Русская деревянная архитектура: культовое зодчество. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская деревянная архитектура: культовое зодчество.



Культовая архитектура.Клетский тип церквейВ соотвествии с канонической схемой в основе церкви простейшего типа лежит сочетание трех срубов(клетей):большего центрального-для самой церкви и двух меньших для притвора(сеней)на запад и алтаря(апсиды)на восток.Каждый сруб перекрывался высокой двускатной высокой кровлей с главой и крестом,выделявшими церковь из других строений. Такой тип храма носил название клетского.Сходство клетских храмов с жилыми и хозяйственными постройками свидетельствует об ихконструктивном сходстве.

Время сохранило лишь несколько древних клетских церквей.Одна из них-церковь Лазаря из Мурмонского монастыря на Онежском озере(ныне в музее «Кижи»),срубленная в в 16 веке. Небольшая по размеру)длина 9 м.,ширина 4м,высота5,5м),она состоит из двух рубленных клетей(собственно церкви и алтаря)и каркасных тесовых сеней.Точность пропорций,изящность повалов и пластичность немногочисленных резных деталей ставят эту небольшую постройку в ряд шедевров деревянного зодчества. Клетский тип церкви был широко распространен в 17-18 вв.,особенно на землях Центральной Руси.

 

Нередко в древности применялся вариант завершения клетской церкви в виде крещатой бочки,также служившей основанием для главы(клетская церковь Преображения(1707г.)в с.ЯнидорПермской обл.)

Также для обогащения силуэта,но уже посредствам приема повтора устроена кровля часовни Михаила Архангела из д. Леликозеро в Заонежье(18в ныне часовня находится в музее «Кижи»)

 

Церкви рубленные восмириком.Необходимость увеличения площади храмов привела к появлению новых плановых приемов,позволяющих увеличивать площадь при сохранении длины бревен,Но не только утилитарные требовния ускоряли поиск новых форм-искало новые образы и христианство,пришедшее на смену язычествуТак появились церкви,рубленные восьмиреком.В результате родилась восьмириковая церковь с четырьмя прирубами или как называли ее в старинку «круглая о двадцати стенах»

Шатер.Логика перекрытия восьмистенных срубов привела к появлению шатра.Этот тип храма получил широкое распр.,став одной из национальных форм русской архитектуры. Литописцы дали точное наименование -церкви«деревяна вверх»Шатровые деревянные храмы сыграли решающую роль в становлении новых национальных форм русской каменной архитектуры 16 в. Они возводились до конца 17 в,несмотря на то что реформы Никона запрещают одноглавный шатер,как отвечающий церковному чину,т.е. пятиглавию В шатровых храмах олицетворяорись и устремленность вверх,к богу,и воплощение мечты о высоте как идеале красоты.В городах и селениях они служили главными сооружениями,где решались также многие важные вопросы,они являлись ориентирами,по которым издалека узнавалось селение.

Шатровые храмы.Шатровые восьмерики.-храмы –башни,рубленные восьмириком «от низу,до верху»Их сохранилось до нашего времени относительно немного.Все они были выстроены «по старинке»т.е. верхние части(шатры,шеи,главы)были также рубленные («в реж») и,следовательно,имели грани.Гармонический строй и пропорции из них глубоко индивидуальны.Образной выразительности восьмириковых шатровых храмов способствует:1)слияние конструктивной и композиционной лотгики;2)акцентирование высоты и монументальности;3)симметрия всех объемов относительно продольной оси;4)постепенное повышение внутренних помещений храма по мере движения;крыльцо-гульбище-трапезная-притвор-собственно церковь,завершавшаяся расписным иконостасом с ярусными икон,которые освещают через боковые окна.

