Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чикагская архитектурная школа.

Поиск

1837 – Чикаго – столица среднего запада, получает статус города – представляет собой небольшое скопление домов, численность населения 4 тысячи человек. Благодаря выгодному положению на пересечении водных и сухопутных путей начинает развиваться – становится важным торговым центром страны, к 1870 г стремительно растет население – увеличивается в 75 раз до 300 тыс. человек. Но город по прежнему остается хаотическим скоплением деревянных построек с «воздушным каркасом».!871 – в результате пожара город опустошен, к концу десятилетия начинается активное восстановление и строительство, и в связи с этим приезд множества молодых активных архитекторов (в основном без специального образования, но опытных и практичных. Они не провозглашают манифестов, отвергающих эклектизм, заказчик обязывал их быть строго целесообразными – нет архитектурных символов, свойственных нью-йоркской буржуазной архитектуре, преобладает стремление к выражению холодной деловитости. На этой чисто прагматичной основе складывается чикагская школа.

Собственно художественной школы не существовало – лишь группа людей решающих одни и те же задачи в одних условиях. Характерной чертой для них был оптимистичный взгляд на настоящее и будущее как продолжение настоящего. Их рационализм не был основан на морали или антибуржуазной социальной утопии в отличии от рационализма новой архитектуры Европы. В основе дерзаний школы – не стремление создавать идеально целесообразную архитектуру, а необремененная этическими принципами практичность – одна из причин легкой капитуляции школы в 1890х.

Историческая заслуга школы – смогли показать какой может быть архитектура рожденная необходимостью. Какими бы не были намерения – результат – новый вид искусства, созданного толпой и для толпы(П. Бурже – законы знания обличены в спокойствие геометрических фигур). Из среды чикагской школы выдвинулся Луис Салливен (1856-1924), который использовал практический опят и его переосмысление и чьи работы служили прообразом для прогрессивной архитектуры западной Европы первых десятилетий 20 века.

Одним из первых представителей чикагской школы выдвинулся Уильям Дженни (1832-1907) (несколько лет учился на инженерных факультетах США и Франции, плюс имел опыт военного инженера) В 1868 открыл собственную контору в которой в разные годы работали Салливен, Бернэм, Рут, Холабёрд и др. в 1879 Дженни строит «Первое здание Лейтера» - небольшое,, изначально 5этажное – прообраз формы чикагского офиса. Главная задача – не загроможденная внутренними стенами, хорошо освещенная рабочая площадь. Фасады – от низкого профиля до массивного антаблемента – повторение одного простого мотива, что придает зданию вид остекленной клетки. Характерно то, что отброшены всякие стили.

 

12. Творчество Л. Салливена. (1856- 1924), Теория и практика.

1ая большая работа – Аудиториум (университет имени Рузвельта) – 1887-1889

Салливен – сын эмигранта из Ирландии, 1 год обучался в первой архитектурной школе Америке при Массачусетском технологическом институте. Некоторое время работал у Фёрнесса. В течении нескольких лет посещал Парижскую школу изящных искусств (1874), но в 1875 возвращается в США, селится в Чикаго и начинает работать в различных архитектурных мастерских. С 1879 – работает старшим чертежником у Данкмара Адлера (1844-1900) и через два года становится его компаньоном. Салливен занимается решением художественных проблем - отделкой фасадов, интерьеры, тогда как Адлер – инженер, организатор, планирует и организовывает пространство. В первых совместных работах – следы влияния Фёрнесса.

Для экстерьеров Аудиториума – громадного претенциозного комплекса, где 9тиэтажные корпуса отеля и офисов образуют оболочку вокруг крупнейшего в США театрального зала Салливен решил приспособить систему фасадов «Маршала Фильда» - но не удачно, не удалось добиться величественности и целостности оригинала. Интерьеры здания далеки от деловой обнаженности других построек чикагской школы.

