Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальность 07.07.07 – История славянского движения↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
КИКЕШЕВ Николай Иванович СЛАВЯНСКАЯ ИДЕЯ
Специальность 07.07.07 – История славянского движения АВТОРЕФЕРАТ Диссертации на соискание ученой степени Доктор исторических наук Москва
Научный руководитель: кандидат исторических наук ДОСТАЛЬ Марина Юрьевна, Институт славяноведения РАН
Эпиграф Для всякого славянина: русского, чеха, серба, хорвата, словенца, болгара (желал бы прибавить, и поляка), – после Бога и Его святой Церкви, – идея Славянства должна быть высшею идеей, выше свободы, выше науки, выше просвещения, выше всякого земного блага, ибо ни одно из них для него не достижимо без ее осуществления, –без духовно,- народно - и политически самобытного, независимого Славянства; а напротив того, все эти блага будут необходимыми последствиями этой независимости и самобытности. Николай Яковлевич ДАНИЛЕВСКИЙ
Монография является первым полномасштабным исследованием славянской идеи от её зарождения до наших дней, основных этапов славянского движения. Приведены малоизвестные страницы борьбы славян против Римской империи, экспансии Священной Римской империи германской нации, участия славянских народов и их диаспор в антифашистском движении в годы Второй мировой войны, за сохранение своей самобытности в условиях глобализации. Автор определяет место и роль славизма в иерархии социальных идей, его законы и закономерности, основные составляющие, пути развития славянского движения в третьем тысячелетии. Книга будет полезна преподавателям и студентам исторических факультетов вузов, всем, изучающим историю славянской цивилизации.
ОТ АВТОРА
Меня часто с сарказмом спрашивают: «Зачем вы копаетесь в истории? Нужно смотреть в будущее». Но если мы думаем о будущем, то должны хорошо знать прошлое. Ещё древние говорили: «Чтобы днем увидеть звезды, нужно опуститься на дно глубокого колодца». Горячий поклонник славянского единства Фёдор Иванович Тютчев, говорил, что история – это единственный защитник России на её таинственных путях. Хотел бы добавить – единственный защитник всех народов славянского мира. Другой великий мыслитель Ницше писал: «Лиши народ его истории, и он будет как дитя малое: делай с ним, что хочешь». Потому вместо настоящей славянской истории нам предлагается суррогат. Кто сейчас знает, что родина славян – Славия – находились на территории нынешней Германии. И сегодня, когда славянский мир разделен государственными границами, военно-политическими блоками идея славянского единства живет в наших сердцах и объединяет славян, несмотря на все препоны. В наше сознание пытаются укрепить мнение, что славяне – народ молодой и их генетическая связь с предками: ариями, хаттами, скифами, сарматами, венедами (венетами), вандалами, готами и многими другими племенами остается под вопросом или вовсе не рассматривается. Но если пересмотреть античные источники, произведения Гомера, Страбона, Геродота, историков Средневековья и эпохи Возрождения, то такая связь очевидна. Одна из целей исследования – развеять миф об исторической молодости славян, их вечной зависимости от более сильных народов и вечную вражду между собой. Чаще всего эта рознь сеется преднамеренно, чтобы властвовать над славянами. В XVI веке хорватский просветитель Мавро Орбини в книге «Славянское царство» провел скрупулезный анализ трудов более 300 авторов, отыскивая в них все, касаемо славян. Его труд дошел до наших дней, впечатляет своей грандиозностью, стремлением напомнить живущим о былом величии славян. Мавро Орбини с прискорбием отмечает: «Если бы у славян были свои преданные историки, которые написали бы обо всех их древних деяниях, насколько более знаменитыми были бы они сегодня! Какой немалой доли славы, полагаю, они