Ляпустина А.В., Мухамадиярова Г.Ф. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ляпустина А.В., Мухамадиярова Г.Ф.



Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО«Башкирский государственный университет», Россия

 

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

В древности существовало несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (лат. religio — «совестливость, благочестие, набожность, предмет культа»). Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством. Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare (связывать, привязывать), поэтому религию он определял как союз человека с Богом. Подобным же образом понимал существо религии и блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола religare, то есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. Современные исследователи зачастую соглашаются с точкой зрения на происхождение слова «религия» от глагола religare.

Вопросом возникновения религии, прежде всего, занимается религиоведение, начавшее формироваться в самостоятельную область знаний начиная с XIX века на стыке социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук.

На проблему возникновения религии существуют несколько точек зрения:

- религиозная: человек был создан Богом, и до грехопадения общался с ним напрямую. После грехопадения общение с Богом было нарушено, но Бог открывал себя в откровениях, через ангелов, пророков и в богоявлениях. Человек, в свою очередь, имеет возможность обращаться к невидимому Богу (в молитвах) как непосредственно, так и через посредников. Политеизм рассматривается как результат постепенного отхода от изначального монотеизма;

- промежуточная, с одной стороны опирающаяся на современные научные знания и общественные настроения, с другой стороны основанная на главном постулате религии о сотворении мира и человека Богом, после чего (наиболее часто - в результате грехопадения) человек абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия - это путь поиска возвращения к Богу. Этому взгляду соответствовала концепция прамонотеизма, согласно которой религия в человеческом обществе существовала всегда, и к тому же изначально имела форму монотеизма, который у многих народов был впоследствии утрачен, выродившись в тотемизм, язычество и прочие немонотеистические формы религии. Концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёным и литератором Э. Лэнгом, впоследствии получила свое развитие в 12-томном труде католического священника, антрополога и лингвиста В. Шмидта «Происхождение идеи Бога». Однако позднее она была подвергнута критике. По мнению Крывелёва И. А. в сочинении Вильгельма Шмидта есть ошибки, а после смерти Шмидта его ученики, группирующиеся вокруг журнала «Anthropos», предприняли ревизию его работы и фактически отказались от неё, постулируя в качестве первичной формы религии не прамонотеизм, а пратеизм;

- эволюционная: религия возникает при определённом уровне развития сознания в силу невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный человек определял все явления как некие разумные действия, объясняя проявления природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могущественного, чем человек. Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоотношений между этими силами копировалась с соответствующей организации человеческого общества. Согласно этому подходу, религия прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был преанимизм, затем анимизм, тотемизм, политеизм и наконец монотеизм.

Идею последовательного усложнения религиозных верований впервые предложил Э. Тайлор, который выдвинул гипотезу о том, что первоначальной формой религии был анимизм. В дальнейшем идеи Тайлора получили развитие в работах Дж. Фрейзера (магия как первоначальная форма религии), Р. Маретта, Л. Я. Штернберга (эпоха аниматизма, оживотворения всей природы), и Л. Леви-Брюля (первобытный дологический мистицизм).

Основатели марксизма также разработали концепцию, согласно которой корнем религии является реальное практическое бессилие человека, сперва перед природными, затем перед социальными явлениями, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том, что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности. Также широко известно выражение «религия есть опиум народа».

Согласно имеющимся на данный момент сведениям о периоде палеолита, по меньшей мере, к концу этой эпохи, древние люди развили то, что мы могли бы назвать религией или духовными отношениями. На это указывают имевшиеся у них к тому времени обычаи ритуального захоронения и наскальные рисунки в пещерах. Люди, вероятно, верили, что естественный мир населяли боги или божества, или даже, что различные объекты и места, такие, как камни или рощи, сами были живы. Религиозные верования и практики - как мы могли бы их себе вообразить - сформировали социальную структуру, как бы связывая общины и повышая эффективность их деятельности.

Некоторые из исследователей полностью отвергают мысль о существовании дорелигиозного периода, а в качестве обоснования своего взгляда утверждают, что «современной этнографии не известен ни один народ, ни одно племя, не имеющее религиозной традиции, дорелигиозное».

