Билет №2 Язычество древних славян 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №2 Язычество древних славян



Билет №2 Язычество древних славян

История Древнерусского государства началась задолго до при­нятия христианства. Христианская культура Руси основывалась на языческом пласте культуры.

Самые ранние сведения о ревнерусской культуре содержат­ся в «Повести временных лет» — первой значимой общерусской летописи. Там зафиксировано, что князь Владимир Святой хотел создать общерусский языческий Пантеон богов.

Главный бог руссов — Перун-громовержец. Считалось, что он обитал на возвышенных местах, изображался как всадник и имел атрибуты — гром и молнию, топор. «Скотий бог» Велес также за­нимал важное положение (скот в те времена отождествлялся с день­гами). Погодой управляли Стрибог (бог ветра) и Даждьбог (бог солнца). Немалое значение имело женское божество — Мокошь-прядильщица — богиня судьбы (нить — судьба). Самый веселый и разгульный бог — бог плодородия Ярило.

Постепенно складывался эпос. Его сюжеты сохранились в ос­новном в былинах, записанных много веков спустя («Михайло По­ток», «Дунай», «Вольга и Микула», о богатырях Добрыне Никити­че и Илье Муромце).

Важнейшим признаком культуры является, несомненно, ис­кусство строительства, т. е. архитектура. Недаром говорят, что ар­хитектура — это душа народа, воплощенная в камне. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие мо­лельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве рус­ский человек прежде всего, как и народы, жившие рядом с восточ­ными славянами, выражал свое восприятие красоты зодчества, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окру­жающей природой. Если деревянная архитектура восходит в ос­новном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской.

Подобного перехода Западная Европа не знала, так как из­древле строила и храмы, и жилища из камня. К сожалению, древ­ние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных соору-жениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской дере­вянной архитектуры была характерна многоярусность строений, ув­енчивание их башенками и теремами, наличие разного рода при­строек — клетей, переходов, сеней. Затейливая резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Языческая Русь знала живопись, скульптуру, музыку, — но в ис­ключительно языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульп­туры языческих богов, духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые за­тем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струн­ных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ.

Около полутора столетий (9-10вв) Киевская Русь была государством с языческой системой, нередко противостоящей проникновению христианства. В эпоху Святослава, в связи с войнами с Византией, христианство стало гонимой религией, а язычество было реформировано и противопоставлено проникавшему на Русь христианству. Действительность требовала какого-то упорядочения первобытной языческой религии с её племенными культами и приведения её в соответствие с новым уровнем государственной жизни.

Наиболее полно сведения о славянском пантеоне богов представлены в восточнославянских источниках, описывающих время правления в Киевской Руси князя Владимира Святославовича, или Владимира - Красно Солнышко. Языческие верования при нем превратились в единую государственную религию, а языческие божества были расставлены в порядке их старшества и каждому из них были условно противопоставлены античные боги и христианские святые, также были оформлены лики и функции богов.

ПЕРУН. Глава княжеского пантеона, русский Зевс-громовержец, выдвинувшийся на первое место в условиях военных походов на Балканы в 4в. и в процессе создания государственности Киевской Руси 9-10вв. как покровитель воинов, оружия, войн. После христианизации уподоблен пророку Илье.

СТРИБОГ - Род - Святовит - Сварог ("Небесный"). Древнее первенствующее божество неба и Вселенной, "бог-отец". Уподобен христианскому богу-творцу Савоафу. В греческой мифологии ему приблизительно соответствует Уран.

ВОЛОС (Велес) - бог скота, торговли и богатства. По преданию, Велес - сын Рода и Коровы Земун, то есть он является древним, хтоническим богом. С переходом к скотоводству этот бог становится покровителем домашнего скота («скотий бог»), по-прежнему сохраняя свои древние функции.

Кроме того, Велес считается покровителем волхвов.

ДАЖЬБОГ - Солнце - сын Сварогов. Древнее божество Природы, солнечности, "белого света", податель благ. Полностью соответствует античному Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну. Дажьбог и Стрибог оба были небесными богами.

