Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные теоретические подходы↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
А.В. Науменко Формирование кросскультурной компетентности как структурного компонента профессионального сознания педагога дошкольного образовательного учреждения
Монография
Мурманск УДК ББК В Печатается по решению Совета по научно-исследовательской работе и редакционно-издательской деятельности Мурманского государственного гуманитарного университета
Рецензенты: О.Н. Тузова, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой общей психологии и психологии развития Мурманского гуманитарного института (МГИ); И.А. Синкевич, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой психологии МГГУ О.Н. Недосека, канд. психологических наук, доцент МГГУ А.В. Науменко Формирование кросскультурной компетентности как структурного компонента профессионального сознания педагога дошкольного образовательного учреждения: Монография. – Мурманск: МГГУ, 2012. – 119 с.
В монографии определены особенности кросскультурной компетентности, которые свидетельствуют о непродуктивности взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) с субъектами профессиональной деятельности в межкультурных ситуациях общения; рассмотрена проблема влияния степени толерантности-интолерантности на выбор способов реагирования в ситуациях межкультурного взаимодействия педагогов ДОУ; обоснована необходимость в реализации формирования кросскультурной компетентности как структурного компонента профессионального сознания воспитателя ДОУ. Проблема кросскультурной компетентности педагога рассмотрена во взаимосвязи с развитием профессионального педагогического сознания педагога ДОУ. Монография адресуется научным работникам в области педагогики и психологии, аспирантам и студентам старших курсов педагогических учебных заведений при написании дипломных исследований, педагогам дошкольных образовательных учреждений и практическим психологам, работающим с коллективами педагогов ДОУ.
ISBN ©Науменко А.В., 2011 © Мурманский государственный гуманитарный университет (МГГУ) СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Серьезные изменения в политической, национальной и общественной сферах, а так же реализация приоритетного национального проекта «Образование», ставят новые целевые ориентиры в подготовке специалистов способных работать в современных кросскультурных условиях. Президент России Д.А. Медведев 27 декабря 2010 г. на совместном заседании Госсовета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике объявил, о том, что без поддержания гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия в нашей стране не может быть никакого будущего ни у нас, ни у наших детей, без решения которой невозможно сохранение и развитие самого государства. Вопросы межнациональных отношений ранее никогда не относились к приоритетам ни региональной ни федеральной деятельности. Новые требования в поликультурной системе образования предполагают высокий уровень профессионализма педагогов, который в том числе определяется составляющими его кросскультурной компетенции. Компетентностный подход в образовании предполагает, что в процессе осуществления профессиональной подготовки педагога дошкольного образовательного учреждения необходимо формировать профессиональную компетентность, который является структурным компонентом профессионального сознания воспитателя. С каждым годом в дошкольных учреждениях увеличивается количество инокультурных воспитанников. Учитывая современную ситуацию, как в России, так и в мире в целом, педагог-профессионал должен обладать кросскультурной грамотностью и кросскультурной компетентностью, которые обеспечат продуктивное межнациональное взаимодействие. В этой связи уместно обращение к исследованиям проблемы профессионального сознания. В частности, представляют интерес работы, как педагогов, так и психологов, в которых раскрываются особенности и развитие профессионального сознания субъекта деятельности (Г.М. Андреева, Г.В. Акопов, А.Г. Асмолов, А.А. Бизяева, А.