Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теоретические подходы

Поиск

А.В. Науменко

Формирование кросскультурной компетентности

как структурного компонента

профессионального сознания педагога

дошкольного образовательного учреждения

 

Монография

 

Мурманск


УДК

ББК

В

Печатается по решению Совета по научно-исследовательской работе и ре­дакционно-издательской деятельности Мурманского государственного гуманитарного университета

 

 

Рецензенты: О.Н. Тузова, кандидат психологических наук, доцент, зав.

ка­федрой общей психологии и психологии развития

Мурманско­го гуманитарного института (МГИ);

И.А. Синкевич, кандидат педагогических наук, доцент, зав.

кафедрой психологии МГГУ

О.Н. Недосека, канд. психологических наук, доцент МГГУ

А.В. Науменко

Формирование кросскультурной компетентности как структурного компонента профессионального сознания педагога дошкольного об­разовательного учреждения: Монография. – Мурманск: МГГУ, 2012. – 119 с.

 

В монографии определены особенности кросскультурной компе­тентности, которые свидетельствуют о непродуктивности взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) с субъектами профессиональной деятельности в межкультурных ситуациях общения; рассмотрена проблема влияния степени толерантности-интолерантности на выбор способов реагирования в ситуациях межкультурного взаимодей­ствия педагогов ДОУ; обоснована необходимость в реализации формиро­вания кросскультурной компетентности как структурного компонента профессионального сознания воспитателя ДОУ. Проблема кросскультур­ной компетентности педагога рассмотрена во взаимосвязи с развитием профессионального педагогического сознания педагога ДОУ.

Монография адресуется научным работникам в области педагогики и психологии, аспирантам и студентам старших курсов педагогических учебных заведений при написании дипломных исследований, педагогам дошкольных образовательных учреждений и практическим психологам, работающим с коллективами педагогов ДОУ.

 

ISBN ©Науменко А.В., 2011

© Мурманский государственный

гуманитарный университет (МГГУ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ КРОССКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ РОССИИ    
1.1. Анализ теоретических подходов к проблеме профессиональ­ного сознания и его влияния на профессиональную деятельность педа­гога  
1.2. Специфика деятельности педагога дошкольного образова­тельного учреждения в современных кросскультурных условиях России  
1.3. Особенности кросскультурной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения как структурного компонента профессионального сознания  
Выводы по I главе  
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬ­НОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕН­НЫХ КРОССКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ РОССИИ  
2.1. Программа исследования (цели, задачи, этапы)  
2.2. Анализ эмпирических фактов выбора действий респондентов в педагогических ситуациях (констатирующий этап)  
2.3. Исследование типов этнической идентичности педагогов до­школьного образовательного учреждения  
2.4. Методика формирования кросскультурной компетентности как структурного компонента профессионального сознания педагогов дошкольного образовательного учреждения (формирующий этап)  
2.5. Сравнительный анализ показателей кросскультурной компе­тентности педагогов дошкольного образовательного учреждения (контрольный этап)  
Выводы по II главе  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  
ПРИЛОЖЕНИЯ  

ВВЕДЕНИЕ

Серьезные изменения в политической, национальной и обществен­ной сферах, а так же реализация приоритетного национального проекта «Образование», ставят новые целевые ориентиры в подготовке специали­стов способных работать в современных кросскультурных условиях. Пре­зидент России Д.А. Медведев 27 декабря 2010 г. на совместном заседании Госсовета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проек­тов и демографической политике объявил, о том, что без поддержания гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия в нашей стране не может быть никакого будущего ни у нас, ни у наших де­тей, без решения которой невозможно сохранение и развитие самого госу­дарства. Вопросы межнациональных отношений ранее никогда не относи­лись к приоритетам ни региональной ни федеральной деятельности.

Новые требования в поликультурной системе образования предпола­гают высокий уровень профессионализма педагогов, который в том числе определяется составляющими его кросскультурной компетенции. Компе­тентностный подход в образовании предполагает, что в процессе осуще­ствления профессиональной подготовки педагога дошкольного образова­тельного учреждения необходимо формировать профессиональную компе­тентность, который является структурным компонентом профессионально­го сознания воспитателя.

