Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура как мир человеческих смыслов.

Поиск

Смысл (Даль В.И.) – способность пониманья, постижения, разум; способность правильно судить, делать заключение. Здравый смысл, толк, рассудительный отчет в делах своих, способность обсуждать причины и правильность действий; рассудок. Сила, значение, толк, разум, суть.

Варианты.

Культура – это особая сфера общественной жизни, в которой наиболее полно осуществляется творческая природа человека: искусство, образование, наука.

Культура - выражение сущности человеческого бытия как реализация творчества и свободы.

Предположим: отношение человека к миру определяется смыслом, смысл соотносит любое явление, предмет с человеком. «Если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Смысл является как бы посредником между миром и человеком. Смысл не всегда осознается человеком и не всякий смысл может быть выражен рационально. В большей мере смыслы таятся в человеческом бессознательном. Но смысл может стать общезначимым, объединяя многих людей. Именно такие смыслы и образуют культуру.

Т.о., культура – это способ творческой самореализации человека через смысл. Культура предстает перед человеком как мир смыслов, который вдохновляет и сплачивает людей в сообщество (нацию). Культура – это универсальный способ, которым человек делает весь мир «своим», т.е. превращает в «дом человеческого бытия», в носителя человеческих смыслов.

Для появления новой культуры смыслы должны быть закреплены в символических формах и признаны в качестве образца, т.е. стали смысловыми доминантами.

Культура является результатом свободного человеческого творчества, но она и удерживает его в своих смысловых рамках. В эпохи культурных трансформаций старые смыслы не удовлетворяют человека. Новые смысловые парадигмы создаются индивидуальным творчеством (Н.А. Бердяев).

 

Подходы к изучению и методы исследования культуры.

Со времен рационалистической культурной модели в культурологии преобладал европоцентристский подход к изучению культур. Европа претендовала на свою особую историческую миссию: указать путь развития всему миру, что способствовало развитию представления в общественном сознании, что только Европа знает как прийти к совершенству и процветанию человеку и человечеству.

О. Шпенглер (Закат Европы), Н.Я, Данилевский (Россия и Европа), А. Тойнби (Постижение истории) показали, что европейская культура обладает противоречиями, как все локальные культуры.

Для постижения сущности культуры необходимо продолжить ее изучение. Сегодня используются следующие подходы к ее изучению: философский, антропологический и социальный.

Философское понимание культуры: культура не просто сумма идей или вещей, которые можно выделить, а способ существования человека и его отношения к самому себе.

Антропологический подход: признание самоценности и равноценности всех культур на Земле в целом и каждого народа в частности. Любая культура, как и любой человек, уникальна.

Социальный подход: выявляет специфические признаки культуры. Предполагается, что в каждом обществе есть специфические культурологические «силы», которые определяют организованный, а не хаотический путь развития. Культурные ценности создаются обществом, но они и определяют развитие этого общества. Своеобразие общественной жизни: над человеком господствует то, что им рождено.

Культурология придерживается философской позиции.

Методы исследования культуры:

  1. эмпирический метод – изучение образа жизни, языка, морали. \Маргарет Мид (1901-1978) в течение 25 лет исследовала жизнь примитивных обществ. Ее выводы: культуру характеризует совокупность психологических типов людей.
  2. теоретический метод – выявление и изучение парадигм, изучение проблемы той или иной культуры, многообразия культурных феноменов через теоретические исследования. \ Бенедикт Рут (1887-1948) – американский антрополог, предложила в качестве методологического принципа «изучение культур на расстоянии», по произведениям литературы и искусства.
  3. Логический метод – осмысление уникальных, не поддающихся теоретическому обобщению культурных явлений. \Франц Боас (1858-1942) предлагал накопление систематизированного и теоретически обобщенного этнографического материала.

 

Вопросы культуры рассматривают разные дисциплины: культуроведение занимается описанием достижений той или иной культуры; «История мировой культуры» - в основе культурогенез, т.е. происхождение культур, исторические сведения о возникновении культурных центров древности и т.п.

Национальная культура – синтез культурных достижений различных классов и социальных групп.

Мировая культура – синтез достижений всех национальных культур планеты.

 

Единство и многообразие культур. Теория К. Ясперса.

