Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности древнеегипетской цивилизации.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Египет - древнейшее государство, которое просуществовало около четырех тысяч лет почти без изменений. Его систематическое изучение началось с 19 века. В 1822 году французскому ученому Франсуа Шампильону удалось расшифровать египетские иероглифы. В результате стали доступны для изучения настенные надписи, рукописи (папирусы) различного содержания. Основные черты древнеегипетской цивилизации: - раннее зарождение классовых отношений и государственности; -изолированное географическое положение страны, обусловившее отсутствие культурного заимствования; -культ «Царства мертвых» - обожествление власти правителя, распространявшаяся на подданных и после смерти фараона; - восточная деспотия, иерархичность власти; - связь искусства с религиозным культом. Древний Египет – древнейшая цивилизация, один из первых очагов человеческой культуры, возник в Северо-Восточной Африке, в долине реки Нил. Слово «Египет» (греч. Айгюптос) означает «Черная земля», плодородная (сравните: чернозем), в отличие от пустыни - «Красная земля». Геродот называл Египет «Даром Нила». Нил был основой хозяйства.
Традиционная периодизация: -додинастический период 5-4 тыс. до н.э. -Раннее царство 3000-2300 лет до н.э. -первый распад Египта 2250-2050 лет до н.э. -Среднее царство 2050 – 2700 лет до н.э. -второй распад Египта 1700-1580 лет до н.э. -Новое царство 1580-1070 лет до н.э. -Поздний период 1070-332 гг. до н.э. - Греко-римский период 332 г. до н.э. – 395 г. н.э.
Сакральность (священный смысл), символика культуры. Символика древнеегипетской культуры выражает ее глубочайшую сакральную сущность. Символы: Сфинкс – универсальный символ цивилизации Др.Е., олицетворение тайной премудрости.Изображался в облике фантастического существа с головой человека на теле льва. Выражал сущность человека, по мысли египтян, как сочетание духовного и природного естества, мыслительной и физической силы. Фараон – потомок и наместник богов, призванный устанавливать божественный порядок на земле и вершить справедливость; обладал беспредельной властью. Бог солнца Ра – создатель Вселенной, родился из голубого бутона лотоса (символ жизни).Из уст Ра вышли первые боги, из слез – люди. Фетишизм, обожествление животных (зооморфизм) и растений – особенности Др.Е. религии. Анкх (крест с петлей) – «ключ Нила», священный атрибут богов, знак мудрости и власти; выражение идеи бессмертия человека. Смерть – переход к лучшей жизни, к которому необходимо готовиться. Культ мертвых определил развитие духовной и материальной культуры. Примеры: Литература: «Тексты саркофагов», «Книга мертвых», «Беседа разочарованного со своей душой». Скульптура: статуи Рамсеса П в Абу-Симбеле, золотая маска Тутанхамона. Живопись: росписи гробниц в Фивах, в Луксоре. Архитектура: пирамиды фараонов Хуфу, Хафра, Менакура.
Архитектура Египта. Пирамиды как символ божественного происхождения и земной власти фараонов. В них покоятся тела умерших фараонов. Пирамиды Джоссера и Снофру, храмы в Гизе. Для Нового царства характерно появление светских мотивов в архитектуре: украшают рельефами, росписями, тщательно прорабатываются детали. Храмовый комплекс архитектурных ансамблей в Луксоре и Карнаке. Религиозная реформа Аменхотепа 1У(14 в. до н.э.). Истинный бог – Атон (само солнце). Фараон дает себе новое имя – Эхнатон (Полезный Атону), основывает новую столицу –Ахенатон (Горизонт Атона). Цель реформы: ослабить власть жрецов, укрепить власть фараонов. Реформа оказала влияние на развитие искусства. Появление лирических настроений, естественных человеческих чувств. Скульптуры Эхнатона, его жены Нефертити, их дочерей. При Рамсесе П и Рамсесе Ш развернулось грандиозное строительство. Для искусства этого периода характерны: грандиозность, обилие колонн, статуй, богатство и пышность убранства, торжественность. В ХХ веке сделано множество открытий в Долине царей. Сенсацией стала нетронутая грабителями гробница фараона Тутанхамона. Мумия находилась в саркофаге из чистого золота, множество ювелирных изделий и предметов культа.
Египтяне обладали большими знаниями в области медицины, физиологии, химии, астрономии, геометрии, изобрели папирус, алфавитное письмо, солнечный календарь, принцип деления на 24 часа, определение площади круга и др. Очевидны их инженерные достижения.
Письменность Древнего Египта. Основа письменности – иероглифы (священные знаки), представляющие рисунки-значки, каждый их которых соответствовал определенному слову или понятию Папирус – материал для письма, изготавливаемый из папируса (тропического водного растения). Первым расшифровал египетские письмена француз Ж. Шампольон.
