Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические особенности вовлечения в нетрадиционные религиозные объединенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Клишина М.В., к.ф.н.,профессор, Альжебаева А.Н., ст.гр. МО-13 КЭУК, Караганда, Казахстан В настоящее время в нашей стране усилилось влияние различных религиозных движений. Повсеместно отмечается увеличение активности прозелитической деятельности разных религиозных групп. Религиозные организации развивают просветительскую, благотворительную, политическую деятельность. Однако в общественной жизни наряду с положительными результатами деятельности религиозных организаций наблюдаются иные явления - нарушение прав человека, противоправные действия, религиозный экстремизм. На некоторые религиозные группы возлагается ответственность за действия своих адептов, направленные против общества и личности. Ряд действующих ныне религиозных объединений в силу особенностей их внутренней организации, вероучения, отношения к традиционным религиям называют сектами, то есть «ограниченными группами, отмежевавшимися от основных конфессий и жестко требующими признания правоты своего вероучения, связанных с ним морали и образа жизни» [1 с. 190]. Деятельность таких религиозных групп может не иметь явно противоправного содержания, однако негативное влияние религиозной организации на ее адепта может быть определенно и ярко выражено. Член секты «духовно отрывается от семьи, народа, государства, в его сознании происходят значительные изменения - разрушению подвергается национальная ментальность, гражданственность и патриотизм» [2, с. 99]. Происходит, по мнению ряда авторов, «увод личности от проверенных вековым народным опытом ценностей духовной культуры в антигуманную и беспочвенную мистику» [3 с. 107]. Воздействие сект на общество характеризуется как разрушительное, разрушаются гуманистические, религиозные, гражданские ценности. Деструктивные религиозные организации (объединения), тоталитарные секты — это социально-институциональные новообразования современной религии, деятельность которых содержит элементы психического и (или) физического насилия, действующие в оппозиции к традиционной религиозности и в разной степени разрушительно по отношению к естественному, гармоничному состоянию личности, а также к созидательным общественным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре и т. п.[4]. Большинство неофитов нетрадиционных религиозных групп - молодые люди. Уход от активной общественной жизни, работы, учебы, службы в армии, разрыв семейных связей являются частыми последствиями участия в таких организациях. Используя естественную духовную потребность человека и тягу его к поиску истины, тоталитарная секта желает поработить не только человека, но и заставить служить себе имя самого Бога. Отец Иоанн, священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит, привел признаки, по которым можно отличить тоталитарные секты: 1.Тоталитарные секты отличаются не только убеждённостью в том, что все кроме них неизбежно погибнут, но и радостью по этому поводу. 2.Каждая секта считает, что только она нашла единственно правильный путь богопознания. и что Бог поручил ей поведать о Нём всему миру. 3.Всякая секта оперирует неким тайным учением, которое скрывается от непосвящённых, и главные моменты его сообщаются только после обращения в веру, когда обратного пути уже нет. Это, в основном, отречение в какой-то форме от Христа и ограничения в образе жизни членов секты. 4.В секте, по мере посвящённости, собственно религиозное вытесняется служением не Богу, а интересам организации, которые всецело определяются интересами её лидеров. Связь с Богом заменяется преданностью человеку - учителю, или группе лидеров, которые действуют от его имени. Большая энциклопедия «Терра» выделяет следующие признаки тоталитарной секты [5, с. 435]: 1.Наличие выдающегося харизматичного лидера («гуру», «учитель») (рассматривается в качестве «просветлённого», «святого» или посредника между Богом и людьми); 2. Недолговечность существования (в среднем полтора поколения, пока жив лидер и лично общавшиеся с ним приближённые); 3. Отсутствие разномыслия и критического мышления; 4. Внутренняя непрозрачность структуры и идеологии; 5.