Искусство постмодерна. Перспективы развития европейской культуры XXI вв.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство постмодерна. Перспективы развития европейской культуры XXI вв.



Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Он является прежде всего культурой постиндустриального, информационного общества. В целом постмодернизм предстает сегодня как особое духовное состояние и умонастроение, как образ жизни и культура и даже как некая эпоха, которая пока еще только начинается и которая, видимо, станет переходной. Постмодерн смотрит на человека как субъекта деятельности и познания, отрицает прежний антропоцентризм (философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий) и гуманизм.

Постмодернистская философия выражает разочарование в рационализме, а также в разработанных на его основе идеалах и ценностях.

Постмодернизм в философии сближает ее с наукой и литературой, усиливает тенденцию к эстетизации философской мысли.

В целом постмодернистская философия выглядит весьма противоречивой, неопределенной и парадоксальной.

 

17. Индо-буддистский тип культуры К числу древних цивилизаций на территории Индостана относится и Хараппская. В середине 3 - нач. 2 тыс. до н.э. в бассейне Инда была создана высокоразвитая городская культура. Ее центром был город Мохенджо-Даро. Построенный по строгому плану из обожженного кирпича город имел две части: цитадель, где размещались власти и жреческая элита и нижнего города, где размещались основные городские постройки. Город имел канализационную систему, отстойники для грязной воды. В каждом доме была комната для омовений. Город хорошо снабжался водой. Хараппцы жили сельским трудом, пользовались плугом, выращивали большое число огородных культур. Занимались прядением, ткачеством, изготовлением изделий из золота и серебра, сплавов металлов. Они знали ковку, плавку, литье металлов. Характерной чертой цивилизации является существование письменности. После нескольких столетий расцвета наступил закат цивилизации. В долине Ганга возникало множество поселений с 1600 г. до н.э. Области этой реки с 11 в. до н.э. стали заселяться индоарийскими племенами. Постепенно из большого числа поселений первостепенное значение приобрела Магадха. Рост этого государства подготовил условия для организации крупной империи Маурьев (4 в. до н. э.), которая распалась, образуя множество новых государств. В свою очередь объединявшихся в новые империи. Характерной чертой социальной жизни древней Индии является деление всего населения на касты, социально-профессиональные слои. Такое деление сохраняется в Индии в новейшее время. Достижения древних индийцев в самых различных областях вошли в золотой фонд мировой культуры, в огромной мере обогатив Юго-Восточную, Центральную Азию и Дальний Восток. Ранней религией Древней Индии был ведизм. Веды - совокупность мифологических представлений древних племен. Они включают в себя гимны, мифы, описания ритуалов, заклинания и почитаются как священные тексты. Ведизм не был общеиндийской религией, а почитался лишь определенной группой племен, воздавших "Ригведы" и другие ведийские сборники. Ведийская религия - политеистическая. Главным богом считался бог грозы - Индра. Хранителем мирового порядка и справедливости бог Варуна, бог огня - Агни и т.д. В Ведах еще нет строгой иерархии богов. В ведийских гимнах в мифологизированной форме делаются попытки объяснить тайны Вселенной. Ведизм вошел составной частью в более позднюю религию индуизм, в которой на первый план выдвигается бог-творец, устанавливается иерархия в пантеоне. Особую роль в индуизме играют три бога - Брахма, Вишну и Шива, триединство богов. Постепенно особую роль стали играть боги Вишну (бог охранитель) и Шива (бог разрушитель), что привело к появлению двух основных направлений в индуизме. Из культа Вишну, его восьмого перевоплощения в облик Кришны (героя племени ядавов) родилось новое направление в вишнуизме - кришнаизм. Значительно позднее в Индии утвердился буддизм. Как и всякая религия, буддизм содержал идею о спасении, о достижении нирваны. На долгом пути к "освобождению" необходимо следовать основным заповедям и, прежде всего, четырем благородным истинам. В древней Индии была развита философии, главными достижениями которой было атомистическое учение, логика, вопросы человеческой психологии. Древняя Индия подарила миру эпические поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна", творчество писателя Калидасы, сборник рассказов и притч, основанных на фольклорном материале "Панчатантра". Сохранившаяся религиозная архитектура первых веков нашей эры представлена пещерными храмами (индуистскими, буддийскими и джайнскими), ступами, в которых по преданиям хранились реликвии Будды. Из пещерных храмов наиболее значимыми являются комплексы в Карле и Эллоре. К 5 в. относится наземный индуистский храм в Санчи.

