Распад стилевой системы классицизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распад стилевой системы классицизма.



Истоки архитктуры 20 века.

Начало двадцатого столетия ознаменовалось так называемым «кирпичным бумом». К этому времени кирпич изготавливался уже промышленным путем. Несравненные архитектурные возможности, которые дает этот материал послужили основой для создания исторических сооружений таких известных архитекторов, как Фриц Шумахер, Фриц Хёгер и Мис ван дер Роэ. Кирпич становится основным материалом для строительства, и его популярность до сих пор неизменно высока.

В середине 19 века получает широкое развитие железобетон. Технологии его изготовления применялись еще до нашей эры, он присутствует в ряде сооружений Древнего Рима, Индии и других стран. Но после получения и организации промышленного выпуска портцемента – основного вяжущего вещества для железобенных и бетонных конструкций – во второй половине 19 века начинается использование железобетона для массового строительства. Появление способа уплотнения бетонной смеси с помощью вибрирования в 30-х годах прошлого века помогло сделать этот материал еще более долговечным. В 20 веке появляются технологии сборного железобетона. А монолитный железобетон становится незаменим материалом для строительства сложных объектов, например, туннеля под Ла-Маншем. В 1830-50-х годах классицизм повсеместно приходит в упадок. Укрепление капиталистического строя в Европе и США во 2-й половине 19 веков, развитие промышленности обусловили быстрый рост городов, возникновение новых типов производственных, торговых, транспортных и других сооружений (заводские цехи, многоэтажные фабричные здания, вокзалы, крытые рынки, универсальные магазины, выставочные павильоны, конторские здания, банки, биржи). Наряду с частными особняками строятся многоэтажные "доходные" жилые дома с квартирами, сдающимися в наем, бараки и казармы для рабочих. Рост строительства и требования рентабельности привели к поискам методов, обеспечивающих сокращение времени на производство работ, экономию труда и материалов. Для этого используются достижения промышленной техники. Начинают широко применяться металл, стекло и в конце века - железобетон. Развивается стандартизация строительных деталей. Создаются новые конструктивные системы для перекрытия больших пролетов и каркасные конструкции многоэтажных зданий. Архитектура получила возможности для совершенствования функциональных, технических и художественных качеств, для создания новых конструктивных систем и принципов архитектоники. Строятся просторные сооружения из металла и стекла ("Хрустальный дворец" в Лондоне, 1851, инж. Дж. Пакстон) и высотные постройки с металлическим каркасом ("Эйфелева башня" в Париже, 1889, инж. Г. Эйфель). Группой архитекторов т. н. чикагской школы в США были созданы первые "небоскребы", выразительность которых основана на логике конструктивного и функционального решения. Однако влияние вкусов нового заказчика - буржуазии, разделение труда в строительном деле, отрыв архитектурного творчества от инженерно-технических решений привели к тому, что задачи, которые ставились перед архитектором, были сведены к декорированию зданий, новаторские конструкции скрывались бутафорией, имитировавшей формы прошедших эпох. Использовались формы одного из исторических стилей (классицизма, барокко, готики и др.), подогнанные к системе пропорций и ритму, задававшимися структурой здания, которую создавал инженер, или в декорации смешивались формы, заимствованные из разных стилей (эклектизм). Противоречия между архитектурой и новой техникой, архаическими формами и новым назначением зданий пытался разрешить так называемый стиль "модерн", возникший в 1890-е гг. Отвергая значение традиций и основываясь на свободе формообразования, которую открыли металлические конструкции, представители этого направления сосредоточили внимание на проблемах формы, получавшей подчас изобразительный характер. Индивидуалистические тенденции "модерна" доведены до крайности в произведениях архитектуры Гауди (Испания), а его рационалистические устремления проявились в творчестве Ч. Р. Макинтоша (Великобритания), Х. ван де Велде и В. Орта (Бельгия), Ф. О. Шехтеля (Россия) и др. В начале 20 века велись поиски новых архитектурных форм и на основе сочетания достижений техники с классическими принципами композиции (О. Перре - Франция; О. Вагнер и А. Лоз - Австрия; П. Беренс - Германия), делались и попытки прямого возрождения классики (И. А. Фомин, В. А. Щуко и И. В. Жолтовский - Россия; Э. Лаченс - Великобритания; Г. Бэкон - США; и др.). После 1917 развитие архитектуры капиталистического общества становится все более противоречивым, отражая, с одной стороны, эгоистические интересы правящего класса и его реакционную идеологию, с другой - продолжающееся развитие производительных сил, общественный характер производства и растущую силу трудящихся масс (строительство т. н. дешевых жилищ, которое должно было смягчить политическую остроту жилищного кризиса; кооперативное строительство; строительство, ведущееся коммунистическими муниципалитетами во Франции); она испытывает и прямое влияние советской архитектуры. Складывается рационализм, выдвигающий принцип максимальной целесообразности, строгого соответствия структуры здания задачам организации протекающих в нем производственных и бытовых процессов. Опираясь на достижения техники, рационалисты (Ле Корбюзье во Франции; группа архитекторов "Баухауза" - В. Гропиус, Х. Мейер, ранний Л. Мис ван дер Роэ - в Германии; Я. И. П. Ауд - в Нидерландах) искали средства выразительности в лаконизме и контрастности форм, придавая основное значение конструктивно-технической основе здания и его функцией, организации. В 1930-х гг. функционализм, распространившийся в архитектуре всех капиталистических стран, во многих случаях приобретал характер, безразличный к специфике местных условий, служа апологии буржуазного прагматизма. Он насаждался в слаборазвитых и зависимых странах как символ политического и культурного господства Запада, подчас причудливо сочетаясь с нарочитой экзотичностью т. н. колониального стиля. Перед 2-й мировой войной в ряде стран утверждается неоклассицизм; его преувеличенно монументальные формы, лишенные свойственных классике гуманистических начал, использовались для выражения реакционной идеологии (А. фашистской Германии и Италии). Попыткам функционализма выработать интернациональный язык форм, основанный на современной технике, противостояла и органическая архитектура (основоположник - Ф. Л. Райт, США), стремившаяся учесть в своей строительной практике характерные особенности конкретного места и индивидуальные потребности людей, для которых создается здание; внесоциальный характер гуманистических тенденций "органической архитектуры" породил ее индивидуалистической крайности.