С каждым годом в дошкольных учреждениях увеличивается количе­ство инокультурных воспитанников. Учитывая современную ситуацию, как в России, так и в мире в целом, педагог-профессионал должен обладать кросскультурной грамотностью и кросскультурной компетентностью, ко­торые обеспечат продуктивное межнациональное взаимодействие.

В этой связи уместно обращение к исследованиям проблемы профес­сионального сознания. В частности, представляют интерес работы, как пе­дагогов, так и психологов, в которых раскрываются особенности и разви­тие профессионального сознания субъекта деятельности (Г.М. Андреева, Г.В. Акопов, А.Г. Асмолов, А.А. Бизяева, А.А. Бодалев, М.Т. Громкова, Н.И. Гуслякова, В.В. Давыдов, В.А. Демичев, С.А. Днепров, Э.В. Ильен­ков, А.З. Зак, Е.А. Климов, В.А. Кривошеев, Т.В. Кружилина, Ю.Н. Кулют­кин, В.Г. Маралов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, О.Н. Недосека, Н.Н. Неча­ев, И.В. Орлова, С.В. Пазухина, А.В.Петровский, Д.В. Ронзин, В.П. Савра­сов, А.Г. Спиркин, С.Ю.Степанов, Г.С. Сухотская, Г.П. Щедровицкий, П.Г. Щедровицкий, Е.Г. Юдина и др.). Понятия «профессиональное созна­ние», «профессиональное самосознание» все более интенсивно использу­ются в исследованиях социологов, педагогов, психологов, разрабатываю­щих проблему самоопределения педагогов (Г.В. Акопов, Е.С. Асмаковец, Н.И. Гуслякова, Е.И. Исаев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.П. Саврасов, В.А.Сластенин). Остро стоит проблема соотношения педагогического со­знания и педагогической деятельности (Д.А. Белухин, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, В.Н. Козиев, А.К. Маркова, Д.В. Ронзин, В.П. Саврасов, В.А.Сластенин).

Однако, несмотря на имеющиеся исследования, посвященные раз­личным аспектам изучения профессионального сознания педагога, суще­ствует проблема формирования профессионального сознания педагога ДОУ в современных кросскультурных условиях России, обусловленных социокультурными изменениями в обществе.

Таким образом, основное противоречие состоит в том, что процесс профессиональной подготовки и реализация практической деятельности педагогов ДОУ, а также уровень их кросскультурной компетентности не соответствуют реальным социокультурным изменениям современной Рос­сии. Профессиональное сознание, оказывающее влияние на педагогиче­скую профессиональную деятельность в конкретных (в том числе и меж­культурных) условиях, остаётся вне сферы внимания исследователей. Кро­ме того, кросскультурная компетентность не включена в государственные образовательные стандарты ВПО. Профессиональное поведение педагога носит не рефлексивный характер. Воспитатель, оказываясь перед необхо­димостью строить свою педагогическую деятельность в быстроменяющих­ся нестандартных условиях, испытывает многочисленные трудности.

С другой стороны, исследования показывают, что профессиональная деятельность становится рефлексивной, а её субъект оказывается способ­ным не только её корректировать, но и перестраивать в соответствии с кон­кретными социокультурными условиями, только в том случае, если у него будут сформированы определенные компоненты профессионального педа­гогического сознания. Однако в рамках такого методологического подхода отсутствуют конкретные исследования, посвященные связи между степе­нью развития профессионального педагогического сознания и кросскультурной компетентностью педагога.

Подтверждением актуальности этой темы можно считать и интерес к проблеме развития кросскультурной компетентности педагогов ДОУ как структурного компонента профессионального сознания со стороны различ­ных отраслей гуманитарного знания: философии, культурологии, этнопси­хологии, этнопедагогики.

Цель исследования: теоретически обосновать и проверить опытным путем эффективность программы формирования кросскультурной компе­тентности как структурного компонента профессионального сознания пе­дагога ДОУ.

Объект исследования: профессиональное сознание педагогов ДОУ в современных кросскультурных условиях России.

Предмет исследования: процесс реализации программы формиро­вания кросскультурной компетентности как структурного компонента про­фессионального сознания педагога ДОУ в современных кросскультурных условиях России.

Общая гипотеза исследования:

Формирование кросскультурной компетентности как структурного компонента профессионального сознания будет продуктивно при условии реализации программы по формированию данного вида компетентности.

