Народная культура как синтез язычества и христианства



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народная культура как синтез язычества и христианства



Культура бывает

Духовная

Подразумевает работу ума и интеллекта (то есть научные открытия, экономика, религиозные системы, политические теории, правовые и этические нормы)

Материальная

(все то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические средства, памятники, то есть предметы и вещи)

 

Однако далеко не всякий материальный или духовный продукт, созданный людьми, охватывается понятием “культура”. Такой продукт, чтобы стать частью культуры должен быть:

 

* принят членами общества или их частью;

* закреплен, материализован в их сознании (скажем, с помощью записи, фиксации в камне, керамике, металле и т.п.);

* передан другим людям, последующим поколениям.

 

Процесс передачи культуры из поколения в поколение является основой социализации. Исходя из этого, каждый индивид рассматривает культуру, как долю своего социального наследия, как традицию, переданную ему предками.

 

Культура - это образ жизни, разделяемый членами общества. У некоторых животных имеется ограниченная способность к созданию культуры, но только люди основывают на ней свою жизнь.

 

Система культуры, согласно Толкотту Парсонсу (1902 - 1979) - наиболее важная из структур социальной системы, да и сам Парсонс называл себя «культурным детерминистом». Он понимал культуру как главную силу, связывающую различные элементы социального мира, или, в его терминологии, системы действия. В социальной системе культура воплощена в нормах и ценностях. Таким образом, следует вести речь социальной культуре как регулятивном механизме, обеспечивающим взаимодействия между людьми

 

Культура и цивилизация синонимы, но различаются они тем, что понятие цивилизация-материальная культура, а само понятие культура относится к духовной сфере.

 

Шпенглер считает что цивилизация ведет к упадку культуры, так как индивид воспроизводит в большей степени материальные блага, нежели духовные

 

Современные культурологи считают, что все народы имеют культуру, нет и не может быть "некультурных" народов, однако каждому народу присуща своя, уникальная и неповторимая культура, нетождественная культурам других народов, но совпадающая с ними по многим значимым параметрам.

 

Всемирная культура – понятие абстрактное, скопление нац. Культур

Языческий тип культуры

Важнейшей культурной предпосылкой истории белорусского этноса являются верования восточных славян. Они были связаны с преимущественно аграрным, сельскохозяйственным характером производства в VI—IX вв. и родоплеменным характером общества, разделенного по принципу родства и соседства.

 

Язычество принадлежит к архаическому типу культуры, сильно отличающемуся от традиционного и современного ее типов. Издревле люди представляли себе мир населенным добрыми и злыми силами, помогавшими человеку или мешавшими ему в достижении его целей. От мировых религий эти представления отличались тем, что несовершенство человека не связывалось с его отпадением от божественного идеала (грехопадением). Несовершенство считалось качеством, внутренне присущим всему миру, как земному, так и небесному, как миру повседневности, так и миру таинственных сил природы. В сущности, человек сам был одной из таких сил. Чтобы добиться выполнения своей воли, он мог напугать и заставить подчиниться себе домового или лешего, а люди, обладающие колдовской силой, как, например, жрецы-волхвы или вожди племен, могли управлять силами природы: насылать и предотвращать дождь, болезнь, неурожай и голод, обеспечить победу в войне.

 

Это мировоззрение создавало довольно уютный образ мира, в котором не было неразрешимых противоречий, не было того разрыва между повседневностью и идеалом, человеком и Богом, появление которого в великих культурах Востока и Греции в VIII—II вв. до н.э. позволило философу К.Ясперсу назвать это время «осевым», разделяющим историю человечества. Духовная революция «осевого времени» вызвала у людей потребность стремиться к идеалу, искать «спасения» от своего несовершенства. С ней связано появление великих религий и философских учений.

 

Всего этого восточные славяне до X в. не знали. Их мир был населен множеством странных существ, олицетворявших силы природы, с которыми они старались найти общий язык, умилостивить или напугать их. Боги жили везде: в дожде и солнце, в ближайшем лесу и под порогом дома. Это были местные божества, насчитывавшиеся десятками и сотнями. Как и люди, они были добрыми или злыми, простодушными или хитрыми. В них не было ничего от всемогущества и совершенства христианского Бога. Для того чтобы общаться с ними, не нужно было бороться за духовную чистоту, как это делали христианские монахи, а нужно было лишь знать определенные технические приемы: обряды, молитвы, заговоры.