 

Идеи рационализма

Рационализм в архитектуре, совокупность архитектурных направлений 1-й половины 20 в., программно осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле Р. иногда отождествляют с понятием "современная архитектура" (см. Архитектура). Основы Р. закладывались ещё в конце 19 в. (творчество Л. Г. Салливена в США, Х. П. Берлоге в Нидерландах, А. Лоза в Австрии, мастеров немецкого Веркбунда в Германии, О. Перре во Франции). Становлению Р. в начале 1920-х гг. во многом способствовали теории, пропагандировавшиеся группой, объединившейся вокруг журнала "Эспри нуво" во главе с Ле Корбюзье во Франции, руководимой В. Гропиусом архитектурной школой "Баухауз" в Германии (функционализм). Развитие Р. охватывает в основном 20-50-е гг. Сторонники Р. организовали Международные конгрессы современной архитектуры (1928-59); его градостроительные идеи были зафиксированы в т. н. Афинской хартии (1933), а общие архитектурные концепции в 50-е гг. привели к созданию т. н. международного (интернационального) стиля (творчество Л. Миса ван дер Роэ и многих др. архитекторов). Причинами кризиса Р. в конце 50-х гг. стали присущие его представителям известный догматизм архитектурного мышления и социально-реформистский утопизм.
Рационализм - движение в архитектуре 20 в., стремившееся выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребностям, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития. Рационализм выдвинул требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. Принципы рационализма осуществляли Ш. Ле Корбюзье во Франции, школа "Баухауз" в Германии, группа "Стиль" в Нидерландах и др. Лозунг рационализма выдвигала группа архитекторов,

Архитектурная теория Красовского — в самом прямом смысле теория. Она не подкреплена практикой. Она рождается вопреки практике, в резуль­ тате недовольства подражательностью, впервые встречаемого у Быков­ ского. Но в противоположность ему Красовский впервые выдвигает в ка­ честве формообразующего элемента новой архитектуры нечто действитель­но новое и несуществовавшее ранее, уходящее корнями в современность и выражающее ее характер. Выступавший за десять лет до Красовского Дми­ триев видел это начало в планировочно-пространственной структуре соору­ жения или, как он говорит, — «в механическом составе» постройки, обу­ словленном климатом и местными нравами. Красовский, обобщивший опыт' строительства первых в России пассажей и железнодорожных вокзалов, усмотрел прообраз новой архитектуры в новых материалах и конструкциях. Мысль самостоятельная, свидетельствующая о незаурядной смелости мышления автора. Но она оставалась пока всецело в области прогноза.

