Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Градостроительные идеи европейского рационализма.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рационализм – (от латинского rationalis - разумный) совокупность архитектурных направлений 1-й половины XX века, программно осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле рационализм иногда отождествляют с понятием "современная архитектура". Становлению рационализма в начале 1920-х гг. во многом способствовали теории, пропагандировавшиеся группой, объединившейся вокруг журнала "Эспри нуво" во главе с Ле Корбюзье во Франции, и руководимой В. Гропиусом архитектурной школой "Баухауз" в Германии (функционализм). Сторонники рационализма организовали объединение СИАМ (Международный конгресс современной архитектуры, 1928-1959 гг.); его градостроительные идеи были зафиксированы в т. н. Афинской хартии (1933 г.), а его общие архитектурные концепции в 1950-х гг. привели к созданию т. н. международного стиля (творчество Л. Миса ван дер Роэ и многих других архитекторов). В СССР рационалистами называли себя архитекторы объединения Аснова (Н. А. Ладовский, К. С. Мельников и др.), выдвигавшие на первый план психофизиологические особенности восприятия архитектурной формы и стремившиеся найти рациональные начала в образном аспекте архитектуры. основное направление архитектуры XX века (иногда используется название «интернациональный стиль»), получившее развитие в 20-60-е гг. и стремившееся выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребностям, эстетическим запросам, уровню промышленной технологии. Главный лозунг современной архитектуры - единство архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. Основоположниками современного движения была архитектурная школа «Баухауз» в Германии и архитектурная группа «Стиль» в Нидерландах. Основные принципы современной архитектуры выработаны на Международных конгрессах современной архитектуры (СИАМ) под руководством французского архитектора Ле Корбюзье и изложены в специальном документе - так называемой Афинской хартии (1944 г.). В те же годы идеи социально ориентированной архитектурной деятельности начинают реализовываться и в западных странах. В наибольшем объёме они были осуществлены несмотря на тяжелый послевоенный экономический кризис в Германии периода Веймарской республики - В. Гропиусом, Б. Таутом, Г. Майером. Центром, объединяющим деятельность этих архитекторов, служила художественно-промышленная школа "Баухауз" в Веймаре /с 1925г. - в Дeccay/. Она была ориентирована на рационалистическое и гуманистическое решение жилищной проблемы, и овладение языком и возможностями индустриальной техники в архитектуре и прикладном искусстве. Не случайно выставка работ Баухауза в 1922 г. проходила под девизом "Искусство и техника - новое единство". Функция, как основа эстетики формообразования, являлась идеологической основой творчества мастеров Баухауза, получив отражение в крылатой формуле Бруно Таута: "Что хорошо функционирует, хорошо и выглядит". В Германии 1920-х гг. были организованы жилищные товарищества, которые осуществляли по проектам архитекторов Баухауза застройку жилых комплексов для рабочих и других мало обеспеченных групп населения в ряде крупных городов. К наиболее известным из этих комплексов относятся в Берлине - Симменсштадт /арх. В. Гропиус/, Нейекёльн /арх. Б. Таут/, Бритц /Б. Таут и М. Вагнер/, "Хижина дяди Тома" /Б. Таут и Г. Хёринг/, во Франкфурте -на -Майне - комплексы Праунхайм и Роммерсштадт /Э. Май/, в Карлсруэ - комплекс Даммершток /В. Гропиус/. Формирование квартирного фонда в этих комплексах осуществлялось по принципу социальной справедливости: "Одинаковое жилище - одинаковым людям" /Gleiche Wohnungen fur gleiche Menschen/. Объёмно-планировочная структура 2- 4- этажных жилых домов в этих комплексах была блокированной с небольшими приквартирными земельными участками или секционной; система застройки - открытой, по преимуществу строчной. В 1922 г. сходные схемы застройки предложены Л. Весниным в проектах жилых комплексов для Шатуры и Подольска. В завершенном виде, но применительно к застройке города в целом, идеи архитекторов современного движения были отражены в градостроительном манифесте, принятом в 1933г. конгрессом CIAM в Афинах. Манифест вошел в историю архитектуры под названием "Афинская хартия" Его текст был написан Ле Корбюзье и основывался на результатах ранее проведенного изучения и анализа опыта планировки и застройки 33 крупнейших городов мира. Манифест послужил основой для радикального пересмотра принципов традиционного градостроительства в исторически изменившихся условиях функционирования крупных городов - резкого увеличения населения, автотранспорта и насыщения промышленными предприятиями. "Хартия" провозгласила расширение принципов функционального проектирования от здания или комплекса зданий на город в целом, исходя из его четырёх основных параметров - работа, жилище, отдых, транспорт. Соответственно градостроительство предлагалось подчинить следующим постулатам: Реализация принципов "Афинской хартии" привела к регламентации озеленения жилых территорий, отказу от замкнутой квартальной застройки с "дворами-колодцами", переходу к свободно аэрируемой открытой застройке при хорошей инсоляции жилищ при преимущественно меридиональном размещении зданий. Последнее обстоятельство способствовало в свою очередь распространению строчной системы застройки. Выше говорилось, что сложившееся к концу Х1Х в. типологическое разнообразие зданий и изменение эстетических критериев сделали неприемлемым "одевание" здания нового назначения в исторические формы. Применение классических форм к 1920-м гг. стало восприниматься как неприемлемое не только эстетически, но и этически, как искажение правды явления. Однако, отринув старый универсальный архитектурный язык, следовало создать новый, равноценный ему эстетический эквивалент, "чтобы улица не корчилась безъязыкая".