МАКОШЬ. Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней служат "вилы" - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к греческой Деметре ("Земле-матери") и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим "рогом изобилия".

СЕМАРГЛ. Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей. В более широком смысле - символ "вооружённого добра". Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Имел прямое отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой.

ЯРИЛО - бог любви и веселья. Имя данного бога связано с представлениями о весеннем плодородии: со словами «весна», «хлеб», «плодородие», «молодость».

ХОРС. Божество солнечного светила. Представлял собою некое неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса связаны ритуальные "хороводы" и русское наречие "хорошо" - "солнечно". Отношение Хорса к Дажьбогу можно определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном у греков.

Немного подробнее остановлюсь на культе Перуна. В VIII - X веках происходит возвышение культа Перуна. Пpи введении хpистианства в Киеве все остальные кyмиpы были повеpжены и изpyблены или сожжены, а идол Пеpyна под наблюдением эскоpта из 12 дpyжинников был сплавлен по Днепpy вплоть до самых днепpовских поpогов, ниже котоpых он был выбpошен волнами на берег.

 

Билет №3 Образование Древнерусского гос-ва.Первые Рюриковичи.

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь. Для феодального строя характерно: 1) сельское хозяйство; 2)земельное хозяйство; 3) крестьянство; 4)натуральное хозяйство. К середине IХ века у восточных славян сложились предпосылки государственности. Возникли крупные союзы племен. Особенно значимыми были племенной союз во главе с полянами с центром в Киеве и племенной союз во главе с ильменскими словенями с центром в Новгороде. «Повесть временных лет» содержит легенду, согласно которой новгородцы пригласили из-за моря варягов, как называли на Руси выходцев из Скандинавии (в Западной Европе их называли норманнами). Пришли три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус в Белоозере, Трувор в Изборске. Преемник Рюрика Олег в 882 году совершил поход на Киев и объединил восточнославянские племена в единое государство. Так возникла Киевская Русь. Эта легенда дала основание для возникновения норманнской теории происхождения Древнерусского государства, согласно которой государственность славянам принесла варяги, так как сами они были не способны к самостоятельному историческому творчеству. В противовес норманнской возникла антинорманнская теория, отрицающая роль внешних сил в образовании государства и объясняющая этот процесс как результат внутреннего развития славянских племен.

Действительно, присутствие варягов среда восточных славян, их служба славянским князьям являются доказанным фактом. Но варяги были малочисленны и не могли оказать существенного влияния на социально-экономические и политические институты восточных славян, их язык и культуру. Государству нельзя научить. Оно может возникнуть только в результате разложение родового строя и формирования классовых отношений. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Да и сама личность Рюрика вызывает споры среди историков. Есть точка зрения о его славянском происхождении.

С объединением Северной и Южной Руси в единое государство его столица была перенесена в Киев, откуда и пошло название Киевская Русь. В IХ – ХI веках это было раннефеодальное государство. Эта стадия развития общества характеризовалась, с одной стороны, формированием феодальных отношений, а с другой, сохранением пережитков родового строя и рабовладельческого уклада.

Во главе государства стоял великий князь. Он опирался на дружину. Старшие дружинники – бояре были ближайшими советниками князя во всех важных вопросах. Сохранялась еще роль народного собрания – вече, совета старейшин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен. Сбор дани назывался полюдье.

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина - имение, передающееся по наследству от отца к сыну. Владельцем вотчины был князь или боярин. Население, зависимое от князя, называлось смердами. Достаточно широко было распространено рабство. Рабы назывались холопами или челядью. К зависимым людям относились также закупы, рядовичи, изгои. Главным источником по изучению Киевский Руси является свод законов Древнерусского государства – «Русская правда», составленная в ХI веке.

Складывание единого государства требовало и принятия единой веры, так как язычество мешало развитию феодальных отношений. Важнейшим событием стало принятие христианства по византийскому православному образцу в 988 году князем Владимиром.

