Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для обучающихся по выполнению практических работ↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРАМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Практические работы в данной методической рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ и подготовке к семинарам по дисциплине «История» разработаны в соответствии с требованиями рабочей программой учебной дисциплины «История» по реализации ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта) среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования. На основе принципов ФГОС среднего профессионального образования заложен в образовательный процесс самостоятельный вид деятельности, который является инструментом формирования у обучающихся активности и самостоятельности. Цель составления данной методической рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ и подготовке к семинарам по дисциплине «История»: Сформировать целостное представление о теоретических проблемах исторических процессов развития России во второй половине ХХ и начале ХХ1 веков. Задачи, с помощью которых происходит достижение поставленной цели: 1. Обеспечение возможностей совместной работы преподавателя и обучающихся по освоению учебного материала, работу с документами, картами, наглядным материалом, проблемными и компетентностно-ориентированными заданиями. 2. Организация самостоятельной работы обучающихся по выполнению комплекса заданий из предложенных преподавателем в аудитории и за ее пределами. 3. Формирование у обучающихся активной личности, гражданской позиции в интересах общества и государства. 4. Определение у обучающихся возможностей представлять интеллектуальный труд аудитории на семинаре. 5. Определение причинно-следственные связей и раскрытие закономерности в содержании тематического материала. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: · ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире; · выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать: · основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.; · сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; · основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира; · назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности; · о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; · содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. Практические работы содержат открытые вопросы. Структура предложения вопросов по конкретной теме семинара содержит основные вопросы и дополнительные. Основные вопросы необходимо выполнить на 60-70 %. Дополнительные вопросы определяют интерес обучающегося к фактору или артефакту и могут восполнить недостающие 40-30% для выполнения полностью задания практической работы. Для выполнения практических работ обучающиеся должны использовать учебники, нормативно-правовые акты, интернет-ресурсы и дополнительную историческую информацию. При выполнении практической работы обучающийся должен внимательно ознакомиться с заданиями и бальной шкалой оценки заданий, которые определены в таблице «Критерии оценки практической работы №__». На основании изученной информации обучающийся должен определить набор заданий, составить план своей самостоятельной работы и информационные источники. Оценка индивидуальных образовательных достижений обучающихся производится в соответствии с универсальной шкалой и специально разработанными количественным критериями оценки по каждому заданию в практической работе. Качественная оценка самостоятельной работы обучающихся указывается в примечании: Уровень качественной оценки самостоятельной работы обучающихся мотивируется дополнительными баллами и оценивается по следующим качественным критериям: 1. Рассмотрение вопросов и выделение основных аспектов, определение актуальных зон. 2. Уровень выполнения практической работы (научный, социальный, философский). 3. Наличие сотрудничества обучающихся в рабочих группах и с преподавателем. 4. Планирование и своевременное выполнение отчета. 5. Представления отчета по практической работе на семинаре. 6. Аргументированный вывод о проделанной работе. Основные принципы организации выполнения практической работы являются: · активность, что определяет необходимость сотрудничества обучающихся и обмена информацией с преподавателем; · индивидуализация обучения, что проявляется в учете преподавателем индивидуальных особенностей обучающихся при оценке выполненной практической работы; · регламентация обучения, что обеспечивает необходимость выбора стратегии обучения и планирования организации самостоятельной работы обучающихся; · научность, что определяет уровни решения для достижения поставленных задач на основе научных знаний; · наглядность, что обеспечивает представление информации в доступном виде; · учет трудоемкости, что дифференцирует уровень сложности и объема предложенных заданий в практической работе. Практические работы, выполненные вне учебной аудитории, обязательно оформляются в соответствии со стандартом: титульный лист, введение, основная часть, заключение, используемые информационные источники. Допускается выполнение практической работы в рабочей тетради при выполнении заданий в аудитории на практическом занятии, согласно календарно-тематическому плану. Представление отчета по выполненной практической работе проводится на семинаре в аудитории. Форма отчета может быть в виде доклада, деловой игры или презентации. Как альтернативная форма выполнения практической работы по теме будет являться структурно-логическая схема, логическая сетка, таблица. 