А. Бодалев, М.Т. Громкова, Н.И. Гуслякова, В.В. Давыдов, В.А. Демичев, С.А. Днепров, Э.В. Ильенков, А.З. Зак, Е.А. Климов, В.А. Кривошеев, Т.В. Кружилина, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Маралов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, О.Н. Недосека, Н.Н. Нечаев, И.В. Орлова, С.В. Пазухина, А.В.Петровский, Д.В. Ронзин, В.П. Саврасов, А.Г. Спиркин, С.Ю.Степанов, Г.С. Сухотская, Г.П. Щедровицкий, П.Г. Щедровицкий, Е.Г. Юдина и др.). Понятия «профессиональное сознание», «профессиональное самосознание» все более интенсивно используются в исследованиях социологов, педагогов, психологов, разрабатывающих проблему самоопределения педагогов (Г.В. Акопов, Е.С. Асмаковец, Н.И. Гуслякова, Е.И. Исаев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.П. Саврасов, В.А.Сластенин). Остро стоит проблема соотношения педагогического сознания и педагогической деятельности (Д.А. Белухин, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, В.Н. Козиев, А.К. Маркова, Д.В. Ронзин, В.П. Саврасов, В.А.Сластенин). Однако, несмотря на имеющиеся исследования, посвященные различным аспектам изучения профессионального сознания педагога, существует проблема формирования профессионального сознания педагога ДОУ в современных кросскультурных условиях России, обусловленных социокультурными изменениями в обществе. Таким образом, основное противоречие состоит в том, что процесс профессиональной подготовки и реализация практической деятельности педагогов ДОУ, а также уровень их кросскультурной компетентности не соответствуют реальным социокультурным изменениям современной России. Профессиональное сознание, оказывающее влияние на педагогическую профессиональную деятельность в конкретных (в том числе и межкультурных) условиях, остаётся вне сферы внимания исследователей. Кроме того, кросскультурная компетентность не включена в государственные образовательные стандарты ВПО. Профессиональное поведение педагога носит не рефлексивный характер. Воспитатель, оказываясь перед необходимостью строить свою педагогическую деятельность в быстроменяющихся нестандартных условиях, испытывает многочисленные трудности. С другой стороны, исследования показывают, что профессиональная деятельность становится рефлексивной, а её субъект оказывается способным не только её корректировать, но и перестраивать в соответствии с конкретными социокультурными условиями, только в том случае, если у него будут сформированы определенные компоненты профессионального педагогического сознания. Однако в рамках такого методологического подхода отсутствуют конкретные исследования, посвященные связи между степенью развития профессионального педагогического сознания и кросскультурной компетентностью педагога. Подтверждением актуальности этой темы можно считать и интерес к проблеме развития кросскультурной компетентности педагогов ДОУ как структурного компонента профессионального сознания со стороны различных отраслей гуманитарного знания: философии, культурологии, этнопсихологии, этнопедагогики. Цель исследования: теоретически обосновать и проверить опытным путем эффективность программы формирования кросскультурной компетентности как структурного компонента профессионального сознания педагога ДОУ. Объект исследования: профессиональное сознание педагогов ДОУ в современных кросскультурных условиях России. Предмет исследования: процесс реализации программы формирования кросскультурной компетентности как структурного компонента профессионального сознания педагога ДОУ в современных кросскультурных условиях России. Общая гипотеза исследования: Формирование кросскультурной компетентности как структурного компонента профессионального сознания будет продуктивно при условии реализации программы по формированию данного вида компетентности. Частные гипотезы исследования: · способы реагирования в межкультурных ситуациях взаимодействия педагога с субъектами педагогической деятельности, как проявление профессионального сознания обнаруживают вариативность в зависимости от уровня образования и возраста