Мировая культура многообразна в своих проявлениях и опирается на признание единства и многообразия социокультурного процесса.

Пример. Европейцы, китайцы, африканцы, индейцы принадлежат к одному и тому же биологическому виду, произошли от кроманьонцев, используют одни и те же машины, компьютеры и др. блага цивилизации. НО, у них разные традиции и шкалы ценностей. Часто у народов, живущих в одних и тех же географических условиях, различный образ мышления, нормы поведения, характер искусства, традиции, стандарты жизни (народы Закавказья живут рядом тысячелетия, но их культуры сохраняют самобытность).

В современном мире происходит унификация, но очевидно ее проявление в поведении людей, а не в культуре.

Развитие техники формирует определенный стандарт общения. НО, главная тенденция сегодня: 1. усиление специфических особенностей этнических культур – ренессанс;

2. целостность культурного процесса;

3. различные уровни состояния мировой культуры: сосуществование новейших технологий и архаика (аборигены Новой Гвинеи). Э. Тейлор, Д. Фрезер, М. Стингл,

М. Мид.

Предположительно – труд и общение являются основными критериями культуры.

Культурологическая концепция К. Ясперса (1883-1969, экзистенциализм), О. Шпенглера (1880-1936), А, Тойнби утверждает единое происхождение и единый путь развития человечества. Суть: 5 век до н.э. – начало духовного процесса (разложение родовых отношений), результатом которого явился современный тип человека. Этот период (8 -2 век до н.э) Ясперс называет «ОСЕВЫМ ВРЕМЕНЕМ»: зарождение практических всех философских течений; имена: Китай – Конфуций, Лао-цзы; Индия –Будда, Упанишады; Иран – Заратустра; Палестина – пророки Илия, Исаия, Иеремия; Греция – Гомер, Архимед, Сократ, Платон и т.п. В этот период разработаны основные категории нашего мышления, основы мировых религий. По Ясперсу: происходит осознание человеком самого себя и всего бытия в целом.

 

Выводы.

Осевое время знаменует исчезновение Древних культур как целостной системы, но древние культуры продолжают существовать сегодня в воспринятых элементах.

То, что было создано в то время, существует и сейчас. Возрождение возможностей осевого времени (Ренессанс) ведет к духовному подъему. Возврат к этому началу происходит периодически на Западе, Китае, Индии.

В начале осевое время ограничено в пространстве, но в течение истории оно становится всеохватным.

Теории развития культуры.

В начале ХХ века были разработаны 3 основные теории развития западноевропейской культуры: О. Шпенглера, А. Швейцера, М. Вебера.

Освальд Шпенглер (немецкий философ, «Закат Европы») говорит об обреченности западной цивилизации, вследствие деградации высших духовных ценностей. Он выделяет 8 культур в истории человечества (цивилизация = культура): египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, майя, западноевропейскую. Предсказывает рождение и расцвет русской культуры.

 

Макс Вебер («Протестантская этика и дух капитализма») считает, что кризиса нет, т.к. на смену одним ценностям пришли другие (универсальная рациональность).

 

Альберт Швейцер продолжает идею Шпенглера (упадок, кризис), но считает реальным спасение западноевропейской культуры возможным. Культура – это господство человека над силами природы и над собой (гуманизм).

Русская философия предлагает свои концепции в лице философов П.А. Сорокина (1889-1968), А.Л. Чижевского (1897-1964), В.И. Вернадского (1863-1945).

Контрольные вопросы по теме:

  1. Как вы полагаете, зачем в принципе нужно производить научный анализ культуры?
  2. Назовите известные вам модели культуры? Какая из них является сегодня определяющей (на ваш взгляд)?
  3. «Отношение человека к миру определяется смыслом». Прокомментируйте этот тезис.
  4. «Культура – это способ творческой самореализации человека через смысл». Прокомментируйте этот тезис.
  5. Как вы понимаете выражение «кризис культуры»? Возможно ли, на ваш взгляд, рождение новой культуры, если «да», то когда?

Словарь:

Артефакт культуры – это материальное или духовное воплощение творческих потенций той или иной культуры, т.е. материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека.

Аксиология (греч. ) – философское учение о природе ценностей, о связях различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Кабуки - классический японский театр, возникший в период Эдо, становление его связано с формированием городской культуры в 16-18 веках.

