Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Культура и искусство.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие культура (лат. возделывание почвы, культивирование) в современном значении употребляется со второй половины 18 века в связи с развитием социальной мысли, со второй половины 19 века приобретает статус научной категории: «Культура, как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также и создаваемых ими материальных и духовных ценностях».
Система культуры.
Формы МатериальнаяДуховная
Виды производства Сферы Материально-производственная Духовно-производственная деятельность Деятельность и ее результаты: и ее результаты (сфера сознания): орудия труда, жилище, предметы наука, нравственность, воспитание и повседневного обихода, одежда, просвещение, право, философия, средства транспорта и т.п. искусство, литература, религия и т.п.
История духовной культуры часто не совпадает с общественно-экономической историей народов, вступает в противоречие, так как материальный прогресс является показателем развития общества, а взлет человеческой духовности есть высшее проявление развития культуры, т.е. развивается по разным законам. Следовательно, то, что может быть желательным для развития экономики и социальных структур для культурных ценностей - губительно и нежелательно.
Задача культуры – объединять людей, решается в конкретных функциях: - приспособление к среде природной и социальной; - познавательная (гносеологическая) выражается в науке, научном поиске; результат -НТП; - информативная обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта; - коммуникативная связана с информативной. Носители К.Ф.: язык словесный, «языки» искусства, научный язык, средства массовой информации, транспортные средства. Усиление коммуникативных возможностей культуры ведут к известному стиранию национальных особенностей и формированию единой общечеловеческой цивилизации. - регулятивная \ нормативная: система норм и требований общества ко всем своим членам с помощью норм морали, права, поведения, обычаев и обрядов; - оценочная \ аксиологическая: о добре и зле, что есть благо? Чем примитивней индивид или общество, тем проще и меньше круг его ценностей. - разграничения и интеграции: мировая цивилизация представлена богатством многообразия определенных национально-исторических форм. - социализации: усвоение человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества – создание человеческой личности.
Условное деление культурного процесса на хронологические периоды. (Существуют иные подходы к периодизации. Пример, периодизация Леруа – Гурана, см. конспект) Каменный век: палеолит, мезолит, неолит – 2 млн.6 тыс лет до н.э. Медный век – 4-3 тыс. до н.э. Бронзовый век – конец 4 – начало 1 тыс. до н.э. Время расцвета древнейших мировых цивилизаций. Железный век – середина 1 тыс. до н.э. Античность. Средневековье – конец 5 – середина 15 вв. Феодализм в западной Европе. С 9 века период развития Руси. Возрождение / Ренессанс – 14-16 вв. Политическое движение Реформация. Век просвещения - конец 17 -18 вв. Новое время – 17- 20 вв. Новейшее время – конец 20 -21вв.
Виды искусства.
Искусство – важнейшая часть культуры, это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, «имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты»; - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности; - это форма чувственного познания мира; - в искусстве проявляются творческие способности человека; - это процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему наслаждение, удовольствие. Искусство проявляет себя в форме законченных художественных произведений коллективного и индивидуального творчества. Произведения искусства открыты для субъективного творческого восприятия, которое зависит от его социального и личного опыта. Искусство «демократично», т.к. действует на людей независимо от их развития и образования. Закон искусства – мировая классика не может быть неповторимо национальной. Искусство проявляет себя в многообразии видов художественного творчества (от наскальных рисунков до грандиозных «шоу»). Классификаций видов искусства создано очень много, но все они не способны полностью избежать формальных моментов. Положив в основу системы видов искусств природу художественной деятельности, мы получаем следующую схему:
Трудовые, изобразительные и зрелищные виды искусств объединяют несколько видов. Учитывая это, получаем следующую схему.
