Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Толерантность как феномен культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Клишина М.В. к.ф.н., профессор, Амангельдина Р., ст.гр.Тур-14с КЭУК, Караганда, Казахстан
Проблема формирования толерантности – одна из самых острых проблем современности. Это объясняется целым рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванное локальными войнами, проблемами беженцев и т.д. В Преамбуле Устава ЮНЕСКО подчеркивается, что «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества», также напоминается, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии», «на свободу убеждений и на свободное выражение их», и что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» Толерантность как явление культуры зародилась в эпоху античности. С ней связана система ценностей – свободы, равенства, уважения к человеческой личности, ее индивидуальности на основе мифологического типа мировоззрения. Древние римляне возвели это понятие в ранг закона, официальной доктрины. Дипломатия и юриспруденция ввели понятие «толерантность» в свой арсенал как одну из основополагающих норм гражданского права. Толерантность (англ., фр. tolerance – терпимость, лат. tolerantia – терпение) - терпимость, снисходительность к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям, один из основных демократических принципов, неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы и прав человека [1, с. 488]. Толерантность – это качество нравственной, правовой, политической культуры каждого общества, каждого гражданина, невзирая на пол, возраст, этническую, конфессиональную или расовую принадлежность. Основным требованием толерантной культуры является свободное вероисповедание свободно избранных нравственных, социально-политических, мировоззренческих предпочтений. Участившиеся в последнее время акты нетерпимости, насилия, терроризма, дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным группам общества вызывают во всем мире чувство тревоги, поэтому необходимо сделать все для распространения и утверждения идеалов толерантности. Толерантность как признание ценности многообразия личностей и культур должно стать жизненно важным принципом и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов. Сложившаяся ситуация заставляет по-новому взглянуть на взаимоотношения между людьми одного коллектива, отдельных народностей, мирового сообщества в целом. Происходит осознание важности решения этой глобальной проблемы. Первоосновой должна стать активная позиция каждого, адекватное отношение к проявлениям иного мировоззрения, культуры, языка, поведения. Толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов,преодоления конфликтов. Нетерпимость ведет человечество к братской могиле, поэтому проблема толерантности сегодня обрела международный смысл. Не случайно Генеральная Ассамблея ООН в декабре 1992 года принял резолюцию, приветствующую инициативу ЮНЕСКО провести год Организации Объединенных Наций, посвященный терпимости. Этот год был приурочен к пятидесятой годовщине образования ООН и ЮНЕСКО. Государства - члены ООН объявили 16 ноября ежегодным Международным Днем Толерантности. «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» - говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В Декларации определено понятие толерантности как: -уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности; -отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека. Толерантность - не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Толерантность - привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций. ООН выступает против дискриминации - расовой, по признаку пола, национальности, в системе образования и т. д. Однако дискриминация возникает, как следствие различия в экономическом и социальном положении людей. «Воспитание толерантности – это вопрос психологического взросления и духовного становления. Для этого необходимо осознавать, что все окружающее нас составляет часть единого целого, что невозможно причинить вред другому, не навредив себе. Подобная философия порождает чувство уважения ко всему живому. Толерантное сознание позволяет брать ответственность за происходящее на себя, способствует становлению социально-личного чувства доверия, социальной восприимчивости, уважения прав другого» [2, с. 4]. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим; способствовать формированию навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. При этом важно, что именно близость нравственных традиций разных слоев и духовное единство общества являются необходимым условием становления толерантных отношений между гражданами. Формирование толерантности на основе системы нравственно-духовных ценностей объединяет людей как членов общества, имеющего свою культуру, историю, интеллектуальные традиции. Толерантное сознание как необходимость для существования современного общества предполагает знакомство с множеством аспектов общественного бытия, истории общественных, межнациональных, межрелигиозных отношений, опытом разрешения конфликтов. При правильном формировании толерантности формируется активная жизненная позиция и стремление личности к самовыражению и самореализации. Познание этнических и социальных взаимосвязей позволяет поддерживать толерантное сосуществование народов. В полиэтническом пространстве в современной ситуации видится необходимость ориентации на культурно-политические способы решения этнических проблем, что позволит предотвратить межэтнические противоречия. «Многовековое сосуществование этносов на одной территории предопределило идентичные процессы, протекающие в рамках культурной сферы каждого изучаемого народа. В ходе взаимодействия происходит двусторонний процесс проникновения культур, но при этом, осознавая ценность своей этнической культуры, каждый народ стремится к ее сохранению и трансляции для сохранения своей «самости» на фоне роста этнического самосознания» [3, с. 10]. Культура человечества богата и многообразна. Она возникла на самых ранних стадиях развития общества и неразрывно связана с его историей. Термин «культура» (латинского происхождения) означает возделывание, преобразование, улучшение, производимое человеком в процессе деятельности для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. «Культура – определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность» [1, с. 