 

Китайско – конфуцианская культура.На рубеже 3-2 тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ появляются первые поселения. Возникновению государства предшествовала длительная эпоха родового строя. На протяжении столетий на территории Китая было образовано множество самостоятельных царств, имевших высокую культуру земледелия, ремесла бронзовой эпохи.
С 6 в. до н.э. начинается повсеместное усиление власти местных правителей, наступление на права местной иерархизированной племенной аристократии. Правители опираются на неродовитых лично им преданных людей, выплачивая им жалование зерном. В крупных царствах вводится административная система управления, появляется долговое рабство.В середине 1 тыс. до н.э. в разных государствах Китая осваивается плавка железа, появляются железные орудия труда, увеличивается его производительность, создаются ирригационные сооружения в бассейнах рек, расширяются орошаемые площади. С этого времени поливное земледелие позволяет расширять посевы разных культур, в том числе и риса.
Особую роль играет разведение чая, и тутового шелкопряда. Чай широко использовался в политике и экономике Древнего Китая: для подчинения некоторых этнических групп (цянов и жунов); для организации торговли (создавались чайные конторы и контрольные пункты для взвешивания и контроля за качеством чайного листа); для покупки документа на право торговли чаем. Существовал чай казенный и чай купеческий. С купцов, торгующих чаем, взимались пошлины. Контрабанда строго каралась. Шелководство появилось в Китае в неолитическую эпоху. Шелковичный червь обожествлялся, богине шелкового червя приносились жертвы (в разных случаях по-разному от 10 быков до 3-х овец). Нефритовые изображения червей включались в погребальный инвентарь. Караваны с шелком охранялись войсками, шелком платили дань. Огромным достижением древнего Китая было изобретение бумаги из отходов кокона шелкопряда. Но революционный переворот оказало производство бумаги из отходов древесного волокна, что сделало бумагу доступной для массового использования. Изобретение бумаги и туши легло в основу усовершенствования китайской письменности. Был создан стандартный стиль письма кайшу, заложивший основу иероглифики. Средства письма и иероглифика были восприняты народами Вьетнама. Кореи и Японии.
Государственное образование в древнем Китая держалось на обязательной грамотности должностных лиц, чиновничества, сборщиков налогов. Существовали школы для чиновников.. Велась перепись населения для распределения налогов и пополнения армии. Как в сознании, в философии, в управлении, так и в семейной жизни и в быту господствовала упорядоченность.Духовная жизнь древних китайцев была пронизана религиозно-философскими идеями и учениями. Важнейшими из них были конфуцианство и даосизм.Конфуцианство возникло на рубеже 6-5 вв. до н.э. Его основоположником считается Учитель Кун (в латинской транскрипции Конфуций), странствующий проповедник, который был впоследствии обожествлен. Существовал государственный культ Конфуция, с официальным ритуалом жертвоприношения. Учение его было записано учениками и составило трактат "Беседы и суждения". Этот трактат изучался в школах, заменяя учебник начального обучения. Конфуций уделял главное внимание человеческому обществу. С течением времени учение из политического и социально-этического превратилось в философско-теологическое.

Даосизм - философское учение 4-3 вв. до н.э. на основе которого сложилось религиозное течение. Принципы философии даосизма изложены в книге "Дао дэ цзин", приписываемой мыслителю древности Лао-цзы. Основная идея учения возврат к "естественному", первобытному состоянию, внутриобщинному равенству. Даосцы порицали социальный гнет, осуждали войны, выступали против роскоши знати. В начале 5 в. до н.э. оформляется ритуал и вероучение даосцев. На рубеже новой эры в Китай проникает учение буддистов, которое и стало активным идеологическим фактором в процессе феодализации Китая, как и всего восточноазиатского региона.