В 332 году до нашей эры Александр Македонский завоевал Египет и основал в дельте Нила, на берегу Средиземного моря город Александрию.
Тема. Культура античности.
Понятие «античность» ввели гуманисты эпохи Возрождения для определения Греко-римской культуры. Античная культура явилась основой европейской культуры. Античный (лат.antiguus – древний). В центре античной культуры стоял идеальный человек-герой, как прекрасное и совершенное творение природы. Для античной культуры характерен рациональный взгляд на понимание законов красоты, гармонии мира и эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуализм.
Доклассический период: период древнейших цивилизаций 3-2 тыс. до н.э. Гомеровский период Х1-1Х вв до н.э. Архаический период УШ –У1 вв.до н.э.
Крито-микенская культура. Минойская культура 4-3 тыс.до н.э. на острове Крит. Специфической чертой критской культуры являлась теократия – особая форма царской власти, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец являлся религиозным, административным и хозяйственным центром. Архитектура отличается единством ансамбля дворцов, внутренние помещения, коридоры и портики которых украшались росписями. До нас дошли так же бронзовые статуэтки, оружие, красочная керамика. Микенская (Ахейская) культура относится к материковой Греции. Ранние памятники: шахтные гробницы, в которых найдены украшения, оружие, золотые посмертные маски. Центры культуры: дворцы в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Илоке, сооруженные из огромных каменных глыб без связующего материала. Использовали слоговое минойское письмо, до сих пор не расшифрованное.
Гомеровский период. Гомер – автор поэм «Илиада» и «Одиссея», которые явились источником информации об этом периоде. Памятников мало. Строительный материал – дерево и необожженный кирпич. Монументальная деревянная скульптура. Изобразительное искусство этого периода представлено в керамических вазах и терракотовых и бронзовых статуэтках. Письменность не представлена.
Архаический период. Период Великой колонизации – освоение побережья Средиземного, Черного и Мраморного морей, и культур народов их населявших. Создание полисов \городов – государств\: Спарта, Афины, Коринф, Аргос, Фивы. Сложение греческого пантеона. Религия характеризуется политеизмом с верховным богом Зевсом, в честь которого проводились Олимпийские игры. Специфика культуры: Эстетический и этический идеал человека-гражданина, политически активного, свободного (не бог, не сверхчеловек). Возникновение первой философской системы – натурфилософии, определяющей мир как единое материальное целого, осмысляющей его закономерности. Поиск первопричины мира. Софисты Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Пифагор и его вклад в развитие математики, астрономии, теории музыки. Литература: Архилох, Сафо, Алкей, Анакреонт. Переход от эпоса к лирической поэзии, чтение которой сопровождалось игрой на лире. Обращение к внутреннему миру человека, событиям современности. Появление новых жанров: басни Эзопа, историография, театр, в основе которого Дионисии (праздник в честь бога Дионисия, на котором исполнялись песни, молитвы, водили хороводы, устраивались игры и соревнования). Скульптура: два типа одиночной скульптуры курос (обнаженный юноша), кора (задрапированная девушка) с характерной «архаичной» улыбкой. У1 век – архитектурные ордера: дорический и ионический. Коринфская чернофигурная керамика, афинская – краснофигурная, более сложная техника росписи. Признаки архаического искусства: архитектонично, архитектурно. В мире должен царить порядок. Эстетический идеал: прекрасный телом и духом гражданин полиса. Значение: архаика создала фундамент и разработала основы для классической культуры. Классический период. Классический период (480-323 гг. до н.э) принято делить на эпоху расцвета (Ув. до н.э) и эпоху кризиса полиса (1У век до н.э.). У век до н.э. – период взлета творческих сил. Драматурги: трагедии - Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан (комедии). Эсхил – динамизм театрального действия, ввел маски и декорации. Тема его трагедий – прославление гражданских добродетелей, патриотизма, идея возмездия, судьбы. «Прометей прикованный», «Орестея». Софокл. Тема неотвратимости судьбы. Трагедии о легендарном царе Эдипе. Еврипид – психологическая драма, борьба страстей и рассудка, которые, подобно судьбе, приводят человека к гибели. «Медея», «Федра». Аристофан – политическая комедия, приверженность идеалам демократии и полисной традиции. «Мир», «Всадники», «Лисистрата». Историограф Геродот. «История» отразила период греко-персидских войн. Софисты – странствующие философы, за плату обучавшие грамматике, математике, геометрии, риторике, диалектике. Сократ – мудрец, родоначальник диалектического метода отыскания истины. Разум – основа человеческого существования и развития человеческого существования, следовательно, главная задача философии развивать возможности человека, воспитывать. Демокрит развивал учение о природе, ввел понятия атома, особое значение придавал развитию медицины (лечить человека необходимо учитывая особенности его организма). Гиппократ – врач, впервые выработал профессиональные этические нормы: не вредить пациэнту.