Частные гипотезы исследования:

· способы реагирования в межкультурных ситуациях взаимодействия пе­дагога с субъектами педагогической деятельности, как проявление про­фессионального сознания обнаруживают вариативность в зависимости от уровня образования и возраста респондентов.

· если у педагога ДОУ не сформирована кросскультурная грамотность, то его способы реагирования в межкультурных ситуациях взаимодействия будут непродуктивны.

· уровни толерантности - интолерантности определяются различной вы­раженностью и коррелируют с возрастом и уровнем образования испы­туемых.

· степень толерантности — интолерантности не оказывает влияния на выбор педагогических действий в профессиональных ситуациях.

· уровни этнической идентичности коррелируют со способами решения педагогических межкультурных ситуаций;

· чем сильнее выражена у индивидов этническая идентичность, тем в большей степени они склонны воспринимать угрозу со стороны другой этнической группы и испытывать по отношению к ней предубежден­ность.

Теоретический анализ профессионального сознания позволяет расширить представления о возможностях целенаправленного формирова­ния кросскультурной компетентности педагогов ДОУ в современных кросскультурных условиях России.

На основе полученных данных разработаны и внедрены в учебный процесс научно-методические рекомендации по совершенствованию про­цесса обучения и воспитания в вузе, которые реализованы в виде спецкур­са «Тренинг развития кросскультурной компетентности». Опора на пред­ставления о формировании профессионального сознания позволяет успешно решать задачи эффективного влияния на профессионально-лич­ностное развитие педагогов в современных кросскультурных условиях. Исследование кросскультурной компетентности педагога ДОУ будет способствовать созданию спецкурсов для студентов педагогических вузов.

Программа формирования кросскультурной компетентности как структурного компонента профессионального сознания педагога ДОУ по­вышает уровень толерантности, кросскультурной грамотности, формирует продуктивные способы взаимодействия педагогов ДОУ со всеми субъекта­ми профессиональной деятельности.

* * *

Автор будет благодарен за отзывы и рекомендации, присланные на адрес: naumenko.anastas@mail.ru.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В СОВРЕМЕННЫХ КРОССКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ РОССИИ

 

1.1. Анализ теоретических подходов к проблеме профессионального

сознания и его влияния на профессиональную деятельность педагога

 

Профессиональное сознание педагога ДОУ не только играет огром­ную роль в его профессиональной деятельности, но и регулирует ее. Одна­ко прежде чем коснуться вопросов особенностей профессионального со­знания воспитателей и специфики деятельности в современных кросскультурных условиях России, целесообразно рассмотреть основные теоретические подходы к проблеме профессионального сознания в отече­ственной и зарубежной литературе.

Впервые о научном педагогическом сознании заговорили философы античности. С.А. Днепров, проанализировав труды античных ученых, от­метил, что уже в Древнем мире Парменид из Элеи выделил компоненты сознания, Гераклит Эфесский определил сущность сознания, Сократ и Платон проанализировали педагогическое сознание и т.д. [76].

Выделение педагогического сознания, как отмечает С.А. Днепров, в структуре общественного сознания осуществлено В. А. Демичевым только в 1969 г., который обозначил эту форму сознания и выделил в ней две ча­сти: идеологическую и социально-психологическую [76].

Само понятие «профессиональное сознание» учителя одним из пер­вых освещает немецкий педагог А. Дистервег [23]. Под сознанием (осозна­нием) учителя автор понимает особое мировоззрение, особое отношение к людям, формирующее своеобразие личности. Раскрывая содержание этого понятия, он включает в него высокую оценку значения и достоинства учи­тельского труда; любовь к детям и дружеские отношения с их родителями; взаимоуважительные отношения с начальниками; товарищеские отноше­ния с коллегами.

