Билет №25 Русская культура сер.и второй половины 19 века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №25 Русская культура сер.и второй половины 19 века.



Общая характеристика эпохи

2-я половина XIX в. — время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусст­ве. В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения: по­ражением закончилась Крымская война 1853—1856 гг., умер император Николай I, взошедший на престол Александр II осу­ществил долгожданную отмену крепостного права и другие ре­формы. Годы правления 1855—1881. Популярной в искусстве стала «русская тема». Русская культура не замыкалась в нацио­нальных рамках, не отделялась от культуры остального мира. До­стижения зарубежного искусства находили отклик в России. В свою очередь русская культура, прежде всего литература и му­зыка, получила всемирное признание. Русская культура заняла почетное место в семье европейских культур.

Образование

Существовавшая система народного образования не удовлет­воряла социальному и экономическому развитию страны. Низ­кий уровень грамотности основной массы населения и дефицит образованных специалистов казывали на необходимость пере­мен. Поэтому реформа народного образования стала неотъем­лемой частью реформ 1860-х гг. Эпоха освобождения дала силь­ный толчок культурному развитию России, способствовала невиданному прежде росту числа сельских и городских школ.

Наследием крепостной эпохи был низкий уровень грамотно­сти народа. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. XIX в. доля негра­мотных (за исключением детей до 7 лет) составляла 44%. В Мос­кве по переписи 1871 г. неграмотных оказалось 55%.

По вопросу о среднем образовании велась длительная дискус­сия между сторонниками реального и классического направле­ний. Верх одержали сторонники классического направления, опиравшиеся на консервативных министров народного просве­щения Д. А. Толстого и И. Д. Делянова.

«Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г. ввело, кроме государственных, земские и воскресные учи­лища. Устав гимназий и прогимназий, утвержденный 19 ноября 1864 г., разделил средние учебные заведения — гимназии — на классические и реальные с 7-летним сроком обучения. Плата за обучение была довольно высокой. В 1865 г. насчитывалось 96 гимназий, в середине 1890-х гг. — около 600.

В 1897 г. средний уровень грамотности составлял 21,1%. При этом в городе грамотных было в 2 раза, чем в деревне. Гра­мотность была больше распространена среди мужчин (29,3%), чем среди женщин (13,1%).

18 июня 1863 г. был утвержден новый устав для университетов. Восстанавливалось университетское самоуправление. В поре­форменный период открылись новые университеты в:

1) Одессе;

2) Варшаве;

3) Томске. В университетах преподавали такие выдающиеся ученые, как:

 

1) А. М. Бутлеров;

2) Д. И. Менделеев;

3) И. М. Сеченов;

4) С. М. Соловьев;

5) К. А. Тимирязев и др.

Университетский устав 23 августа 1884 г. фактически упразд­нял автономию университетов.

В 1858 г. появились и женские гимназии. До этого поступать женщинам в университеты запрещалось. В 1860—70-е гг. были организованы первые высшие женские курсы с университетской программой в Москве (проф. В. И. Герье) и в Петербурге (проф. К. Н. Бестужев-Рюмин).

После 1881 г. в сфере просвещения снова произошли измене­ния. А печально известный циркуляр Министерства народного просвещения от 5 июня 1887 г. («о кухаркиных детях») ввел огра­ничение на прием в гимназии, чтобы не допустить «поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т. п. людей»; плата за обучение была повышена.

После разрешения в 1858 г. обсуждать в печати проблемы об­щественной жизни и деятельности правительства резко возросло число периодических изданий и наименований книг. «Времен­ные правила», утвержденные 12 мая 1862 г., даже разрешили печатать критические материалы в дорогих изданиях, недоступных для простого народа. Но т. к. сильное беспокойство обер-проку­рора и цензора К. П. Победоносцева вызывали библиотеки и чи­тальни, в 1888 г. каталог книг, разрешенных для выдачи читате­лям, был пересмотрен.

Наука

2-я половина XIX в. стала периодом новых выдающихся от­крытий русской науки, для развития которой были созданы бла­гоприятные условия. Оживились контакты русских ученых с кол­легами из Западной Европы.

