Глава 2. Культура и искусство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Культура и искусство.



 

  1. Современное понимание культуры в науке культурологии.

Понятие культура (лат. возделывание почвы, культивирование) в современном значении употребляется со второй половины 18 века в связи с развитием социальной мысли, со второй половины 19 века приобретает статус научной категории: «Культура, как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также и создаваемых ими материальных и духовных ценностях».

 

Система культуры.

 

Формы

МатериальнаяДуховная

 

Виды производства

Сферы

       
   


Материально-производственная Духовно-производственная деятельность

Деятельность и ее результаты: и ее результаты (сфера сознания):

орудия труда, жилище, предметы наука, нравственность, воспитание и

повседневного обихода, одежда, просвещение, право, философия,

средства транспорта и т.п. искусство, литература, религия и т.п.

 

История духовной культуры часто не совпадает с общественно-экономической историей народов, вступает в противоречие, так как материальный прогресс является показателем развития общества, а взлет человеческой духовности есть высшее проявление развития культуры, т.е. развивается по разным законам. Следовательно, то, что может быть желательным для развития экономики и социальных структур для культурных ценностей - губительно и нежелательно.

 

  1. Функции культуры.

Задача культуры – объединять людей, решается в конкретных функциях:

- приспособление к среде природной и социальной;

- познавательная (гносеологическая) выражается в науке, научном поиске; результат -НТП;

- информативная обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта;

- коммуникативная связана с информативной. Носители К.Ф.: язык словесный, «языки» искусства, научный язык, средства массовой информации, транспортные средства. Усиление коммуникативных возможностей культуры ведут к известному стиранию национальных особенностей и формированию единой общечеловеческой цивилизации.

- регулятивная \ нормативная: система норм и требований общества ко всем своим членам с помощью норм морали, права, поведения, обычаев и обрядов;

- оценочная \ аксиологическая: о добре и зле, что есть благо? Чем примитивней индивид или общество, тем проще и меньше круг его ценностей.

- разграничения и интеграции: мировая цивилизация представлена богатством многообразия определенных национально-исторических форм.

- социализации: усвоение человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества – создание человеческой личности.

 

  1. Периодизация культуры.

 

Условное деление культурного процесса на хронологические периоды. (Существуют иные подходы к периодизации. Пример, периодизация Леруа – Гурана, см. конспект)

Каменный век: палеолит, мезолит, неолит – 2 млн.6 тыс лет до н.э.

Медный век – 4-3 тыс. до н.э.

Бронзовый век – конец 4 – начало 1 тыс. до н.э. Время расцвета древнейших мировых цивилизаций.

Железный век – середина 1 тыс. до н.э. Античность.

Средневековье – конец 5 – середина 15 вв. Феодализм в западной Европе. С 9 века период развития Руси.

Возрождение / Ренессанс – 14-16 вв. Политическое движение Реформация.

Век просвещения - конец 17 -18 вв.

Новое время – 17- 20 вв.

Новейшее время – конец 20 -21вв.

 

Виды искусства.

 

Искусство – важнейшая часть культуры, это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, «имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты»; - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности; - это форма чувственного познания мира; - в искусстве проявляются творческие способности человека; - это процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему наслаждение, удовольствие.

Искусство проявляет себя в форме законченных художественных произведений коллективного и индивидуального творчества. Произведения искусства открыты для субъективного творческого восприятия, которое зависит от его социального и личного опыта. Искусство «демократично», т.к. действует на людей независимо от их развития и образования. Закон искусства – мировая классика не может быть неповторимо национальной. Искусство проявляет себя в многообразии видов художественного творчества (от наскальных рисунков до грандиозных «шоу»).

Классификаций видов искусства создано очень много, но все они не способны полностью избежать формальных моментов.

Положив в основу системы видов искусств природу художественной деятельности, мы получаем следующую схему:

Прикладные (трудовые) искусства     Изобразительные искусства   литература   музыка Зрелищные (игровые) искусства  

 

 

Трудовые, изобразительные и зрелищные виды искусств объединяют несколько видов. Учитывая это, получаем следующую схему.

 

  Прикладные (трудовые) искусства       архитектура       пространственные искусства    
Декоративно-прикладное искусство  
    Изобразительные искусства     Скульптура
Живопись    
  Графика
  Художественная фотография  
  Искусство слова     литература       Временные искусства  
  Искусство звука     Музыка  
    Зрелищные (игровые) искусства     Хореография   Пространственно- временные искусства    
Театр
Кино  
Телевидение  
Эстрада  
Цирк

 

 

Наиболее распространенная классификация видов:

- изобразительное искусство воздействует на человека визуально, т.е. через зрительское восприятие. Произведения изобразительного искусства имеют материально - предметную форму и не меняются во времени и пространстве: живопись, графика, монументальное искусство, декоративно-прикладное и др.