Красовский писал: «Все вообще знатоки искусства были недовольны направлением, принятым архитектурою в начале нынешнего столетия и состоявшим или в бессознательном копировании древних зданий, или в про­ извольном соединении разнородных частей их в одно целое. Отыскивая новый путь, архитекторы разделились на следующие школы:

а. Классики... не защищая нисколько безотчетного подражания фор­ мам древних, стараются... понять его тайну... и, не копируя, воспроизво­ дить изящные его формы.

в. Романтики... одни поклоняются готизму... другие — византизму.

с. Рационалисты... По их мнению, все художники исторического на­ правления обижают современников, отказывая им в творческой способ­ ности, и, отуманенные археологией, не понимают, что искусство назначено быть зеркалом современности... При подобном стремлении возникли: ра­ ционалисты-эстетики и рационалисты-техники; лозунг первых — форма, вторых — конструкция. Эстетики рассматривают архитектуру как искусство отвлеченных форм, анализируют на этом основании впечатления, произ­водимые каждою из них, и, сообразно с правилами, извлеченными a priori из своих умозаключений, составляют формы частей зданий и группируют их для составления целого.

Рационалисты-техники смотрят на изобретение форм с другой стороны 1) чтобы строение удовлетворяло вполне своему полезному назначению: это условие определяет общие формы зданий; 2) наблюдать, чтобы каждая часть была выполнена чисто и тщательно... При составлении проекта не следует наперед определять произвольно форм — ни целого, ни частей... Формы частей зданий и формы целых зданий обра­ зуют без ведома нашего рациональный, современный и национальный стиль, которого невозможно искать a priori... по нашему мнению истинное на­ правление архитектуры находится между двумя последними направления­ ми... Лозунг наш: преобразование полезного в изящное».

В этой тираде в полной мере выявились неудовлетворенность ав­ тора подражательностью архитектуры нового времени, безотносительно был ли то классицизм или эклектика, стремление к свободному от подра­ жательности «современному» стилю. Чрезвычайно точна в своей диалектич- ности и намного опережает время формулировка о преобразовании полез­ ного в изящное. Все это так.

Рационалисты-техники (в противоположность рационалистам-эстети­ кам), исходившие из утилитарных факторов — материала, конструкции, — это создатели «бесстилевой» архитектуры, или «кирпичного» стиля, кото­рый получит особенное распространение в 1870—1890-е гг. в строительстве массовых сооружений из облицовочного кирпича.

«Кирпичный» стиль — прямая антитеза «русскому». Программной идей­ ности последнего он противопоставляет столь же программный прагма­ тизм.

 

Архитектура модерна.

АР НУВО - (франц. L'Art Nouveau - Новое искусство) - французское название искусства периода Модерна рубежа XIX-XX веков. Однако, правильнее относить этот термин не в целом к искусству Модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них - "флореалъному", или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции.

Впервые этот термин появился в 1881 г. на страницах журнала "Современное искусство" ("L'Art Moderne"), основанного в Брюсселе

Aрхитекторы:

· Отто Вагнер (Otto Wagner), Хофман (Hoffmann), Ольбрих (Olbrich), — Австрия;

· Орта, Виктор (Victor Horta), Поль Анкар (Hankar) — Бельгия;

· Эдён Лехнер (Lechner), Кос (Kos) — Венгрия;

· Петер Беренс Peter Behrens — Германия;

· Хендрик Берлаге (Berlage) — Голландия;

· Антони Гауди (Antoni Gaudi), Domenech i Montaner, Puig i Cadafalch — Испания;

· Элиель Сааринен — Финляндия;

· Гимар, Эктор (Hector Guimard), Henry Sauvage — Франция;

· Йозеф Фанта — Чехия;

· Макинтош, Чарльз Ренни — группа «Четверка» (Charles Rennie Mackintosh) — Шотландия;

· Эйжен Лаубе (Eižens Laube) — Латвия

· Михаил Эйзенштейн — Латвия

Модерн - стилистическое направление в европейском искусстве конца XIX - начала XX века. Благодаря Всемирным выставкам оно стремительно распространилось по всей Европе и в первую очередь затронуло архитектуру и декоративное искусство. В Италии его называли растительным стилем или "либерти", в Великобритании - стилем модерн, в Испании - модернизмом, в Бельгии - стилем Вельде, в Австрии - Сецессион, в Германии - Югендстиль.