Со второй половины XX века отмечается появление целого ряда ра­бот, исследующих профессиональное сознание педагога в различных направлениях:

· философия (Л.А. Беляева, В.А. Демичев, А.В. Ерахтин, Э.В. Ильен­ков, Л.А. Карнаухова, Н.Л. Крицкая, А.А. Рубин, А.Г. Спиркин, Г.П. Щедровицкий);

· педагогика (М.Т. Громкова, С.А. Днепров, И.Ф. Исаев, И.Я. Лернер, В.Г. Калашникова, Л.Н. Кубашичева, В.А. Сластенин, Т.Н. Шурух­тина, А.И. Шутенко);

· психология (В.С. Агапов, Г.В. Акопов, С.Х. Асадуллина, С.Л. Бе­лых, А.А. Бизяева, Е.М. Боброва, С.В. Васьковская, И.В. Вачков, Н.И. Гуслякова, А.Н. Иноземцева, В.Н. Козиев, С.Г. Косарецкий, А.К. Маркова, Л.М. Митина, О.Н. Недосека, С.В. Пазухина, Л.В. Попова, Д.В. Ронзин, В.П. Саврасов, В.Л. Ситникова, И.Л. Фельдман, О.Ю. Шевченко, Е.Г. Юдина).

Следует выяснить, что представляет собой понятие «профессиональ­ное сознание» в трактовке исследователей.

Анализ публикаций Н.С Глуханюк по проблеме профессионального самосознания показывает, что под данным понятием авторы подразумева­ют:

· Я-образ профессионала, его представление о себе и своей ценности;

· фундаментальное условие развития личности профессио­нала;

· потенциал профессионала, выраженный комплексом пред­ставлений о себе;

· следствие и одновременно условие и предпосылку разви­тия профес­сионала, а также основу саморегуляции и самоуправления; процесс познания себя посредством профессиональной деятельности и его результат - профессиональное Я [15].

Н.И. Гуслякова, исследуя профессиональное сознание учителя, отме­чает, что понятие «профессиональное сознание» имеет широкий диапазон смысловых различий. «Профессиональное сознание учителя» отражено в следующих определениях, раскрывающих его содержание:

· атрибут субъекта деятельности и профессиональной подготовки;

· совокупность педагогических идей, целевых установок, служащих ориентиром и инструментом педагогической деятельности;

· профессионально важное качество личности учителя;

· система осознанных профессионально необходимых знаний, включаю­щая в себя осознание профессионально значимых ценностей, обес­печивающая профессиональную активность и планирование профес­сионального пути;

· способность субъекта к ценностно-смысловому саморегулированию;

· фундаментальное условие профессионального развития учителя;

· показатель профессионального самоопределения [20].

Анализ литературы, посвященной исследованию профессионального сознания и профессиональной деятельности, позволил классифицировать теоретические подходы к проблеме профессионального сознания. В своих научных трудах авторы рассматривают:

· содержательные характеристики профессионального со­знания (Л.А. Беляева, В.А. Демичев, С.А. Днепров, Е.А. Климов, Н.Л. Крицкая, Т.В. Кружилина, И.Я. Лернер, О.Н. Недосека, Н.Н. Нечаев, А.К. Маркова, С.В. Пазухина, Д.В. Ронзин, Т.Н. Шурухтина,Е.Г. Юдина);

· профессиональные знания, как структурный компонент профессио­нального сознания (В.Г. Маралов, Л.В. Ситникова);

· механизмы и функции профессионального сознания (Н.И. Гуслякова);

· рефлексия, как важная характеристика профессионально­го сознания (Н.Г.Алексеев, Г.М. Андреева, О.С. Анисимов, А.Г. Асмо­лов, И.Е. Берлянд, А.А. Бизяева, А.А. Бодалев, М.Т. Громкова, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, К.Е. Данилин, А.З. Зак, В.А. Кривошеев, С.Д. Не­веркович, И.В. Орлова, Л.А.Петровская, А.В.Петровский, С.В. По­пов, В.В.Рубцов, В.П. Саврасов, А.В Савчук, И.Н. Семёнов, А.Г. Спиркин, С.Ю.Степанов, А.А. Тюков, Г.П. Щедровицкий, П.Г. Щед­ровицкий, Hatton & Smith, Zeichner & Liston, Rodgers, Griffin, Lee);

· процессы профессионального сознания (Г.В. Акопов, М.М. Кашапов, Ю.Н. Кулюткин, Э.В. Ильенков, Е.К. Осипова, А.Г. Спиркин, Г.С. Сухотская);

· взаимоотношения в процессе профессиональной деятель­ности, как составляющая профессионального сознания (Л.М. Митина).

