Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предметное и духовное освоение мира. Синкретизм.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Теория «двух скачков» строится на «трудовой» основе. Переход к изготовлению орудий труда – узловой момент эволюции. «Производство орудий требует целеполагания, следовательно, развития мышления, языка, воли. Создание таких предметов, которые в готовом виде в природе не встречаются, а требуют для своего изготовления межчеловеческих связей, способствовало возникновению социальности». \Уч.пос. Культурология. Н.А.Моисеева\. Конкретное воплощение идея антропосоциогенеза нашла в созданной советскими антропологами и отчасти археологами «теории двух скачков», согласно которой в эволюции человека существуют два переломных момента: 1) переход от стадии животных предшественников человека к стадии формирующихся людей, которыми являются архантропы (питекантропы, синантропы и другие сходные формы) и палеоантропы (неандертальцы); 2) происшедшая на грани раннего и позднего палеолита, примерно 35 —4 0 тыс. лет назад, смена палеоантропов людьми современного физического типа (неоантропами), являвшимися уже подлинными, «готовыми» людьми. Первый перелом означал появление социальных закономерностей, второй — установление их полного и безраздельного господства. Формирующиеся люди (пралюди) жили в становящемся обществе, которое исследователи называют первобытным человеческим стадом, или праобществом. Генезис общества был процессом становления первой формы его существования — первобытно-общинной формации. Становящиеся социальные организмы были формирующимися первобытными общинами, или праобщинами.
Американский этнограф Л.Т. Морган (1818-1881) первобытный период называет «дикостью». К. Ясперс – «доисторией», «прометеевой эпохой». С т.з. многих ученых отличие человека от животного заключается в том, что предметный мир становится объектом его мышления и речи. Осмысление мира требует духовных усилий, что подтверждается наличием духовной культуры: мифологии, религий, искусства. Реконструкцией информации занимается наука этнография. Сложность понимания в минимуме информации и полное отсутствие знаний по поводу восприятия и смыслового наполнения. Мы можем предполагать исходя из нашего современного мировосприятия, и только. Характерная черта первобытной культуры – синкретизм (нерасчлененность духовной культуры; нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития). Археологи считают, что памятники культуры появились на миллионы лет позже орудий труда. Для позднего палеолита (ориньяк) характерно большое число женских фигурок, называемых «палеолититческими венерами». Они распространены во Франции, Австрии, Чехии, России и др. районах мира. Поражает сходство. Для наскальных рисунков характерно изображение животных, но не людей. Архитектура – два основных способа организации пространства: террамары – укрепления на сваях; кромлех – мегалиты, сооружения из каменных плит или блоков (Стоунхендж). В 3 тыс. до н.э. появляются «каменные бабы» - образ человека (или бога?) в форме могильных надгробий. 3-2 тыс. до н.э. чаще изображают человека. Предположительно: человек начал выделять себя из природы и заинтересовался собой. Универсальной формой духовной жизни людей является мифология. Миф (греч. Mythos -сказание, предание) – это особый вид мироощущения, специфическое, образное представление об явлениях природы и общественной жизни. Представления, воплощенные в мифах, служили предметом веры, воплощались в обрядах, обеспечивали сохранение традиций. Каждый народ создал свои мифы, которые отразили подлинную историю, реальные события, представление о мире, бытии, смысле жизни, нравственные идеалы и т.п. Нет единой точки зрения на вопрос: «Какой из элементов культуры – религия или искусство – появился раньше?» Обряды, ритуалы, обычаи объединяли искусство и религию. Ученые предполагают, что эпоха появления искусства – это поздний палеолит. Основное занятие человека в это время – коллективная охота на крупного зверя (мамонт, северный олень и т.п.), что концентрировало физические и эмоциональные силы древних людей. Комплекс действий, связанных с охотой и уничтожением зверя (разделка туши и проч.) носит название «натуральная пантомима». Элементы «натуральной пантомимы»: - пластическое действо – телодвижения, жестикуляция, повторяющая удачные охотничьи приемы, мимика, воспроизводящая чувства боли, страха, радости; - ритмозвуковые элементы – удары в ладоши и по собственному телу, возгласы, топанье ногами, шум, создаваемый посредством предметов… Это представление развивалось в двух направлениях:
что и превратилось в искусство - новую деятельность человека.