респондентов. · если у педагога ДОУ не сформирована кросскультурная грамотность, то его способы реагирования в межкультурных ситуациях взаимодействия будут непродуктивны. · уровни толерантности - интолерантности определяются различной выраженностью и коррелируют с возрастом и уровнем образования испытуемых. · степень толерантности — интолерантности не оказывает влияния на выбор педагогических действий в профессиональных ситуациях. · уровни этнической идентичности коррелируют со способами решения педагогических межкультурных ситуаций; · чем сильнее выражена у индивидов этническая идентичность, тем в большей степени они склонны воспринимать угрозу со стороны другой этнической группы и испытывать по отношению к ней предубежденность. Теоретический анализ профессионального сознания позволяет расширить представления о возможностях целенаправленного формирования кросскультурной компетентности педагогов ДОУ в современных кросскультурных условиях России. На основе полученных данных разработаны и внедрены в учебный процесс научно-методические рекомендации по совершенствованию процесса обучения и воспитания в вузе, которые реализованы в виде спецкурса «Тренинг развития кросскультурной компетентности». Опора на представления о формировании профессионального сознания позволяет успешно решать задачи эффективного влияния на профессионально-личностное развитие педагогов в современных кросскультурных условиях. Исследование кросскультурной компетентности педагога ДОУ будет способствовать созданию спецкурсов для студентов педагогических вузов. Программа формирования кросскультурной компетентности как структурного компонента профессионального сознания педагога ДОУ повышает уровень толерантности, кросскультурной грамотности, формирует продуктивные способы взаимодействия педагогов ДОУ со всеми субъектами профессиональной деятельности. * * * Автор будет благодарен за отзывы и рекомендации, присланные на адрес: naumenko.anastas@mail.ru. ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ КРОССКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ РОССИИ
1.1. Анализ теоретических подходов к проблеме профессионального сознания и его влияния на профессиональную деятельность педагога
Профессиональное сознание педагога ДОУ не только играет огромную роль в его профессиональной деятельности, но и регулирует ее. Однако прежде чем коснуться вопросов особенностей профессионального сознания воспитателей и специфики деятельности в современных кросскультурных условиях России, целесообразно рассмотреть основные теоретические подходы к проблеме профессионального сознания в отечественной и зарубежной литературе. Впервые о научном педагогическом сознании заговорили философы античности. С.А. Днепров, проанализировав труды античных ученых, отметил, что уже в Древнем мире Парменид из Элеи выделил компоненты сознания, Гераклит Эфесский определил сущность сознания, Сократ и Платон проанализировали педагогическое сознание и т.д. [76]. Выделение педагогического сознания, как отмечает С.А. Днепров, в структуре общественного сознания осуществлено В. А. Демичевым только в 1969 г., который обозначил эту форму сознания и выделил в ней две части: идеологическую и социально-психологическую [76]. Само понятие «профессиональное сознание» учителя одним из первых освещает немецкий педагог А. Дистервег [23]. Под сознанием (осознанием) учителя автор понимает особое мировоззрение, особое отношение к людям, формирующее своеобразие личности. Раскрывая содержание этого понятия, он включает в него высокую оценку значения и достоинства учительского труда; любовь к детям и дружеские отношения с их родителями; взаимоуважительные отношения с начальниками; товарищеские отношения с коллегами. Со второй половины XX века отмечается появление целого ряда работ, исследующих профессиональное сознание педагога в различных направлениях: · философия (Л.А. Беляева, В.А. Демичев, А.В. Ерахтин, Э.В. Ильенков, Л.А. Карнаухова, Н.Л. Крицкая, А.А. Рубин, А.Г. Спиркин, Г.П. Щедровицкий); · педагогика (М.Т. Громкова, С.