1. Темы семинара по общеобразовательному модулю «История». Рекомендации по изучению темы «Внутренняя политика государственной власти в СССР в 70-80-х гг. ХХ века» Для определения причин проведения внутренней политики Брежнева в СССР необходимо рассмотреть эпоху «хрущевской оттепели» - процесс либерализации Н.С. Хрущевым общественно-политической жизни. Вторая половина 60-х – середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы. С отставкой Н.С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. – Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. При рассмотрении вопросов семинара необходимо сделать акцент на развитие общественно-политической жизни, где все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. В 70-х – начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС). В их составе насчитывались сотни тысяч рабочих, специалистов, служащих. Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких масс населения. Принципиальные вопросы развития экономики, форм и методов ее управления рассматривались на партийных съездах – XXIV (1970 г.), XXV (1975 г.), XXVI (1980 г.). На съездах принимались планы народнохозяйственного развития (девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток). Намечались меры “совершенствования” хозяйственного механизма, которые не устраняли, однако, чрезмерной централизации и командно- приказных методов управления. Увеличилась численность административного аппарата. За два десятилетия количество общесоюзных министерств выросло с 29 до 160. В 1985 г. в них работали около 18 млн. чиновников. Нарастание трудностей и негативных явлений в экономике не осознавалось руководством страны. Общественные объединения из представителей различных категорий населения действовали при местных Советах. Но социальный состав самих Советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и интеллигенции определялись партийными органами. Под партийным контролем находилась повседневная работа всех структур государственной власти в центре и на местах. В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. На предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях прошло обсуждение конституционного документа. Широкое, свободное рассмотрение проекта Основного Закона расценивалось как доказательство преимуществ советской демократии перед буржуазной. В основу новой Конституции была положена концепция «развитого социализма». Его характеристика содержалась в преамбуле документа. Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними конституциями политическая основа государства – Советы. Рассмотрите систему органов государственной власти в СССР (1977-1991 гг.) и опишите понятие «золотой век» партийно-государственного аппарата:
В 70-х – начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Ее финансирование по “остаточному” принципу особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения. Значительно отставала от города обеспеченность селян медицинскими и детскими дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслуживания и общественного питания. Это являлось одной из причин оттока сельских тружеников в города. За период между Всесоюзными переписями населения 1959 и 1979 гг. численность горожан увеличилась со 100 млн. до 163,3 млн. Их доля в общем составе населения страны превысила 62%. Противоречия в развитии общества затруднили выполнение планов социальных мероприятий. Успешнее других шло решение жилищной проблемы. Массовое строительство жилья позволило улучшить условия быта сотен тысяч горожан. К началу 80-х годов почти 80% семей имели отдельные квартиры (официальная статистика). Медленнее запланированного шел рост реальных доходов населения.
Интернет-ресурсы: 1. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965-1984 гг. http://alpan365.ru/biblioteka/istoriya-online/istoriya-rossii-s-drevnejshix/glava-40/
Рекомендации по изучению темы «Культурное развитие народов СССР в 70-80-х гг. ХХ века» Для рассмотрения данного вопроса необходимо ознакомиться с исторической справкой, в которой даны направления развития культуры на Кавказе российским императором. Основы политики Коммунистической партии и Советской власти в области народного образования были определены Программой партии, принятой 8-м съездом РКП (1919), в которой поставлена задача огромной социальной значимости — создать новую, социалистическую систему народного образования, превратить школу из орудия классового господства буржуазии в орудие коммунистического преобразования общества. В. И. Ленин назвал организацию советских детских садов "ростками коммунизма", указывал на их важную роль в раскрепощении женщины. В целях создания наиболее благоприятных условий для воспитания детей этого возраста начиная с 60-х гг. обеспечивается преимущественное развитие единых дошкольных учреждений — детских яслей-садов. Сеть общеобразовательных школ включает также средней школы с производственным обучением, средние школы с углублённым изучением отдельных предметов, школы-интернаты, средние общеобразовательные школы работающей молодёжи, школы для обучения детей с физическими и умственными недостатками, специальные школы. Среднее специальное образование — один из основных путей осуществления всеобщего среднего образования и подготовки квалифицированных кадров в различных областях народного хозяйства и культуры. Их готовят средние специальные учебные заведения промышленности, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства, здравоохранения и физической культуры, просвещения, культуры, искусства и др. В первые годы Советской власти система высшего образования