Религиозная традиция Китая: даосизм, конфуцианство, буддизм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозная традиция Китая: даосизм, конфуцианство, буддизм.



Буддизм
Буддизм начал проникать в Китай из Индии в I в. н. э. Как религия страдания, надежды, утешения и вознаграждения буддизм широко распространился в Китае в V в., став в некоторых царствах почти официальной религией.
Буддизм начал распространяться в Китае примерно в то же время, что и христианство в Европе. Однако христианству в Европе пришлось вступить в сложные взаимоотношения с племенными религиями европейских народов, а в дальнейшем - с VII в. - столкнуться с сопротивлением ислама. А в Юго-Восточной Азии религиозная ситуация была иной. Буддизм не вступил в оппозицию к конфуцианству и даосизму. Он с самого начала выступил как дополнение к ним, как практическое учение, наставляющее личность на путь нравственной и интеллектуально возвышенной жизни. Взаимовлияние буддизма, конфуцианства и даосизма привело к появлению особого, китаизированного, варианта буддизма, значительные элементы которого сохранились в Китае и в настоящее время.
Вместе с буддизмом из Индии в Китай проникает скульптурное изображение человека. В пещерных храмах Юнкана и Лунмыня сохранились величественные памятники китайской монументальной скульптуры VIII-V вв. до н. э. В Китае, начиная со II в. до н. э. существовала и поощрялась историческая и портретная живопись. Некоторое представление об этом искусстве дают шаньдунские рельефы, украшающие гробницы. На них изображены: скачущая конница, выезды на колесницах, торжественные приемы у императора.
Даосизм - религия, сложившаяся в Китае во 2-3 вв. н.э. на основе философского учения о «дао», возникшего в 4-5 вв. до н.э. Согласно традиции, основателем даосизма считается Лао-Цзы, а виднейшим его представителем был Чжуан-цзы. Учение даосизма изложено в трактатах, названных по именам этих мыслителей. Это трактат «Лао-Цзы», который более известен под названием «Дао дэ дзын» («Книга о пути и силе») и «Чжуанцзы».
В основе учения даосизма лежит принцип дао, который буквально переводится как "путь", "дорога" (второе его значение - "метод" и "высший принцип"). Другим принципом даосизма является у вэй, который зачастую определяется словом "пассивность" или понятием "плыть по течению". С ним тесно увязывается принцип дэ, т.е. добродетель, но не в смысле высокой моральной чистоты, а в смысле качеств, проявляющихся в повседневной жизни, когда принцип дао осуществляется на практике. Характер событий в мире определяется силами ян и инь. Мужское начало - ясность мысли, активность и возвышенность - считается присущим силам ян, тогда как женское начало - все слабое, темное и пассивное в жизни - приписывается действию сил инь. Основателем учения даосизма был Лао-цзы (в переводе означает "почтенный учитель"). Он жил в эпоху кризисов и переворотов. Исходным моментом его главного философского трактата является мысль о том, что человек - часть природы и поэтому должен жить естественной жизнью. Основной целью и центральной концепцией религиозного даосизма является достижение бессмертия. Учение о бессмертии предполагает, что последователь даосизма, посредством определенной практики, включающей в себя гимнастические и дыхательные упражнения, правила половой гигиены, медитацию и алхимию, может достичь не только духовного, но и физического бессмертия, а также развить в себе сверхъестественную силу и способности.
Поскольку даосизм отрицает бессмертие души, отделенной от тела, и рассматривает человека в качестве целостного психофизического существа, данная доктрина предполагала два аспекта религиозной практики: совершенствование тела (гимнастические и дыхательные упражнения) и совершенствование духа (созерцание, медитация). Религиозный даосизм развивался по многим направлениям и имел несколько школ. Отшельники-аскеты удалялись в горы, где проводили время в размышлениях (медитациях), либо жили в монастырях. Даосские жрецы выступали в роли заклинателей, медиков и толкователей предсказаний. Они занимались изгнанием нечистой силы, исполняли похоронные ритуалы, читали молитвы по усопшим или благословляли жертвенные дары. Даосский культ природы и учение о бессмертии оказали сильнейшее влияние на различные сферы материальной и духовной культуры Китая: науку (медицину и химию, уровень которой позволил сделать такие выдающиеся изобретения, как бумага и порох), искусство и литературу. Культ природы также сыграл огромную роль и в развитии китайской пейзажной живописи.