 

Билет №4. Грамотность,писменность, литература Киевской руси

Письменность у восточных славян появилась приблизительно еще в первой половине IX века. В «Житии» славянского просветителя Кирилла сохранился перевод, что он видел в 860 в крымском Херсонесе книги, написанные «русскими письменами».

Введение христианства значительно ускорило развитие письменности и литературы на Руси. Еще в - годах IX века византийский император Михайло IIIотправил к славянам двух братьев-священников из Фесалоник Константина (в монашестве Кирилл) и Мефодия. Невзирая на преследование немецкого духовенства, заинтересованного в распространении латинского языка среди славян, братья проповедовали христианство в Моравии и других славянских землях старославянским языком. Они упорядочили славянский алфавит и перевели на церковнославянскую (староболгарскую) Евангелие. На начало ХI века на Руси использовались две системы письма кириллица, и глаголица — разработанная Кириллом, которая была менее популярна. Причем еще к ІХ веку местное население пользовалось азбукой с 27 букв, тогда как классическая кириллица насчитывает 43 буквы.

Древнерусская литература имела определенное преимущество перед католическим Западом и мусульманским Востоком: она развивалась родным языком.

Первым самостоятельным жанром древнерусской литературы стало литописание. Начало его относят еще на конец Х века. «Повесть временных лет»является летописным сводом. Она была создана в начале XII века монахом Нестором на основе нескольких более давних летописей X—XI веков. Одна из огромных заслуг Нестора заключается в том, что он объединил местные, региональные записи «за летами» в единственный летопись.

В таком жанре оригинальной литературы Руси, как философско-богословская публицистика, совмещались художественное совершенство и идейная направленность. Первым ее образцом стало «Слово о законе и благодати» монаха, которого князь Ярослав Мудрый поставил в 1051 году митрополитом. К нему все киевские митрополиты были греками и присылались из Византии. В этом произведении, написанном в форме торжественной проповеди, Илларион развил три основных темы: о духовном преимуществе Нового Завета (евангельской «благодати») над Старим Заветом; о мировом значении крещения Руси; высокую миссию князей Владимира и Ярослава и о величии Русской земли, которая заняла равноправное положение среди христианских народов.

В особенный жанр оригинальной литературы Киевской Руси выделились наставления. Князь Святослав Ярославич создал знаменитый «Изборник»,посвященный проблеме, «яко подобае человеку быть». Перу князя Владимира Мономаха принадлежит «Наставление», адресованное детям. Главная его идея беспокойство о судьбе Руси, которую разрывало княжеское междоусобие, призыв к единству.

Говоря о взлете древнерусской литературы после принятия христианства, не нужно забывать, что она богата в первую очередь своим национальным патриотизмом. Древнерусские книжники призывали любить Родину, воспитывали патриотизм и стремление к исправлению недостатков общества. Вершиной художественного творчества, в котором объединились сложные и достаточно противоречивые мировоззренческие представления (язычество с его телесно чувственным мировосприятием, где человек «растворен» в природе, и христианство с его призывом к отказу от грешного бытия та ориентация человека на «божественные ценности»), стала героическая поэма «Слово о полку Игоревым». В ней широко представленные народная,, обычаи, на основе которых формулируются основные моральные требования, которые выдвигались к борцам против кочевников, утверждалась рыцарская добропорядочность защитников государства. На примере неудачного похода князя Игоря Святославовича автор показывает, какими могут стать последствия раздробленности. Со всей художественной убедительностью проведена мысль о необходимости единства всех земель. Тонким лиризмом овеян образ Ярославны. «Слово о полкуИгоревым» яркое свидетельство того, что и после политического раздробления страны в литературе продолжалось и углублялось развитие традиций и идей, заложенных на этапе единого Киевского государства.

