IV. Архитектура западной европы позднего Средневековья, нового и новейшего времени ( XV – XX В. В. )
АРХИТЕКТУРА ИТАЛИИ ХУ-ХУШ ВЕКОВ
Общая характеристика развития итальянской архитектуры рассмат- риваемого периода в связи с историей Италии этого времени. Два основных этапа в развитии архитектуры — периоды Возрождении и Барокко.
Архитектура итальянского Возрождения. (ХУ-ХУI вв.)
Исторические предпосылки Возрождения в Италии. Города Италии ХУ-ХУI века. Их соперничество (политическое, экономическое, куль- турное). Раздробленность страны. Характеристика Возрождения Ф.Эн- гельса в «Диалектике природы».
Архитектура раннего Возрождения в Италии. Возрождение в Тос- кане и его распространение по Италии. Радикальность в преодоления готических приемов и форм в архитектуре этого времени.
Ф.Брунеллески (1377-1446). Купол Флорентийского собора и зда- ние воспитательного дома, формирование основных положений нового стиля в этих постройках. Другие работы Брунеллески. Капелла Пацц- и, базилики Сан-Спирито и Сан-Лоренцо.
Микелоццо (1381-1472). Палаццо Медичи-Рикарди как характерный тип флорентийского дворца. Другие произведения Микелоццо. Его зна- чение в разработке орнаментально-декоративной системы Возрожде- ния. Участие скульпторов в этой.работе.
Развитие зданий дворцового типа во Флоренции. Палаццо Питти. Реконструкция его первоначального вида. Вопрос об авторстве это- го сооружении. Палаццо Строцци (Бенедетто да Майано и Симоне Кронака), как один из наиболее законченных образцов флорентийско- го дворца периода раннего Возрождения.
Л.Б.Альберти (1404-1472). Его деятельность, как теоретика, ар- хитектора и инженера. Палаццо Ручеллаи. Церкви Малатесты в Ри- мини и Сан-Андреа в Мантуе.
Архитектура раннего Возрождения вне Флоренции. Внешнедекоративный подход к новым формам. Архитектура Венеции этого време- ни. Ее своеобразие. Дворцовое и церковное строительство. Тип ве- нецианского дворца. Творчество архитектора П.Ломбардо (+1515). Работы по сооружению корпуса дворца Дожей. Церковные постройки
этого времени (Санта Мария Мираколи). Здания «школ» (св.Марка). Крупнейшие памятники раннего Возрождения в других городах Север- ной Италии (Чертоза в Павии).
Архитектура Италии ХVI века. Перемещение центра художествен- ной культуры из Флоренции в Рим. Рим как центр высокого Возрож- дения в Италии. Преодоление готических традиций. Введение ордера. Издание Витрувия и развитие теоретической базы нового стиля. Се- веро-итальянские и тосканские мастера в Риме,
Донато Анжело Браманте (1444-1514) как крупнейший зодчий вы- сокого Возрождения. Работы Браманте в Риме. Темпиетто. Участие в постройке собора св. Петра и Ватиканского дворца. Элементы за- мысла Браманте в существующем здании собора. Тема организован- ного ансамбля в системе трех дворцов Ватиканского дворца. Школа Браманте, Церковь Марии делла Консолационе в Тоди.
Рафаэль (1483-1620) как архитектор. Совместные работы Рафаэля и Браманте (Лоджии Ватикана). Вилла Мадама как крупнейшая архи- тектурная работа Рафаэля. Роль Рафаэля в разработке орнаменталь- но-декоративной системы высокого Возрождения. Проблема синтеза в искусстве Италии в период высокого Возрождения.
Антонио Сангалло-младший (1485-1546). Участие в проектирова- нии собора св.Петра. Дворец Фарнезе как крупнейшая постройка Сан- галло. Его внешний облик и система решения дворцовых фасадов по замыслу Сангалло.
Архитектура высокого Возрождения вне Рима. Венецианская шко- ла как наиболее самостоятельная и значительная из архитектурных школ Италии. Влияние приемов римского зодчества и связи с вене- цианскими традициями ХУ века. Якопо Сансовино (1486-1576) как центральная фигура в архитектуре Венеции этого периода. Его основ- ные постройки (библиотека св. Марка, Лоджетта).
Завершение высокого Возрождения в архитектуре Италии. Деятель- ность Микельанджело (1475-1564) как архитектора. Его основные ра- боты в области архитектуры. Архитектурные элементы гробниц Ме- дичи. Работы по завершению дворца Фарнезе. Строительство собора св.Петра и оформление площади Капитолия. Их решающее значение для дальнейшего развития архитектуры Западной Европы. Собор св. Петра как одно из совершеннейших созданий архитектуры Возрожде ния. Сопоставление проектов собора по замыслам Браманте и Ми- кельанджело. Площадь Капитолия, как прототип позднейших городских площадей. Система фасада дворца Сенаторов как определяющая в двор- цовом строительстве ХУП-ХУШ веков.
