Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Даосизм и конфуцианство – основные источники духовной культуры Китая. Нормы повседневной жизни. Специфика художественной культуры Китая. Основные достижения китайской цивилизации.

Поиск

Как и у других народов, у древних китайцев было множество богов и духов, которым они приносили жертвы, в том числе и кровавые. Бог Шанди, ставший верховным божеством и легендарным родоначальником, их предком – тотемом. При этом в Китае Шанди воспринимался, прежде всего, как первопредок, заботящийся о благосостоянии своего народа. Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство. Даосизм

Даосизм возник на рубеже VI-Vвв. до н.э. Его основателем был китайский мудрец Лао-Цзы. В письменных источниках нет достоверных сведений о Лао-Цзы. Легенды повествуют о его чудесном рождении. Мать носила его несколько десятков лет и родила стариком – откуда и имя его «старый ребенок» или «старый философ». Известно, что прожил он 160 или 200 лет, написал «Книгу о дао и дэ» (Дао-дэ-цзин). Основное понятие даосизма – дао, что буквально означает «путь». Дао – это нечто всеобъемлющее, что царит над всем и царит во всем. Дао – основа всего сущего во вселенной, источник всех вещей и явлений. Даже великое Небо следует дао. Познать дао, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни. Дао, следовательно, – естественный закон развития природы: необходимо следовать дао, ибо «человек следует Земле, Земля следует Небу, Небо – следует дао, а дао следует естественности». Дао, будучи не познанным до конца, утверждали даосы, материализуется в дэ – достоинстве человека, достигшего абсолютной гармонии с природой. Естественному ходу событий противостоит искусственная деятельность человека, преследующего эгоистические, корыстные цели. Такая деятельность, по даосизму, предосудительна. Поэтому основным принципом Лао-Цзы выступает недеяние – «увэй». Увэй не есть пассивность, а скорее непротивление естественному ходу событий и в то же время это отказ от деятельности, вступающей в противоречие с естественными законами. Недеяние столь же важно, как и деяние. Надо знать, что делать и чего нельзя делать. Это и есть знание дао. Какое значение имеет концепция даосизма для современности? На близость даосизма к нарождающемуся в современном мире новому пониманию природы указывают экологи. Даосизм не требует переделки, преобразования природы. Он нацеливает на чуткое, бережное отношение к ней. Конфуцианство Примерно в те же времена, на рубеже VI-Vвв. до н.э. в Китае возникает другая важнейшая религиозно-мирооззренческая система – конфуцианство. Ее основателем был Кун-цзы, известный в европейской транскрипции как Конфуций (Учитель Кун). Семья Конфуция принадлежала к старинному, но разорившемуся аристократическому роду. Конфуций родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, известную в истории как период «воюющих царств». Конфуций не оставил письменного изложения своего учения, но друзья и ученики записали его высказывания в книге «Лунь-юй» - «Суждения и беседы». Причину всех невзгод и беспорядков в обществе, Конфуций усматривал в упадке нравственности людей. Выступив с критикой устоев своего века и высоко оценив века минувшие, Конфуций составил идеал – «цзюнь-цзы», «благородного мужа», обладающего совершенством поведения, честного, бескорыстного, мудрого, гуманного и справедливого. Благородный муж развивает в себе следующие добродетели: «и» – долг, «ли» – этикет, чжи – знание, синь – верность, сяо – сыновья почтительность, юе – музыкальная одаренность. Основой является главное понятие конфуцианства – жэнь – гуманность, человеколюбие. Понятие «жэнь», следовательно, многозначно: в него входят культура в целом, идеальные отношения в семье, обществе и государстве. Согласно «жэнь», человек должен знать свое место – правитель должен быть правителем, отец - отцом, сын – сыном.

В свою очередь, основой жэнь является «сяо» – сыновья почтительность – уважение к родителям и старшим по возрасту и должности. Любой старший, будь то отец, чиновник или государь – это непререкаемый авторитет для младшего, подчиненного, подданного. Не случайно Конфуций считал, что государство – это большая семья, а семья – малое государство. Кстати, этот строй семейной жизни сохранился в Китае вплоть до нашего времени.

Авторитет отцовства покоится на известном в древнем Китае – культе предков – как мертвых, так и живых.

 

19 Нормы повседневной жизни китайцев

На основе конфуцианства были выработаны критерии для оценки всех поступков, от бытовых до государственных. Так, от мужчины требовалось неукоснительное выполнение обязанностей, несение службы, подчинение главе рода. Женщина должна была быть всегда смиренна и послушна мужу, свекру и свекрови, ее главная обязанность – заключалось в служении мужу, усердии в труде и продлении рода. От нее не требовалось выделяться умом, талантами, красноречием или остроумием, от нее не требовалось даже ни красоты, ни привлекательности. Идеалом женщины была покорная жена, готовая следовать за своим господином даже в могилу.

