Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности профилактики религиозного экстремизмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В КАЗАХСТАНЕ
Минжанов Н.А. д.п.н., профессор, Канатулы Жанайдар студент гр. ОПЭК -11к. КЭУК, Караганда, Казахстан
Актуальность рассматриваемой проблемы связано с тем, что в современном мире, где возрастает роль социально-экономических, политических и культурных взаимоотношений, также растет необходимость межрелигиозного и межкультурного диалога. С начала ХХІ века религиозный экстремизм стал одним из самых обсуждаемых тем на встречах, саммитах, конференциях на уровне глав государств, политических деятелей и религиозных лидеров. Как известно, экстремизм в самом общем виде характеризуется как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. В законе Республики Казахстан от 18 февраля 2005 года №31-III ЗРК «О противодействии экстремизму» в статье 1 отмечено, что экстремизм - организация и (или) совершение: физическим и (или) юридическим лицом, объединением физических и (или) юридических лиц действий от имени организаций, признанных в установленном порядке экстремистскими.[1] С полной уверенностью можно сказать, что в настоящее время наибольшую угрозу для общества представляет не просто экстремизм, а религиозный экстремизм. Его отличительная черта в том, что он направлен на насильственное изменение государственного строя и захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства; использует религиозное учение и символы как важный фактор привлечения людей, мобилизуя их на бескомпромиссную борьбу. Религиозный экстремизм – это оборотная сторона любой религии, ее темная, опасная сторона, действующая под видом влечения к религии, зарождая и развивая безнравственные взгляды и принципы, влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключающиеся в разрушении общепризнанных норм морали и права, препятствующие становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества.[1,2,3] Тема экстремизма сегодня волнует практически каждое государство мирового сообщества. Казахстан, являясь членом многих антитерростических и антиэкстремистских организаций, таких как ООН, ОБСЕ, СВМДА, ОИС, ШОС, постоянно вырабатывает определенные меры пресечения и профилактики экстремизма в стране. В статьях 4 и 5 Закона Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» от 18 февраля 2005 года указаны основные направления, задачи и принципы противодействия экстремизму. Говоря о направлениях, хотелось бы отметить принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремизма, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих его осуществлению.[4] Анализ многих литературных источников показывает, что основными причинами возникновения религиозного экстремизма могут быть идеологические, социальные, экономические, политические, психологические, интеллектуальные факторы.[3] Никому не секрет, что лидеры экстремистских организаций заинтересованы в привлечении людей, особенно молодежи к деструктивной деятельности религиозно-политических экстремистских организаций. В этой связи, актуальной проблемой для всех государств, в частности и Казахстану в целях обеспечения дальнейшего прогрессивного развития государства и общества, является создание стойкого иммунитета у молодежи к воздействию пропаганды религиозно-политических экстремистских организаций.[4] Принимая во внимание данные причины, а также ряд других причин в июле 2012 года Глава государства Н.А. Назарбаев инициирует важнейший политический документ «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда». В данном программном документе Президента рассматривается направление о привлечении студенческой молодежи, а также безработной молодежи к трудоустройству. Это показывает, что целью Глава государства является поднятие духовно-нравственной самоидентификации подрастающего поколения и формирование чувства патриотизма среди молодежи.[4] В этой связи можно отметить, что данный программный документ является первым шагом в профилактике религиозного экстремизма среди молодежи. Уже в декабре 2012 года Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан 2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» особо подчеркнул, что государство и граждане должны единым фронтом выступить против всех форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма. Учитывая угрозу так называемого религиозного экстремизма для общества, Глава государства Н.А. Назарбаев особо подчеркнул усиление профилактики религиозного экстремизма в обществе, особенно в молодежной среде, также поручил разработать государственную программу по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом. Во исполнение поручения Главы государства Н.Назарбаева был разработан и принят важнейший документ под названием «Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 годы».[5] Следует отметить, что в законе Республики Казахстан от 18 февраля 2005 года №31-III ЗРК «О противодействии экстремизму» в статье 1 пункта 4 отмечено, что профилактика экстремизма - система правовых, организационных, воспитательных, пропагандистских и иных мер, направленных на предупреждение экстремизма.