Основа стабильности и согласия в республике Казахстан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основа стабильности и согласия в республике Казахстан



Клишина Е.А., Лисичкина В., КЭУК, Караганда, Казахстан

 

Диалог культур был и остается главным в развитии человечества. Именно поэтому многие религиозные деятели настоятельно поднимают вопрос о необходимости организации диалога между различными религиями (конфессиями), как на региональном, так и на международном уровнях. На сегодняшний день очень важен поиск практических решений, которые могли бы способствовать взаимному диалогу представителей различных религиозных объединений, конфессий, культурных центров, социальных групп и институтов гражданского общества.

Межконфессиональный диалог правильно понимать, ни как диалог религий, а как диалог представителей этих религий. Но зачастую при использовании этого термина его понимают именно как диалог религий. Что же такое межконфессиональный диалог? Межконфессиональный диалог - это общение представителей разных религий не с целью навязать свои верования, а разговор в атмосфере терпимости, тепла, любви, взаимоуважения, открытости, свободы, искренности для того, чтобы понять, принять и научиться жить, сотрудничать и взаимодействовать вместе.

То, что сегодня происходит в мире: конфликты, терроризм, войны на религиозной или национальной почве, экономическая разобщенность, загрязнение окружающей среды, все это общемировые проблемы, которые касаются каждого человека. И в решении этих проблем межконфессиональный диалог играет важную роль.

Межконфессиональный диалог вовсе не означает, что человек должен отказываться от правил и убеждений, которым он следует. В процессе диалога, каждый должен относиться с уважением к религии собеседника, познакомиться с ней, разобраться в системе ценностей, а также представить свою систему мышления, свои культурные, религиозные ценности. Это необходимо, так как история показывает нам, что множество проблем в мире появлялось именно потому, что кто - то хотел навязать свою точку зрения, а кто - то не желал слушать другого.

Таким образом, диалог является самым лучшим и логически правильным путем в деле формирования стабильного глобального мира. Нынешние условия таковы, что ни одна страна, ни одна группа в одиночестве не в состоянии стать счастливой и жить в абсолютной безопасности и в абсолютном покое.

«Польза от постоянного диалога между религиями может быть огромной. Во-первых, такой диалог может способствовать устранению (или хотя бы сглаживанию) межрелигиозных противоречий, ввести идеологическое соревнование между религиями и конфессиями в цивилизованные рамки, что весьма положительно скажется на национальных отношениях и социально-политической стабильности. Во-вторых, межрелигиозный диалог поможет объединению усилий людей различных вероисповеданий и национальностей на борьбу против глобальных угроз, несущих беды человечеству. В-третьих, межрелигиозный диалог, поможет обществу осознать тот факт, что реальные причины, лежащие в основе религиозно-политического экстремизма и международного терроризма бесперспективно искать в том или ином религиозном учении. Тем самым будет облегчен поиск подлинных причин таких явлений, а, следовательно, средств и методов эффективной борьбы с ними. В-четвертых, межрелигиозный диалог, дает мощные стимулы для налаживания необходимой воспитательной работы, направленной на предупреждение подобных преступных деяний в будущем» [1].

На протяжении своего существования человечество выработало принципы межрелигиозного диалога.

Принципы межрелигиозного диалога - это минимум исходных положений, принимаемых его участниками, не придерживаясь которых невозможно приступать к самому диалогу. Следует выделить пять наиболее важных принципов:

1. Первейшим из них является принцип толерантности. В данном контексте толерантность есть терпимое отношение последователей одной религиозно-конфессиональной общности к последователям других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый придерживается своих религиозных убеждений и признает такое же право за другими.

2. Исключительное значение для организации межрелигиозного диалога имеет принцип равноправия его участников. Добровольно договариваются лишь равные. Любая попытка поставить одного из участников диалога в привилегированное положение является препятствием для нормального течения диалога.

3. Еще одним важным принципом межрелигиозного диалога является открытость его участников. Открытость - это нескрываемое от других искреннее выражение своей позиций, сочетающееся со стремлением слушать и слышать других, непредвзято воспринимая и оценивая их точку зрения. Открытость вовсе не тождественна требованию отказа участников диалога от своих убеждений или уступки чужим убеждениям. Ее ценность в том, что она помогает субъектам диалога лучше уяснить взгляды друг друга, благоприятствует сопоставлению различных мнений, выявлению общих интересов и выработке согласованных решений.

4. Конструктивный подход, нацеленность на позитивные результаты является еще одним необходимым принципом межрелигиозного диалога. Религиозный плюрализм, идейная конкуренция конфессий предполагает несовпадение позиций участников диалога. Настроенные на конструктивность субъекты диалога приходят при обсуждении общих проблем к принятию взаимно приемлемых решений на компромиссной основе. Разногласия устраняются путем согласований. Компромисс возможен и необходим в вопросах, касающихся земного бытия, социально-политических установок и культурного разнообразия.

5. Отказ от критического рассмотрения вероучений. Начало полемики о преимуществах или недостатках того или иного религиозного учения означает конец диалога.

Диалог предполагает, что этот мир останется разнообразным и многоголосным. «Движение к диалогу - это путь, в котором каждая из конфессий должна научиться новому способу мышления. Мышлению, которое, не отрицая самобытности, индивидуальности различных религиозных миропониманий, открыто для общения и взаимопонимания. Ростки такого мышления есть в любой религии, их нужно бережно сохранять и взращивать» [2].