 

Наиболее поздними племенными и государственными языческими богами были Перун — бог грозы, войны и оружия, являвшийся покровителем князя и дружины; Хорс и Даждьбог — божества Солнца; Велес — бог-защитник домашнего скота и торговли; Стрибог — бог ветра; Семаргл — божество подземного мира, связанное с культом предков и плодородием природы, а также Мокошь — единственное женское божество в пантеоне богов этого патриархального времени, олицетворяющее женское начало в природе и обязанности женщин (стрижку овец и прядение шерсти).

 

Как известно, Киевская Русь приняла христианство. Но и потом на сотни лет в стране сохранилась ситуация «двоеверия», когда христианские верования сосуществовали с языческими, обряды совершались одновременно и христианским святым, и языческим богам, праздники воплощали и веру в Христа, и веру в местных богов. О силе этой традиции говорит то, что до сих пор в культуре славянских народов сохранились языческие праздники и поверья, истребить которые пытались государство и церковь в течение тысячи лет.

 

Типичным языческим праздником является Новый год. Этот праздник отсутствовал в традиционном христианском календаре и неоднократно подвергался преследованиям вплоть до 1700 г., когда Петр I сделал его государственным (до этого приход Нового года отмечали 1 марта или 1 сентября).

Другим известным языческим праздником является Масленица, праздник встречи Солнца в конце февраля

Белорусская мифология

В научных и популярных изданиях, особенно российских, отдельные персонажи белорусских мифов подаются как общеславянские, не оговаривается их принадлежность к белорусской культуре.

Да, белорусская мифология сохраняет некоторые общеславянские корни и отдельных персонажей, таких, как Перун, Ярила, Велес. Но мифы белорусов значительно богаче мифологий наших соседей-славян - русских, украинцев, поляков. В них больше персонажей; много таких, которых вообще нет в мифологиях названных народов: Зюзя, Баламутень, Зазовка... Об этом еще в XIX веке говорили белорусские ученые З.Даленга-Ходоковский и А.Киркор, которые провели сравнительный анализ белорусской мифологии с мифологиями народов-соседей.

Образами богов, духов, героев белорусы наполнили всю окружающую их среду: от земных недр до высокого неба. Мифологическими персонажами населены леса, поля, реки, болота. Им находится место в дамах, банях, сараях и других постройках. Одних любили, других ненавидели, над третьими посмеивались. Солнце, звезды, деревья, реки, животные, растения были для наших предков одушевленными существами. Многое в нашей мифологии утеряно, но и то, что сохранилось, - бесценное сокровище, которое необходимо сберечь и передать потомкам.

Происхождение и строение мира

 

Огонь для наших предков - мужская основа мира. Он может быть разным: небесным, подземным, живым, земным. Вода - женская основа. Она также бывает нескольких видов: небесной, земной, подземной, живой и мертвой. Из этих двух первоэлементов была создана Земля. А произошло это так.

Когда-то весь мир состоял из света и мертвой воды, посреди которой находился камень. Однажды бог Перун разгневался и давай метать стрелы в камень. Одна стрела попала в цель и высекла три искры: белую, желтую и красную. Искры упали в воду и взбаламутили ее. Свет посерел, как будто небо затянулось тучами. Через некоторое время стало видно, что среди воды появилась земля. Затем возникла жизнь: леса, трава, звери, рыбы и - человек.

Создателями мира были Белбог - старший бог неба, олицетворение добра, светлого начала, и Чернобог - бог тьмы, зла. Весь мир древние белорусы делили на три части: верхнюю, среднюю, нижнюю. Верхняя - Небо - место нахождения главных богов - богов света, добра. Средняя часть - Земля, здесь живут земные боги, множество добрых и злых духов, люди, животные, растут дивные растения. Нижняя часть - Подземный мир - место обитания подземных богов и духов, в большинстве своем недобрых, олицетворяющих тьму, зло, холод.

