Для обучающихся по выполнению практических работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для обучающихся по выполнению практических работ



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

И ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРАМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

учебные дисциплины «История»
специальность СПО 150415 «Сварочное производство» 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
курс  
подготовил преподаватель(и) Смолъянинова А.Н.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

  Пояснительная записка.………………………………………………………..  
1. Темы семинара по общеобразовательному модулю «История»……………..  
  Тема семинара № 1. Внутренняя политика государственной власти в СССР в 70-80-х гг. ХХ века…………………………………………………….  
  Тема семинара № 2. Культурное развитие народов СССР в 70-80-х гг. ХХ века………………………………………………………………………………..  
  Тема семинара № 3. Развитие русской культуры в СССР…………………..  
  Тема семинара № 4. Внешняя политика СССР с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира(70-80 гг ХХв)……………………………………………………………………………….  
  Тема семинара № 5. Диалектика «нового мышления» в 80-90-е гг. ХХ века.  
  Тема семинара № 6. Политические события в международных отношениях СССР во второй половине 80-х г. ХХ века……………………………………  
  Тема семинара № 7. Образование Российской Федерации и СНГ………….  
  Тема семинара № 8. Позиции международных организаций в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве………………………………….  
  Тема семинара № 9. Экономические отношения России на мировых рынках в 90-е годы ХХ века…………………………………………………….  
  Тема семинара № 10. Реформы территориального устройства РФ………….  
  Тема семинара № 11. Результаты сотрудничества России с ближним зарубежьем в конце ХХ в……………………………………………………….  
  Тема семинара № 12. Интегративные процессы в общественных сферах российского общества…………………………………………………………  
  Тема семинара № 13. Экономические реформы в России за период 1992-2010 гг…………………………………………………………………………….  
  Тема семинара № 14. Основные тенденции развития российской культуры в ХХ-ХХI в.в……………………………………………………………………..  
  Тема семинара № 15. Молодежные субкультуры в ХХI в……………………  
  Тема семинара № 16. Глобализация проблем в России в ХХI в……………  
  Тема семинара № 17. Кадровый потенциал России………………………….  
2. Подготовка обучающегося к участию в семинаре…………………………….  
3. Организация консультаций обучающихся……………………………………..  
  Используемая литература……………………………………………………….  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практические работы в данной методической рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ и подготовке к семинарам по дисциплине «История» разработаны в соответствии с требованиями рабочей программой учебной дисциплины «История» по реализации ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта) среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования. На основе принципов ФГОС среднего профессионального образования заложен в образовательный процесс самостоятельный вид деятельности, который является инструментом формирования у обучающихся активности и самостоятельности.

Цель составления данной методической рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ и подготовке к семинарам по дисциплине «История»:

Сформировать целостное представление о теоретических проблемах исторических процессов развития России во второй половине ХХ и начале ХХ1 веков.

Задачи, с помощью которых происходит достижение поставленной цели:

1. Обеспечение возможностей совместной работы преподавателя и обучающихся по освоению учебного материала, работу с документами, картами, наглядным материалом, проблемными и компетентностно-ориентированными заданиями.

2. Организация самостоятельной работы обучающихся по выполнению комплекса заданий из предложенных преподавателем в аудитории и за ее пределами.

3. Формирование у обучающихся активной личности, гражданской позиции в интересах общества и государства.

4. Определение у обучающихся возможностей представлять интеллектуальный труд аудитории на семинаре.

5. Определение причинно-следственные связей и раскрытие закономерности в содержании тематического материала.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

· ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;

· выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

· основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;

· сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

· основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;

· назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;

· о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

· содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Практические работы содержат открытые вопросы. Структура предложения вопросов по конкретной теме семинара содержит основные вопросы и дополнительные. Основные вопросы необходимо выполнить на 60-70 %. Дополнительные вопросы определяют интерес обучающегося к фактору или артефакту и могут восполнить недостающие 40-30% для выполнения полностью задания практической работы.

