Последователи Ф Скарина: книгопечатывание в Беларуси в 16-17 веке



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последователи Ф Скарина: книгопечатывание в Беларуси в 16-17 веке



На развитие книгопечатания сильное влияние оказало реформационное движение. Во второй половине XVI в. на территории Беларуси действовало шесть реформационных типографий. Первая из них была организована в Бресте под попечительством Николая Радзивилла Черного. Она выпустила более 40 изданий на польском и латинском языках различного содержания. Шедевром книгоиздательского искусства XVI в. считается Брестская, или Радзивилловская Библия, изданная в 1563 г. Большая по своим размерам книга имеет кожаный переплет, два гравированных титульных листа, 14 гравюр-иллюстраций, оригинальные заставки и виньетки.

 

С 1560-х гг. действовала Несвижская типография, основанная Сымоном Будным совместно с Несвижским наместником Матвеем Кавечинским и проповедником Лаврентием Крышковским. В ней использовались кириллические шрифты. Именно там в 1562 г. изданы знаменитый «Катехизис» и книга «Об оправдании грешного человека перед Богом» С. Будного.

Типографии существовали и в других городах и местечках Беларуси — Лоске, Любче, Белыничах, Ошмянах. В имении Тяпино (ныне Чашникский район Витебской области) последователь Ф. Скорины Василий Тяпинский (1530-е гг. — около 1600) в 1570-е гг. перевел и издал «Евангелие» на двух языках: церковнославянском и белорусском. Предисловие к этому изданию стало лучшим образцом патриотической публицистики. В. Тяпинский выступал за укрепление общественных позиций белорусского языка, увеличение количества школ, распространение письменности, развивал идею служения родине.

Известным книгоиздателем-просветителем был Иван Федоров (около 1510—1583). Место его рождения неизвестно. Возможно, он происходил из белорусского рода Рогоз. Образование И. Федоров получил в Краковском университете, который окончил в 1532 г. со степенью бакалавра. Судьба направила его в Москву. Там вместе с Петром Мстиславцем он издал первую точно датированную русскую печатную книгу — «Апостол» (1564). Затем по приглашению магната Григория Ходкевича печатники организовали издание книг для православных церквей в Заблудово (Польша). Здесь в 1569 г. вышло «Евангелие учительное». В конце 1572 г. Иван Федоров переехал во Львов, где положил начало украинскому книгопечатанию.

А уроженец Мстиславля Петр Тимофеевич Мстиславец был приглашен в Вильну купцами Мамоничами. На их средства он открыл знаменитую типографию, в которой были изданы Статут ВКЛ 1588 г., а также «Евангелие» и «Псалтырь».

В 1619 г. в местечке Евье возле Вильны Мелетий Смотрицкий издал книгу «Грамматики словенския...», которая на протяжении двух веков служила учебником по славянскому языкознанию. По ней, в частности, учился М. Ломоносов.

Книгоиздательское дело Скорины развивал уроженец Могилева Спиридон Соболь (? — около 1645). Сначала в Киеве, а затем в Кутеинском монастыре под Оршей и в Буйничской типографии под Могилевом он издавал книги морально-поучительного и религиозного содержания. Среди них — «Псалтырь», «Букварь», «Часослов». Написанный и изданный им «Букварь» стал известен не только белорусам, украинцам, русским, но и зарубежному читателю. Спиридон Соболь впервые употребил слово «букварь».

Также в Вильне действовала типография Василия Галабурды. Много изданий было выпущено Святодуховским православным монастырем и Виленской иезуитской академией.

Архитектура бароко

Барокко пошло от итальянского «Barocco» - вычурный, странный, один из основных стилей в архитектуре и изобразительном искусстве Европы конца 16 - середины 18 века. Возник этот стиль, в конце 16 века в Италии. Искусству в стиле Борокко присущи великолепие и динамика, стремление к величественности, поэтичная приподнятость, приверженность к эффектной зрелищности, парадность, до совмещения иллюзорной и реальной, до сильных контрастов масштабов и ритмов, материалов и фактуры, света и тени, увеличенной эмоциональности. Для архитектуры Барокко присущи вычурная пластика фасадов, сложные планы и очертания, украшение построек великолепной скульптурой, лепкой, резьбой, широкое использование росписей, зеркал. В изобразительном искусстве, прежде всего живописи, Барокко органично сочетает реальность и воображение. Бронирование гостиницы Измайлово - гостиница измайлово .

