Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура как предмет научного познания.

Поиск

Гг.

Содержание.

Культура как предмет научного познания.

Культура и искусство.

Становление человеческой культуры и возникновение цивилизаций.

Особенности развития культуры древневосточных цивилизаций.

Культура античной цивилизации.

Западно-христианская цивилизация.

Восточно-христианская цивилизация.

Современная мировая культура.

Тема 1. Культура как предмет научного познания.

Вопросы темы.

Процесс становления научного знания о культуре.

Культурные модели.

Культура как мир человеческих смыслов.

Подходы к изучению и методы исследования культуры.

Единство и многообразие культур. Теория К. Ясперса.

Теории развития культуры.

 

 

Краткое содержание вопросов.

Содержание.

Понятие «культура» многозначно и сложно. Культура в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Следовательно, культура явление не природное, а созданное человеком и является одной из форм человеческой деятельности.

В своем «Толковом словаре» В. Даль дает шесть определений культуры: культура как совокупность достижений человечества в производственном, общественном, умственном отношениях; как уровень развития, достигнутый в определенную эпоху; просвещение, образование, начитанность; разведение, выращивание, культивирование растений; выведение новых культур растений; микроорганизмы.

Изменение и усложнение процесса общественного развития привело к расширению сферы культуры. В ХХ веке появились новые аспекты:

Технологическая - фиксирует способ осуществления производственной деятельности;

Эвристическая – определяет творческий потенциал деятельности;

Информационная – накопление информации, способ ее получения, распространения;

Семиотическая – составляет совокупность знаковых систем, в которых информация кодируется, транслируется;

Гуманистическая – способность общества реализовать сущностные силы человека.

Альберт Швейцер (ученый, музыкант) выделят важный признак культуры – служить совершенствованию индивида и человечества.

Культура – это все, что создано человеком (1) и процесс человеческой деятельности (2).

Человек – это природное существо. Культурный человек – это личность, овладевшая культурным наследием человечества (знаниями умений, навыков, идеалов), уровень которого проявляется в способах деятельности, поведения, мышления и богатстве приобретенных человеческих качеств.

Общество состоит из людей. Культура общества определяется степенью его развития, уровнем «очеловечивания» - степенью удаленности от животного состояния, общественными идеалами и их реализацией.

«Культура (лат. Cultura –возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявления.

Программы деятельности, поведения и общения представлены многообразием знаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей и ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует этот опыт (передает его от поколения к поколению). Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения людей, которые реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества». Философская энциклопедия.

 

Что считать культурой?

Есть понятие «культурный человек» и «некультурный человек». По этому принципу можно оценивать различные виды человеческой деятельности, его поведение, поступки.

Это различные стороны культуры или «антикультура»? Готические соборы и орудия пыток, атомные электростанции и водородные бомбы, наркомания, «масскульт» – каким образом определить, считать ли все частью человеческой культуры, потому что это является человеческой деятельностью.

Д.С. Лихачев ввел понятие «экология культуры», в основе которого лежит тезис, что культура – это вершина человеческой деятельности, лучшие достижения в создаваемом человеком мире.

Аксиологический подход к культуре – оценка человеческой деятельности, предполагает выявление только тех ее видов и форм, которые способствуют сохранению, развитию и совершенствованию самого человека, служат во благо человеку и природе (созидательные).

Онтологический подход – к культуре относится все созданное и создаваемое человеком, что позволяет понять всю сложность культурно-исторического процесса.

Человек создает предметный мир; мир, созданный человеком, формирует его самого. Сущность культуры заключается в том, что она создается людьми для людей: человек и творец и результат культуры- человек формируется под воздействием культуры общества, в котором живет. Деятельность человека создает и развивает культуру. Личностные качества человека определяют, какую культуру выбирает и осваивает человек из всего, имеющегося сегодня «ассортимента» и какую, соответственно, он создает.

Творя мир вещей, предметное и духовное богатство общества, человек создает и самого себя, совершенствуя (деградируя) свои силы и возможности.

Культуру можно определить как самосозидание человека в конкретных формах материальной и духовной деятельности в конкретных формах материальной и духовной исторически определенной формации.