Крещатые церкви.Позднее получили распространение крещатые в плане церкви,что также позволяло увеличить их площадь. Восьмерик ставился на среднюю квадратную часть крещатой церкви. Успенская церковь в с.Варгуза (1674) интересное композиционное решение крещатого храма имеет Успенская церковь в с. Варзуга (1674 г.)— одном из древних поселений на Кольском полуострове (Терский берег Белого моря). Здесь на центральный квадрат крещатого сруба (рис. 1.43) поставлен четверик, на котором возвышается невысокий восьмерик, крытый шатром. Ветви «креста» перекрыты насаженными одна на другую бочками. Верхние из них примыкают к стенам восьмерика и повторяют кокошники, поставленные на углах четверика. Внизу с трех сторон на консолях к церкви примыкает галерея с тремя крыльцами.Идея взлета вверх в архитектуре церкви с. Варзуга блестяще разрешена: от низкой, словно прижавшейся к земле галереи взгляд как бы бежит по ступеням — ярусам бочек-кокошников и затем подхватывается вертикалью шатра. Этот выразительный композиционный прием, разработанный, видимо, в более ранний период, был применен и в каменном зодчестве, в частности в церкви с. Коломенского под Москвой.Примером безтрапезного столпообразного храма такого типа является церковь Димитрия Солунского в с. Верхняя Уфтюга на реке того же названия в бассейне Северной Двины (Красноборский район Архангельской обл.), срубленная в 1784 г. (рис. 1.45). Высокий четверик органично переходит в восьмериковый сруб, завершенный мощным шатром с небольшой главкой.Прием восьмерика на четверике позволял, сохраняя традиционную вертикальность основного объема храма (вертикальная ось), легко пристраивать к четверику крупные горизонтальные объемы трапезных, удлинявшие храмы по второй горизонтальной оси («кораблем»). К таким храмам относится Петропавловская церковь в с. Пучу га на Северной Двине, срубленная в 1698 г. (не сохранилась). Красота ее внешнего лишенного декоративных деталей облика заключалась в безупречной пропорциональности всех объемов, слагавших вертикальную и горизонтальную части постройкиИнтерьеры церкви, решенные в контрасте с ее суровым внешним обликом,— одно из высших достижений русского деревянного зодчества.Поднявшись по крыльцу и пройдя сени — притвор, попадали в квадратную в плане просторную трапезную. Средняя балка — матица перекрытия — поддерживалась двумя массивными резными столбами. Вдоль стен трапезной стояли лавки с резной опушкой. По оси трапезной находился вход в церковь в виде двойного портала, украшенного резьбой и росписью.Длинные окна-прорези (чтобы находящиеся в трапезной могли слышать службу) были также украшены резьбой и кованой решеткой. После широкой и низкой трапезной высокий объем церкви казался еще выше благодаря двум стройным резным столбам, поддерживавшим вторую матицу. За ними находился тяб-ловый иконостас с ярусами икон, освещенных четырьмя окнами.Храмы рассматриваемого типа имели множество различных вариантов и возводились народными зодчими многих местных школ. прионежская школа), характерно дву- и даже трехкратное уширение срубов по высоте, т. е. устройство двух-трех повалов. Выдающимся архитектурным произведением этой школы является Успенская церковь в с. Кондопога, срубленная в 1774 г. на берегу Чупа-губы Онежского озера (Кондопожский район КАССР). Оживленная хозяйственная деятельность этого села, стоявшего на торговом пути из Заонежья в Петербург, создала во второй половине XVIII в. экономические предпосылки для строительства столь значительного сооружения. К тому же Кондопожский храм был памятником погибшим во время Кижского восстания 1769—1771 гг.Естественным основанием для храма послужил гранитный полуостров Высокий четверик на подклете завершается повалом, на котором стоит восьмерик, имеющии два повала и перекрытый шатром. Средний повал восьмерика украшен фронтонным тесовым поясом, который не только декоративен, но уместен и функционально — он отводит со сруба потоки косого дождя. Тройное уширение столпа храма кверху, создающее ощущение его взлета, также оправдано функционально-оно отводит падающую с карнизов воду как можно дальше от нижних венцов сруба.в Успенском храме явно преобладает основная идея сооружения — вертикаль, контрастирующая с горизонталями берегов и островов озерного ландшафта. Все элементы композиции храма как бы помогают взлету основного столпа, начиная с высокого сруба апсиды, обращенной к селу, и кончая гармонией восьмерика с двойным повалом и высокого шатра. Не мешает этому ощущению и большая по объему трапезная, статичности которой противопоставлены два легких консольных крыльца; их входы, вопреки обычаю, обращены на восток — к селу. Успенский храм в Кондопоге, вобравший в себя черты, присущие классическим архитектурным произведениям, такие, как конструктивная логичность и художественно-образная выразительность, можно по праву отнести к вершинам русского зодчества.

