Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зависимость между толерантностью-интолерантностьюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
и способами реагирования (%)
На наш взгляд, большинство испытуемых по каким-либо причинам отвечали не достаточно правдиво, о чем свидетельствуют показатели первой серии эксперимента. Анализ данных таблицы 2.12 показывает, что степень толерантности-интолерантности не оказывает влияния на выбор способа взаимодействия. Высокому проценту (100) степени толерантности воспитателей соответствует только 11,8% выборов продуктивных способов взаимодействия. Поскольку непродуктивные способы взаимодействия основаны на защитных механизмах психики, то защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий, позволяет "уйти от угрожающей реальности", иногда преобразовать эту угрозу (З.Фрейд). Подобное несоответствие в количественных показателях между анкетными данными и выбором способов реагирования в реальных межкультурных ситуациях характерно для всех респондентов, что свидетельствует о слабой рефлексивной способности и студентов, и психологов, и воспитателей к решению сложных педагогических ситуаций, где субъектами взаимодействия выступают как дети, так и их родители. Исследование В.Г Рощупкина так же подтверждает необходимость развития способности к рефлексии как важнейшего условия понимания инокультурных людей [86, с.92]. Педагогическая деятельность в ситуациях межкультурного взаимодействия имеет свою национальную специфику. Профессиональная национальная культура - внепространственная специализированная деятельность. При этом следует особо подчеркнуть, что в понятие «национальная профессиональная культура» В.Г.Бабаков, В.М.Семенов включают как способы деятельности специалистов-профессионалов, так и ее результаты. Сюда же входят профессиональные знания, навыки, нормы поведения специалистов-профессионалов. Трансляция профессиональной национальной культуры происходит в основном через систему образования и социализации, средства массовой информации и учреждения культуры. В процессе этой трансляции общечеловеческие и национальные ценности, образцы, эталоны синтезируются и ассимилируются этнической культурой. Однако этот процесс носит сложный и противоречивый характер; не все ценности национальной культуры одинаково воспринимаются и усваиваются отдельными индивидами и социальными группами [6]. В результате чего в ситуациях межкультурного взаимодействия в конфликт вступает профессиональное и национальное сознание педагога. Национальное сознание начинает формироваться гораздо раньше, чем профессиональное, поэтому в противостоянии оно имеет определенное преимущество. Вопросы толерантности возникают в профессиональных ситуациях тогда, когда ценности человека подвергаются сомнению, пренебрегаются либо нарушаются [29, с. 107]. Для предотвращения таких ситуаций большое значение имеет воспитание этнической толерантности. Важными выводами исследования являются: 1. Независимо от профессионального опыта, возраста респондентов эксперимента, существенных изменений в кросскультурной компетентности не обнаружено. Как показали данные констатирующего эксперимента, решение профессиональных ситуаций происходит за счет работы механизмов национального сознания, но не профессионального. 2. Уровни толерантности - интолерантности определяются различной выраженностью и не коррелируют с возрастом и уровнем образования испытуемых. 3. Степень толерантности — интолерантности не оказывает влияния на выбор педагогических действий в профессиональных ситуациях. 4. Степень толерантности — интолерантности не коррелирует со способами решения педагогических ситуаций. Высокому проценту (66%) степени толерантности студентов, психологов и воспитателей соответствует низкий показатель (9,5%) выборов продуктивного способа взаимодействия. Нужно отметить, что государственным образовательным стандартом по подготовке специалистов-педагогов не предусмотрено владение выпускником такой компетентностью. В.Г. Рощупкиным были проанализированы структуры учебных дисциплин для студентов педагогических специальностей «Введение в педагогическую профессию», «Педагогические теории, системы, технологии», «Философия и история образования» с точки зрения их возможностей в формировании кросскультурной грамотности студентов. Анализ показал, что, хотя они и создают условия для последовательного развития процесса понимания иной культуры, проблема формирования кросскультурной компетентности студентов не находит целостного отражения [86, с.114]. Полученные сведения необходимы для разработки программы формирующего эксперимента «Формирование кросскультурной компетентности как структурного компонента профессионального сознания воспитателя дошкольного образовательного учреждения». 2.4. Методика формирования кросскультурной компетентности как структурного компонента профессионального сознания воспитателя ДОУ