Содержание культуры – процесс исторического развития человеческих способностей, взглядов, представлений, воплощенный во всем многообразии созданного им мира.

 

Специфика художественной культуры.

Художественная культура активно участвует в формировании духовного мира личности своим непосредственным воздействием на человека, находясь в постоянном контакте с ним независимо от того, осознает он это или безразличен к ней, как ему кажется. Поэтому важно понимать своеобразие художественной культуры, особенности ее проявления, роль в развитии общества и место в современной жизни.

Традиционно понятие «художественная культура» тождественно понятию «искусство». Искусство – ее центральный и системообразующий элемент. Формы деятельности, связанные с искусством – художественное творчество, восприятие, критика и т.д., образуют «культурное поле».

Художественная культура включает три основных элемента: производство, распределение и потребление (восприятие) художественных ценностей (произведений искусства).

Взаимодействие этих элементов носит конкретно – исторический характер, определяется развитием общества и др.

Художественная культура складывается исторически по мере развития общества и расширения сферы художественной деятельности, являясь открытой системой.

Художественная культура – совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или предметов, обладающих эстетической ценностью.

Искусство создается для людей, следовательно, необходимо создавать условия для читателей, слушателей, зрителей. Появляются новые формы культурной деятельности: книгопечатанье, издательская деятельность, выставки, библиотеки, театры, музеи и т.д.

Организация и функционирование учреждений культуры зависят от политического устройства общества, социально-экономических отношений.

Отношение к искусству не возникает стихийно, но складывается в зависимости от среды.

Искусствознание – совокупность наук, исследующих искусство; изучает происхождение искусства, его социальную и эстетическую сущность, закономерности развития, природу художественного творчества, функции искусства, его роль и место в духовной и общественной жизни общества.

Природа и сущность искусства.

Сравним искусство и философию. Создавая художественное произведение творец на примере чего-либо конкретного (пейзаж, портрет, судьба человека) говорит о своем времени, эпохе и о себе. Обобщение – философский метод. Искусство отражает действительность как некую жизненную целостность. Философия выражает сущность явлений в обобщенно-абстрактной форме; искусство, обобщая, сохраняет ощущение полноты жизни. Философия воздействует, прежде всего, на ум; искусство – на сердце и ум.

Только искусство обладает такой целостностью отражения мира и воздействия на человека.

Искусство отражает действительность. Действительность сложна и постоянно изменяется, следовательно, искусство сложно и развивается.

Пример: сравнительный анализ театра Древней Греции, театр эпохи классицизма (драматургия Расина, Корнеля и комедии Мольера), театр Шекспира «Глобус», традиционный театр Кабуки, Но (Япония), китайский театр.

Каждый вид искусства и каждый творец «говорит» на своем языке, и только все вместе представляют многообразие мира и духовное богатство его творцов.

Функции искусства.

Искусство полифункционально. Основные функции:

1.Общественно-преобразующая (искусство как деятельность)

2. Познавательно-эвристическая (искусство как знание и просвещение)

3. Художественно-концептуальная (философичность, или искусство как анализ состояния мира)

4. Предвосхищения («кассандровское начало», или искусство как предсказание)

5. Информационно-коммуникативная (искусство как сообщение и общение)

6. Воспитательная (искусство как катарсис; формирование целостной личности)

7. Внушающая (воздействие на подсознание)

8. Эстетическая (формирование творческого духа и ценностных ориентаций)

9. Гедонистическая (наслаждение).

 

Что означает выражение: «В нашем обществе не хватает культуры»?

Природа человека биосоциальна. Следовательно необходимы материальные артефакты культуры (привести примеры) и духовный стержень – суть общества (как вы это понимаете?). Человек создает мир вещей и мир идей, он же является и их потребителем. Т.о. человек – единственный субъект культуры. Человек создает культурную среду, которая и формирует человека. Человек – исходный системообразующий фактор развития культуры. В процессе культурного творчества, воспроизведения и использования культурных артефактов человек втягивается в культурное поле. Отличительная особенность человека – это наличие двух реальностей: физической и духовно-культурной (вторая природа), которая будет существовать только при условии существования самого человека.

Культура – сложная многоуровневая система. Американские антропологи выделяют более 70 универсалий: декоративное искусство, образование, танцы, этикет, семья, законы, медицина, музыка, мифология, религиозные ритуалы, число, личное имя и др.