Стиль модерн возник как реакция на эклектизм, на безжизненное копирование исторических стилей прошлого, а прежде всего - на упадочнические вкусы, следствие коммерциализации изделий промышленного и машинного производства.

Возникновение стиля модерн в архитектуре и прикладном искусстве связано с основанием общества «Искусства и Ремесла» (1883), влияние которого распространилось на европейский континент. Это общество возникло из движения того же названия, боровшегося за возрождение художественных ремесел, и выступало против снижения художественного уровня продукции вследствие перехода к промышленному производству. Непосредственными его предшественниками были художественный и социальный критик Д. Рескин и поэт и художник - прикладник У. Моррис, которые призывали возвратиться к ручному труду, а также вместе с другими художниками и архитекторами по - новому определяли функциональные и формообразующие принципы архитектуры. Они выдвигали принцип целесообразности формы и художественной выразительности естественных материалов.

Для модерна характерны извивающиеся линии; в декоре его асимметричные арабески решительно порывают с традицией, создавая растительные мотивы (во Франции и в Бельгии) и линеарные формы (в работах австрийских сецессионистов или шотландского арх. Чарлза Ренни Макинтоша).

Вершины модерн достигает в архитектуре и в прикладных искусствах. В интерьере дома "Тасселя", в Брюсселе, расписанном Виктором Орта, декоративные возможности железа органично используются в мотивах текучести, повторяющихся и в рисунке инкрустированного пола, и в настенных росписях. Эта цельность проекта типична для стиля модерн (Ар Нуво), который охватывает и внутреннее убранство здания, вплоть до столовых приборов.

Эксперименты Орта оказали влияние на другого бельгийского архитектора, Анри ван де Вельде, который создал проект галереи для Сэмюэла Бинга. Во Франции этот стиль был популяризирован Эктором Гимаром, который в декоре станций парижского метро продемонстрировал, как далеко архитектура модерна ушла от традиций. Эксцентричный и специфически декоративный новый стиль использовался для отделки крупных магазинов, которые в это время начинают строиться в больших городах Европы и Америки, символизируя, таким образом, процветание и могущество торговли.

Значительное распространение в Европе получила также идея «города - сада», которую в конце XIX в. сформулировал - англичанин Э. Говард в своей книге «Города - сады будущего» (1898). Города - сады рассматривались как небольшие, но самообеспечивающие градостроительные комплексы на 32 тыс. жителей. Они должны были приостановить концентрацию жилья в больших городах и путем соединения жилища с природой способствовать оздоровлению жизненной среды.

Хотя модерн просуществовал всего 20 - 30 лет, влияние его в то время на все виды художественной деятельности было огромно. Следы модерна мы находим во всем: в архитектуре, в живописи, в монументальном искусстве, в книжной графике, плакате, рекламе, дизайне, одежде. От огромного общественного здания до дверной ручки, от монументальной мозаики до изящной вазы на столе, от живописного полотна до ложки и вилки - все носило на себе отпечаток этого стиля, если за дело брались художники, архитекторы и дизайнеры модерна. Все, к чему прикасалась рука художника, должно было стать прекрасным, каким являются природные формы, перед которыми эти художники преклонялись.

Но прошла пара десятков лет и случилось нечто странное (со странным стилем и должны случаться странные вещи).

Модерн обвинили в элитарности, в вычурности, в манерности, в эклектичности, в отсутствии естественности.

Со временем оказалось, что влияние этого стиля на новые поколения художников практически равно нулю, что позволило многим критикам воспринимать модерн как некую «случайность» в закономерном развитии искусства, как некий необязательный арабеск - закорючку на прямой линии этого развития. Художники модерна как будто канули в забвение. И модерн остался неким парадоксом, загадкой.