 

24 Культура Древнего Египта.Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в 4в. до нашей эры. История гос-ва и к-ры Е. делится на неск-ко периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Е. - это было время образования рабовладельческого строя и деспотического гос-ва, на протяжении кот. сформировалась хар-рное для древ. египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень. Др. и Ср. царства хар-ризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Е. и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В к-рном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание уникальных памятников ис-ва, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве. О грандиозности самой большой из егип. пирамид - пирамиды Хеопса, кот. не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира, говорят ее размеры: 146м - высота, а длина основы каждой из 4 граней - 230м. Нов. царство было последним периодом внешней активности Е., когда он вел войны в Азии и сев. Африке. В это время особенно расцветала ар-ра храмов. Среди наибольших достижений худ. тв-ва этого периода образ царицы Нифертии из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Они продолжали хар-рную для Др. Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса - в фас. Эта традиция исчезает в заключ. период падения Е., когда его завоевывает Персия. В границах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древ. египтян о построении мира. Все множество раздробленных религий постепенно было сведено к определенной божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств) слился с культами других богов. В Др. Е., где лишь фараон стоял над общ-вом, все остальные граждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в к-ре древ. египтян, как стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами. Если в эпоху Др. царства только фараоны могли войти в «царство мертвых», построив себе пирамиду, то с времен Ср. Царства каждый имел право построить собственную гробницу. В Др. Е. все специальные знания концентрировались в небольшой группе людей, кот. составляла властвующая в общ-ве каста жрецов. Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и научившись их предвидеть. В Др. Е. впервые в мире возникла практическая медицина, опред. развития достигла десятичная система счета в арифметике. Древ. египтяне владели также некот. эл-тарными знаниями в алгебре. Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки.

 

 

28 Культура Древнего Рима.До сих пор широко распространено представление о том, что древнеримская культура не является самобытной, ибо римляне пытались подражать недосягаемым образцам классической греческой культуры, все перенимая и практически не создавая ничего своего. Однако новейшие исследования показывают самобытный характер культуры Древнего Рима, ведь она представляет собой определенное единство, возникшее в результате сочетания оригинального с заимствованными культурными инновациями. Не следует забывать того существенного момента, что древнеримская и древнегреческая культуры формировались и развивались на базе античной гражданской общины. Весь ее строй предопределял шкалу основных ценностей, которыми, так или иначе, руководствовались все сограждане. К таким ценностям принадлежали: идея значимости и изначального единства гражданской общины при неразрывной связи блага индивида с благом всего коллектива; идея верховной власти народа; идея теснейшей связи гражданской общины с богами и героями, которые заботятся о ее благе. Такое восприятие божества и в Греции, и в Риме открывало простор свободному поиску в области философии, науки, искусства и самой религии, не связанному догмами и канонами. Имеет значение и отсутствие жреческой касты. Сходство многих черт базиса создавало благоприятные условия для взаимовлияния культур, и, прежде всего, для воздействия греческой культуры на римскую. Но сходство отнюдь не означает тождества — Рим во многом отличался от греческого, в первую очередь афинского, полиса. С самого начала своего существования Рим вел постоянные войны со своими соседями, что в значительной мере определило и его организацию, весь строй жизни и историю. Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре их мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, те, кто боролся и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить, выказывая тем самым свое особое расположение к римскому народу. Железная воинская дисциплина требовала воинских добродетелей — мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства. Такие добродетели требовались не только для войны, но и для мирной жизни, для исполнения долга хорошего гражданина. Свои особенности были и в отношениях патрициев и плебеев — первостепенное значение приобрела борьба за различные законы, вырывавшиеся плебеями у их противников, что обусловило особую роль права в жизни общества. Обе стороны использовали в своих интересах религию, первоначально очень близкую к праву. Тесная связь религии с правом, с политической борьбой, с одной стороны, повышала ее значение в жизни общества, с другой — способствовала ее формализации, детализации различных способов общения с богами, узнавания их воли. Это исключало полет фантазии и собственную инициативу в религиозной сфере, не ставшей источником поэтического творчества. Упомянутые различия во многом определили путь освоения римлянами греческой культуры. Не удивительно, что здесь мы сталкиваемся с интересным феноменом — если греческое искусство и литература благополучно были “пересажены” на римскую почву, то греческая математика и логика на ней не прижились. Логика перестала быть моментом научного поиска, логические знания античности как бы “засыхали” в силу интеллектуального уровня “потребителей” римской культуры, их практичности и трезвости. В результате произошло обеднение развитых логических традиций, для ранних латинских переводов характерны поверхностность и путаница в терминологии. Все это объясняется спецификой римской культуры: сила, а не утонченность, мощь, а не быстрота, массивность, а не красота, утилитарность, а не гармония в обыденной жизни, факт, а не воображение доминируют в искусстве; беспощадно реалистичный портят в живописи, величественная скульптура характерны для нее. “Сила, облеченная в величие”, — вот римский идеал, который блокировал развитие логики и математики. Ясно, что постепенно формировавшаяся греко-римская, античная культура по мере увеличения римской державы, превратившейся в Римскую империю, не только распространилась в римских провинциях, но и сама вобрала в себя достижения культур этрусков, западных и восточных народов. Однако, впитывая иные культурные ценности и образцы, римская культура эволюционирует в своей социальной логике, сохраняя на разных этапах эволюции свою целостность и, заимствуя лишь то, что этой целостности не противоречит.