На современном этапе перед системой образования стоят задачи по подготовке специалистов, обладающих кросскультурной компетентностью. Теоретическое обоснование дескриптивной модели профессионального сознания педагога ДОУ в современных кросскультурных условиях и результаты исследования особенностей выбора педагогических действий педагогом как компонента его профессионального сознания позволили разработать программу второго этапа исследования. Обоснование метода формирования рефлексивного поведения в ситуациях межкультурного взаимодействия В основу формирования кросскультурной компетентности как структурного компонента профессионального сознания положен метод формирования рефлексивного поведения в ситуациях межкультурного взаимодействия. По мнению З. Фрейда, человеческая психика представляет собой некий сложный конгломерат, состоящий из различных уровней и компонентов, отражающих как сознательные, так и бессознательные процессы. Фрейд, ставя перед собой задачу выявления содержательной стороны бессознательного, подвергает эту сферу аналитическому расчленению. Здесь он высказывает важную мысль о существовании двух форм бессознательного: скрытое, "латентное" бессознательное, т.е. то, что ушло из сознания, но может в дальнейшем "всплыть" в сознании и вытесненное бессознательное, т.е. те психические образования, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то мощная незримая сила. Возможность осознания бессознательных механизмов осуществляется тогда, когда имеющееся предметное представление облекается в словесную форму. Отсюда и то важное значение, которое Фрейд придавал роли языка и законов лингвистики в раскрытии болезненной симптоматики пациента. Л.С. Выготский определяет осознание как акт сознания, предмет которого деятельность сознания … «я осознаю, что я припоминаю, т.е. я собственное припоминание делаю предметом собственного сознания» (Л.С. Выготский). По мнению В.Г. Маралова, осознание связано с развитием рефлексивных механизмов. Уровень осознания существенно повышается посредством наблюдения, противопоставления, интерпретации возможных точек зрения, позиций, способов и приемов восприятия и поведения. Благодаря увеличению информации педагоги начинают осознавать и оценивать альтернативы нежелательному поведению и рост собственных профессиональных и личностных возможностей в связи с отказом от нежелательных действий [51, с.186]. Осознанность - категория практической психологии – это включение сознания на происходящее, способность сопровождать сознанием свои актуальные состояния, действия, деятельность; достижение понимания ранее неосознаваемых аспектов и взаимосвязей собственной жизни, внутренних проблем и конфликтов, особенностей своего поведения и эмоционального реагирования, взаимоотношений с окружающими. Чем более у человека осознанность своих действий и своего поведения, тем яснее у человека видение используемых им шаблонов и инструментов, понимание своих мотивов и целей, своих проблем и своих возможностей. Следует отметить, что если педагог не осознает особенности своего поведения (факторы, средства или «инструменты» педагогической деятельности), то значительно сужается сфера возможных поисков выхода из сложных «острых» и «хронических» профессиональных ситуаций. Работа по формированию кросскультурной компетентности велась со слушателями курсов Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры, воспитателями и психологами дошкольных образовательных учреждений в рамках семинаров, тренингов и педагогических советов, студентами Мурманского государственного гуманитарного университета, обучающимися по специальности «050703-Дошкольная педагогика и психология». В соответствии с учебным планом психолого-педагогического института, а так же ГОС ВПО был разработан учебно-методический комплекс факультатива «Тренинг развития кросскультурной компетентности» (см.приложение 3). Цель курса – формирование кросскультурной компетентности, развитие позитивной этнической идентичности, как компонента кросскультурной компетентности. Задачи курса: 1.Развивать коммуникативную компетентность, личные коммуникативные качества, что обеспечит профессионально зрелый и эффективный стиль общения с субъектами педагогической деятельности. 2.Формировать умение применять продуктивные способы взаимодействия в межкультурных ситуациях. 3.Развивать умения самопознания и рефлексии педагогов. 4.Формировать позитивную этническую идентичность. 5.Повышать кросскультурную компетентность через развитие способности понимать жизненные ситуации с позиции представителей «чужого» этноса. Осваивая данный курс, педагоги должны: 1. Знать закономерности и механизмы межличностного и профессионального взаимодействия, продуктивные способы его организации; 2. Уметь применять продуктивные способы взаимодействия в различных ситуациях профессиональной и личной жизни, в т.ч. межкультурных, для повышения качества жизнедеятельности в целом. Работа по формированию кросскультурной компетентности велась в два этапа, поэтому учебно-методический комплекс состоит из двух разделов. Первый раздел – «Кросскультурная грамотность как фактор интеграции в мировое сообщество», в ходе которого осуществлялось знакомство студентов со следующими темами: «Понимание культуры другого народа как фактор интеграции в мировое сообщество», «Герменевтический подход к формированию понимания иной культуры», «Метод изучения кросскультурной грамотности», «Ориентация дошкольников на понимание культуры другого народа». За основу первого раздела взята программа спецкурса В.