У всех на слуху громкие имена художников конца 19 и 20 века - импрессионисты, Пикассо, Матисс, Дали и т. д. Но мало кто знает у нас замечательного австрийского художника модерна Климта, а наш великий Врубель почти не известен «у них».

Все знают архитектора номер один двадцатого века Корбюзье и осознают то влияние, которое он оказал на развитие мировой архитектуры - ведь построены целые города в духе Корбюзье. Но имя одного из самых удивительных архитекторов в истории человечества - Гауди - долго было известно только специалистам, а его произведения остались одинокими сверкающими шедеврами, практически не повлиявшими на развитие архитектуры нашего времени. А ведь рядом с его сказками в камне знаменитые постройки Корбюзье выглядят унылыми коробками.

Модерн не вписался в техническую цивилизацию, потому что слишком благоговел перед природой, рисуя свои картины и строя свои дома по ее законам, по законам органических природных форм. Кроме того, он был неисправимым романтиком.

Модерн был забыт почти на 50 лет, и вдруг случилось чудо - о нем вспомнили. Он опять понадобился, он опять возродился - пусть в других одеждах, красках и формах - и не столько в живописи, сколько в жизни и быте. Его извлекли из пыльных библиотек и скучных музеев и привели на улицу, на площади, на стадионы рок - концертов. Это сделали «дети - цветы» 60 - х годов. Модерн «совпал» с мировоззрением хиппи, с их протестом против бездушного техницизма, с их тягой к естественности, к природе и, главное, с их увлечением Востоком.

Макинтош:

Наиболее известный проект, выполненный Макинтошем в 1901, был проект дома любителей искусств, принесший ему славу одного из ведущих архитекторов того времени.
Как лидер "Ар Нуво" в Англии внес значительный вклад в осознание значения функции здания и во внедрение элементов японской культуры в орнамент. Его постройки отмечены гибкостью и изяществом планировки. В них выявлены эстетически выразительные возможности конструкции и строительных материалов. Макинтош - один из представителей стиля модерн, оказавших значительное влияние на развитие рационализма в Великобритании, Германии и Австрии.

Венский Сецессион (Wiener Sezession). В 1898-1899 гг. архитектор И. Ольбрих выстроил в центре Вены новое выставочное здание Сецессиона, поразившее венцев своим необычным видом. Оно состоит из нескольких массивных кубических объемов, над которыми вознесен изумительный ажурный купол, сверкающий на солнце тысячами золоченых лавровых листьев. Членения здания экономно подчеркнуты лаконичным «вагнерианским» орнаментом. Формальная изысканность и сила контрастов как нельзя лучше выражали творческие устремления венских «сецессионистов». На фасаде здания, над входом золотыми буквами начертаны слова: «Каждому времени - свое искусство, каждому искусству - своя свобода» («Der Zeit Ihre Kunst - Der Kunst Ihre Freiheit»).

Венский модерн:

"Югендшталь"Выдающимися образцами архитектуры «югендшталь» являются здания Венского Сецессиона (1890-е гг., архитектор И. Ольбрих), больницы Штейнхоф (1907 г., архитектор О. Вагнер), Австрийского музея (1913 г., архитектор И. Хофман).

"Модерн"Ряд архитектурных достопримечательностей города относится к стилю модерн. Это Карл-Марксхоф (в настоящее время — Хейлигенштедтерхоф), построенный в 1929 г. по проекту архитектора К. Эна; Западный вокзал (1954 г., архитектор Р. Хартингер); зал Штадтхалле (1958 г., архитектор Р Райнер); ряд сооружений на Садовой выставке (1960-е гг.). Станции городского метро в Вене также были построены в стиле модерн по проектам О. Вагнера, знаменитого архитектора этой эпохи. По его же проектам были возведены дом с фасадом майолика на улице Линки Винцайле, здание Сберегательного банка и церковь Ам Штайнхофф.