Развитие культуры сопровождается развитием ее самосознания. Суть культуры как единого процесса выражена в мифах, эпосе народов, в учениях мыслителей и философских школах. Принято выделять этапы становления научного знания о культуре:

  1. донаучный \до возникновения науки Нового времени \ - содержит стихийные представления о цикличности культурно-исторического процесса;
  2. научно-исторический \до середины Х1Х века \ - характерно стремление понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей;
  3. научно-философский – исследуются основания и причины развития. Это философское осмысление культурного развития человечества путем анализа, выделения основных черт, характеристик, закономерностей. Проникновение в сущность культуры с помощью мышления.

 

Культурные модели.

 

Известно, что «в основе каждой культуры лежит конкретная модель мира, которая определяет мировоззрение людей, характер их творчества и ведущую культурную парадигму».\Учебник. Н.А. Моисеева\. Модель рассматривается с позиции соотнесения объекта и субъекта культуры. Наиболее популярными являются 3 основных модели: натуралистическая, рационалистическая и символическая.

Натуралистическая модель. Человек – часть природы, следовательно основополагающий фактор – природный. Т.е., человек, творящий культуру, должен исходить из законов природы и подчиняться им. Жан Жак Руссо (1712 -1778) противопоставлял природу цивилизации, которая губит человека, разрушая его естественность. «Назад к природе».

Рационалистическая модель. Исторический процесс является процессом развития человеческого разума. Представитель немецкого Просвещения И.Г. Гердер (1744-1803) считал, что культура – это способ реализации человеческого гения, позволяющая реализовывать духовные ценности через речь и язык. Культура – «второе рождение». Французы понимали культуру как синоним разумности, который фиксируется в науке, искусстве, просвещении.

Г. Гегель (1770-1831) развил идею о роли разума (сверхрационализм). Культура – это характеристика развития человеческого разума.

Символическая модель. Теоретик Лесли Уайт (1900-1975). Культура как реальный объект, функционирующий по определенным законам, в которых главная роль отведена символическим смыслам. Сопоставляя развитие культуры с развитием законов общества, определил зависимость развития культурной модели от технологии и экономики.

 

Выводы.

То, что было создано в то время, существует и сейчас. Возрождение возможностей осевого времени (Ренессанс) ведет к духовному подъему. Возврат к этому началу происходит периодически на Западе, Китае, Индии.

Теории развития культуры.

В начале ХХ века были разработаны 3 основные теории развития западноевропейской культуры: О. Шпенглера, А. Швейцера, М. Вебера.

Освальд Шпенглер (немецкий философ, «Закат Европы») говорит об обреченности западной цивилизации, вследствие деградации высших духовных ценностей. Он выделяет 8 культур в истории человечества (цивилизация = культура): египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, майя, западноевропейскую. Предсказывает рождение и расцвет русской культуры.

 

Макс Вебер («Протестантская этика и дух капитализма») считает, что кризиса нет, т.к. на смену одним ценностям пришли другие (универсальная рациональность).

 

Альберт Швейцер продолжает идею Шпенглера (упадок, кризис), но считает реальным спасение западноевропейской культуры возможным. Культура – это господство человека над силами природы и над собой (гуманизм).

Русская философия предлагает свои концепции в лице философов П.А. Сорокина (1889-1968), А.Л. Чижевского (1897-1964), В.И. Вернадского (1863-1945).

Контрольные вопросы по теме:

  1. Как вы полагаете, зачем в принципе нужно производить научный анализ культуры?
  2. Назовите известные вам модели культуры? Какая из них является сегодня определяющей (на ваш взгляд)?
  3. «Отношение человека к миру определяется смыслом». Прокомментируйте этот тезис.
  4. «Культура – это способ творческой самореализации человека через смысл». Прокомментируйте этот тезис.
  5. Как вы понимаете выражение «кризис культуры»? Возможно ли, на ваш взгляд, рождение новой культуры, если «да», то когда?

Словарь:

Артефакт культуры – это материальное или духовное воплощение творческих потенций той или иной культуры, т.е. материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека.