Конфуцианство - одна из национальных религий, возникшая в феодальном Китае на основе философско-этического учения Конфуция путем сакрализации его учения, включающая почитание и культ его создателя, получившая там широкое распространение и до сих пор являющаяся в Китае основной религией. Основное содержание учения Конфуция - это учение о правилах поведения и его нормах. Это учение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государственной службы, так же как о правильном порядке в семейном быту. При этом оно целиком ориентируется на сохранение и закрепление традиционных, сложившихся в Китае с древности семейно-родовых обрядов и культа предков.
Конфуций не учил ничему новому; он сам настойчиво повторял, что не излагает никакого нового учения, а требует только строгого соблюдения древних законов и установлений. Важнейшим из них было сохранение культа предков, который наряду с обожествлением императора и его власти стал основным содержанием конфуцианского религиозного культа. По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека - это сыновняя почтительность («сяо») и почитание предков. Учение о том, что источником порядка, власти, морали является «воля Неба», что правитель - это «сын Неба», а гуманность - прирожденное качество тех, кто управляет, что простой народ чужд добродетелей и лишь посредством жестких церемоний воспитывается в духе преданности и смирения, такое учение оказалось очень эффективным средством духовного воздействия на массы и укрепления существующего порядка.
Поэтому, начиная со 2 в. до н.э., когда учение Конфуция стало доминирующим, его личность стала постепенно обожествляться, ему начинали поклоняться и приносить жертвы. Конфуцианство предъявляло суровые требования к личности в морально-этическом плане, настаивая на непрерывном духовном и нравственном совершенствовании.

11. Искусство древнего и традиционного Китая: скульптура, архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство. Китайская цивилизация - одна из самых древних в мире. Как считают сами китайцы, история их страны начинается с конца III тысячелетия до н. э. Китайская культура обрела уникальный характер: она рациональна и практична.

Китай является высокоразвитой цивилизацией, искусство и культура которой подчинены древним философским учениям. Страна не раз подвергалась опустошительным набегам завоевателей, но все-таки китайскому народу удалось сохранить свою культуру и традиции до наших дней. В Китае сохранилось множество исторических культурных памятников, создающих особый колорит этого государства. Культура Китая оставила след в искусстве практически всех стран, поскольку именно здесь зародились многие виды искусства, имеющие самобытный характер.

На первые века нашей эры приходится и рассвет живописи и ваяния, который многие исследователи связывают с буддизмом: в буддийских храмах помешалось множество статуй различных божеств и святых. Особенно были развиты живопись тушью на бумаге, шелке, а также искусство фресок [6].

Веками совершенствовавшаяся китайская живопись тушью (по шелку и бумаге) достигла своего расцвета. Получают распространение и картины жанра «цветы и птицы» - правда, изображались и насекомые, и животные, и рыбы. Украшались живописью также веера, ширмы и др. Похожи на драгоценности пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжао-дао: голубые и малахитовые горы обведены золотой каймой. На поэтичных картинах Ван Вэя, уже упоминавшегося литератора, на золотистом шелке проступают едва намеченные черной тушью туманные дали. Именно его картины стали образцом для художников эпохи Сун [6].

Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбой; уже во II тыс. до н. э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Зеленый нефрит был в Китае предметом культа, он почитался «вечным камнем» и использовался для увековечения культа и памяти предков. Ценность нефрита была так велика, что он играл роль золота и серебра -- из него готовили монеты и эталонами из него оценивали чистоту золотого песка, привозимого в Китай из горных речек Монголии. Техника обработки нефрита достигла совершенства именно в Китае [5].

Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства в IV в. н. э. фарфора. Великолепны также разнообразные лаковые изделия, известные далеко за пределами Китая и составляющие важную статью его экспорта, наряду с шелком и лучшим тогда в мире железом. Фарфор и керамика эпохи Тан еще повторяют древние изделия из белой глины. Сосуды округлы и массивны. Это тяжелые белоснежные кувшины и чаши или зеленые с синими и желтыми пятнами. В погребениях сохранилась керамическая скульптура малых форм [6]. Архитектура Китая подчинена древним правилам и традициям. Архитекторы старались как можно лучше вписать свои творения в окружающий пейзаж. К культовым сооружениям Китая относятся каменные пагоды. Они представляют собой высокие массивные сооружения из нескольких повторяющихся ярусов, установленных друг на друга. Пагоды более позднего периода отличаются изяществом форм, а в основании они имеют шестигранник или восьмигранник. В качестве декора китайские зодчие использовали архитектурный орнамент, узоры из кирпича и глазурованные плиты.

