Билет №12.Творчество Андрея Рублева.Строение русского высокого иконостаса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №12.Творчество Андрея Рублева.Строение русского высокого иконостаса.



современник Андрей Рублев, величайший русский живописец средневековой Руси, родился в 1360-е годы или 1370-е годы, скончался около 1430 г. Его судьба тесно связана с двумя обителями – Троице-Сергиевой и московской Андрониковой. В первой из них он был «в послушании» у преемника Сергия Радонежского – игумена Никона; вероятно, работал в иконописной мастерской. Затем перешел в Москву, и здесь расписывал, вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца, Благовещенский собор в Кремле (в летописях известие об этом – под 1405 г.; это – первое упоминание о нем). Три года спустя он, уже в содружестве с близким ему Даниилом Черным, трудится над рукописями Успенского сбора во Владимире. Следующие его творения – фрески и иконы Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (середина 1420-х годов), в конце жизни – фрески Андроникова монастыря.

Рублеву или его ученикам приписывают и другие работы, например, в Звенигороде к западу от Москвы – росписи алтарных столбов Успенского собора на Городке, алтарной преграды Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Предания говорят и о многих других фресках и иконах, как будто им же написанных. Но это весьма проблематично. Во всяком случае нельзя не видеть, что имя Рублева, его мастерство приобретали большую популярность, которая сохранилась и в более поздние времена.

Самое прославленное произведение Рублева – «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Образы трех ангелов, явившихся Аврааму, написаны в благородных античных традициях, с безупречной изящностью, мягкостью, лиризмом. В иконе проявился истинно национальный русский гений – ее гармоничность, нежность, прозрачность красок, поэтичность и душевность отразили лучшие черты национального характера, лиричность русской природы. То же можно сказать об иконе «Спас» из Звенигорода и других работах гениального мастера. Простота, ясность, мягкость красок, образов, идеи мира, гуманности, источаемые его иконами и фресками, делают творения Рублева высочайшими образцами живописного мастерства, национального духа русского народа эпохи собирания земель вокруг Москвы, открытой борьбы с Ордой, складывания великорусской народности15.

Иконы и фрески Рублева, он сам упоминаются в летописях. Иконы его дарили друг другу знатные люди. А стоглавый собор 1550 г. постановил: «Писати иконописцем иконы… как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы».

Писание икон в ХV в. стало занятием многих людей, и они широко распространялись по всей Руси. Их сюжеты оставались традиционными – сцены и персонажи Ветхого и Нового Завета. Но нередко появляются и светские мотивы. Мастера пишут на иконах природу, городские здания и, что еще интересней, реальных людей. Так, на иконе «Молящиеся новгородцы» изображены боярин и его семья, всего девять фигур. На другой – новгородцы и суздальцы той поры, когда они сражались друг с другом на Ждане горе (1135). Иконопись Новгорода ХV в. переживала расцвет; она привлекает яркостью красок, точной и тонкой прорисовкой фигур. На выставочной стороне храма располагается высокая алтарная преграда - Иконостас.

Высокий иконостас сложился лишь к ХV-XVI в., до этого алтарная преграда была низкой, иконы же помещались в разных частях храма. К XIX в. иконостас состоит из пяти ярусов (может быть и больше).

Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.

Схема высокого иконостаса:
13, 11, 10, 12, -местный ряд (иконы, царские врата, дьяконские двери).
4 -праздничный ряд
5 -деисусный (апостольский) ряд

3- пророческий

2- праотеческий

1- распятие

1 ряд (снизу) - МЕСТНЫЙ с царскими вратами.На царских вратах изображаются 4 евангелиста и Благовещение, над царскими вратами- Тайная вечеря. По бокам царских врат- справа: Спас, рядом с нам храмовая икона; -слева Богоматерь, рядом икона особо чтимого святого. Северные и Южные двери- дьяконские.

2 ряд - ПРАЗДНИЧНЫЙ. В нем изображаются 12 праздников (слева на право): Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица, Успение Богоматери, Воздвижение Креста (могут быть и др. праздники и страсти).

3 ряд - ДЕИСУСНЫЙ (деисис - моление, греч.). В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

4 ряд - ПРОРОЧЕСКИЙ. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.
5 ряд - ПРАОТЕЧЕСКИЙ. Располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.

Венчает иконостас РАСПЯТИЕ(резное и живописное). Могут быть и дополнительные ряды: ЦОКОЛЬНЫЙ, ПЯТНИЧНЫЙ.

В древних иконостасах ряд икон устанавливался (крепился) между горизонтальными деревянными брусами - ТЯБЛАМИ. Лицевая поверхность брусов могла быть расписана растительным орнаментом. Тябловый иконостас после ХVII в. сменяет более сложный тип - резной иконостас с системой горизонтальных и вертикальных членений, обильно украшенных деревянной резьбой, лепниной, металлическими ажурными пластинами (литыми, прорезными и т.д.), цветной фольгой и т.д.

Горизонтальные членения - Это архитектурные "обломы" сложного профиля - межъярусные карнизы, архитравы (перекладина над колоннами одного ряда), архивольты (обрамление арка), фризы (декоративные обрамляющие полосы), фронтон.

Вертикальные членения - колонны (колонки), пилястры, полуколонки, обильно украшались резьбой (колонны и пилястры канелированные) типа: диагональных, полуваликов, "алмазный" руст, виноградная лоза с кистями, В XVII-ХVIII вв. под влиянием барокко декор иконостасов значительно усложняется. Деревянная резьба, как правило, левкасится и покрывается позолотой или серебром (по полименту) в разной технике (сочетание полированных поверхностей, с матовыми, позолоты и серебрения вместе (рядом), подцветка золота и серебра цветными лаками).