288]. Весь окружающий нас мир – это мир культуры. Важнейшим признаком культуры является ее всепроникающий характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности. Главное значение культуры состоит в том, чтобы постоянно содействовать духовному развитию человека, всемерному раскрытию его талантов, дарований и способностей. Создавая разнообразный мир культуры, человек одновременно развивает свои творческие силы, формирует свой духовных облик. «Разные культуры и разные национальные, этнические и религиозные группы населения, которые проживают на одной территории, но не обязательно контактируют друг с другом, составляют общество с множеством культур. В таком обществе различия воспринимаются отрицательно и являются оправданием для дискриминации, каждая группа считает свои культурные достижения исключительными и не подвергает сомнению свое превосходство над остальными. Межкультурное общество – это общество, в котором разные культуры и разные национальные, этнические и религиозные группы населения не только проживают на одной и той же территории, но еще и взаимно признают образ жизни и ценности друг друга. Поддерживают отношения взаимодействия, что является основой возникновения из нескольких разных субкультур единой культуры, динамичной, изменяющейся и жизнеспособной» [4, с.69]. В таком случае толерантность является тем механизмом, который способствует трансформации сообществ в современных условиях глобализации, технократизации и других проблем мировой культуры. Толерантность, установленная путем дружбы между представителями разных национальностей, не только обогащает саму социальную действительность, что естественно, но и выражает общечеловеческую солидарность. Поэтому готовность подавляющего большинства к установлению дружественных отношений между представителями разных народов служит тем реальным фундаментом, на котором держится этнополитическое спокойствие. Культура и воспитание толерантных начал носит многоплановый характер в условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности населения. Формирование толерантности находит выражение в уважении жизни, человеческой личности, ее достоинства и прав, отказ от насилия и его недопущение. Приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, солидарности, взаимопонимании, как между народами, так и между этническими, религиозными и иными группами, формирует толерантную культуру в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения. «Построение культуры терпимости через уважение и понимание мира другого, переход к ненасильственному существованию, к отношениям, основанным на принципах гуманизма и взаимного уважения, являются основой формирования толерантного сознания граждан» [5, с. 93]. Толерантная культура является важнейшей, базисной характеристикой личности. Она проявляется как устремленность личности к избранным целям и ценностям, как способность к духовной жизни. Однако эта способность заложена в личности потенциально, поэтому необходима система специально созданных психолого - педагогических условий и средств для ее эффективного формирования. Культура всегда несет в себе оценочный компонент и не может быть понята вне ее аксиологических характеристик, поскольку непосредственно связана с аффективно-эмоциональной сферой. В силу этого одним из действенных средств формирования толерантной культуры личности выступает искусство как система гуманистических и духовных ценностей. Нравственные образцы поэзии Абая и Шакарима наглядно демонстрирует толерантность во взаимоотношениях между людьми, основанные на справедливости, человеколюбии и совестливости. Вообще, можно сказать, что совесть, как нравственное чувство, обращенное вовне, является неотъемлемым атрибутом толерантной культуры. Вершиной духовного синтеза Шакарима является предложение о введении в процесс образования и воспитания науки совести - приоритета аксиологического аспекта в его видении образцов будущего. «Человеческую скромность, справедливость, доброту в их единстве, - писал Шакарим, v я называю мусульманским словом уждан, русским - совесть» [6]. «Совесть есть желание, потребность души. Это потому. Что душа является такой сущностью, которая никогда не исчезнет а, с каждым разом все совершенствуются, идет к возвышению» [7]. Основой восходящего развития души, согласно Шакариму, является совесть. В становлении человека важная роль отводится человеческой совести. Это понятие отличает человека от обывателя, как утверждал Абай. Совесть, если она есть у человека, показывает ему, что за свои поступки он отвечает сам. Человека делает человеком совесть, даже при приближении смерти нельзя продавать совесть. В понимании мыслителя, поступлении совестью - это большая вина человека, его первородный грех, это духовное преступление человека, совершенное им самим. Продать совесть, потерять совесть - это большой духовный грех. Таким образом, позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира. Воспитание у молодых людей толерантности и отношение к ней как к важнейшей ценности общества – необходимый вклад в развитие культуры мира. Толерантность предполагает признание разнообразия человеческого общества, ориентирует людей на уважительное отношение к чужим культурным традициям, обычаям, обрядам. Право каждого быть самим собой, не подстраиваясь под формат общего мнения, существующие стереотипы и предрассудки, – одно из фундаментальных положений современной цивилизации. Библиографический указатель: 1.Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001 2.Хоруженко, К. М. Культурология. Энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. – Ростов н/Д, 1997. 3.Резолюция ООН по объявлению Международного Года толерантности. Democracy and Tolerance/ Proceedings of the International Conference, Seoul, Republic of Korea, 27-29 September 1994/. Seoul, 1995, pp. 221-224. 4.Гордеева, В. А. Основы толерантности / В. А. Гордеева. – Иркутск, 2004. 5.Агафонова, Н. Н. Проявление этничности в социальном взаимодействии и проблемы формирования позитивных межэтнических установок / Н. Н. Агафонова // Формирование культуры толерантности в молодежной среде Пермского края: интеграция опыта. – Пермь, 2008. 6.Шакарим. Три истины. Алматы, 1999 7.Абай. Книга слов. Поэмы. Алматы: ЕЛ, 1993 УДК 37.017 (574)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 3375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.78 (0.014 с.) |