Основные теоретические подходы к проблеме профессионального сознания представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

И способом реагирования

    РМ ИС РВ ВМ СИ Р Всего
Выборы % Выборы % Выборы % Выборы % Выборы % Выборы % Выборы %
практически не затраги­вает   40,0   50,0   49,1   40,9   53,6   100,0   49,1
слабо   48,9   63,6   54,5   59,1   57,1   100,0   54,5
средне   88,9   95,5   90,9   86,4   94,6   100,0   90,9
достаточно сильно   91,1   81,8   87,3   77,3   83,9   100,0   87,3
очень силь­но   77,8   77,3   76,4   81,8   73,2   33,3   76,4
Всего выбо­ров   346,7   368,2   358,2   345,5   362,5   433,3   358,2
Всего ре­спондентов                            

Эмпирический факт эмоциональной значимости свидетельствует о том, что высокая оценка эмоциональной значимости, соответствует непро­дуктивным способам реагирования в ситуациях межкультурного взаимо­действия. Это связано с тем, что респондентам труднее сохранять этиче­скую норму, если ситуация эмоциональна значима для них. Поскольку ме­тодика моделирования - проективная методика, то она выявляет скрытые мотивы поведения.

 

Таким образом, были сделаны выводы:

1. Воспитатели менее уверенно себя чувствуют в сложных педагогиче­ских ситуациях, нежели чем психологи ДОУ и студенты, не имею­щие полного педагогического образования и опыта в педагогической деятельности.

2. У педагогов-психологов заметно снижение оценок эмоциональной значимости восприятия сложных ситуаций межкультурного взаимо­действия.

3. Все респонденты в абсолютном большинстве выбирают непродук­тивные способы взаимодействия (непродуктивные – 90,5%, продук­тивные – 9,5%).

4. Большинство испытуемых (82,4%) вне зависимости от уровня об­разования и возраста респондентов при взаимодействии с субъекта­ми педагогической деятельности выбрали такой способ решения профессиональной ситуации, как «ролевое взаимодействие».

 

2. 3. Исследование типов этнической идентичности педагогов

дошкольного образовательного учреждения

Во второй серии эксперимента мы изучали типы этнической иден­тичности. Результаты обработки данных представлены преимущественно в виде таблиц одномерных и двумерных частотных распределений (см. та­блица в приложении 3).

В результате исследования выяснилось, что у респондентов высокий уровень толерантности и доля негативно настроенных на межэтническое взаимодействие невысока (таблица 2.7).

Таблица 2.7

К браку с иностранцем

  Респонденты Всего
студенты психологи ДОУ воспитатели ДОУ
выборы % выборы % выборы % выборы %
считаю брак нежелательным               8,7
предпочел бы человека своей национальности, но возражать не стал бы                
национальность в браке не име­ет значения, если муж (жена) соблюдает обычаи моего наро­да               17,3
национальность в браке не име­ет никакого значения               26,7
затрудняюсь ответить               11,3
Всего                

 

Данные свидетельствуют, что 36% респондентов предпочли бы со­стоять в браке с человеком своей национальности, 26,7 % возражать тако­му браку не стали бы, 8,7 % - считают такой брак нежелательным.

Среди студентов 10 % считают брак с человеком другой национально­сти нежелательным, 30 % предпочли бы человека своей национальности, 38 % считают, что национальность в браке не имеет значения.

Ответы психологов распределились следующим образом: 50 % пред­почли бы человека своей национальности, 22 % считают, что националь­ность в браке не имеет значения.

Из воспитателей 16% считают брак с человеком другой национально­сти нежелательным, 28% предпочли бы человека своей национальности, 26 % считают, что национальность в браке не имеет значения.

Данная связь является не случайной, статистически значимой, её до­стоверность 93,8% (х 2 = 14,382, p = 0,072).

Для проверки гипотезы о влиянии степени толерантности — интоле­рантности на выбор педагогических действий в профессиональных ситуа­циях мы определили зависимость между толерантностью-интолерантно­стью и способами реагирования в межкультурных ситуациях. Количе­ственныепоказатели представлены в таблице 2.12.

Таблица 2.12

Приложение 1

 

Педагогические ситуации

 

В этой части текста просим Вас высказать соответствующую точку зрения, отразить свой взгляд на следующие ситуации, где главным дей­ствующим лицом является педагог. Реальный педагогический процесс по­лон неожиданностей. В нем часто возникают ситуации, когда воспитатель стоит перед необходимостью принять решение. Представьте себя на его месте и опишите, как бы Вы действовали. Рядом приведите обоснования Ваших действий. После этого в соответствующей клетке оцените, пожа­луйста, предложенные ситуации с точки зрения того, насколько они затра­гивают и эмоционально значимы для Вас.