И. М. Сеченов 1829—1905) заложил основы отечественной физиологии. И. И. Мечников (1845—1916) основал школу микро­биологии и сравнительной патологии. К. А. Тимирязев (1843— 1920), исследуя процесс фотосинтеза, положил начало русской школе физиологии растений.

60—70-е гг. XIX в. называют золотым веком русской химии. Величайшим открытием этого времени стал периодический закон химических элементов (1869 г.), открытый Д. И. Менделее­вым (1834—1907) и зафиксированный им в виде таблицы. Разра­ботал фундаментальную теорию химического строения А. М. Бут­леров (1828—1886).

Мировую славу русским ученым принесли открытия в области техники. Это изобретения П. Н. Яблочкова (1847—1894) — дуговая лампа и разработанная им система электрического освещения; А. Н. Лодыгина (1847—1923) — электрическая лампа накаливания; А. Ф. Можайского (1825—1890) — первый в мире запатентован­ный самолет (1881 г.). А.Ф. Можайский изучал полет птиц, делал модели, а в 1881 г. начал постройку самолета с двумя паровыми ма­шинами мощностью 20 и 10 лошадиных сил.

П. Л. Чебышев (1821—1894) сделал крупные открытия в об­ласти математического анализа, теории чисел, теории вероятно­стей. Он положил начало петербургской математической школе. В развитии физики выдающуюся роль сыграл А. Г. Столетов (1839—1896). Ему принадлежит ряд исследований в области фото­электрических явлений, впоследствии использованных при со­здании современной электронной техники.

Открытием мирового значения было изобретение радиотеле­графа. А. С. Попов (1859—1905), занимавшийся этой проблемой, не смог полностью воплотить свои идеи: попытки наладить радиосвязь на военно-морском флоте натолкнулись на скептицизм и непонимание командования.

Особое значение имели достижения русских ученых в области географических исследований. Русские путешественники побы­вали в местах, куда прежде не ступала нога европейца. Во 2-й по­ловине XIX в. их усилия были сосредоточены на исследовании глубинных районов Азии.

П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827—1914), руководитель Рус­ского императорского географического общества, исследовал Тянь-Шань, организовал ряд крупных экспедиций в Централь­ную Азию (Н. М. Пржевальский), в Новую Гвинею (Н. Н. Миклу­хо-Маклай) и др.

Мировая географическая наука в те годы во многом опиралась на достижения русских исследователей. К концу XIX в. заверши­лась эпоха географических открытий. И только ледяные просто­ры Арктики и Антарктики все еще хранили многие свои тайны. Героическая эпопея, активное участие в которой приняли рус­ские исследователи, продолжалась в начале XX в.

В области исторической науки активно работали С. М. Соловьев (1820—1879) и его ученик В. О. Ключевский (1841—1911). В фи­лософии были созданы оригинальные труды:

1) В. С. Соловьева;

2) К. Н. Леонтьева;

3) С. Н. Трубецкого.

Во 2-й половине XIX в. русские ученые добились значитель­ных успехов в разных отраслях знаний. Москва и Петербург во­шли в число мировых научных центров.

Литература и общественная мысль

Художественная литература 2-й половины XIX в. продолжала традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Столкновение идей, нравственные проблемы, новые явления в общественной жиз­ни, пути развития России — эти и другие темы волновали героев произведений И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толс­того. В 1880-е гг. появились первые рассказы А. П. Чехова. Тема народа была центральной в творчестве Н. А. Некрасова. Тонкие лирические произведения создали А. А. Фет, Ф. И. Тютчев.

В последней четверти XIX в. в России начинают широко рас­пространяться газеты. Но все же основным видом повременных изданий оставались журналы. В конце XIX в. газеты появились и в провинцииВсе более развивающейся отраслью предпринимательства ста­новилось книгоиздательское дело. Некоторые издатели стреми­лись придать своей деятельности просветительскую направлен­ность. И. Д. Сытин (1851—1934) начинал с издания лубочных картинок, сонников, оракулов. Затем начал печатать буквари, ка­лендари, художественную и научно-популярную литературу — по очень низкой цене, рассчитывая на массовый спрос.