Архитектура позднего Возрождения в Италии. Исторические пред- посылки. Начало упадка Италии. Сложность и многообразие течений в архитектуре середины и второй половины ХУI века.
Д.В.Виньола (1507-1573), как крупнейший зодчий римской школы периода позднего Возрождения. Его основные работы (вилла папы Ю лия III, замок Фарнезе в Витербо). Участие в постройке собора св. Петра, церковь Джезу. Виньола как теоретик. «Правила пяти ор- деров». Значение этой книги в истории архитектуры.
Андреа Палладио (1518-1580 как наиболее крупный архитектор позднего Возрождения в северо-восточной Италии. Его основные ра- боты: базилика в Виченце, городские дворцы - Вальмарано; Тьене, Киеракати. и др.; театр Олимпико в Виченце, вилла Ротонда в окрест- ностях Виченцы; церковные постройки — иль-Реденторе и Сан-Джорд- жио - Маджорев Венеции. Палладио как теоретик («Четыре книги об архитектуре»). Значение творчества Палладио для дальнейшего раз- вития архитектуры.
Орнаментально-декоративное направление в архитектуре Италии конца XVI конца XVIrrrrrrrr века. Его связь со школой Рафаэля. Дворец Спада (Джи- роламо ди Карпи и Джулио Маццони) Постройки Пирро Лигорио в Ватиканских садах, Вилла Медичи (Ан. Липпи). Постройки Галеаццо, , Алесси (1512-1572) в Генуа (вилла Камбиазо), Милане (дворец Ма- рино) и др. как примеры этого направления в северной и севере-за- падной Италии.
АРХИТЕКТУРА ИТАЛИИ ХУП-ХУШ ВЕКОВ
Архитектура Италии ХУП века. Исторические предпосылки разви- тия итальянской архитектуры в этом столетии. Политический и эко- номический упадок Италии. Усиление католической реакции. Дворцы, загородные виллы и церкви как основные типы сооружений этого пе- риода. Рим как центр художественной жизни Италии в этом столе тии. Приемы композиции итальянского барокко. Сложность внешне объемных и внутрипространственных решений. Отношение к ордеру в итальянском барокко. Орнаментация, декоративная скульптура и жи- вопись в постройках периода барокко. Приемы композиции городско- го ансамбля. Парковое строительство.
Карло Мадерна (1556-1629) как представитель раннего римского барокко. Его работы по расширению собора Петра. Связь с приема- ми Микельанджело и введение новых мотивов.
Период расцвета римского барокко. Бернини, Борромини, Корто- на и Райнальди, как его крупнейшие представители.
Лоренцо Бернини (1599-1680) как архитектор. Его постройки и архитектурно-декоративные сооружения. Создание площади перед со- бором Петра и проект башен главного фасада. Вопросы городского ансамбля в решении площади перед собором. Использование законов перспективы в ее построении. Другие важнейшие постройки Бернини (церковь Сан-Андреа дель Квиринале и дворец Киджи-Одескальки), участие в оформлении площади дель Пополо. Архитектурно-декоратив- ные работы Бернини. Их сложность и подчеркнутая барочность (сень под куполом собора Петра, обработка пилонов собора и заалтарной стены; алтарь св. Терезы, лестница Ватиканского дворца, фонтан на площади Навона).
Франческо Борромини (1599-1667), как представитель наиболее крайних течений в римском барокко, Изощренность егокомпозицион- ных приемов. Церкви Сан-Карло и Сан-Иво. Волнообразные поверх- ности фасадов, сложность плановых и пространственных решений.
Пьетро да Кортона (I596-1669); Его деятельность как архитекто- ра. Церковь Санта Мария делла Паче.
Карло Райнальди (I598-1691). Алтарный фасад базилики Мариа- Маджоре. Архитектурно-декоративный характер его решения, подго- тавливающий постройки Рима ХУIII века. Элементы градостроительства в построении композиции. Другие работы Райнальди (церковь Мария ин Кампителли, участие в оформлении площади дель Пополо и в по- стройке церкви Сан-Аньезе).
Архитектура позднего римского барокко. Карло Фонтана (1634- 1714) и его проекты городских ансамблей (плошадь перед дворцом ди Монтечиторио, проект окончания собора Петра).
Итальянская архитектура ХУП века вне Рима. Венеция, Турин, Генуя — как наиболее крупные центры архитектуры этих лет.
Венеция. Бальтасаре Лонгена (1604-1682) как крупнейший бароч ный архитектор Венеции. Его важнейшие постройки (церковь Санта Мария делла Салуте и дворец Пезаро).
