Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура как предмет научного познания.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Гг. Содержание. Культура как предмет научного познания. Культура и искусство. Становление человеческой культуры и возникновение цивилизаций. Особенности развития культуры древневосточных цивилизаций. Культура античной цивилизации. Западно-христианская цивилизация. Восточно-христианская цивилизация. Современная мировая культура. Тема 1. Культура как предмет научного познания. Вопросы темы. Процесс становления научного знания о культуре. Культурные модели. Культура как мир человеческих смыслов. Подходы к изучению и методы исследования культуры. Единство и многообразие культур. Теория К. Ясперса. Теории развития культуры.
Краткое содержание вопросов. Содержание. Понятие «культура» многозначно и сложно. Культура в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Следовательно, культура явление не природное, а созданное человеком и является одной из форм человеческой деятельности. В своем «Толковом словаре» В. Даль дает шесть определений культуры: культура как совокупность достижений человечества в производственном, общественном, умственном отношениях; как уровень развития, достигнутый в определенную эпоху; просвещение, образование, начитанность; разведение, выращивание, культивирование растений; выведение новых культур растений; микроорганизмы. Изменение и усложнение процесса общественного развития привело к расширению сферы культуры. В ХХ веке появились новые аспекты: Технологическая - фиксирует способ осуществления производственной деятельности; Эвристическая – определяет творческий потенциал деятельности; Информационная – накопление информации, способ ее получения, распространения; Семиотическая – составляет совокупность знаковых систем, в которых информация кодируется, транслируется; Гуманистическая – способность общества реализовать сущностные силы человека. Альберт Швейцер (ученый, музыкант) выделят важный признак культуры – служить совершенствованию индивида и человечества. Культура – это все, что создано человеком (1) и процесс человеческой деятельности (2). Человек – это природное существо. Культурный человек – это личность, овладевшая культурным наследием человечества (знаниями умений, навыков, идеалов), уровень которого проявляется в способах деятельности, поведения, мышления и богатстве приобретенных человеческих качеств. Общество состоит из людей. Культура общества определяется степенью его развития, уровнем «очеловечивания» - степенью удаленности от животного состояния, общественными идеалами и их реализацией. «Культура (лат. Cultura –возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявления. Программы деятельности, поведения и общения представлены многообразием знаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей и ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует этот опыт (передает его от поколения к поколению). Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения людей, которые реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества». Философская энциклопедия.
Что считать культурой? Есть понятие «культурный человек» и «некультурный человек». По этому принципу можно оценивать различные виды человеческой деятельности, его поведение, поступки. Это различные стороны культуры или «антикультура»? Готические соборы и орудия пыток, атомные электростанции и водородные бомбы, наркомания, «масскульт» – каким образом определить, считать ли все частью человеческой культуры, потому что это является человеческой деятельностью. Д.С. Лихачев ввел понятие «экология культуры», в основе которого лежит тезис, что культура – это вершина человеческой деятельности, лучшие достижения в создаваемом человеком мире. Аксиологический подход к культуре – оценка человеческой деятельности, предполагает выявление только тех ее видов и форм, которые способствуют сохранению, развитию и совершенствованию самого человека, служат во благо человеку и природе (созидательные). Онтологический подход – к культуре относится все созданное и создаваемое человеком, что позволяет понять всю сложность культурно-исторического процесса. Человек создает предметный мир; мир, созданный человеком, формирует его самого. Сущность культуры заключается в том, что она создается людьми для людей: человек и творец и результат культуры- человек формируется под воздействием культуры общества, в котором живет. Деятельность человека создает и развивает культуру. Личностные качества человека определяют, какую культуру выбирает и осваивает человек из всего, имеющегося сегодня «ассортимента» и какую, соответственно, он создает. Творя мир вещей, предметное и духовное богатство общества, человек создает и самого себя, совершенствуя (деградируя) свои силы и возможности. Культуру можно определить как самосозидание человека в конкретных формах материальной и духовной деятельности в конкретных формах материальной и духовной исторически определенной формации. Содержание культуры – процесс исторического развития человеческих способностей, взглядов, представлений, воплощенный во всем многообразии созданного им мира.
