Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Славяне питают к своим святыням такое уважение, что место, где расположен храм, не позволяют осквернять кровью даже во время войны.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Исконная, общая всему славянству вера в единого Бога, владыки мира и других богов. Никакой языческий народ не подходил так близко к единобожию, как балтийские славяне: это свидетельствует о глубине и ясности их религиозной мысли[42]. Крепость семейного союза. С верностью данному слову и честностью соединялась крепость супружеского союза и семейного быта, построенного на взаимной любви. Жена не раба, а равноправная мужу госпожа в доме. Святитель Германии Бонифаций писал: «Жена… считается между ними славною, которая своею рукою убьет себя, чтобы сгореть с мужем на одном костре»[43]. Первый и главный долг балтийского славянина – забота о своих родителях, кормить и покоить их на старости. Тот пользовался наибольшим уважением, кто имел наибольшую семью и родню. В Славии не было людей бедных и нищих. Славяне не допускали, чтобы кто-то впадал в нищету или просил милостыни. Равноправие. Аристократии у славян не было. Господствовала община. Всем распоряжался сход. Общий сейм лютичей собирался в городе Радигоще – общей святыне. На сходе все имели равный голос. Общинный дух славян способствовал единству государственной власти[44]. Через аристократию вошла погибель к славянскому народу. При водворении христианства и немецкого влияния на Поморье, знать тотчас же онемечилась и, приняв все условия германской жизни, получила такую же власть, которая она имела в Германии: тогда и князь, не находя против неё опоры у себя в обессиленной народной общине, должен был со своей стороны приглашать в города свои немецких горожан (бюргеров) и водворять на Поморье немецкий быт. И при таком переходе к немецкой жизни, – добровольном со стороны знати, вынужденном знатью – со стороны князя, – в скором времени Поморье из славянской земли превратилась в немецкую. Ран тоже онемечило, стремясь по внутренней склонности к немецкому быту, аристократическое сословие[45]. В славянской деревне жилища стояли плотно, жили купно. В германской – вразброс, далеко друг от друга. Прибалтийские славяне сжигали покойников, продолжая традиции лужицкой культуры полей захоронений, распространившейся в середине II тыс. до н.э. от Прибалтики до Рима.
Часть вторая. РУССКО-ПОЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И РАЗДОРЫ Глава 1. ИСТОКИ ЕДИНСТВА Глава 2. КАК РУССКАЯ ЛИТВА СТАЛА ПОЛЬСКОЙ 2.1. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА [46] Глава 3. ПОЛЬСКИЙ НАТИСК НА ЗАПАДНУЮ РУСЬ 3.1. ГРЮНВАЛЬДСКАЯ БИТВА 3.2. ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО РУССКОЕ 3.3. ГОРОДЕЛЬСКАЯ УНИЯ 3.4. РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ Глава 5. ПОЛЬСКО-РУССКАЯ УНИЯ 5.1. СМУТНОЕ ВРЕМЯ НА РУСИ Глава 6. РУССКО-ПОЛЬСКАЯ БОРЬБА ЗА УКРАИНУ Глава 7. ТРИ РАЗДЕЛА ПОЛЬШИ 7.1. Первый раздел Речи Посполитой 7.2. Второй раздел Речи Посполитой 7.3. Третий раздел Речи Посполитой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОЙ ЧАСТИ
В русско-польских отношениях славянская идея обитала в высоких сферах государственной политики. Общее полянское происхождение, языковая близость, казалось бы, способствовали единению русских и поляков. Но преградой на этом пути стал раскол христианства на католиков и православных. Польские короли не могли принять православие, а русские цари – стать католиками. Куликовская битва стала важным рубежом в славянской истории, когда лидерство в борьбе за духовное и культурное наследие Киевской Руси, за собирание древнерусских земель переходит от Великого княжества Литовского и Русского к Великому княжеству Московскому. Православная церковь выступила в качестве духовной скрепы, соединяющей всю Русь: и Литву, и Москву, и Новгород, и другие удельные княжества. Славянское единство символизировала православная церковь. Но в 1385 году произошло событие, внесшее раскол в славянский мир. Заключение Кревской унии, отход Великого литовского князя Ягайло от православной традиции, принятие им католицизма под именем Владислав и обещание перед польской знатью «втелить» (т. е. встроить) Литву и Русь в Польшу вызвали протест и отчуждение между православными западнорусскими князьями и католической польской и литовской знатью. Великое княжество Литовское и Русское утрачивает самостоятельность, вначале становится второразрядным государством относительно Польши, затем теряет самобытность и фактически становится польско-католической провинцией Речи Посполитой. Созданное Великое княжество Русское было разрушено польско-литовскими войсками. Люблинская уния 1569 года завершила процесс полного подчинения Великого княжества Литовского Польскому королевству, сделав литовцев «единым польским шляхетским народом». И все же главный итог славянского сопротивления: победа на Куликовом поле остановила агрессию со стороны монголо-татар, а сражение под Грюнвальдом, которое было на тридцать лет позже, поставило барьер перед натиском (Дранг нах Остен!) немецких рыцарей-крестоносцев на славянский мир с Запада, продолжавшегося сотни лет. Когда славяне едины – мы непобедимы. Часть третья. СЛАВЯНСКАЯ ИДЕЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ Глава 1. «СЛАВЯНСКОЕ ЦАРСТВО» МАВРО ОРБИНИ 1.2. ОСНОВЫ ВСЕСЛАВЯНСКОГО ЕДИНСТВА В ТРУДАХ ЮРИЯ КРИЖАНИЧА Глава 2. СЛАВЯНСКАЯ ИДЕЯ В СЕРБИИ XVIII в. 2.1. СЕРБСКИЙ ПРОЕКТ «СЛАВЯНСКОГО ЦАРСТВА» Глава 3. ИДЕЯ СЛАВЯНСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ 3.1. СЛАВЯНСКИЕ ОБЩЕСТВА В РОССИИ 3.2. СЛАВЯНОФИЛЫ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ Эпоха Возрождения стала важным этапом и в возрождении славянской идеи, которая получила