Для выполнения практических работ обучающиеся должны использовать учебники, нормативно-правовые акты, интернет-ресурсы и дополнительную историческую информацию. При выполнении практической работы обучающийся должен внимательно ознакомиться с заданиями и бальной шкалой оценки заданий, которые определены в таблице «Критерии оценки практической работы №__». На основании изученной информации обучающийся должен определить набор заданий, составить план своей самостоятельной работы и информационные источники.

Оценка индивидуальных образовательных достижений обучающихся производится в соответствии с универсальной шкалой и специально разработанными количественным критериями оценки по каждому заданию в практической работе. Качественная оценка самостоятельной работы обучающихся указывается в примечании: Уровень качественной оценки самостоятельной работы обучающихся мотивируется дополнительными баллами и оценивается по следующим качественным критериям:

1. Рассмотрение вопросов и выделение основных аспектов, определение актуальных зон.

2. Уровень выполнения практической работы (научный, социальный, философский).

3. Наличие сотрудничества обучающихся в рабочих группах и с преподавателем.

4. Планирование и своевременное выполнение отчета.

5. Представления отчета по практической работе на семинаре.

6. Аргументированный вывод о проделанной работе.

Основные принципы организации выполнения практической работы являются:

· активность, что определяет необходимость сотрудничества обучающихся и обмена информацией с преподавателем;

· индивидуализация обучения, что проявляется в учете преподавателем индивидуальных особенностей обучающихся при оценке выполненной практической работы;

· регламентация обучения, что обеспечивает необходимость выбора стратегии обучения и планирования организации самостоятельной работы обучающихся;

· научность, что определяет уровни решения для достижения поставленных задач на основе научных знаний;

· наглядность, что обеспечивает представление информации в доступном виде;

· учет трудоемкости, что дифференцирует уровень сложности и объема предложенных заданий в практической работе.

Практические работы, выполненные вне учебной аудитории, обязательно оформляются в соответствии со стандартом: титульный лист, введение, основная часть, заключение, используемые информационные источники. Допускается выполнение практической работы в рабочей тетради при выполнении заданий в аудитории на практическом занятии, согласно календарно-тематическому плану.

Представление отчета по выполненной практической работе проводится на семинаре в аудитории. Форма отчета может быть в виде доклада, деловой игры или презентации. Как альтернативная форма выполнения практической работы по теме будет являться структурно-логическая схема, логическая сетка, таблица.


1. Темы семинара по общеобразовательному модулю «История».

Рекомендации по изучению темы «Внутренняя политика государственной власти в СССР в 70-80-х гг. ХХ века»

Для определения причин проведения внутренней политики Брежнева в СССР необходимо рассмотреть эпоху «хрущевской оттепели» - процесс либерализации Н.С. Хрущевым общественно-политической жизни. Вторая половина 60-х – середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.

С отставкой Н.С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. – Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества.

При рассмотрении вопросов семинара необходимо сделать акцент на развитие общественно-политической жизни, где все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. В 70-х – начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС). В их составе насчитывались сотни тысяч рабочих, специалистов, служащих. Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких масс населения.

Принципиальные вопросы развития экономики, форм и методов ее управления рассматривались на партийных съездах – XXIV (1970 г.), XXV (1975 г.), XXVI (1980 г.). На съездах принимались планы народнохозяйственного развития (девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток). Намечались меры “совершенствования” хозяйственного механизма, которые не устраняли, однако, чрезмерной централизации и командно- приказных методов управления. Увеличилась численность административного аппарата. За два десятилетия количество общесоюзных министерств выросло с 29 до 160. В 1985 г. в них работали около 18 млн. чиновников. Нарастание трудностей и негативных явлений в экономике не осознавалось руководством страны.

Общественные объединения из представителей различных категорий населения действовали при местных Советах. Но социальный состав самих Советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и интеллигенции определялись партийными органами. Под партийным контролем находилась повседневная работа всех структур государственной власти в центре и на местах.