А. Днепров, И.Ф. Исаев, И.Я. Лернер, В.Г. Калашникова, Л.Н. Кубашичева, В.А. Сластенин, Т.Н. Шурухтина, А.И. Шутенко); · психология (В.С. Агапов, Г.В. Акопов, С.Х. Асадуллина, С.Л. Белых, А.А. Бизяева, Е.М. Боброва, С.В. Васьковская, И.В. Вачков, Н.И. Гуслякова, А.Н. Иноземцева, В.Н. Козиев, С.Г. Косарецкий, А.К. Маркова, Л.М. Митина, О.Н. Недосека, С.В. Пазухина, Л.В. Попова, Д.В. Ронзин, В.П. Саврасов, В.Л. Ситникова, И.Л. Фельдман, О.Ю. Шевченко, Е.Г. Юдина). Следует выяснить, что представляет собой понятие «профессиональное сознание» в трактовке исследователей. Анализ публикаций Н.С Глуханюк по проблеме профессионального самосознания показывает, что под данным понятием авторы подразумевают: · Я-образ профессионала, его представление о себе и своей ценности; · фундаментальное условие развития личности профессионала; · потенциал профессионала, выраженный комплексом представлений о себе; · следствие и одновременно условие и предпосылку развития профессионала, а также основу саморегуляции и самоуправления; процесс познания себя посредством профессиональной деятельности и его результат - профессиональное Я [15]. Н.И. Гуслякова, исследуя профессиональное сознание учителя, отмечает, что понятие «профессиональное сознание» имеет широкий диапазон смысловых различий. «Профессиональное сознание учителя» отражено в следующих определениях, раскрывающих его содержание: · атрибут субъекта деятельности и профессиональной подготовки; · совокупность педагогических идей, целевых установок, служащих ориентиром и инструментом педагогической деятельности; · профессионально важное качество личности учителя; · система осознанных профессионально необходимых знаний, включающая в себя осознание профессионально значимых ценностей, обеспечивающая профессиональную активность и планирование профессионального пути; · способность субъекта к ценностно-смысловому саморегулированию; · фундаментальное условие профессионального развития учителя; · показатель профессионального самоопределения [20]. Анализ литературы, посвященной исследованию профессионального сознания и профессиональной деятельности, позволил классифицировать теоретические подходы к проблеме профессионального сознания. В своих научных трудах авторы рассматривают: · содержательные характеристики профессионального сознания (Л.А. Беляева, В.А. Демичев, С.А. Днепров, Е.А. Климов, Н.Л. Крицкая, Т.В. Кружилина, И.Я. Лернер, О.Н. Недосека, Н.Н. Нечаев, А.К. Маркова, С.В. Пазухина, Д.В. Ронзин, Т.Н. Шурухтина,Е.Г. Юдина); · профессиональные знания, как структурный компонент профессионального сознания (В.Г. Маралов, Л.В. Ситникова); · механизмы и функции профессионального сознания (Н.И. Гуслякова); · рефлексия, как важная характеристика профессионального сознания (Н.Г.Алексеев, Г.М. Андреева, О.С. Анисимов, А.Г. Асмолов, И.Е. Берлянд, А.А. Бизяева, А.А. Бодалев, М.Т. Громкова, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, К.Е. Данилин, А.З. Зак, В.А. Кривошеев, С.Д. Неверкович, И.В. Орлова, Л.А.Петровская, А.В.Петровский, С.В. Попов, В.В.Рубцов, В.П. Саврасов, А.В Савчук, И.Н. Семёнов, А.Г. Спиркин, С.Ю.Степанов, А.А. Тюков, Г.П. Щедровицкий, П.Г. Щедровицкий, Hatton & Smith, Zeichner & Liston, Rodgers, Griffin, Lee); · процессы профессионального сознания (Г.В. Акопов, М.М. Кашапов, Ю.Н. Кулюткин, Э.В. Ильенков, Е.К. Осипова, А.Г. Спиркин, Г.С. Сухотская); · взаимоотношения в процессе профессиональной деятельности, как составляющая профессионального сознания (Л.М. Митина). Основные теоретические подходы к проблеме профессионального сознания представлены в таблице 1.1. Таблица 1.1 И способом реагирования
Эмпирический факт эмоциональной значимости свидетельствует о том, что высокая оценка эмоциональной значимости, соответствует непродуктивным способам реагирования в ситуациях межкультурного взаимодействия. Это связано с тем, что респондентам труднее сохранять этическую норму, если ситуация эмоциональна значима для них. Поскольку методика моделирования - проективная методика, то она выявляет скрытые мотивы поведения.