Г. Рощупкина «Культура и образование», направленная на формирование кросскультурной грамотности студентов. Данная программа влияет только на ценностную сферу, а не на поведение, поэтому ее мы модифицировали, добавив во второй раздел тренинг, т.к. такая форма позволяет сочетать педагогические и психологические методы формирования кросскультурной компетентности как структурного компонента профессионального сознания. Второй раздел – «Тренинг различия продуктивных и непродуктивных способов реагирования с субъектами педагогической деятельности» предполагает знакомство с понятиями «продуктивные» и «непродуктивные» способы реагирования и состоит из пяти этапов, описанных чуть ниже. Тренинг различия продуктивных и непродуктивных способов реагирования с субъектами педагогической деятельности в кросскультурных условиях направлен на развитие способностей, знаний, умений, необходимых для установления и построения отношений, основанных на психологическом равенстве всех участников педагогического процесса в ситуациях межкультурного взаимодействия (детей, педагогов, родителей). Структура тренинга представлена следующими компонентами: · концепция тренинга; · раскрытие понятий «продуктивное и непродуктивное реагирования»; · отработка способов продуктивного реагирования с субъектами профессиональной деятельности в межкультурных условиях (выбор сложных педагогических ситуаций, анализ способов реагирования, диагностика продуктивного и непродуктивного поведения, демонстрация продуктивного поведения). Построение данного вида тренинга основано на идее Е. В. Сидоренко о том, что группа совместно с тренером исследует не социально-психологические явления в общем, а те из них, которые субъективно важны для участников и способствуют преодолению «драм общения» в педагогической практике. «Существуют такие характеристики общения, которые проявляются у одного и того же человека в разных контекстах, разных «средах» общения, они характеризуют для данного человека профиль коммуникативной компетентности, со своими подъемами и спадами. Эти характеристики могут устойчиво проявляться во взаимодействии данного человека именно с одним и тем же партнером или именно в данном, определенном классе ситуаций». Драма общения – это трудная задача, это вызов, с которым нужно справиться. Выделение драм общения помогает участникам осознать те механизмы (приемы, техники), которые препятствуют установлению продуктивного взаимодействия. Ситуации профессиональной деятельности занимают существенное место на жизненном пути личности. Ситуации педагогической деятельности являются наглядным примером профессиональных ситуаций. В работе каждого педагога возникают проблемные педагогические ситуации как в собственно педагогическом общении (с детьми, родителями), так и профессионально-деловом (с коллегами, администрацией, обслуживающим персоналом). От того какую тактику поведения выбирает педагог при взаимодействии с субъектами педагогической деятельности, можно определить, как дальше будут строиться отношения с детьми, с родителями, коллегами и т. д. Рассчитывать на то, что другой человек найдет лучший выход из ситуации, сделает общение безопасным, сохранит отношения не приходиться. В этой связи актуальной становиться задача: научиться самостоятельно находить адекватный выход из сложной педагогической ситуации. Тот, кто владеет техниками анализа проблемных ситуаций, может не только разрешить ситуацию, но и уменьшить число педагогических ошибок, выработать самостоятельное решение, избежать субъективизма в оценке поведения другого человека. Это возможно при условии знания и развития способности различать непродуктивные и продуктивные способы реагирования с другими людьми. Непродуктивные способы реагирования не способствуют развитию положительных межличностных отношений, не создают ситуацию развития, как для участников ситуации, так и для деятельности, так как основаны на работе защитных механизмов психики. Следует помнить, что психологическая защита – это неосознаваемый опыт прежних эмоционально заряженных отношений. Если человек интенсивно использует психологическую защиту вместо реального практического решения сложной ситуации, происходит постоянный повтор прошлого опыта, «хождения по кругу», что, в конечном счете, не приводит к саморазвитию и самореализации. Раскроем понятия «продуктивные» и «непродуктивные» способы реагирования. К непродуктивным способам реагирования относятся: «репрессивные меры», «игнорирование ситуации» и «ролевое взаимодействие». Дадим характеристику каждому из этих видов. «Репрессивные меры» (Р. М.) - это такие действия, которые направлены на демонстрацию превосходства и нанесение физического или морального ущерба другому человеку. «Репрессивные меры», как правило, проявляются через использование таких видов агрессии как: · прямая агрессия (обвинения, оскорбления, угрозы, физическая