Все три мира соединены между собой мировым древом. У белорусов это Дуб. Корни Дуба уходят в Подземный мир, ствол находится в среднем, а крона достигает Неба. Место, где растет Дуб, является центром мира. Находится этот центр где-то далеко, но дорога к нему хорошо известна. Из хаты во двор, со двора в поле. Через поле, реку, через лес и горы, к синему морю. Средь синего моря - остров. На нем камень. На том камне растет Дуб. Вот здесь и находится центр мира.

Мировое древо не только скрепляет и поддерживает три части мира, по его стволу и ветвям герои могут попасть на Небо, а через дупло спуститься в Подземный мир.

Обитает в центре мира Князь змей, внешним видом похожий на большую змею. Змеиный князь имеет жену, детей и много змей-слуг. Белорусы считали, что сам Князь змей добрый и хорошо относится к людям. Но его подчиненные - злые и несут вред как людям, так и домашним животным. Люди через заговоры обращались к Князю с просьбами: помочь больным животным или человеку, успокоить своих змей, чтобы не жалили людей и скот. Если это не помогало, угрожали усмирить змей-слуг и даже его самого с помощью богов. Грозились сжечь его дом, послать на него молнию, гром небесный.

Где-то там, за морем, недалеко от центра мира есть Вырай - пространство, куда отлетают души умерших людей. Но не каждая душа попадает в Вырай, а только та, которую отметят боги Неба. Там души людские продолжают жить, не ведая страданий и горя. Вырай - страна вечного света и тепла, прекрасных садов и животных. Люди при жизни туда проникнуть не могут. В этой жизни Вырай доступен только птицам и змеям. Пернатые улетают туда на зиму, а летом снова возвращаются в края, где живут люди.

Белорус живет на своей земле. Все, что за границами его земли - чужой мир: незнакомый, непонятный, даже враждебный, а главное - труднодоступный. Чужой мир находится за лесами, горами, морями, отгорожен огненной рекой; преодолеть все эти преграды могут только герои, да и то с помощью богов или их помощников - священных зверей.

Путешествия в чужие края небезопасны. Где-то там живут дикие люди. Они не имеют одежды, обросли шерстью, у них длинные хвосты и большие уши, как у вола, один глаз на лбу. Они не говорят, только пищат. Дикие люди ничем не занимаются, лежат себе возле дорог, убивают людей и съедают их.

Откуда-то оттуда, из чужого мира, появляется чудовище Цмок. Цмок - самый страшный зверь на свете, который прыгает по земле и летает по воздуху. Он несет людям горе и разрушение. Поэтому белорусы добавляют к его имени эпитеты «проклятый», «поганый». Величиной он с хату. Может иметь три, шесть, девять, двенадцать голов больших, как кадки. Из ноздрей бьет пламя. У него есть крылья, руки и ноги, на которых когти, как мечи. Свое появление сопровождает разными звуками: шипит по-змеиному, ревет по-звериному. Цмок все крушит на своем пути.

Каждая часть мирового пространства обязательно имеет своего хозяина, владыку - главного бога. Ему подчиняются менее значимые боги, а им в свою очередь духи, священные животные.

Смысл существования богов, духов - человек. За человека и владение Землей идет борьба между богами света и тьмы, добра и зла. Боги света и добра способны уничтожить темные силы, но не делают этого, чтобы у людей сохранялся страх, иначе они и богов бы забыли.

Проникновение христианства

Проникновение христианства на земли восточных славян началось в 9 веке. Крещение Руси соответствовало интересам господствующего класса и укрепление княжеской власти. В начале христианство затронуло только Княжеско-боярскую верхушку. На Беларуси христианство укреплялось без насилия на протяжении нескольких столетий. Поэтому некоторое время у нас существовало 2 веры.

 

Поскольку точной даты принятия христианства не существует принята дата основания Полоцкой епархии (992г).

Несмотря на принятие христианства, языческие пережитки существовали очень долго и не изжиты до сих пор.

 

Принятие христианства явилось прогрессивным явлением для Беларуси. Новая религия содействовала объединению наших земель, укреплению государственности, способствовала расширению письменности, каменной архитектуры, храмов и монастырей, книг, иконописей и тд.

Монастыри стали первыми культурными центрами, в которых были собраны библиотеки, основаны школы, писались летописи и книги. Именно из деятелей церкви в это период вышли наши первые образованные люди.