В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. На предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях прошло обсуждение конституционного документа. Широкое, свободное рассмотрение проекта Основного Закона расценивалось как доказательство преимуществ советской демократии перед буржуазной. В основу новой Конституции была положена концепция «развитого социализма». Его характеристика содержалась в преамбуле документа. Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними конституциями политическая основа государства – Советы. Рассмотрите систему органов государственной власти в СССР (1977-1991 гг.) и опишите понятие «золотой век» партийно-государственного аппарата:

 

В 70-х – начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Ее финансирование по “остаточному” принципу особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения. Значительно отставала от города обеспеченность селян медицинскими и детскими дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслуживания и общественного питания. Это являлось одной из причин оттока сельских тружеников в города. За период между Всесоюзными переписями населения 1959 и 1979 гг. численность горожан увеличилась со 100 млн. до 163,3 млн. Их доля в общем составе населения страны превысила 62%. Противоречия в развитии общества затруднили выполнение планов социальных мероприятий. Успешнее других шло решение жилищной проблемы. Массовое строительство жилья позволило улучшить условия быта сотен тысяч горожан. К началу 80-х годов почти 80% семей имели отдельные квартиры (официальная статистика). Медленнее запланированного шел рост реальных доходов населения.

 

Интернет-ресурсы:

1. Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965-1984 гг. http://alpan365.ru/biblioteka/istoriya-online/istoriya-rossii-s-drevnejshix/glava-40/

 

Рекомендации по изучению темы «Культурное развитие народов СССР в 70-80-х гг. ХХ века»

Для рассмотрения данного вопроса необходимо ознакомиться с исторической справкой, в которой даны направления развития культуры на Кавказе российским императором. Основы политики Коммунистической партии и Советской власти в области народного образования были определены Программой партии, принятой 8-м съездом РКП (1919), в которой поставлена задача огромной социальной значимости — создать новую, социалистическую систему народного образования, превратить школу из орудия классового господства буржуазии в орудие коммунистического преобразования общества.

В. И. Ленин назвал организацию советских детских садов "ростками коммунизма", указывал на их важную роль в раскрепощении женщины. В целях создания наиболее благоприятных условий для воспитания детей этого возраста начиная с 60-х гг. обеспечивается преимущественное развитие единых дошкольных учреждений — детских яслей-садов. Сеть общеобразовательных школ включает также средней школы с производственным обучением, средние школы с углублённым изучением отдельных предметов, школы-интернаты, средние общеобразовательные школы работающей молодёжи, школы для обучения детей с физическими и умственными недостатками, специальные школы. Среднее специальное образование — один из основных путей осуществления всеобщего среднего образования и подготовки квалифицированных кадров в различных областях народного хозяйства и культуры. Их готовят средние специальные учебные заведения промышленности, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства, здравоохранения и физической культуры, просвещения, культуры, искусства и др. В первые годы Советской власти система высшего образования была перестроена в соответствии с подписанным В. И. Лениным и утвержденным СНК РСФСР «Положением о высших учебных заведениях РСФСР» (1922). В основу организации учебного процесса в вузах была положена ленинская идея об органической связи теории и практики [пост. ЦК РКП(б) «О ближайших задачах в деле установления связи вузов с производством»

Советский Союз — многонациональное государство. Его населяли свыше 100 больших и малых народов, различных по языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. В основу национальной политики советского социалистического государства был положен ленинский принцип добровольного союза наций. Советский строй способствовал подъёму отставших в своём развитии в условиях дореволюционной России народов до уровня передовых, помог добиться общего расцвета экономики и культуры. За годы социалистического строительства в СССР возникла новая историческая общность — советский народ. Формы социалистической культуры народов СССР отличались большим разнообразием. Они находили выражение в язы­ке, литературе, искусстве, народном творчестве. Каждый народ обладал специфическими, исторически сложившимися особенностями материальной и духовной культуры. Сохраняя и развивая свои лучшие национальные традиции, преодолевая устаревшие формы, каждая национальная культура творчески использовала достижения др. наций и народностей. Развивались интернациональные общесоветские формы культуры и быта. Огромную роль в этих процессах играл рост межнационального общения в промышленности и сельском хозяйстве, развитие двух- и трёхъязычия при возрастающей роли русского языка, рост смешанных в национальном отношении браков и др. факторы. Культурно-бытовому сближению народов способствовало также преодоление национальных предрассудков, складывание новых традиций.