Другие здания в Китае обычно строили из дерева, поэтому многие из них не сохранились до наших дней. Но в архитектуре китайцы долгое время сохраняли древние традиции, поэтому и сейчас мы можем видеть дома такими же, как это было много веков назад. Крыши домов в Китае делают причудливой изогнутой формы, что помогает спасать жилище от постоянных дождей, а также создает особый стиль архитектуры, присущий странам Востока. В богатых домах крыши располагали одну над другой поэтому, чем богаче дом, тем больше у него крыш. Дворцы делали из дерева и раскрашивали в яркие цвета. Опорой дворца служили круглые деревянные колонны, а основание его обычно делали из глины, которую покрывали мраморными плитами.

На формирование скульптурного искусства в древнем Китае сильное воздействие оказала индийская культура. Опорные столбы каменных пагод в скальных храмах того времени украшены фигурами змей и индийских божеств. С распространением буддизма в Китае начали делать многочисленные статуи Будды. Скульпторы постепенно выработали свой собственный особый стиль, в своей работе они использовали традиционные китайские элементы. Очень часто гробницы императоров мастера украшали высокими скульптурными рельефами, не связанными с буддизмом. На них изображались сцены из жизни людей и фигуры животных. В захоронения также клали глиняные скульптурные изваяния людей. Позже скульптурные изваяния стали делать из лессовой глины и дерева, покрытого лаком.

Искусство Китая основано на особых принципах, по которым привык жить народ этой удивительной страны. Оно подчинено традициям и ритуалам, дошедшим до наших дней из глубины веков. Во всем, что делают люди в Китае, прослеживается уважение к природе и глубокий философский смысл. К примеру, живопись чаще всего изображает горы и море, которые символизируют мужскую и женскую энергию, свет и тьму, активное и пассивное. Картины чаще всего имеют романтические длинные названия, которые иногда пишут на самих картинах, а в некоторых случаях на них пишут стихи, раскрывающие суть картины. Картины в Китае нередко пишут прямо на стенах или на шелковых свитках, у них нет типичных для Европы картин в рамах.

Искусством в Китае считается и каллиграфия – это так называемое изящное искусство красивого письма. Дословно "каллиграфия" переводится как "прекрасное письмо". Иероглифы совмещают в себе письмо и рисунок, поэтому написанные на листе бумаги или шелке, они играют роль картины, приносящей эстетическое удовольствие. Каллиграфия в Китае появилась еще раньше, чем живопись, поэтому для живописи там сохраняются те же правила написания. В каллиграфии очень важны движения кисти, все ее нажимы и повороты, благодаря которым становится понятен тайный смысла изображенного символа. Китай стал родоначальником многих привычных для нас вещей, которые были освоенными ими еще до нашей эры. Это относится к фарфору. Китайцы достигли совершенства в создании ваз из белого фарфора, украшенных росписью. Сначала рисунок делали в синих тонах, но позже вазы стали раскрашивать в разные цвета. Белый прочный, не пропускающий воду материал быстро завоевал расположение, позже продолжателями фаянсового ремесла стали Голландцы. Расписные фарфоровые вазы из Китая, принадлежащие к временам различных династий, сейчас не редко можно встретить на аукционах антиквариата, где они ценятся очень дорого.

В Китае были впервые получены шелковые ткани. Из них делали одежду, знамена и зонтики, которые служили отличительным признаком различных сословий. Со временем китайцы научились делать рисунки на шелке, а еще высоко ценился вышитый шелк. Помимо шелковых тканей в Европе была известна китайская лаковая мебель. Черный лак был расписан красивыми рисунками, которые называются ксилографией, что означает особый вид гравюры по дереву. В искусстве ксилографии китайские мастера достигли больших высот. К ремеслам в Китае вообще было особое отношение, там некоторые работы мастера делали по нескольку лет, и в результате получались настоящие шедевры, поражающие воображение, например, искусно вырезанные из кости ажурные шары, расположенные один в другом.