расправа); · косвенная агрессия (перенос агрессивных рисунков поведения на другой объект – ломание, бросание предметов, хлопанье дверью, стучание кулаком по столу и т. п.); · раздражение чаще всего проявляется в невербальном поведении (в позе, жестах, мимике, взгляде, интонациях). Оно обладает способностью к заражению, т. е. «инфицирует» окружающих; · обида – это сложное состояние, которое состоит из злости и мести или из злости и зависти; · подозрительность характеризуется приписыванием собственных фантазий поведению другого человека, не основанных на фактах, убеждение в том, что другие люди планируют и приносят вред. «Игнорирование ситуации» (И. С.) - это такое поведение субъекта, при котором он делает вид, что не замечает неприятной для себя информации, продолжает деятельность, как ни в чем не бывало. Управляет таким поведением установка «со мной этого произойти не может», «это не так». «Ролевое взаимодействие» (Р. В.) как вид непродуктивных способов реагирования основано на применении различных манипуляций, цель которых изменить поведение другого человека, используя приемы психологического воздействия. Педагог, в арсенале педагогических приемов которого находятся манипуляции, очень любит управлять и контролировать, он не может без этого. Такой педагог не снимает маску «Я – взрослый», «Я – воспитатель». Маска становиться атрибутом и главным действующим лицом его профессиональной деятельности, за ней скрывается страх быть уязвимым, разоблаченным и осужденным. Продуктивные способы реагирования создают условия для продолжительных положительных межличностных отношений, способствуют возникновению ситуации развития, как для личностей, так и для деятельности. К продуктивным способам относят: «рефлексию», «выяснение мотивов», «стимул к собственному изменению». «Рефлексия» (Р.) - это способность человека обосновывать собственное поведение; осознавать и проговаривать собственные потребности, чувства и мысли; видеть себя глазами других людей. Рефлектирующий педагог в процессе общения раскрывает свои подлинные мотивы, прямо выражает свои внутренние переживания, даже если они негативны (например, растерянность или слабость). Такого воспитателя характеризуют чистосердечность и выразительность, осознанность и открытость, доверие к себе и другим. «Выяснение мотивов» (В. М.) как способ реагирования направлен на понимание другого человека: ребенка, родителя, коллегу и других субъектов педагогической деятельности. «Выяснение мотивов» – это всегда стратегия партнерского взаимодействия, которая предполагает владение такими механизмами взаимопонимания, как децентрация, эмпатия. Децентрация представляет собой психологическую способность отойти от своего «Я» и приблизиться к «Я» другого человека, посмотреть на мир его глазами, встать на его точку зрения. Эмпатия – это понимание другого посредством эмоционального проникновения в его внутренний мир, чувства, мысли, потребности. Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир партнера по общению настолько точно, чтобы сохранить эмоциональные и смысловые оттенки, но при этом не переходить к состоянию идентификации с другим человеком (то есть не занимать позицию «я точно такой, как ты», «я = ты»). При эмпатии уважение к другому человеку проявляется в полноценном внимании к нему, которое направлено на то, о чем он говорит в данный момент. Очень легко подменить эмпатию советом, поучением, подбадриванием, оценкой, сочувствием, выспрашиванием. (Сатир В.) «Стимул к собственному изменению» (С. И.) - это такой способ реагирования, при котором субъект осознает собственную ошибку или неправоту и проговаривает те действия, которые он намерен совершить, чтобы исправить эту ошибку. Искренние и открытое покаяние, способность просить прощение, приносить извинение является важнейшей характеристикой доверительного общения и способно «лечить» многие ситуации. Перечисленные и описанные выше продуктивные и непродуктивные способы реагирования являются теоретической основой для анализа поведения педагога в той или иной профессиональной ситуации. Педагогическая (профессиональная) ситуация – кратковременное взаимодействие педагога с ребенком (коллективом группы) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений (в лучшую или худшую сторону) [103, с.6]. Охарактеризуем основные этапы тренинга различия продуктивных и непродуктивных способов реагирования с субъектами педагогической деятельности. I этап. После знакомства с понятиями «продуктивных и непродуктивных» способов реагирования участникам предлагается разделиться на микрогруппы по 3-4 человека. В микрогруппе учащиеся работают над одной и той же проблемой, изучают одну и ту же тему или пытаются общими усилиями, на основе единого мнения, выдвинуть свежие идеи, комбинации или нововведения. При меньшем количестве участников обсуждение будет неэффективным, при большем – группа неизбежно разобьется на подгруппы или ее часть не будет участвовать в обсуждении. При 3-4 участниках в обсуждении будет высказано большое количество идей, что позволит рассмотреть поставленный вопрос со всех