Турин. Деятельность Гварино Гварини (1624-1683). Дворец Каринь- яно и церковные постройки Гварини как примеры одного из наиболее крайних направлений архитектуры итальянского барокко.
Генуя. Бартоломео Бианки (1590-1657). Его основные постройки (здание иезуитской коллегии - впоследствии Университета и дворец Дориа-Турси).
Архитектура Италии ХУШ века. Дальнейший экономический упа- док Италии в этом столетии и вызванное этим отсутствие значитель- ных архитектурных сооружений. Наличие большого числа художников- монументалистов и архитекторов, не находивших себе применения в Италии и вынужденных искать работу вне ее.
Позднее барокко и элементы классицизма в архитектуре Италии ХУШ века. Обилие архитектурно-декоративных сооружений в этом столетии. Их градостроительное значение. Важнейшие памятники: лест- ница на Испанский площади в Риме (Спекки я Санкти), фасады бази- лик Санта Мариа Маджоре (Ф.Фуга) и Латеранской (А.Галлилеи), фонтан ди Треви (Н. Сальви).
Деятельность Луиджи Ванвителли (1700-1773). Дворец в Казерте, как одна из крупнейших построек Италии ХУШ века. Черты классицизма в ее решении. Парк Казерты.
Д.Б.Пиранези (1726 - I778) и его место в истории итальянской а- рхитектуры ХУШ века. Его офорты, работы в области археологии, ис- тории архитектуры, постройки и проекты. Пиранези и изучение антич ности в ХУШ веке. Восприятие античности у Пиранези. Значение его творчества в развитии европейской архитектуры.
АРХИТЕКТУРА ФРАНЦИИ ХУ1-ХУШ ВЕКОВ
Общая характеристика развития французской архитектуры рассматриваемого периода в связи с историей Франции этого времени. Основные этапы развития французской архитектуры за эти столетия.
Архитектура Франции XVI в. Период французского Возрождения. Исторические предпосылки Возрождения во Франции. Положение Франции к концу ХУ века. Создание централизованной дворянско-абсолю- тистской монархии. Войны с Италией в конце ХУ- начале ХУI веков- . Архитектура переходного времени, сочетающая готическую си- стему общей композиции и конструктивные приемы с новыми декора- тивными элементами. Постепенная выработка самостоятельных прие- мов.
Новые приемы в организации строительства. Появление и роль архитектора-руководителя. Район реки Луары — как основное место распространения нового стиля. Замки в Гайоне, Блуа, Шамборе, при- надлежавшие королю и крупнейшим представителям придворной знати. Городские жилые дома. Их основные типы (в Орлеане, Руане, Анже- ре). Здания городских магистратов («отель де вилль») и декоратив- ные городские сооружения. Устойчивость готических традиций в цер- ковном зодчестве.
Дальнейший этап в развитии архитектуры французского Возрожде- ния. Значение итальянских художников, живших во франции. Появле- ние крупных французских архитекторов нового направления. Их прак- тическая и теоретическая деятельность.
Ж.Гужон (1510 — ок. 1565). Участие в первом переводе Витрувия на французский язых. Ранние работы Гужона в Руане. Переезд в Па- риж и деятельность совместно с П.Леско (1510-1578). «Фонтан нимф'. Его первоначальное назначение и вид. Раооты по Лувру. Место по- стройки Леско-Гужона в современном Лувре. Значение декоративной скульптуры в постройках Леско-Гужона и приемы ее построения.
филибер Делорм (1515-1570). Работы Делорма парижского перио- да (Гробница франциска 1, замок Анэ, Тюильрийский дворец). Изда- ние «Архитектуры Филибера Делорма».
Семья Дюсерсо и их архитектурные гравюры.
Постепеннее проникновение новых приемов в провинциальное зод- чество
Архитектура Франпии ХУП века. Положение Франции а началу ХУП века. Гугенотские войны. Дальнейшее постепенное укрепление абсо- лютизма, Элементы католической реакции. Людовик Х1У и период наи- высшего расцвета французского абсолютизма.
Архитектура Франции первой половины ХУП веха. Сложность и противоречивость направлений в архитектуре этого периода.
Городское жилье строительство {площади Вегезев и Дофина в Па- риже). Проявление барочных элементов как одно из течений во фран- цузской архитектуре начала ХУП века.
Деятельность Соломона де Бресса (Люксембургский дворец и цер- ковь Сен-Жерве).
Жак Лемерсье (1585-1654). Его основные работы. Продолжение . строительства Лувра. Церковь Сорбеины.
Франсуа Мансар (1593-1666). Его творчество как первое звено в развитии французского классицизма ХУП века. Дворец в Мезон на Сене под Парижем, как крупнейшая постройка Мансара.