Обман рядовых членов путём умолчания, сокрытия и цензурирования информации; 6. Навязчивая пропаганда для привлечения новых членов; 7. Контроль над личностью (промывание мозгов) (изоляция адептов от внешнего мира, запрет на свидания с семьёй, чтение книг, газет, просмотра телевизора, прослушивания радио); 8.Психологическое давление; 9. Провозглашение внешнего мира злом; 10.Использование рядовых членов для совершения преступлений (массовые самоубийства, террористические акты); А. В. Кузьмин дал следующую характеристику вероучения деструктивной секты по [6]: 1.Вероучительное оправдание применения контроля и манипуляции в отношении неофитов и адептов секты; 2.Религиозно трактуемое учение об авторитете лидера секты и его неограниченных властных полномочиях, распространяющихся в рамках жесткой иерархической системы с горизонтальной системой власти; 3. Наличие жесткой системы требований и предписаний, необходимых для достижения, ожидаемого от членства в секте результата — духовного спасения, очищения, исцеления, обогащения и других целей; 4.Непостоянство критериев истины, возможность изменения основополагающих положений и догм вероучения в зависимости от внешних обстоятельств; 5.Синкретизм вероучения, основанный на религиозном откровении лидера секты; 6.Наличие тайных уровней посвящения в зависимости от статуса адепта в иерархической системе секты; 7.Вероучительное оправдание активной деятельности на благо организации; 8.Вероучительное обоснование исключительности последователей секты и процесс формирования чувства элитарности среди её последователей; 9.Вероучительное обоснование необходимости применения насилия по отношению к бывшим последователям и критикам секты; 10. Наличие в вероучении интенсивных апокалипсических ожиданий; 11.Вероучительное обоснование претензий группы на мировое политическое господство. Основным механизмом вовлечения и удержания в культовой группе является деструктивный «контроль сознания», который направлен на изменение системы ценностных ориентаций адептов. Коллективное внушение как социально-психологический феномен уже достаточно давно изучается с самых разных сторон: медицинских, психологических, социальных, культурных, но до сих пор он так и не познан окончательно. Причина в том, что исследование сект очень затруднено, так как, во-первых, их создатели жестко пресекают такие попытки, во-вторых, психологические механизмы заражения и внушения делают включённое наблюдение трудно осуществимым. Кроме того, как отмечают исследователи, «современный манипулятор не стоит на месте, он развивается и беспрестанно совершенствуется в выборе средств манипулирования»[7]. Тем не менее, общая схема привлечения и удержания последователей достаточно прозрачна для современной науки. В значительной части как зарубежных, так и российских исследований форм манипулирования в организациях с признаками деструктивных культов наблюдается достаточно высокая степень согласованности признаков и критериев, характеризующих данный феномен. Воздействие, осуществляемое с помощью механизмов манипуляции и контроля сознания, является систематическим, четко организованным, непрерывным и латентным процессом; манипуляция и контроль сознания не позволяют завербованным людям реально оценивать происходящее с ними в секте и исключают возможность свободного выбора, оставаться в группе или покинуть её [8]. Для привлечения и удержания последователей, насильственного управления их психикой и поведением секты активно используют научные разработки в области психологии и химии: методы психофизиологического воздействия, психотропные средства, психоактивные вещества и токсиканты[9]. Иногда контроль над психологическим состоянием адептов сопровождается жестким вегетарианством (веганством), что позволяет держать плохо подготовленный к этой системе организм в пограничном состоянии[10,с. 848]. Лидерами тоталитарных сект, по утверждению А. Л. Дворкина, часто становятся люди, знающие механизмы человеческой психики. Большинство людей не обладают достаточными навыками выявления скрытых механизмов контроля и умением с ними справляться; незрелому прозелиту трудно защищать ощущение чего-то неправильного против профессионала, который максимально пользуется несовершенством понимания новообращенным проделанных с ним «трюков»[11, с. 134]. Согласно классической для американской психологической науки модели деструктивного воздействия тоталитарных групп Р. Дж. Лифтона выделяется 8 элементов, ведущих к отрицательным изменениям сознания адептов[12]: 1.