Строгой регламентации подвергалась вся жизнь древних китайцев. Например, торговцам и ростовщикам – как бы богаты они не были – запрещалось одеваться в парчовые и шелковые одежды, носить оружие, ездить по улицам города в колеснице или верхом. Все это было привилегией земельной аристократии, но даже и их в любое время по указу императора могли переместить из одного имения в другое, лишить имущества, а то и жизни.

Специфика художественной культуры Китая

Весьма эскизное рассмотрение китайской культурной традиции свидетельствует об ее огромных достижениях и богатом вкладе в мировую культуру. Удивительная глубина, тонкость, изящество, идеалы гуманизма, уважительное отношение к природе, любовь к своему прошлому, своей героической истории определили ее ведущую роль в азиатско-тихоокеанском регионе. Вьетнамская, корейская, японская культуры были ее прилежными последователями. Новое время познакомило с китайской культурой Европу, высоко оценившую как философские идеи, так и художественную культуру Китая.

 

21.Зарождение и становление культуры человечества: проблема периодизации. Особенности архаичной культуры. Тысячелетняя история культуры позволяет условно выделить в ней пять больших периодов. Первый начинается 150 тыс. лег назад и завершается примерно в IV тыс. до н.э. Он приходится на культуру первобытного общества и может быть назван периодом младенчества человека, который во всем делает первые робкие шаги. Он учится и научается говорить, но не умеет еще как следует писать. Человек сооружает первые жилища, сначала приспосабливая для этого пещеры, а затем строя их из дерева и камня. Он также создает первые произведения искусства — рисунки, живопись, скульптуры, которые подкупают своей наивностью и непосредственностью.Вся культура данного периода была магической, поскольку покоилась на магии, принимавшей самые различные формы: колдовство, заклинания, заговоры и т.д. Наряду с этим складываются первые религиозные культы и ритуалы, в частности культы мертвых и плодородия, ритуалы, связанные с охотой и захоронением. Первобытному человеку повсюду грезилось чудо, все окружавшие его предметы были окутаны магической аурой. Мир первобытного человека был чудесным и удивительным. В нем даже неодушевленные предметы воспринимались как живые, обладающие магической силой. Благодаря этому между людьми и окружавшими их вешами устанавливались близкие. почти родственные связи. Второй период длился с IV тыс. до н.э. до V в. н.э. Его можно назвать детством человечества. Он по праву считается самым плодотворным и богатым этапом человеческой эволюции. С этого периода культура развивается на цивилизационной основе. Она имеет не только магический, но и мифологический характер, поскольку определяющую роль в ней начинает играть мифология, в которой наряду с фантазией и воображением присутствует рациональное начало. На этом этапе культура обладает практически всеми аспектами и измерениями, включая этнолингвистические. Основные культурные очаги представляли Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия и Древний Китай, Древняя Греция и Рим, народы Америки. Все культуры отличались яркой самобытностью и внесли огромный вклад в развитие человечества. В этот период возникают и успешно развиваются философия, математика, астрономия, медицина и другие сферы научного знания. Многие области художественного творчества — архитектура, скульптура, барельеф — достигают классических форм, высочайшего совершенства. Особого выделения заслуживает культура Древней Греции. Именно греки, как никто другой, были по духу настоящими детьми, и потому их культуре в наибольшей степени присуще игровое начало. В то же время они были вундеркиндами, что позволило им во многих областях на целые тысячелетия опередить время, а это в свою очередь дало полные основания говорить о «греческом чуде». Третий период приходится на V-XVII вв., хотя в некоторых странах он начинается раньше (в III в. — Индия, Китай), а в других (европейских) заканчивается раньше, в XIV-XV вв. Он составляет культуру Средневековья, культуру монотеистических религий — христианства, ислама и буддизма. Его можно назвать отрочеством человека, когда тот как бы замыкается в самом себе, переживает первый кризис самосознания. На этом этапе наряду с уже известными культурными центрами появляются новые — Византия, Западная Европа, Киевская Русь. Ведущие позиции занимают Византия и Китай. Религия в этот период имеет духовное и интеллектуальное господство. Вместе с тем, находясь в рамках религии и Церкви, философия и наука продолжают развиваться, а в конце периода научное и рациональное начало начинает постепенно брать верх над религиозным. Четвертый период является относительно небольшим, охватывает XV-XVI вв. и именуется эпохой Возрождения (Ренессанса). Он соответствует юношескому возрасту человека. когда тот ощущает необычайный прилив сил и наполняется безграничной верой в свои возможности, в способность самому творить чудеса, а не ждать их от Бога.В строгом смысле эпоха Возрождения характерна главным образом для европейских стран. Ее наличие в истории других стран достаточно проблематично. Она составляет переходный этап от средневековой культуры к культуре Нового времени.В культуре этого периода происходят глубокие изменения. В ней активно возрождаются идеалы и ценности греко-римской античности. Хотя позиции религии остаются достаточно прочным, она становится предметом переосмысления и сомнения. Христианство переживает серьезный внутренний кризис, в нем возникает движение Реформации, из которого рождается протестантизм.Главным идейным течением становится гуманизм, в котором вера в Бога уступает место вере в человека и его разум. Человек и его земная жизнь провозглашаются высшими ценностями. Невиданный расцвет переживают все виды и жанры искусства, в каждом из которых творят гениальные художники. Эпоха Возрождения отмечена также великими морскими открытиями и выдающимися открытиями в астрономии, анатомии и других науках.Последний, пятый период начинается с середины XVII в., вместе с Новым временем. Человека этого периода можно считать вполне взрослым. хотя ему далеко не всегда хватает серьезности, ответственности и мудрости. Данный период охватывает несколько эпох.