Религия – новый этап в развитие общественного сознания. Главная черта – вера в существование сверхприродных, сверхъестественных сил. Предположительно, простейшие формы верований существовали 40 тысяч лет назад, когда появился человек разумный.
Ранние формы верований.
Тотемизм – вера в родственную связь с каким-либо видом животных, рыб, птиц, растений, которые являются ТОТЕМОМ (покровителем, родоначальником) данной группы. Система ТАБУ – религиозный запрет на убийство тотема. Магия – это вера в способность человека воздействовать на окружающий мир специфическими действиями. Анимизм (лат. Anima – душа, дух) – наделение природных явлений и объектов человеческими качествами – одушевление. Фетишизм (франц. Fetich – талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами. Вера в амулеты (араб.hamala – носить) восходит к фетишизму и магии. Немецко-американский этнограф Ф. Боас считает, что различия между человеком цивилизованным и первобытным кажущееся. Основные черты ума – одинаковы, проявление интеллекта общее для всего человечества. Первобытная культура – основа для всех последующих культур. Культура – явление социальное, поэтому предлагается рассматривать все процессы в ней в связи с развитием материального производства. Этот процесс выглядит следующим образом: усложняется производственная деятельность (земледелие, скотоводство), накапливается опыт, увеличиваются знания, меняются представления об окружающем мире, совершенствуются виды искусства. Результат: 1. примитивные формы верований сменяются культами (культ вождей, предков..) 2. Развитие производительных сил ведет к накоплению материальных благ (излишка - прибавочного продукта), который сосредоточен в руках жрецов, вождей, старейшин.3. Формируется знать – «верхушка», простолюдины «низы», рабы. Для сохранения власти необходима частная собственность. Для сохранения сложившегося порядка вещей оформляется государство.
Вопросы для самоконтроля.
Словарь. Палеолит. Мезолит. Неолит. Антропогенез. Социогенез. Синкретизм. Этнография. Террамары. Кромлех. Стоунхендж. Табу. Тотемизм. Магия. Анимизм. Фетишизм.
Персоналии (для докладов и сообщений). Л. Морган. Ф. Боас. К. Ясперс.
Тема. Культура Древнего Востока.
Восточный тип культуры. В 4 тысячелетии до нашей эры на Востоке появляются первые в истории человечества государства между реками Тигр и Евфрат и в долине реки Нил. Были заложены основы вавилонской и египетской цивилизаций. В 3-2 тысячелетиях в долине реки Инд появляется индийская цивилизация, в долине реки Хунхе – китайская, в Малой и Передней Азии складывается цивилизация хеттов и финикийцев, в Палестине – древнееврейская. Специфика восточного типа культура по отношению к А. первобытной культуре: -отделение ремесла от сельского хозяйства, - социальные слои, отличающиеся по профессиональным видам деятельности и материальному положению, - наличие письменности, государственности, гражданского общества, городского быта. Б. от других культур: Деспотическая централизованная власть, Сакрализация власти Государственная собственность Строгая иерархичность общества Коллективизм, общинная психология Патриархальное рабство, другие формы зависимости Культ предков, традиционализм, консерватизм Слияние человека и природы Религиозные верования интровертного характера (устремленность к внутреннему миру человека), поиск высшей истины путем личного просветления Идея успокоения, гармонии как лейтмотив восточной культуры Необязательность веры в конкретных богов, так как выше бога может быть Мировой закон, Дао, Брахман и пр. Религия и философия неразделены Идея цикличности, повторения, замкнутости (для европейской культуры – развитие, прогресс) Вечный мир закона реализуует себя после смерти через возрождение души, характер которого определяется образом жизни Идея иллюзорности видимого мира и реальности непознаваемого абсолюта Мистический эзотерический характер разума: человек не живет в мире, а переживает (воспринимает чувствами) мир. Суть не логика (европейская рациональность), а чувства. Основой культуры являлось архаическое мировоззрение: отрицание личности в современном понимании, следствием которого являлось жесткость и жестокость к человеку, особенно к чужакам; ориентир на миф, ритуал, подчиненность природному циклу. Значение. Культура оказала огромное влияние на античную, европейскую и мировую культуру, сделала множество открытий, которые легли в основу научного знания и технического прогресса.
Культура Древнего Египта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1020; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.25 (0.009 с.) |