Национальным видом искусства в Китае считается художественная резьба по нефриту. Для китайцев нефрит – это драгоценный камень, у них даже существует высказывание, что "человек питает нефрит, нефрит питает человека". С глубокой древности из нефрита в Китае делали украшения и ритуальные предметы, поскольку верили, что этот камень подавляет влияние злых сил и является символом благородства. Нефритовые талисманы позволяли оградить ребенка от болезней, а взрослые зачастую использовали нефритовые четки.

11. Античность. Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. аntqus– древний) для определения греко – римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, политические и юридические взгляды.

Античная цивилизация (Iтыс. до н.э. –Vв. н.э.) вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основана вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания.

В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды:

1. Гомеровский (XI–IXвв. до н.э.).

2. Архаический (VIII–VIвв. до н.э.).

3. Классический (V–IVвв. до н.э.).

4. Эллинистический (конец IV–Iвв. до н.э.).

Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. Фактура и цвет земли, силуэт и масштаб гор – все различно в каждой из областей Греции. Не представляла собой единства античная Греция и в социально – политическом плане: она существовала в рамках особой государственной системы – городов – полисов, чаще всего определенных природными границами. Различие между ними было существенным: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, почитаемых богах и уважаемых героях. Порой они не только соперничали, но и воевали друг с другом. Спарта и Афины – два полюса этого противостояния.

Характерные особенности античной культуры. Прежде всего античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по – гречески – это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.

Мера понимается как исходный принцип существования чего – то определенного. Она – характеристика совершенства. Мера вводится в античной Греции в философскую, политическую, эстетическую и этическую культуру, представляя собой одну из основных ее категорий. Как основная черта бытия понималась греками и гармония – единство многообразии, «внутренняя природа вещей». Наивысшее выражение гармония, как и мера, получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.

Античная культураэто тип европейской рациональной культуры. Грек созерцал космос, воспринимая его таким, кокой он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Но восприняв его, грек должен был доказать, просчитать и вычислить все, что он утвердил умозрительно и принял на веру. Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате чего были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет (2 пол. 5 в. до н.э.), автор труда «Канон». Антропоцентричность (космос постоянно соотносится с человеком в греческой культуре, природные объекты – с человеческим телом) античной греческой культуры предполагает культ тела человека. Идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом и наделяли высшей телесной красотой, потому что не находили более совершенной формы.

Культ тела определялся и более прагматическими причинами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целей, ему приходилось защищать отечество от врагов. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой.

Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Греческая философия не может быть понята без эстетики теории красоты и гармонии. Греческая математика, физика, астрономия – «скульптурны и осязательны». Пластично все греческое искусство – архитектура, скульптура, поэзия, драма. Наиболее полно телесность и пластичность были выражены в архитектуре и скульптуре. Состязательный характер античной культуры проявляется в такой черте греческой культуры – она празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов – покровителей полиса. Раз в четыре года отмечался праздник в честь богини города Афин – Большие Панафинеи. Обязательно включались в празднование факельные шествия, музыкальные и танцевальные представления.

Широкую известность получают и Дионисии – аттический праздник в честь бога Диониса. Великие Дионисии праздновались пять дней и включали яркие шествия, сопровождавшиеся культовыми песнями, танцами и драматическими представлениями.

Культура античной Греции представляет собой процесс становления и развития различных форм материальной и духовной деятельности. Но во все века наиболее полно выражала основные тенденции античности культура художественная – искусство.

В античной Греции процветали различные виды искусства: архитекторы создавали величественные храмы, художники поражали пропорциональностью и красотой рисунков на греческих вазах. Трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида до настоящего времени являются образцом драматического искусства. Гомеровские эпосы служат хрестоматией эпической поэзии.

