Славяне питают к своим святыням такое уважение, что место, где расположен храм, не позволяют осквернять кровью даже во время войны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Славяне питают к своим святыням такое уважение, что место, где расположен храм, не позволяют осквернять кровью даже во время войны.



Исконная, общая всему славянству вера в единого Бога, владыки мира и других богов. Никакой языческий народ не подходил так близко к единобожию, как балтийские славяне: это свидетельствует о глубине и ясности их религиозной мысли[42].

Крепость семейного союза. С верностью данному слову и честностью соединялась крепость супружеского союза и семейного быта, построенного на взаимной любви. Жена не раба, а равноправная мужу госпожа в доме. Святитель Германии Бонифаций писал: «Жена… считается между ними славною, которая своею рукою убьет себя, чтобы сгореть с мужем на одном костре»[43].

Первый и главный долг балтийского славянина – забота о своих родителях, кормить и покоить их на старости. Тот пользовался наибольшим уважением, кто имел наибольшую семью и родню.

В Славии не было людей бедных и нищих. Славяне не допускали, чтобы кто-то впадал в нищету или просил милостыни.

Равноправие. Аристократии у славян не было. Господствовала община. Всем распоряжался сход. Общий сейм лютичей собирался в городе Радигоще – общей святыне. На сходе все имели равный голос. Общинный дух славян способствовал единству государственной власти[44]. Через аристократию вошла погибель к славянскому народу. При водворении христианства и немецкого влияния на Поморье, знать тотчас же онемечилась и, приняв все условия германской жизни, получила такую же власть, которая она имела в Германии: тогда и князь, не находя против неё опоры у себя в обессиленной народной общине, должен был со своей стороны приглашать в города свои немецких горожан (бюргеров) и водворять на Поморье немецкий быт. И при таком переходе к немецкой жизни, – добровольном со стороны знати, вынужденном знатью – со стороны князя, – в скором времени Поморье из славянской земли превратилась в немецкую. Ран тоже онемечило, стремясь по внутренней склонности к немецкому быту, аристократическое сословие[45].

В славянской деревне жилища стояли плотно, жили купно. В германской – вразброс, далеко друг от друга.

Прибалтийские славяне сжигали покойников, продолжая традиции лужицкой культуры полей захоронений, распространившейся в середине II тыс. до н.э. от Прибалтики до Рима.

 

Часть вторая. РУССКО-ПОЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И РАЗДОРЫ

Глава 1. ИСТОКИ ЕДИНСТВА

Глава 2. КАК РУССКАЯ ЛИТВА СТАЛА ПОЛЬСКОЙ

2.1. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА [46]

Глава 3. ПОЛЬСКИЙ НАТИСК НА ЗАПАДНУЮ РУСЬ

3.1. ГРЮНВАЛЬДСКАЯ БИТВА

3.2. ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО РУССКОЕ

3.3. ГОРОДЕЛЬСКАЯ УНИЯ

3.4. РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ

Глава 5. ПОЛЬСКО-РУССКАЯ УНИЯ

5.1. СМУТНОЕ ВРЕМЯ НА РУСИ

Глава 6. РУССКО-ПОЛЬСКАЯ БОРЬБА ЗА УКРАИНУ

Глава 7. ТРИ РАЗДЕЛА ПОЛЬШИ

7.1. Первый раздел Речи Посполитой

7.2. Второй раздел Речи Посполитой

7.3. Третий раздел Речи Посполитой

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОЙ ЧАСТИ

 

В русско-польских отношениях славянская идея обитала в высоких сферах государственной политики. Общее полянское происхождение, языковая близость, казалось бы, способствовали единению русских и поляков. Но преградой на этом пути стал раскол христианства на католиков и православных. Польские короли не могли принять православие, а русские цари – стать католиками.

