Классицизм как искусство героической гражданственности. Философский рационализм как идейный источник классицизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классицизм как искусство героической гражданственности. Философский рационализм как идейный источник классицизма.



Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и французского государства.

Классицизм - искусство героической гражданственности. В основе его поэтики лежат принципы философского рационализма, ярко проявились в подходе к явлениям общественной жизни и природы. Прекрасное выступает в ней как четкое, разумное, логическое начало, без каких-либо сложностей и противоречий, присущих реальной жизни. Воспевая героические идеалы, искусство классицизма совсем не интересовалось современностью, реальными людьми и их бытом, а тяготело к идеализированных абстрактных образов, провозглашало принцип изображения "замечательной", "облагороженной" природы; основываясь на изучении античной поэтики и искусства, которые включают в себя словно абсолютную за историческую эстетическую норму. В истории театра славу великого реформатора комедии получил Мольер. Он дал этому жанру глубокий общественный смысл, сатирическую направленность и яркую театральную форму, создал жанр высокой комедии.Предвестием французского классицизма в изобразительном искусстве была художественная речь Жоржа де Латура (1593-1652 гг): точность, выразительность, четкость композиции, безупречная целостность силуэта, статика. Образы несут черты вечного, высокого.Настоящим создателем классического направления в живописи Франции стал Никола Пуссен (1594-1665 гг.) Темы его полотен: мифология, история, Ветхий и Новый Заветы. Рационализм - философско-мировоззренческая установка, согласно которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума. В философию термин «разум» перенесен из теологии, где им обозначалось направление, сторонники которого настаивали на очищении религии от всего, что не может найти разумного объяснения, подвергали догматы веры логическому анализу. В основе классицизма лежат идеи рационализма, идущие из философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Кл. возникает в эпоху господства в Европе мысли рационализма (разум от лат.) Для рационализма –разум главное начало в человеке, он определяет устройство природы, мироздания. Он должен быть основе устройства общества. Все отступление от закона разума – следствие предрассудков, невежества, страстей,которые можно победить просвещением. Разум лежит в основе всех сфер человеческой деятельности, в том числе лежит воснове искусства. Основоположником философской доктрины рационализма является французский математик и философ Декарт «Я мыслю, следовательно, я существую».

 

 

28. Импрессионизм и постимпрессионизм в культуре Европы XIX века.

Импрессионизм — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX в., представителикоторого стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, правдиво передать мгновения жизни. Импрессионизм (термин происходит от французского слова, означающего «впечатление») зародился в 1860-х гг. во Франции, когда живописцы Э. Мане, О. Ренуар и Э. Дега внесли в искусство многообразие, динамику и сложность современного городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира. Для их произведений характерна кажущаяся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные ракурсы, срезы фигур рамой. Разложение сложных тонов на чистые цвета, накладываемые на холст раздельными мазками и рассчитанные на оптическое смещение их при восприятии картины зрителем, цветные тени и рефлексы создавали беспримерно светлую, трепетную воздушную живопись. Импрессионизм широко распространился в мировом искусстве. Вслед за импрессионизмом во французской живописи конца XIX — начала XX в. возникли течения, получившие общее название «постимпрессионизм». Постимпрессионизм повысил интерес к философским и символическим началам искусства, к закономерной организации художественной формы - построению пространства, объема, к декоративной стилизации. При общих чертах творчество художников этого направления значительно отличается друг от друга. В этом отразилась атмосфера сложных, противоречивых поисков нравственных ценностей, которая характеризует период начинающегося кризиса европейской культуры. Ведущий представитель постимпрессионизма — П. Сезанн стремился выявить величественную устойчивость и материальность мира, закономерность его структуры.

 

29. Кризис европейской культуры в конце XIX века – декаданс.

Декаданс (от лат. decadentia, франц. decadence – упадок) – понятие вошло в употребление в 80-е годы XIX в. Тогда же появились журналы под названием «Декадент» и «Декаданс».

Кризис (от греч. krisis – решение, переломный момент) культурный –острые, разрушительные процессы, происходящие «внутри» самой буржуазной культуры, коренные изменения в ее мировоззренческих, ценностно-ориентацион-ных, нравственно-смысловых основах. Настроения пессимизма, тревожности проявляются не только в массовом сознании, они доминируют в философии (в работах выдающихся немецких философов А. Шопенгауэра, 1788-1860;Ф. Ницше, 1844-1900;О. Шпенглера, 1880-1936); литературно-художественном творчестве, живописи, театральном искусстве (в произведениях французского поэтаС. Малларме, 1842-1898 – «верховного жреца» символизма; бельгийского поэтаМ. Метерлинка, 1862-1949; германского поэтаС. Георге, 1868-1933, и многих других). Это трагическое мироощущение в культуре рубежа XIX–XX веков, корень ее кризисного состояния – в развитии самого буржуазного общества, в нарастании серьезных противоречий во всех областях общественной жизни: время вызревания мощных финансово-олигархических монополий, которые делят мир на сферы влияния и ведут борьбу между собой;время захватнических войн и создания колониальных империй, враждующих друг с другом;время, когда в недрах буржуазного общества все сильнее заявляют о себе социальные язвы: безработица, нищета, преступность, социальное расслоение;время, когда мощно заявляет о себе рабочее движение, а пролетариат, как антипод буржуазии, организуется в самостоятельные партии и начинает массовые выступления в 1880 – 1890-е годы, но особенно в начале ХХ столетия;это время широкого поворота демократически настроенной интеллигенции к пролетарским слоям общества, к социалистическим идеям. Эти идеи на рубеже веков зазвучали особенно сильно, в масштабах общенациональной общественной жизни, они были альтернативой всем нерешенным мировым проблемам. Декаде́нтство — упадок, культурный регресс; изначально использовался как исторический термин для обозначения культурных явлений Римской империи к. II—IV вв. Также этим термином обозначают модернистское направление в изобразительном искусстве, музыке, литературе и архитектуре, в творческой мысли, самовыражении как таковых — конца XIX — начала XX веков, характеризующихся извращённым эстетизмом, индивидуализмом, имморализмом. Его основатели выступили прежде всего как противники старых течений искусства, главным образом, академизма. Декаденты требовали создания новых форм в искусстве, более гибких и более соответствующих усложнённому мироощущению современного человека. Традиционное искусствознание рассматривает декадентство как обобщающее определение кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX веков, отмеченных настроениями уныния, пессимизма, болезненности, безнадёжности, неприятия жизни, крайнего субъективизма (при сходственных, близких к тенденциозным, эпатирующих формулах и штампах — стилистических приёмах, пластике, композиционных построениях, акцентуациях и т. д.) Краткая характеристика: Кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными контрастами, — одиночество, бездушие и антагонизмы действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем и т. д. Идея декаданса восходит к XVIII веку, к Монтескьё, а далее, после Дезире Низара — она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюгои романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декадентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд. Как литературное движение декаданс - переходный этап между романтизмом и модернизмом. Характерными чертами декадентства считаются: субъективизм, индивидуализм, имморализм, отход от общественности, taedium vitae (лат. «отвращение к жизни») и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д. Наиболее яркими представителями декадентства в западной культуре являлись Оскар Уайльд, Ш. Бодлер, Мария Корелли, П. Верлен, Метерлинк, Гюисманс, Станислав Пшибышевский и др. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х — 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.007 с.)