13. Особенности крито-микенской культуры. Характеристика памятников данного периода. Крито-микенская культура — общее обозначение минойской культуры (по имени легендарного критского царя Миноса), возникшей на Крите в 3-2 тыс. до н.э. и сильно воздействовавшей на культуру материковой Греции и микенской культуры, формировавшейся под влиянием минойской. Центры культуры находились на материковой Греции. Несмотря на прочные культурные связи с Ближним Востоком, прежде всего с Египтом, крито-микенская культура сохраняла свою самобытность.
Одной из особенностей критской культуры является полное отсутствие на Крите храмов. Очевидно критяне совершали свои религиозные обряды или в гротах или на открытом воздухе, перед алтарями, обнесенными священными оградами. Крито-микенская культура предвосхищает греческую как своим тяготением к зрелищам, так и своим увлечением музыкой, танцами, спортом. Критяне задолго до греков изобрели театральную сцену. В честь Минотавра устраивали священные ристалища быков. Женщины наряду с мужчинами принимали участие в опасной и искусной игре. За ристалищами быков следовали состязания в боксе. Активное участие женщин в спортивных праздниках подводит нас к особенности критской культуры, которую можно характеризовать как поклонение женщине. Женщины вели свободную общественную жизнь: участвовали в священных ристалищах, атлетических и музыкальных играх, занимались ремеслом и охотой, открыто показывались на улицах.

Архитектура: сакральная архитектура почти совершенно отсутствует. Жилые здания были прямоугольного типа. Большинство домов среднемикенской эпохи представляют собой многоэтажные строения, крытые плоскими крышами и иногда украшенные сверху небольшим аттиком. К специфическим особенностям относится обилие окон по фасаду. З отсутствием стекла отверстия окон закрывались, вероятно, цветной материей или прозрачной промасленной кожей. Строились большие дворцы, самый крупный из них Кносский. В критских дворцах было обилие коридоров, лестниц и световых шахт. Чередуя световые шахты со сквозными лестницами, портиками и водоемами, критский архитектор добивался динамически одухотворенного впечатления.
Колонны наряду со столбами находили самое широкое применение. Плиты обычно украшали рельефные изображения (чаще всего изображали животных, особенно — львов).
Искусственные гроты применялись для погребения большого количества умерших, единичные могилы устраивались в виде ям или ящиков.
Скульптура: Ее особое свойство — отсутствие монументальных памятников, больших культовых статуй или декоративных ансамблей, соединяющих архитектуру и скульптуру. Критская скульптура избегает открытых пространств — площадей, портиков, наружных ниш. Все памятники отличаются небольшими размерами и предназначены для постановки во внутренних покоях. Фигуру связывали с окружающим пространством, давали ей пейзажный фон. Скульптуры делались из глины, слоновой кости, фаянса и бронзы. Также крито-микенская культура знаменита вазописью. Кносский дворец –один из самых интересных и впечатляющих памятников критской архитектуры. Возраст дворца можно сравнивать с возрастом Египетских пирамид или Стоунхенджа. Он создавался во втором тысячелетии до нашей эры. Площадь дворца — около 20 тысяч квадратных метров, он состоит из сложной системы сотен помещений, казавшейся древним грекам очень запутанной.Согласно легендам, в глубине дворца обитал получеловек-полубык — Минотавр, на съедение которому город Афины ежегодно посылал 7 юношей и столько же девушек. Минотавр был убит, говорится в сказании, афинским героем Тесеем, сыном царя Эгея. Кносский дворец-лабиринт — уникальный сад блужданий — состоял из множества хаотично разбросанных помещений, расположенных на разных уровнях, местами достигая 4 этажей и включая в себя более 1300 комнат. Дворцовые стены украшали прекрасно сохранившиеся фрески.На них были изображены торжественные процессии с нарядными женщинами, гибкие,стройные юноши,несущие сосуды, бой с разъяренным быком.Крепости Микен и Тиринфа До наших дней сохранились величественные крепости Микен и расположенного неподалеку Тиринфа — наследие ахейской культуры. Их сооружение относится к XIV—XIII векам до нашей эры. Они расположены на крутых скалистых холмах. Неприступный акрополь Микен господствует над окружающей долиной. Его стены длиной в 900 м имеют толщину от 6 до 9 м. Такое же грандиозное впечатление производят стены Тиринфа. Их толщина достигает 17,5 м, внутри них устроены галереи и кладовые для хранения продовольствия или оружия. Акрополь (укрепленный холм) в Тиринфе дает представление о планировке такого дворца, здесь господствуют порядок и симметрия. Центр Акрополя- дворец с большим двором. В композиции дворца центральное место занимает прямоугольное в плане помещение с колоннадой и отверстием в крыше, и очагом посредине — так называемый мегарон. Здесь проводились торжественные собрания мужского населения дворца.Чтобы выйти с мегарона во двор, необходимо было пройти сени и портик с двумя колонами. В последствии мегарон явился основой для формирования традиционного типа храмовой постройки греческой архитектуры.Дворец в Тиринфе был расписан многоцветными фресками в XIII в. до н. э. По потолку шли узоры, изображавшие звёздное небо. Центральные ворота крепости Микен «Львиные ворота» — величественное сооружение, символ могущества микенских царей. Они сложены из двух огромных, вертикально поставленных плит, покрытых третьей, на которой находится плита с геральдическим рельефом: две львицы, изображенные в одинаковых поворотах в профиль, стоят по бокам расширяющейся кверху колонны. По предположению современных ученых, колонна символизирует Артемиду, покровительницу города.