Специфика художественной культуры. Художественная культура активно участвует в формировании духовного мира личности своим непосредственным воздействием на человека, находясь в постоянном контакте с ним независимо от того, осознает он это или безразличен к ней, как ему кажется. Поэтому важно понимать своеобразие художественной культуры, особенности ее проявления, роль в развитии общества и место в современной жизни. Традиционно понятие «художественная культура» тождественно понятию «искусство». Искусство – ее центральный и системообразующий элемент. Формы деятельности, связанные с искусством – художественное творчество, восприятие, критика и т.д., образуют «культурное поле». Художественная культура включает три основных элемента: производство, распределение и потребление (восприятие) художественных ценностей (произведений искусства). Взаимодействие этих элементов носит конкретно – исторический характер, определяется развитием общества и др. Художественная культура складывается исторически по мере развития общества и расширения сферы художественной деятельности, являясь открытой системой. Художественная культура – совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или предметов, обладающих эстетической ценностью. Искусство создается для людей, следовательно, необходимо создавать условия для читателей, слушателей, зрителей. Появляются новые формы культурной деятельности: книгопечатанье, издательская деятельность, выставки, библиотеки, театры, музеи и т.д. Организация и функционирование учреждений культуры зависят от политического устройства общества, социально-экономических отношений. Отношение к искусству не возникает стихийно, но складывается в зависимости от среды. Искусствознание – совокупность наук, исследующих искусство; изучает происхождение искусства, его социальную и эстетическую сущность, закономерности развития, природу художественного творчества, функции искусства, его роль и место в духовной и общественной жизни общества. Природа и сущность искусства. Сравним искусство и философию. Создавая художественное произведение творец на примере чего-либо конкретного (пейзаж, портрет, судьба человека) говорит о своем времени, эпохе и о себе. Обобщение – философский метод. Искусство отражает действительность как некую жизненную целостность. Философия выражает сущность явлений в обобщенно-абстрактной форме; искусство, обобщая, сохраняет ощущение полноты жизни. Философия воздействует, прежде всего, на ум; искусство – на сердце и ум. Только искусство обладает такой целостностью отражения мира и воздействия на человека. Искусство отражает действительность. Действительность сложна и постоянно изменяется, следовательно, искусство сложно и развивается. Пример: сравнительный анализ театра Древней Греции, театр эпохи классицизма (драматургия Расина, Корнеля и комедии Мольера), театр Шекспира «Глобус», традиционный театр Кабуки, Но (Япония), китайский театр. Каждый вид искусства и каждый творец «говорит» на своем языке, и только все вместе представляют многообразие мира и духовное богатство его творцов. Функции искусства. Искусство полифункционально. Основные функции: 1.Общественно-преобразующая (искусство как деятельность) 2. Познавательно-эвристическая (искусство как знание и просвещение) 3. Художественно-концептуальная (философичность, или искусство как анализ состояния мира) 4. Предвосхищения («кассандровское начало», или искусство как предсказание) 5. Информационно-коммуникативная (искусство как сообщение и общение) 6. Воспитательная (искусство как катарсис; формирование целостной личности) 7. Внушающая (воздействие на подсознание) 8. Эстетическая (формирование творческого духа и ценностных ориентаций) 9. Гедонистическая (наслаждение).
Что означает выражение: «В нашем обществе не хватает культуры»? Природа человека биосоциальна. Следовательно необходимы материальные артефакты культуры (привести примеры) и духовный стержень – суть общества (как вы это понимаете?). Человек создает мир вещей и мир идей, он же является и их потребителем. Т.о. человек – единственный субъект культуры. Человек создает культурную среду, которая и формирует человека. Человек – исходный системообразующий фактор развития культуры. В процессе культурного творчества, воспроизведения и использования культурных артефактов человек втягивается в культурное поле. Отличительная особенность человека – это наличие двух реальностей: физической и духовно-культурной (вторая природа), которая будет существовать только при условии существования самого человека. Культура – сложная многоуровневая система. Американские антропологи выделяют более 70 универсалий: декоративное искусство, образование, танцы, этикет, семья, законы, медицина, музыка, мифология, религиозные ритуалы, число, личное имя и др. Развитие культуры сопровождается развитием ее самосознания. Суть культуры как единого процесса выражена в мифах, эпосе народов, в учениях мыслителей и философских школах. Принято выделять этапы становления научного знания о культуре:
Культурные модели.