 

Принятие христианства имело также и отрицательные черты, которые выразились прежде всего в полном вычеркивании языческого прошлого славян (жестокая борьба против языческих обычаев, обрядов, уничтожение языческой культуры и тд).

 

Франциск Скорина

Скорина Франциск Лукич (белор. Скарына Францыск (Францішак) Лукіч ) - выдающийся деятель белорусской культуры XVI в., основатель белорусского и восточнославянского книгопечатания. Учёный, писатель, переводчик, художник, доктор философии и медицины, поэт и просветитель. Скорина родился в "славном месте Полоцке", в купеческой семье. Точная дата его рождения неизвестна. Исследователь Геннадий Лебедев, опираясь на труды польских и чешских учёных, полагал, что Скорина родился около 1482 г., однако большинство исследователей считает, что Скорина родился в 1490 году - именно этот год послужил отправной точкой для объявления ЮНЕСКО 1990 года годом Скорины в честь 500-летия со дня его рождения. Обоснованием данной версии служит тот достоверный факт, что в 1504 году Скорина поступил в университет польского города Краков на факультет "семи вольных искусств", куда принимали по достижении 14 лет, но год рождения при поступлении в университет не записывался, т. к. не имел, очевидно, существенного значения. Не исключено, что Студентом был студентом-переростком. Возможно, отсюда и берёт начало исключительная серьёзность, с которой он относился к учёбе.

 

Отец Скорины, купец "средней руки" Лука Скорина, вёл во многих городах торговлю шкурами и др. товарами. Рассказы отца об опасности дальних дорог, экзотике земель и городов, порядках, нравах и обычаях в разных странах составляли духовную атмосферу детства Скорины, что пробуждало у него желание познать мир и постичь науки, которые этот мир объясняли и подсказывали человеку, как в нём ориентироваться. Предполагают, что первоначальное образование Скорина получил в доме родителей, где научился читать по Псалтыри и писать буквами кириллицы. От родителей он перенял любовь и уважение к родному Полоцку, название которого позднее всегда подкреплял эпитетом "славный", привык гордиться людьми "посполитыми", народом "языка русского", а затем пришёл к мысли дать соплеменникам свет знаний, приобщить их к культурной жизни Европы. Чтобы заниматься наукой, Скорина должен был знать латынь - тогдашний язык науки, - поэтому есть основания предполагать, что он определённое время учился в школе при одном из католических костёлов в Полоцке или в Вильно.

 

После двух лет учёбы в Краковском университете Скорина был удостоен учёной степени бакалавра философии, о чём свидетельствуют акты, обнаруженные более ста лет назад.

Издательскую деятельность начал в Праге, где напечатал 23 иллюстрированные книги Библии в переводе на старобелорусский язык.

В начале 1520-х годов переехал в Вильно и основал типографию. В ней напечатаны «Малая подорожная книжица» и «Апостол».

Белорусское книгопечатание началось сразу на европейском уровне. Ренессансные издания Скорины выделяются высоким качеством печати, характерными художественными, гравюрными и орнаментальными украшениями, шрифтом и другими компонентами издательской эстетики и мастерства. А комментарии к изданиям были рассчитаны на восприятие простыми («посполитыми») людьми. В предисловиях Скорины прослеживаются приметы других литературных жанров, которые позже получили развитие в белорусской литературе и письменности.

Книги Скорины оказали значительное влияние на духовную культуру Беларуси и Украины, стимулировали возникновение книгопечатания в Московском государстве, распространялись в многочисленных рукописных копиях.

Умер Скорина около 1551 г., точная дата смерти и место захоронения неизвестны.

Образование.

Под влиянием Контрреформации образование и воспитание молодежи строго контролировались католической церковью. Ее школы во второй половине XVII — первой половине XVIII в. подразделялись на иезуитские и пиарские коллегиумы. Также действовали арианские и братские (православные) школы. В школах учились только мальчики. Девочки получали домашнее образование. Постигали науку в школах преимущественно шляхетские дети. Причем шляхта считала просвещение вредным для народных низов.

Ведущее место в обучении принадлежало ордену иезуитов. На территории Беларуси иезуитские школы были организованы в Бресте, Витебске, Гродно, Жодишках, Минске, Новогрудке, Новой Мыши, Несвиже, Орше, Пинске, Полоцке, Слуцке. Принимали туда не только католиков, но и представителей других вероисповеданий (протестантов, православных). Это соответствовало задаче ордена иезуитов — расширять влияние католичества.