была перестроена в соответствии с подписанным В. И. Лениным и утвержденным СНК РСФСР «Положением о высших учебных заведениях РСФСР» (1922). В основу организации учебного процесса в вузах была положена ленинская идея об органической связи теории и практики [пост. ЦК РКП(б) «О ближайших задачах в деле установления связи вузов с производством» Советский Союз — многонациональное государство. Его населяли свыше 100 больших и малых народов, различных по языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. В основу национальной политики советского социалистического государства был положен ленинский принцип добровольного союза наций. Советский строй способствовал подъёму отставших в своём развитии в условиях дореволюционной России народов до уровня передовых, помог добиться общего расцвета экономики и культуры. За годы социалистического строительства в СССР возникла новая историческая общность — советский народ. Формы социалистической культуры народов СССР отличались большим разнообразием. Они находили выражение в языке, литературе, искусстве, народном творчестве. Каждый народ обладал специфическими, исторически сложившимися особенностями материальной и духовной культуры. Сохраняя и развивая свои лучшие национальные традиции, преодолевая устаревшие формы, каждая национальная культура творчески использовала достижения др. наций и народностей. Развивались интернациональные общесоветские формы культуры и быта. Огромную роль в этих процессах играл рост межнационального общения в промышленности и сельском хозяйстве, развитие двух- и трёхъязычия при возрастающей роли русского языка, рост смешанных в национальном отношении браков и др. факторы. Культурно-бытовому сближению народов способствовало также преодоление национальных предрассудков, складывание новых традиций. Решению идейно-художественных задач общесоюзного значения способствует деятельность Союза художников СССР (создан в 1957) и Академии художеств СССР (создана в 1947). Чрезвычайно интенсивным становится творческое взаимообогащение наций. Искусство народов СССР, социалистическое по содержанию, по главному направлению развития, многообразно по национальным формам и интернационально по духу и характеру. В советском изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, в художественном конструировании 1970-80-х гг. создаются предпосылки для формирования целостной эстетической. среды, всесторонне охватывающей духовную и материальную жизнь развитого социалистического общества, социальное единство которого исключает разнородность классовых интересов в культуре и возможность появления полярных "массового" и "элитарного" художественных направлений. В 1973 Верховным Советом СССР утверждены «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании». В этом документе нашли отражение достижения советского народа в строительстве развитого социалистического общества и задачи народного образования на современном этапе. «Целью народного образования в СССР, — указывается в «Основах законодательства», — является подготовка высокообразованных, всесторонне развитых активных строителей коммунистического общества, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе уважения к советским законам и социалистическому правопорядку, коммунистического отношения к труду, физически здоровых, способных успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участвовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать Социалистическую Родину, хранить и умножать ее материальные и духовные богатства, беречь и охранять природу. Народное образование в СССР призвано обеспечивать развитие и удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей советского человека.
Интернет-ресурсы: 1. http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/СССР.%20Народное%20образование/ 2. Этнический состав народов СССР. http://cccp-15.narod.ru/etnos.htm 3. Союз Советских Социалистических Республик http://www.art-drawing.ru/countries-and-cities/3296-the-union-of-soviet-socialist-republics 4. СССР. Общественные науки. http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/СССР.%20Общественные%20науки/ 5. Союз Советских Социалистических республик (СССР) http://cccp.narod.ru/work/enciklop/naselen1.html 6. Подвижные игры советских республик. http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/st002.shtml 7. Список союзных республик СССР http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E8%F1%EE%EA_%F1%EE%FE%E7%ED%FB%F5_%F0%E5%F1%EF%F3%E1%EB%E8%EA_%D1%D1%D1%D0
Рекомендации по изучению темы «Диалектика «нового мышления» в 80-90-е гг. ХХ века» С середины 80-х гг. и особенно с начала 90-х гг. в России, как и в целом в СССР, стали происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально-экономической и особенно политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для России и всех республик, входивших в Советский Союз. Дайте характеристику характеру перестройки и ее последствиям. С приходом к власти и марте 1985 г. М. С. Горбачев, отдавая дань традиции, подтвердил прежние подходы СССР во внешней политике. Однако вскоре не просто наметились коррективы внешнеполитического курса, но и оформилась его новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление». Основные ее положения предусматривали: · отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую); · признание мира целостным и неделимым; · провозглашение невозможности решения международных проблем силовыми методами; · объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов; · отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными.