Известно, что «в основе каждой культуры лежит конкретная модель мира, которая определяет мировоззрение людей, характер их творчества и ведущую культурную парадигму».\Учебник. Н.А. Моисеева\. Модель рассматривается с позиции соотнесения объекта и субъекта культуры. Наиболее популярными являются 3 основных модели: натуралистическая, рационалистическая и символическая. Натуралистическая модель. Человек – часть природы, следовательно основополагающий фактор – природный. Т.е., человек, творящий культуру, должен исходить из законов природы и подчиняться им. Жан Жак Руссо (1712 -1778) противопоставлял природу цивилизации, которая губит человека, разрушая его естественность. «Назад к природе». Рационалистическая модель. Исторический процесс является процессом развития человеческого разума. Представитель немецкого Просвещения И.Г. Гердер (1744-1803) считал, что культура – это способ реализации человеческого гения, позволяющая реализовывать духовные ценности через речь и язык. Культура – «второе рождение». Французы понимали культуру как синоним разумности, который фиксируется в науке, искусстве, просвещении. Г. Гегель (1770-1831) развил идею о роли разума (сверхрационализм). Культура – это характеристика развития человеческого разума. Символическая модель. Теоретик Лесли Уайт (1900-1975). Культура как реальный объект, функционирующий по определенным законам, в которых главная роль отведена символическим смыслам. Сопоставляя развитие культуры с развитием законов общества, определил зависимость развития культурной модели от технологии и экономики.
Выводы. То, что было создано в то время, существует и сейчас. Возрождение возможностей осевого времени (Ренессанс) ведет к духовному подъему. Возврат к этому началу происходит периодически на Западе, Китае, Индии. Теории развития культуры. В начале ХХ века были разработаны 3 основные теории развития западноевропейской культуры: О. Шпенглера, А. Швейцера, М. Вебера. Освальд Шпенглер (немецкий философ, «Закат Европы») говорит об обреченности западной цивилизации, вследствие деградации высших духовных ценностей. Он выделяет 8 культур в истории человечества (цивилизация = культура): египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, майя, западноевропейскую. Предсказывает рождение и расцвет русской культуры.
Макс Вебер («Протестантская этика и дух капитализма») считает, что кризиса нет, т.к. на смену одним ценностям пришли другие (универсальная рациональность).
Альберт Швейцер продолжает идею Шпенглера (упадок, кризис), но считает реальным спасение западноевропейской культуры возможным. Культура – это господство человека над силами природы и над собой (гуманизм). Русская философия предлагает свои концепции в лице философов П.А. Сорокина (1889-1968), А.Л. Чижевского (1897-1964), В.И. Вернадского (1863-1945). Контрольные вопросы по теме:
Словарь: Артефакт культуры – это материальное или духовное воплощение творческих потенций той или иной культуры, т.е. материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека. Аксиология (греч. ) – философское учение о природе ценностей, о связях различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Кабуки - классический японский театр, возникший в период Эдо, становление его связано с формированием городской культуры в 16-18 веках. Катарсис (греч. Очищение ) – 1. Термин «Поэтики» Аристотеля, очищение духа при помощи «страха и сострадания» как цель трагедии; 2. Термин античной эстетики, обозначающий способность искусства, воздействуя на человека, очищать его от вредных страстей и эмоций, доставлять эстетическое и художественное удовольствие, облагораживать человека; 3. В психоанализе З. Фрейда – один из методов психотерапии. Культурный ареал – это географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных культурных чертах. Культурные универсалии – это явления, нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического положения, исторического времени и социального устройства. Доминанта – главенствующая мысль, идея, основной признак. Культурогенез – происхождение культур, социальная и историческая динамика культуры, порождение новых культурных форм и их интеграция в существующие культурные системы. Парадигма (греч. Пример, образец ) – одно из основных понятий культурологии, обозначает совокупность убеждений и ценностей, принятых в обществе и обеспечивающих сосуществование общества и культуры.
Рекомендуемая литература. 1. Бредбери Р. Избранные сочинения. Любое издание. 2. Ван Гог В. Письма. М-Л., 1966. 3. Зись А.Я. На подступах к общей теории культуры. М., 1995. 4. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974 5. Лев Толстой об искусстве. М., 1958. 6. Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб., 1999 7. Мастера искусства об искусстве. Любое издание. 8. Мировая культура: традиции и современность. М., 1990 9. Мифы народов мира. Любое издание. 10. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990. 11. Русские писатели о литературе. Л.,1939. 12. Файнберг Е.А. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992. 13. Холлингсворд М. Искусство в истории человека. М., 1889 14. Цветаева Марина. Мой Пушкин. 15. Эренбург И.Г. Люди, годы, жизнь. М., 1965. 16. Эстетика. \ в т.ч. Учебные пособия. Любое издание.