лишились из-за отсутствия на протяжении длительного времени тех, кто поведал бы жителям будущих столетий об их неисчислимых подвигах. И если то тут, то там, едва ли не вопреки намерению автора о них встречаются кое-какие упоминания у историков, принадлежавших к враждебному лагерю и стремившихся возвеличить деяния собственных народов, то, видя малочисленность этих упоминаний, ни на минуту не усомнишься, что они обошли молчанием врага, привычного сражаться с мечом в руках, а не на бумаге»[1]. Нам в ХХI веке также необходимо провести инвентаризацию всего написанного о славянстве, определить основное, что переходит из поколения в поколение, и передавать идеи славянского единства нашим потомкам, чтобы и дальше жила и процветала славянская цивилизация. На Славянском съезде в Москве 1867 года делегат из Чехии Ф. Ригер сказал: «Славянские наречия так близки между собой, что, будь на то Божья воля, мы стали бы одним народом по литературе и языку. Но Бог и тысячелетия судили иначе. Разделенные по разным краям и разбитые на отдельные народности мы должны идти каждый своей дорогой... Все, чего мы, славяне, можем достигнуть, это – единение в духе и любви, это – твердое памятование, что мы дети одной матери и как братья призваны взаимно помогать друг другу в наших усилиях. Поляки имели своего Коперника и Мицкевича, сербы – Душана и Гундулича, русские – Нестора и Ломоносова, но общеславянской науки, оживленной одним духом мы еще не имели».[2] Вторя ему, русский философ византист Константин Леонтьев заявил: «Славяне есть – славизма нет».[3] В ХХ веке, когда возникла реальная угроза существованию славянского мира, славянская идея в Советском Союзе была возведена в ранг государственной политики, существовала тесная взаимозависимость славяноведения и славянского общественного движения. Славяне покрыли себя немеркнущей славой в борьбе с германским нашествием, но славизма – как общественно-политической доктрины – создано не было. И в XXI веке, несмотря на то, что существуют славянские академии, университеты, институты, центры пока нет славянской доктрины. Отсутствие четкого понимания места и роли славянской идеи в иерархии социальных идей, простой и доступной концепции славянского движения: для чего оно живёт, с кем дружит и против чего восстает – позволяет нашим недругам и сегодня разделять братские народы, навешивая на сторонников славянской идеи ярлык националистов, обвинять в фашизме и тому подобных проявлениях нацизма, которые к международному по своей сути и цивилизационному по содержанию общественному движению не имеют никакого отношения. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Монография состоит из введения, девяти частей, разделенных на три книги, заключения, списка использованных источников. В конце каждой книги даются приложения по соответствующему периоду. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задача исследования, обоснованы его хронологические рамки, раскрывается методология исследования, определена научная новизна и практическая значимость диссертации, дана характеристика состояния историографии и источниковой базы. Введение содержит также сведения об апробации результатов исследования. Книга первая. ИСТОКИ
Часть первая. ЮГРА – ПРАРОДИНА СЛАВЯН Глава 1. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. УСТЬ-ПОЛУЙСКАЯ КУЛЬТУРА 1.2. СУНГИРЬ И КОСТЁНКИ 1.3. КУЛЬТУРА ЛИНЕЙНО-ЛЕНТОЧНОЙ КЕРАМИКИ Глава 2. АРИЙСКИЕ КОРНИ СЛАВЯНСКОЙ ОБЩНОСТИ 2.1. МАТЕР-СВА-СЛАВА 2.2. ПРАВОСЛАВИЕ – РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН 2.3. СЛАВЯНЕ – ОТ СЛАВЫ Глава 3. ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ 3.1. СКАЗАНИЯ О ЗЕМЛЕ ОЙРАЗСКОЙ 3.2. СЛОВЕН – ПРАРОДИТЕЛЬ СЛАВЯН 3.3. ХОРВАТЫ 3.4. ВЕСИ-БЕССЫ-БОССЫ-БОСНИЙЦЫ 3.5. ЯНЫ-ЯХИ 3.6. АПОЛЛОН – БОГ ПОЛЯН Глава 4. СЕВЕРНЫЕ ПРЕДКИ СЛАВЯН 4.1. ЯМЬ 4.2. ЮГРА 4.3. ПЕЧЕРА 4.4. СИРТЯ – ЗАВОЛОЧСКАЯ ЧУДЬ 4.5. ПЕРМЬ 4.6. МЕРЯ 4.7. СМЕРДЫ 4.8. ПОМОРЫ 4.9. ИЖОРА 4.10. МУЖИ 4.11. ЛОПЬ Глава 5. СЛАВЯНСКАЯ ОБЩНОСТЬ В АНТИЧНЫЙ ПЕРИОД 5.1. СКИФЫ 5.2. САРМАТЫ 5.3. ВАНЫ 5.4. ГЛОМАЧИ, ДАЛМАНЫ, ДАЛМАТЫ 5.5. ВАНДАЛЫ 5.6. МАРКОМАНЫ 5.7. ГОТЫ 5.8. ВЕНЕДЫ-ВЕНЕТЫ 5.9. ВЕНЕТИЯ АДРИАТИЧЕСКАЯ 5.10. ГАЛЛИЯ В I В. ДО Н.Э. 5.11. ГИРРЫ И СКИРРЫ 5.12. ОБОДРИТЫ 5.13. ЛЮТИЧИ-ВЕЛЕТЫ-ВИЛЬТЫ 5.14. УКРЫ 5.15. ПЕВКИНЫ-БАСТАРНЫ 5.16. ГУННЫ Глава 6. БОРЬБА ЮЖНЫХ СЛАВЯН С РИМОМ 6.1. ЭТРУССКИ 6.2. ПЕРВАЯ ВОЙНА СЛОВЕНЦЕВ С РИМОМ 6.3. ВТОРАЯ РИМСКО-СЛОВЕНСКАЯ ВОЙНА 6.4. ТРЕТЬЯ РИМСКО-СЛОВЕНСКАЯ ВОЙНА 6.5. ТАВРИСКИ И НОРИЧАНЕ 6.6. РЕТЫ И ВИНДЕЛИКИ Глава 7. СЛАВЯНСКИЕ ДЕРЖАВЫ 7.1. НОРИК 7.2. КАРАНТАНИЯ 7.3. PROVINCIA SCLABORUM – СТРАНА СЛОВЕНЦЕВ 7.4. КОРОЛЕВСТВО САМО 7.5. ВЕЛИКАЯ МОРАВИЯ 7.6. ХРИСТИАНСКАЯ МИССИЯ СВЯТЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ 7.7. ЮЖНЫЕ СЛАВЯНЕ В СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ Глава 8. РУСЬ 8.1. КУЯВА – ЦЕНТР КИЕВСКОЙ РУСИ 8.2. ДРЕВЛЯНЕ-МАЛЫ 8.3. РУСЫ В КАРПАТАХ 8.4. РУТЕНЫ 8.5. РУСКОЛАНЬ 8.6. КИЯР АНТСКИЙ 8.7. АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКАЯ РУСЬ 8.8. РУСЬ СУРОЖСКАЯ 8.9. ТМУТАРАКАНЬ 8.10. СЛАВЯНСКИЕ КОРНИ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Глава 9. СЛАВИЯ Глава 10. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ РИМА ПРОТИВ СЛАВЯН [34] 10.1. КРЕСТОВЫЙ ПОХОД НА ПРУССОВ 10.2. ПОЧЕМУ СЛАВИЯ СТАЛА НЕМЕЦКОЙ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ
В отличие от утверждений великого географа античности Клавдия Птолемея и историка Иордана о Скандинавии как «кузнице народов мира» и мастерской, изготавливающей племена, мифы древних народов, русские летописи, археологические и топонимические исследования подтверждают, что первичной прародиной славян была Югра (солнечный юг), регион, охватывающий северо-восток Европы, Северный Урал и Нижнюю Обь. Здесь находились Гиперборея греков, Калама шумеров, Семиречье индов, Беловодье русских. После космической катастрофы, которая произошла 22 тыс. лет до н.э. и отмечена в преданиях 140 народов как Вселенский потоп, наступили «злые холода», вынудившие людей покидать благодатный прежде край и искать новые места обитания. Отсюда вышли пеласги, поляне, заселившие земли Русского Севера со столицей в Новгороде, Приднепровья и Польши, вандалы и другие народы, ставшие основой славянской общности. По этому поводу Мавро Орбини писал: «Если имя это и ново, то слава, завоеванная оружием и кровью, присуща им по природе и унаследована от предков, одержавших в прошлом славные победы в Азии, Европе и Африке. Были этовандалы, бургунды, готы, остроготы, визиготы, гепиды, геты, аланы, верлы, или герулы, авары, скирры, гирры, меланхлены, бастарны, певкины, даки, шведы, норманны, фены, или финны, укры, или укране, маркоманы, квады, фракийцы и иллирийцы – все они были славянами и говорили на одном языке » [35]. Есть много доказательств непрерывности эволюции славянских народов, проживавших на территории Европы от неолита и культуры линейно-ленточной керамики до периода, когда в античных письменных источниках упоминаются славяне-венеды. Все изменения, наблюдаемые в течение тысячелетий, были только отражением религиозных обрядов, проявлявшихся в способах захоронений, отличающих одну культуру от другой, отражением хозяйственных и социальных изменений, проявлявшихся в формах жилищ и предметах труда. Но все эти новшества в материальной и духовной культуре протекали без смены коренного населения, которому удавалось ассимилировать пришельцев, несколько видоизменяясь как внешне, так и внутренне, не разрушая свое этнокультурное ядро. Те народы, которые не сумели сохранить свою славянскую самобытность, стали итальянцами, датчанами, французами, немцами и т.д.