Архитектура Франпии второй половины ХУП века. Так называе- мый стиль Людовика Х1У. Создание архитектурных академий в Па- риже и Риме. Теоретические работы зодчих (К.Перро, Ф.Блондель). Догматический подход к вопросам архитектурной теории. Крупное дворцовое и парадно-декоративное строительство, как демонстрация значения и силы абсолютистского государства. Значение придворно- го этикета для композиции дворцовых сооружений. Преооладание в них парадных помещений. Строгость построения основных членений при большой пышности в разработке, особенно во внутренней отдел ке. Замок в Во-ле-Виконт. Версальский.дворцовый ансамбль, как наиболее типичный памятник французской архитектуры второй поло- вины ХУП века. Участие в его сооружении Лево, Жюля Ардуэна Мансара, Лебрена, Ленетра.
Крупнейшие мастера архитектуры второй половины ХУП века. Клод Перро (1813-1688). Многосторонность его деятельности. Рабо- ты Перро как архитектора. Восточный фасад Лувра. Конкурс проек- тов. Решающее значение постройки Перро в дальнейшем развитии французской архитектуры. Франсуа Блондель (1617-1686). Арка в С ен- дени.
Жюль Ардуэн Мансар (1646-1708). Его широкая практическая дея- тельность. Собор инвалидов и парадные площади в Париже (Вандом- ская плошадь и плошадь Побед) как крупнейшие работы Мансара.
Архитектура Франции XVIII века. Упадок французского абсолютиз- ма и связанные с ним изменения в направлении архитектуры.
Разработка типа городского дома. Создание особняков «между двором и садом». Повышение требований к организации плана, Вопро- сы внутренней отделки. Так называемый стиль Людовика ХУ.
Школа Ардуэна Мансара, как ведущая школа начала ХУШ века. Робер де Котт. Отделка капеллы в Версале и дворца Тулуз в Париже. Характерный тип жилого особняка того времени. Особняк Матинь- он в Париже. Роль архитекторов-декораторов. Оппенор и Мейссонье как крупнейшие среди них. Попытки применения форм внутренней ар- хитектуры и фасадных решениях и их неудачи (проект фасада церкви Сульпиция-Мейссонье).
Градостроительства Франции первой половины ХУШ века. Созда ние парадных декоративных архитектурных ансамблей в центре города.
Эре-де-Корни (1706-1768) и его комплекс площадей в. Нанси.
Перелом к классицизму. Искание нового, более строгого стиля, основанного на подкрепленном археологическими исканиями изучении античности. Пересмотр архитектурных теорий ХУ1-ХУП веков на ос- нове изучения памятников. Расширение понятия античной архитекту- ры. Характерные черты раннего классицизма (т.н. стиля Людевика ХУ1). Сочетание простоты общей композиции с утонченной прора- ботки»й деталей. Н.Сервандони и окончание церкви Сульпиция в Пари- же.
Ж.А.Габриэль (1686-1782). Дворец Малого Трианона. Площадь Лю- довика ХУ1 (впоследствии Согласия).
Ж.Ж.Суффло (1708-1780) и строительство церкви св.Женевьевы (впоследствии Парижского Пантеона).
Французский классицизм конца ХУШ века. Стремление преодолеть известную измельченность, характерную для предыдущего периода, путем подчеркнутой простоты фасадов и укрупнения масштабов. По- иски больших монументальных решений.
Ж.Гондуэн (1737-1818). Школа хирургии и проект создания плода ди перед ней. Значение этого памятника для архитектуры конца ХУШ века.века века.
К.Н.Леду (1738-1808). Период наивысшего рассвета его дарова- ния. Солеваренный городок в Шо и заставы Парижа. Позднее проек- ты Леду и его издание 1804 года.
Поиски большого монументального стиля в годы, непосредствен- но предшествующие французской буржуазной революции. Программы Парижской Академии Архитектуры на "Большие римские премии" и другие проекты 1780 х — начала 1780 годов, как отражающие эти ис кания.
АРХИТЕКТУРА НИДЕРЛАНДОВ И ДАНИИ ХУ1-ХУП ВВ.
Особенности исторического развития Нидерландов. Рост городов. Торговля и промышленность. Развитие буржуазии.
Архитектура Нидерландов до Нидерландской революции, Значение» городского строительства. Городские жилив дома, общественные и торговые сооружения (дома цехов, рынки, ратуши и т.д.) Особенн- ости' материалов и к»инструкций. Значение архитектуры Нидерландов для,Англии и северней Германии.
Нидерландская революция и разделение страны. Вызванное этим постепенное расхождение, в направлениях в архитектуре Фландрик и Голландии.