Приложения. Для диалога и размышлений «Искусство в жизни человека». Прокомментируйте следующие цитаты: «О, жалок был бы круг наших представлений, если бы мы были представлены только своим пяти чувствам и мозг наш перерабатывал пищу, добытую ими. Часто один мощный художественный образ влагает в наши души более, чем добыто многими годами жизни. Мы сознаем, что лучшая и драгоценнейшая часть нашего «Я» принадлежит не нам, а тому духовному молоку, к которому приближает нас мощная рука творчества». В.М. Гаршин «Многое во мне определил Евгений Онегин. Если я потом всю жизнь по сей день всегда первая писала, первая протягивала руку – и руки, не страшась суда, - то только потому, что на заре моих дней, лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрепанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах сделала. И если я потом, когда уходили (всегда – уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей. Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества». Марина Цветаева. «Посредством искусства (пения и слова) мы выражаем свои чувства любви, горести и радости, под звуки музыки мы смелее идем к победе, под те же звуки оплакиваем падших героев. Искусство украшает храмы, оно учит нас молиться, сильнее любить Бога и чувствовать чувства других. Искусство… это – выразитель и толкователь человеческой души, посредник между Богом и человеком. Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее то, что каждый хотел бы сказать, да не может. Искусство подобно путеводной звезде, освящающей путь тем, что стремится к свету. Хочет быть лучше, совершеннее». Марк Антокольский. «Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить призвание». Огюст Роден. Искусство и развлечение или искусство – это развлечение? \Тема диспута \. Преемственность в культуре. Каждый имеет право «все на земле унаследовать: капища, игрища, зрелища, истины обнаженные, мысли, уже зарожденные, кисти, уже погруженные в краски уже разведенные». Леонид Мартынов. Каждое новое поколение вступает в мир, созданный предыдущими, и идет дальше. Преемственность – закон общественного развития. Но, «каждая эпоха приобретает новые идеи и новые глаза и видит в старинных созданиях человеческого духа много нового» Генрих Гейне. «Век может идти вперед, науки, философия, гражданственность могут усовершенствоваться и изменяться, - поэзия остается на одном месте. Цель ее одна, средства те же. И между тем как понятия, труды, открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины и философии состарились и каждый день заменяются другими – произведения истинных поэтов остаются свежи и вечно живы». А.С. Пушкин. Виды искусства.
Искусство – важнейшая часть культуры, это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, «имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты»; - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности; - это форма чувственного познания мира; - в искусстве проявляются творческие способности человека; - это процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему наслаждение, удовольствие. Искусство проявляет себя в форме законченных художественных произведений коллективного и индивидуального творчества. Произведения искусства открыты для субъективного творческого восприятия, которое зависит от его социального и личного опыта. Искусство «демократично», т.к. действует на людей независимо от их развития и образования. Закон искусства – мировая классика не может быть неповторимо национальной. Искусство проявляет себя в многообразии видов художественного творчества (от наскальных рисунков до грандиозных «шоу»). Классификаций видов искусства создано очень много, но все они не способны полностью избежать формальных моментов. Положив в основу системы видов искусств природу художественной деятельности, мы получаем следующую схему:
Трудовые, изобразительные и зрелищные виды искусств объединяют несколько видов. Учитывая это, получаем следующую схему.
Наиболее распространенная классификация видов: - изобразительное искусство воздействует на человека визуально, т.е. через зрительское восприятие. Произведения изобразительного искусства имеют материально - предметную форму и не меняются во времени и пространстве: живопись, графика, монументальное искусство, декоративно-прикладное и др. - музыка – вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным воздействием на чувства людей. Выразительные средства: звук, мелодия, полифония, ритм, композиция, гармония. В отличие от всех видов словесного и изобразительного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности, поэтому ее считают универсальным, «общечеловеческим» языком. По сравнению с произведениями всех видов искусства ее творения практически не уничтожаемы. - синтетические искусства – это такие виды художественного творчества, которые представляют органическое слияние или свободную комбинацию разных видов искусств: ТЕАТР (драматический, оперный) – объединяет литературу, актерское мастерство, живопись, музыку, вокал, декоративно-прикладное искусство и др. БАЛЕТ – сочетает естественную пластику человеческого тела, танец, скульптуру, музыку, живопись и т.д. ЭСТРАДА – включает конферанс, декламацию, пение, танец, иллюзионизм, акробатику и т.д ЦИРК – специфика вида: наличие спортивного и смехового элементов; включает дрессуру животных, вольтижировку, акробатику, эквилибристику, пантомиму, клоунады, фокусы и пр. Создает образ человека, демонстрирующего свои высшие возможности, по законам эксцентрики. Синтетические искусство не путать с синтезом искусств: архитектурное сооружение украшено скульптурой, живописью и т.п.