Работа над небоскребом стала для Салливена толчком к попытке создать свою философию архитектуры. Здание интересовало его в сязи см человеческой деятельностью, которой оно служило и как часть городской среды. Функция в его концепции выступает как синтетическое понятие, охватывающее не только утилитарное назначение но и эмоции возникающие при взгляде на зданеи. Задачи которые ставил перед собой архитектор – дать толчок к преобразованию общества, приведя его к гуманистическим целям.

Обращаясь к офису-небоскребу он в поисках формы оттталкивается не от пространственной решетки каркаса, а от того как здание используется – возникает простарнственное челенение егео массы: первый общедоступный этаж-база, 2ой – соты одинаковых ячеек – офисы, 3ий – завершение, технический этаж и карниз. Архитектор подчеркивает вертикальность зданий.

В соответсвии со своей теорией он строит «Уэнрайти-билдинг» в Сент Луисе (1890). Кирпичные пилоны скрывают стойки стального каркаса. Такие же пилоны но без несущих конструкций за ними делают ритм вертикалей чаще, влекущим вверх. Тело здания воспринимается как целое а не как наслоение одинакоых модулей. Однаок элементы тройной композиции противопоставлены друг другу.

В «Гаранти-билдинг» в Буффало (1895) контрасные элементы приведены к палстическому единству, тройственность системы тольок намечена. Пилоны связаны наверху арками, входящими в то же время во фриз, прорезанный круглыми окнами и плавно переходящий в выкружку карниза. Широко расставленные круглые пилоны первого этажа эффектно подчеркнуты призмами клубоких витрин.

На фасада «Бэйард-билдинг» в Нью-Йорке (1895) Салливен отделяет конструктивные пилоны от простенком между окнами. Вертикальные элементы скелета здания энергично вздымаются от мощной базы, создавая ощещение нпряженности конструкций, Салливен подчеркивает единство композиции.

Последнюю крупную возможность осуществить свои идеи Салливен получил в 1899 проектируя магазин Шлезингера и Мейера в Чикаго(Карсон, Пири и Скотт). Здеась на протяженном объеме уже не было причины подчеркивать вертикальные челенения, стены верхних этажей образованы клеткой каркасной конструкции, облицованной светлой керамикой. Широкие чикагские окна занимают все ее просветы. Стальной каркас с его механическим ритмом доминирует при восприятии здания издали. В близи доминирует насыщенная алстикаи измельченный масштаб металлических орнаментов. Заявляя что здание лишенное орнаментов производит величественное впечатление благодаря массам Салливе, однако, не был радикален в отрицании орнаментов.

Последние постройки Салливена невелики по объему. Это двухэтажные здания павильона Транспорта на Колумбийской выставке 1893 и Национальный фермерский банк в Оватонне в 1908, где Салливен создал лучший из своих интерьеров.
Деятельность Салливена, как практическая, так и теоретико-публицистическая, является выражением прогрессивных идей рубежа XIX-XX вв. Влияние Чикагской школы ослабло с наступлением волны эклектики в американской архитектуре. К 1900 году только Салливен оставался верен ее рационалистическим принципам и продолжал их теоретическую разработку. В отличие от других ее представителей он предпочел разориться, но остался верен своим убеждениям. В 1918 он лишился мастерской и права получать заказы. Он умер в номере бедного чикагского отеля всеми забытый. На выставке работ Салливена в Бостоне в 1940 Райт сказал: "Они убили Салливена и почти убили меня", имея в виду общество, в котором господствовало псевдоклассическое направление, особенно сильно ощущавшееся в Америке с 1910 по 25-й.
Творчество Салливена наложило отпечаток на молодое поколение архитекторов Среднего Запада, выдающимся представителем которого был Франк Ллойд Райт. Салливен сумел синтезировать в единую систему идеи, назревавшие в XIX веке и подготовившие решительный поворот развития архитектуры XX века. Недаром западноевропейские функционалисты 20-х годов объявили его своим предшественником. Большой заслугой Салливена было также создание концепции "органичной архитектуры", блестяще развитой его учеником Райтом, а затем продолженной финским архитектором А. Аалто.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.77 (0.011 с.)