14. В античной Греции процветали различные виды искусства: архитекторы создавали величественные храмы, художники поражали пропорциональностью и красотой рисунков на греческих вазах. Трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида до настоящего времени являются образцом драматического искусства. Гомеровские эпосы служат хрестоматией эпической поэзии. Они так же бессмертны, как теоремы Пифагора и физические расчеты Архимеда.

История античного искусства включает в себя несколько этапов:

1. Крито-микенский период (III-II тысячелетие до н.э.)

Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название крито-микенской. Центрами ее были остров Крит и город Микены в материковой Греции. В начале XX века в результате археологических раскопок под руководством английского ученого А. Эванса в Кноссе (центральная часть острова) был открыт самый первый из критских дворцов. Следуя греческому преданию, Эванс назвал его дворцом Миноса (см. приложение рис.4). Обширный материал, собранный археологами во время раскопок в этом дворце, позволяет составить наиболее полное и всестороннее представление о том, чем была минойская цивилизация в эпоху ее наивысшего расцвета. Греки называли дворец Миноса «лабиринтом» (само это слово, по-видимому, было заимствовано ими из языка догреческого населения Крита). В греческих мифах лабиринт — огромное здание с множеством комнат и коридоров. Человек, попавший в него, уже не мог выбраться без посторонней помощи и неизбежно погибал: в глубине дворца обитал кровожадный Минотавр — чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Подвластные Миносу племена и народы обязаны были ежегодно тешить ужасного зверя человеческими жертвами, пока он не был убит знаменитым афинским героем Тезеем. Раскопки Эванса показали, что рассказы греков о лабиринте имели под собой определенную почву. В Кноссе действительно было обнаружено огромное по размерам здание или даже целый комплекс зданий общей площадью 16 000 м2, включавший около трехсот помещений самого разнообразного назначения. Особый интерес, представляет настенная живопись, украшавшая внутренние покои, коридоры и портики дворца. На некоторых из этих фресок изображены растения, птицы, морские животные. На других были запечатлены обитатели самого дворца: стройные загорелые мужчины с длинными черными волосами, с тонкой «осиной» талией и широкими плечами и дамы в огромных колоколообразных юбках с множеством оборок и в туго затянутых корсажах, оставляющих грудь совершенно открытой. Одежда мужчин намного проще. Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти — теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хозяйственным центром. Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, следует отметить, кроме прекрасных фресок, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепную полихромную (многоцветную) керамику. Расцвет минойской культуры приходится на XVI — первую половину XV вв. до н.э. Однако в середине XV в. до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана на острове Фера (современный Санторин) недалеко от Крита, а также вторжения из материковой Греции воинственных греков-ахейцев.
В дальнейшем критская культура уже не смогла достичь прежнего великолепия. Центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в это время расцветает микенская (или ахейская) культура, сформировавшаяся около 1700 года до н.э.

 

2. Гомеровский период (XI- VIII вв.до н.э.)

Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским — по имени великого Гомера (см приложение рис. 3). Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в конце VIII в. до н.э., — важнейший источник информации об этом времени. До нас дошло сравнительно мало памятников гомеровского периода. Основные строительные материалы — дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее яркие памятники искусства этого периода, дошедшие до нас, — керамика. В росписи керамики этого времени безраздельно господствует так называемый геометрический стиль. Стенки сосудов покрывает незатейливый узор, составленный из концентрических кругов, треугольников, ромбов, квадратов. Первые, еще очень примитивные изображения людей и животных появляются после длительного перерыва лишь в самом конце IX в. до н. э. Гомеровский период был бесписьменным, первые известные после длительного перерыва греческие надписи принадлежат уже другой эпохе - архаической (вторая половина VIII в до н.э.). Но в них используется уже не линейное слоговое письмо Б, а совершенно новое — алфавитное письмо заимствованное греками у финикийцев. Свидетельства гомеровского эпоса существенно дополняет и расширяет археология. Основную массу археологического материала для этого периода дают раскопки некрополей.

3. Архаический период (VII -VI вв.до н.э.) Великая колонизация — освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры. Греки научились многому у других народов: у лидийцев — чеканке монет, у финикийцев — алфавитному письму, которое они усовершенствовали, введя обозначения не только согласных, но и гласных. На зарождение и развитие науки, в частности астрономии и геометрии, оказали влияние науки Древнего Египта и Вавилона. На греческое искусство оказали сильное воздействие египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие элементы чужих культур были творчески переработаны и органично вошли в греческую культуру. В период архаики с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса — города-государства, гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. сформировались религиозные и мифологические представления древних греков. Считалось, что первоначально существовал Хаос, из которого выделились Земля (богиня Гея) и подземный мир (Тартар)

4. Классический период (V-IV вв.до н.э.) Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500—449 до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса — архаический и начинается период расцвета — классический. Победа греков, окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему экономической и политической жизни Греции в V в. до н.э. и расцвету греческой культуры, центром которой стали Афины. Греческая философия классического периода обратилась к вопросам вечным и имеющим всемирное значение — о предназначении человека, сущности бытия, отношениях человека с миром бытия и с богами и т. д.

В классический период науке и искусству придавали серьезное значение в воспитании полноценного гражданина. Ученых уже не удовлетворяло представление о материи как о чем-то едином и неделимом. Первым ввел в науку понятие атомов (первотелец), неделимых частиц материи Демокрит (ок. 470 или 460 до н.э. — умер в глубокой старости). Он считал, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. В литературе V в. до н.э. основными жанрами стали трагедия и комедия. Еврипид, Аристофан. Греческая культура достигла в классический период совершенства. Ее творения стали предметом восхищения всего мира.

5. Эллинистический период (конец IV-I вв.до н.э.) В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Если в эпоху греческой классики ведущей наукой была философия, то в период эллинизма на первое место вышли точные науки. Естествознание, математика, астрономия, медицина достигли огромных успехов.

Для этого времени типичен такой ученый, как знаменитый Архимед (ок. 287—212 до н.э.). Он создал понятие бесконечно большого числа, ввел букву «Пи» для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т.д. Большая заслуга Архимеда в развитии техники: он создал винтовой насос, болт, сконструировал множество боевых метательных машин, оборонительных орудий.

Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали расцвету математики, механики, астрономии, географии. Знамениты также другие ученые эпохи эллинизма: Евклид (III в. до н.э.), создавший элементарную геометрию; Эратосфен (ок. 276—194 до н.э.), довольно точно определивший длину земного меридиана и таким образом установивший истинные размеры Земли; Аристарх Самосский (конец IV в. — 1-я пол. III в. до н.э.), доказавший вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (180/190—125 до н.э.), установивший точную длину солнечного года и вычисливший расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский (ок. I в. до н.э.), создавший прообраз паровой турбины, и др.

Успешно развивалось и естествознание, особенно медицина. В этой области огромные заслуги принадлежат Герофилу (р. ок. 300 до н.э.) и Эрасистрату (ок. 300 — ок. 240 до н.э.), открывшим нервную систему, выяснившим значение пульса, сделавшим большой шаг вперед в изучении мозга и сердца. В области ботаники следует отметить труды ученика Аристотеля — Феофраста (372—287 до н.э.).

Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них — в Александрии и Пергаме. Александрийская библиотека содержала около миллиона папирусных свитков. Все рукописи были систематизированы, а особый отдел занимался переводом на греческий язык важнейших сочинений авторов из разных стран.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 2248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.032 с.)