В XIX в. используют все эти техники очень широко. Часто на фризах помещают также накладки в виде драгоценных, камней разного цвета, формы и огранки.

 

Билет №13. Русская культура конца 15-16 веков.

Общая характеристика эпохи

Процесс складывания единого централизованного государст­ва отразился и на развитии русской культуры. Были утрачены многие особенности развития местных культурных традиций. Исчезли целые иконописные школы, как это случилось, напри­мер, с тверской иконописью.

Искусство XVI в. тесно связано с интересами государства. В царствование Ивана IV государство стало непосредственно контролировать искусство. Подобные меры, безусловно, наносили вред искусству, поощряя ремесленничество и бездумное повторе­ние «образцов». Вторая половина XVI в. оказалась неблагоприят­ной для развития русской культуры. Из-за кризисов внутренней и внешней политики, а также бедствий конца XVI в. многие куль­турные процессы уходят вглубь и заявляют о себе вновь только в следующем столетии.

Наука и грамотность

В этот период на Руси развивается грамотность. Знание пись­ма и счета требовалось во многих отраслях деятельности. Берестя­ные грамоты Новгорода и других центров, различные памятники письменности (летописи, повести и т. д.), надписи на ремеслен­ных изделиях говорят о том, что грамотные люди никогда не пе­реводились на Руси. Состоятельные люди вели письменный учет в своих хозяйствах; от XVI в. сохранились различного рода учет­ные книги. Появились руководства по:

1) грамматике;

2) арифметике;

3) лечению травами (азбуковники, травники и др.). Накапливались:

 

1) практические наблюдения;

2) знания по строительной технике (необходимы были при воз­ведении зданий);

3) знания по динамике (расчеты дальности полета камней,ядер).

Круг географических знаний расширяли русские путешест­венники. Они оставили описания своих странствий. Таковы куп­цы В. Позняков, Т. Коробейников (святые места, 2-я пол. XVI в.). Русские люди, проникавшие на север, в Сибирь, составляли опи­сания, «чертежи» новых земель; послы — статейные списки со сведениями о зарубежных государствах.

Обзор всемирной истории давали «Хронографы» XV—XVI вв., которые прославляли деятельность князей, иерархов церкви, при­численных к лику святых, а также «Жития» (Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и др.).

Имели хождение переводные литературные сочинения; из них, а также различных сборников, образованные русские люди чер­пали мысли, изречения Демокрита, Аристотеля и других филосо­фов и писателей.

Быт и общественная мысль

В сочинениях религиозных вольнодумцев-еретиков XVI в. проповедуются смелые суждения о необходимости «дешевой» церкви, бессмысленности церковных таинств, икон. Оспари­ваются тезисы о троичности Бога, непорочном зачатии. Провозгла­шается равенство людей, народов, вер. Эти реформационные, гуманистические в основе своей идеи были задушены в начале и середине XVI в.

Примечательная черта XVI в. — расцвет публицистики. Важ­нейшие вопросы общества становятся предметом широкого об­суждения не только церковных, но и светских авторов, которые развивают идеи:

1) централизации;

2) усиления великокняжеской и царской власти;

3) роли церкви;

4) о положении крестьянства и др.

В середине и 3-ей четверти века выступает со своими сочине­ниями целая плеяда публицистов. И. С. Пересветов осенью 1549 г. подал предложения о проведении реформ молодому царю Ивану IV Грозному.

Ермолай-Еразм, противник нестяжателей и еретиков, предла­гает облегчить положение крестьян. Особенно ярко эту мысль он выразил в своем трактате «Благохотящим царем правительница и землемерие». Из убеждения в необходимости «праведного стяжания» (т. е. прибыли) исходит Сильвестр, духовник царя. Идеи эти развиваются и на страницах «Домостроя» (говоря современ­ным языком — домоводства) — своде житейских, моральных пра­вил, поучений, который он редактировал. Самые выдающиеся публицисты опричной поры — царь Иван Грозный и его оппо­нент князь Андрей Курбский. Князь, бежавший из России в Литву от репрессий, развязанных мнительным и жестоким царем, раз­облачает его поведение, террористические методы правления. Царь, упрекая Курбского за измену, исходит из принципа: мило­вать, мол, своих подданных-холопов царь волен, да и казнить тоже. Его оппонент, не приемля царской «лютости», считает, что монарх должен править вместе с «мудрыми советниками», слу­шать их, а не быть неограниченным самовластцем-тираном. Они относятся к государству как к творению божественному. Правда, делают они из этого противоположные выводы. Иван — о праве на самовластие, Курбский — о долге государя заботиться о своих под-данных.

В «Сказании о князьях Владимирских» обосновывались важ­нейшие идеи официальной доктрины самодержавия, а род мос­ковских государей возводился к «Августу Кесарю».

Вопрос о характере власти обсуждался в полемике иосифлян и нестяжателей. Нил Сорский (лидер нестяжателей) участия в по­лемике не принимал, но его ученик, бывший опальный князь Вас-сиан Патрикеев, уделял ей большое внимание.

Второй своеобразной академией в Москве был кружок мит­рополита Макария. Из его среды, в частности, вышло такое мону­ментальное собрание древнерусской литературы, как «Великие Четьи минеи».

Идеология православной церкви разрабатывалась в таких публицистических произведениях, как послания старца Пскова-Печорского монастыря Филофея (в 20-е гг.), «Повесть о новго­родском белом клобуке», время создания которой ряд исследова­телей относит еще к XV в. В этих произведениях проповедуются идеи греховности всей католической веры и роли России как единственного центра истинного христианства после падения Константинополя в 1453 г. «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1079; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.015 с.)