Наиболее распространенная классификация видов: - изобразительное искусство воздействует на человека визуально, т.е. через зрительское восприятие. Произведения изобразительного искусства имеют материально - предметную форму и не меняются во времени и пространстве: живопись, графика, монументальное искусство, декоративно-прикладное и др. - музыка – вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным воздействием на чувства людей. Выразительные средства: звук, мелодия, полифония, ритм, композиция, гармония. В отличие от всех видов словесного и изобразительного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности, поэтому ее считают универсальным, «общечеловеческим» языком. По сравнению с произведениями всех видов искусства ее творения практически не уничтожаемы. - синтетические искусства – это такие виды художественного творчества, которые представляют органическое слияние или свободную комбинацию разных видов искусств: ТЕАТР (драматический, оперный) – объединяет литературу, актерское мастерство, живопись, музыку, вокал, декоративно-прикладное искусство и др. БАЛЕТ – сочетает естественную пластику человеческого тела, танец, скульптуру, музыку, живопись и т.д. ЭСТРАДА – включает конферанс, декламацию, пение, танец, иллюзионизм, акробатику и т.д ЦИРК – специфика вида: наличие спортивного и смехового элементов; включает дрессуру животных, вольтижировку, акробатику, эквилибристику, пантомиму, клоунады, фокусы и пр. Создает образ человека, демонстрирующего свои высшие возможности, по законам эксцентрики. Синтетические искусство не путать с синтезом искусств: архитектурное сооружение украшено скульптурой, живописью и т.п.
ТЕХНИЧЕСКИЕ искусства – в развитых формах возникли в 15 в. (создание клише): Фонограммы, фотографии, кино, мультипликация, телевидение, компьютерные проекты и пр.
В истории культуры традиционно сложился ряд обозначений стилей, направлений, течений, которые часто проявляются во всех видах художественного творчества. Терминологию удобнее располагать по хронологическому принципу: Романский стиль (лат. Romanus - римский) - стилевое направление в западноевропейском искусстве Х-ХШ веках, проявившееся в архитектуре, скульптуре, в росписях соборов. Характерные черты: признаки римской архитектуры, монументальность и рациональность конструкций (полукруглые арки сводов, опирающихся на колонны), мощные крепостные стены, башни, многофигурные скульптурные композиции являлась «служанкой» архитектуры. Монастыри, соборы, замки - крепостной характер. Главная тема скульптуры и живописи - прославление могущества Бога. Развитие миниатюры. Готический стиль (итал.Gotico - готский, варварский) – стиль ХШ-Х1У вв. Связан с религиозной архитектурой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством. Признаки: вертикальность композиций, устремленность вверх, виртуозная деталировка, стрельчатые арки, грандиозные интерьеры с огромными прорезными окнами, витражи, пышный декор, резная раскрашенная религиозная скульптура. Барокко (итал. Barocco - странный, причудливый) - стиль в архитектуре, музыке, живописи, литературе, декоративном искусстве конца ХУ1- середины ХУШ вв. Характерна эстетическая аффектация, помпезность, стремление к величию и пышности, богатство декоративных элементов, криволинейных форм; повышенное внимание к деталировке, подчиненной единому ансамблю. Классицизм (лат. Classicus - образцовый) – стиль и направление в искусстве и литературе ХУП - Х1Х вв. Знаменует возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Черты: рационализм, нормативность, гармония, ясность и простота выражения, уравновешенность композиции, схематизация и идеализация в художественных произведениях, иерархия стилей в литературе («высокие» и «низкие»), в драматургии – требование «трех единств» (времени, места, действия). Эстетический принцип: верность природе, закономерность разумности мироустройства, объективность красоты, выраженной в гармонии, пропорции и мере, которые должны создаваться в искусстве в идеальном виде. Рококо (франц. Rocaille – раковина) - стиль возник во Франции, ХУШ век. Главная черта – стремление к изяществу. Признаки: мелкая деталировка формы, прихотливость и уравновешенность декора в интерьерах, яркие, чистые краски, много белого и золота, контраст между внешней строгостью зданий и пышностью и изысканностью внутреннего убранства. Скульптура и живопись наполнены утонченностью, изысканностью, фантазией, пасторальными и мифологическими сценами.