Аксиология (греч. ) – философское учение о природе ценностей, о связях различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Кабуки - классический японский театр, возникший в период Эдо, становление его связано с формированием городской культуры в 16-18 веках.

Катарсис (греч. Очищение ) – 1. Термин «Поэтики» Аристотеля, очищение духа при помощи «страха и сострадания» как цель трагедии; 2. Термин античной эстетики, обозначающий способность искусства, воздействуя на человека, очищать его от вредных страстей и эмоций, доставлять эстетическое и художественное удовольствие, облагораживать человека; 3. В психоанализе З. Фрейда – один из методов психотерапии.

Культурный ареал – это географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных культурных чертах.

Культурные универсалии – это явления, нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического положения, исторического времени и социального устройства.

Доминанта – главенствующая мысль, идея, основной признак.

Культурогенез – происхождение культур, социальная и историческая динамика культуры, порождение новых культурных форм и их интеграция в существующие культурные системы.

Парадигма (греч. Пример, образец ) – одно из основных понятий культурологии, обозначает совокупность убеждений и ценностей, принятых в обществе и обеспечивающих сосуществование общества и культуры.

 

Рекомендуемая литература.

1. Бредбери Р. Избранные сочинения. Любое издание.

2. Ван Гог В. Письма. М-Л., 1966.

3. Зись А.Я. На подступах к общей теории культуры. М., 1995.

4. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974

5. Лев Толстой об искусстве. М., 1958.

6. Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб., 1999

7. Мастера искусства об искусстве. Любое издание.

8. Мировая культура: традиции и современность. М., 1990

9. Мифы народов мира. Любое издание.

10. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990.

11. Русские писатели о литературе. Л.,1939.

12. Файнберг Е.А. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992.

13. Холлингсворд М. Искусство в истории человека. М., 1889

14. Цветаева Марина. Мой Пушкин.

15. Эренбург И.Г. Люди, годы, жизнь. М., 1965.

16. Эстетика. \ в т.ч. Учебные пособия. Любое издание.

 

Приложения. Для диалога и размышлений «Искусство в жизни человека».

Прокомментируйте следующие цитаты:

«О, жалок был бы круг наших представлений, если бы мы были представлены только своим пяти чувствам и мозг наш перерабатывал пищу, добытую ими. Часто один мощный художественный образ влагает в наши души более, чем добыто многими годами жизни. Мы сознаем, что лучшая и драгоценнейшая часть нашего «Я» принадлежит не нам, а тому духовному молоку, к которому приближает нас мощная рука творчества». В.М. Гаршин

«Многое во мне определил Евгений Онегин. Если я потом всю жизнь по сей день всегда первая писала, первая протягивала руку – и руки, не страшась суда, - то только потому, что на заре моих дней, лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрепанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах сделала.

И если я потом, когда уходили (всегда – уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.

Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества». Марина Цветаева.

«Посредством искусства (пения и слова) мы выражаем свои чувства любви, горести и радости, под звуки музыки мы смелее идем к победе, под те же звуки оплакиваем падших героев. Искусство украшает храмы, оно учит нас молиться, сильнее любить Бога и чувствовать чувства других. Искусство… это – выразитель и толкователь человеческой души, посредник между Богом и человеком. Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее то, что каждый хотел бы сказать, да не может. Искусство подобно путеводной звезде, освящающей путь тем, что стремится к свету. Хочет быть лучше, совершеннее». Марк Антокольский.

«Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить призвание». Огюст Роден.

Искусство и развлечение или искусство – это развлечение? \Тема диспута \.

Преемственность в культуре.

Каждый имеет право «все на земле унаследовать: капища, игрища, зрелища, истины обнаженные, мысли, уже зарожденные, кисти, уже погруженные в краски уже разведенные». Леонид Мартынов.

Каждое новое поколение вступает в мир, созданный предыдущими, и идет дальше. Преемственность – закон общественного развития.

Но, «каждая эпоха приобретает новые идеи и новые глаза и видит в старинных созданиях человеческого духа много нового» Генрих Гейне.

«Век может идти вперед, науки, философия, гражданственность могут усовершенствоваться и изменяться, - поэзия остается на одном месте. Цель ее одна, средства те же. И между тем как понятия, труды, открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины и философии состарились и каждый день заменяются другими – произведения истинных поэтов остаются свежи и вечно живы». А.С. Пушкин.