Шатер на крещатой бочке.Поиск народными зодчими силуэтной и объемной выразительности храмов привел к появлению в XVII в. еще одной своеобразной школы в шатровом культовом зодчестве. Ею был создан тип церкви, крытой крещатой бочкой, в которую врубался восьмигранный шатер. Такое покрытие носило название «шатер на крещатой бочке». Помимо своеобразия силуэта, эго покрытие позволяло выполнять узаконенное к тому времени (после реформ патриарха Никона в 1650-х годах) пятиглавие и вместе с тем сохранять традиционную и ставшую национальной форму завершения храмов шатром.Михаила Архангела, срубленная в 1686 г. В ней, как и в церкви с. Пучуга, имеются две композиционные оси — горизонтальная и вертикальная (рис. 1.51). Высокий четверик церкви завершен своеобразной, вытянутой кверху крещатой бочкой с восьмискатным шатром. Интересно отметить наклон глав(на крещатой бочке и на апсиде) в сторону шатра. Это одна из многочисленных зрительных поправок — так называемых курватур, вносимых народными зодчими при возведении построек. В данном случае наклон глав к шатру способствовал созданию слитного и выразительного силуэта храма. Горизонтальная часть его композиции состояла из двухвсходного с бочечным завершением крыльца, каркасно-рубленых сеней и отапливаемой «по-черному» обширной трапезной. Нарастание этих объемов, согласованных с почти двухметровым повышением рельефа, создавало ритмичный переход к вертикали, зрительно увеличивая и без того немалую (42,5 м) высоту храма.

Многошатровые храмы.Сооружение храмов этого типа, сохранившихся с концаXVII в., было вызвано все тем же стремлением к большей живописности и выразительности силуэта общественных зданий. Так, в Воскресенской церкви в с. Селецкое на р. Емце (Холмогорский район Архангельской обл.), срубленной в 1673 г. восьмериком с четырьмя прирубами, южный и северный прирубы увенчаны шатрами на невысоких восьмериках, вторящими основному шатру.Вертикали шатров как бы подхвачены тремя сильно вытянутыми вверх апсидами, завершенными бочечным покрытиемИной композиционный прием применен в Успенском соборе (г. Кемь), поставленном в честь победы над шведами в 1714—1717 гг. Собор состоит из трех отдельных шатровых церквей, с трех сторон примыкающих к обширной трапезной, крытой на два ската. Вынесенные вперед шатровые приделы как бы подхватывают ступенчатое повышение собора, начинающееся от двухвсходного крыльца и завершающееся вертикалью центрального столпа (рис. 1.53).В XVII в. появилась еще одна форма завершения храмов — кубоватая, очень устойчивая при ветровых нагрузках;кроме того, благодаря своим криволинейным очертаниям она вносила гармонию в силуэты общественных зданий. Куб обычно венчал квадратный в плане сруб и завершался одной либо (после запрета одноглавия) пятью главами.Кубоватых покрытий, завершенных пятиглавием, сохранилось значительно больше Высокий четверик с крутыми повалами Вознесенской церкви старинного поморского села Кушерека срубленной в 1669 г., завершен своеобразно решенным пятиглавием — основанием каждой главы служит крещатая бочка. Сочетание округлых контуров глав и бочек с выразительным профилем куба создает пластичное и красивое по силуэту завершение храма

Ярусные храмы.В XVII—XVIII вв. были также распространены так называемые ярусные храмы, завершавшиеся несколькими уменьшающимися срубами, поставленными друг на друга. Особенно часто строились такие церкви после запрещения шатров, ибо ярусная форма позволяла сохранить столь полюбившуюся пирамидальность храмов и одноглавое завершение, формально не нарушая запрета. Но есть основание полагать, что ярусные церкви рубились и в более ранний период развития русского деревянного зодчества, особенно в центральных областях Руси.