- музыка – вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным воздействием на чувства людей. Выразительные средства: звук, мелодия, полифония, ритм, композиция, гармония. В отличие от всех видов словесного и изобразительного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности, поэтому ее считают универсальным, «общечеловеческим» языком. По сравнению с произведениями всех видов искусства ее творения практически не уничтожаемы.

- синтетические искусства – это такие виды художественного творчества, которые представляют органическое слияние или свободную комбинацию разных видов искусств:

ТЕАТР (драматический, оперный) – объединяет литературу, актерское мастерство, живопись, музыку, вокал, декоративно-прикладное искусство и др.

БАЛЕТ – сочетает естественную пластику человеческого тела, танец, скульптуру, музыку, живопись и т.д.

ЭСТРАДА – включает конферанс, декламацию, пение, танец, иллюзионизм, акробатику и т.д

ЦИРК – специфика вида: наличие спортивного и смехового элементов; включает дрессуру животных, вольтижировку, акробатику, эквилибристику, пантомиму, клоунады, фокусы и пр. Создает образ человека, демонстрирующего свои высшие возможности, по законам эксцентрики.

Синтетические искусство не путать с синтезом искусств: архитектурное сооружение украшено скульптурой, живописью и т.п.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ искусства – в развитых формах возникли в 15 в. (создание клише):

Фонограммы, фотографии, кино, мультипликация, телевидение, компьютерные проекты и пр.

 

  1. Стили искусства.

 

В истории культуры традиционно сложился ряд обозначений стилей, направлений, течений, которые часто проявляются во всех видах художественного творчества. Терминологию удобнее располагать по хронологическому принципу:

Романский стиль (лат. Romanus - римский) - стилевое направление в западноевропейском искусстве Х-ХШ веках, проявившееся в архитектуре, скульптуре, в росписях соборов. Характерные черты: признаки римской архитектуры, монументальность и рациональность конструкций (полукруглые арки сводов, опирающихся на колонны), мощные крепостные стены, башни, многофигурные скульптурные композиции являлась «служанкой» архитектуры.

Монастыри, соборы, замки - крепостной характер.

Главная тема скульптуры и живописи - прославление могущества Бога. Развитие миниатюры.

Готический стиль (итал.Gotico - готский, варварский) – стиль ХШ-Х1У вв. Связан с религиозной архитектурой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством. Признаки: вертикальность композиций, устремленность вверх, виртуозная деталировка, стрельчатые арки, грандиозные интерьеры с огромными прорезными окнами, витражи, пышный декор, резная раскрашенная религиозная скульптура.

Барокко (итал. Barocco - странный, причудливый) - стиль в архитектуре, музыке, живописи, литературе, декоративном искусстве конца ХУ1- середины ХУШ вв. Характерна эстетическая аффектация, помпезность, стремление к величию и пышности, богатство декоративных элементов, криволинейных форм; повышенное внимание к деталировке, подчиненной единому ансамблю.

Классицизм (лат. Classicus - образцовый) – стиль и направление в искусстве и литературе ХУП - Х1Х вв. Знаменует возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Черты: рационализм, нормативность, гармония, ясность и простота выражения, уравновешенность композиции, схематизация и идеализация в художественных произведениях, иерархия стилей в литературе («высокие» и «низкие»), в драматургии – требование «трех единств» (времени, места, действия). Эстетический принцип: верность природе, закономерность разумности мироустройства, объективность красоты, выраженной в гармонии, пропорции и мере, которые должны создаваться в искусстве в идеальном виде.

Рококо (франц. Rocaille – раковина) - стиль возник во Франции, ХУШ век. Главная черта – стремление к изяществу. Признаки: мелкая деталировка формы, прихотливость и уравновешенность декора в интерьерах, яркие, чистые краски, много белого и золота, контраст между внешней строгостью зданий и пышностью и изысканностью внутреннего убранства. Скульптура и живопись наполнены утонченностью, изысканностью, фантазией, пасторальными и мифологическими сценами.

 

  1. Художественные течения.

 

Сентиментализм (фр. Sentiment – чувство) – художественное течение в искусстве и литературе Европы и Америки во второй половине ХУШ века, как оппозиция идеалам века Просвещения («царства разума», «цивилизации»). Признаки: особое умонастроение, меланхолическая мечтательность, уединенность размышлений, чувствительность; изображение идиллических картин природы, «естественной» жизни поселян, «маленького» человека.