С обретением независимости в 1991 году Республика Казахстан вступила в новый этап исторического развития, который характеризовался множеством политических, экономических, социальных и культурных изменений. Эти изменения были невозможны без стабильности и консолидации общества. В 1997 году в Послании народу Казахстана «Казахстан - 2030» Президент страны Н.А.Назарбаев подчеркнул: «…до сильной стабильности, а тем более консолидации и единства ещё далеко, и предстоит большая работа, чтобы все мы чувствовали себя единой семьёй, знали свои цели и двигались к ним согласованно» [3, с.6].

Принцип толерантности или веротерпимости всегда был присущ народу Казахстана. За годы независимости Казахстан продемонстрировал миру наличие своей стратегии достижения межнационального согласия. Наши действия были нацелены не просто на возрождение культуры народов Казахстана, а на ведение постоянного диалога, выстраивание добрых отношений между всеми этническими и конфессиональными группами в нашей стране. Можно с уверенностью сказать, что в процессе диалога мы добились больших успехов:

-в Казахстане утверждены принципы и нормы межконфессиональной толерантности;

-укреплены взаимопонимание и терпимость между различными религиозными объединениями;

-достигнуто сотрудничество государственных органов, культурных, религиозных объединений.

Достижение межконфессионального мира является важным условием существования современного казахстанского общества. Сегодня в Казахстане в мире и согласии проживают представители более 140 этнических и 18 конфессий.

Основы многоконфессионального государства заложены законодательством с первых лет существования независимой республики. В соответствии с Конституцией Казахстан является светским государством. Статья 19 Конституции гласит: «Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность». Статья 22 провозглашает: «Каждый имеет право на свободу совести». В Казахстане гарантирована свобода вероисповедания и провозглашено отделение религии от государства. Национальная политика Казахстана – миротворческая и созидательная, нацеленная на взаимопонимание людей разных национальностей и достижения межэтнического согласия. Государство поддерживает деятельность региональных национально-культурных центров, республиканских и региональных национальных газет, радио и телепрограмм, национальных театров. Одним из основных достижений в деле установления духовного согласия в Казахстане является проведение съездов мировых и традиционных религий. Идея по организации и проведению Съезда лидеров мировых и традиционных религий в столице Казахстана Астане принадлежит Президенту страны. Уникальность съезда состоит в том, что с инициативой его проведения впервые выступили не лидеры конфессий, а руководитель светского государства. Инициатива казахстанского президента получила широкую поддержку со стороны международного сообщества, став отправной точкой в создании глобальной диалоговой площадки, на которой люди могут говорить друг другу о том, что их волнует, совместно искать точки соприкосновения мнений и взаимодействия. По инициативе Президента страны создан Международный центр культур и религий МЮ РК. Основной целью данного центра является исследование мирового опыта развития и взаимодействия культур, религий, особенностей государственной политики Республики Казахстан по укреплению межконфессионального согласия и единства народа Казахстана. Большую роль в деле сохранения и укрепления национального и межконфессионального единства играет Ассамблея народа Казахстана. За годы своего существования Ассамблея народа Казахстана прошла длительный путь развития. Во многом благодаря работе Ассамблеи в нашей стране сформировалась уникальная модель межэтнического и межконфессионального согласия, где каждый гражданин, независимо от этнической или религиозной принадлежности, обладает и пользуется всей полнотой гражданских прав и свобод, гарантируемых Конституцией. В республике созданы все необходимые условия для развития культуры, языка, традиций всех этносов Казахстана.

Второе десятилетие нашей истории совпало с новым столетием, которое столкнулось с небывалым ростом межнациональной и религиозной вражды. Поэтому мы должны гордиться тем, что главным достижением Казахстана является межэтническое согласие, мир и стабильность в нашем общем доме.

В сложных условиях нам удалось создать универсальную модель взаимоотношений между всеми этническими и конфессиональными группами, проживающими в нашей стране. Эта модель основана на взаимопонимании и терпимости, патриотизме и гражданской ответственности за судьбу страны у представителей всех этносов, живущих на древней земле казахов.

Жить в современном мире – значит быть открытым и терпимым к другим народам, культурам, религиям. Обеспечение единства многонационального Казахстана – это не только достижение прошлого и настоящего, но и задача будущего. Все народы и религии имеют право на существование, важно помнить об этом. «Ценности духовной свободы, независимости, открытости, терпимости друг к другу, взаимоуважения, соучастия, дружбы и любви – концентрируются и в своей полноте наиболее адекватно воплощаются в «идеологии» диалога» [4].

Глава государства Нурсултан Назарбаев подчеркивает: «Казахстан – это единая земля, единый народ, единое будущее. Я призываю всех казахстанцев к дальнейшему укреплению межнационального и межконфессионального согласия. Это наши вечные ценности. Только соблюдая эти канонические истины, мы сможем говорить о вечном народе, вечной столице и вечном государстве» [5].

Библиографический указатель:

1.А.П.Абуов, Межконфессиональный диалог как основа социального согласия // http://www.ashgabat.kz/.- 2014.- 1 апреля.

2.М.Ю. Онучко, Межконфессиональный диалог в Республике Казахстан: некоторые вопросы, опыт и тенденции // http://kalamger.ucoz.kz/. - 2009. -13 ноября.

3.Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана // Казахстанская правда. - 1997. - 11 октября.

4.Толерантность и межрелигиозный диалог в Казахстане // http://www.kazportal.kz/.

5.Назарбаев Н.А. «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства»: Послание Президента народу Казахстана // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. - 2012. - 14 декабря.

 

УДК 37. 017 (574)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.98 (0.011 с.)