Глава 1. ИСТОКИ ЕДИНСТВА Глава 7. ТРИ РАЗДЕЛА ПОЛЬШИ 7.1. Первый раздел Речи Посполитой 7.2. Второй раздел Речи Посполитой 7.3. Третий раздел Речи Посполитой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОЙ ЧАСТИ
В русско-польских отношениях славянская идея обитала в высоких сферах государственной политики. Общее полянское происхождение, языковая близость, казалось бы, способствовали единению русских и поляков. Но преградой на этом пути стал раскол христианства на католиков и православных. Польские короли не могли принять православие, а русские цари – стать католиками. Куликовская битва стала важным рубежом в славянской истории, когда лидерство в борьбе за духовное и культурное наследие Киевской Руси, за собирание древнерусских земель переходит от Великого княжества Литовского и Русского к Великому княжеству Московскому. Православная церковь выступила в качестве духовной скрепы, соединяющей всю Русь: и Литву, и Москву, и Новгород, и другие удельные княжества. Славянское единство символизировала православная церковь. Но в 1385 году произошло событие, внесшее раскол в славянский мир. Заключение Кревской унии, отход Великого литовского князя Ягайло от православной традиции, принятие им католицизма под именем Владислав и обещание перед польской знатью «втелить» (т. е. встроить) Литву и Русь в Польшу вызвали протест и отчуждение между православными западнорусскими князьями и католической польской и литовской знатью. Великое княжество Литовское и Русское утрачивает самостоятельность, вначале становится второразрядным государством относительно Польши, затем теряет самобытность и фактически становится польско-католической провинцией Речи Посполитой. Созданное Великое княжество Русское было разрушено польско-литовскими войсками. Люблинская уния 1569 года завершила процесс полного подчинения Великого княжества Литовского Польскому королевству, сделав литовцев «единым польским шляхетским народом». И все же главный итог славянского сопротивления: победа на Куликовом поле остановила агрессию со стороны монголо-татар, а сражение под Грюнвальдом, которое было на тридцать лет позже, поставило барьер перед натиском (Дранг нах Остен!) немецких рыцарей-крестоносцев на славянский мир с Запада, продолжавшегося сотни лет. Когда славяне едины – мы непобедимы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ Эпоха Возрождения стала важным этапом и в возрождении славянской идеи, которая получила наибольшее развитие у хорватских просветителей. Далматинский поэт Илия Цриевич-Туберон (1463-1520) писал о едином «славянском царстве», которое простиралось в его представлении от Иллирии до Балтийского и Черного морей, вплоть до Московии. Профессор теологии Винко Прибоевич в 1525 г. выступил перед согражданами с докладом на латинском языке «О происхождении и успехах славян», в котором высказал идею широкой славянской общности, к которой он причислял далматинцев. Фауст Вранчич (1551-1617) из Шибеника в 1595 г. издал в Венеции многоязычный словарь, в котором развил положение о близости славянских языков и этническом родстве славян. К плеяде хорватских просветителей относится и дон Мавро Орбини (1563? - † 1614) из Дубровника. Его книга «Славянское царство», вышедшая в 1601 г. представляет собой образец научного исследования своего времени, содержащий множество деталей и фактов, что свидетельствует о его добросовестности и тщательности в отыскании истины, которая могла бы дать читателям ясное и верное представление о прошлом славянского мира. Именно Мавро Орбини своей книгой «Славянское царство», по словам Франка Волльмана, «открыл эпоху гуманистически-барочного славяноведения»[47]. Еще в XVI веке, опираясь на труды ученых, он тщательно исследовал историю, язык, быт и другие проявления культурных традиций славянских народов, географию, что по праву ставит его во главу зачинателей славистической науки. За объединение славянских народов во главе с Россией выступал и Юрий Крижанич (родился 1617 или 1618 году, умер в 1683 г.) – хорватский