Романтизм – идейно-художественное направление во всех видах искусства и гуманитарной науке в конце ХУШ – начале Х1Х вв. Направлено против формализации, прямолинейности и рассудочности классицизма. Признаки: интерес к фольклору, народным явлениям культуры Средневековья и Ренессанса, идеализация их сказочного элемента, духа карнавальной вольности, склонность к гротеску.

Реализм (лат.Realis – вещественный, действительный) – термин эстетики, относящийся к литературе и изобразительному искусству. Проявляется в связанных с ними синтетическими и техническими видами искусств (театр, опера, балет, кино, фото и др.) Принципы творческого метода:

  1. типизация фактов действительности;
  2. показ жизни в развитие и противоречиях социальных явлений;
  3. раскрытие сущности жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов (см. классицизм);
  4. устремленность к нравственному поиску;
  5. воспитательное воздействие.

 

Натурализм (лат. Natura - природа) - появилось в последней трети Х1Х века под влиянием философских идей позитивизма. Художник должен отражать жизнь без всяких прикрас и табу, подчиняясь правде экспериментальной науки. Признаки: «фотографичность», деэстетизация художественной формы. В результате «сексуальной революции» появляется порнопродукция, изображение «грязных» сторон жизни и сцен насилия (народное - «чернуха»), как крайнее проявление натурализма.

Модернизм (фр. Moderne –новый, современный) – совокупность эстетических школ и течений конца Х1Х – начало ХХ века. Главный признак – разрыв с предшествующими традициями. Авангардизм близок по смыслу.

Характерные черты:

Дисгармония мира, абстрактное мышление, бунт против рационализма в искусстве, трансцендентальность, стремление отобразить «неуловимое».

Наиболее яркие школы:

Символизм – в основе художественного языка символы, намеки, поиск «скрытых реальностей», которые находятся за пределами чувственного восприятия, ассоциативность, иносказательность. Идея самоценности искусства.

Импрессионизм – течение во французской живописи. Задача: передать средствами живописи мимолетность впечатлений. Признаки: пленэр, богатство красок, подвижность и изменчивость атмосферы окружающего мира, психологические нюансы.

Экспрессионизм – начало ХХ века. Особенно популярен в Германии и Австрии. Цель – изображение трагической, хаотической, враждебной человеку сути действительности. Признаки: отказ от ясности и гармонии формы, иррационализм, абстрактное обобщение и обостренная выразительность.

Сюрреализм – возник в 20-х годах ХХ века, затронул все виды искусства. Специфика: фрейдистский подход к творчеству, провозгласивший первоисточником творчества неконтролируемую разумом сферу подсознания. Метод: чистый психический автоматизм, разрыв логических связей, заменяемых субъективными ассоциациями, искусственным сближением удаленных реальностей; изображение абсурдного, несоединимого, как единственно «сверхреального».

Манифест сюрреалистов призывает к освобождению художников от «оков» интеллекта, морали и традиционной эстетики, как уродливым порождениям цивилизации, убивающих творческие возможности человека.

Абстракционизм – направление беспредметного, нефигуративного искусства. Признаки: отказ от изображения форм реальной действительности, гармонизация цветовых сочетаний, геометрических форм, плоскостей, линий, призванных вызывать многообразные ассоциации.

Кубизм – близок абстракционизму. Появился раньше.

Футуризм – 10 – 20 года ХХ, наиболее ярко проявилось в Италии и США. Цель – создать искусство будущего под лозунгом полного отрицания предшествующего художественного опыта; стремление отразить динамизм современной техногенной (машинной) цивилизации; воспевали НТР, войну, насилие, жизнь больших городов.

Признаки: хаотические комбинации плоскостей и линий, дисгармония цвета, формы; в поэзии – «заумность», жесткая «игра» с лексикой и синтаксисом.

Перечисленные стили и течения, направления не охватывают все разнообразие мирового художественного творчества и не претендуют на абсолютность трактовки в определении и характеристиками, но отражают наиболее общепринятые в искусствоведческих науках черты и суждения.

 

  1. Элитарная и массовая культура.

 

В зависимости от того, для кого и кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы – элитарную, народную, массовую культуру.

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Фольклор – одно из проявлений народной культуры. Он всегда локализирован, так как связан с традициями данной местности, демократичен.

Массовая (общедоступная) культура не выражает духовных поисков народа. Массовая культура может быть национальной и интернациональной. Она обладает как правило меньшей художественной ценностью по сравнению с элитарной или народной, обладает большой аудиторией, всегда авторская. Образцы массовой культуры недолговечны, быстро теряют свою актуальность, «выходят из моды».