Сентиментализм (фр. Sentiment – чувство) – художественное течение в искусстве и литературе Европы и Америки во второй половине ХУШ века, как оппозиция идеалам века Просвещения («царства разума», «цивилизации»). Признаки: особое умонастроение, меланхолическая мечтательность, уединенность размышлений, чувствительность; изображение идиллических картин природы, «естественной» жизни поселян, «маленького» человека. Романтизм – идейно-художественное направление во всех видах искусства и гуманитарной науке в конце ХУШ – начале Х1Х вв. Направлено против формализации, прямолинейности и рассудочности классицизма. Признаки: интерес к фольклору, народным явлениям культуры Средневековья и Ренессанса, идеализация их сказочного элемента, духа карнавальной вольности, склонность к гротеску. Реализм (лат.Realis – вещественный, действительный) – термин эстетики, относящийся к литературе и изобразительному искусству. Проявляется в связанных с ними синтетическими и техническими видами искусств (театр, опера, балет, кино, фото и др.) Принципы творческого метода:
Натурализм (лат. Natura - природа) - появилось в последней трети Х1Х века под влиянием философских идей позитивизма. Художник должен отражать жизнь без всяких прикрас и табу, подчиняясь правде экспериментальной науки. Признаки: «фотографичность», деэстетизация художественной формы. В результате «сексуальной революции» появляется порнопродукция, изображение «грязных» сторон жизни и сцен насилия (народное - «чернуха»), как крайнее проявление натурализма. Модернизм (фр. Moderne –новый, современный) – совокупность эстетических школ и течений конца Х1Х – начало ХХ века. Главный признак – разрыв с предшествующими традициями. Авангардизм близок по смыслу. Характерные черты: Дисгармония мира, абстрактное мышление, бунт против рационализма в искусстве, трансцендентальность, стремление отобразить «неуловимое». Наиболее яркие школы: Символизм – в основе художественного языка символы, намеки, поиск «скрытых реальностей», которые находятся за пределами чувственного восприятия, ассоциативность, иносказательность. Идея самоценности искусства. Импрессионизм – течение во французской живописи. Задача: передать средствами живописи мимолетность впечатлений. Признаки: пленэр, богатство красок, подвижность и изменчивость атмосферы окружающего мира, психологические нюансы. Экспрессионизм – начало ХХ века. Особенно популярен в Германии и Австрии. Цель – изображение трагической, хаотической, враждебной человеку сути действительности. Признаки: отказ от ясности и гармонии формы, иррационализм, абстрактное обобщение и обостренная выразительность. Сюрреализм – возник в 20-х годах ХХ века, затронул все виды искусства. Специфика: фрейдистский подход к творчеству, провозгласивший первоисточником творчества неконтролируемую разумом сферу подсознания. Метод: чистый психический автоматизм, разрыв логических связей, заменяемых субъективными ассоциациями, искусственным сближением удаленных реальностей; изображение абсурдного, несоединимого, как единственно «сверхреального». Манифест сюрреалистов призывает к освобождению художников от «оков» интеллекта, морали и традиционной эстетики, как уродливым порождениям цивилизации, убивающих творческие возможности человека. Абстракционизм – направление беспредметного, нефигуративного искусства. Признаки: отказ от изображения форм реальной действительности, гармонизация цветовых сочетаний, геометрических форм, плоскостей, линий, призванных вызывать многообразные ассоциации. Кубизм – близок абстракционизму. Появился раньше. Футуризм – 10 – 20 года ХХ, наиболее ярко проявилось в Италии и США. Цель – создать искусство будущего под лозунгом полного отрицания предшествующего художественного опыта; стремление отразить динамизм современной техногенной (машинной) цивилизации; воспевали НТР, войну, насилие, жизнь больших городов. Признаки: хаотические комбинации плоскостей и линий, дисгармония цвета, формы; в поэзии – «заумность», жесткая «игра» с лексикой и синтаксисом. Перечисленные стили и течения, направления не охватывают все разнообразие мирового художественного творчества и не претендуют на абсолютность трактовки в определении и характеристиками, но отражают наиболее общепринятые в искусствоведческих науках черты и суждения.
