Творчество А. Аалто(1898-1976) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество А. Аалто(1898-1976)



Хуго Алвар Хенрик Аалто появился на свет 3 февраля 1898 года в Куортане, что расположилось между озёрами центральной Финляндии и равнинами её западной части. Алвар был старшим из трёх детей в семье чиновника. Когда ему исполнилось пять, всё семейство переехало в Ювяскюля, город, с которым навсегда будет связано имя выдающегося архитектора. Этот город был его домом на протяжение 24 лет. В Ювяскюля больше его построек, чем где-либо ещё в мире: из 70 разработанных для города проектов 37 были реализованы. После окончания университета в Хельсинки и получения диплома архитектора Аалто возвратился в Ювяскюля и открыл там в 1923 году своё первое архитектурное бюро. В следующем году он женился на коллеге по цеху Айно Марсио. Медовый месяц молодожёны провели в Италии, знакомясь с архитектурой Средиземноморья.

   
Вилла Майрэ, Ноормарк. 1937-39 гг.

Возвратившись в Финляндию Аалто переезжает в 1927 году работать в Турку, а потом и в столицу - Хельсинки. В Турку по его проекту было построен санаторий Паймио (1929 - 1933), возведение которого сразу же видвинуло Аалто в ряды ведущих мастеров функционализма. Уже тогда архитектор стремился к созданию гармонии между архитектурными творениями, людьми, и окружающей средой. Особенно отчётливо эти поиски проявились в вилле Майрэ (1937 - 1939) - одном из самых восхитетельных творений современной архитектуры, основанных на этой идее. Эти же мотивы можно встретить и в более поздних шедеврах Алвара Аалто - ратуше в Сяюнятсало, работа над которым была завершена в 1952 году, и церковь в Вуокса, построенная недалеко от восточных границ Финляндии и завершённая в 1959 году.

В 1940 году Аалто переехал на работу в Соединённые Штаты в качестве приглашённого профессору Массачусетского технологического института. Он пробыл в США 8 лет и вернулся в Финляндию лишь после Второй мировой войны в 1948 году для того, чтобы участвовать в восстановлении страны. Одним из самых значительных зданий, построенных по его проекту в Хульсинки стал Дворец Финляндия (1967 - 1975).

 

   
Церковь в Вуокса. 1956-58 гг.

Коротко перечислим семь представленных на выставке шедевром Аалто:

1.Санаторий Паймио (1929 - 1933), работа, позволившая архитектору занять достойное место среди архитекторов модерна.

2. Городская библиотека в Випури (1933 - 1935), одна из 20 библиотек, построенных по проектам Аалто.

3. Вилла Майрэ (1937 - 1939), эспериментальная роскошная вилла, построенная на идее гармонии природы, искусства и человека.

4. Ратуша в Сяюнятсало (1949 - 1952), небольшое муниципальное строение, построенно в духе демократизма и презрения к показной роскоши и внешним эффектам.

5. Национальный пенсионный институт (1948/53 - 1957), пример придания большим казённым зданиям элементов человеческих чувств.

6. Офисное здание в Раутатало (1951/52 - 1955) - "Стальной дом", в котором можно найти множество из нововведений Аалто.

7. Церковь в Вуокса (1956 - 1958), одно из наиболее органичных церковных зданий.

Проходящая в Глазго выставка обращает более глубокий взгляд на несколько ключевых проектов, иллюстрирующих архитектуру Аалто, его проекты интерьеров и мебели. Как отметила автор концепции и хранитель выставки Ханнеле Грюнлунд из Финского музея архитектуры: "Стремление Аалто к целостности в проектах становится всё более важным сегодня, это то, что необходимо изучать всем вместе и каждому в отдельности". Значение Аалто как архитектор давно перешло границ его родины. Подобно всем великим в искусстве, он стал властителем дум и по праву занял своё собственное место во всемирном культурном наследии.

33. Творчество О. Нимейер

Оскар Нимейер Суарис Филью родился в 1907 в Рио-де-Жанейро. Окончил Национальную художественную школу в Рио-де-Жанейро в 1934. С 1935 работал в мастерской Лусиу Косты.

В 1936 он вошел в состав группы бразильских архитекторов, работавших вместе с Ле Корбюзье над проектом здания Министерства образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро. В 1939 Нимейер стал руководителем проекта (Ле Корбюзье занял позицию консультанта). Эта работа стала определяющей для молодого архитектора.

Затем он занимался проектированием различных жилых зданий и досуговых учреждений, пока, в 1957 году, ему не было поручено реализовать генеральный план Лусио Косты для новой столицы Бразилии Бразилиа. Нимейер спроектировал большинство общественных сооружений города, эта работа заняла период до 1979 года.

Из-за своей открытой приверженности коммунистической идеологии архитектор был вынужден отправиться в изгнание во Францию в 1964 году из-за прихода к власти правых радикалов. Но уже в конце десятилетия Оскар Нимейер вернулся на родину.

В 1970 году он получил Золотую медаль Американского института архитекторов, в 1988 - Притцкеровскую премию.