Решению идейно-художественных задач общесоюзного значения способствует деятельность Союза художников СССР (создан в 1957) и Академии художеств СССР (создана в 1947). Чрезвычайно интенсивным становится творческое взаимообогащение наций. Искусство народов СССР, социалистическое по содержанию, по главному направлению развития, многообразно по национальным формам и интернационально по духу и характеру. В советском изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, в художественном конструировании 1970-80-х гг. создаются предпосылки для формирования целостной эстетической. среды, всесторонне охватывающей духовную и материальную жизнь развитого социалистического общества, социальное единство которого исключает разнородность классовых интересов в культуре и возможность появления полярных "массового" и "элитарного" художественных направлений.

В 1973 Верховным Советом СССР утверждены «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании». В этом документе нашли отражение достижения советского народа в строительстве развитого социалистического общества и задачи народного образования на современном этапе. «Целью народного образования в СССР, — указывается в «Основах законодательства», — является подготовка высокообразованных, всесторонне развитых активных строителей коммунистического общества, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе уважения к советским законам и социалистическому правопорядку, коммунистического отношения к труду, физически здоровых, способных успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участвовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать Социалистическую Родину, хранить и умножать ее материальные и духовные богатства, беречь и охранять природу. Народное образование в СССР призвано обеспечивать развитие и удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей советского человека.

 

Интернет-ресурсы:

1. http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/СССР.%20Народное%20образование/

2. Этнический состав народов СССР. http://cccp-15.narod.ru/etnos.htm

3. Союз Советских Социалистических Республик http://www.art-drawing.ru/countries-and-cities/3296-the-union-of-soviet-socialist-republics

4. СССР. Общественные науки. http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/СССР.%20Общественные%20науки/

5. Союз Советских Социалистических республик (СССР) http://cccp.narod.ru/work/enciklop/naselen1.html

6. Подвижные игры советских республик. http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/st002.shtml

7. Список союзных республик СССР http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E8%F1%EE%EA_%F1%EE%FE%E7%ED%FB%F5_%F0%E5%F1%EF%F3%E1%EB%E8%EA_%D1%D1%D1%D0

 

Рекомендации по изучению темы «Диалектика «нового мышления» в 80-90-е гг. ХХ века»

С середины 80-х гг. и особенно с начала 90-х гг. в России, как и в целом в СССР, стали происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально-экономической и особенно политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для России и всех республик, входивших в Советский Союз. Дайте характеристику характеру перестройки и ее последствиям.

С приходом к власти и марте 1985 г. М. С. Горбачев, отдавая дань традиции, подтвердил прежние подходы СССР во внешней политике. Однако вскоре не просто наметились коррективы внешнеполитического курса, но и оформилась его новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление».

Основные ее положения предусматривали:

· отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую);

· признание мира целостным и неделимым;

· провозглашение невозможности решения международных проблем силовыми методами;

· объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;

· отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными.

 

Интернет-ресурсы:

1. Переломный период в истории России (80 — 90-е гг. XX в.) Http://www.bibliotekar.ru/istoriya-rossii/37.htm

2. Диалектика «нового мышления» http://rudocs.exdat.com/docs/index-10450.html?Page=49

3. Семенов В.С. Уроки ХХ века и путь в ХХ1 век http://philosophy.ru/iphras/library/semenov/uroki.htm

4. Отношения между США и СССР http://www.xserver.ru/user/ssa8g/4.shtml

 

Тема семинара № 7. Образование Российской Федерации и СНГ

Вопросы для выполнения практической работы:

1. Распад СССР и образование СНГ.