(см. «Клятва Гиппакрата»). Искусство. Цель – создать идеальный образ человека: сильного, полного достоинства и равновесия душевных сил, победителя, свободного гражданина, в котором нравственная красота неотделима от физической. В основном греческая скульптура дошла до нас в обломках, и мы можем судить только по римским копиям. Поликлет - скульптор. Автор трактата «Канон», в котором теоретически обосновал законы пропорций человеческого тела. «Дорифор» («Копьеносец»). Фигуры в спокойных позах, статичны или легкое движение. Мирон – скульптор, новатор. Передавал не только само движение, но и моменты переходов одного движения в другое. «Дискобол». Пракситель – скульптур. Создал идеал женского тела, женской красоты и идеальный тип отрока. «Гермес с Дионисом» (Олимпия). Фидий – скульптор. Создал образы монументальной гармонии; пропорциональность. «Афина – воительница», «Афина – Парфенос», «Зевс». Архитектура. Основной тип общественного здания – храм. Дорийский стиль представлен храмами в Посейдоние, храм Зевса в Олимпии, комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Комплекс, разрушенный персами в 480 г. до н.э., восстанавливался под руководством Фидия. Акрополь включает пропилеи, храм Ники Аптерос, Парфенон, Эрехтейон с портиком кариотид. Акрополь – символ эпохи расцвета. Эпоха кризиса полиса. Развитие товарно-денежных отношений вело к распространению частной собственности на землю заменявшей античную (полисную) форму собственности. Развитие индивидуализма, противопоставление личного блага общественному. Философы, Платон и Аристотель, оказали большое влияние на последующее развитие философской мысли до настоящего времени. Литература У1 в. до н.э. отдает предпочтение прозе. Риторика – наука об ораторском искусстве – достигает высочайшего уровня. Скульптура. Темы драматического пафоса, лирической созерцательности. Популярен Пракситель и его школа. Лисипп –скульптор – работает в бронзе; новое - «натуральность», удлиненные пропорции. Его скульптуры и скульптурные группы изображают сложные динамические состояния и действия. Портретные бюсты Сократа, Александра Македонского. Обращение к внутреннему миру человека – заслуга эпохи. Но, культура из общего достояния превращается в элитную, и основная масса людей превращается в обывателей.
Эпоха эллинизма. Начало эпохи знаменует поход Александра Македонского на Восток. Особенности эпохи: связь между наукой и техникой, теорией и практикой; строительство городов, развитие мореплавания, военной техники, наук – математики, механики, астрономии, географии. Евклид – создание элементарной геометрии. Эрастофен- размеры Земли, длина земного меридиана. Аристарх Самосский – доказательство вращения Земли вокруг ее оси и Солнца. Гиппарх Александрийский – вычислил длину солнечного года, расстояние от Земли до Луны и Солнца. Создание библиотек, в т.ч. Александрийской и Пегамской. Новая отрасль знания – филология. Философия обращается к вопросам морали. Архитектура: булевтерии, палестры, стадионы, библиотеки, бани, Фаросский маяк в Александрии, Башня Ветров в Афинах. Скульптура: динамичность, выразительность, повышенный интерес к личности, ее эмоциям. Афродита Милосская, Ника Самофракийская, алтарь Зевса в Пергаме. Времена расцвета греческой культуры называют «золотым веком» человечества.
Культура Древнего Рима. Римская культура – составная часть античной, развив греческие достижения, внеся собственное, распространила свое влияние на Европу, Северную Африку, Ближний Восток. Центр – Италия. Этруски. Этрурия – мощная морская держава. По времени соответствует греческой архаике. Специфика: Архитектура – каменные стены городов и здания, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом, купольный свод. Достижения: римские цифры, латинский алфавит. Памятники: гробницы с росписями стен, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия, домашняя утварь, терракотовая и бронзовая скульптура. Храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолии. Эмблема Рима – бронзовая статуя волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема – основателей Рима. Изобразительное искусство глубоко реалистично; повлияло на римский портрет. Письменность (более 10000 надписей) не расшифрована. Искусство гадания по внутренностям животных, полету птиц, различных знамений природы. Влияние греческой культуры прослеживается в орнаментах, керамике, архитектуре храмов, чертах богов, мифологии, эпосе (эпос Гомера). Оказали влияние на латинов и др. италийские племена. Латины занимали территорию в центральной части Апеннинского полуострова, где создан был город Рим.
Царский период. Предание гласит: 753 г. до н.э. – основание Рима. Ромул (убил брата) – первый правитель, после которого правили семь царей, трое последних – этруски. Господство этрусков закончилось в 510 г. до н.э. восстанием против царя Тарквиния Гордого. При этрусках город был обнесен каменной стеной, устроена канализация, возведен первый цирк для гладиаторских игр. Развитая ремесленная и строительная техника.