Образование и научные знания

Распространение образованности происходило в тесной связи с укреплением государства, внедрением христианства. Во время княжения Владимира Большого были созданы первые государственные школы, в которых учились деть знати. Набор в школы, как свидетельствует летопись, осуществлялся принудительно, поскольку дело было новым, неизвестным и добровольцев было мало. А государство остро нуждалось в грамотных администраторах, дипломатах, способных поддерживать связки с Византией и другими странами. Князь Ярослав Владимирович, считая образованность важным условием успешной деятельности на любом поприще, вводит обязательную учебу для молодежи из княжеских и боярских родов. Новые школы открывались в Киеве, Новгороде, и других городах.

Источники позволяют сделать вывод, что в Древней Руси школы были двух видов. В одних, при монастырях, готовили церковнослужителей. У них училибогослове. Школы высшего типа, для «детей лучших людей», давали, кроме того, знания из философии, риторики, грамматики. Самым распространенным, очевидно, была индивидуальная учеба. Летописец пишет: «Как пчелу видим, что по всем садам и зельях летает, из каждого из них, собирая полезное, так и юноши, которые учатся философии и хотят войти на высоту мудрости, везде собирают что лучше». Внука Ярослава Мудрого Анна Всеволодовна в 1086 году учредила в Киеве при Андреевском монастыре женскую школу.

Многие представители привилегированных слоев были знакомые не только с элементарной грамотой. Князья не говоря уже о книжниках, владели иностранными и древними языками. Образованностью, любовью к книгам славился князь Ярослав Мудрый. Галицкий Ярослав Осмомысл получил свое прозвище само за то, что знал их целых восемь. По меньшей мере пять языков знал Владимир Мономах. Оба они были знакомые с греческой и латинской книжностью, сами написали блестящую публицистику «Наставления».

Талантливый писатель и философ Климент Смолятич писал, что в ХІІ веке в Украине-Руси было 300—400 ученых, которые хорошо владели грецким языком.

В исследованиях, посвященных культуре Руси, как в отечественных, так и особенно зарубежных, долго существовала мысль о культурной отсталости нашей родины, о будто общей необразованности ее населения. Эта ошибка развеялась после, когда археологи открыли первые берестяные грамоты. Сегодня на восточнославянских землях их находят в Киеве и других городах. «Окном в мир, который исчез», назвали ученые эти послания из прошлого. Среди авторов берестяных посланий простые горожане, торговцы и ремесленники, женщины и даже деть. Новые доказательства достаточно значительного распространения письменности было получено в ходе реставрационных работ в Софийском соборе в Киеве, на стенах которого расчистили разнообразные надписи граффити,сделанные в XI веке.

Распространение письменности сопровождалось созданием библиотек. Первые библиотеки создавались при церквях и монастырях. Наибольшая (ее учредил Ярослав Мудрый) находилась в Софийском соборе, и сначала там насчитывалось возле 1000 экземпляров книг. Здесь же было организовано переписывание книг. Благодаря этой работе книжный фонд Руси составлял по меньшей мере 130—140 тысяч томов. Переписанная от руки, сделанная много оформленная книга стоила очень дорого приблизительно столько же, сколько небольшое имение или городской дом.

При Киевском государстве начался принципиально важный процесс выделения науки в самостоятельную отрасль духовной культуры. Очень важными были связи с Византией главной берегиней античного наследства, почти потерянного в Западной Європе. Получили популярность отдельные фрагменты из произведений, Аристотеля и Иоанна Дамаскина (византийский религиозный писатель). Знания о природе давали учебники, переведенные с греческого языка: «Физиолог» популярная, основана на реалистичных и фантастических описаниях животных, и «Шестиднев» толкование 6 дней сотворения мира, сведений из Библии в образных, сказочных формах. Чаще ученые были одновременно религиозными деятелями. Да, знаменитый писатель и философ Илларион был митрополитом, известен писатель, врач Агапит монахом Печерского монастыря, философ, оратор Климентий Смолятич митрополитом, писатель и проповедникКирило Туровский епископом.