27 Культура Древней Греции.В истории Др. Гр. 8-6в. до н.э. хар-ризуются большими переменами в хоз. деятельности, соц. жизни, к-ре. Одним из наибольших приобретений к-ры Арх. периода есть произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». В 7-6вв. до н.э. возникла гр. лирика, одним из первых лир. поэтов считается Архилох. В первой пол. 6в. до н.э. на о-ве Лесбос творила Сапфо, творчество кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 8-6в. в Др. Гр. происходил подъем образотворческого иск-ва и ар-ры. В 7в. до н.э. появляются постройки из камня. Гл. образом это храмы. В процессе формирования гр. ар-ры возникают 3 основных направления: дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается простотой и суровостью форм), ионический(легкость, стройность, декоративность), коринфский(утонченность). Храмы арх. периода: Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает изображение чел-ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением тела чел-ка, научиться передавать движение. Живопись гл. обр. известна нам с вазовых росписей. В 6в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В конце 6в. возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый. Обобщение знаний об окруж. мире были основой для развития ф-фии. Основателем милецкой ф-фской школы был Фалес, считавший, что первоосновой мира есть вода, из кот. все возникает и в кот. все превращается. За первооснову также считали «апейрон», неопределенную, вечную материю, воздух, огонь. Древнегр. ф-ф и математик Пифагор основал ф-фскую школу в Юж. Италии. По его ф-фии мир состоит из кол-венных закономерностей, кот. можно вычислить. Заслугой пифагорейцев были разработки теорем, теории музыки, построенной на числовых соотношениях, установления ряда кол-ных закономерностей в мире. Идеалистическая линия в ф-фии, основанная пифагорейцами, была продолжена элейской ф-фской школой. Победа над Персией дала Гр. полную власть в Сре-рье. Военная добыча, торговля, использование рабского труда способствовали развитию всех отраслей к-ры. Классический период. В кл. период развивается драматургия. Возникновение гр. театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия» («песнь козлов»). Известными драматургами этого периода были Эсхил(«Закованный Прометей»), Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). Из прозаических жанров в классический период расцветает риторика - умение понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Среди ф-фских проблем в кл. периоде на 1 план выдвигается понимания сущности и места человека в мире, продолжается рассмотрение проблем бытия и первоосновы мира. Материалистическое трактование проблемы первоосновы выдвинул Демокрит, разработав учение об атомах. Древнегр. софисты учили, что «человек является мерой всех вещей», а сущность вещей зависит от их связи с чел-ком. Сократ путь к достижению истины видел в самопознании. Платон для объяснения бытия развил теорию о существовании «идей». Значительное внимание Платон уделял и вопросам государства, он предложил проект идеального полиса, которым управляют ф-фы. Аристотель сделал свой вклад в ф-фию, природоведение, историю, литературу, гос-ное право, основы формальной логики. Развивались астрономия, медицина, география, механика, история. Вклад в медицину сделал древнегр. лекарь Гиппократ. Гр. иск-во в кл. период достигло наивысшего развития. Скульпторы в основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий, Поликлет и Лисипп (придворный скульптор А. Македонского). Созданием Фидия были статуи Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный представитель пелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера «Дорифор», юноша с копьем. В 4в. до н.э. гр. скульптура склоняется к передаче индивидуальных особенностей хар-ра чел-ка. В 5в. до н.э. - время перелома в гр. живописи, перехода к объемному изображению. Чертой гр. к-ры состязательность. Гр. агон - борьба, состязание олицетворял хар-рные черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые олимпийские игры. В греческом агоне берет свое начало диалектика - умение вести беседу.