Архитектура Голландии ХУП века. Период наивысшего расцвета голландской буржуазной республики (д» середины ХУП века). Начала экономического к политического упадка. Голландия a maw ХУП вв- Голландсккй город ХУП века. Городские жилые дома и торговые сооружения. Ратуши (Лейден), рынки (Гаарлем), башни, городски» ворота, госпиталь.
Два основных этапа в развитии голландской архитектуры ХУП века. Характерные черты первого периода. Самостоятельность основных композиционных схем. Их независимость от итальянских образ- цов. Использование элементов классических ордеров в декоративной отделке.
Перелом в развитии голландской архитектуры ХУП века. Проникновение классической системы в Голландию. Крупнейшие мастера и памятники этого времени. Я. Вак-Кампен (ратуша в Амстердаме), Питер Пост (Дем Мауритиуса в Гааге).
АРХИТЕКТУРА АНГЛИИ ХУ1-ХУШ ВЕКОВ
Общая характеристика развития английской архитектуры рассмат- риваем(ого периода в связи с общим развитием Англии в эти столе- тия. Основные этапы развития английской архитектуры.
Архитектура Возрождения в Англии. Исторические предпосылки Возрождения в Англии. Гражданские войны ХУ. века (война 'белой и Алой Розы). Объединение страны и постепенное укрепление абсолю- тизма.
Медленность проникновения новых 'архитектурных форм в англий- ское зодчество. Устойчивость готических приемов до второй полови- ны ХУ1 века. Значение влияния нидерландской архитектуры. Внешне- декоративный подход к классическим архитектурным формам. Замко- вое строительство. Новые приемы плановых решений и новые типы замков, как отражение изменившегося уклада жизни владельцев. Пе- реход от планов с замкнутыми дворами к композициям с открытыми дворами (замкн керби-холл, Барльборо-холл). городские жилые дома
(фахверковые и каменные). Особенности оформления фахверковых по- строек в Англии (замок Моретон-Холл). Рыночные и производствен- ные постройки провинциальных городов.
Архитектура Англии середины и второй половины ХУ1 века. Исто- i рические предпосылки ее развития. Английская революция ХУП века. Перелом в развитии английской архитектуры на грани 1600-1620-х годов. Творчество Иниго Джонса (1573-1651). Значение влияния се- веро-итальянской архитектуры. Основные 'постройки и проекты Джон- са: Вилла Королевы в Гринвиче, проект дворца Уайт-холл s Лондо- не.
Христофор Рен (1632-1723) как крупнейший зодчий Англии второй половины ХУП века. Ero проект перепланировки центральной части Лондона после пожара 1666 года. Церковные сооружения Рэна. Собор Павла, как крупнейший среди них. Гражданские сооружения Рэна (Гос- питаль в Гринвиче). Мастерская Рэна, как архитектурная школа.
Архитектура Англии ХУШ века. Основные этапы в ее развитии.
Деятельность наиболее крупных представителей школы Х.Рэна.
Джон Ванброу (1666-1726) как представитель барочной линии в школе Рэна. Основные постройки Ванброу (замки Бленхейм, Ховард). Джон Гибс (1674-1754) и классифицирующая струя s школе Рана. Биб- лиотека Рэдклифа в Оксфорде, как крупнейшая постройка Гибса.
Классицизирующее направление в архитектуре Аигли начала ХУШ века. Деятельность Берлингтона. Полемика с представителями школы Рэна. Издание Британского Витрувии", работ Палладий- и Джонса. виллиам кент (1685-1748) как наиболее крупный представитель это;е направления в творческой практике. Замок Холмам«хэлл.
Английский классицизм второй половины ХУШ веха. Участие анг- лийских архитекторов и археологов в широком,фризологичесхем обсле- довании античных памятников (издания е Баальбеке, Пальмире, Спаса-'
Ть, Пестуме, Афинах).
Роберт Адам ( 1728-1798) как крупнейший зодчий Англии конца ХУШ века. Его основные постройки (замок Кеддльстон, работы а замке Кэнвуд). Р.Адам как мастер внутренней отделка. Характер- ные приемы его работ по отделке интерьеров.
Виллиам Чемберс (1727-1796). Дворец Сомерсет в JIosdbse. Ки- тайщина в творчестве Чемберса.
Положение английской архитектуры 'в конце ХУШ века. Различие между общим развитием французского и английского классицизма в ХУШ веке. Его историческая обусловленность.
АРХИТЕКТУРА ИСПАНИИ ХУI — ХУШ ВЕКОВ
Архитектура Возрождения в Испании. Исторические предпосылки Возрождения в Испании. Возвышение королевской власти. Борьба с феодалами в ХУI в. Географические открытия и захваты конквиста- доров. Расцвет Испании в ХУ1 веке. Развитие и укрепление испан- ского абсолютизма.