Первыми медиками на Руси были всевозможные знахари, против которых выступало духовенство. Но в XI—XII веках место знахаря занимает врач. Врачи были, как правило, из монахов. Приступая к лечению они обращались с молитвой к святому Пантелеймону защитнику медицины и врачей. В ХI веке вПечерскому монастыре лечили -Пресвитер и Агапит.

Итогом накопления данных в разных отраслях знаний стало создание энциклопедий. Первой энциклопедией на Руси стал «Изборник» митрополита Иллариона (в 1073 г.).

Общая характеристика эпохи

Процесс складывания единого централизованного государст­ва отразился и на развитии русской культуры. Были утрачены многие особенности развития местных культурных традиций. Исчезли целые иконописные школы, как это случилось, напри­мер, с тверской иконописью.

Искусство XVI в. тесно связано с интересами государства. В царствование Ивана IV государство стало непосредственно контролировать искусство. Подобные меры, безусловно, наносили вред искусству, поощряя ремесленничество и бездумное повторе­ние «образцов». Вторая половина XVI в. оказалась неблагоприят­ной для развития русской культуры. Из-за кризисов внутренней и внешней политики, а также бедствий конца XVI в. многие куль­турные процессы уходят вглубь и заявляют о себе вновь только в следующем столетии.

Наука и грамотность

В этот период на Руси развивается грамотность. Знание пись­ма и счета требовалось во многих отраслях деятельности. Берестя­ные грамоты Новгорода и других центров, различные памятники письменности (летописи, повести и т. д.), надписи на ремеслен­ных изделиях говорят о том, что грамотные люди никогда не пе­реводились на Руси. Состоятельные люди вели письменный учет в своих хозяйствах; от XVI в. сохранились различного рода учет­ные книги. Появились руководства по:

1) грамматике;

2) арифметике;

3) лечению травами (азбуковники, травники и др.). Накапливались:

 

1) практические наблюдения;

2) знания по строительной технике (необходимы были при воз­ведении зданий);

3) знания по динамике (расчеты дальности полета камней,ядер).

Круг географических знаний расширяли русские путешест­венники. Они оставили описания своих странствий. Таковы куп­цы В. Позняков, Т. Коробейников (святые места, 2-я пол. XVI в.). Русские люди, проникавшие на север, в Сибирь, составляли опи­сания, «чертежи» новых земель; послы — статейные списки со сведениями о зарубежных государствах.

Обзор всемирной истории давали «Хронографы» XV—XVI вв., которые прославляли деятельность князей, иерархов церкви, при­численных к лику святых, а также «Жития» (Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и др.).

Имели хождение переводные литературные сочинения; из них, а также различных сборников, образованные русские люди чер­пали мысли, изречения Демокрита, Аристотеля и других филосо­фов и писателей.

Быт и общественная мысль

В сочинениях религиозных вольнодумцев-еретиков XVI в. проповедуются смелые суждения о необходимости «дешевой» церкви, бессмысленности церковных таинств, икон. Оспари­ваются тезисы о троичности Бога, непорочном зачатии. Провозгла­шается равенство людей, народов, вер. Эти реформационные, гуманистические в основе своей идеи были задушены в начале и середине XVI в.

Примечательная черта XVI в. — расцвет публицистики. Важ­нейшие вопросы общества становятся предметом широкого об­суждения не только церковных, но и светских авторов, которые развивают идеи:

1) централизации;

2) усиления великокняжеской и царской власти;

3) роли церкви;

4) о положении крестьянства и др.

В середине и 3-ей четверти века выступает со своими сочине­ниями целая плеяда публицистов. И. С. Пересветов осенью 1549 г. подал предложения о проведении реформ молодому царю Ивану IV Грозному.