ТЕХНИЧЕСКИЕ искусства – в развитых формах возникли в 15 в. (создание клише): Фонограммы, фотографии, кино, мультипликация, телевидение, компьютерные проекты и пр.
В истории культуры традиционно сложился ряд обозначений стилей, направлений, течений, которые часто проявляются во всех видах художественного творчества. Терминологию удобнее располагать по хронологическому принципу: Романский стиль (лат. Romanus - римский) - стилевое направление в западноевропейском искусстве Х-ХШ веках, проявившееся в архитектуре, скульптуре, в росписях соборов. Характерные черты: признаки римской архитектуры, монументальность и рациональность конструкций (полукруглые арки сводов, опирающихся на колонны), мощные крепостные стены, башни, многофигурные скульптурные композиции являлась «служанкой» архитектуры. Монастыри, соборы, замки - крепостной характер. Главная тема скульптуры и живописи - прославление могущества Бога. Развитие миниатюры. Готический стиль (итал.Gotico - готский, варварский) – стиль ХШ-Х1У вв. Связан с религиозной архитектурой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством. Признаки: вертикальность композиций, устремленность вверх, виртуозная деталировка, стрельчатые арки, грандиозные интерьеры с огромными прорезными окнами, витражи, пышный декор, резная раскрашенная религиозная скульптура. Барокко (итал. Barocco - странный, причудливый) - стиль в архитектуре, музыке, живописи, литературе, декоративном искусстве конца ХУ1- середины ХУШ вв. Характерна эстетическая аффектация, помпезность, стремление к величию и пышности, богатство декоративных элементов, криволинейных форм; повышенное внимание к деталировке, подчиненной единому ансамблю. Классицизм (лат. Classicus - образцовый) – стиль и направление в искусстве и литературе ХУП - Х1Х вв. Знаменует возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Черты: рационализм, нормативность, гармония, ясность и простота выражения, уравновешенность композиции, схематизация и идеализация в художественных произведениях, иерархия стилей в литературе («высокие» и «низкие»), в драматургии – требование «трех единств» (времени, места, действия). Эстетический принцип: верность природе, закономерность разумности мироустройства, объективность красоты, выраженной в гармонии, пропорции и мере, которые должны создаваться в искусстве в идеальном виде. Рококо (франц. Rocaille – раковина) - стиль возник во Франции, ХУШ век. Главная черта – стремление к изяществу. Признаки: мелкая деталировка формы, прихотливость и уравновешенность декора в интерьерах, яркие, чистые краски, много белого и золота, контраст между внешней строгостью зданий и пышностью и изысканностью внутреннего убранства. Скульптура и живопись наполнены утонченностью, изысканностью, фантазией, пасторальными и мифологическими сценами.
Сентиментализм (фр. Sentiment – чувство) – художественное течение в искусстве и литературе Европы и Америки во второй половине ХУШ века, как оппозиция идеалам века Просвещения («царства разума», «цивилизации»). Признаки: особое умонастроение, меланхолическая мечтательность, уединенность размышлений, чувствительность; изображение идиллических картин природы, «естественной» жизни поселян, «маленького» человека. Романтизм – идейно-художественное направление во всех видах искусства и гуманитарной науке в конце ХУШ – начале Х1Х вв. Направлено против формализации, прямолинейности и рассудочности классицизма. Признаки: интерес к фольклору, народным явлениям культуры Средневековья и Ренессанса, идеализация их сказочного элемента, духа карнавальной вольности, склонность к гротеску. Реализм (лат.Realis – вещественный, действительный) – термин эстетики, относящийся к литературе и изобразительному искусству. Проявляется в связанных с ними синтетическими и техническими видами искусств (театр, опера, балет, кино, фото и др.) Принципы творческого метода:
Натурализм (лат. Natura - природа) - появилось в последней трети Х1Х века под влиянием философских идей позитивизма. Художник должен отражать жизнь без всяких прикрас и табу, подчиняясь правде экспериментальной науки. Признаки: «фотографичность», деэстетизация художественной формы. В результате «сексуальной революции» появляется порнопродукция, изображение «грязных» сторон жизни и сцен насилия (народное - «чернуха»), как крайнее проявление натурализма. Модернизм (фр. Moderne –новый, современный) – совокупность эстетических школ и течений конца Х1Х – начало ХХ века. Главный признак – разрыв с предшествующими традициями. Авангардизм близок по смыслу. Характерные черты: Дисгармония мира, абстрактное мышление, бунт против рационализма в