Однако другие исследователи считают, что все утверждения о том, что религия изначально присуща человеку, не выдерживают критики. По их мнению, дорелигиозный период длился очень долго, вплоть до формирования неандертальца. Некоторые из них так же полагают, что признаки, свидетельствующие о наличии религиозных представлений и обрядов, становятся действительно многочисленными и убедительными лишь для периода верхнего палеолита (около 40-18 тысяч лет назад). С определением времени возникновения религиозных обычаев тесно связана проблема определения различия и разграничения первобытных «формирующихся людей» (архантропов и палеоантропов) и первобытных людей современного физического типа (неоантропов, Homo sapiens), к которым принадлежали люди верхнего палеолита, именуемые обычно кроманьонцами.

Ранние формы религии. Наблюдая смену дня и ночи, времен года, жизнь растений и животных и соплеменников, смерть и сон, рождение и угасание и много другое, первобытный человек не мог понять эти явления. Непонятные и грозные явления природы, болезни, смерть вселяла в сознание наших далеких предков тревогу и ужас. Постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать эти явления. Это и было началом религиозных представлений.

Одной из самых ранних форм религии был тотемизм - представление, что все члены рода происходят от определенного животного - тотема. Иногда тотемом считался какой-либо предмет, фетиш, и в таком случае форма религии называлась фетишизмом - поклонение определенным объектам материального мира, рукотворным или имеющим природное происхождение.

Другой формой первобытной религии была магия. Это была вера в то, что человек якобы может воздействовать на природу различными приемами заклинаниями. Человек стал поклоняться солнцу, земле, воде, огню. Всю природу человек в своем воображении населил духом. Эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от лат. слова – «анимус» - дух). Сон, обморок, смерть первобытные люди объясняли уходом духа, (души) из тела. С анимизмом связаны вера в загробную жизнь и культ предков. Для первобытных (и не только) религий характерно поклонение чему-либо, выделяющемуся из обыденного мира, будь то камень странной формы, близнецы или гроза. Чистой формы первобытной религии не существовало. Все примитивные культы – смешение фетишизма, тотемизма, анимизма и магии [1].

Родоплеменные религии. Шаманизм – более сложная форма религии, основанная на анимистической идее возможности общения человека с душами умерших. Общение шамана с духами происходит в состоянии экстаза, которое достигается в ходе камланий – особых ритуалов, сопровождающихся ударами бубна, пляской, пением и другими действиями, возбуждающими психику человека. Соплеменники верят, что в это время душа шамана отправляется в царство духов и доносит до них просьбы людей, ведет с ними переговоры, задабривает их или вступает с ними в борьбу.

Зороастризм (маздаизм, авестизм, огнепоклонство) – древняя иранская религия, возникшая в VII – VI вв. до н.э. Основателем считается Заратуштра Священной книгой является Авеста. Для этой религии характерен дуализм. Весь мир разделен на две сферы: земную – мир вещей, духовную – мир душ. Во Вселенной происходит борьба добрых духов и божеств (ахуров) со злыми духами и божествами (дэвами). Специфичкский обряд захоронения – «выставление» трупов в дакмах (башнях молчания). Вследствие этого четыре почитаемых элемента (вода, земля, огонь, воздух) с ним не соприкасаются. В настоящее время зороастризм в основном существует в виде парсизма в Индии.

Национальные религии (иудаизм и индуизм). Иудаизм – религия еврейского народа, возникшая в I тысячелетии до н.э. на Ближнем Востоке. Вероучительное ядро религиозной доктрины иудаизма образует последовательно проведенный монотеизм, т.е. идея о том, что существует единый Бог Яхве, Творец и Промыслитель мира, вечный, всемогущий и вездесущий. В XII-XIII вв. среди еврейских религиозных мыслителей преобладающим мировоззрением становится система философских взглядов Каббалы, она быстро распространилась в странах Европы. С середины XIX в. можно говорить о трех тенденциях, которые находят свое выражение в различных философских и религиозно-политических движениях иудаизма – реформистской, ортодоксальной и консервативной.