Ермолай-Еразм, противник нестяжателей и еретиков, предла­гает облегчить положение крестьян. Особенно ярко эту мысль он выразил в своем трактате «Благохотящим царем правительница и землемерие». Из убеждения в необходимости «праведного стяжания» (т. е. прибыли) исходит Сильвестр, духовник царя. Идеи эти развиваются и на страницах «Домостроя» (говоря современ­ным языком — домоводства) — своде житейских, моральных пра­вил, поучений, который он редактировал. Самые выдающиеся публицисты опричной поры — царь Иван Грозный и его оппо­нент князь Андрей Курбский. Князь, бежавший из России в Литву от репрессий, развязанных мнительным и жестоким царем, раз­облачает его поведение, террористические методы правления. Царь, упрекая Курбского за измену, исходит из принципа: мило­вать, мол, своих подданных-холопов царь волен, да и казнить тоже. Его оппонент, не приемля царской «лютости», считает, что монарх должен править вместе с «мудрыми советниками», слу­шать их, а не быть неограниченным самовластцем-тираном. Они относятся к государству как к творению божественному. Правда, делают они из этого противоположные выводы. Иван — о праве на самовластие, Курбский — о долге государя заботиться о своих под-данных.

В «Сказании о князьях Владимирских» обосновывались важ­нейшие идеи официальной доктрины самодержавия, а род мос­ковских государей возводился к «Августу Кесарю».

Вопрос о характере власти обсуждался в полемике иосифлян и нестяжателей. Нил Сорский (лидер нестяжателей) участия в по­лемике не принимал, но его ученик, бывший опальный князь Вас-сиан Патрикеев, уделял ей большое внимание.

Второй своеобразной академией в Москве был кружок мит­рополита Макария. Из его среды, в частности, вышло такое мону­ментальное собрание древнерусской литературы, как «Великие Четьи минеи».

Идеология православной церкви разрабатывалась в таких публицистических произведениях, как послания старца Пскова-Печорского монастыря Филофея (в 20-е гг.), «Повесть о новго­родском белом клобуке», время создания которой ряд исследова­телей относит еще к XV в. В этих произведениях проповедуются идеи греховности всей католической веры и роли России как единственного центра истинного христианства после падения Константинополя в 1453 г. «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».

Живопись

В XVI в. существенно стала расширяться тематика древне­русской живописи. Гораздо чаще, чем раньше, художники об­ращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к назидательным повествованиям притч и, что особенно важно, к легендарно-исто­рическому жанру.

Никогда ранее историческая тема не занимала так много места в творениях иконописцев. В связи с этим в художественное твор­чество все более проникают:

1) жанровость;

2) интерес к быту;

3) все чаще в композициях появляются русские реалии.

Так называемая условно «эллинистическая» архитектура по­степенно сменяется на иконах русской. В то же время в живопи­си XVI в. ощутимо тяготение к отвлеченному «мудрствованию». Церковь и государство жестко контролировали иконопись, по­этому в то время получили распространение иконописные под­линники (сборники образцов), в которых устанавливалась иконо­графия основных сюжетных композиций, а также отдельных персонажей.

Московская живопись конца XV в. отмечена немалыми дости­жениями. Связано это с творчеством выдающихся мастеров — Дионисия и его школы. Он сам и его помощники украшали фрес ками соборы Иосифо-Волоколамского, Пафнутьево-Боровско-го, Ферапонтова монастырей и др. Их же трудами создан иконо­стас Успенского собора в Московском Кремле. В изображении Богородицы, считавшейся покровительницей Москвы, других персонажей библейской истории поражают яркая красочность, декоративность, которые потом станут отличительными чертами русской иконописи XVI—XVII вв. Творения Дионисия, искусно­го, по словам летописца, мастера, и других художников прониза­ны атмосферой победного ликования, торжественности, уверен­ности. Они ярко отразили основные вехи своего времени:

1) завоевание независимости от Орды;

2) объединение русских земель;

3) создание единого государства во главе с Москвой. На рубеже XV—XVI столетий, с одной стороны, определяется

преобладание московской живописной школы в России; с другой — усвоение ею традиций местных школ, которые постепенно ниве­лировались под влиянием общерусского культурного центра, ка­ким стала Москва с ее мастерами, идеями, устремлениями.