[1] Темирбаев Талгат в своем статье «Повышение религиозной грамотности как важный фактор профилактики религиозного экстремизма» отмечает, что основной причиной вовлечения молодых людей в ряды экстремистских организаций является низкий уровень религиозной грамотности, как в общих вопросах, так и в тонких догматических вопросах. В этой связи, актуальной проблемой для государства, в целях обеспечения дальнейшего прогрессивного развития общества, является создание стойкого иммунитета у молодежи к воздействию пропаганды религиозно-политических экстремистских организаций. Полностью мы согласны с мнением Темирбаева Талгата и хотим добавить, что повышение уровня религиозной грамотности надо начинать с раннего детства. Именно в семье отношение родителей и детей к данному вопросу. Ведь проводиться много мероприятий в школах в других организациях, но часто особенное молодые семьи остаются без внимания. Хотелось отметить, что процесс повышения религиозной грамотности тесно связан с воспитанием детей в первую очередь в семье. Воспитание детей в раннем возрасте является хорошим фундаментом для будущей жизни. Воспитание в семье, школе и вузе межнациональных отношений, что является одной из важных сфер социальной толерантности, в которой сосредоточены социально-экономические, политические, культурные, языковые и др. отношения между нациями, национальными общностями и народами. Часто в обыденной жизни (семье, школе, вузе, среде) мы часто сталкиваемся действиями интолеранность. Интолеранность (лат. intolerans) – понятие, противоположное толерантности, означающее действия, поведение и поступки, препятствующие, подрывающие и разрушающие уважительные, терпимые, солидарные, равные, открытые, бескорыстные взаимоотношения между социальными субъектами, также события и явления, которые имеют такой характер.[2] Приказом вице-министра образования Такира Балыкбаева утверждены основные нормы педагогической этики. Согласно им учителя не должны задевать честь и достоинство учащихся и заботиться о престиже своей профессии. А главными принципами профессионального кодекса являются добросовестность, честность и открытость. Кстати, новые правила регулируют и отношения в педагогическом коллективе. Так, с коллегами работники образования обязаны соблюдать общепринятые морально-этические нормы, то есть быть вежливыми, корректными и публично не ставить под сомнение профессиональную квалификацию другого педагога. Воспитание школьников, студентов религиозной толерантности на наш взгляд является одной из важных форм социальной толерантности, проявляющаяся в уважительном, терпимом, доброжелательном, внимательном отношении к представителям другой религии. В качестве рекомендаций по борьбе с религиозным экстремизмом были предложены М.К. Бектеновой, следующие меры: [6] - в контексте политики направления социальной активности верующих мусульман в конструктивное русло, как позитивный в целом фактор должно рассматриваться развитие мусульманского сектора гражданского общества – мусульманских СМИ, НПО, благотворительных организаций, действующих в рамках правового поля и не связанных с экстремистскими течениями и группами. Именно это будет способствовать маргинализации деструктивных течений и их эффективному вытеснению из общественно-политического пространства Казахстана путем отсечения от них потенциальной аудитории. - одной из важных задач в данном направлении является противодействие экстремизму в информационной сфере. Современные информационные технологии существенно изменяют образ жизни, образ мышления людей, механизмы функционирования общественных институтов, институтов государственной власти, способны качественно повлиять на вектор развития общества. Стремительно развивающиеся коммуникационные средства активно принимаются на вооружение террористическими и экстремистскими группами. Не говоря уже об экстремистских сайтах разной направленности. В связи М.К. Бектенова отмечает необходимо вести активную идеологическую, информационно-пропагандистскую работу в обществе, с помощью средств массовой информации, образовательных учреждений, киберпространства. Необходима выработка эффективных подходов к пропагандистской, просвещенческой и разъяснительной работе, которая должна включать идеологическую работу по подрыву идейной базы носителей экстремистской идеологии, а также устранение социально-экономических и политических предпосылок, способствующих распространению экстремизма. Особая роль в профилактике экстремизма принадлежит законодательству Казахстана, а именно Закону РК «О религиозной деятельности и религиозный объединений», который признает историческую роль ислама ханафитского мазхаба и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан. Согласно Закону, государство отделено от религии и религиозных объединений. Также, законом запрещаются деятельность партий на религиозной основе, создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или призывами к насилию и иными противоправными действиями. [6] Подводя итоги, хотелось бы отметить, что проблему возникновения и предотвращения религиозного экстремизма еще ни одно государство не смогло решить до конца. Так и в Казахстане задача противодействия религиозному экстремизму и терроризму под воздействием различных факторов также приобретает долгосрочный характер. Пока еще ни один из внешних факторов не нейтрализован. Более того, деструктивный характер их действий увеличивается. Таким образом, дальнейшее взаимодействие государства и общества в целом в противодействии этому явлению остается актуальной задачей. Только совместными усилиями можно добиться устойчивой и толерантной системы развития государственно-общественных отношений, найти пути искоренения предпосылок и источников распространения на территории нашего государства экстремистских проявлений. Библиографический указатель:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.196 (0.012 с.) |