Таким образом, были сделаны выводы: 1. Воспитатели менее уверенно себя чувствуют в сложных педагогических ситуациях, нежели чем психологи ДОУ и студенты, не имеющие полного педагогического образования и опыта в педагогической деятельности. 2. У педагогов-психологов заметно снижение оценок эмоциональной значимости восприятия сложных ситуаций межкультурного взаимодействия. 3. Все респонденты в абсолютном большинстве выбирают непродуктивные способы взаимодействия (непродуктивные – 90,5%, продуктивные – 9,5%). 4. Большинство испытуемых (82,4%) вне зависимости от уровня образования и возраста респондентов при взаимодействии с субъектами педагогической деятельности выбрали такой способ решения профессиональной ситуации, как «ролевое взаимодействие».
2. 3. Исследование типов этнической идентичности педагогов дошкольного образовательного учреждения Во второй серии эксперимента мы изучали типы этнической идентичности. Результаты обработки данных представлены преимущественно в виде таблиц одномерных и двумерных частотных распределений (см. таблица в приложении 3). В результате исследования выяснилось, что у респондентов высокий уровень толерантности и доля негативно настроенных на межэтническое взаимодействие невысока (таблица 2.7). Таблица 2.7 К браку с иностранцем
Данные свидетельствуют, что 36% респондентов предпочли бы состоять в браке с человеком своей национальности, 26,7 % возражать такому браку не стали бы, 8,7 % - считают такой брак нежелательным. Среди студентов 10 % считают брак с человеком другой национальности нежелательным, 30 % предпочли бы человека своей национальности, 38 % считают, что национальность в браке не имеет значения. Ответы психологов распределились следующим образом: 50 % предпочли бы человека своей национальности, 22 % считают, что национальность в браке не имеет значения. Из воспитателей 16% считают брак с человеком другой национальности нежелательным, 28% предпочли бы человека своей национальности, 26 % считают, что национальность в браке не имеет значения. Данная связь является не случайной, статистически значимой, её достоверность 93,8% (х 2 = 14,382, p = 0,072). Для проверки гипотезы о влиянии степени толерантности — интолерантности на выбор педагогических действий в профессиональных ситуациях мы определили зависимость между толерантностью-интолерантностью и способами реагирования в межкультурных ситуациях. Количественныепоказатели представлены в таблице 2.12. Таблица 2.12 Приложение 1
Педагогические ситуации
В этой части текста просим Вас высказать соответствующую точку зрения, отразить свой взгляд на следующие ситуации, где главным действующим лицом является педагог. Реальный педагогический процесс полон неожиданностей. В нем часто возникают ситуации, когда воспитатель стоит перед необходимостью принять решение. Представьте себя на его месте и опишите, как бы Вы действовали. Рядом приведите обоснования Ваших действий. После этого в соответствующей клетке оцените, пожалуйста, предложенные ситуации с точки зрения того, насколько они затрагивают и эмоционально значимы для Вас. 5 - очень сильно 4 - достаточно сильно 3 - средне 2 - слабо 1 - практически не затрагивает Также оцените, насколько Вы удовлетворены своим ответом (5 - отличный ответ, 4 - хороший, 3 - посредственный, 2 - плохой, 1 - очень плохой).
Заходя в спортивный зал на занятие Ислам (6 л.) поздоровался с руководителем физкультуры на родном языке: «Ассалам алейкум!».
В среднюю группу пришел новый мальчик Бахти (4,5 л.). На занятии воспитатель объявила, что у Бахти необычное имя, потому что он по национальности цыган. Девочка Лена (4,3 г.) заплакала, услышав слово «цыган», и спряталась в шкафу в раздевалке, отказываясь идти в группу, т.к. родители сказали, что цыгане забирают детей.
Отец мальчика Заурбек (6 л.) запретил ему принимать участие в хозяйственно-бытовой деятельности, объяснив это тем, что уборка не мужское дело.
В группу привели нового мальчика с темным цветом кожи (5,1 г.). Утром в раздевалке девочка Света (5,3г.) спросила у мамы: «Почему он черный?». На что мама ответила: «Он испачкался». Света заявила, что если он грязный, значит я не буду с ним играть, а то он меня испачкает.