Скульптурные произведения определяются живописной текучестью формы, ощущением изменчивости образа. Для литературы эпох белорусского барокко присущи такие характерные черты, как сложность стиля, необычная образность, метафоричность, повышенная эмоциональность. В первой половине 18 века, барокко постепенно эволюционировал к грациозными легкости стиля рококо. С начала барокко органично сосуществовал с ним, а затем, приблизительно с 1770-х г., постепенно начал вытесняться классицизмом.

Барокко было ведущим художественным стилем в искусстве Беларуси конца 16-18 века. Белорусское барокко определялось сочетанием западноевропейских влияний с византийскими и местными традициями. Выделяется 3 периода:

Раннее Барокко - конец 16 - первая половина 17 века.

Постоянное Барокко - вторая половина 17 - первая половина 18 века.

Позднее Барокко - с середины 18 века.

В области архитектуры, барокко, в Беларуси представлен преимущественно костелами, монастырями, дворцовым комплексом. Несвижский костел иезуитов, Гродненский костел и монастырь иезуитов, Гольшанский дворец тоже относятся к этому архитектурному стилю. Художественная система позднего барокко в монументальной, культовой архитектуре получила название «виленского барокко». В изобразительном искусстве черты барокко начали проявляться в первой половине 17 века. Прежде всего, в скульптурном оформлении, и росписи костелов и монастырей. Во второй половине 18 века, стиль барокко стал господствующим и в иконописи, где его черты сочетались с традициями византийского и древнерусского искусства.

В графике этот стиль наиболее проявился в жанре книжной гравюры. Местные мастера книги 17-18 века выработали особенный стиль белорусского барокко, для которого были свойственны сдержанность форм и связь с народным искусством. Черты барокко проявились во всех видах декоративно-прикладного искусства: ткачестве, изделиях из стекла, глазурованной керамике, резьбе по дереву, ювелирном искусству. Литературное барокко, как новый художественный стиль, сначала возник в Италии и Испании. Затем он распространился на земли Польши и Чехии, а через эти страны пришел на территорию современных Беларуси и Украины. И только позже, приблизительно в середине 17 века, традиции барокко начали расширяться, прежде всего благодаря творческой деятельности Симеона Полоцкого, и на Россию. Для произведений белорусского барокко присущ синтез средневековых и ренессансный традиций, сюжетов и формы, парадоксальность, сочетание реального с ирреальным, стремление как можно больше удивить читателя, повлиять на его эмоции и чувства. Ремонт ванных комнат и квартир - ремонт macbook air .

На рубеже XVII-XVIII веков, укрепилось положение униатской церкви, и именно в униатских культовых постройках, начали складываться самобытные черты позднего белорусского барокко, которое получило в искусствоведении 1930-ых годов, название «виленского», потому что Вильнюс как столица государства и ее культурная среда концентрировала духовный потенциал всего края. Первые, и наиболее совершенные образцы виленского барокко на белорусском земле - церковь в Полоцке (Софийский собор) и Беразвеччы под Глубоком, которые, словно величественные скульптуры, вылепленные из послушного мягкого материала.

Виленскому барокко характерно романо-византийских влияний и богатейшая пластическая разработка фасадов и интерьеров. Формированию этих особенностей способствовала, безусловно, сама суть униатской церкви, которой свойственно сочетание традиционных элементов православной и католической архитектуры.

В выработке своеобразных декоративных приемов виленского барокко не последнюю роль сыграла каноническая для униатских храмов ориентация главного фасада на юг, что позволяло еще больше обогащать его художественную выразительность. Заказ такси.

Черты виленского барокко, в результате уникальной конфессиональной ситуации, стали свойственны и православному и католическому храмовому строительству Великого Княжества Литовского. Однако, при общем художественном направлении для архитектуры многих костелов XVIII века, характерна более лаконичная форма, в которой налицо влияние итальянского барокко.

В конце XVIII века, 88 процентов белорусских церквей были униатские. Подавляющее большинство их были деревянными. Деревянное культовое зодчество Беларуси - одна из вершин духовного творчества народа. Эта часть архитектуры, наиболее пострадала от пожаров и войн, от человеческой бездушности, и была почти полностью разрушена.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.178.91 (0.008 с.)