-
тань на Неве у Академии художеств и отделка парадных зал Акаде-
мии. Создание руссковизантийского стиля. Признание его офици-
альным стилем церковных сооружений. Источники "русско-византий-
ского" стиля Тона. Разработка проекта рама Христа. Издание об-
разцовых" проектов церквей. Другие постройки Тона (Московский
вокзал, Кремлевский двореп).

М.Д.Быковский (1801-1885). Годы обучения у Жилярди. Быковский
как ведущий мастер Москвы середины ХIХ века. Использование го-
тических. древнерусских форм и форм "Возрождения. Постройки в
Марфине под Москвой, Страстной монастырь в Москве.

Архитектура конца XIX века (1870-1890-е годы).

Россия после "реформ" 1860-х годов. Быстрый рост городов и
резкое обострение противоречий между их центрами и окраинами.
Строительство доходных" домов, коммерческих предприятий, рынков,
банков,вокзалов, железных дорог и т.д. Строительство временных
выставочных павильонов.

Развитие строительной техники. Расчленение функций архитекто-
ра и инженера-строителя. Упадок архитектуры как искусства. Широ-
кое распространение имитаций отделочных материалов. Роль Акаде-
мии
художеств в русской архитектуре второй половины XIX века и
создании новых инженерно-строительных учебных заведений. Позвле
ние первых периодических изданий по архитектуре (Зодчий — с
1872 Г.) и их установки.

Углубление и расширение интереса к древнерусской архитектуре.
Собирание материалов и первые попытки разработки истории древне-
русского зодчества. Начало тщательных обмеров и археологических
обследований древнерусских памятников (Солнцев, Рихтер, Даль,Пав
линов). Владимир Стасов и его роль в развитии русской архитекту-
ры конца ХIХ века.

Крупнейшие зодчие этого времени и их основные постройки.

Н.Л.Бенуа (1813-1888). Конюшни и фрейлинские корпуса в Петер-
гофе. Вокзал в Новом Петергофе. А.И.Резанов (1817-1887). Великокняжеский дворец на Дворцовой набережной. Сочетание фасада в
"стиле флорентийского Ренессанса с внутренней отделкой в разных
стилях". А.И.Кракау (1817-1888). Совместные с' Бенуа и Резановм обмеры собора

в Орвието. Основные постройки Кракау (Бал-
тийский вокзал, дом Штиглипа на набережной Невы).

В.А.Гартман (1834-1873) и И.П.Ропет-Петров (1846-1908). Их по-
пытки разработки национального' стиля. Перенесение орнаменталь-
ных мотивов, заимствованных из книжных миниатюр, вышивки, дере-
вянного зодчества, на монументальную каменную архитектуру. По-
следователи Гартмана и Ропета,

'Московская архитектура конца Х1Х века. Исторический музей
(Шервуд). Верхние торговые ряды (Померанпев), Городская Дума
(Чичагов).

Л.Н.Бенуа (1856-1928). Его крупнейшие постройки (Певческая ка-
пелла, здание Страхового общества на ул.Герцена, церкви на улице
Каляева и на Гусевских заводах, зал Государственного Совета).

Л.Н.Бенуа как педагог.

 


АРХИТЕКТУРА С СЕРЕДИНЫ 1890-Х ГОДОВ ДО ВЕЛИКОЙ
ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

 


Промышленный подъем 1890-х годов. Русский модерн и его
специфические черты. Противоречивость модерна. Стремление к
разрыву с архитектурой прошлого, создание "новых форм и частич-
ное заимствование архитектурных форм из 'исторических стилей.
Попытки освоить новую тематику.

Ф.О.Шехтель (1859-1926) как наиболее значительный представи-
тель архитектуры русского модерна. Основные постройки Шехтеля
'(Ярославский вокзал, дом Рябушинского и другие). Декоративная
скульптура и живопись в архитектуре модерна (Врубель).