5 - очень сильно

4 - достаточно сильно

3 - средне

2 - слабо

1 - практически не затрагивает

Также оцените, насколько Вы удовлетворены своим ответом (5 - от­личный ответ, 4 - хороший, 3 - посредственный, 2 - плохой, 1 - очень пло­хой).

 

 

Заходя в спортивный зал на занятие Ислам (6 л.) поздоровался с руководи­телем физкультуры на родном языке: «Ассалам алейкум!».

 
 

 

 


В среднюю группу пришел новый мальчик Бахти (4,5 л.). На занятии вос­питатель объявила, что у Бахти необычное имя, потому что он по нацио­нальности цыган. Девочка Лена (4,3 г.) заплакала, услышав слово «цыган», и спряталась в шкафу в раздевалке, отказываясь идти в группу, т.к. родите­ли сказали, что цыгане забирают детей.

 
 

 

 


Отец мальчика Заурбек (6 л.) запретил ему принимать участие в хозяй­ственно-бытовой деятельности, объяснив это тем, что уборка не мужское дело.

 
 

 

 


В группу привели нового мальчика с темным цветом кожи (5,1 г.). Утром в раздевалке девочка Света (5,3г.) спросила у мамы: «Почему он черный?». На что мама ответила: «Он испачкался». Света заявила, что если он грязный, значит я не буду с ним играть, а то он меня испачкает.

 
 

 

 


За Исламом (6 л.) папа зашел в детский сад. В раздевалке мальчик стал вставать в боевую стойку и бить детей. Папа сказал: «Молодец, сынок! По­кажи им какой ты у меня мужчина!»

 

 


В подготовительной группе на занятии по развитию речи воспитатель по­просила назвать детей пословицы и поговорки, которые они знают. Среди воспитанников была девочка-немка Анина. Иван вспомнил пословицу: «Что русскому - хорошо, то немцу – смерть». Анина попросила объяснить, что значит эта пословица.

 

 


Магомед (6 л.) отказывается есть мясные блюда, т.к. не знает из чего они приготовлены: свинины или говядины. Глядя на него, остальные дети ис­пользуют эту же причину, чтобы не есть.

 

 


Мальчик Хьасан (4,5 л.) отказывается ходить в детский сад, т.к. в группе все дети и воспитатели называют его «Хасан». Отец спросил: «Почему вы так его называете? Ведь в переводе с арабского «Хьасан – это прекрасный, хороший».

 

 


На занятии по развитию речи воспитатель предложила подобрать послови­цу к картине. Камета (6,5 л.) назвала: «Спешка привела к смерти, терпение завоевало гору». «Правильно, Камета, но какая-то она жестокая. Давайте вспомним нашу пословицу» - сказал в ответ педагог.

 

 


Ваха (5,3 г.) избил девочку в детском саду. На вопрос воспитателя: «Поче­му ты это сделал?» Ваха ответил: «Она смеялась над моей мамой, и сказа­ла, что у мамы нет ушей, поэтому мама ходит в черном платке». «Но ведь девочек бить нельзя!»-возмутилась воспитатель. «Можно. Папа сказал, что за маму надо глотку рвать» - сказал мальчик.

 

 


Азим (4,2 г.) постоянно опаздывает утром в детский сад, приходит во вре­мя занятия, отвлекая детей. Воспитатель попросила приводить ребенка во­время, объясняя ситуацию. Папа ответил, что раньше они приходить не могут, т.к. тогда, он не будет успевать совершать утренний намаз.

 


Приложение 2

Анкета

Мурманский государственный педагогический университет работает над проблемой формирования профессионального сознания педагогов ДОУ в современных кросскультурных условиях. Ваши ответы помогут нам достичь цели исследования. Ре­зультаты данного опроса будут использоваться в обобщенном виде, поэтому фамилию указывать не обязательно. Заранее благодарим Вас за участие в исследовании.

Инструкция к заполнению анкеты.

По ряду вопросов Вам предлагаются различные варианты ответа. Внимательно прочитайте их и отметьте вариант ответа, который соответствует Вашему мнению.

1. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями (по­ставьте «галочку» в графе, соответствующей вашему ответу):

Я – ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ

  Согласен Скорее соглас­ен В чем-то соглас­ен, в чем-то нет Скорее не соглас­ен Не соглас­ен
1.Предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам          
2. Считает, что межнациональные браки раз­рушают народ          
3. Часто ощущает превосходство людей дру­гой национальности          
4. Считает, что права нации всегда выше прав человека          
5. Считает, что в повседневном общении на­циональность не имеет значения          
6. Предпочитает образ жизни только своего народа          
7. Обычно не скрывает своей национально­сти          
8. Считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной нацио­нальности          
9. Часто испытывает стыд за людей своей национальности          
10. Считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа          
11. Не отдает предпочтения какой-либо на­циональной культуре, включая и свою соб­ственную          
12. Нередко чувствует превосходство своего народа над другим          
13. Любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов          
14. Считает строго необходимым сохранять чистоту нации          
15. Трудно уживается с людьми своей нацио­нальности          
16. Считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает ис­точником неприятностей          
17. Безразлично относится к своей нацио­нальной принадлежности          
18. Испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь          
19. Готов иметь дело с представителями лю­бого народа, несмотря на национальные раз­личия          
20. Считает, что его народ имеет право ре­шать свои проблемы за счет других народов          
21. Часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности          
22. Считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами          
23. Считает, что люди других национально­стей должны быть ограничены в праве про­живания на его национальной территории          
24. Раздражается при близком общении с людьми других национальностей          
25. Всегда находит возможность мирно до­говориться в межнациональном споре          
26. Считает необходимым «очищение» культуры своего народа от влияния других культур          
27. Не уважает свой народ          
28. Считает, что на его земле все права поль­зования природным и социальными ресурса­ми должны принадлежать только его народу          
29. Никогда серьезно не относился к межна­циональным проблемам          
30. Считает, что его народ не лучше и не хуже других народов          

 

2. Какие из приведенных ценностей, по Вашему мнению, наиболее характерны для культуры российского народа и культуры народа изучаемого языка (поставьте на первое, второе….десятое место).

Российская культура Зарубежная культура Ценности
    Самостоятельность (свобода, творчество, смелость, не­зависимость, выбор собственных целей)
    Стимуляция (разнообразие жизни, отвага, яркость впе­чатлений)
    Гедонизм (наслаждение, удовольствие)
    Достижение (амбиции, успех, способности, влиятель­ность)
    Власть (авторитет, социальная значимость, влияние, благосостояние)
    Безопасность (социальный порядок, семейная безопас­ность, национальная безопасность, чувство принадлеж­ности, здоровье)
    Конформизм (долг, самодисциплина, вежливость, гор­дость родителями и старшими)
    Традиции (уважение традиций, скромность, принятие своего места в жизни, благочестие, смирение)
    Щедрость (помощь, лояльность, прощение, честность, ответственность, истинная дружба, зрелая любовь
    Универсализм (широта мышления, равенство, поклоне­ния природе и прекрасному, мудрость, защита окружаю­щей среды)

 

3. Прочтите вопрос и все варианты ответов на него. Затем выберите ответ, со­ответствующий Вашему мнению, и обведите кружком номер этого варианта. При заполнении таблиц следует поставить «галочку» в графе, соответствующей Вашему ответу.

Приложение 3

Пояснительная записка

Современная социальная ситуация в России характеризуется расширением ее контактов с другими странами в области культуры, искусства, науки, образования и т.д. Осознание себя как части мирового сообщества предполагает понимание культуры дру­гих народов, вхождение во «множественность» существующих культур на этническом, национальном и цивилизационном уровнях. Вместе с тем в ситуации социально-эконо­мических перемен, когда сохраняется тенденция к расколу в нашем обществе, неибеж­но возникает проблема согласия между людьми, основанного на ценностях, единодуш­но принятых во всех культурах.

Цель курса – формирование кросскультурной компетентности, развитие пози­тивной этнической идентичности.

Задачи курса:

  1. Развивать коммуникативную компетентность, личные коммуникативные каче­ства, что обеспечит профессионально зрелый и эффективный стиль общения с субъектами педаго


    Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.119.149 (0.019 с.)