 

Эллинизм. Период от начала похода А. Македонского на Восток до завоевания Римом Е. назван эллинским. Для него хар-рно расширение взаимосвязей и взаимовлияний гр. и вост. к-р. Лишившись полисной ограниченность, гр. к-ра впитывала в себя вост. эл-ты. Эти изменения нашли свое проявление в религии, ф-фии, литературе. Возникли новые ф-фских школы. Наиболее известны в этом периоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия Эпикура( последователь Демокрита). В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры, особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные с украшением зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика.. Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые дома. В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1. Родосская школа(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык». 2. Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме. 3. Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития достигла живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительным этапом в развитии культуры Др. Греции. Эллины поклонялись божествам, представляющим разные силы природы, общественные силы и явления, героям - мифическим предкам племен и родов, основателям городов. В мифах сохранились наслоения разных эпох - от древнего поклонения растениям и животным до антропоморфизма - обожествления человека, представления богов в образах молодых, прекрасных и бессмертных людей. Значительное место в греческой мифологии занимали легенды о героях - детях богов и смертных. Мифология стала значительным элементом греческой культуры, на основе которого позднее развивались литература, философия, наука. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа. Одним из наибольших приобретений к-ры Др. Гр. есть произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея», возникла лирика, одним из первых лир. поэтов считается Архилох. На о-ве Лесбос творила Сапфо, творчество кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 7в. до н.э. появляются постройки из камня. Гл. образом это храмы. В процессе формирования гр. ар-ры возникают 3 основных направления: дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается простотой и суровостью форм), ионический(легкость, стройность, декоративность), коринфский(утонченность). Храмы арх. периода: Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает изображение чел-ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением тела чел-ка, научиться передавать движение. Тело человека подвергалось тщательному геометрическому изучению, в результате кот. были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет. Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает культ человеческого тела. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости Стоило знаменитой афинской красавице Фрине, обвиненной в совершении преступления, сбросить перед судьями свои одежды, как они ослепленные красотой оправдали ее. Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Живопись гл. обр. известна нам с вазовых росписей. В 6в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В конце 6в. возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый. развивается драматургия . Возникновение гр. театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия» («песнь козлов»). Известными драматургами были Эсхил(«Закованный Прометей»), Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). Из прозаических жанров в классический период расцветает риторика - умение понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Скульпторы в основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий, Поликлет и Лисипп (придворный скульптор А. Македонского). Созданием Фидия были статуи Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный представитель пелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера «Дорифор», юноша с копьем. В 4в. до н.э. гр. скульптура склоняется к передаче индивидуальных особенностей хар-ра чел-ка. В 5в. до н.э. - время перелома в гр. живописи, перехода к объемному изображению. Греческий агон - борьба, состязание олицетворял характерные черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые олимпийские игры. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776г. до н.э. было на мраморной доске впервые записано имя победителя в беге, и этот год считается началом исторического периода олимпийских игр. Место олимпийских празднеств была священная роща Альтис. В знаменитом храме Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная Фидием и считавшаяся одним из семи чудес света. В священной роще заключались торговые сделки, поэты , ораторы, и ученые выступали перед зрителями, художники и ваятели представляли на суд присутствующих свои картины и скульптуры. Государство имело право оглашать здесь новые законы. Афинская Академия- роща ,посвященная афинскому герою Академу прославилась тем, что отсюда позднее начинались бега с факелом. В греческом агоне берет свое начало диалектика (умение вести беседу). Греческая культура празднична, внешне красочна и зрелищна. В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры, особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные с украшением зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые дома. В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1. Родосская школа(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык». 2. Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме. 3. Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития достигла живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительным этапом в развитии культуры Др. Греции.