За Исламом (6 л.) папа зашел в детский сад. В раздевалке мальчик стал вставать в боевую стойку и бить детей. Папа сказал: «Молодец, сынок! Покажи им какой ты у меня мужчина!»
В подготовительной группе на занятии по развитию речи воспитатель попросила назвать детей пословицы и поговорки, которые они знают. Среди воспитанников была девочка-немка Анина. Иван вспомнил пословицу: «Что русскому - хорошо, то немцу – смерть». Анина попросила объяснить, что значит эта пословица.
Магомед (6 л.) отказывается есть мясные блюда, т.к. не знает из чего они приготовлены: свинины или говядины. Глядя на него, остальные дети используют эту же причину, чтобы не есть.
Мальчик Хьасан (4,5 л.) отказывается ходить в детский сад, т.к. в группе все дети и воспитатели называют его «Хасан». Отец спросил: «Почему вы так его называете? Ведь в переводе с арабского «Хьасан – это прекрасный, хороший».
На занятии по развитию речи воспитатель предложила подобрать пословицу к картине. Камета (6,5 л.) назвала: «Спешка привела к смерти, терпение завоевало гору». «Правильно, Камета, но какая-то она жестокая. Давайте вспомним нашу пословицу» - сказал в ответ педагог.
Ваха (5,3 г.) избил девочку в детском саду. На вопрос воспитателя: «Почему ты это сделал?» Ваха ответил: «Она смеялась над моей мамой, и сказала, что у мамы нет ушей, поэтому мама ходит в черном платке». «Но ведь девочек бить нельзя!»-возмутилась воспитатель. «Можно. Папа сказал, что за маму надо глотку рвать» - сказал мальчик.
Азим (4,2 г.) постоянно опаздывает утром в детский сад, приходит во время занятия, отвлекая детей. Воспитатель попросила приводить ребенка вовремя, объясняя ситуацию. Папа ответил, что раньше они приходить не могут, т.к. тогда, он не будет успевать совершать утренний намаз.
Приложение 2 Анкета Мурманский государственный педагогический университет работает над проблемой формирования профессионального сознания педагогов ДОУ в современных кросскультурных условиях. Ваши ответы помогут нам достичь цели исследования. Результаты данного опроса будут использоваться в обобщенном виде, поэтому фамилию указывать не обязательно. Заранее благодарим Вас за участие в исследовании. Инструкция к заполнению анкеты. По ряду вопросов Вам предлагаются различные варианты ответа. Внимательно прочитайте их и отметьте вариант ответа, который соответствует Вашему мнению. 1. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями (поставьте «галочку» в графе, соответствующей вашему ответу): Я – ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ
2. Какие из приведенных ценностей, по Вашему мнению, наиболее характерны для культуры российского народа и культуры народа изучаемого языка (поставьте на первое, второе….десятое место).
3. Прочтите вопрос и все варианты ответов на него. Затем выберите ответ, соответствующий Вашему мнению, и обведите кружком номер этого варианта. При заполнении таблиц следует поставить «галочку» в графе, соответствующей Вашему ответу. Приложение 3 Пояснительная записка Современная социальная ситуация в России характеризуется расширением ее контактов с другими странами в области культуры, искусства, науки, образования и т.д. Осознание себя как части мирового сообщества предполагает понимание культуры других народов, вхождение во «множественность» существующих культур на этническом, национальном и цивилизационном уровнях. Вместе с тем в ситуации социально-экономических перемен, когда сохраняется тенденция к расколу в нашем обществе, неибежно возникает проблема согласия между людьми, основанного на ценностях, единодушно принятых во всех культурах. Цель курса – формирование кросскультурной компетентности, развитие позитивной этнической идентичности. Задачи курса:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.253 (0.017 с.) |