Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культуроформирующие, рекламно-справочные,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РЕКРЕАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ В прямой связи с идеологическими функциями журналистики находятся функции культуроформирующие. Более того, идеологическая деятельность в некотором смысле составляет часть культуроформирующей. Культура (лат. cultura «возделывание, воспитание, образование, развитие») - это выраженный в созданных людьми материальных и духовных ценностях, в характере и формах отношений между людьми уровень развития общества и составляющих его групп, слоев, отдельного человека с его творческими силами и созидательными способностями. Уровень культуры - это как бы степень возвышения человека и общества над исходным состоянием (поэтому говорят о первобытной культуре, о культуре античности и т.д.). Однако не все, созданное человеком, не все формы отношений и поведения людей есть подлинная культура. Существует и такое понятие, как «бескультурье» (когда по тем или иным причинам люди не могут или не хотят жить хотя бы по общепринятым «культурным стандартам»), и так называемая «контркультура», формирующаяся на базе отрицания «культурных стандартов». Считая подлинной культурой то, что составляет общечеловеческие ценности и наследуется как безусловное достояние, «золотой фонд» человечества, в то же время достижения военной науки и техники вряд ли можно назвать «военной культурой», как бы высоки они ни были. На каждом этапе развития человечества существуют, возможно, и исторически неизбежные, но враждебные культуре явления (инквизиция и преследование за свободомыслие, религиозный и политический фанатизм, различные формы ограничения свобод человека, антигуманные формы правления, государственный тоталитаризм и т.д. и т.п.). Поэтому, считая близкими по значению понятия «культура» и «цивилизация» (лат. civiLis «гражданский»), следует рассматривать культуру как такую составляющую той или иной цивилизации (например, античной), которая сохраняется в веках как достояние человечества. Культуроформирующая функция журналистики, следовательно, заключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека. Идеологическая деятельность журналистики, направленная на формирование массового сознания (в единстве мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания и общественного мнения), также способствует формированию культуры личности, группы, народа, общества в целом. Но в силу специфики своей задачи она имеет ярко социализаторский характер, ее цель - введение человека в мир общественных отношений как активно действующей единицы массы на стороне той или иной силы - носителя идеологии. Поэтому культура, формируемая в процессе идеологической деятельности, - это культура, нацеленная прежде всего на формирование определенного отношения к современным явлениям и далее (на этой базе) - на формирование мотивов и стимулов социальной активности. Поэтому и акцент в идеологической деятельности ставится на политическую, экономическую, правовую культуру в их прагматической направленности, на формирование гражданской активности. Культуроформирующая функция журналистики не имеет такой жесткой прагматической направленности, ее цель - обогатить внутренний мир человека как самоценной личности. При этом расширяется принцип самостоятельного выбора каждым человеком культурных ценностей, их осмысления и интериоризации, т.е. «включения» в личностный мир. Это обязывает журналиста знать сферы культурных пристрастий и увлечений своей аудитории, чтобы снабжать ее соответствующей информацией. Разумеется, деятельность журналиста может быть направлена на расширение или преобразование интересов своей аудитории, но главной его задачей все же остается высокопрофессиональное «обслуживание» предпочтений, стремлений и увлечений, сформировавшихся на базе ее собственного выбора. Возможности же выбора безграничны, поскольку необозримы богатства, уже накопленные человечеством, а также предоставляемые новейшими достижениями науки и культуры в самых различных областях. На первом месте из выбираемых обществом сфер культуры стоит, как правило, художественная культура - литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка. За ней следуют, а иногда и опережают, разнообразные отрасли фундаментальных и прикладных наук, техники и технологии. Вся эта высокая художественная и научно-техническая культура составляет предмет забот художественных и научно-популярных, просветительских и образовательных разделов газет и журналов, передач телевидения и радио. Для СМИ важной задачей является и формирование высокой культуры быта и досуга, даже этикета и т.д. Именно журналистика, благодаря широкому развитию системы каналов передачи информации, делает культуру доступной для самых широких кругов. Более того, оказываясь на переднем крае в сфере культурного строительства, она дает возможность в любом далеком уголке получать информацию художественного, научно-популярного, учебно-образовательного, технического и другого характера прямо «из первых рук», оперативно и высокого качества. Ведь, например, именно благодаря телевидению миллионы могут «войти» в Эрмитаж, а радио позволит «пройти» в зал Метрополитен-оперы. Заботясь о духовном развитии личности, журналистика способна противостоять разрушительному воздействию так называемой «массовой культуры», явлениям китча, суррогатам искусства, рассчитанным на неразвитый или извращенный вкус. При этом важнейшей задачей журналистики оказывается формирование действительно массовой культуры, т. е. реальное приобщение самых широких масс к подлинной культуре. Для этого требуется не только осознание журналистом важности поставленной задачи, но и профессиональное умение. Так, к примеру, когда симфонический оркестр исполняет классическую, высокого качества танцевальную музыку, потребуется ряд усилий (объяснения и демонстрации) для того, чтобы на этом фоне показать, чем истинно хорошая джазовая или рок-музыка отличается от вульгарных подделок и т.д. (а это гораздо труднее, чем идти на поводу переменчивых увлечений), В том, какая культурная политика характеризует те или иные СМИ, ясно проявляется понимание ими своей роли в формировании культуры масс и их направленность на ее реализацию. Воспитывая уважение к культуре, стремление проникнуть в ее кладовые, развивая этот процесс с помощью «трансляций» культурных ценностей (художественные программы, научно-популярные материалы) и различного рода «комментариев» (от терминологических разъяснений до обращения к саморефлексии творцов, от сообщения биографических подробностей выдающихся людей до попыток прогнозирования будущего и т.