Виды искусства.

 

Искусство – важнейшая часть культуры, это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, «имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты»; - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности; - это форма чувственного познания мира; - в искусстве проявляются творческие способности человека; - это процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему наслаждение, удовольствие.

Искусство проявляет себя в форме законченных художественных произведений коллективного и индивидуального творчества. Произведения искусства открыты для субъективного творческого восприятия, которое зависит от его социального и личного опыта. Искусство «демократично», т.к. действует на людей независимо от их развития и образования. Закон искусства – мировая классика не может быть неповторимо национальной. Искусство проявляет себя в многообразии видов художественного творчества (от наскальных рисунков до грандиозных «шоу»).

Классификаций видов искусства создано очень много, но все они не способны полностью избежать формальных моментов.

Положив в основу системы видов искусств природу художественной деятельности, мы получаем следующую схему:

Прикладные (трудовые) искусства     Изобразительные искусства   литература   музыка Зрелищные (игровые) искусства  

 

 

Трудовые, изобразительные и зрелищные виды искусств объединяют несколько видов. Учитывая это, получаем следующую схему.

 

  Прикладные (трудовые) искусства       архитектура       пространственные искусства    
Декоративно-прикладное искусство  
    Изобразительные искусства     Скульптура
Живопись    
  Графика
  Художественная фотография  
  Искусство слова     литература       Временные искусства  
  Искусство звука     Музыка  
    Зрелищные (игровые) искусства     Хореография   Пространственно- временные искусства    
Театр
Кино  
Телевидение  
Эстрада  
Цирк

 

 

Наиболее распространенная классификация видов:

- изобразительное искусство воздействует на человека визуально, т.е. через зрительское восприятие. Произведения изобразительного искусства имеют материально - предметную форму и не меняются во времени и пространстве: живопись, графика, монументальное искусство, декоративно-прикладное и др.

- музыка – вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным воздействием на чувства людей. Выразительные средства: звук, мелодия, полифония, ритм, композиция, гармония. В отличие от всех видов словесного и изобразительного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности, поэтому ее считают универсальным, «общечеловеческим» языком. По сравнению с произведениями всех видов искусства ее творения практически не уничтожаемы.

- синтетические искусства – это такие виды художественного творчества, которые представляют органическое слияние или свободную комбинацию разных видов искусств:

ТЕАТР (драматический, оперный) – объединяет литературу, актерское мастерство, живопись, музыку, вокал, декоративно-прикладное искусство и др.

БАЛЕТ – сочетает естественную пластику человеческого тела, танец, скульптуру, музыку, живопись и т.д.

ЭСТРАДА – включает конферанс, декламацию, пение, танец, иллюзионизм, акробатику и т.д

ЦИРК – специфика вида: наличие спортивного и смехового элементов; включает дрессуру животных, вольтижировку, акробатику, эквилибристику, пантомиму, клоунады, фокусы и пр. Создает образ человека, демонстрирующего свои высшие возможности, по законам эксцентрики.

Синтетические искусство не путать с синтезом искусств: архитектурное сооружение украшено скульптурой, живописью и т.п.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ искусства – в развитых формах возникли в 15 в. (создание клише):

Фонограммы, фотографии, кино, мультипликация, телевидение, компьютерные проекты и пр.

 

  1. Стили искусства.

 

В истории культуры традиционно сложился ряд обозначений стилей, направлений, течений, которые часто проявляются во всех видах художественного творчества. Терминологию удобнее располагать по хронологическому принципу:

Романский стиль (лат. Romanus - римский) - стилевое направление в западноевропейском искусстве Х-ХШ веках, проявившееся в архитектуре, скульптуре, в росписях соборов. Характерные черты: признаки римской архитектуры, монументальность и рациональность конструкций (полукруглые арки сводов, опирающихся на колонны), мощные крепостные стены, башни, многофигурные скульптурные композиции являлась «служанкой» архитектуры.

Монастыри, соборы, замки - крепостной характер.

Главная тема скульптуры и живописи - прославление могущества Бога. Развитие миниатюры.