Учебный процесс состоял из пяти классов. Учащиеся изучали латинский язык, считавшийся языком науки, древнегреческий язык и литературу, риторику, поэтику, геометрию, астрономию, философию, музыку. Большое значение придавалось умению вести диспуты, организовывались театральные постановки. Образование в коллегиумах соответствовало западноевропейскому образцу.

 

Историческая справка

Основным стимулом в обучении иезуиты считали соревнование. Каждый ученик имел своего соперника, и большой честью считалось превзойти в знаниях ровесников. Победители получали награды, например почетные места в классной комнате. А вот отстающие в учебе носили специальный знак «ослиные уши». Учителя пользовались авторитетом из-за обширных знаний и эрудиции, педагогического таланта и строгости. Физические наказания использовались редко, и выполнял их не учитель, а специальный человек - корректор.

С 1720-х гг. на территории Беларуси получили распространение пиарские школы. Их также называли коллегиумами. Они появились в Щучине, Воронове, Геранёнах, Зельве, Витебске, Лиде и других местечках и городах. Пиары («отцы набожных школ») принадлежали к католическому монашескому ордену, основанному в 1597 г. испанским священником Иосифом Каласанцем. В отличие от иезуитов пиары свою главную задачу видели в обучении и воспитании молодежи, а не в миссионерской и политической деятельности.

В пиарских коллегиумах изучали те же предметы, что и в иезуитских. Но дисциплина была менее строгой. Потому эти школы пользовались большей популярностью у юношей. Причем ученики — дети обедневших родителей — содержались за счет ордена. За это они должны были работать на школьном хозяйстве.

Во второй половине XVI — начале XVII в. в Ивье, Клецке, Любче, Лоске, Несвиже, Новогрудке действовали арианские школы. Процесс обучения включал от 3 до 5 классов. Ученики кроме богословия изучали произведения древних мыслителей, греческий, латинский, польский и старобелорусский языки, риторику, этику, логику, музыку, медицину. У детей воспитывали уважение к человеку и его уму, их учили самостоятельно мыслить. Самой известной считалась школа в Ивье (Гродненская область), основанная магнатом Яном Кишкой. Ректор школы Ян Намысловский разработал специальную программу обучения для детей и написал несколько учебников. Среди них первое в Беларуси пособие по иностранным языкам, составленное в 1589 г. на латинском, польском и немецком языках.

Историческая личность

ЯН ЛИЦИНИЙ НАМЫСЛОВСКИЙ (начало 1560-х гг. - между 1633-1636) происходил из Силезии. Окончил Краковский университет. Проповедовал арианство в Новогрудке. Известен как одаренный писатель и оратор.

Также в Витебске, Глубоком, Заславле, Ивенце, Минске, Орше, Свислочи, Могилеве и других городах и местечках были открыты кальвинистские школы. Срок обучения в них составлял от 6 до 10 лет. Лучшие воспитанники получали возможность продолжить учебу в университетах Англии и Германии. Основное внимание в этих школах уделялось богословию, физическому воспитанию. Также изучались древнегреческий, латинский, старобелорусский, польский языки, риторика, история, математика, античная поэзия. Самой известной стала кальвинистская гимназия в Слуцке, основанная в 1617 г. князем Янушем Радзивиллом. Она просуществовала вплоть до 1918 г.

С 1580-х гг. создавались школы и при православных братствах. К числу первых относятся школы в Вильне, Могилеве, Бресте. После начального образования в них изучали «тривиум»: грамматику, риторику, диалектику, затем — «квадривиум»: арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Особое внимание уделялось изучению церковнославянского языка, в котором видели средство противостояния католичеству. Учеников набирали в основном из непривилегированных сословий: мещан и крестьян. Плата за обучение составляла 12 грошей.

Виленский университет.

Привилеем короля Речи Посполитой Стефана Батория иезуитский коллегиум в Вильне был преобразован в высшее учебное заведение — академию (университет). Это решение в 1579 г. утвердил римский папа. Первым ректором академии стал известный иезуит Петр Скарга. Сначала обучение велось на философском и богословском факультетах, позже — на правовом и медицинском. Количество студентов уже в скором времени достигло более тысячи человек.