ЛИБЕРТИ СТИЛЬ - (англ, liberty style) - одно из названий "стиля модерн" в Западной Европе конца XIX - начала XX вв. Английский коммерсант А. Л. Либерти, представитель торговых фирм на Востоке, в 1875 г. открыл в Лондоне магазин, торговавший предметами искусства Китая и Японии. Произведения восточного искусства - фарфор, лаки, ткани, японские гравюры - с их чистотой линий, тончайшими нюансами цвета и изысканной стилизацией природных форм привлекали внимание эстетов на фоне хаоса, эклектики "викторианского стиля", господствовавшего в Англии второй половины XIX в. Позднее в магазине "Либерти" продавались изделия молодых английских художников, близкие восточному искусству. Фирма "Либерти" имела столь значительное влияние, что в Англии некоторое время произведения искусства Модерна именовали "стилем либерти". Особенно распространенным это название было в Италии из-за активной деятельности миланского отделения торгового дома "Либерти". После международной выставки в Турине в 1902 г., основные сооружения которой были возведены в "новом стиле" по проекту архитектора Р. Д'Аронко (1857-1932), стиль либерти получил всеобщее признание. Выдающимся художником итальянского стиля либерти был К. Вугатти (1855-1940). Его называли "восточным романтиком". К. Бугатти создавал образцы мебели необычной формы с росписью и инкрустацией с восточными мотивами, оформлял интерьеры "в китайском духе". Из архитекторов известны Дж. Коппеде и А. Сант-Элиа, организовавший в 1912 г. в Милане группу художников "Новые тенденции" (итал. "Cita Nuova"). Два года спустя Сант-Злиа стал основоположником движения футуризма в итальянской архитектуре.

 

Каса Батльо.

Passeig de Gracia 43.

Антонио Гауди (Antonio Gaudi) 1905 - 1907.

Это здание, отреставрированное при участии Антони Гауди между 1904 и 1906 годами, является одним из главных произведений великого архитектора. Вклад Гауди в реконструкцию этого здания, ранее не представлявшего большого интереса, состоит в том, что он надстроил два этажа, перестроил нижний этаж и полностью обновил внешний вид дома. Фасад волнистых очертаний украшен элементами природных форм и привлекает многообразием цветовых тонов. Его поверхность напоминает тисненую золотом и украшенную драгоценными камнями кожу. Черепица крыши, похожая на шкуру дракона и увенчанная крестом в форме луковиц и несколькими каминными трубами, придает зданию средневековый вид. Гауди персонально занимался разработкой всех декоративных элементов от фасада здания до мельчайших деталей интерьера, включая мебель. Фасад здания выполнен из мозаики, а крыша сделана из керамики.

Дом Шредер.арх Г.Ритвельд

Дом Шредер в Утрехте. Жилой дом некой Трюсс Шредер, вдовы голландского адвоката. Архитектор Геррит Ритвельд. Дом построен в 1924 году, в 2000 году включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Представляет собой нечто среднее между простым детским конструктором и сложным сверхсовременным «умным домом»: вся мебель там – трансформер (складывается и раскладывается), двери комнат открываются при помощи механических рычагов и кнопок. Сейчас это дом-музей.

Работа в США

В 1938 г. Мис ван дер Роэ уезжает в США, не желая оставаться в нацистской Германии. Мис становится натурализованным гражданином США. Обосновавшись в Чикаго, архитектор вскоре получает приглашение возглавить Иллинойский технологический институт. На новой должности он организовал перестройку кампуса. Многие здания, построенные им -- например, Краун Холл, здание факультета архитектуры -- функционируют до сих пор. Руководствуясь принципом "Больше - значит меньше", в американский период Мис развивает концепцию "универсального" здания -- предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками. Благодаря широкому использованию стекла его дома получаются как бы пронизанными солнечным светом -- в соответсвие с философией неотомизма, последователем которой являлся Мис. В погоне за абсолютной абстракцией и геометризацией формы Мис начинает пренебрегать привычными бытовыми требованиями, что противоречит раннему требованию функционализма "Функция определяет форму". Таким образом, Мис постепенно отходит от принципов, которые он сам же и разрабатывал в Германии в начале своей карьеры.

Малоэтажные дома

"Стеклянный дом"

В 1946—1951 г. в местечке Плейно, Иллинойс Мис строит «Стеклянный дом» (Фарнсуорт-Хауз) для доктора Эдит Фарнсуорт, известного в Чикаго женщины-хирурга. Дом представляет собой полностью остекленный белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчеркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Единственным замкнутым объемом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение. Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой. Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, в доме функционирует музей. Среди многочисленных клонов "Стеклянного дома" можно отметить дом ученика Миса -- Филипа Джонсона, архитектора и художественного критика.

