Тема семинара № 3. Развитие русской культуры в СССР



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема семинара № 3. Развитие русской культуры в СССР



Вопросы для выполнения практической работы:

1. «Железный занавес» и идеологический контроль за СМИ.

2. Основные элементы и функции русской культуры.

3. Направления в советской культуре 70-80-х гг. ХХ века.

4. Народные традиции в русской культуре.

5. Патриотические мотивы в советской культуре 70-80-х гг. (поэзия, кинематограф, проза, театр).

Темы самостоятельной работы (дополнительные вопросы):

6. «Магнитофонная революция».

7. «Красное колесо» Солженицына.

8. Эталон морали общественных отношений

9. Русская культура и традиции в 80-х годах ХХ века.

10. Военная проза «нового образца» 60—70-х гг.: книги B. П. Астафьева «Звездопад», Г. Я. Бакланова «Мертвые сраму не имут», Ю. В. Бондарева «Горячий снег», Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие...», К.Д.Воробьева «Убиты под Москвой», В.Л.Кондратьева «Сашка».

11. Советская рок-музыка 70—80-х гг..: А. В. Макаревич группа «Машина времени», К. Н. Никольский, А. Д. Романов «Воскресение», Б. Б. Гребенщиков «Аквариум»

12. Творчество Высоцкого В.С.

Критерии оценки практической работы №3:

Вопросы Баллы Примечание
Основные вопросы     +5 баллов при научном и философском уровне выполнения, выделение основных аспектов, определение актуальных зон вопросов
Железный занавес» и идеологический контроль за СМИ
Основные элементы и функции русской культуры
Направления в советской культуре 70-80-х гг. ХХ века
Народные традиции в русской культуре
Патриотические мотивы в советской культуре 70-80-х гг. (поэзия, кинематограф, проза, театр)
Дополнительные вопросы
«Магнитофонная революция»
«Красное колесо» Солженицына
Русская культура и традиции в 80-х годах ХХ века
Военная проза «нового образца» 60—70-х гг  
Советская рок-музыка 70—80-х гг  
Творчество Высоцкого В.С  
Качественные критерии
Наличие сотрудничества обучающихся в рабочих группах и с преподавателем     Мотивационные баллы
Планирование и своевременное выполнение отчета
Представления отчета по практической работе на семинаре в виде презентации и организация «круглого стола»
Аргументированный вывод о проделанной работе

 

Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 отлично
80 ÷ 89 хорошо
70 ÷ 79 удовлетворительно
менее 70 не удовлетворительно

Рекомендации по изучению темы «Развитие русской культуры в СССР»

При рассмотрении темы необходимо понять условия развития культуры в СССР в эпохи «хрущевской оттепели» и «брежневского застоя». «Железный занавес — система мер, направленных на внешнюю изоляцию СССР от других стран. Со второй половины 60-х годов усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. «Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов.

Если учитывать глобальную стратегию антикоммунистов, ничего удивительного в этом не было. Выражение Геббельса «железный занавес» подхватил Черчилль, употребив его в антисоветском послании к Трумэну от 12.05.1945 года, которое теперь известно именно как послание о «железном занавесе». В то же время даже тезис о «советской угрозе» нередко реализуется теперь буржуазными идеологами и империалистическими средствами массовой информации в «новых подходах». Эти «новые подходы» характерны прежде всего для «гибкого» антикоммунизма, явившегося реакцией на изменение соотношения сил на мировой арене в пользу социализма.

Расширение географии стран социалистического содружества, естественные национальные особенности становления нового строя и особенности борьбы за коренные социальные преобразования обеспечили мировые успехи реального социализма, рост материально-технической вооруженности и благосостояния народов социалистических стран. Все это определило, во-первых, предпочтение «гибкими» антикоммунистами методам фронтальных атак на социализм и коммунизм методов идеологических диверсий, а во-вторых, и сами направления этих диверсий.

В отечественной культурологии основными являются следующие определения:

· культура охватывает четыре «общих разряда: деятельность религиозную культурную, в тесном значении этого слова», т.е. научную, художественную и техническую, деятельность политическую и деятельность общественное экономическую (Н. Данилевский);

· культура «ядром своим и корнем имеет культ. Культурные ценности - это производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа» (Флоренский),

· «совокупность материальных и духовных ценностей»;

· «способ человеческой деятельности» (Э. Маркарян).

Важнейший элемент материальной культуры - средства производства: орудия труда, технические сооружения, оснащающие материальное производство, постройки, бытовой инвентарь, а также плоды сельскохозяйственного и промышленного производства. В материальную- входит производственно - техническая культура. Духовная культура относится к духовной деятельности, духовному производству. Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. В духовную культуру входят мировоззрение в политические взгляды, ценности, частью духовной культуры является духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления. Духовная культура существует в двух формах: в форме духовных качеств человека и деятельности по их опредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных человеком, научных работ, произведений искусства, норм права, морали и т.д.

Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений. Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы -- это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.

Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими государственными (родовыми) признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. В советском обществе были трансформированы традиционные нормы морали, не признавались буржуазные принципы общества, отвергались религиозные традиции Православной церкви.

Данный временной интервал истории СССР можно назвать временем кризиса и постепенного вырождения советской культуры, разрушения ее экзистенциальной целостности. Основные ее постулаты лишаются в это время своей онтологической наполненности и превращаются в пустые знаки. Слова о коммунизме и светлом будущем звучат все реже, а если звучат, то носят ритуальный характер. В обществе им уже почти никто не верит. Главным идеологическим сдвигом становится перенос акцентов с будущего на настоящее и прошлое. Советская культура представляет собой вариант развития русской культуры в XX веке, связанный с процессом модернизации российского общества.

 

Интернет-ресурсы:

1. Железный занавес. Тайное и явное. http://wites.ru/zhurnalist-i-burzhua/8-progress-i-mir-/93-zheleznyj-zanaves

2. Тоталитаризм как исторический и политический феномен. http://kulturoznanie.ru/politology/totalitarizm-kak-istoricheskij-i-politicheskij-fenomen/

3. Этническая культура, ее сущность и функции. http://www.coolreferat.com/Этническая_культура_ее_сущность_и_функции

4. Славянский языческий календарь http://supercook.ru/slav/slov-mif-08.html

5. http://rudocs.exdat.com/docs/index-265546.html

Тема семинара № 4. Внешняя политика СССР с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира(70-80 гг ХХв)

Вопросы для выполнения практической работы:

1. Международные организации в 70-80-х гг. ХХ века (ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР)

2. Договор между СССР и США о разоружении.

3. Борьба СССР за упрочение независимости развивающихся стран.

4. Взаимоотношения СССР с капиталистическими государствами.

5. Военно- стратегический паритет между США и СССР, ОВД и НАТО.

Темы самостоятельной работы (дополнительные вопросы):

6. Ленинская программа мира.

7. Проблемы экономической интеграции капиталистических стран.

8. Политические плакаты: идеология 70-80 гг. ХХ в.

9. «Контрреволюция» в Чехословакии.

10. Ввод войск СССР в Афганистан.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.223.227 (0.008 с.)