 

Среди первых преподавателей академии был философ Мартин Смиглецкий (1563—1618). На основании лекций, прочитанных воспитанникам академии, он в 1618 г. издал книгу «Логика». Этот трактат считался самым популярным учебником в Западной Европе вплоть до середины XIX в.

Одним из первых начал знакомить студентов с гелиоцентрической системой Коперника профессор математики Освальд Крюгер (1598—1655). Широкую известность приобрели его работы по математике, астрономии, военной инженерии, оптике и метрологии. Крюгер был архитектором восстановления Несвижского замка после пожара. Позже король Речи Посполитой назначил его инженером, ответственным за сооружение военных машин в Гродно.

Славу академии принес историк Войцех Коялович (1609—1677). Ему принадлежит первый систематизированный курс истории Великого Княжества Литовского. В 1650—1669 гг. он опубликовал на латинском языке двухтомную «Историю Литвы». Изданная за границей, книга познакомила жителей Западной Европы с историей Княжества.

Академию поддерживали короли Речи Посполитой, католическое духовенство, магнаты, шляхта. Известно, что оснащение для академической типографии перевез из Бреста в Вильну Николай Криштоф Радзивилл (Сиротка). Сын Льва Сапеги — Казимир Сапега — передал академии ценную библиотеку. Он же финансировал открытие правового факультета в 1641 г. На средства Казимира Сапеги содержали четырех профессоров-юристов. С момента основания в академии действовал театр, публичная аптека, а в середине XVIII в. была открыта астрономическая обсерватория. Средства на ее организацию выделила шляхтянка с Мстиславщины Елизавета Пузына.

Наука

В середине XVII — начале XVIII в. по причине войн и разгрома реформационного движения сложились неблагоприятные условия для научной деятельности. Мыслители того времени доказывали правдивость христианской веры. Они утверждали, что мир, созданный Богом, управляется им с помощью ангелов, что вера в Бога доступна человеческому разуму и подкрепляется логическими доказательствами.

Математика и медицина не получили значительного развития. Тем не менее многие научные открытия постепенно пробивали себе дорогу, в частности в школах. Интересный обзор по истории астрономии и календарных систем опубликовал униатский писатель Ян Дубович (?—1646) в книге «Календарь правдивый церкви Христовой» (1644). Он защищал введение григорианского календаря, высоко оценивал учение Коперника, но отрицал его гелиоцентрическую теорию.

Выдающимся научным произведением стала монументальная работа Казимира Семеновича (около 1600 — после 1651) «Великое искусство артиллерии», изданная в 1650 г. В этой книге он описал множество конструкций пушек и ракет, в том числе многоступенчатой ракеты. Трактат был переведен на французский, немецкий, английский, голландский и другие языки, что свидетельствовало о его популярности в Европе.

Лучшую в Европе карту ВКЛ, напечатанную в Амстердаме в 1613 г. (первое издание около 1603 г. не сохранилось), подготовил Томаш Маковский (1562 или 1575—1630). Он был на службе у Николая Криштофа Радзивилла (Сиротки), жил в Несвиже. Дело Маковского продолжил картограф и математик Юзеф Нароньский. В середине XVII в. он также работал у Радзивиллов и написал большую книгу с чертежами «Геометрия, или Трактование и мастерство всякого измерения».

 

Передовым представителем своего времени являлся уроженец Беларуси Илья Копиевич (1651 — 1714), который жил в Амстердаме, Гданьске и Москве. Он был сторонником российского царя Петра I и пропагандистом светских знаний. Копиевич написал свыше 20 книг и учебников. Среди них работы по истории, арифметике, грамматике, астрономии, навигации.

Архитектура бароко

Барокко пошло от итальянского «Barocco» - вычурный, странный, один из основных стилей в архитектуре и изобразительном искусстве Европы конца 16 - середины 18 века. Возник этот стиль, в конце 16 века в Италии. Искусству в стиле Борокко присущи великолепие и динамика, стремление к величественности, поэтичная приподнятость, приверженность к эффектной зрелищности, парадность, до совмещения иллюзорной и реальной, до сильных контрастов масштабов и ритмов, материалов и фактуры, света и тени, увеличенной эмоциональности. Для архитектуры Барокко присущи вычурная пластика фасадов, сложные планы и очертания, украшение построек великолепной скульптурой, лепкой, резьбой, широкое использование росписей, зеркал. В изобразительном искусстве, прежде всего живописи, Барокко органично сочетает реальность и воображение. Бронирование гостиницы Измайлово - гостиница измайлово .