28.Экспрессионизм в архитектуре и его Германский вариант… ЭКСПРЕССИОНИЗМ - в архитектуре представляет собой ветвь общего экспрессионистического направления в искусстве, объединившего литературу /Ф. Кафка/, музыку /А. Скрябин, А. Шёнберг, Г. Малер/, кино /Р. Вине, Р. Райнер/, изобразительные искусства /В. Кандинский, К. Кольвиц, П. Клее/. Если в литературе и музыке экспрессионизм сформировался в самом начале века, то в архитектуре его первые яркие проявления относятся к 1919?1922 rr. Они первоначально проявляются в компоновке сценографических пространств, особенно в интерьерах фильмов Р. Вине: динамичные декорации с неожиданными и таинственными источниками света, наклонными стенами и каскадами ведущих в никуда лестниц. Всё это формировало эмоциональную, полу мистическую атмосферу действия. После всемирного успеха фильма Р. Вине "Кабинет доктора Калигари" /1920 г/ это направление в искусстве сценографии удостоилось термина "калигаризм". Экспрессионистическим архитектурным произведениям присуща подчёркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счёт заострённости, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм, либо вообще отказа от них с формированием композиции по принципам скульптуры. Центром возникновения архитектуры экспрессионизма в 1920-х гг. становится Германия, а её ведущими мастерами? Э. Мендельсон /1887- 1953/, Г. Шарун /1893-1972/, Г. Пёльциг /1969-1926/, Г. Хёринг /1882-1958 гг./. Наиболее ярким в этот период было творчество Э. Мендельсона, осуществившего к началу 1930-х гг. большинство своих крупных произведений. Символом экспрессионизма в архитектуре стало построенное им в 1921 г здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием "Башня Энштейна". Оно запроектировано как своеобразное здание?скульптура с пластичными монолитными железобетонными формами, почти исключающими ортогональные сопряжения. В архитектуре башни её объёмная форма явно преобладает над решением внутренних пространств. Другим ярким примером здания?скульптуры периода раннего экспрессионизма служит "Гётенеум" в Дарнахе /1923-1928 гг./? здание штаб-квартиры антропософов. Автором проекта был не архитектор, а философ Р. Штайнер? основатель антропософской школы. Пёльциг (Poelzig) Ханс (30.4.1869, Берлин, — 14.6.1936, там же), немецкий архитектор. Учился в Высшей технической школе в Берлине (1888—93). Преподавал в АХ в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша; 1900—16, с 1903—директор), в Высшей технической школе в Дрездене (1916—20), в АХ (с 1920) и Высшей технической школе в Берлине (с 1924). Начинал как последователь П. Беренса (водонапорная башня в Познани, 1910; административное здание во Вроцлаве, 1911). В 10-е гг. перешёл к причудливо-романтической (химическая фабрика в г. Любань-Шлёнски, Польша, 1911—12), подчас экспрессионистической трактовке новых конструкций, свободным объёмно-пространственным композициям, неожиданным декоративным решениям интерьеров (например, оформление металлических рёбер перекрытия в виде сталактитов в Большом театре в Берлине, многоступенчатый потолок в берлинском кинотеатре «Капитоль», см. илл.). В конце 20-х гг. в творчестве П. проявились тенденции к большей монументализации форм (здание управления фирмы «И. Г. Фарбениндустри» во Франкфурте-на-Майне,1928—30). В 1932 П. создал проект Дворца Советов в Москве. Активная творческая и педагогическая деятельность П., оказавшего большое влияние на следующее поколение немецких архитекторов (Х. Шароун и др.), была прервана нацистами: после 1933 он был лишён права работать и преподавать. Эрих Мендельсон Башня Эйнштейна
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 873; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.56 (0.006 с.) |