наибольшее развитие у хорватских просветителей. Далматинский поэт Илия Цриевич-Туберон (1463-1520) писал о едином «славянском царстве», которое простиралось в его представлении от Иллирии до Балтийского и Черного морей, вплоть до Московии. Профессор теологии Винко Прибоевич в 1525 г. выступил перед согражданами с докладом на латинском языке «О происхождении и успехах славян», в котором высказал идею широкой славянской общности, к которой он причислял далматинцев. Фауст Вранчич (1551-1617) из Шибеника в 1595 г. издал в Венеции многоязычный словарь, в котором развил положение о близости славянских языков и этническом родстве славян. К плеяде хорватских просветителей относится и дон Мавро Орбини (1563? - † 1614) из Дубровника. Его книга «Славянское царство», вышедшая в 1601 г. представляет собой образец научного исследования своего времени, содержащий множество деталей и фактов, что свидетельствует о его добросовестности и тщательности в отыскании истины, которая могла бы дать читателям ясное и верное представление о прошлом славянского мира. Именно Мавро Орбини своей книгой «Славянское царство», по словам Франка Волльмана, «открыл эпоху гуманистически-барочного славяноведения»[47]. Еще в XVI веке, опираясь на труды ученых, он тщательно исследовал историю, язык, быт и другие проявления культурных традиций славянских народов, географию, что по праву ставит его во главу зачинателей славистической науки. За объединение славянских народов во главе с Россией выступал и Юрий Крижанич (родился 1617 или 1618 году, умер в 1683 г.) – хорватский богослов, философ, писатель, лингвист-полиглот, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, священник-миссионер. Крижанич приехал в Москву в 1659 г., а 20 января 1661 года его сослали в Тобольск. Там он и написал свои знаменитые сочинения: «Политика», «О божественном Провидении», «Толкование исторических пророчеств», «О святом крещении». Именно в Тобольске Крижанич пришел к выводу, что для объединения славян единство государственное, религиозное и культурное должно быть дополнено единством языковым. Эту идею он осуществил в труде «Грамматично исказание об русском езику». Во времена Просвещения серб Джордже Бранкович, в прошлом политик, создал фундаментальный труд «Славяно-сербские хроники», в котором писал о принадлежности сербов к славянскому миру. Основоположник сербского Просвещения Досифей Обрадович утверждал: «религия и вера могут измениться, а род и язык – никогда»[48]. «Весь народ одного рода и языка подобен единому телу»[49]. Вера южных и западных славян в Россию как потенциального освободителя от турецкого, австрийского и германского ига явилась главной силой движения за славянское единство. На рубеже XVIII-XIX веков подъему славянского самосознания способствовали победы русского оружия. В 1798 -1799 гг. армия под командованием Александра Васильевича Суворова в Итальянском походе дважды прошла через земли южных и западных славян. В 1804-1807 годах Русская армия вела боевые действия на территории славянских земель в бывшей Австро-Венгерской империи, и солдаты удивлялись, что они понимают язык местного населения. Разгром французской армии в 1812 году в России, преследование наполеоновских войск вновь привели русских воинов в Европу. В России славянская идея поднимается в сферы внешней политики, о чем свидетельствует письмо В.Н. Каразина, адресованное в 1804 г. фактическому руководителю российского МИДа А. Чарторыйскому. В нем он доказывал необходимость оказать военную помощь восстанию сербов и после победы над Турцией основать большое сербское государство – "Царство словен", на престол которого воссядет один из братьев Александра I. В этом русле и записка чиновника МИДа Семена Михайловича Броневского о создании славянской федерации. Строились планы соединения славян с целью совместных действий против Австрии и французских провинций на Адриатике. Появление у образованных, политически мыслящих деятелей России замыслов государственного единения славянских народов стимулировалось в годы наполеоновских войн сложной международной обстановкой, безжалостной перекройкой в ходе французской экспансии политической карты Европы, необходимостью объединения всех сил для защиты от агрессии. Но главной причиной возникновения таких идей было формирование общеславянского самосознания и новых взглядов на право больших и малых народов на освобождение от чужеземной власти, создание самостоятельных славянских государств. Основоположником славянофильского движения в России был Алексей Степанович Хомяков (1804 - 1860). Он критиковал западное христианство за раздробленность духа, за культ индивидуального спасения, за подспудное воспитание чувства эгоизма среди прихожан и критически относился к стремлению насильно пересадить западные начала жизни на русскую почву. Он призывал русских людей вспомнить свое достоинство (или мы у Бога сироты?), тем более, что есть у Руси и свои добрые начала, которые можно и должно всячески развивать. Так у нас не было ни массового истребления «нетитульных» народностей, ни проповеди духа насилия и превосходства одного народа над другим, церковь не учила ни ненависти, ни злобе, ни мщению. Суть же русской соборности, по Хомякову, проста и безупречна: человек расцветает во всем блеске своих сил и возможностей только в истинно-соборном обществе, где силы каждого принадлежат всем и силы всех – каждому. Россия стояла на соборности. Соборность – это внимание к мнению других, отсутствие какого-либо диктата со стороны меньшинства. Соборность – это и есть то высшее понятие демократии.
КНИГА ВТОРАЯ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Часть четвертая. СЛАВЯНЕ В АВСТРИЙСКОЙ МОНАРХИИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.125 (0.007 с.) |