В конце XIX в. две издательские фирмы (Ф. А. Брокгауза (Лейпциг) и И. А. Ефрона (Петербург)) задумали осуществить в России издание немецкой энциклопедии на русском языке с не­большим добавлением нового материала. Однако в результате ре­дакция создала самостоятельную русскую энциклопедию. «Энцик­лопедический словарь» Брокгауза и Ефрона, в 82 томах, вышел в свет в 1890—1907 гг. и стал лучшей российской энциклопедией.

Музеи. Театр. Музыка

Государственная Третьяковская галерея в Москве — одно из крупнейших собраний русского изобразительного искусства, все­мирно известный национальный культурный центр. Музей носит имя основателя — московского купца П. М. Третьякова (1832— 1898), подарившего в 1892 г. городу свою картинную галерею, а также небольшую коллекцию брата и дом, который начали пере­страивать под музейное здание. Третьяков хотел создать публич­ный музей национального искусства, дающий «полную картину нашей живописи». В 1881 г. он открылся для посетителей.

Главными театрами страны во второй половине XIX в. по-прежнему оставались Малый и Александринский. На сцене вы­ступали талантливые актеры и актрисы — П. А. Стрепетова, М. Н. Ермолова. В конце 70-х гг. XIX в. начинается театральная деятельность режиссера К. С. Станиславского.

Живопись и музыкальная жизнь 2-й половины XIX в. отме­чена появлением новых талантов, которые принесли мировую славу русскому искусству. На их эстетические воззрения повлияли идеи демократического движения 1850—60-х гг. В 1863 г. группа уче­ников Академии художеств, покинувших ее стены («бунт 13-ти»), организовала «Артель передвижников». Эти же идеи вдохновляли и участников Петербургского музыкального кружка:

1) М. А. Балакирева;

2) М. П. Мусоргского;

Н. А. Римского-КорсаковаОсобое место в русской музыке анимает П. И. Чайковский, автор:

1) опер;

2) балетов;

3) симфонических и камерных произведений.

8 60-е гг. XIX в. в Петербурге сплотилась небольшая группа
композиторов, задавшаяся целью продолжить дело М. И. Глинки.
Впоследствии эту группу, по меткому выражению искусствоведа
В. В. Стасова, назвали «Могучей кучкой». Ее главным организато­
ром и теоретиком был М. А. Балакирев (1836—1910). В состав
«Могучей кучки» кроме него входили:

1) М. П. Мусоргский;

2) Н. А. Римский-Корсаков;

3) А. П. Бородин;

4) Ц. А. Кюи. Деятельность «Могучей кучки» — настолько яркое явление

в русской культуре, что современники говорили о нем как о «му­зыкальной революции» 1860—70-х гг. С блеском справившись с поставленной задачей, «Могучая кучка» окончательно утверди­ла в музыке русское национальное начало.

П. И. Чайковский (1840—1893) не входил в «Могучую кучку». Он тяготел к общеевропейским музыкальным формам, хотя и его творчество несомненно принадлежит к русской школе. Особен­но ярко его талант проявился в симфонических поэмах «Ромео и Джульетта», «Буря». Балеты Чайковского («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик») вошли в мировую балетную классику.

Живопись

9 ноября 1863 г. большая группа выпускников Академии худо­
жеств отказалась писать конкурсные работы на предложенную
тему из скандинавской мифологии. 14 учеников исторического
класса демонстративно подали прошение о выходе из Академии.
Оказавшись без мастерских и без денег, бунтари объединились
в своеобразную коммуну — «Артель художников», которую возгла­
вил живописец И. Н. Крамской (1837—1887). Артельщики прини­
мали заказы на исполнение различных художественных работ,
жили в одном доме, собирались в общем зале для бесед, обсужде­
ния картин, чтения книг. Эта организация устраивала ежегодныевыставки, показывала их в разных городах России и распределя­ла доходы между членами Товарищества. Через семь лет она распалась, но к этому времени зародилось «Товарищество пере­движных художественных выставок», профессионально-коммер­ческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях. К середине 90-х гг. XX в. Товарищество утратило свою роль. Всего до 1917 г. прошло 45 выставок; последняя, 48-я, бы­ла устроена в 1923 г.