 

23 Культура Древней МесопотамииЕсли Древний Египет представлял империю со всеми вытекающими отсюда последствиями, то несколько иная ситуация сложилась в Месопотамии (Двуречье) с ее двумя большими реками — Евфратом и Тигром, имеющими несколько притоков. В дополнение к египетской цивилизации цивилизация месопотамская представляет особый тип существовавшей на древнем Ближнем Востоке сельскохозяйственной цивилизации, основанной на ирригации. Возделываемые районы были в меньшей степени зависимы друг от друга, чем в долине Нила, и поэтому здесь, в Шумере, около 3000 г. до н.э. возникли первые города-государства, которыми правили цари-жрецы. Именно в регионе Двуречья и Евфрата впервые, за исключением Египта, сложились начальные формы классового общества и древнейшего государства, т.е. не было воздействия других более развитых обществ. Важнейшие государства: Ур, Эриду, Ларе, Ниппур, Лагаш, Урук, Сиппар. Богатству своему они обязаны развитию ремесла и торговли. Эпоху ранних династий в Уре, Уруке, Лагаше и Кише называют золотым веком Шумера или “первым расцветом Шумера”. Здесь производили предметы из золота, мечи, цветное стекло. Свободные члены общин были еще и владельцами значительной части земли. Владыки городов возводили дворцы, храмы и гробницы. Шумеры заложили основания для позднейшего хозяйственного и культурного развития Месопотамии. Шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг и бронзу, создали клинописную письменность. Шумеры изобрели цветное стекло (около 2400 г. до н.э.), на высоком уровне находилось ювелирное искусство. Влияние шумеров благодаря торговым контактам распространилось на Малую Азию и Египет. Шумеры создали правовые кодексы; в литературе особенное значение имели эпосы мифологического содержания (поэма о Гильгамеше). Около 2300 г. до н.э. Саргон 1 сформировал первую постоянную профессиональную армию, примерно в 2000 г. до н.э. была создана арифметика, в основе которой лежала 60-ричная система исчисления (для сравнения: древнеегипетский “Московский математический папирус” датируется 1900 г. до н.э.), что оказалось важным изобретением в истории человечества. В шумерской цивилизации уже были заложены начала науки, которая, будучи вписанной в религиозное мировоззрение, была его служанкой. В силу этого научная деятельность была подчинена культу традиций и ориентировалась на недосягаемые образцы прошлого. Шумерские мыслители стремились выяснить сущность природы и собственной цивилизации, они создали оригинальную концепцию “Ме”, смысл которой до сих пор не установлен окончательно. В общем плане “Ме” представляют собой совокупность различных закономерностей и правил, обеспечивающих функционирование элементов как природы, так и шумерской цивилизации. Все законы и правила созданы великими богами, однако они существуют вне богов, они проявляются в движении неживой и живой материи, которая является безличной и вечной. В законах “Ме”, согласно шумерским мыслителям, содержится вся мудрость и наука. В мифе о том, как царица небес и царица Урука Инанна украли божественные законы “Ме”, сохранился список свыше ста этих законов, связанных с шумерской цивилизацией. До сих пор расшифровано свыше половины этих законов. Здесь самые разные понятия: правосудие, мудрость, героизм, вражда, искусство и боевое знамя, проституция и священное очищение, музыкальные инструменты и искусство писца, мир, победа, доброта и пр. Кодекс Хаммурапи является прекрасным примером дальнейшего развития права, показателем высокого уровня культуры Месопотамии. Кодекс Хаммурапи представляет собой плод огромной работы по сбору, обобщению и систематизации правовых норм, в нем, как и в любом древнем своде законов, не проводилось деление на уголовное, гражданское, процессуальное, государственное и пр. право. Цель этого правового кодекса состоит в том, “дабы сильный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказана была справедливость...” Текст законов Хаммурапи носит “синтетический” характер, устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение. Кодекс Хаммурапи уделяет много внимания наказаниям за различные проступки и преступления — от нарушения обязанностей, связанных со службой, до Посягательства на имущество и преступлений против личности.