богослов, философ, писатель, лингвист-полиглот, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, священник-миссионер. Крижанич приехал в Москву в 1659 г., а 20 января 1661 года его сослали в Тобольск. Там он и написал свои знаменитые сочинения: «Политика», «О божественном Провидении», «Толкование исторических пророчеств», «О святом крещении». Именно в Тобольске Крижанич пришел к выводу, что для объединения славян единство государственное, религиозное и культурное должно быть дополнено единством языковым. Эту идею он осуществил в труде «Грамматично исказание об русском езику». Во времена Просвещения серб Джордже Бранкович, в прошлом политик, создал фундаментальный труд «Славяно-сербские хроники», в котором писал о принадлежности сербов к славянскому миру. Основоположник сербского Просвещения Досифей Обрадович утверждал: «религия и вера могут измениться, а род и язык – никогда»[48]. «Весь народ одного рода и языка подобен единому телу»[49]. Вера южных и западных славян в Россию как потенциального освободителя от турецкого, австрийского и германского ига явилась главной силой движения за славянское единство. На рубеже XVIII-XIX веков подъему славянского самосознания способствовали победы русского оружия. В 1798 -1799 гг. армия под командованием Александра Васильевича Суворова в Итальянском походе дважды прошла через земли южных и западных славян. В 1804-1807 годах Русская армия вела боевые действия на территории славянских земель в бывшей Австро-Венгерской империи, и солдаты удивлялись, что они понимают язык местного населения. Разгром французской армии в 1812 году в России, преследование наполеоновских войск вновь привели русских воинов в Европу. В России славянская идея поднимается в сферы внешней политики, о чем свидетельствует письмо В.Н. Каразина, адресованное в 1804 г. фактическому руководителю российского МИДа А. Чарторыйскому. В нем он доказывал необходимость оказать военную помощь восстанию сербов и после победы над Турцией основать большое сербское государство – "Царство словен", на престол которого воссядет один из братьев Александра I. В этом русле и записка чиновника МИДа Семена Михайловича Броневского о создании славянской федерации. Строились планы соединения славян с целью совместных действий против Австрии и французских провинций на Адриатике. Появление у образованных, политически мыслящих деятелей России замыслов государственного единения славянских народов стимулировалось в годы наполеоновских войн сложной международной обстановкой, безжалостной перекройкой в ходе французской экспансии политической карты Европы, необходимостью объединения всех сил для защиты от агрессии. Но главной причиной возникновения таких идей было формирование общеславянского самосознания и новых взглядов на право больших и малых народов на освобождение от чужеземной власти, создание самостоятельных славянских государств. Основоположником славянофильского движения в России был Алексей Степанович Хомяков (1804 - 1860). Он критиковал западное христианство за раздробленность духа, за культ индивидуального спасения, за подспудное воспитание чувства эгоизма среди прихожан и критически относился к стремлению насильно пересадить западные начала жизни на русскую почву. Он призывал русских людей вспомнить свое достоинство (или мы у Бога сироты?), тем более, что есть у Руси и свои добрые начала, которые можно и должно всячески развивать. Так у нас не было ни массового истребления «нетитульных» народностей, ни проповеди духа насилия и превосходства одного народа над другим, церковь не учила ни ненависти, ни злобе, ни мщению. Суть же русской соборности, по Хомякову, проста и безупречна: человек расцветает во всем блеске своих сил и возможностей только в истинно-соборном обществе, где силы каждого принадлежат всем и силы всех – каждому. Россия стояла на соборности. Соборность – это внимание к мнению других, отсутствие какого-либо диктата со стороны меньшинства. Соборность – это и есть то высшее понятие демократии.