В зависимости от того, для кого и кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы – элитарную, народную, массовую культуру. Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Фольклор – одно из проявлений народной культуры. Он всегда локализирован, так как связан с традициями данной местности, демократичен. Массовая (общедоступная) культура не выражает духовных поисков народа. Массовая культура может быть национальной и интернациональной. Она обладает как правило меньшей художественной ценностью по сравнению с элитарной или народной, обладает большой аудиторией, всегда авторская. Образцы массовой культуры недолговечны, быстро теряют свою актуальность, «выходят из моды». Негативные признаки массовой культуры:
Если считать, что главной задачей культуры все же является создание духовно-развитой, одаренной, нравственно сильной личности, то критерии оценки различных типов культур становятся очевидными. В традиционном понимании культуры люди – это цвет человечества, созидающие общечеловеческие ценности и являющие образец человеческого проявления. Основные признаки культурного человека: сочетание высоких моральных качеств, образованности, любви и уважения к ближним и т.п., и высокого творческого потенциала.
Генезис - (генез) - происхождение, возникновение; в широком смысле – момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. В современной науке существует несколько концепций. - Орудийно-трудовая (Энгельс, С. Чернышевский) … человек выступает как «общественное животное, то есть такое животное, стереотипы поведения которого заложены не в нем, а вне его, в социальной форме общения. Сущность человека – не в его генотипе, а в совокупности всех его общественных отношений. Поэтому животными рождаются, а человеком лишь становятся». Трудовая концепция антропо и культурогенеза: обезьяны, создав орудия труда, стали трудиться сообща, в результате появились речь, язык, сознание, мышление, культура. - Игровая теория (Гадамер, Финк, Хейзинг): источник культуры в природной способности к игровой деятельности. Игра старше культуры. Игра человека содержательного характера, воображение ситуации. Миф и культ начала культуры. - Символическая теория (Кассинер): человек биологически слабее животного, поэтому подражает ему. Создается система символов, которая не является инстинктивной. Происхождение культуры в формировании человека как символического животного. - Психоаналитическая (Фрейд): появление табу (запретов), которые не являются врожденными (см. запреты у животных). Появление совести как случайного, но заложенного феномена, которая выделила человека из царства животных. Следствие – культура. Но она имеет две стороны: охватывает все приобретенные знания и умения, чтобы овладеть силами природы и получать материальные блага; объединяет все институты, необходимые для упорядочивания взаимоотношений между людьми. Вывод. Культура создается принуждением и подавлением природных инстинктов, чтобы защититься от природы. Следствием является агрессивность и развитие разрушительных способностей человека (Фромм).
Вопросы для самоконтроля: 1. Привести примеры различного определения понятия «культура» и прокомментировать их. 2. Что считать культурой? 3. Правомерно ли употребление в культурологической теории понятия «антикультура»? 4. Определите место художественной культуры в системе культуры в целом. 5. Выявите специфику художественной культуры. 6. Каковы особенности художественной культуры? 7. Определите природу и сущность искусства. 8. Перечислить функции искусства, приведите примеры. 9. Какую роль, по вашему мнению, играет искусство в жизни человека?
Литература для самообразования музыканта.
«О возвышенном». Неизвестный автор. М.-СПБ. «Эстетика» Ю. Борев. Любое издание. Античные мыслители об искусстве. Аристотель. Поэтика.\ Метафизика. Асафьев. Б. Музыкальная форма как процесс. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Букин В. Р. Восхождение к прекрасному. СПб, 1999 Гегель. Сочинения. Герцен А.И. об искусстве. Гроссе Э. Происхождение искусства. Ж.Ж. Новерр. Письма о танцах и балетах. Зись А. Искусство и эстетика. Каган М.С. опыт системного анализа человеческой деятельности. \Философские науки. \Лекции по эстетики. Кант И. Сочинения. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. Лало Ш. Введение в Эстетику. Лессинг Г.Э. Избранные произведения. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Луначарский А.В. Статьи об искусстве. М. Фокин. Против течения. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. Моль. А. Теория информации и эстетическое восприятие. Монтескье Ш. Избранные произведения. Моруа. Искусство и действительность. Платон. Апология Сократа. Платон. Сочинения в трех томах. Плеханов Г.В. Литература и эстетика. Саккетти Л. Эстетика в общедоступном изложении. Соллертинский. Избранные статьи о музыке. Стоковский Л. «Музыка для всех нас». Столович Л.Н. «Труды по философии» Шопенгауэр. Мир как воля и представление. Юм Давид «О трагедии»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.161.115 (0.01 с.) |