Предтеченская церковь б. Широковского погоста на оз.Вселуг

Многоглавные храмыРусские летописи отмечают многоглавие древнейших деревянных соборов Руси: Новгородской Софии «о 13 версех»срублена в 989 г., сгорела в 1045 г.) и Киевской Софии, сгоревшей в 1017 г. и восстановленной уже в камне, видимо, по традиции, 13-главой. Увеличение числа глав (более пяти) для придания большей декоративности наблюдается во второй половине XVII в. в храмах с различными формами завершений.

Ярусные многоглавные храмы.многоглавые храмы, в основе объемного построения которых лежит ярусный принцип. Характерный вариант многоглавого венчания восьмерика, стоящего на четверике, представляет Покровская церковь (1764 г.)

И, наконец, рассмотрим многоглавые церкви, объемная композиция которых была разработана в начале XVIII в. на основе традиционного восьмерика с четырьмя прирубами или двадцатистенного сруба. Храмов такой композиции, возведением которых, по существу, завершалось развитие русского деревянного храмового зодчества, мы знаем два. Первым по времени сооружения является Покровский храм с. Анхимово б. Вытегорского погоста (Вытегорский район Вологодской обл.), срубленный в 1708 г. (не сохранился). Эта постройка — один из немногих памятников народного деревянного зодчества, имена строителей которой известны. Плотницкая артель, рубившая церковь, состояла из 75 плотников (из них 12 женщин) во главе с опытными мастерами Невзоровым и Буняком (обоим к тому времени исполнилось по 80 лет). Не лишено оснований предположение о том, что зодчими Преображенской церкви б. Кижского погоста — второго храма того же типа (рис. 1.61), срубленного через шесть лет, в 1714 г., могли быть те же мастера. Косвенным подтверждением тому служит то обстоятельство, что все композиционные недочеты Покровской церкви блестяще исправлены в Преображенской. При взгляде на многоглавую пирамиду Преображенской церкви в Кижах становится ясно, что в этом сооружении слито воедино искусство северных русских древоделов.Первые два яруса (восемь глав) образуются путем ступенчатого (подобно Климентовской церкви в с. Уна, рис. 1.41) перекрытия двумя бочками каждого из четырех прирубов. Третий ярус (восемь глав) образован бочечным завершением всех восьми сторон основного восьмерика. Четыре главы четвертого яруса размещены на бочках, примыкающих ко второму восьмерику. И, наконец, всю композицию 22-главого храма венчает центральная глава, стоящая на втором восьмерике. На диагональных гранях основного восьмерика на уровне верхних бочек, перекрывающих прирубы, размещены декоративные кокошники, вторящие ритму бочек второго яруса.Несмотря на сложность объемного построения, Преображенская церковь представляет собой монолитный и четкий по силуэту пирамидальный объем, лучше всего воспринимаемый с дальних расстояний и весьма уместный на древнем торговом пути среди просторов Онежского озера. Этой основной идее сооружения подчинены и пропорции, и ритм, и меняющиеся размеры бочек и глав по ярусам. Вместе с тем при ближнем восприятии сложная многоглавая композиция храма, беспрерывно меняющаяся по мере движения, полностью отвечала стремлению к декоративности, свойственному тому времени. Появление этого храма-памятника, несомненно, связано с подъемом, вызванным победами России в Северной войне, покончившими с притязаниями шведов на северные русские земли. Преображенский храм в Кижах — одно из величайших достижений русской и мировой архитектуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.185 (0.007 с.)