Модерн в архитектуре Петербурга. Н.Васильев и Ф;Лидваль как
наиболее видные мастера петербургской школы модерна. Основные
работы Васильева. Торговые ряды на Литейном проспекте. Проекты
на конкурсы. Путь от модерна к модернизированной классике. Ф.Лид-
валь. Его широкая практическая деятельность. Восприятие в его ра-
ботах элементов архитектуры Возрождения и классицизма на базе
модерна. Основные постройки Лидваля (Азовский банк на улице Гер-
цена, гостиница "Астория, жилые дома на Кировском проспекте,на
улице Перовской и др.).

Попытки преодоления "модерна" в обращении к художественным
традициям. Зодчие, возглавившие эти новые искании. Обращение к
русскому художественному наследию. Попытки использовании прие»
мов и форм древнерусского зодчества. Признание самобытности и
значимости русской архитектуры ХУШ века и начала Х1Х века. Эле»
менты эклектики в подходе к нх освоению и попытки творческого ис-
пользования
архитектурного наследия прошлого. Изучение истории ар-
хитектуры
в начале ХХ века в. связи с практической деятельностью
архитекторов того времени.

Журнальные статьи И.А.фомина и И.Э.Грабаря. Историческая вы»-
тавка архитектуры 1911 года и 'История русского искусства пои
редакцией И.Э.Грабаря.

И.А.Фомин (1872-'1938) как крупнейший архитектор этого време-
ни. Основные этапы его творческого пути. Ранний московский период
деятельности. Работы у Ф.Шехтеля. Модерн в творчестве, Фомина. Обращение к классицизма. Переезд в Петербург и окончание Акаде-
мии художеств. Проект Курзала на Минеральных водах. Основные
постройки Фомина (дворец Половпева, дом в Холомках и др.). Ме-
мориальные
сооружения (памятник Мапневичу). Проект планировки
Нового Петербурга". Значение этого замысла и причина его неосу-
шествления. Фомин как офоргист. Исследования Фомина по истории
'русской архитектуры.

Другие крупнейшие зодчие начала ХХ века. В.А.Щуко (1878-1939).
Воздействие русского классицизма в его ранних работах (русскне
.павильоны на выставках в Турине и Риме), обращение в дальнейшем
к приемам Возрождения (дома на Кировском проспекте, проект особ-
няка
Мордвиновых на Каменном острове).

А.Е.Белогруд (1876-1933). Преломление в его творчестве прие-
мов русского классицизма (постройка в Натальевке на Украине) и
Возрождения (дома на Болыпом проспекте Петроградской стороны),
Поиски решений многоэтажного городского жилого дома s работах
Щуко и Белогруда.

Вопрос об использовании приемов древнерусскогр зодчества в ар-.
хитектуре начала ХХ века. В.А.Покровский (1871-1932). Его работы
(здание Ссудной кассы в Москве, церковь на месте битвы под Лейп-
цигом,
Федоровский собор в Царском Селе, проект Военно-историче-
ского музея для Петербурга и др.).

А.В.Щусев (1873-1949). Его основные работы. Церковь Марфо-
Мариинской общины. Казанский вокзал.

А'.И.Таманян (1878-1936). Павильоны выставки в Ярославле. Дом
б. Щербатова на Новинском бульваре. Больничный городок в Кратове.

Общая характеристика положения русской архитектуры накануне
Великой Октябрьской социалистической революции.

 

VI. СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Значение Великой Октябрьской социалистической революции, от-
крывшей новую эру в мировой истории для развития советской куль-
туры, искусства и архитектуры. Советская архитектура — новый этап
в развитии мировой архитектуры.

Принципиальное отличие советской архитектуры от архитектуры
капиталистических стран. Строительство коммунизма в нашей стра-
не и расширение задач, стоящих перед советской архитектурой. Благ-
оприятные условия развития архитектуры в СССР, обусловленные
наличием социалистической системы, плановым началом в строитель-
стве, отсутствием частной собственности на <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.224 (0.012 с.)