Средовой контроль — жесткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется. 2.Мистическое манипулирование — использование запланированной или подстроенной «спонтанной», «непосредственной» ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняются «нисхождением святого духа». 3.Требование чистоты — резкое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Тоталитарная секта — «хорошая» и «чистая», все остальное — «плохое» и «грязное». 4.Культ исповеди — требование непрерывной исповеди и интимных признаний для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины. Значимая с точки зрения управления поведением новичка информация становится известной не только его «куратору», но и вышестоящим звеньям управления секты. 5.«Святая наука» — объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной. 6.Передёрнутый (подтасованный) язык (англ. loading language) — создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления. В основном язык культа основывается на легко запоминающихся, малопонятных нормальному человеку терминах, сужающих для адепта картину мира; верующему теперь гораздо легче общаться с сектантами и гораздо труднее — с родными, друзьями и другими людьми. 7.Доктрина выше личности — доктрина более реальна и истинна, чем личность и её индивидуальный опыт. 8.Разделение существования — члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные — нет, то есть «цель оправдывает любые средства». Система показателей возможных деструктивных последствий психологического воздействия в коллективном «богослужении» включает в себя внешние средства воздействия на анализаторы, направленные на формирование гипнозоподобных измененных состояний сознания (использование чёткой ритмичной музыки, совместные ритмичные движения, совместное пение зала и хора); частые коллективные «богослужения» (более десяти раз в неделю), в процессе которых используются средства внешнего психологического воздействия[13]. Используется ряд психотехник, таких как совместное монотонное скандирование, многочасовое повторение мантр, гудение, громкое хоровое пение с особыми ритмами, «заражающие церемонии», провоцирующие новичка к экспрессивному выражению эмоций (возгласы, восклицания, плач, смех, ритмичные движения, аплодисменты). Общая продолжительность молений для новичка может достигать 60—65 часов в неделю. При исполнении многочасовых и довольно однообразных культовых ритуалов формируется стойкое торможение эмоций и притупление желаний, характерных для обычной жизни[12]. Процедуры введения верующих в «сумеречное состояние сознания», при котором у человека частично отключается критическое восприятие информации, включают[12]: 1.Использование медитативной музыки с многократно повторяющейся, монотонно усыпляющей мелодией; 2.Применение слабых наркотиков или галлюциногенов; 3.Лишение нормального сна; 4.Не восполняющий затраты энергии режим питания (строгое веганство; иногда также предписывается воздержание от сахара и соли); 5.Создание хронической усталости от непосильной работы; 6.Усиление навязчивого страха по поводу близкого «конца света». Культовая идеологическая обработка отличается благодаря замыканию — тому, что особая культовая система взглядов мешает интеграции и стремится уничтожить (представить в качестве неубедительной) любую конкурирующую или неблагосклонную сферу мышления[11]. Секта системно ведёт человека к отказу от тех контактов и отношений, которые могут помешать его всепоглощающей работе на интересы лидеров культа[12]. Кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общей и этнической психологии» КазНУ им. аль-Фараби М. Н. Кунанбаева и её соавтор М. Ж. Ыдрышева выделяют следующие способы вовлечения[14]: 1.Приёмы нейролингвистического программирования; 2.Методы суггестивной психологии; 3.Методы телесно-ориентированной терапии; 4.Групповые тренинговые технологии; 5.«Бомбардировка любовью» (целенаправленное принятие новичка, выраженное в безусловном одобрении и поддержке всех его действий, через похлопывание, поглаживание, улыбки); 6.Скрытое психологическое давление через усиление чувства вины и стыда; 7.Приёмы введения в состояние транса посредством воздействия музыки, песнопений, групповых ритуалов и обрядов инициации; 8.