Скульптурные произведения определяются живописной текучестью формы, ощущением изменчивости образа. Для литературы эпох белорусского барокко присущи такие характерные черты, как сложность стиля, необычная образность, метафоричность, повышенная эмоциональность. В первой половине 18 века, барокко постепенно эволюционировал к грациозными легкости стиля рококо. С начала барокко органично сосуществовал с ним, а затем, приблизительно с 1770-х г., постепенно начал вытесняться классицизмом.

Барокко было ведущим художественным стилем в искусстве Беларуси конца 16-18 века. Белорусское барокко определялось сочетанием западноевропейских влияний с византийскими и местными традициями. Выделяется 3 периода:

Раннее Барокко - конец 16 - первая половина 17 века.

Постоянное Барокко - вторая половина 17 - первая половина 18 века.

Позднее Барокко - с середины 18 века.

В области архитектуры, барокко, в Беларуси представлен преимущественно костелами, монастырями, дворцовым комплексом. Несвижский костел иезуитов, Гродненский костел и монастырь иезуитов, Гольшанский дворец тоже относятся к этому архитектурному стилю. Художественная система позднего барокко в монументальной, культовой архитектуре получила название «виленского барокко». В изобразительном искусстве черты барокко начали проявляться в первой половине 17 века. Прежде всего, в скульптурном оформлении, и росписи костелов и монастырей. Во второй половине 18 века, стиль барокко стал господствующим и в иконописи, где его черты сочетались с традициями византийского и древнерусского искусства.

В графике этот стиль наиболее проявился в жанре книжной гравюры. Местные мастера книги 17-18 века выработали особенный стиль белорусского барокко, для которого были свойственны сдержанность форм и связь с народным искусством. Черты барокко проявились во всех видах декоративно-прикладного искусства: ткачестве, изделиях из стекла, глазурованной керамике, резьбе по дереву, ювелирном искусству. Литературное барокко, как новый художественный стиль, сначала возник в Италии и Испании. Затем он распространился на земли Польши и Чехии, а через эти страны пришел на территорию современных Беларуси и Украины. И только позже, приблизительно в середине 17 века, традиции барокко начали расширяться, прежде всего благодаря творческой деятельности Симеона Полоцкого, и на Россию. Для произведений белорусского барокко присущ синтез средневековых и ренессансный традиций, сюжетов и формы, парадоксальность, сочетание реального с ирреальным, стремление как можно больше удивить читателя, повлиять на его эмоции и чувства. Ремонт ванных комнат и квартир - ремонт macbook air .

На рубеже XVII-XVIII веков, укрепилось положение униатской церкви, и именно в униатских культовых постройках, начали складываться самобытные черты позднего белорусского барокко, которое получило в искусствоведении 1930-ых годов, название «виленского», потому что Вильнюс как столица государства и ее культурная среда концентрировала духовный потенциал всего края. Первые, и наиболее совершенные образцы виленского барокко на белорусском земле - церковь в Полоцке (Софийский собор) и Беразвеччы под Глубоком, которые, словно величественные скульптуры, вылепленные из послушного мягкого материала.

Виленскому барокко характерно романо-византийских влияний и богатейшая пластическая разработка фасадов и интерьеров. Формированию этих особенностей способствовала, безусловно, сама суть униатской церкви, которой свойственно сочетание традиционных элементов православной и католической архитектуры.

В выработке своеобразных декоративных приемов виленского барокко не последнюю роль сыграла каноническая для униатских храмов ориентация главного фасада на юг, что позволяло еще больше обогащать его художественную выразительность. Заказ такси.

Черты виленского барокко, в результате уникальной конфессиональной ситуации, стали свойственны и православному и католическому храмовому строительству Великого Княжества Литовского. Однако, при общем художественном направлении для архитектуры многих костелов XVIII века, характерна более лаконичная форма, в которой налицо влияние итальянского барокко.