Красочность и тщательная проработка деталей, изящество и тонкость рисунка характерны для икон так называемой Стро­гановской школы. Ее представители (Прокопий Чирин, Никифор Савин и др.) работали в Москве, но часто выполняли заказы соль-вычегодских богачей Строгановых. Их произведения, яркие, кра­сочные, миниатюрные, напоминают ювелирные изделия. Они оказали большое влияние на развитие русского искусства; напри­мер, их традиции до сих пор сохраняют мастера Палеха. То не­многое из всего, что дала русскому искусству живопись конца XV—XVI вв., можно определить как:

1) мастерство в рисунке;

2) яркость красочной гаммы;

3) радостное ощущение бытия;

4) подъем национального духа. Но одновременно наблюдаются известный отход от могучих

образцов Андрея Рублева и Феофана Грека, снижение богатырско­го дыхания искусства эпохи Куликовской битвы. При этом посту­пательное развитие живописи подготовило его будущие успехи.

Архитектура

Самым выдающимся достижением русского зодчества рубежа XV—XVI вв. стало возведение зданий Московского Кремля. Ста­рые, обветшавшие постройки заменили новыми.

1. Успенский.

2. Архангельский.

3. Благовещенский соборы.

4. Храм-столп Ивана Великого. Для торжественных приемов построили Грановитую палату.

Целый комплекс зданий составил дворец великого князя. Нако­нец, появились новые крепостные стены и стрельницы (башни).

В XVI в. строили с еще большим размахом. По всей стране воз­водили много церквей, соборов. Некоторые из них заняли вы­дающееся место в отечественной и мировой архитектуре. Такова, например, знаменитая церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (теперь — в черте города). Она построена (1532 г.) по случаю рождения у великого князя Василия III сына Ивана, будущего царя Грозного. Образцом для здания послужили ста­ринные деревянные церкви шатрового стиля.

Столь же сказочным видением выглядит Покровский собор (храм Покрова Богоматери), или храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, величайший памятник шатровой ар­хитектуры, по существу — комплекс из девяти церквей. Строили его русские зодчие — Барма и Постник в 1555—1560 гг. Первона­чально храм был белым, а свою пеструю раскраску он получил только в XVII в.

Высокого совершенства достигают мастера сканого (фили­гранного), чеканного, литейного, ювелирного дела, шелкового шитья. Расцвет переживали искусство басменного тиснения, эма­ли. Ювелиры создавали изумительные по красоте и изяществу из­делия из золота (например, золотое блюдо царицы Марии Тем-рюковны, подаренное ей Иваном Грозным в 1561 г.).

В целом русская культура XVI в. имеет огромное значение. Во-первых, она в полной мере отразила окончательный переход от раздробленной Руси к централизованному государству с его но­выми требованиями к искусству. Далее, она смогла выдержать идеологический напор 2-й половины века и подготовить созна­ние русского человека к значительным изменениям и сдвигам, произошедшим в культурном развитии XVII столетия.

Русская живопись XVII в.

Живопись не поддавалась так легко, как архитектура, светским воздействиям, но стремление к декоративности наблюдается и здесь. С одной стороны, здесь заметно стремление вырваться из-под власти устаревших традиций, канона, жажда знаний, поиски новых нравственных норм, сюжетов и образов, а с другой — упорные попытки превратить традиционное в догму, любой ценой сохранить старое неприкосновенным. Поэтому иконопись в XVII в. представлена несколькими основными направлениями и школами.