Применение психотропных веществ (угощения и напитки, вызывающих расслабление и затуманивание сознания, алкоголь, галлюциногены и др.); 9.Воздействие на коллективное бессознательное через архетипы («отца, старца, мудреца, наставника, учителя и т. д.», «архетип матери, Родины и т. д.», архетипы генеалогического древа, родословной, родовых корней и т. д.); 10.Разделение мира на «своих» и «чужих», «благоверных» и «отступников», на «людей добра» и «людей зла». 11.Поиск врага, против которого следует бороться (например, под знаменем «демократии или свободы»). Следствием воздействия деструктивных культов является разрушение личности человека, семейных и родственных отношений, подрыв физического и душевного здоровья, что, как правило, приводит к социальному отчуждению. Член организации лишается способности самостоятельно принимать жизненно важные для себя решения, отдавая добровольно роль «ведущего» лидеру своей организации и тотально теряя способность ориентироваться в жизненных ценностях, он оторван от социальной практики, от исторических, социальных, культурных традиций общества, все его функции (информационная, ориентировочная, творческая, регулятивно-управленческая и оценка явлений действительности) находятся под контролем культа, вплоть до потери адептом способности к осознанно-волевому поведению (юридический критерий невменяемости), либо значительного ограничения избирательности поведения[15]. Дезадаптивные методы воздействия на личность, использующиеся религиозными «сектами» в отношении своих адептов, приводят к нарушению у них социальной адаптации, смене жизненных стереотипов и создают предпосылки для первичного развития или усугубления уже имеющихся психических и поведенческих расстройств[16]. Последствием пребывания в таких объединениях является целый комплекс негативных психоэмоциональных состояний, наличие значительных нарушений психофизиологических параметров (сна, аппетита, веса), а также состояние апатии, фрустрации, депрессии, тревожности, экзистенциального вакуума, которые служат причиной образования невроза навязчивых состояний и других патологий личности[17]. Итак, из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что профилактикой и лечением вовлечения в нетрадиционные религиозные объединения является воспитание и развитие гармонично развитой личности с разнообразными социально одобряемыми интересами и склонностями. Личности с гармоничным набором форм реагирования на окружающую действительность и самовыражения. Чем богаче духовный мир, тем меньше вероятность развития любой зависимости. Библиографический указатель: 1.Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах //Журнал практического психолога. 1996. -№ 3 2.Григулевич И.Р. Пророки «новой истины». - М., 1983 3.Религиозное сектантство и современность. Социологические и исторические очерки. -М., 1969 4.https://ru.wikipedia.org/wiki/Тоталитарная_секта 5.Тоталитарная секта // Большая энциклопедия: В 62 томах. — М.: Терра, 2006. — Т. 50. — С. 427, 435. — 592 с. — ISBN 5-273-00432-2. 6.Рюмшина Л.И., 2013 «Тоталитарные секты: способы непосредственного и опосредованного психологического воздействия на адептов». 7.Григулевич И.Р. Пророки «новой истины». - М., 1983 8.Деловое общение. Сидоров П.И. 2004. 9.Пенни Р. Социальный контроль в сайентологии. Знакомство с методами завлечения в западню // Журнал практического психолога, 2004, № 6. 10.Волков Е.Н.. «Основные модели контроля сознания (реформирования мышления)». Московский психологический журнал. — № 4, 05.2004 г. 11.Асланян В.Ю. «Психологическое воздействие служителей деструктивных религиозных культов как предмет профессиональной оценки экспертами-психологами». 2009. 12.М.Н. Кунанбаева, М. Ж. Ыдрышева. Психология вовлечения. 2011, с. 77. 13.Вагина Н. Б. Криминологическая характеристика религиозной среды, особенности преступности и нетрационные технологии подчинения лидеру организации адептов-последователей. Ставрополь, 2000 – 185 с. 14.Скородумов А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). - Санкт-Петербург, 1996. 15.Думби Ю.Ю. Обеспечение криминологической безопасности личности от влияния общественно опасных религиозных объединений. – Москва, 2009.
УДК 343.342 (574)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 777; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.90 (0.015 с.) |