Два основных этапа в развитии архитектуры испанского Возрож- дения. Отражение готики'и мавританского стиля в ранней cvasss (стиль мудехар). Стиль раннего испанского Возрождения (стиль Платереско), Устойчивость obmsx решений, идущих от готических и мавританских традиций. Внешне-декоративное восприятие новых форм. Городские сооружения как основные в период Возрождения в Испа- нии. Жилые дома и дворцовые сооружения этого.времени. Дом Су порта в Сарагоссе, дворец епископов~ в Алкала де Хенарес. Общест- венные сооружения. Портал университета в Саламанке. Сплошное по- крытие стены орнаментальными мотивами. Ратуша в Севилье (Дие- го ди Рианьо). Вопрос о ее первоначальной композиции.
Испанская архитектура второй половины ХУ1 века. Классицисти- ческое направление. Исчезновение готических и мавританских прие- мов. Теоретические обоснования нового направления.
Дворец Карла V в Гренаде (П.Мачуко). Общая схема его решения, указывающая на появление новых композиционных приемов,
Хуан де Эррера (1530-1597) и период наиболее строгого стиля'. Основание Академии в Мадриде. Издания по архитектуре (первый перевод Витрувия на испанский язык).
Дворец Эскориал под Мадридом как крупнейшая постройка Эрре- ра. Общая схема, планового и объемного решения. Совмещение двор ца и монастыря. Доминирующее значение собора во всем сооружении как отражение роли католической церкви в абсолютистской Испании ХУ1 века. Другие работы Эррера (биржа в Севилье, собор в Валья долине). Общая характеристика стиля Эррера. Применение каноничес» кого типа ордеров. Отказ от декоративной скульптуры s орнамента- ции.
Архитектура Испании ХУП и ХУШ веков. Глубокий упадок Испа- нии в ХУП веке. Резкое расхождение в положении испанской живо писи и архитектуры в этом периоде. Архитектура испанского барокко. Be плоскостной характер, перегруженность декоративными элементами - Стиль "Чуриггуэра. Собор в Сант-Яго де Компостелла, дво- рец Сан-Тельно в Севилье.
Архитектура позднего барокко в Испанки начала ХУШ века. Дом марксиза Агуаса в Валенсии, Элементы раннего классицизма в ар- хитектуре второй половины ХУШ в. (дворец в- Мадриде).
АРХИТЕКТУРА ГЕРМАНИИ ХУI-ХУШ ВЕКОВ
Архитектура Возрождения в Германии (ХУI — нач. ХУП вв.). Ис- торические предпосылки Возрождения в Германии. Крестьянская вей- на и революция в Германии. Раздробленность 'страны. Разнообразие архитектурных приемов, вызывающееся раздробленностью страны. Устойчивость готических традиций в архитектуре ХУI и начала ХУП века. Городское строительство. Дома дворянства и торговой бур- жуазии. Плановое решение (с узкими замкнутыми внутренними дво- рами, окруженными аркадами). Фасадные решения. Плоскостная об- работка многоэтажных корпусов со щипцовыми фронтонами. Baemae- декоративный подход к ордеру (дом Пеллер в Нюренберге). Ратуши. Приемы их решений. Асимметрия построения композиций..Ьащни и др. архитектурные элементы, выделяющие их среди жилых домов.За- городное строительство. Замки, их полукрепостной характер, выры- вающийся необходимостью защиты в условиях гражданских войн ХУIв. Наличие внутренних замкнутых дворов. Асимметричность решений. Замки Л Гейдельберге и Ашафвноурге.
Архитектура барокко в Германии (конеп ХУП-ХУШ вв.). Истори- ческие предпосылки барокко в Германии. Тридцатилетняя война и ра- зорение страны. Феодальная реакпля. Архитектура Германии конпл ХУП — первой половины ХУШ века. Строители:тве дворцовых,парад- но-декоративных и увеселительных сооружений и церквей.
Основные центры германского барокко, важнейшие мастера и их '.постройку. Дрезден (Саксония). Д.Пепельман. Увеселительный комп- лекс Цвингер. Декоративный подход к архитектурным формам. Зна- geaae декоративной скульптуры. Вюрцбург (Прирейнский район); Епис- копский дворец. Большая четкость и строгость общего решений при деструктивности отдельных элементов. Берлин.(Восточная Германия). А.Шлютер. Его деятельность как скульптора-декоратора а архитек- тора. Короневский дворец, памятник великому курфюрсту. Участие Шлютера в постройке Арсенала. Мюнхен (Бавария), франсуа Кювилье. Дворец Амалиенбург под Мюнхеном.