Индуизм – одна из древнейших и наиболее распространенных религий современного мира, наследник и продолжатель идей ведической религии и брахманизма, в Индии обозначается, как правило, термином «хинду дхарма», те. Закон индусов. Основан на почитании богов Вишну и Шивы, а также женского аспекта Шивы-Шакти. Сохранил много элементов первобытных верований: фетишизма, анимизма, магии, тотемизма – поклонения природы, рекам и т.д. Природа, Вселенная – небольшая, незначительная часть Бога, которая происходит путем соединения мужского и женского начал («Бог – не только отец, но и мать мира»). Бог обладает тремя главными функциями, или свойствами: созидания, сохранения и разрешения. Эти свойства высшего Бога выражают: Брахма – бог-созидатель Вселенной, Вишну – сохранитель всех миров, и Шива – разрушитель. Брахма, Вишну и Шива образуют тримурти – три лица, образа Брахмана.

Мировые религии (буддизм и ламаизм). Буддизм – самая древняя из трех мировых религий, возникшая в индии, в VI в. до н.э. Основателем ее считается у Будда, бывший принц Сиддхартха, после семилетних поисков путей освобождения человека от страданий ставший Буддой – «просветленным» (отсюда и название этой религии). В середине I в., проникает в ареал «иероглифической» культуры, несколько позже – в Тибет, Азию, Монголию (в этих регионах превалировала махаяна).

Ламаизм – различные течения буддизма в северном ареале распространения этой религии (Тибет, Монголия, Бурятия, Тува, Калмыкия). Образован от тибетского слова «лама» (высший), которым именуют буддийских монахов в названных регионах. Однако Далай-лама XIV, нынешний глава буддистов (точнее, лидер одной из ведущих школ – гелугла) призвал отказаться от употребления этого термина из-за его искусственного характера (ни одно течение буддизма так себя не называет), а также из-за дискредитации его официальной пропагандой КНР и предложил говорить о национальных формах буддизма (тибетском, монгольском и т.д.) [4].

Мировые религии (христианство и ислам). Христианство (от греч. – помазанник) – религия, являющаяся наряду с буддизмом и исламом мировой религией. Основу вероучения христианства составляет Священное Писание – Библия и Священное Предание. Основные христианские догматы: догмат троичности Бога, догмат боговоплощения и догмат искупления. Христианство возникло в I в. н.э. в Палестине, находившейся в составе Римской империи. Первоначальное христианство существовало в виде разнозненных общин [2].

Ислам (араб. – предание себя Богу, покорность) – одна из трех мировых религий, наряду с буддизмом и христианством. Ислам возник в Аравии в VII в., его основатель – пророк Мухаммед. Основу вероучения составляют Коран и Сунна; основной догмат – поклонение пророка Мухаммеда посланником Аллаха. Играет важную роль во внутренней и внешней политике современных мусульманских стран в международных отношениях. Усиливается роль стран мусульманского Востока в мировой экономике и социальном развитии [3].

НРД (новые религиозные движения). И отечественные и западные ученые сходятся во мнении, что пока невозможно дать адекватное определение феномену НРД.

Профессор социологии религии Лондонской школы экономики и политических наук Айлин Баркер констатирует: «Самое главное обобщение, которое можно сделать о НРД – это невозможность обобщения о них. Они различаются своими традициями внутри этих традиций».

Религиозная реставрация нередко культивирует дух религиозной исключительности и нетерпимости, религиозности, «закрыто» для непосвященных и являющейся достоянием избранных, верных. Основанием притязании на исключительность служит уверенность в монопольном обладании истиной. Обновление религии в современном мире возможно лишь на пути обретения нового религиозного опыта, опыта человеческого в человеке. Если наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества населяющих ее миллиардов людей, то будущее религии зависит от того, в какой мере может быть социально значимым ее вклад в поиски ответа на вопрос, что значит быть человеком [5].

Библиографический указатель:

 

1.Библейская энциклопедия.- М.: Рос. библейское об-во, 1998. 584 с.

2.Доний А.Н. У истоков христианства. - М.: Политиздат, 1979. 462 с.

3.Мусин И.Д. Рукописи Мёртвого моря. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. 271 с.

4.Поликарпов В.И. История религии: Лекции и хрестоматия.-М.: Экспертное бюро, Гардарика, 1997.310 с.

5.Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М.: Изд-во полит. лит., 1976. 574 с.

 

 

УДК 316.74(574)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.114.76 (0.016 с.)