Куликовская битва стала важным рубежом в славянской истории, когда лидерство в борьбе за духовное и культурное наследие Киевской Руси, за собирание древнерусских земель переходит от Великого княжества Литовского и Русского к Великому княжеству Московскому. Православная церковь выступила в качестве духовной скрепы, соединяющей всю Русь: и Литву, и Москву, и Новгород, и другие удельные княжества. Славянское единство символизировала православная церковь.

Но в 1385 году произошло событие, внесшее раскол в славянский мир. Заключение Кревской унии, отход Великого литовского князя Ягайло от православной традиции, принятие им католицизма под именем Владислав и обещание перед польской знатью «втелить» (т. е. встроить) Литву и Русь в Польшу вызвали протест и отчуждение между православными западнорусскими князьями и католической польской и литовской знатью. Великое княжество Литовское и Русское утрачивает самостоятельность, вначале становится второразрядным государством относительно Польши, затем теряет самобытность и фактически становится польско-католической провинцией Речи Посполитой. Созданное Великое княжество Русское было разрушено польско-литовскими войсками. Люблинская уния 1569 года завершила процесс полного подчинения Великого княжества Литовского Польскому королевству, сделав литовцев «единым польским шляхетским народом».

И все же главный итог славянского сопротивления: победа на Куликовом поле остановила агрессию со стороны монголо-татар, а сражение под Грюнвальдом, которое было на тридцать лет позже, поставило барьер перед натиском (Дранг нах Остен!) немецких рыцарей-крестоносцев на славянский мир с Запада, продолжавшегося сотни лет. Когда славяне едины – мы непобедимы.

Часть третья. СЛАВЯНСКАЯ ИДЕЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Глава 1. «СЛАВЯНСКОЕ ЦАРСТВО» МАВРО ОРБИНИ

1.2. ОСНОВЫ ВСЕСЛАВЯНСКОГО ЕДИНСТВА В ТРУДАХ ЮРИЯ КРИЖАНИЧА

Глава 2. СЛАВЯНСКАЯ ИДЕЯ В СЕРБИИ XVIII в.

2.1. СЕРБСКИЙ ПРОЕКТ «СЛАВЯНСКОГО ЦАРСТВА»

Глава 3. ИДЕЯ СЛАВЯНСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ

3.1. СЛАВЯНСКИЕ ОБЩЕСТВА В РОССИИ

3.2. СЛАВЯНОФИЛЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ

Эпоха Возрождения стала важным этапом и в возрождении славянской идеи, которая получила наибольшее развитие у хорватских просветителей. Далматинский поэт Илия Цриевич-Туберон (1463-1520) писал о едином «славянском царстве», которое простиралось в его представлении от Иллирии до Балтийского и Черного морей, вплоть до Московии. Профессор теологии Винко Прибоевич в 1525 г. выступил перед согражданами с докладом на латинском языке «О происхождении и успехах славян», в котором высказал идею широкой славянской общности, к которой он причислял далматинцев. Фауст Вранчич (1551-1617) из Шибеника в 1595 г. издал в Венеции многоязычный словарь, в котором развил положение о близости славянских языков и этническом родстве славян. К плеяде хорватских просветителей относится и дон Мавро Орбини (1563? - † 1614) из Дубровника. Его книга «Славянское царство», вышедшая в 1601 г. представляет собой образец научного исследования своего времени, содержащий множество деталей и фактов, что свидетельствует о его добросовестности и тщательности в отыскании истины, которая могла бы дать читателям ясное и верное представление о прошлом славянского мира. Именно Мавро Орбини своей книгой «Славянское царство», по словам Франка Волльмана, «открыл эпоху гуманистически-барочного славяноведения»[47]. Еще в XVI веке, опираясь на труды ученых, он тщательно исследовал историю, язык, быт и другие проявления культурных традиций славянских народов, географию, что по праву ставит его во главу зачинателей славистической науки.