2. Государственная символика России.

3. Политические и экономические отношения России с ближним зарубежьем в 90-х года ХХ века.

4. Государственный переворот 1991 года.

5. Исторические карты СССР и РФ за 1989-1995 гг.

Темы самостоятельной работы (дополнительные вопросы):

6. Биографии Андропова Ю.В. и Горбачева М.С.

7. Социальная стратификация России в 90-е годы ХХ века.

Рекомендации по изучению темы «Экономические отношения России на мировых рынках в 90-е годы ХХ века»

Формирование международных экономических отношений зависит от уровня развития производительных сил. Разделение труда и специализация – это самые главные факторы экономического прогресса и роста производительности труда. Из разделения труда следует обмен продуктами, а из этого появляется выгодное всему населению сотрудничество – кооперация.

На территориях различных стран имеет место территориальное разделение труда. Например, одни регионы больше развивают промышленное производство, другие – сельское хозяйство. Из международного разделения труда следует международная специализация и кооперация. В развитии этих процессов большую роль играют политические условия. В мировом хозяйстве имеет место тенденция к уменьшению значения факторов производства «земля» и «труд» и возрастанию значения факторов «технология» и «капитал». Эта очень важно для России, так как она испытывает экономический кризис, причины которого, в частности, – упадок инвестиций и уменьшение разработки и внедрения новых технологий. Самой простой и наиболее часто используемой мерой интенсивности связей в мире и для отдельных стран и регионов является экспортная квота (отношение стоимости экспорта к ВВП). Значительно возросла интенсивность международных экономических отношений во второй половине XX в.

В мировой торговле доля России меньше, чем ее доля в мировом производстве товаров и услуг. Об этом свидетельствует то, что экспортная квота России намного ниже общемирового показателя. По объему экспорта в 2003 г. Россия занимала 17-е место в мире (1,7 %). Еще в СССР в экономике наблюдался перекос структуры экспорта в сторону небольшого количества сырьевых товаров, особенно энергоносителей. В постсоветской России это еще более усилилось. Россия очень мало вывозит промышленных и потребительских товаров, машин и оборудования. Одна из причин этого – низкая конкурентоспособность российских промышленных товаров на мировом рынке. В импорте России значительное место занимают продовольственные и потребительские товары, доля промышленного оборудования также очень низка.

Участие России в мировых финансовых потоках сложно назвать нормальным. В 1990-х гг. быстро увеличивалась внешняя государственная и негосударственная задолженность. Одновременно в огромных количествах частные капиталы «утекали» из России по экономическим и иным мотивам. Россия нуждалась в прямых иностранных инвестициях, способных принести с собой новые технологии, но они поступали в малых размерах. Легальный вывоз капитала из России в виде прямых инвестиций также крайне мал.

Однако Россия обладала благоприятными факторами производства: квалифицированной, организованной и низкооплачиваемой рабочей силой; богатейшими природными ресурсами; высоким научно-техническим потенциалом.

Причины того, что эти благоприятные факторы до сих пор не оказывают положительного влияния на экономику и международные экономические отношения России, состоит в следующем:

1) разрушив планово-социалистическую экономику, Россия не смогла создать на ее месте эффективную частнокапиталистическую систему хозяйства;

2) распад внутрисоюзных интеграционных связей тяжело заменяется новой системой международного разделения труда на постсоветском пространстве;

3) отход от милитаризованной экономики этой модели при сохранении эффективных секторов военного производства – также трудный процесс;

4) как и бегство капиталов, большое значение имеет «утечка мозгов» – эмиграция персональных носителей научно-технического прогресса.

России необходима так называемая реиндустриализация, т. е. создание современной экономики на основе внедрения передовых технологий во все отрасли хозяйства и сферы жизни. Развитие более здоровых международных экономических отношений может сопутствовать экономическому возрождению России.