Интернет-ресурсы: 1. Переломный период в истории России (80 — 90-е гг. XX в.) Http://www.bibliotekar.ru/istoriya-rossii/37.htm 2. Диалектика «нового мышления» http://rudocs.exdat.com/docs/index-10450.html?Page=49 3. Семенов В.С. Уроки ХХ века и путь в ХХ1 век http://philosophy.ru/iphras/library/semenov/uroki.htm 4. Отношения между США и СССР http://www.xserver.ru/user/ssa8g/4.shtml
Тема семинара № 7. Образование Российской Федерации и СНГ Вопросы для выполнения практической работы: 1. Распад СССР и образование СНГ. 2. Государственная символика России. 3. Политические и экономические отношения России с ближним зарубежьем в 90-х года ХХ века. 4. Государственный переворот 1991 года. 5. Исторические карты СССР и РФ за 1989-1995 гг. Темы самостоятельной работы (дополнительные вопросы): 6. Биографии Андропова Ю.В. и Горбачева М.С. 7. Социальная стратификация России в 90-е годы ХХ века. Рекомендации по изучению темы «Экономические отношения России на мировых рынках в 90-е годы ХХ века» Формирование международных экономических отношений зависит от уровня развития производительных сил. Разделение труда и специализация – это самые главные факторы экономического прогресса и роста производительности труда. Из разделения труда следует обмен продуктами, а из этого появляется выгодное всему населению сотрудничество – кооперация. На территориях различных стран имеет место территориальное разделение труда. Например, одни регионы больше развивают промышленное производство, другие – сельское хозяйство. Из международного разделения труда следует международная специализация и кооперация. В развитии этих процессов большую роль играют политические условия. В мировом хозяйстве имеет место тенденция к уменьшению значения факторов производства «земля» и «труд» и возрастанию значения факторов «технология» и «капитал». Эта очень важно для России, так как она испытывает экономический кризис, причины которого, в частности, – упадок инвестиций и уменьшение разработки и внедрения новых технологий. Самой простой и наиболее часто используемой мерой интенсивности связей в мире и для отдельных стран и регионов является экспортная квота (отношение стоимости экспорта к ВВП). Значительно возросла интенсивность международных экономических отношений во второй половине XX в. В мировой торговле доля России меньше, чем ее доля в мировом производстве товаров и услуг. Об этом свидетельствует то, что экспортная квота России намного ниже общемирового показателя. По объему экспорта в 2003 г. Россия занимала 17-е место в мире (1,7 %). Еще в СССР в экономике наблюдался перекос структуры экспорта в сторону небольшого количества сырьевых товаров, особенно энергоносителей. В постсоветской России это еще более усилилось. Россия очень мало вывозит промышленных и потребительских товаров, машин и оборудования. Одна из причин этого – низкая конкурентоспособность российских промышленных товаров на мировом рынке. В импорте России значительное место занимают продовольственные и потребительские товары, доля промышленного оборудования также очень низка. Участие России в мировых финансовых потоках сложно назвать нормальным. В 1990-х гг. быстро увеличивалась внешняя государственная и негосударственная задолженность. Одновременно в огромных количествах частные капиталы «утекали» из России по экономическим и иным мотивам. Россия нуждалась в прямых иностранных инвестициях, способных принести с собой новые технологии, но они поступали в малых размерах. Легальный вывоз капитала из России в виде прямых инвестиций также крайне мал. Однако Россия обладала благоприятными факторами производства: квалифицированной, организованной и низкооплачиваемой рабочей силой; богатейшими природными ресурсами; высоким научно-техническим потенциалом. Причины того, что эти благоприятные факторы до сих пор не оказывают положительного влияния на экономику и международные экономические отношения России, состоит в следующем: 1) разрушив планово-социалистическую экономику, Россия не смогла создать на ее месте эффективную частнокапиталистическую систему хозяйства; 2) распад внутрисоюзных интеграционных связей тяжело заменяется новой системой международного разделения труда на постсоветском пространстве; 3) отход от милитаризованной экономики этой модели при сохранении эффективных секторов военного производства – также трудный процесс; 4) как и бегство капиталов, большое значение имеет «утечка мозгов» – эмиграция персональных носителей научно-технического прогресса. России необходима так называемая реиндустриализация, т. е. создание современной экономики на основе внедрения передовых технологий во все отрасли хозяйства и сферы жизни. Развитие более здоровых международных экономических отношений может сопутствовать экономическому возрождению России. Зарождение новой российской государственности происходило на фоне широких преобразований, осуществлявшихся в 1985–1991 гг. по инициативе М.