КНИГА ВТОРАЯ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Часть четвертая. СЛАВЯНЕ В АВСТРИЙСКОЙ МОНАРХИИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ ЧАСТИ Очередной немецкий натиск на западных славян начался в 1273 году, когда королем Священной Римской империи был избран Рудольф Габсбург. Для словенцев эпоха владычества Габсбургов началась с поражения Отокара в битве на Моравском поле при Дюрнкруте в 1278 году и продолжалась до 1918 г. Чешские земли оказались под властью Габсбургов в 1526 г., после поражения объединённого венгерско-чешского войска в Мохачской битве с османской армией и гибели Людовика II, когда чешские феодалы избрали королём австрийского эрцгерцога Фердинанда I Габсбурга (правил в 1526-1564 гг.). Вступление в 1526 г. Фердинанда I на венгерский престол положило начало многонациональной монархии Габсбургов, включавшей не только Австрию, Словению, Чехию, но и Хорватию, Славонию, Задунайскую часть Венгрии и Словакию. В середине XVI в. южная Словакия была захвачена Османской империей, остальная территория вошла в состав монархии Габсбургов, которые после австро-турецкой войны 1683-1699 гг. присоединили к своим владениям и оставшуюся часть Словакии. Государственная администрация и управление проникли даже в самые отдаленные части страны. Вместе с немецкими чиновниками приходил и немецкий язык. Иосиф II (1741-1790 гг.), вопреки сопротивлению народа, ввел его в государственные учреждения, а славянский язык отодвигался в личную жизнь, литературу, в песни, обычаи и обряды. Важный этап в развитии славянской идеологии приходится на XIX в., когда началось формирование национального самосознания славянских народов под «идей славянской взаимности» (программы духовного единения и культурного сотрудничества славян), наиболее отчетливо сформулированной словацким поэтом Я.Колларом. Причиной этого феномена было осознание слабости своих сил в борьбе против национального гнета (напомним, что почти все славянские народы в XIX в. находились в чужеземной зависимости), которое толкало «будителей» на поиски поддержки (не только материальной, но и идеологической) у ближайших славянских соседей. Представители чешской интеллигенции, сыгравшие видную роль в развитии национального самосознания народа и создании его национальной культуры, получили название "будителей" (Й. Добровский, Ф. Пельцль, Й. Юнгман, Ф. Палацкий, П.Й. Шафарик и др.). Объединение славянских народов на основе культуры, формирование славянского народного сознания, укрепление веры в лучшую будущность славянства и вместе с ним всего человечества, развитие идей гуманизма и моральных ценностей в жизни народа – таковы основные постулаты, которые утверждали будители славян. Европейская революционная волна 1848 г. достигла и Австрийской империи. Немцы стали инициаторами созыва Франкфуртского парламента представителей германских государств, выступавших за преодоление раздробленности страны. Они предполагали, что Австрия вступит в общегерманский союз. На приглашение к участию в заседаниях парламента во Франкфурт чешский историк и политик Франтишек Палацкий написал 11 апреля 1848 г. знаменитое письмо с отказом. Идее общегерманского единства он противопоставил идею федерализации империи Габсбургов, в которой все нации получат равные права. Созыв Германского Национального собрания и проведение в июне 1848 года в Праге Славянского съезда обозначили продолжающуюся тысячелетнюю борьбу западных славян против онемечивания. Конфликт так и воспринимался современниками, как противостояние славян и немцев, чему способствовала атмосфера апрельских (1848 г.) манифестаций славянской общины в Вене. В Программном документе съезда подчеркивалось, что в союзном государстве под австрийской короной должна быть гарантирована независимость каждой славянской народности и ее полная внутренняя свобода. Четвертый пункт программы решительно возражал против включения славянских народов в состав Германии: «Никогда мы не признаем господства Германии над нами!». Пражский съезд возбудил надежды у западных, южных, отчасти и у восточных славян на возрождение собственной государственности. Свет пражской зари дал начало новому славянскому дню, пробудил от спячки многие славянские народы, поднял их на борьбу за свою самостоятельность, которая осуществились в результате Первой мировой войны. Важность славянского съезда, по мнению М. Бакунина состояла в том, что это было «первое свидание, первое знакомство, первая попытка соединения и уразумения славян между собою».