В конце XVIII века, 88 процентов белорусских церквей были униатские. Подавляющее большинство их были деревянными. Деревянное культовое зодчество Беларуси - одна из вершин духовного творчества народа. Эта часть архитектуры, наиболее пострадала от пожаров и войн, от человеческой бездушности, и была почти полностью разрушена.

 

Живопись Беларуси в XIX в.

Традиционными были исторический и портретный, а новыми – пейзажный и бытовой жанры. На смену классицизму приходит романтизм, который в 40-е гг. XIX в. сменяет реализм. Важнейшую роль в этот период играла Виленская школа живописи, основанная в конце XVIII в. Ф. Смуглевичем и его учениками. Выходцем из этой школы был известный портретист Ян Дамель. Он писал преимущественно на исторические темы, например картины «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.»

В изобразительном искусстве в жанре исторической живописи работал портретист Валенций Ванькович. Он создал картины: «Наполеон у костра», «А. Мицкевич на скале Аю-Даг », портрет А. Пушкина и др.

Талантливый композитор и художник Наполеон Орда, который объехал почти всю Беларусь, оставил около 200 акварельных зарисовок памятников белорусского зодчества.

Родоначальником жанра натюрморта стал уроженец Витебщины Иван Хруцкий, который оставил также ряд портретов. Среди них - "Портрет жены", "Портрет мальчика в соломенной шляпе».

Белорусский художник Никодим Силиванович был приглашен в Петербург для оформления известного Исаакиевского собора. Он исполнил в виде мозаичного панно композицию «Тайная вечеря» для главного иконостаса, за что получил звание академика.

На протяжении многих лет жил в поместьи Здравнево (теперь музей-усадьба художника, филиал Витебского краеведческого музея) под Витебском русский художник Илья Репин. Здесь он написал свои знаменитые произведения, в т. ч.. композиционный портрет «Белорус».

По этюдам, написанным в Беловежской пуще, создал свои лучшие полотна русский пейзажист Иван Шишкин.

Культура бывает

Духовная

Подразумевает работу ума и интеллекта (то есть научные открытия, экономика, религиозные системы, политические теории, правовые и этические нормы)

Материальная

(все то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические средства, памятники, то есть предметы и вещи)

 

Однако далеко не всякий материальный или духовный продукт, созданный людьми, охватывается понятием “культура”. Такой продукт, чтобы стать частью культуры должен быть:

 

* принят членами общества или их частью;

* закреплен, материализован в их сознании (скажем, с помощью записи, фиксации в камне, керамике, металле и т.п.);

* передан другим людям, последующим поколениям.

 

Процесс передачи культуры из поколения в поколение является основой социализации. Исходя из этого, каждый индивид рассматривает культуру, как долю своего социального наследия, как традицию, переданную ему предками.

 

Культура - это образ жизни, разделяемый членами общества. У некоторых животных имеется ограниченная способность к созданию культуры, но только люди основывают на ней свою жизнь.

 

Система культуры, согласно Толкотту Парсонсу (1902 - 1979) - наиболее важная из структур социальной системы, да и сам Парсонс называл себя «культурным детерминистом». Он понимал культуру как главную силу, связывающую различные элементы социального мира, или, в его терминологии, системы действия. В социальной системе культура воплощена в нормах и ценностях. Таким образом, следует вести речь социальной культуре как регулятивном механизме, обеспечивающим взаимодействия между людьми

 

Культура и цивилизация синонимы, но различаются они тем, что понятие цивилизация-материальная культура, а само понятие культура относится к духовной сфере.

 

Шпенглер считает что цивилизация ведет к упадку культуры, так как индивид воспроизводит в большей степени материальные блага, нежели духовные

 

Современные культурологи считают, что все народы имеют культуру, нет и не может быть "некультурных" народов, однако каждому народу присуща своя, уникальная и неповторимая культура, нетождественная культурам других народов, но совпадающая с ними по многим значимым параметрам.

 

Всемирная культура – понятие абстрактное, скопление нац. Культур

Языческий тип культуры

Важнейшей культурной предпосылкой истории белорусского этноса являются верования восточных славян. Они были связаны с преимущественно аграрным, сельскохозяйственным характером производства в VI—IX вв. и родоплеменным характером общества, разделенного по принципу родства и соседства.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.220.231.235 (0.028 с.)