С.Горбачева. Как известно, на начальном этапе политики «перестройки» экономика страны получила импульс позитивного развития. В конце 1991 г. российское правительство под руководством Б.Ельцина и Е.Гайдара приступило к реализации радикальных экономических реформ. Создание нерегулируемого рынка происходило за счет формирования правительством разнообразной бизнес-инфраструктуры. Команда Гайдара-Чубайса фанатично верила во всесильную роль рынка и потому российское правительство всяческим образом (финансово, организационно, идеологически) поощряло разрушение государственного сектора экономики, занималось устранением влияния государства на социально-экономическую жизнь страны. Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Вхождение России как равноправного партнера в мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы. С принятием "Закона о занятости" (1991 г.) всем гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя работу за границей. По прогнозам, сделанным в начале 90-х годов, число российских эмигрантов к 2000 г. может достигнуть 25 млн. человек. Это породило опасения о грядущей российской экспансии на Запад. В результате развитые европейские страны ввели ряд барьеров, затрудняющих переселение российских граждан в эти страны. Цифры реальной эмиграции рабочей силы свидетельствуют о следующем: в 1990-1995 гг. среднегодовая численность эмигрантов составляла 100-105 тыс. человек. В это число не включены выезжающие на временную работу, часто без соответствующего оформления. Какая-то часть выехала за рубеж по «своим каналам». К концу 90-х годов в процессе международной интеллектуальной миграции появились новые черты и особенности: 1. На смену "утечки мозгов" пришла их миграция. Хотя США остаются общепризнанным центром притяжения для профессионалов, в то же время квалифицированные специалисты едут на временную работу в некоторые развивающиеся страны. 2. Движение квалифицированных специалистов происходит не только "к капиталу", но и "одновременно с капиталом или вслед за ним". Этот процесс тесно связан с деятельностью международных корпораций, имеющих сеть филиалов по всему миру. 3. Миграция профессионалов часто принимает форму охоты, переманивания ведущих специалистов из различных сфер науки, управления, изобретательства. 4. Миграция профессионалов связана с интеграцией системы высшего образования. Это предполагает продолжение обучения студентов во многих регионах мира. Закончив курс обучения, выпускники часто остаются на длительный период для работы в этой стране, а иногда навсегда связывают с ней свою жизнь. Российская федерация – единственная страна в мире, входящая в группу лидеров сразу по четырём показателям: по запасам газа и его добыче, по запасам нефти и её добыче. Это означает, что Россия не только сказочно богата природными углеводородными ресурсами, но и располагает развитой инфраструктурой для эксплуатации, транспортировки, переработки, а также предприятиями, использующими эти ресурсы: в быту, в энергетике, химической и другой промышленности. Широкая сеть магистральных нефте- и газопроводов, принадлежащих государственным коммерческим структурам, позволяют доставлять это сырьё и продукты его переработки на экспорт, а также предоставлять транспортные услуги для экспорта нефти и газа из других стран СНГ. Все эти огромные богатства сегодняшняя Россия получила на правах законного наследника Советского Союза. Несомненно, что энергетическая безопасность – это общая цель потребителя и поставщика, хотя эти акторы очень часто имеют разные интересы. Но для того, чтобы энергетическую безопасность можно было рассматривать как «всеобщее благо», в ней необходимо интегрировать интересы всех сторон – потребителей, поставщиков и транзитеров. Фактически энергетическую безопасность следует определять как устранение угрозы того, что энергетический фактор станет потенциальным препятствием для экономического роста страны в долгосрочном периоде. Страны-импортеры должны иметь гарантии поставок энергоресурсов в объеме и на условиях, достаточных для поддержания необходимых темпов роста экономики. Страны-поставщики должны иметь гарантии спроса и получения прибыли, достаточной для расширенного воспроизводства ТЭК при том, что значительная часть полученных средств может быть изъята государством и перераспределена для развития несырьевых отраслей экономики. Отсюда логически вытекает концепция справедливого распределения прибылей и рисков. Россия одновременно является и крупным потребителем энергоресурсов (в том числе и импортером), и одним из крупнейших производителей и поставщиков энергоресурсов на мировой рынок. Кроме того, Россия и зависит от транзита экспортируемых углеводородов через территорию других стран, и сама является транзитной страной. Эти объективные факторы вынуждают Россию придерживаться комплексного взгляда на энергетическую безопасность, включая в нее безопасность спроса и транзита.