25. Истоки и временные рамки Эллинской Античности. Основные проявления греческой полисной культуры. Эллинизм (конец IV—I в. до н. э.) завершает развитие греческой культуры. Александр Македонский завоевал в своих походах (334—324 до н. э.) огромные территории от берегов Малой Азии до Индии, от Черного моря до аравийских пустынь. Но управлять такой державой греки оказались не способны: их раздирали амбиции, а иногда и просто жадность до легкой добычи и обогащения. Некоторые полководцы Македонского образовали отдельные монархии, среди которых в постоянном противостоянии находились Египет, Сирия и Македония. Ахейцы и другие греческие племена селились в долинах среди гор, ставших естественной защитой и границей поселений. С их вершин открывался широкий обзор всей прилегающей территории, а также моря, откуда всегда можно было ожидать пиратского нападения. Поэтому складывается не целостное государство, а отдельные полисы, куда входили административный центр с крепостным укреплением (акрополем) и окрестные крестьянские поселения. Полис легче защищать, им проще управлять, но одновременно полисы были разобщены, они постоянно соперничали и враждовали друг с другом. Все это ложилось в основу развития особого менталитета полисного человека с его азартом соревновательности и воинственности. Поэтому, говоря о культуре Греции, всегда приходится уточнять, о народе какого полиса идет речь: о беотийцах, лидийцах, спартанцах или афинянах.Еще в период архаики сформировались особая полисная форма управления и уклад жизни. Долгое время у власти были аристократы (греч. aristos «лучший»+ kratos «власть»), получившие со времен распада общинного строя влияние, собственность, а потом и землю. Своеобразный характер носила монархия Спарты. Там были два царя, власть которых ограничивалась наблюдательным органом — эфоратом (греч. ephoroi «наблюдатель»).Но все-таки постепенно, шаг за шагом во многих полисах и прежде всего в Афинах возникает величайшее изобретение греческой античности — демократия (VI век до н. э.).Перевод этого слова известен — «власть народа». Однако при всех достижениях государственности власть никогда не могла принадлежать всему народу целиком — это было возможно лишь в первобытном обществе, основанном на кровнородственных связях. В Греции же, как в любом государстве, кровное родство не влияло на отношения людей, населявших полис. О равенстве также не могло быть речи. Власть принадлежала только «гражданам» полиса, а среди них первоначально выделялись две категории людей: «были благородные, потомки первых поселенцев страны, членов кланов...

 

 

26. Основные доминанты культуры Древнего Рима. Становление и развитие римского права. Римское зодчество. Культура Древнего Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии и свойствами характера римлян. Для культуры Древнего Рима характерно усиление индивидуализма. Личность всё больше начинает противопоставлять себя государству, переосмысляются и критикуются традиционные античные идеалы, общество становится более открытым внешним влияниям.Для мировосприятия римлянина раннего периода были характерны ощущение себя как свободного гражданина, сознательно выбирающего и совершающего свои поступки; чувство коллективизма, принадлежности к гражданской общине, приоритета государственных интересов над личными; консерватизм, следование нравам и обычаям предков (аскетические идеалы бережливости, трудолюбия, патриотизма); стремление к общинной замкнутости и обособленности от внешнего мира. От греков римляне отличались большей трезвостью и практичностью.Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наиболее развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее влияние на формирование древнеримской культуры.Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этруски плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима — волчицу, вскормившую, по легенде, близнецов Ромула и Рема — потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. вдень празднования пастушеской богини Палее (21 апреля).Жившие на западе латиняне постепенно достигают высокого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы н позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, северное побережье Африки и часть Азии.В хронологии истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:1) монархия — 753 — 509 гг. до н. э.; 2) республика — 509 — 29 гг. до н. э.; 3) империя — 29 г. до н. э. — 476 г. н. э.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.28.196 (0.019 с.)