За объединение славянских народов во главе с Россией выступал и Юрий Крижанич (родился 1617 или 1618 году, умер в 1683 г.) – хорватский богослов, философ, писатель, лингвист-полиглот, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, священник-миссионер. Крижанич приехал в Москву в 1659 г., а 20 января 1661 года его сослали в Тобольск. Там он и написал свои знаменитые сочинения: «Политика», «О божественном Провидении», «Толкование исторических пророчеств», «О святом крещении». Именно в Тобольске Крижанич пришел к выводу, что для объединения славян единство государственное, религиозное и культурное должно быть дополнено единством языковым. Эту идею он осуществил в труде «Грамматично исказание об русском езику».

Во времена Просвещения серб Джордже Бранкович, в прошлом политик, создал фундаментальный труд «Славяно-сербские хроники», в котором писал о принадлежности сербов к славянскому миру. Основоположник сербского Просвещения Досифей Обрадович утверждал: «религия и вера могут измениться, а род и язык – никогда»[48]. «Весь народ одного рода и языка подобен единому телу»[49]. Вера южных и западных славян в Россию как потенциального освободителя от турецкого, австрийского и германского ига явилась главной силой движения за славянское единство.

На рубеже XVIII-XIX веков подъему славянского самосознания способствовали победы русского оружия. В 1798 -1799 гг. армия под командованием Александра Васильевича Суворова в Итальянском походе дважды прошла через земли южных и западных славян. В 1804-1807 годах Русская армия вела боевые действия на территории славянских земель в бывшей Австро-Венгерской империи, и солдаты удивлялись, что они понимают язык местного населения. Разгром французской армии в 1812 году в России, преследование наполеоновских войск вновь привели русских воинов в Европу.

В России славянская идея поднимается в сферы внешней политики, о чем свидетельствует письмо В.Н. Каразина, адресованное в 1804 г. фактическому руководителю российского МИДа А. Чарторыйскому. В нем он доказывал необходимость оказать военную помощь восстанию сербов и после победы над Турцией основать большое сербское государство – "Царство словен", на престол которого воссядет один из братьев Александра I. В этом русле и записка чиновника МИДа Семена Михайловича Броневского о создании славянской федерации. Строились планы соединения славян с целью совместных действий против Австрии и французских провинций на Адриатике.

Появление у образованных, политически мыслящих деятелей России замыслов государственного единения славянских народов стимулировалось в годы наполеоновских войн сложной международной обстановкой, безжалостной перекройкой в ходе французской экспансии политической карты Европы, необходимостью объединения всех сил для защиты от агрессии. Но главной причиной возникновения таких идей было формирование общеславянского самосознания и новых взглядов на право больших и малых народов на освобождение от чужеземной власти, создание самостоятельных славянских государств.

Основоположником славянофильского движения в России был Алексей Степанович Хомяков (1804 - 1860). Он критиковал западное христианство за раздробленность духа, за культ индивидуального спасения, за подспудное воспитание чувства эгоизма среди прихожан и критически относился к стремлению насильно пересадить западные начала жизни на русскую почву. Он призывал русских людей вспомнить свое достоинство (или мы у Бога сироты?), тем более, что есть у Руси и свои добрые начала, которые можно и должно всячески развивать. Так у нас не было ни массового истребления «нетитульных» народностей, ни проповеди духа насилия и превосходства одного народа над другим, церковь не учила ни ненависти, ни злобе, ни мщению. Суть же русской соборности, по Хомякову, проста и безупречна: человек расцветает во всем блеске своих сил и возможностей только в истинно-соборном обществе, где силы каждого принадлежат всем и силы всех – каждому. Россия стояла на соборности. Соборность – это внимание к мнению других, отсутствие какого-либо диктата со стороны меньшинства. Соборность – это и есть то высшее понятие демократии.

 

КНИГА ВТОРАЯ

ВОЗРОЖДЕНИЕ

 

Часть четвертая. СЛАВЯНЕ В АВСТРИЙСКОЙ МОНАРХИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.016 с.)