сторон и, в то же время, группа сохранит свою целостность. Каждый участник микрогруппы рассказывает о своей «трудной» педагогической ситуации с одним из субъектов профессиональной деятельности. Это необходимо для того, чтобы преодолеть дистанцию, на которой вступает участник тренинга во взаимодействие с другими членами группы. Проговаривание каждым участником сложной педагогической ситуации способствует формированию ингруппового поведения. Затем микрогруппа по согласованному решению выбирает «рабочую» ситуацию. Критериями «рабочей» ситуации могут выступать: типичность, нестандартность, сложность, эмоциональная насыщенность или эмоциональная значимость. II этап. После этого микрогруппа решает эту ситуацию и в форме прямой речи записывает данное решение, т.к. специфика контент-анализа подразумевает только наличие высказываний в форме прямой речи. К тому же прямая речь – высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего) и в отличие от косвенной речи, сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п. Из косвенной речи не всегда понятно, что было сказано угроза, обвинение или обида. Прямая речь вводится без союзов, личных местоимений, глагольные формы обозначают отношение к лицу говорящего. Этот шаг является необходимым методическим атрибутом, так как то, что записано далее будет анализироваться и диагностироваться с точки зрения непродуктивности или продуктивности. III этап. Постановка «диагноза», что дает возможность осознать, какие слова или действия могут способствовать созданию ситуации развития, а какие будут этому препятствовать. Данное действие помогает участникам на основе метода контент-анализа выделить те единицы, которые демонстрируют, наглядно показывают продуктивность или непродуктивность предлагаемого решения, и только на этой основе в дальнейшем овладеть продуктивной коммуникативной техникой. Поскольку овладение техникой дает возможный, ощутимый результат тренинга, то «тренинг должен начинаться с чего-то ощутимого и приводить к ощутимым результатам». IV этап. Осознанный выбор продуктивного способа реагирования. V этап. В конце работы микрогруппы принимают решение, будут ли они выносить свою ситуацию на общее обсуждение или нет. Это связано с тем, что в некоторые микрогруппы выбирают ситуации интимного характера и по согласованному мнению не хотят их делать публичными. Однако следует отметить, что это встречается достаточно редко. На доске или флипчарте тренер записывает схему действий для участников тренинга: - микрогруппа выбирает «рабочую» ситуацию; - «решить» ситуацию, записав решение в форме прямой речи; - поставить диагноз решению на основе анализа каждого предложения (Р. М., И. С., Р. В. или Р., В.М., С. И.); - выбрать адекватный вашей ситуации продуктивный способ и решить ситуацию продуктивно. Решение записать в форме прямой речи. Каждый шаг, записанный на доске или флипчарте, тренер подробно раскрывает, объясняя не только методический, но целевой смысл для участников. Тренер помогает каждой микрогруппе пройти по схеме, используя в своем общении продуктивные способы реагирования. В конце работы тренер получает обратную связь, просит высказаться участников, насколько они продвинулись в способности различать продуктивное и непродуктивное реагирования с разными субъектами профессиональной деятельности, поможет ли это им улучшить отношения. Содержание «Тренинга развития кросскультурной компетентности», описанное выше представлено в виде примерного тематического плана курса по выбору, разработанного для студентов МГГУ, обучающихся по специальности «050703 – Дошкольная педагогика и психология», слушателей курсов Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры (таблица 2.13). Таблица 2.13
Реализация «Тренинга различия продуктивных и непродуктивных способов реагирования с субъектами педагогической деятельности» может проходить в рамках любой дисциплины с целью повышения как кросскультурной компетентности, так и компетентности студента в целом. 2.5. Сравнительный анализ показателей кросскультурной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения (контрольный этап) Заключительным этапом исследования явилась диагностика результатов формирующего эксперимента, позволяющая определить эффективность разработанной программы формирования кросскультурной компетентности как структурного компонента профессионального сознания педагога ДОУ. В исследовании принимали участие 150 человек, среди которых 20 психологов г. Мурманск и 30 психологов г. Череповец, 26 воспитателей г. Мурманск и 24 воспитателя г. Череповец и 50 студентов 4-5 курсов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» Мурманского государственного гуманитарного университета. Для получения данных об изменениях в выборах педагогом способов реагирования в ситуациях межкультурного взаимодействия как компонента его профессионального сознания, была использована «Методика моделирования педагогических ситуаций» (авт. О.Н. Недосека). Результаты контрольного среза представлены в таблице 2.14. Таблица 2.14
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.43.228 (0.011 с.) |