искусстве, трансцендентальность, стремление отобразить «неуловимое». Наиболее яркие школы: Символизм – в основе художественного языка символы, намеки, поиск «скрытых реальностей», которые находятся за пределами чувственного восприятия, ассоциативность, иносказательность. Идея самоценности искусства. Импрессионизм – течение во французской живописи. Задача: передать средствами живописи мимолетность впечатлений. Признаки: пленэр, богатство красок, подвижность и изменчивость атмосферы окружающего мира, психологические нюансы. Экспрессионизм – начало ХХ века. Особенно популярен в Германии и Австрии. Цель – изображение трагической, хаотической, враждебной человеку сути действительности. Признаки: отказ от ясности и гармонии формы, иррационализм, абстрактное обобщение и обостренная выразительность. Сюрреализм – возник в 20-х годах ХХ века, затронул все виды искусства. Специфика: фрейдистский подход к творчеству, провозгласивший первоисточником творчества неконтролируемую разумом сферу подсознания. Метод: чистый психический автоматизм, разрыв логических связей, заменяемых субъективными ассоциациями, искусственным сближением удаленных реальностей; изображение абсурдного, несоединимого, как единственно «сверхреального». Манифест сюрреалистов призывает к освобождению художников от «оков» интеллекта, морали и традиционной эстетики, как уродливым порождениям цивилизации, убивающих творческие возможности человека. Абстракционизм – направление беспредметного, нефигуративного искусства. Признаки: отказ от изображения форм реальной действительности, гармонизация цветовых сочетаний, геометрических форм, плоскостей, линий, призванных вызывать многообразные ассоциации. Кубизм – близок абстракционизму. Появился раньше. Футуризм – 10 – 20 года ХХ, наиболее ярко проявилось в Италии и США. Цель – создать искусство будущего под лозунгом полного отрицания предшествующего художественного опыта; стремление отразить динамизм современной техногенной (машинной) цивилизации; воспевали НТР, войну, насилие, жизнь больших городов. Признаки: хаотические комбинации плоскостей и линий, дисгармония цвета, формы; в поэзии – «заумность», жесткая «игра» с лексикой и синтаксисом. Перечисленные стили и течения, направления не охватывают все разнообразие мирового художественного творчества и не претендуют на абсолютность трактовки в определении и характеристиками, но отражают наиболее общепринятые в искусствоведческих науках черты и суждения.
В зависимости от того, для кого и кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы – элитарную, народную, массовую культуру. Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Фольклор – одно из проявлений народной культуры. Он всегда локализирован, так как связан с традициями данной местности, демократичен. Массовая (общедоступная) культура не выражает духовных поисков народа. Массовая культура может быть национальной и интернациональной. Она обладает как правило меньшей художественной ценностью по сравнению с элитарной или народной, обладает большой аудиторией, всегда авторская. Образцы массовой культуры недолговечны, быстро теряют свою актуальность, «выходят из моды». Негативные признаки массовой культуры:
Если считать, что главной задачей культуры все же является создание духовно-развитой, одаренной, нравственно сильной личности, то критерии оценки различных типов культур становятся очевидными. В традиционном понимании культуры люди – это цвет человечества, созидающие общечеловеческие ценности и являющие образец человеческого проявления. Основные признаки культурного человека: сочетание высоких моральных качеств, образованности, любви и уважения к ближним и т.п., и высокого творческого потенциала.
Генезис - (генез) - происхождение, возникновение; в широком смысле – момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. В современной науке существует несколько концепций. - Орудийно-трудовая (Энгельс, С. Чернышевский) … человек выступает как «общественное животное, то есть такое животное, стереотипы поведения которого заложены не в нем, а вне его, в социальной форме общения. Сущность человека – не в его генотипе, а в совокупности всех его общественных отношений. Поэтому животными рождаются, а человеком лишь становятся». Трудовая концепция антропо и культурогенеза: обезьяны, создав орудия труда, стали трудиться сообща, в результате появились речь, язык, сознание, мышление, культура. - Игровая теория (Гадамер, Финк, Хейзинг): источник культуры в природной способности к
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 925; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.155.54 (0.021 с.) |