Интернет-ресурсы: 1. Экономика России в 90-е годы XX века http://raal100.narod2.ru/istoriya/ekonomika_rossii_v_90-e_godi_xx_veka/ 2. Основные понятия и проблемы международных экономических отношений http://www.std72.ru/dir/mirovaja_ehkonomika_i_mezhdunarodnye_ehkon_otnoshenija/mezhdunarodnye_ehkonomicheskie_otnoshenija_konspekt_lekcij_nosova_n_s_ronshina_n_i/lekcija_1_osnovnye_ponjatija_i_problemy_mezhdunarodnykh_ehkonomicheskikh_otnoshenij/119-1-0-2004 3. Социально-экономическая политика российского правительства http://www.razlib.ru/istorija/rossija_dvizhenie_vspjat_ot_gosudarstvennogo_socializma_k_periferiinomu_kapitalizmu/p3.php 4. Россия на международном рынке труда http://enbv.narod.ru/text/Econom/avdokushin-meo/str/p31.html 5. Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации http://www.gubkin.ru/faculty/law/chairs_and_departments/theory_and_history_of_slate_and_law/subjects/subject11..php 6. Роль энергодиалога Россия-ЕС в обеспечении энергетической безопасности «Большой Европы» http://www.alleuropa.ru/rolj-energodialoga-rossiya-es-v-obespechenii-energeticheskoy-bezopasnosti-boljshoy-evropi 7. Потребление металлов платиновой группы http://www.km.ru/referats/79CDF875D7324FA89D86DCCA66EC6DA5 8. Российский экспорт военно-технической продукции как важнейший фактор экономического развития страны в 1990-е годы http://5ballov.qip.ru/referats/preview/117841/?rossiyskiy-eksport-voenno-tehnicheskoy-produktsii-kak-vajneyshiy-faktor-ekonomicheskogo-razvitiya-stranyi-v-1990-e-godyi
Рекомендации по изучению темы «Интегративные процессы в общественных сферах российского общества» Главным признаком наличия социальной сферы в жизни общества, на основе которого выделяется эта сфера, являются общности людей. Сюда не входят, к примеру, средства производства, технологии и т.п.; они выступают, скорее, основанием для трудового коллектива, взаимодействующего с ними, являются условием проявления его активной деятельности и т.п. В таком аспекте трудовые коллективы оказываются предметом внимания социальной политики государства. Здесь слово «социальный» берется лишь в узком смысле, а не в широком, как это бывает. Хотя в социологии нет единства в объяснении динамики и факторов интеграции, в целом, по мнению И.А.Климова, под ней можно понимать состояние и процесс гармоничного объединения социальных явлений в единое целое. Он выделил несколько сложившихся к настоящему времени подходов к теоретической интерпретации данной проблематики. В структурном функционализме (Т.Парсонс) интеграция рассматривается в контексте идеи структурной детерминации гомеостаза социальной системы. Поскольку развитие социальной системы происходит по принципам дифференциации и усложнения, интеграция понимается как выработка единых функциональных и ценностных оснований для встраивания новых элементов в систему. В активистских парадигмах (Э.Гидденс) она трактуется в контексте идей социального взаимодействия, при котором важно определение реального социального агента - субъекта социальных изменений и интегративной динамики. Для России, как считает Климов, в условиях макромасштабных изменениях активистский подход позволяет объяснить важные подвижки в становлении субъектности интегративных процессов. Так можно оценить реформу системы федерального управления последнего времени. В эпоху Ельцина вла
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.87 (0.012 с.) |