Тема семинара № 14. Основные тенденции развития российской культуры в ХХ-ХХI в.в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема семинара № 14. Основные тенденции развития российской культуры в ХХ-ХХI в.в.



Вопросы для выполнения практической работы:

  1. Культурный феномен современной России
  2. Основные элементы и функции русской культуры.
  3. Элитарная культура в сознании современного российского общества.
  4. Организация действий по сохранению народных традиций и национальной культуры малочисленных народов России в период становления новых ценностей российского общества.
  5. Идеология и религия как формы духовной сферы жизни российского общества.

Темы самостоятельной работы (дополнительные вопросы):

  1. Роль искусства в развитии общечеловеческой культуре в ХХI вв.
  2. Формирование новых тенденций в развитии культуры в период советской эпохи (1917-1990 гг.)
  3. Ценностные ориентиры современной русской культуры.

Критерии оценки практической работы №14

Вопросы Баллы Примечание
Основные вопросы   +5 баллов при научном и философском уровне выполнения, выделение основных аспектов, определение актуальных зон вопросов
Культурный феномен современной России  
Основные элементы и функции русской культуры  
Элитарная культура в сознании современного российского общества  
Организация действий по сохранению народных традиций и национальной культуры малочисленных народов России в период становления новых ценностей российского общества  
Идеология и религия как формы духовной сферы жизни российского общества  
Дополнительные вопросы
Роль искусства в развитии общечеловеческой культуре в ХХI вв  
Формирование новых тенденций в развитии культуры в период советской эпохи (1917-1990 гг.)  
Ценностные ориентиры современной русской культуры    
Качественные критерии
Наличие сотрудничества обучающихся в рабочих группах и с преподавателем       Мотивационные баллы
Планирование и своевременное выполнение отчета  
Представления отчета по практической работе на семинаре в виде презентации и организация «круглого стола»  
Аргументированный вывод о проделанной работе  

 

Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100   отлично
80 ÷ 89   хорошо
70 ÷ 79   удовлетворительно
менее 70   не удовлетворительно

Рекомендации по изучению темы «Основные тенденции развития российской культуры в ХХ-ХХI в.в.»

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности. традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

· социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

· экономическую (производительные силы, производственные отношения)

· политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

· духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

· религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

· мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

· искусство — художественное освоение мира;

· наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;

· право — совокупность норм, поддерживаемых государством;

· образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Циклические изменения как один из вариантов динамики культуры имеют место в каждой культуре, хотя и в разных масштабах. Но именно российскому обществу эти изменения оказались присущи в особенно сильной степени. Именно глубокая противоречивость русской культуры и отсутствие в ней сформированного срединного начала придало такой размах циклам российской истории, превращавшимся в инверсионные "перестройки" типа ее социокультурного устроения, сопровождаясь отходом от прежнего достояния, насаждением новых норм, смыслов и ценностей - при насильственной ликвидации или запрещении предшествующего достояния. Эта цикличность российской истории дала основание ряду мыслителей выявить "маятниковые" построения попыток реформации (А. Янов) или "инверсию" периодов социополитического развития (А. Ахиезер). Следует помнить при этом, что в ходе циклических или же инверсионных процессов соперничающие стороны конфликта лишь временно устраняются с политической сцены, но никуда не исчезают, а сохраняются и по сути дела составляют фундаментальную структуру цивилизации.

 

Интернет-ресурсы:

1. Проблемы специфики социодинамики русской культуры http://www.ido.rudn.ru/ffec/cult/cu3-2.html

2. Отечественная культура советского периода: антиномии, идеалы, ценности, историческое место http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/KT/Publik/posob_11_kt.html

3. Основные элементы и функции культуры http://www.abc-people.com/typework/art/doc-4.htm

4. Политическое сознание современного российского общества http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/baranov_polit/05.aspx

5. Основные сферы общественной жизни http://www.grandars.ru/college/sociologiya/sfera-obshchestva.html

 

Тема семинара № 15. Молодежные субкультуры в ХХI в

Вопросы для выполнения практической работы:

  1. Проблемы культурного образования молодежи в ХХI веке.
  2. Характерные черты молодежной субкультуры в России.
  3. Влияние массовой культуры на сознание российской молодежи.
  4. Сфера художественно-эстетического творчества и организационные формы: культурно-творческие общества, самодеятельные объединения молодежи, новые театры, ансамбли, ассоциации ученых, исследователей.
  5. Международные фестивали и конкурсы ХХ-ХХI вв. (персоны и коллективы)

Темы самостоятельной работы (дополнительные вопросы):

  1. Артефакты общеевропейской культуры и русской культуры нового времени.
  2. Молодежная субкультура и ее особенности.
  3. Деятельность общественных организаций в развитии российских молодежных движений в ХХI веке.
  4. Общеевропейская культура как фактор формирования идеологии националистических и экстремистских молодежных организаций в России.