Первой осуществленной постройкой Нимейера стали детские ясли в Рио-де-Жанейро (1937 г.). Композиция окруженного зеленью здания построена из двух объемов: вытянутого двухэтажного с садом на плоской крыше и поднятого на столбах кубического четырехэтажного. Западный фасад почти сплошь закрыт поворачивающимися вокруг оси вертикальными солнцезащитными рейками, необходимыми при устройстве стеклянных наружных стен. А первым крупным произведением мастера стало здание министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (арх. Л. Коста, О. Нимейер, А. Рейди, Ж. Морейра, К. Леан, Э. Васконселус, 1939 г). В сооружении были полно и совершенно воплощены идеи и композиционные принципы Ле Корбюзье, но одновременно - региональные и национальные особенности бразильской архитектуры. Свободная планировка обеспечила сквозное проветривание помещений, подъем высотного объема на столбы - плавность перехода от внутреннего пространства к наружному через затененную лоджию первого этажа. Торцовые фасады, как и в проектах Ле Корбюзье, глухие, а продольные остеклены. Южный фасад, почти не освещаемый солнцем, представляет собой сплошную стеклянную плоскость, в которой отражается барочная церковь св. Лузии. Северный же образован гигантской пространственной решеткой с тремя поворотными горизонтальными щитками в каждой ячейке.

Кульминационной точкой стал музей современного искусства в Каракасе. Музей современного искусства интересен не просто геометрически упрощенной, но почти абстрактной формой, при этом символически насыщенной, легко читаемой. Нимейер спроектировал музей в виде четырехгранной пирамиды, установленной на вершине и раскрытой к свету, к беспредельному пространству неба. Неожиданность объемного построения не помешала рационально и четко решить функциональные задачи. В удаленной от источника естественного освещения нижней зоне автор разместил вестибюль, аудиторию и обслуживающие помещения, а в залитых светом верхних ярусах расположил просторные выставочные залы, освободив их от несущих колонн. На крыше, которая должна была совмещать функции, с одной стороны, конструкции покрытия и связи наклонных стен и, с другой - гигантского рассеивателя света и солнцезащитных жалюзи, предусмотрены площадки для экспозиции скульптуры.

В 1956 году президент Жуселину Кубичек предложил О. Нимейеру возглавить проектирование новой столицы страны - Бразилиа. (Население города первоначально должно было составить 500 тыс. человек.)

Уже в августе 1958 г. были закончены резиденция президента (дворец Рассвета - Алворада), «Палас-отель» для официальных гостей и квартал сблокированных одноэтажных индивидуальных домов для строителей с затененными жалюзи двориками. Дворец размещен неподалеку от комплекса правительственных зданий в зеленой зоне на берегу водохранилища на просторной платформе с прямоугольниками зелени и воды. Нимейеру удалось добиться лаконичности и цельности композиции, простого и гармоничного сочетания контрастирующих объемов собственного дворца, часовни и корпуса служебных помещений, найти необычную и исключительно изящную форму опор этого современного периптера, которые создают впечатление невесомости. В течение 1958-1960 гг. были построены все основные объекты правительственного центра Бразилиа. По обеим сторонам эспланады вытянулись строчки министерств. Это отдельно стоящие десятиэтажные параллелепипеды с остекленными до уровня земли фасадами и глухими светлыми торцами.

Рядом, ближе к зданию Национального конгресса, расположен музеи Бразилиа, который был задуман архитектором как памятник энтузиазму и героизму строителей города. Экспозиционный зал запроектирован в виде громадной двойной балки, несимметрично уложенной на кубическую опору. В облике здания почти ничто не указывает на наличие внутреннего пространства, даже лестница, ведущая в экспозиционный зал, спрятана в массиве куба, к которому прикреплена маска Ж. Кубичека. Несколько позже, завершая ансамбль площади Трех Властей, был воздвигнут обелиск-голубятня в виде разрезанного столпа, который внес в композицию площади новый динамичный вертикальный акцент.

Собор представляет собой круглый коноидальный объем, перекрытый плоским куполом, увенчанным крестом. Купол поддерживают изогнутые внутрь и вновь расходящиеся в верхней части ланцетовидные пилоны, едва касающиеся земли и устремляющиеся к небу подобно языкам пламени. Пространство между пилонами заполнено тонированным теплозащитным стеклом в тонких металлических переплетах. Пол молитвенного зала заглублен на несколько метров ниже поверхности земли, что позволило организовать алтарь на ступенчатом подиуме и часовни по кругу. Вход в собор предусмотрен через пандус с поверхности земли, проходящий через затемненный подземный коридор. Ансамбль собора дополняют баптистерий, также подземный, с поднимающимся над землей плоским сфероидальным покрытием и отдельно стоящий крест.

С середины 1960 гг. после непродолжительного перерыва вновь активизировалось строительство правительственных зданий в Бразилиа. Первым из дворцов нового поколения стало здание министерства иностранных дел, получившее два названия - дворец Арок. Дворец Арок замыкает собой цепочку корпусов министерств перед дворцом Национального конгресса, и его образ служит важным композиционным акцентом-переходом между ними. На противоположной стороне эспланады расположилось здание министерства юстиции - дворец Правосудия (1970 г.), вначале проектировавшийся как казначейство.

С 1964 года для Нимейера наступает время вынужденной эмиграции все большее значение для жизни мастера приобретают зарубежные заказы. Как профессионал-проектировщик, Нимейер выполнял заказы на сооружения самого разного назначения: здание ЦК Французской коммунистической партии в Париже (1965-1981 гг.), дом культуры в Гавре (1981 г.), здание издательства Мондадори в Милане (1968—1975 гг.), курортный комплекс Алгарви на юге Португалии (1965 г.), высотное здание правления автомобильной компании «Рено» в Париже (1968 г.), здание фирмы «Фата инджиниринг» в Турине (1979 г.), работы по заказам правительства Алжира - университетский комплекс, министерство иностранных дел (1974 г.) и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.30.118 (0.009 с.)