Часть шестая. НЕОСЛАВИЗМ Глава 1. ПЕРВЫЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ СЪЕЗД В ПРАГЕ 1908 г. КНИГА ТРЕТЬЯ СЛАВЯНСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
Славянский собор в Болгарии ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДЕВЯТОЙ ЧАСТИ В ХХI века оживились всевозможные национальные движения, в том числе и русско-славянские. Здесь сказалась и тоска по единой империи, и необходимость поддержки русскоязычных меньшинств в странах СНГ, и протест против продвижения НАТО на Восток, и сочувствие народам распадающейся и подвергшейся агрессии НАТО Югославии, и стремление вновь вернуть утраченные после распада соцлагеря позиции в регионе Центральной и Юго-Восточной Европы другими идеологическими средствами и пр. Разные цели и подспудные стремления обусловливают пестроту современного славянского движения, которое очень разновекторно и раздроблено и представляет весь спектр политической палитры от правых националистов, монархистов до левых национал-коммунистов. Примечательно, что центристов, а также либералов и демократов среди поборников славянской идеи крайне мало. Помимо этого, к славянскому движению примыкают представители разных конфессий: от православных до неоязычников. Наиболее активной организацией в современном славянском движении является Международный союз общественных объединений «Всеславянский собор» (1995), который выступает за возрождение всеславянского единства на основе экономического, политического и культурного сотрудничества славянских народов, за межконфессиональное согласие и гражданское примирение. По его инициативе и непосредственном участии прошли Славянский съезд в Праге в 1998 г., Чрезвычайный съезд Всеславянского Собора в 1999 г. и VIII Всеславянский съезд 2001 г. в Москве, IX Всеславянский собор в Ужгороде в 2002 г., Славянский съезд в Минске в 2005 г. «Всеславянскому Собору желчно противостоит немощное международное общество «Славяне», имеющее похожие цели и задачи, участвующее в проведении Дней славянской письменности и культуры, организации симпозиумов по славянской идеологии в Мэрии Москвы и Московской Патриархии. Однако реального влияния на процессы, происходящие в современном славянском движении, оно не имеет»[61].
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СЛАВИЗМА Заключение монографии «Славянская идея»
В XIX веке русский философ К.Н. Леонтьев сокрушался по поводу отсутствия научного обоснования славизма. «Если скажем китаизм, – рассуждал он, – то всем сразу понятно – это китайская культура; скажем европеизм, то… это целостная романо-германская культура. Где же подобная, ясная, общая идея славизма? Где соответственная этой идее яркая и живая историческая картина?». Эти вопросы определили главную цель нашего исследования: на основе анализа трудов предшественников, современных научных достижений выявить исторические этапы развития славянской цивилизации, фундаментальные основы славизма, как её идеологического базиса, законы и закономерности, определяющие его жизнедеятельность. На основании изученных материалов можно сделать вывод, что славизм – это общественно-политическое течение, выступающее за единение славянских народов, родственных по языку и культуре, имеющих общие традиции, нравственные ценности и верования. Идейными истоками славизма являются народные сказания, легенды и мифы о зарождении славянских народов, их история. Составные части славизма: – югославский иллиризм, польский мессианизм, словацкий панславизм, чешский австрославизм, русское славянофильство; – теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского; – славяноведение как наука о славянском мире; – международное славянское движение как социальная практика.
I. СЛАВИЗМ В ИЕРАРХИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИДЕЙ
В мире этно-социальных идей существует строгая иерархия, которую можно выстроить по возрастающей: индивидуализм, национализм, цивилизационная идея (германизм, тюркизм, славизм и т.д.), расизм, интернационализм. Каждая из них защищает свою часть социума, имеет свои цели и задачи. Наиболее влиятельная – национализм[62] (фр. nationalisme) – идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Национализм проповедует верность и преданность своей нации, её политическую независимость, работу на благо собственного народа, воспитывает национальное самосознание для защиты нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Проявления крайнего национализма – нацизм, связанные с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию, относятся к международным правонарушениям. В последние века набирает силу интернационализм (от лат. inter – между и natio – народ: международный) – идеология солидарности народов и рас, проявляющаяся в психологии, идеологии и политике. В целях развития интернационализма создана Организация объединенных наций и другие глобальные институты. В.И. Ленин писал: «Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм – вот два непримиримо-враждебные лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистического мира и выражающие две политики (более того: два миросозерцания) в национальном вопросе»[63]. В Советском Союзе коммунисты считали своей первостепенной обязанностью воспитание советского народа в духе интернационализма, непримиримости к любым проявлениям национализма и шовинизма. Между этими антагонистическими идеологиями находится идея, стоящая на страже цивилизации (от civilis – гражданский, государственный)[64]. Русский мыслитель Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) в книге «Россия и Европа» (1868 г.) дал следующее определение цивилизации: это социальная общность, которая, обладая известной локальностью, единообразием условий существования, особенными связями и внутренними структурами, сложились в организацию, отличную от других по индивидуальным видовым признакам. Он выводит пять общих объективных законов, определяющих цивилизацию: Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою для того, чтобы родство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий – составляет самобытный культурно-исторический тип. Закон 2. Дабы цивилизация могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы входящие в нее народы пользовались политической независимостью. Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого культурно-исторического типа. Каждый культурно-исторический тип вырабатывает их для себя при большем или меньшем влиянии чуждых ему предшествовавших или современных цивилизаций. Закон 4. Цивилизация только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, ее составляющие. Когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему. Закон 5. Ход развития культурно-исторического типа всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток.
II. СЛАВЯНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Н.Я. Данилевский определил, что культурно-исторические типы соответствуют великим лингво-этнографическим семействам. Семь таких семейств: санскритское, иранское, эллинское, латинское, кельтское, германское и славянское принадлежат к арийской общности... Вся историческая аналогия говорит, следовательно, что и славяне могут и должны образовать свою самобытную цивилизацию, что славянство есть термин одного порядка с эллинизмом, латинством, европеизмом, – такой же культурно-исторический тип, по отношению к которому Россия, Чехия, Сербия, Болгария должны иметь тот же смысл, какой имеют Франция, Англия, Германия, Испания по отношению к Европе... всемирно-исторический опыт говорит нам, что ежели славянство не будет иметь этого высокого смысла, то оно не будет иметь никакого, – что вся тысячелетняя этнографическая подготовка, вся многовековая народно-государственная жизнь и борьба, все политическое могущество, достигнутое столькими жертвами славянских народов, есть только мыльный пузырь, форма без содержания, бесцельное существование, убитый морозом росток. Как свидетельствует история, славянская цивилизация составляет ядро индоевропейской общности, стоит на прочном фундаменте, заложенном Великой Скифией, и не менее Великой Сарматией, и является одной из основ современного многополярного мира. Славянское единство является главным условием её существования как культурно-исторического типа. Исходя из законов, выявленных Н.Я. Данилевским, можно выделить следующие особенности славянской цивилизации: – У народов славянского мира издревле существует естественное стремление соединить свои усилия в целях совместного созидания и защиты. Славянскими федерациями были княжество Само, Великая Моравия, Славия, Киевская Русь, Россия, Речь Посполита, Чехословакия, Федеративная Республика Югославия, Советский Союз. Стремление к единению было присуще славянам всегда. В XIX веке Ян Коллар написал о славянском притяжении: «Славянский народ стремится опять к своему первоначальному единству, как растение, достигшее своего цвета и плода, к своему семени и зерну. Славяне в наше время не только способны к общему союзу, которого не могут разорвать ни моря, ни земли и который невидимо обнимает все племена и наречия; славяне не только способны к такому литературно-духовному союзу, но он сделался даже для их большинства необходимой потребностью»[65]. Это стремление к единству славяне продемонстрировали и в ХХ веке после победы во Второй мировой войне, активно поддержав идею создания Содружества независимых славянских государств. Стремление к единству присуще славянам и в XXI веке, но для создания Союза Славянских Государств необходимо тесное сотрудничество славянских стран в политической сфере. – Для развития славянской цивилизации важна общность экономической жизни. Эта закономерность также проявилась после Второй мировой войны, когда славянские страны создали Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), который способствовал образованию единого экономического пространства славянского мира. – Для защиты целостности славянской цивилизации и ее граждан необходимы военные союзы и объединения. После Второй мировой войны была создана Организация Варшавского договора, которая обеспечивала безопасность славянского мира. Н.Я. Данилевский по этому поводу писал: «Что касается внешних врагов славян, которые, при сочувствии и содействии внутренних врагов, в австрийской или австро-турецкой федерации могли сделаться столь страшными для них, то и они теряют свое значение относительно Всеславянского союза, сил которого хватит на то, чтобы и волос не смел упасть с главы славянской». С ослаблением защитных функций славянской цивилизации, входящие в неё страны и народы быстро становится легкой добычей воинственных наций и исчезают с политической карты мира. – Непередаваемость славянской цивилизации выводится из таких понятий, как «славянский дух», «славянский образ жизни», которые являются уникальными. Н.Я. Дани
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.26.141 (0.015 с.) |