Христианская культура.

зародилось в 1 веке нашей эры, которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировалось в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по своему содержанию выходила далеко за пределы наци ональной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мессией) в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни..

.Христианский Бог — этонадмирный Дух, свободно творящий не только природу, но и человека. При этом человек лишь отчасти принадлежит природе, он прежде всего выступает как личность, т. е. сверхприродное «я» с его свободой, уникальностью, способностью к творчеству. Личность естьобраз Божий в человеке. Иными словами, в человеке есть что-то божественное, но это «что-то» — не природная сила, а способность быть личностью. Таким образом христианская культура открывает и обосновывает абсолютную значимость человеческой личности, творчества и свободы. Правда, способ осмысления и практической реализации этого духовного открытия был весьма различен на различных стадиях развития христианской культуры.

2. Исторические предпосылки христианства

Вера во всемогущего Бога берет свое начало в иудаизме — религии древних евреев. Эта вера выражает трагическую историю народа, описанную в Ветхом Завете, — собрании книг, священных как для иудаизма, так и для христианства. Ветхозаветная история исполнена скитаний и надежды, горечи вавилонского и египетского плена. И конечно же, такая история породила религию, в корне отличную от эллинской. Боги Эллады выражали доверие эллинов к сложившемуся порядку мироздания, их надежду на достойную жизнь в одной из ниш божественного космоса. Но для древних евреев наличный космос был миром изгнания и плена. Боги, олицетворяющие силы этого космоса, были подчинены его судьбе, которая для евреев была злосчастной судьбой. Люди нуждались в надежде, и дать ее мог лишь Бог, который сам был творцом мира и властелином космической судьбы. Так сформировался первоначальный вариант иудаизма— самой древней монотеистической религии.

Бог древних евреев, Бог Ветхого Завета был прообразом христианского Бога. Собственно говоря, для христианства этоодин и тот же Бог, меняются лишь его отношения с человеком. Так ветхозаветная вера рассматривается как подготовка к Новому Завету, т. е. новому союзу человека с Богом.

Однако уже в Ветхом Завете мы видим жажду человека подлинной встрече с Богом и стремление духовно освободиться от подчинения внешней стороне жизни. Эти мотивы прежде всего выражены в книге Иова и книге Экклезиаст. Это стремление к духовному преодолению внешней стороны бытия особенно проявляется на рубеже нашей эры, ибо народ вновь попадает под власть чужеземцев, которыми на этот раз стали римляне.

Человек создан Богом по «образу и подобию Божию». т. е. является личностью, обладающей свободой и творческой способностью. Свобода личности связана с тем, что она воплощает в себе надмирный дух, происходящий от Божественного Духа. Первородный грех Адама и Евы нарушил богоподобие человека и отдалил его от Бога, однако образ Божий остался неповрежденным в человеке. Вся дальнейшая история рассматривается христианством как история воссоединения человека с Богом.

Ветхий Завет выражает внешнюю связь между человеком и Богом, осуществляемую через закон (закон регулирует внешние отношения, внешнее бытие человека). Собственно христианство начинается с Иисуса, дающего Новый Завет и восстанавливающего внутреннюю связь человека с Богом. Высшей религиозной целью христианства является спасение. Специфика христианского понимания спасения выражается в догматах триединства и Боговоплощения. Бог извечно имеет три равноценных лица (личности) — Отец, Сын, Святой Дух — объединенные единой божественной сущностью («природой») и имеющие единую волю. При этом христианское богословие требует «не смешивать лиц и не разделять сущности». Спасителем (Христом) выступает одно из лиц единого Бога (Бог-Сын).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.220.231.235 (0.018 с.)