В первой половине столетия основной спор в иконописи шел между двумя школами — годуновской и строгановской. Годунов- ская школа тяготела к традициям прошлого. Но их попытки следовать древнему канону, ориентация на Андрея Рублева и Дионисия приводили лишь к повествовательности, перегруженности композиции. Строгановская школа (названа так потому, что множество произведений этого стиля выполнено по заказу Строгановых в мастерских Сольвычегодска) возникла в Москве, в среде государственных и патриарших мастеров. Характерными особенностями икон строгановской школы являются прежде всего их небольшие размеры и детальное, точное письмо, которое современники называли «мелочное письмо». Основные стилевые черты строгановской художественной манеры — изысканный рисунок, богатство красок, сложная многофигурная и многоплановая композиция. Одна из особенностей школы — правдивое изображение природы, причем композиции всегда включают пейзаж с низким горизонтом, а фон заполнен причудливыми облаками и «явлениями». Фигуры святых обычно тонкие, изящные и очень вытянутые вверх. Выдающимся мастером этого направления был Прокопий Чирин, иконам которого свойственны особая мягкость колорита, пластичность вытянутых фигур и изящество поз, например «Никита-воин», «Избранные святые»; в образе Ники- ты-воина не найти ни значительности, ни воинственности, скорее, его можно сравнить со светским щеголем.

Дальнейшее развитие живописи XVII в. характеризовалось медленным отходом от догм и поиском новых сюжетов и форм, что в немалой степени объясняется влиянием западноевропейской живописи. Теоретиком и главой самой крупной школы этого периода был Симон Ушаков, автор программного труда «Слово к люботщателям иконного писания», где он изложил новую теорию, порывающую со старым каноном. Он указывал на необходимость соединения иконописного канона с правдой жизни, поэтому в его иконах появляются элементы реализма, реальные человеческие лица. Это позволяет считать его одним из основоположников портретного жанра в русском искусстве. Среди работ Симона Ушакова — Спас Нерукотворный, излюбленный образ мастера, в котором он пытается добиться телесного цвета лица и сдержанной, но отчетливо выраженной объемности. Но в этой и других работах художника чувствуется отсутствие духовного накала, одухотворенности, горения, характерных для икон XIV-XV вв. Поэтому в иконописи XVII в. проявляются черты упадка. В культуре стали слишком сильны тенденции ее обмирщения. Следование иконописным канонам, которого требовали старообрядцы во главе с протопопом Аввакумом, не могло исправить ситуацию.

Парсуна (от слова «персона», т.е. портрет реального лица) — первый светский портретный жанр стал совершенно новым явлением в русской живописи второй половины XVII в. Всего за несколько лет новый жанр прошел огромный путь — от полуиконных изображений до портретов реальных лиц — и завоевал прочное место в русском искусстве. Все именитые люди старались запечатлеть свой образ. Художники стремились передать в парсунах портретное сходство и отчасти характер персонажа. В парсунах

XVII в. уже присутствуют черты знаменитого русского портрета будущего столетия — внимание к внутреннему миру человека, поэтизация образа, тонкий колорит.

Общая характеристика эпохи

2-я половина XIX в. — время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусст­ве. В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения: по­ражением закончилась Крымская война 1853—1856 гг., умер император Николай I, взошедший на престол Александр II осу­ществил долгожданную отмену крепостного права и другие ре­формы. Годы правления 1855—1881. Популярной в искусстве стала «русская тема». Русская культура не замыкалась в нацио­нальных рамках, не отделялась от культуры остального мира. До­стижения зарубежного искусства находили отклик в России. В свою очередь русская культура, прежде всего литература и му­зыка, получила всемирное признание. Русская культура заняла почетное место в семье европейских культур.

Образование

Существовавшая система народного образования не удовлет­воряла социальному и экономическому развитию страны. Низ­кий уровень грамотности основной массы населения и дефицит образованных специалистов казывали на необходимость пере­мен. Поэтому реформа народного образования стала неотъем­лемой частью реформ 1860-х гг. Эпоха освобождения дала силь­ный толчок культурному развитию России, способствовала невиданному прежде росту числа сельских и городских школ.

Наследием крепостной эпохи был низкий уровень грамотно­сти народа. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. XIX в. доля негра­мотных (за исключением детей до 7 лет) составляла 44%. В Мос­кве по переписи 1871 г. неграмотных оказалось 55%.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 965; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.365 с.)