Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура как мир человеческих смыслов.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Смысл (Даль В.И.) – способность пониманья, постижения, разум; способность правильно судить, делать заключение. Здравый смысл, толк, рассудительный отчет в делах своих, способность обсуждать причины и правильность действий; рассудок. Сила, значение, толк, разум, суть. Варианты. Культура – это особая сфера общественной жизни, в которой наиболее полно осуществляется творческая природа человека: искусство, образование, наука. Культура - выражение сущности человеческого бытия как реализация творчества и свободы. Предположим: отношение человека к миру определяется смыслом, смысл соотносит любое явление, предмет с человеком. «Если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Смысл является как бы посредником между миром и человеком. Смысл не всегда осознается человеком и не всякий смысл может быть выражен рационально. В большей мере смыслы таятся в человеческом бессознательном. Но смысл может стать общезначимым, объединяя многих людей. Именно такие смыслы и образуют культуру. Т.о., культура – это способ творческой самореализации человека через смысл. Культура предстает перед человеком как мир смыслов, который вдохновляет и сплачивает людей в сообщество (нацию). Культура – это универсальный способ, которым человек делает весь мир «своим», т.е. превращает в «дом человеческого бытия», в носителя человеческих смыслов. Для появления новой культуры смыслы должны быть закреплены в символических формах и признаны в качестве образца, т.е. стали смысловыми доминантами. Культура является результатом свободного человеческого творчества, но она и удерживает его в своих смысловых рамках. В эпохи культурных трансформаций старые смыслы не удовлетворяют человека. Новые смысловые парадигмы создаются индивидуальным творчеством (Н.А. Бердяев).
Подходы к изучению и методы исследования культуры. Со времен рационалистической культурной модели в культурологии преобладал европоцентристский подход к изучению культур. Европа претендовала на свою особую историческую миссию: указать путь развития всему миру, что способствовало развитию представления в общественном сознании, что только Европа знает как прийти к совершенству и процветанию человеку и человечеству. О. Шпенглер (Закат Европы), Н.Я, Данилевский (Россия и Европа), А. Тойнби (Постижение истории) показали, что европейская культура обладает противоречиями, как все локальные культуры. Для постижения сущности культуры необходимо продолжить ее изучение. Сегодня используются следующие подходы к ее изучению: философский, антропологический и социальный. Философское понимание культуры: культура не просто сумма идей или вещей, которые можно выделить, а способ существования человека и его отношения к самому себе. Антропологический подход: признание самоценности и равноценности всех культур на Земле в целом и каждого народа в частности. Любая культура, как и любой человек, уникальна. Социальный подход: выявляет специфические признаки культуры. Предполагается, что в каждом обществе есть специфические культурологические «силы», которые определяют организованный, а не хаотический путь развития. Культурные ценности создаются обществом, но они и определяют развитие этого общества. Своеобразие общественной жизни: над человеком господствует то, что им рождено. Культурология придерживается философской позиции. Методы исследования культуры:
Вопросы культуры рассматривают разные дисциплины: культуроведение занимается описанием достижений той или иной культуры; «История мировой культуры» - в основе культурогенез, т.е. происхождение культур, исторические сведения о возникновении культурных центров древности и т.п. Национальная культура – синтез культурных достижений различных классов и социальных групп. Мировая культура – синтез достижений всех национальных культур планеты.
Единство и многообразие культур. Теория К. Ясперса. Мировая культура многообразна в своих проявлениях и опирается на признание единства и многообразия социокультурного процесса. Пример. Европейцы, китайцы, африканцы, индейцы принадлежат к одному и тому же биологическому виду, произошли от кроманьонцев, используют одни и те же машины, компьютеры и др. блага цивилизации. НО, у них разные традиции и шкалы ценностей. Часто у народов, живущих в одних и тех же географических условиях, различный образ мышления, нормы поведения, характер искусства, традиции, стандарты жизни (народы Закавказья живут рядом тысячелетия, но их культуры сохраняют самобытность). В современном мире происходит унификация, но очевидно ее проявление в поведении людей, а не в культуре. Развитие техники формирует определенный стандарт общения. НО, главная тенденция сегодня: 1. усиление специфических особенностей этнических культур – ренессанс; 2. целостность культурного процесса; 3. различные уровни состояния мировой культуры: сосуществование новейших технологий и архаика (аборигены Новой Гвинеи). Э. Тейлор, Д. Фрезер, М. Стингл, М. Мид. Предположительно – труд и общение являются основными критериями культуры. Культурологическая концепция К. Ясперса (1883-1969, экзистенциализм), О. Шпенглера (1880-1936), А, Тойнби утверждает единое происхождение и единый путь развития человечества. Суть: 5 век до н.э. – начало духовного процесса (разложение родовых отношений), результатом которого явился современный тип человека. Этот период (8 -2 век до н.э) Ясперс называет «ОСЕВЫМ ВРЕМЕНЕМ»: зарождение практических всех философских течений; имена: Китай – Конфуций, Лао-цзы; Индия –Будда, Упанишады; Иран – Заратустра; Палестина – пророки Илия, Исаия, Иеремия; Греция – Гомер, Архимед, Сократ, Платон и т.п. В этот период разработаны основные категории нашего мышления, основы мировых религий. По Ясперсу: происходит осознание человеком самого себя и всего бытия в целом.