Катарсис (греч. Очищение ) – 1. Термин «Поэтики» Аристотеля, очищение духа при помощи «страха и сострадания» как цель трагедии; 2. Термин античной эстетики, обозначающий способность искусства, воздействуя на человека, очищать его от вредных страстей и эмоций, доставлять эстетическое и художественное удовольствие, облагораживать человека; 3. В психоанализе З. Фрейда – один из методов психотерапии.

Культурный ареал – это географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных культурных чертах.

Культурные универсалии – это явления, нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического положения, исторического времени и социального устройства.

Доминанта – главенствующая мысль, идея, основной признак.

Культурогенез – происхождение культур, социальная и историческая динамика культуры, порождение новых культурных форм и их интеграция в существующие культурные системы.

Парадигма (греч. Пример, образец ) – одно из основных понятий культурологии, обозначает совокупность убеждений и ценностей, принятых в обществе и обеспечивающих сосуществование общества и культуры.

 

Рекомендуемая литература.

1. Бредбери Р. Избранные сочинения. Любое издание.

2. Ван Гог В. Письма. М-Л., 1966.

3. Зись А.Я. На подступах к общей теории культуры. М., 1995.

4. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974

5. Лев Толстой об искусстве. М., 1958.

6. Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб., 1999

7. Мастера искусства об искусстве. Любое издание.

8. Мировая культура: традиции и современность. М., 1990

9. Мифы народов мира. Любое издание.

10. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990.

11. Русские писатели о литературе. Л.,1939.

12. Файнберг Е.А. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992.

13. Холлингсворд М. Искусство в истории человека. М., 1889

14. Цветаева Марина. Мой Пушкин.

15. Эренбург И.Г. Люди, годы, жизнь. М., 1965.

16. Эстетика. \ в т.ч. Учебные пособия. Любое издание.

 

Приложения. Для диалога и размышлений «Искусство в жизни человека».

Прокомментируйте следующие цитаты:

«О, жалок был бы круг наших представлений, если бы мы были представлены только своим пяти чувствам и мозг наш перерабатывал пищу, добытую ими. Часто один мощный художественный образ влагает в наши души более, чем добыто многими годами жизни. Мы сознаем, что лучшая и драгоценнейшая часть нашего «Я» принадлежит не нам, а тому духовному молоку, к которому приближает нас мощная рука творчества». В.М. Гаршин

«Многое во мне определил Евгений Онегин. Если я потом всю жизнь по сей день всегда первая писала, первая протягивала руку – и руки, не страшась суда, - то только потому, что на заре моих дней, лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрепанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах сделала.

И если я потом, когда уходили (всегда – уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.

Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества». Марина Цветаева.

«Посредством искусства (пения и слова) мы выражаем свои чувства любви, горести и радости, под звуки музыки мы смелее идем к победе, под те же звуки оплакиваем падших героев. Искусство украшает храмы, оно учит нас молиться, сильнее любить Бога и чувствовать чувства других. Искусство… это – выразитель и толкователь человеческой души, посредник между Богом и человеком. Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее то, что каждый хотел бы сказать, да не может. Искусство подобно путеводной звезде, освящающей путь тем, что стремится к свету. Хочет быть лучше, совершеннее». Марк Антокольский.

«Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить призвание». Огюст Роден.

Искусство и развлечение или искусство – это развлечение? \Тема диспута \.

Преемственность в культуре.

Каждый имеет право «все на земле унаследовать: капища, игрища, зрелища, истины обнаженные, мысли, уже зарожденные, кисти, уже погруженные в краски уже разведенные». Леонид Мартынов.

Каждое новое поколение вступает в мир, созданный предыдущими, и идет дальше. Преемственность – закон общественного развития.

Но, «каждая эпоха приобретает новые идеи и новые глаза и видит в старинных созданиях человеческого духа много нового» Генрих Гейне.

«Век может идти вперед, науки, философия, гражданственность могут усовершенствоваться и изменяться, - поэзия остается на одном месте. Цель ее одна, средства те же. И между тем как понятия, труды, открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины и философии состарились и каждый день заменяются другими – произведения истинных поэтов остаются свежи и вечно живы». А.С. Пушкин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.185 (0.014 с.)