Зарождение новой российской государственности происходило на фоне широких преобразований, осуществлявшихся в 1985–1991 гг. по инициативе М.С.Горбачева. Как известно, на начальном этапе политики «перестройки» экономика страны получила импульс позитивного развития. В конце 1991 г. российское правительство под руководством Б.Ельцина и Е.Гайдара приступило к реализации радикальных экономических реформ. Создание нерегулируемого рынка происходило за счет формирования правительством разнообразной бизнес-инфраструктуры. Команда Гайдара-Чубайса фанатично верила во всесильную роль рынка и потому российское правительство всяческим образом (финансово, организационно, идеологически) поощряло разрушение государственного сектора экономики, занималось устранением влияния государства на социально-экономическую жизнь страны. Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара.

Вхождение России как равноправного партнера в мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы. С принятием "Закона о занятости" (1991 г.) всем гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя работу за границей.

По прогнозам, сделанным в начале 90-х годов, число российских эмигрантов к 2000 г. может достигнуть 25 млн. человек. Это породило опасения о грядущей российской экспансии на Запад. В результате развитые европейские страны ввели ряд барьеров, затрудняющих переселение российских граждан в эти страны.

Цифры реальной эмиграции рабочей силы свидетельствуют о следующем: в 1990-1995 гг. среднегодовая численность эмигрантов составляла 100-105 тыс. человек. В это число не включены выезжающие на временную работу, часто без соответствующего оформления. Какая-то часть выехала за рубеж по «своим каналам».

К концу 90-х годов в процессе международной интеллектуальной миграции появились новые черты и особенности:

1. На смену "утечки мозгов" пришла их миграция. Хотя США остаются общепризнанным центром притяжения для профессионалов, в то же время квалифицированные специалисты едут на временную работу в некоторые развивающиеся страны.

2. Движение квалифицированных специалистов происходит не только "к капиталу", но и "одновременно с капиталом или вслед за ним". Этот процесс тесно связан с деятельностью международных корпораций, имеющих сеть филиалов по всему миру.

3. Миграция профессионалов часто принимает форму охоты, переманивания ведущих специалистов из различных сфер науки, управления, изобретательства.

4. Миграция профессионалов связана с интеграцией системы высшего образования. Это предполагает продолжение обучения студентов во многих регионах мира. Закончив курс обучения, выпускники часто остаются на длительный период для работы в этой стране, а иногда навсегда связывают с ней свою жизнь.

Российская федерация – единственная страна в мире, входящая в группу лидеров сразу по четырём показателям: по запасам газа и его добыче, по запасам нефти и её добыче. Это означает, что Россия не только сказочно богата природными углеводородными ресурсами, но и располагает развитой инфраструктурой для эксплуатации, транспортировки, переработки, а также предприятиями, использующими эти ресурсы: в быту, в энергетике, химической и другой промышленности. Широкая сеть магистральных нефте- и газопроводов, принадлежащих государственным коммерческим структурам, позволяют доставлять это сырьё и продукты его переработки на экспорт, а также предоставлять транспортные услуги для экспорта нефти и газа из других стран СНГ. Все эти огромные богатства сегодняшняя Россия получила на правах законного наследника Советского Союза.

Несомненно, что энергетическая безопасность – это общая цель потребителя и поставщика, хотя эти акторы очень часто имеют разные интересы. Но для того, чтобы энергетическую безопасность можно было рассматривать как «всеобщее благо», в ней необходимо интегрировать интересы всех сторон – потребителей, поставщиков и транзитеров. Фактически энергетическую безопасность следует определять как устранение угрозы того, что энергетический фактор станет потенциальным препятствием для экономического роста страны в долгосрочном периоде. Страны-импортеры должны иметь гарантии поставок энергоресурсов в объеме и на условиях, достаточных для поддержания необходимых темпов роста экономики. Страны-поставщики должны иметь гарантии спроса и получения прибыли, достаточной для расширенного воспроизводства ТЭК при том, что значительная часть полученных средств может быть изъята государством и перераспределена для развития несырьевых отраслей экономики. Отсюда логически вытекает концепция справедливого распределения прибылей и рисков. Россия одновременно является и крупным потребителем энергоресурсов (в том числе и импортером), и одним из крупнейших производителей и поставщиков энергоресурсов на мировой рынок. Кроме того, Россия и зависит от транзита экспортируемых углеводородов через территорию других стран, и сама является транзитной страной. Эти объективные факторы вынуждают Россию придерживаться комплексного взгляда на энергетическую безопасность, включая в нее безопасность спроса и транзита.