д.), журналистика достигает результатов и в области повышения общей культуры населения, и в области пробуждения творческих потенций масс. Стимулируя занятия самодеятельным искусством, поддерживая участие в реставрации, в сохранении памятников культуры, вовлекая в техническое творчество, моделирование, коллекционирование, журналистика как институт культуры должна ясно осознавать свою роль и в развитии творческих способностей человека, в активизации использования его культурного багажа в различных областях социальной практики. Ведь в наше время перехода в информационное общество значительная доля приращения богатства общества (в том числе и чисто материального) происходит за счет использования знаний, созидательных возможностей интеллекта. И эта доля будет все время расти. При этом научно-популярные публикации по самым разным вопросам в условиях, когда знание «в исходном виде» бывает недоступно в силу сложности специалистам других областей (но -таков парадокс науки - им необходимы сведения из самых разных областей, смежных со «своей» сферой знания), способны и призваны дать информацию, крайне необходимую в профессиональной деятельности. Так от «чистой» необходимости культурного развития человека объективная логика образовательной деятельности снова возвращает к идее практичного значения «путешествий» по сокровищницам культуры. И это проявляется не только в профессиональной сфере деятельности. Большими запасами практически важной информации для человека (и журналисты должны это демонстрировать и популяризировать) обладают сведения из области медицины и спорта: ведь они при надлежащем использовании способны повысить физкультуру, в широком смысле body-building (телостроительство). К сфере формирования культуры относится и «обучение» этикету, и повышение культуры языка, и т.д. Очевидно, культуроформирующая функция находит свое продолжение в рекламно-справочной функции. Ведь удовлетворение интереса к справочной информации по культуре речи и кулинарии, правилам хорошего тона и санитарии, по способам проведения досуга и домашним поделкам (столярным, слесарным и др.) и т.д. - все это и есть участие в развитии культуры на бытовом уровне. Реализация функций культуры и реализация справочной функции совмещаются также, когда передаются сводки погоды и заметки фенолога или ведутся различные «уголки» (садоводов и огородников, моделистов, филателистов, любителей шахмат, рыболовов и т.д.). К справочным материалам в журналистике примыкает реклама. Реклама как информация о товарах и услугах, способствующая формированию привлекательного их образа, спросу на них, вошла в журналистику с первых шагов ее развития. Печать, телевидение и радио в наше время занимают ведущее место в системе рекламы, предоставляя ей много места. При этом реклама является и огромным источником средств для журналистики (без доходов от рекламы СМИ выжить не могут). Предлагая информацию о товарах и услугах, реклама помогает потребителю сделать выбор формирует культуру потребления. Но она может принести и вред, навязывая товары и услуги, не соответствующие действительным нуждам «потребителя», формируя чрезмерные и ложные потребности. Связывая стандарты потребления с характером образа жизни, реклама тем самым выполняет идеологические функции. Журналистика несет и рекреативную (лат. recreatio «восстановление», creatio «становление») функцию, которую называют также гедонистической, развлекательной или функцией релаксации. Ее цель - создание условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восстановления и укрепления душевного покоя и равновесия. Принято считать, что эту функцию выполняют произведения развлекательного плана (концерты легкой музыки, эстрадные шоу, передачи с цирковой арены, трансляции спортивных соревнований, детективные фильмы, викторины и конкурсы и т.д. и т.п.). Разумеется, все эти произведения, несомненно, в большей или меньшей степени обладают и культурно-идеологическим зарядом, и важно, чтобы журналисты следили, чтобы содержательно эта информация не противоречила характеру идеологического направления СМИ, соответствовала высоким стандартам. С другой стороны, ясно, что информация, реализующая идеологические, культурные, справочные функции, только тогда в полной мере выполняет свои задачи, когда представляющие ее произведения интересны, способны привлекать и удерживать внимание аудитории. Вместе с тем рекреация - это не только отдых, поддержание хорошего психического тонуса, душевного равновесия, снятие напряжения. Рекреация способствует развитию интеллекта, мыслительной деятельности (в ходе увлекательной «игры ума», например, при разгадывании интеллектуальных задач, поставленных в хороших детективах или конкурсных программах). При этом особое значение имеет художественный и интеллектуальный уровень и направленность материалов журналистики. Только гуманистически ориентированная журналистика способна избавиться от давления пошлости, непритязательного развлекательства, эксплуатации эротизма, смакования сцен насилия и ужаса, фантазий, страха или, наоборот, преувеличенной сентиментальности, сусальности, слезливой чувствительности, эскапизма, бегства от реальности в мир грез (англ. escape «уход от действительности»). И здесь важна выработка верной информационной политики, поддерживающей и развивающей положительные эмоции, оптимистические умонастроения, содействующей формированию позитивной направленности социальной активности. Характер же информационной политики связан (как в идеологической и культурной сферах) с принципиальной социальной позицией изданий и программ. Таким образом, наряду с идеологической деятельностью, направленной на формирование массового сознания, журналистика для своей аудитории выполняет широкий круг обязанностей по развитию ее культуры, образованности, обеспечению рекламно-справочной информацией, удовлетворению спроса на рекреацию. Все эти многообразные задачи составляют как бы единый комплекс, а при определении форм реализации требуют от журналистов согласованных усилий по гармонизации воздействия на аудиторию. При этом о высоком профессиональном уровне журналиста свидетельствует выполнение по возможности ряда этих функций одновременно в одном произведении, хотя, разумеется, возможны и иные решения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.203 (0.008 с.) |