Выводы. Осевое время знаменует исчезновение Древних культур как целостной системы, но древние культуры продолжают существовать сегодня в воспринятых элементах. То, что было создано в то время, существует и сейчас. Возрождение возможностей осевого времени (Ренессанс) ведет к духовному подъему. Возврат к этому началу происходит периодически на Западе, Китае, Индии. В начале осевое время ограничено в пространстве, но в течение истории оно становится всеохватным. Теории развития культуры. В начале ХХ века были разработаны 3 основные теории развития западноевропейской культуры: О. Шпенглера, А. Швейцера, М. Вебера. Освальд Шпенглер (немецкий философ, «Закат Европы») говорит об обреченности западной цивилизации, вследствие деградации высших духовных ценностей. Он выделяет 8 культур в истории человечества (цивилизация = культура): египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, майя, западноевропейскую. Предсказывает рождение и расцвет русской культуры.
Макс Вебер («Протестантская этика и дух капитализма») считает, что кризиса нет, т.к. на смену одним ценностям пришли другие (универсальная рациональность).
Альберт Швейцер продолжает идею Шпенглера (упадок, кризис), но считает реальным спасение западноевропейской культуры возможным. Культура – это господство человека над силами природы и над собой (гуманизм). Русская философия предлагает свои концепции в лице философов П.А. Сорокина (1889-1968), А.Л. Чижевского (1897-1964), В.И. Вернадского (1863-1945). Контрольные вопросы по теме:
Словарь: Артефакт культуры – это материальное или духовное воплощение творческих потенций той или иной культуры, т.е. материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека. Аксиология (греч. ) – философское учение о природе ценностей, о связях различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Кабуки - классический японский театр, возникший в период Эдо, становление его связано с формированием городской культуры в 16-18 веках. Катарсис (греч. Очищение ) – 1. Термин «Поэтики» Аристотеля, очищение духа при помощи «страха и сострадания» как цель трагедии; 2. Термин античной эстетики, обозначающий способность искусства, воздействуя на человека, очищать его от вредных страстей и эмоций, доставлять эстетическое и художественное удовольствие, облагораживать человека; 3. В психоанализе З. Фрейда – один из методов психотерапии. Культурный ареал – это географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных культурных чертах. Культурные универсалии – это явления, нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического положения, исторического времени и социального устройства. Доминанта – главенствующая мысль, идея, основной признак. Культурогенез – происхождение культур, социальная и историческая динамика культуры, порождение новых культурных форм и их интеграция в существующие культурные системы. Парадигма (греч. Пример, образец ) – одно из основных понятий культурологии, обозначает совокупность убеждений и ценностей, принятых в обществе и обеспечивающих сосуществование общества и культуры.
Рекомендуемая литература. 1. Бредбери Р. Избранные сочинения. Любое издание. 2. Ван Гог В. Письма. М-Л., 1966. 3. Зись А.Я. На подступах к общей теории культуры. М., 1995. 4. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974 5. Лев Толстой об искусстве. М., 1958. 6. Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб., 1999 7. Мастера искусства об искусстве. Любое издание. 8. Мировая культура: традиции и современность. М., 1990 9. Мифы народов мира. Любое издание. 10. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990. 11. Русские писатели о литературе. Л.,1939. 12. Файнберг Е.А. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992. 13. Холлингсворд М. Искусство в истории человека. М., 1889 14. Цветаева Марина. Мой Пушкин. 15. Эренбург И.Г. Люди, годы, жизнь. М., 1965. 16. Эстетика. \ в т.ч. Учебные пособия. Любое издание.
Приложения. Для диалога и размышлений «Искусство в жизни человека». Прокомментируйте следующие цитаты: «О, жалок был бы круг наших представлений, если бы мы были представлены только своим пяти чувствам и мозг наш перерабатывал пищу, добытую ими. Часто один мощный художественный образ влагает в наши души более, чем добыто многими годами жизни. Мы сознаем, что лучшая и драгоценнейшая часть нашего «Я» принадлежит не нам, а тому духовному молоку, к которому приближает нас мощная рука творчества». В.М. Гаршин «Многое во мне определил Евгений Онегин. Если я потом всю жизнь по сей день всегда первая писала, первая протягивала руку – и руки, не страшась суда, - то только потому, что на заре моих дней, лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрепанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах сделала. И если я потом, когда уходили (всегда – уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей. Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества». Марина Цветаева. «Посредством искусства (пения и слова) мы выражаем свои чувства любви, горести и радости, под звуки музыки мы смелее идем к победе, под те же звуки оплакиваем падших героев. Искусство украшает храмы, оно учит нас молиться, сильнее любить Бога и чувствовать чувства других. Искусство… это – выразитель и толкователь человеческой души, посредник между Богом и человеком. Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее то, что каждый хотел бы сказать, да не может. Искусство подобно путеводной звезде, освящающей путь тем, что стремится к свету. Хочет быть лучше, совершеннее». Марк Антокольский. «Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить призвание». Огюст Роден. Искусство и развлечение или искусство – это развлечение? \Тема диспута \. Преемственность в культуре. Каждый имеет право «все на земле унаследовать: капища, игрища, зрелища, истины обнаженные, мысли, уже зарожденные, кисти, уже погруженные в краски уже разведенные». Леонид Мартынов. Каждое новое поколение вступает в мир, созданный предыдущими, и идет дальше. Преемственность – закон общественного развития. Но, «каждая эпоха приобретает новые идеи и новые глаза и видит в старинных созданиях человеческого духа много нового» Генрих Гейне. «Век может идти вперед, науки, философия, гражданственность могут усовершенствоваться и изменяться, - поэзия остается на одном месте. Цель ее одна, средства те же. И между тем как понятия, труды, открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины и философии состарились и каждый день заменяются другими – произведения истинных поэтов остаются свежи и вечно живы». А.С. Пушкин.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.185 (0.014 с.) |