Готический стиль (итал.Gotico - готский, варварский) – стиль ХШ-Х1У вв. Связан с религиозной архитектурой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством. Признаки: вертикальность композиций, устремленность вверх, виртуозная деталировка, стрельчатые арки, грандиозные интерьеры с огромными прорезными окнами, витражи, пышный декор, резная раскрашенная религиозная скульптура.

Барокко (итал. Barocco - странный, причудливый) - стиль в архитектуре, музыке, живописи, литературе, декоративном искусстве конца ХУ1- середины ХУШ вв. Характерна эстетическая аффектация, помпезность, стремление к величию и пышности, богатство декоративных элементов, криволинейных форм; повышенное внимание к деталировке, подчиненной единому ансамблю.

Классицизм (лат. Classicus - образцовый) – стиль и направление в искусстве и литературе ХУП - Х1Х вв. Знаменует возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Черты: рационализм, нормативность, гармония, ясность и простота выражения, уравновешенность композиции, схематизация и идеализация в художественных произведениях, иерархия стилей в литературе («высокие» и «низкие»), в драматургии – требование «трех единств» (времени, места, действия). Эстетический принцип: верность природе, закономерность разумности мироустройства, объективность красоты, выраженной в гармонии, пропорции и мере, которые должны создаваться в искусстве в идеальном виде.

Рококо (франц. Rocaille – раковина) - стиль возник во Франции, ХУШ век. Главная черта – стремление к изяществу. Признаки: мелкая деталировка формы, прихотливость и уравновешенность декора в интерьерах, яркие, чистые краски, много белого и золота, контраст между внешней строгостью зданий и пышностью и изысканностью внутреннего убранства. Скульптура и живопись наполнены утонченностью, изысканностью, фантазией, пасторальными и мифологическими сценами.

 

  1. Художественные течения.

 

Сентиментализм (фр. Sentiment – чувство) – художественное течение в искусстве и литературе Европы и Америки во второй половине ХУШ века, как оппозиция идеалам века Просвещения («царства разума», «цивилизации»). Признаки: особое умонастроение, меланхолическая мечтательность, уединенность размышлений, чувствительность; изображение идиллических картин природы, «естественной» жизни поселян, «маленького» человека.

Романтизм – идейно-художественное направление во всех видах искусства и гуманитарной науке в конце ХУШ – начале Х1Х вв. Направлено против формализации, прямолинейности и рассудочности классицизма. Признаки: интерес к фольклору, народным явлениям культуры Средневековья и Ренессанса, идеализация их сказочного элемента, духа карнавальной вольности, склонность к гротеску.

Реализм (лат.Realis – вещественный, действительный) – термин эстетики, относящийся к литературе и изобразительному искусству. Проявляется в связанных с ними синтетическими и техническими видами искусств (театр, опера, балет, кино, фото и др.) Принципы творческого метода:

  1. типизация фактов действительности;
  2. показ жизни в развитие и противоречиях социальных явлений;
  3. раскрытие сущности жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов (см. классицизм);
  4. устремленность к нравственному поиску;
  5. воспитательное воздействие.

 

Натурализм (лат. Natura - природа) - появилось в последней трети Х1Х века под влиянием философских идей позитивизма. Художник должен отражать жизнь без всяких прикрас и табу, подчиняясь правде экспериментальной науки. Признаки: «фотографичность», деэстетизация художественной формы. В результате «сексуальной революции» появляется порнопродукция, изображение «грязных» сторон жизни и сцен насилия (народное - «чернуха»), как крайнее проявление натурализма.

Модернизм (фр. Moderne –новый, современный) – совокупность эстетических школ и течений конца Х1Х – начало ХХ века. Главный признак – разрыв с предшествующими традициями. Авангардизм близок по смыслу.

Характерные черты:

Дисгармония мира, абстрактное мышление, бунт против рационализма в искусстве, трансцендентальность, стремление отобразить «неуловимое».

Наиболее яркие школы:

Символизм – в основе художественного языка символы, намеки, поиск «скрытых реальностей», которые находятся за пределами чувственного восприятия, ассоциативность, иносказательность. Идея самоценности искусства.