 


 

Критерии оценки практической работы №15

Вопросы Баллы Примечание
Основные вопросы   +5 баллов при научном и философском уровне выполнения, выделение основных аспектов, определение актуальных зон вопросов
Проблемы культурного образования молодежи в ХХI веке  
Характерные черты молодежной субкультуры в России  
Влияние массовой культуры на сознание российской молодежи  
Сфера художественно-эстетического творчества и организационные формы: культурно-творческие общества, самодеятельные объединения молодежи, новые театры, ансамбли, ассоциации ученых, исследователей  
Международные фестивали и конкурсы ХХ-ХХI вв. (персоны и коллективы)  
Дополнительные вопросы
Артефакты общеевропейской культуры и русской культуры нового времени  
Молодежная субкультура и ее особенности  
Деятельность общественных организаций в развитии российских молодежных движений в ХХI веке    
Общеевропейская культура как фактор формирования идеологии националистических и экстремистских молодежных организаций в России    
Качественные критерии
Наличие сотрудничества обучающихся в рабочих группах и с преподавателем       Мотивационные баллы
Планирование и своевременное выполнение отчета  
Представления отчета по практической работе на семинаре в виде презентации и организация «круглого стола»  
Аргументированный вывод о проделанной работе  

 

Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100   отлично
80 ÷ 89   хорошо
70 ÷ 79   удовлетворительно
менее 70   не удовлетворительно

 

Рекомендации по изучению темы «Молодежные субкультуры в ХХI в.»

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.

Термин «массовая культура» используется в разных контекстах, поэтому в самой культурологии возникла необходимость уточнения этого термина. Определения массовой культуры условно можно разделить на качественные и количественные. Интерпретация «высокой» художественной культуры в культуре массовой происходит в той форме, которая приемлема для массового сознания, и такой формой становится профанация, в которой произведения серьезного искусства лишаются своих исходных смыслов или сводятся к набору общепринятых штампов. Профанация элитарного происходит, в частности, при тиражировании того, что создавалось как уникальное.

Второй подход определяет массовую культуру через рынок [2]. Массовая культура – все то, что продается и пользуется массовым спросом. Здесь оказывается огромное число произведений из разных жанров, представленных в рекламно-эстрадном варианте. Безусловно, что подлинно популярным произведение делает его «раскрутка», то есть количество сопутствующей информации и мероприятий (чаще «презентация-банкет») с использованием средств массовой информации – СМИ. Здесь опять же снимается вопрос о качестве продаваемого. Материально-экономическая составляющая в такой культуре первична, она служит критерием оценки и значимости произведения. Чем выше затраты на произведение, тем больше это должно вызывать восторг и уважение потребителя. Другим показателем успешности того или иного произведения является его прибыльность.

Вместе с массовой культурой появляется новая модель духовности: с культом наслаждения, свободного времени, комфорта, достатка, личного эгоизма и потребления, и эта модель становится основной моделью, определяющей поведение.

 

Интернет-ресурсы:

1. Молодежная субкультура и ее роль в современном обществе http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/molodezhnaya-subkultura-i-ee-rol-v-sovremennom-obshchestve

2. Массовая культура, ее формы и влияние на молодежь http://www.pravostok.ru/blog/massovaya-kyltyra-ee-formi-i-vliyanie-na-molodej/

3. Молодежь в современной России: проблемы и перспективы http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=476176

4. Социальная работа со студентами в ХХI веке - новые обязательства, поликультурный анализ http://www.irex.ru/press/pub/polemika/13/tre

5. Сексуальная культура ХХI века http://www.pseudology.org/Kon/Articles/SexCulture21.htm

6. Молодежная культура и контркультура http://www.grandars.ru/college/sociologiya/subkultura.html

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.009 с.)