Период республики Эпоха ранней республики конец 1У – начало Ш вв. до н.э. Рим подчинил весь Апеннинский полуостров. Влияние Греции. Распространение греческого языка и обычаев. Замена этрусского алфавита греческим. Введение медной монеты. Зарождение римского театра по примеру этрусского: сценические игры исполняются профессионалами. Середина 1У в. до н.э. – «Законы 12 таблиц» - основа римского права. Гражданский строй, республиканская община. Развитие римского ораторского искусства. Формирование римского войска, его организации и дисциплины. Поздняя республика. С Ш в. до н.э. греческая религия оказывает большое влияние на римскую, вплоть до отожествления. Но, преобладает дух римского практицизма: религиозные обряды гарант выполнения богами просьб молящихся (обряд – «юридическая» сделка). Цицерон – великий ритор. Образование подчинено практическим целям. Главные: юридическая наука, язык и литература на основе римской истории, фехтование, верховая езда. Математика- второй план образования, гимнастика, музыка – отменятся. Литература. Комедиограф Плавт. Римские поэты Лукреций («О природе вещей») и Катулла. Творческие достижения проявились в строительстве дорог, оборонительных сооружений, водопроводов, мостов – конструктивное начало. Изобретение монолитно-оболочечной системы: между узкими кирпичными стенами заливался битый щебень с бетоном. Почти все римские здания сохранились. С классическим искусством римляне познакомились разграбив Грецию. Римское искусство создавалось мастерами завоеванных территорий (Греция, Малая Азия, Египет, Сирия), которые должны были выражать римские идеалы. Форум – центр общественной жизни Рима – городская площадь у подножия Капитолия (1 из 7 холмов), украшался зданиями и статуями почетных римских граждан, военными трофеями. Новые типы зданий: базилики, где совершались торговые сделки и суды, амфитеатры для гладиаторских боев, цирки для соревнования колесниц, термы – сложный, окруженный парком комплекс с банями, библиотеками, местами для игр и прогулок; триумфальная арка – новый монументальный тип сооружения; мосты, акведуки. Скульптура – массовое копирование греческих статуй. Специфика: тогатус – статуи ораторов в тоге, суровость и простота бюстов, правдивость образов, реалистический портрет. Пример: «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона, Цезаря. Образ Цезаря – первый в римском искусстве образ человека нового, гражданина Рима кА мирового государства.
Период империи. Ранняя империя (конец 1в. до н.э. – 2в. н.э.) – период расцвета империи – принципата. После Юлия Цезаря Римом правит Октавиан, получивший титул Август (великий) – усыновленный Цезарем внучатый племянник. Центры науки: Рим, Карфаген, Александрия, Афины. Прославились в науке: Птолемей, Страбон (география), Плиний Старший (география, ботаника, зоология, минералогия), Гален (медицина). Астрология особенно популярна. Расцвет юриспруденции (2-3вв.). Август и его приближенный Гай Цильний Меценат оказывали покровительство писателям, поэтам и художникам, среди которых были Вергилий, Гораций, позже Овидий («Метаморфозы»). Архитектура: крупное строительство храмов, дворцов, театров, цирков, терм и т.д. Колизей – самый крупный амфитеатр античности вмещал 50 тыс. зрителей. Пантеон – храм во имя всех богов. Стены, потолки, полы украшались росписью и мозаикой. Конец 2-3вв. кризис империи. Признаки: частая смена императоров, отпадение провинций, низкий уровень грамотности, падение нравов, распространение христианства. Кризис культуры. Поздняя империя – конец 3- конец 4вв.: принципат сменил доминат – неограниченная монархия восточного типа. 395 год империя распадается на Восточную (Константинополь) и Западную (Рим). Особенности культуры: борьба античности и христианства. В 313 году император Константин издал эдикт о свободе исповедания христианства. В 325 году Константин созывает в Нике первый Вселенский собор, принявший христианский Символ Веры. В 4в. сформирован Новый Завет, в состав которого вошли 4 Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), Деяния Апостолов, Послания, Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис). Период разгрома языческих храмов, запрещены Олимпийские игры. Развитие христианской литературы, закладываются основы схоластики и богословия. Архитектура Строительство христианских храмов на основе базилики. В христианской живописи влияние античного искусства, но образы наполняются новым смыслом, становятся символами: голубь – символ души, Духа; юный пастух – пастырь, символ Христа. Росписи катакомб. Западная Римская империя перестала существовать в 476 году, который считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья. Римская культура дополнила греческую развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона, справедливости в жизни общества. Характерные для греков стремления к познанию мира, развитым чувством меры, красоты и гармонии, игровым элементом влились живительной творческой силой в культуру Рима и дали миру античную.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 8729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.244 (0.01 с.) |