 

Интернет-ресурсы:

1. Экономика России в 90-е годы XX века http://raal100.narod2.ru/istoriya/ekonomika_rossii_v_90-e_godi_xx_veka/

2. Основные понятия и проблемы международных экономических отношений http://www.std72.ru/dir/mirovaja_ehkonomika_i_mezhdunarodnye_ehkon_otnoshenija/mezhdunarodnye_ehkonomicheskie_otnoshenija_konspekt_lekcij_nosova_n_s_ronshina_n_i/lekcija_1_osnovnye_ponjatija_i_problemy_mezhdunarodnykh_ehkonomicheskikh_otnoshenij/119-1-0-2004

3. Социально-экономическая политика российского правительства http://www.razlib.ru/istorija/rossija_dvizhenie_vspjat_ot_gosudarstvennogo_socializma_k_periferiinomu_kapitalizmu/p3.php

4. Россия на международном рынке труда http://enbv.narod.ru/text/Econom/avdokushin-meo/str/p31.html

5. Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации http://www.gubkin.ru/faculty/law/chairs_and_departments/theory_and_history_of_slate_and_law/subjects/subject11..php

6. Роль энергодиалога Россия-ЕС в обеспечении энергетической безопасности «Большой Европы» http://www.alleuropa.ru/rolj-energodialoga-rossiya-es-v-obespechenii-energeticheskoy-bezopasnosti-boljshoy-evropi

7. Потребление металлов платиновой группы http://www.km.ru/referats/79CDF875D7324FA89D86DCCA66EC6DA5

8. Российский экспорт военно-технической продукции как важнейший фактор экономического развития страны в 1990-е годы http://5ballov.qip.ru/referats/preview/117841/?rossiyskiy-eksport-voenno-tehnicheskoy-produktsii-kak-vajneyshiy-faktor-ekonomicheskogo-razvitiya-stranyi-v-1990-e-godyi

 

Рекомендации по изучению темы «Интегративные процессы в общественных сферах российского общества»

Главным признаком наличия социальной сферы в жизни общества, на основе которого выделяется эта сфера, являются общности людей. Сюда не входят, к примеру, средства производства, технологии и т.п.; они выступают, скорее, основанием для трудового коллектива, взаимодействующего с ними, являются условием проявления его активной деятельности и т.п. В таком аспекте трудовые коллективы оказываются предметом внимания социальной политики государства. Здесь слово «социальный» берется лишь в узком смысле, а не в широком, как это бывает.

Хотя в социологии нет единства в объяснении динамики и факторов интеграции, в целом, по мнению И.А.Климова, под ней можно понимать состояние и процесс гармоничного объединения социальных явлений в единое целое. Он выделил несколько сложившихся к настоящему времени подходов к теоретической интерпретации данной проблематики. В структурном функционализме (Т.Парсонс) интеграция рассматривается в контексте идеи структурной детерминации гомеостаза социальной системы. Поскольку развитие социальной системы происходит по принципам дифференциации и усложнения, интеграция понимается как выработка единых функциональных и ценностных оснований для встраивания новых элементов в систему. В активистских парадигмах (Э.Гидденс) она трактуется в контексте идей социального взаимодействия, при котором важно определение реального социального агента - субъекта социальных изменений и интегративной динамики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.086 с.)