Элементы классицизма в.архитектуре Германии конца. ХУШ века.
АРХИТЕКТУРА АВСТРИИ ХУП-ХУШ ВЕКОВ
Архитектурные традиции Австрии. Венская школа архитектуры. Воздействие Италии, Франпии. Ведущие зодчие: ЛГильдебрандт и. И.Фишер. Основные здания-памятники архитектуры венского 6aper- ко: Бельведерский замок. Дворцовый комплекс Шенбрунна.
Церковное зодчество: церковь Карла Барромея в Вене.
Особенности интерьера венского барокко. Сочетание в нем эле- .ментов французского рококо и приемов итальянской архитектуры.
Угасание барочных традиций в Австрии. Черты своеобразия и под- ражательность в архитектуре австрийского классицизма второй поло-. 'вины ХУШ века.
АРХИТЕКТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ХIХ — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
Исторические предпосылки. Развитие капитализма и воздействие его на развитие архитектуры XIX века. Рост городов. Обострение противоречий между центром и окраинами. Появление новых зданий. Развитие строительной техники, применение новых строительных ма- териалов и новых конструкций. Постепенный глубокий упадок архи- тектуры как искусства. Эклектизм в архитектуре. Разрыв между основой решений (его плановой, объемно-пространственной и конст- руктивной композицией) и внешней отделкой. Использование в отдел- ке зданий элементов исторических стилей прошлого, в,их внешне-де- коративном восприятии.
Различные этапы архитектуры капитализма.
Классицизм начала ХIХ века, так наз. стиль империи как пер. вый этап архитектуры эклектизма. Классицистический облик при эк- лектическом, по существу, подходе к классическим формам. Стиль империи во франпии. Его крупнейшие мастера и памятники (Персье и фонтен - apxa на площади Каруссэль, Броньяр — Биржа, Виньон- церковь)Иагдарины, Лепер и Гондуэн - Вандомская колонна). Отдел- ка особняка Богарнэ как образец внутренней отделки этого периода.
Классипизм начала ХIХ века в Германии. Его археологический и эклектической характер. Деятельность Ф.Шенкеля и Л.Кленце.
Классипизм начала ХIХ века в архитектуре Италии, Англии, Испа- нии.
Дальнейшее развитие эклектизма. Быстрая смена увлечений раз- ными стилями» — прн сохранении общего отношения к стилям.прош- лого — лишь как к собранию определенных декоративных форм и ор- наментов.
Характерные образцы архитектуры этого периода во франдии, Анг- лии, Бельгии, Германии 'и т A.
Архитектура второй половину XIX и начала ХХ в. Появление но- вых тицов зданий, усложнение планов сооружений под воздействием капитализма. Решительный прогресс строительной техники, обусло- вивший коренные изменения в применяемых материалах и хокотрук- пиях.,Расхождение между конструктивной и художественно-эстетиче- ской сторонами архитектуры в строительстве этого времени.
Активное использование металлов — чугуна, железа - в строитель- стве ряда крупных сооружений. Хрустальный дворец в Лондоне Щж. Цэкстон), комплекс Пентрального рынка в Париже (В. Бальтрад), лондонский вокзал Кинг Кросс (Л. Кьюбит). Сооружения, возведенные к Международной Парижской выставке 1889 года — Эйфелева башня (Г.Эйфель) и Галерея машин (Дюбер и Коттансэн), их совершенная по тому времени конструкция. Появление во второй половине века но- вых прогрессивных материалов — бетона и железобетона, оказавших определяющее влияние на дальнейшее развитие архитектуры.
Возникновение в самом конце Х1Х века т.н. стиля, модерн, пре- тендовавшего на роль нового всеобщего архитектурного стиля. Про- грессивные и негативные стороны модерна. Первая, декоративно-ор- наментальная стадия модерна. Крупнейшие представители модерна- О.Вагнер (1841-1917), И«Ольбрих (1867-1908), Ван-деВельде ~.1863- 1957), их основные работы. Чикагская школа архитектуры. Архитек- тор Л.Салливен (1856-1924). Переход модерна от сложных и надуман- ных форм к более простым и конструктивным. Поздняя — конструктив- ная стадия модерна. Переплетение качественных изменений, происхо- дящих в модерне, с дальнейшими успехами строительной техники и возникшими еще ранее тенденциями в сторону активного использова- ния новых строительных материалов.
Творчество передовых архитекторов начала ХХ века — француз- ских мастеров Тони Гарнье (род. 1868) и Огюста Перре (1874-1954), голландского мастера Х.П.Берлаге (1856-1934), австрийского А.Лооса (1870-1933), немецкого Петера Беренса...(1868-1940) и американского Франка Ллойда Райта (1869-1959). Главные их произведения. Проект "Промышленного ropoaa Т.Гарнье. Первый железобетонный жилой дом, построенный О.Перре. Биржа в Амстердаме — Х.Берлоге. Промышлен- ные сооружения, построенные П.Беренсом.