Чикагские небоскребы

Сигрэм Билдинг

Вторым значительным направлением в архитектурной деятельности Миса было строительство небоскребов в Чикаго. Наиболее известным является построенный в 1958 году небоскреб Сигрэм Билдинг, ставший прототипом многочисленных корпоративных офисов по всему миру. Одним из новаторских предложений Миса было отодвинуть небоскреб с общей линии застройки вглубь квартала, оставив место для площади с фонтаном перед зданием. Еще на шаг отступив от принципов функционализма, для создания ритма Мис навешивает на здание внешние профили, использующиеся здесь в качестве элемента декора и не несущие особой функциональной нагрузки. В действительности основные несущие конструкции по технологическим причинам скрыты внутри здания. После Сигрэма в конторе Миса создают еще несколько офисных небоскребов, среди которых IBM Плаза в Чикаго и небоскребы в Торонто (Канада).

Верный своей идее универсальной абстрактной формы, Мис строит свои высотные жилые дома внешне не отличимыми от офисных зданий - и резко отличавшимися от традиционной кирпичной застройкой жилых районов. Наиболее известными жилыми многоквартирными домами Миса являются здания на Лейк Шор Драйв 860/880, занесенные в число официальных достопримечательностей города Чикаго.

Ле Корбюзье

· Творчество знаменитого французского архитектора, вначале живописца Шарля-Эдуарда Жаннере, а с 1925 года Ле Корбюзье, отличала последовательность разработки проблем новой архитектуры на основе технократической утопии. Взаимодействие реального и утопического определяло целостность творческой личности архитектора и его популярность как провозвестника новых идей.

· В 1918 году вместе с А.Озанфаном Корбюзье опубликовал манифест "После кубизма", утверждая начало машинной цивилизации, в которой экономические законы, подобно законам естественного отбора, приведут к чистоте форм простых стандартных вещей. Главным содержанием искусства являются "конструктивные идеи", всегда составляющие основу "хорошей живописи", особенно проявившиеся в кубизме. Течение, основанное Ле Корбюзье и Озанфаном, получило впоследствии название пуризма. В 1920 г. В журнале "Экспри нуво", выходившем под редакцией Жаннере и Озанфана, и заполненного в основном их статьями, Корбюзье впервые выдвигает идею дома как машины для жилья.

· Утопическая концепция архитектуры получила завершенную форму в книге "К архитектуре". На первый план Ле Корбюзье выдвигает форму архитектуры, распределение масс, освещенных солнцем. Идея функциональности необходима, но не достаточна. Корбюзье полагал также, что решить социальные проблемы поможет устранение лишних затрат времени, вызванных нерациональным устройством городов. Индустриализация должна обеспечить сокращение времени на стоительство зданий, что позволит увеличить его объемы до пределов, определяемых потребностью. Мысль о возможности влияния на социальные процессы путем реорганизации пространственных структур городов и наполняющих города построек подкреплялась метафорой, уподоблявшей город гигантскому механизму.

· В следующей книге "Урбанизм" (1925 г.), выпущенной уже под псевдонимом Ле Корбюзье, он перешел к конкретизации утопического идеала. Здесь приведен "Проект современного города на 3 млн. жителей" Население архитектор делит на категории, закрепляя за ними определенное пространство. Деловой центр состоит из 24 центральных башен, расставленных по модульной сетке вокруг терминала всех видов транспорта. С кустом небоскребов делового центра соприкасались жилые кварталы, заполненные прямоугольными меандрами 12-этажных корпусов. Первичной клеткой" их была двухэтажная ячейка, с которой Корбюзье связывал надежды на массовое производство, назвав ее "Дом Ситроен" - по модели автомобиля. Такие ячейки, связанные коридорами и открытыми террасами, складывались в "блоки вилл", где каждое жилище многоэтажного корпуса имело свой индивидуальный сад. Дом имел глухие панели боковых стен, а обширное остекление стороны, обращенной к улице, позволило увеличить глубину ячейки. Средствами эстетики пуризма Корбюзье стремился преодолеть противоречие между "домом - машиной для жилья" и домом как системой форм, обращенной к эмоциям и разуму. Язык чистой геометрии взаимодействовал с "объектами-типами", серийными вещами, наполнявшими среду. Павильон "Эспри Нуво" на Международной выставке декоративного искусства в Париже. 1925 г. стал моделью ячейки в "блоке вилл" для "Проекта современного города"

· В 1925 году, во время работы над Павильоном "Эспри Нуво", Корбюзье обратился к дизайну мебели. Он создал несколько эскизов мебели, и на осеннем салоне в 1929 году показал несколько моделей, включая кресло LC2 и шезлонг LC4.

