Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классицизм как искусство героической гражданственности. Философский рационализм как идейный источник классицизма.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и французского государства. Классицизм - искусство героической гражданственности. В основе его поэтики лежат принципы философского рационализма, ярко проявились в подходе к явлениям общественной жизни и природы. Прекрасное выступает в ней как четкое, разумное, логическое начало, без каких-либо сложностей и противоречий, присущих реальной жизни. Воспевая героические идеалы, искусство классицизма совсем не интересовалось современностью, реальными людьми и их бытом, а тяготело к идеализированных абстрактных образов, провозглашало принцип изображения "замечательной", "облагороженной" природы; основываясь на изучении античной поэтики и искусства, которые включают в себя словно абсолютную за историческую эстетическую норму. В истории театра славу великого реформатора комедии получил Мольер. Он дал этому жанру глубокий общественный смысл, сатирическую направленность и яркую театральную форму, создал жанр высокой комедии.Предвестием французского классицизма в изобразительном искусстве была художественная речь Жоржа де Латура (1593-1652 гг): точность, выразительность, четкость композиции, безупречная целостность силуэта, статика. Образы несут черты вечного, высокого.Настоящим создателем классического направления в живописи Франции стал Никола Пуссен (1594-1665 гг.) Темы его полотен: мифология, история, Ветхий и Новый Заветы. Рационализм - философско-мировоззренческая установка, согласно которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума. В философию термин «разум» перенесен из теологии, где им обозначалось направление, сторонники которого настаивали на очищении религии от всего, что не может найти разумного объяснения, подвергали догматы веры логическому анализу. В основе классицизма лежат идеи рационализма, идущие из философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Кл. возникает в эпоху господства в Европе мысли рационализма (разум от лат.) Для рационализма –разум главное начало в человеке, он определяет устройство природы, мироздания. Он должен быть основе устройства общества. Все отступление от закона разума – следствие предрассудков, невежества, страстей,которые можно победить просвещением. Разум лежит в основе всех сфер человеческой деятельности, в том числе лежит воснове искусства. Основоположником философской доктрины рационализма является французский математик и философ Декарт «Я мыслю, следовательно, я существую».
28. Импрессионизм и постимпрессионизм в культуре Европы XIX века. Импрессионизм — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX в., представителикоторого стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, правдиво передать мгновения жизни. Импрессионизм (термин происходит от французского слова, означающего «впечатление») зародился в 1860-х гг. во Франции, когда живописцы Э. Мане, О. Ренуар и Э. Дега внесли в искусство многообразие, динамику и сложность современного городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира. Для их произведений характерна кажущаяся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные ракурсы, срезы фигур рамой. Разложение сложных тонов на чистые цвета, накладываемые на холст раздельными мазками и рассчитанные на оптическое смещение их при восприятии картины зрителем, цветные тени и рефлексы создавали беспримерно светлую, трепетную воздушную живопись. Импрессионизм широко распространился в мировом искусстве. Вслед за импрессионизмом во французской живописи конца XIX — начала XX в. возникли течения, получившие общее название «постимпрессионизм». Постимпрессионизм повысил интерес к философским и символическим началам искусства, к закономерной организации художественной формы - построению пространства, объема, к декоративной стилизации. При общих чертах творчество художников этого направления значительно отличается друг от друга. В этом отразилась атмосфера сложных, противоречивых поисков нравственных ценностей, которая характеризует период начинающегося кризиса европейской культуры. Ведущий представитель постимпрессионизма — П. Сезанн стремился выявить величественную устойчивость и материальность мира, закономерность его структуры.
29. Кризис европейской культуры в конце XIX века – декаданс. Декаданс (от лат. decadentia, франц. decadence – упадок) – понятие вошло в употребление в 80-е годы XIX в. Тогда же появились журналы под названием «Декадент» и «Декаданс». Кризис (от греч. krisis – решение, переломный момент) культурный –острые, разрушительные процессы, происходящие «внутри» самой буржуазной культуры, коренные изменения в ее мировоззренческих, ценностно-ориентацион-ных, нравственно-смысловых основах. Настроения пессимизма, тревожности проявляются не только в массовом сознании, они доминируют в философии (в работах выдающихся немецких философов А. Шопенгауэра, 1788-1860;Ф. Ницше, 1844-1900;О. Шпенглера, 1880-1936); литературно-художественном творчестве, живописи, театральном искусстве (в произведениях французского поэтаС. Малларме, 1842-1898 – «верховного жреца» символизма; бельгийского поэтаМ. Метерлинка, 1862-1949; германского поэтаС. Георге, 1868-1933, и многих других). Это трагическое мироощущение в культуре рубежа XIX–XX веков, корень ее кризисного состояния – в развитии самого буржуазного общества, в нарастании серьезных противоречий во всех областях общественной жизни: время вызревания мощных финансово-олигархических монополий, которые делят мир на сферы влияния и ведут борьбу между собой;время захватнических войн и создания колониальных империй, враждующих друг с другом;время, когда в недрах буржуазного общества все сильнее заявляют о себе социальные язвы: безработица, нищета, преступность, социальное расслоение;время, когда мощно заявляет о себе рабочее движение, а пролетариат, как антипод буржуазии, организуется в самостоятельные партии и начинает массовые выступления в 1880 – 1890-е годы, но особенно в начале ХХ столетия;это время широкого поворота демократически настроенной интеллигенции к пролетарским слоям общества, к социалистическим идеям. Эти идеи на рубеже веков зазвучали особенно сильно, в масштабах общенациональной общественной жизни, они были альтернативой всем нерешенным мировым проблемам. Декаде́нтство — упадок, культурный регресс; изначально использовался как исторический термин для обозначения культурных явлений Римской империи к. II—IV вв. Также этим термином обозначают модернистское направление в изобразительном искусстве, музыке, литературе и архитектуре, в творческой мысли, самовыражении как таковых — конца XIX — начала XX веков, характеризующихся извращённым эстетизмом, индивидуализмом, имморализмом. Его основатели выступили прежде всего как противники старых течений искусства, главным образом, академизма. Декаденты требовали создания новых форм в искусстве, более гибких и более соответствующих усложнённому мироощущению современного человека. Традиционное искусствознание рассматривает декадентство как обобщающее определение кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX веков, отмеченных настроениями уныния, пессимизма, болезненности, безнадёжности, неприятия жизни, крайнего субъективизма (при сходственных, близких к тенденциозным, эпатирующих формулах и штампах — стилистических приёмах, пластике, композиционных построениях, акцентуациях и т. д.) Краткая характеристика: Кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными контрастами, — одиночество, бездушие и антагонизмы действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем и т. д. Идея декаданса восходит к XVIII веку, к Монтескьё, а далее, после Дезире Низара — она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюгои романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декадентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд. Как литературное движение декаданс - переходный этап между романтизмом и модернизмом. Характерными чертами декадентства считаются: субъективизм, индивидуализм, имморализм, отход от общественности, taedium vitae (лат. «отвращение к жизни») и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д. Наиболее яркими представителями декадентства в западной культуре являлись Оскар Уайльд, Ш. Бодлер, Мария Корелли, П. Верлен, Метерлинк, Гюисманс, Станислав Пшибышевский и др. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х — 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 957; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.118.163 (0.006 с.) |