Работа Ф.Л.Райта в области зданий коттеджей-юсобнякового типа. Райтовский "стиль прерий". Здания компании Ларкин" в Буффало и дом Мартина в Иллинойсе — Райта. Двойственность творческой тео- рии и практики этого архитектора.
Разработка градостроительных проблем как следствие необходим- ости смягчить сильнейшие противоречия, обнаружившиеся в процессе роста капиталистических городов. Идея создания городов-садов, раз- работанная Э.Говардом. Строительство опытного города Лечуорта близ Лондона. Непреодолимые препятствия на пути радикального решения вопросов градостроительства в условиях капитализма.
Мировая война 1914-1918 годов. Резкое сокращение и превращение строительства. Разрушение городов и населенных мест.
Преобладание в восстановительном строительстве темы жилой ар- хитектуры. Создание небольших городов-спутников и поселков с за- стройкой их преимущественно малоэтажными домами.
Архитектурная школа Баухауза в Дессау (Германия). Функциона- лизм баухаузцев. Черты формализма в их теоретических положениях. Деятельность Вальтера Гроцпиуса, Бруно'Таута Миз-ван-дер-Роэ.
Эрих Мендельсон >,188~-1953). Поиски экспрессивной "романтичной архитектуры, переплетающиеся в его творчестве с воспроизведением форм модерна. Башня Эйнштейна в Потсдаме.
Франпузская архитектура второй половины 1920-х и 1930-х годов. Творчество О.Пение этого периода. Активное применение им железо- бетонных конструкций. Здание Государственного хранилища мебели (Гард-мебель) и другие сооружения. Творческий путь Ле Корбюзье (род.1887), Его основные сооружения 1820-30-х годов: виллы в Гар- ше, в Пуасси, поселок «Пессак». Конкурсный проект Дворца Лиги на- ций в Женеве. Корбюзье -. лидер французско конструктивизма, 5 те- зисов Корбюзье. Элементы формализма в его творчестве. Градостроительные установки Корбюзье; книга «Урбанизм». План «Вуазен» - план перепланировки центральной части Парижа. Невозможность его реализации. Проект «Лучезарного дома» в Марселе.
Американская архитектура периода после Первой мировой. войны, Дальнейшие работы Ф.Л.Райта. Строительство в городах Америки вы- сотных зданий - небоскребов. Здание Эмпайрстейт билдинг. Рокфел- леровский центр. Анализ их архитектуры.
Вторая мировая война. Ее разрушительные последствия. Попытки восстановления городов. Возобновление жилищного строительства в Лондоне, Стокгольме, Хельсинки и других городах. Возникновение жи лых городков с разнообразным размещением жилых корпусов различ- ной этажности, с павильонами обслуживающих учреждений, благоуст- ройством. Разработка наиболее рентабельных типов односемейных квартир. Ограниченность размеров нового жилищного строительства. Высокая квартирная плата, типичная для капиталистических стран.
Космополитический, вненациональный в целом характер архитекту- ры Запада, особенно типичный для строительства в Соединенных Шта- тах Америки. Здание Секретариата ООН в Ныо-Йорке (арх.Гаррисон), Проект «Дома Миля» Ф.Л.Райта. Архитектура «органического стиля», получившая распространение в Италии. Появление по окончании Вто- рой' мировой войны новых течений, связанных с поисками националь- ных архитектурных приемов и средств.
«Неоэмпиризм» в архитектурно-строительной практике Швеции, Фин- ляндии, Англии. Использование местных «национальных» строитель ных материалов — кирпича, дерева и др. Творчество архитектора. А.Аалто (род 1888). Его основные произведения. Дом культуры рабочих орга- низаций в Хельсинки (1858).. Положительные и отрицательные сторо- ны «неоэмпиризма».
Национальные. черты новой архитектуры)Лексики. Использование мастерами традиций мексиканского монументального искусства. Уни- верситетский городок в Мехико.
Новая архитектура Бразилии. Строительство столицы — города Бразилиа. Проявлеййе формалистических черт наряду с поисками но- вых архитектурных средств, определяемых климатическими, националь- ными и другими факторами.
Строительство города Пенджаб (Индия) по проекту Корбюзье. Вве- дение Корбюзье национальных индийских архитектурных форм.
Строительство в странах Западной Европы.-Современная архитек- тура чранции. оо~стай56ление Гавра (арх. О.Перре), Дом Юнеско в Париже (арк. М.Брайер, П.Нерви, Б.Зерфусс). Прогрессивный опыт архитекторо
|