Импрессионизм – течение во французской живописи. Задача: передать средствами живописи мимолетность впечатлений. Признаки: пленэр, богатство красок, подвижность и изменчивость атмосферы окружающего мира, психологические нюансы.

Экспрессионизм – начало ХХ века. Особенно популярен в Германии и Австрии. Цель – изображение трагической, хаотической, враждебной человеку сути действительности. Признаки: отказ от ясности и гармонии формы, иррационализм, абстрактное обобщение и обостренная выразительность.

Сюрреализм – возник в 20-х годах ХХ века, затронул все виды искусства. Специфика: фрейдистский подход к творчеству, провозгласивший первоисточником творчества неконтролируемую разумом сферу подсознания. Метод: чистый психический автоматизм, разрыв логических связей, заменяемых субъективными ассоциациями, искусственным сближением удаленных реальностей; изображение абсурдного, несоединимого, как единственно «сверхреального».

Манифест сюрреалистов призывает к освобождению художников от «оков» интеллекта, морали и традиционной эстетики, как уродливым порождениям цивилизации, убивающих творческие возможности человека.

Абстракционизм – направление беспредметного, нефигуративного искусства. Признаки: отказ от изображения форм реальной действительности, гармонизация цветовых сочетаний, геометрических форм, плоскостей, линий, призванных вызывать многообразные ассоциации.

Кубизм – близок абстракционизму. Появился раньше.

Футуризм – 10 – 20 года ХХ, наиболее ярко проявилось в Италии и США. Цель – создать искусство будущего под лозунгом полного отрицания предшествующего художественного опыта; стремление отразить динамизм современной техногенной (машинной) цивилизации; воспевали НТР, войну, насилие, жизнь больших городов.

Признаки: хаотические комбинации плоскостей и линий, дисгармония цвета, формы; в поэзии – «заумность», жесткая «игра» с лексикой и синтаксисом.

Перечисленные стили и течения, направления не охватывают все разнообразие мирового художественного творчества и не претендуют на абсолютность трактовки в определении и характеристиками, но отражают наиболее общепринятые в искусствоведческих науках черты и суждения.

 

  1. Элитарная и массовая культура.

 

В зависимости от того, для кого и кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы – элитарную, народную, массовую культуру.

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Фольклор – одно из проявлений народной культуры. Он всегда локализирован, так как связан с традициями данной местности, демократичен.

Массовая (общедоступная) культура не выражает духовных поисков народа. Массовая культура может быть национальной и интернациональной. Она обладает как правило меньшей художественной ценностью по сравнению с элитарной или народной, обладает большой аудиторией, всегда авторская. Образцы массовой культуры недолговечны, быстро теряют свою актуальность, «выходят из моды».

Негативные признаки массовой культуры:

  1. примитивизация отношений между людьми;
  2. развлекательность, забавность, сентиментальность без нравственных обоснований и эстетических норм;
  3. натуралистическое смакование сцен насилия и секса;
  4. культ сильной личности, успеха, успешности, жажда обладания вещами;
  5. культ посредственности;
  6. условность примитивной символики.

 

Если считать, что главной задачей культуры все же является создание духовно-развитой, одаренной, нравственно сильной личности, то критерии оценки различных типов культур становятся очевидными. В традиционном понимании культуры люди – это цвет человечества, созидающие общечеловеческие ценности и являющие образец человеческого проявления. Основные признаки культурного человека: сочетание высоких моральных качеств, образованности, любви и уважения к ближним и т.п., и высокого творческого потенциала.

 

  1. Генезис культуры.

Генезис - (генез) - происхождение, возникновение; в широком смысле – момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.

В современной науке существует несколько концепций.

- Орудийно-трудовая (Энгельс, С. Чернышевский) … человек выступает как «общественное животное, то есть такое животное, стереотипы поведения которого заложены не в нем, а вне его, в социальной форме общения. Сущность человека – не в его генотипе, а в совокупности всех его общественных отношений. Поэтому животными рождаются, а человеком лишь становятся».

Трудовая концепция антропо и культурогенеза: обезьяны, создав орудия труда, стали трудиться сообща, в результате появились речь, язык, сознание, мышление, культура.

- Игровая теория (Гадамер, Финк, Хейзинг): источник культуры в природной способности к



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 925; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.155.54 (0.021 с.)