· Массовое жилищное строительство во Франции 1920-х годов было невелико, и Корбюзье работал над индивидуальными заказами (дом Озанфана - 1923, Ла Роша и Жаннере - 1923-34, в Париже; дом Кука в Булонь-сюр-Сен - 1926). Из опыта их строительства он вывел "пять пунктов новой архитектуры":1 - дом поднимается над землей на стойках каркаса; 2 - его геометрический объем завершается плоской кровлей и там устраивается сад; 3 - применение каркаса позволяет свободно планировать интерьер; 4 - опоры каркаса отступают вглубь от плоскости фасада, что позволяет компоновать его свободно, независимо от опор; 5 - ленточные окна, отвечающие конструкции дома, играют функциональную и эстетическую роль. Наиболее полно художественные устремления Корбюзье отражены в виллах богатых меценатов близ Парижа - вилле М. Стайна и Г. де Монзи в Гарше (1927) и вилле Савой в Пуасси (1928-1931) Вилла Савой стала высшим достижением эстетики пуризма, устремленной к рациональной математической организованности и уравновешенности формы. В области построек общественного назначения наиболеcе крупным реализованным проектом Корбюзье стало здание Центросоюза в Москве (1928-1931 г.) Но при проектировании городов Корбюзье никогда не включал в систему элементы, предназначенные для общественной жизни. Город в его понимании предназначен для четырех функций: жить, работать, отдыхать, передвигаться. Рациональное зонирование должно было основываться на этих элементах. В своих утопиях Корбюзье видел альтернативу разрушительной силе революций. Но сам он строил радикальные схемы нового устройства не только среды обитания общества, и самого этого общества. Такой ход мыслей подсказывал путь развития идей тоталитаризма и автократорной власти, распостранявшихся по миру, - не уповать на красоту, а предложить эстетизированный порядок, подкрепленый силой. Ле Корбюзье павильон Эспри Нуво франц Esprit Nouveau Новый дух

Ранние годы жизни

Шарль Эдуар Жаннере родился 6 октября 1887 года в Швейцарии. С 1907 года Жаннере работал в мастерской у Огюста и Густава Перре, которые одними из первых начали использовать железобетон в архитектуре, а в 1910-1911 годах перешел в мастескую Петера Беренса в Берлине. Под влиянием Беренса Ле Корбюзье отправился в путешествие по Греции, Малой Азии и Италии, где изучал античную архитектуру и создал знаменитые наброски Парфенона.

В течение первой Мировой Войны Жаннере преподавал в художественной школе в Швейцарии, а с 1917 года обосновался в Париже, основав в 1922 году архитектурную мастерскую совместно с двоюродным братом Пьером Жаннере (своим постоянным соавтором до 1940 года). В 1920 году, чтобы его не путали с братом, Шарль Жаннере взял псевдоним "Ле Корбюзье", являющийся измененной формой фамилии дедушки по материнской линии.

В этот период Ле Корбюзье совместно с А. Озанфаном, бывшим художником-кубистом, основал направление кубизма, называемое "пуризм", и издавал художественный журнал "L'Esprit Nouveau" ("Новый дух")

Творчество Г. Шаруна

Экспрессионизм в архитектуре представляет собой ветвь общего экспрессионистического направления в искусстве, объединившего литературу /Ф. Кафка/, музыку /А. Скрябин, А. Шёнберг, Г. Малер/, кино /Р. Вине, Р. Райнер/, изобразительные искусства /В. Кандинский, К. Кольвиц, П. Клее/. Если в литературе и музыке экспрессионизм сформировался в самом начале века, то в архитектуре его первые яркие проявления относятся к 1919?1922 rr.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.202 (0.072 с.)