Старшим из передвижников, работавшим в бытовом жанре, был Г. Г. Мясоедов (1834—1911). Произведение, принесшее ему наибольший успех, — «Земство обедает» (1872 г.). Самая извест­ная картина другого передвижника — В. М. Максимова (1844— 1911) — «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875 г.). Очевиден обличительный смысл картины (в то время это было почти обязательным требованием к произведению искусства), показавшей суеверие и непросвещенность крестьянства. В. Е. Ма­ковский (1846—1920) работал почти исключительно в жанровой живописи. В одной из лучших работ, «На бульваре» (1886—1887), художник изобразил конкретное место — Тверской бульвар в Мос­кве. Довольно много полотен написал и Н. А. Ярошенко (1846— 1898), но известность ему принесла картина «Всюду жизнь» (1887—1888 гг.).

И. К. Айвазовский (1817—1900), будучи еще студентом, вы­брал основной темой своего творчества морской пейзаж. Посе­лившись в Феодосии, он создал лучшие произведения, самое из­вестное — «Девятый вал» (1850 г.). Другая выдающаяся работа Айвазовского — «Черное море» (1881 г.). Художник часто писал по памяти и мог создать картину за два часа. Он обладал таланта­ми архитектора, музыканта, поэта, археолога. Античные драго­ценности, которые он раскопал в Крыму, до сих пор хранятся в Эрмитаже.

А. К. Саврасов сумел показать красоту и тонкий лиризм просто­го русского пейзажа. Его картина «Грачи прилетели» (1871 г.) за­ставила многих современников по-новому взглянуть на родную природу.

Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал И. И. Шишкин (1832—1898). А. И. Куинджи (1841—1910) прив­лекала живописная игра света и воздуха. Своей вершины русская пейзажная живопись XIX в. достигла в творчестве ученика А. К. Сав­расова И. И. Левитана (1860—1900). На вторую половину XIX вприходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.

Архитектура и скульптура

Во 2-й половине XIX в. в связи с расширением применения железа и стекла, началом использования бетона зодчие сосредо­точились на функциональности зданий.

Во 2-й половине XIX в. архитектура и скульптура переживали кризис. В искусстве господствовал реализм. Архитекторы обра­щались к историческим традициям, но на практике это приводи­ло к смешению разных стилей. Такое смешение разных жанров в одном произведении называется эклектизмом.

В это время стремительно меняется облик городов. Доходные дома занимали центральные улицы, вытесняя особняки. Театры, музеи, банки, универсальные магазины и вокзалы соперничали по размерам и обилию украшений с храмами и дворцами

В это же время, следуя моде Западной Европы, в России нача­лись строить торговые пассажи. Здание пассажа анимало весь квартал, и по нему, как по бульвару, можно было пройти с одной улицы на другую. В 1889—1893 гг. были построены Верхние тор­говые ряды в Москве (архитектор А. Н. Померанцев).

Сходные тенденции наблюдались и в области скульптуры.

В конце 50-х гг. XIX в. был объявлен конкурс на создание па­мятника «Тысячелетие России». Воздвигнуть его предполагалось в Новгороде в 1862 г. Победителем конкурса стал М. О. Микешин (1835—1896). Скульптор добился удачи, лишь отказавшись от мо­нументальности. Таков и знаменитый памятник А. С. Пушкину на Тверском бульваре в Москве (1880 г.) работы Александра Михайловича Опекушина (1838—1923). Памятник невелик; это произведение, не рассчитанное на широкое пространство. Поэт стоит, задумавшись, в свободной позе. Скульптору удалось пе­редать момент вдохновения и сделать скромный облик Пушкина возвышенным и прекрасным



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.024 с.)