Негативные признаки массовой культуры:

  1. примитивизация отношений между людьми;
  2. развлекательность, забавность, сентиментальность без нравственных обоснований и эстетических норм;
  3. натуралистическое смакование сцен насилия и секса;
  4. культ сильной личности, успеха, успешности, жажда обладания вещами;
  5. культ посредственности;
  6. условность примитивной символики.

 

Если считать, что главной задачей культуры все же является создание духовно-развитой, одаренной, нравственно сильной личности, то критерии оценки различных типов культур становятся очевидными. В традиционном понимании культуры люди – это цвет человечества, созидающие общечеловеческие ценности и являющие образец человеческого проявления. Основные признаки культурного человека: сочетание высоких моральных качеств, образованности, любви и уважения к ближним и т.п., и высокого творческого потенциала.

 

  1. Генезис культуры.

Генезис - (генез) - происхождение, возникновение; в широком смысле – момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.

В современной науке существует несколько концепций.

- Орудийно-трудовая (Энгельс, С. Чернышевский) … человек выступает как «общественное животное, то есть такое животное, стереотипы поведения которого заложены не в нем, а вне его, в социальной форме общения. Сущность человека – не в его генотипе, а в совокупности всех его общественных отношений. Поэтому животными рождаются, а человеком лишь становятся».

Трудовая концепция антропо и культурогенеза: обезьяны, создав орудия труда, стали трудиться сообща, в результате появились речь, язык, сознание, мышление, культура.

- Игровая теория (Гадамер, Финк, Хейзинг): источник культуры в природной способности к игровой деятельности. Игра старше культуры. Игра человека содержательного характера, воображение ситуации. Миф и культ начала культуры.

- Символическая теория (Кассинер): человек биологически слабее животного, поэтому подражает ему. Создается система символов, которая не является инстинктивной. Происхождение культуры в формировании человека как символического животного.

- Психоаналитическая (Фрейд): появление табу (запретов), которые не являются врожденными (см. запреты у животных). Появление совести как случайного, но заложенного феномена, которая выделила человека из царства животных. Следствие – культура. Но она имеет две стороны: охватывает все приобретенные знания и умения, чтобы овладеть силами природы и получать материальные блага;

объединяет все институты, необходимые для упорядочивания взаимоотношений между людьми.

Вывод. Культура создается принуждением и подавлением природных инстинктов, чтобы защититься от природы. Следствием является агрессивность и развитие разрушительных способностей человека (Фромм).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Привести примеры различного определения понятия «культура» и прокомментировать их.

2. Что считать культурой?

3. Правомерно ли употребление в культурологической теории понятия «антикультура»?

4. Определите место художественной культуры в системе культуры в целом.

5. Выявите специфику художественной культуры.

6. Каковы особенности художественной культуры?

7. Определите природу и сущность искусства.

8. Перечислить функции искусства, приведите примеры.

9. Какую роль, по вашему мнению, играет искусство в жизни человека?

 

Литература для самообразования музыканта.

 

 

«О возвышенном». Неизвестный автор. М.-СПБ.

«Эстетика» Ю. Борев. Любое издание.

Античные мыслители об искусстве.

Аристотель. Поэтика.\ Метафизика.

Асафьев. Б. Музыкальная форма как процесс.

Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.

Букин В. Р. Восхождение к прекрасному. СПб, 1999

Гегель. Сочинения.

Герцен А.И. об искусстве.

Гроссе Э. Происхождение искусства.

Ж.Ж. Новерр. Письма о танцах и балетах.

Зись А. Искусство и эстетика.

Каган М.С. опыт системного анализа человеческой деятельности. \Философские науки. \Лекции по эстетики.

Кант И. Сочинения.

Крамер С.Н. История начинается в Шумере.

Лало Ш. Введение в Эстетику.

Лессинг Г.Э. Избранные произведения.

Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике.

Луначарский А.В. Статьи об искусстве.

М. Фокин. Против течения.

Матье М.Э. Древнеегипетские мифы.

Моль. А. Теория информации и эстетическое восприятие.

Монтескье Ш. Избранные произведения.

Моруа. Искусство и действительность.
Роден. Сборник статей о творчестве.

Платон. Апология Сократа.

Платон. Сочинения в трех томах.

Плеханов Г.В. Литература и эстетика.

Саккетти Л. Эстетика в общедоступном изложении.

Соллертинский. Избранные статьи о музыке.

Стоковский Л. «Музыка для всех нас».

Столович Л.Н. «Труды по философии»

Шопенгауэр. Мир как воля и представление.

Юм Давид «О трагедии»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.074 с.)