Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ выборов способа реагирования в профессиональных ситуацияхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
воспитателей, психологов, студентов
Как было сказано выше, большинство респондентов выбирают «ролевое взаимодействие», процентное соотношение приблизительно одинаковое: студенты - 82,1%, психологи - 81,9% и воспитатели - 82,7%. Наиболее типичные ответы: «Люди любой национальности бывают и хорошие и плохие. Бахти хороший мальчик. Не надо его бояться» (2 ситуация) (см. приложение1) или «Хорошо. Мы постараемся называть его правильно. Но некоторые дети просто не могут выговорить имя правильно, им сложно. Будьте и вы терпеливы» (8 ситуация) (см. приложение1). Такой способ реагирования в педагогической ситуации является самым простым, т.к. с одной стороны не требует от педагога изменения своего привычного поведения, с другой - сохраняет его статусную роль «воспитателя» в глазах субъекта взаимодействия. Количественные показатели свидетельствуют о том, что и студенты, и психологи, и воспитатели в подавляющем большинстве используют ролевое взаимодействие, а так же отсутствуют статистически значимые различия вне зависимости от уровня сформированности профессионального сознания респондентов. «Стимул к изменению» выбрали 8% студентов, 12,2% психологов и 8,5% воспитателей. Такой небольшой процентный показатель можно объяснить тем, что в юношеском возрасте молодым людям трудно признать ошибки и неправоту своего поведения, а в более старшем возрасте изменить себя становится нелегко, именно поэтому респонденты выбирают ролевой взаимодействие, которое направленно на изменение другого субъекта. Среди ответов категории стимул к изменению респондентов наиболее типичными являются: «Извините. Я подберу ему подходящий вид деятельности, чтобы Заурбек не скучал» (3 ситуация) (см. приложение1). «Мы вместе с детьми будем упражняться произносить имя вашего ребенка правильно» (8 ситуация) (см. приложение1). Исходя из данных показателей, видно, что «репрессивные меры» выбирают 5,7% студентов, 5,9% психологов и 4,6% воспитателей и эти различия статистически не значимы. К репрессивным мерам относят различные виды реакций. А. Басс и А. Дарки выделяют следующие 8 видов реакций: физическая агрессия — использование физической силы против другого лица; косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная; раздражение — готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов; обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия; подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред; вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы); чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [69]. Косвенную агрессию подразделяют в свою очередь на подвиды. Так, например, В.В. Бойко выделяет "Экстрапунитивность", "Поиск мишени", Оправдание через нападение", "Праведный гнев", "Проекция негативных качеств", "Самоутверждение путем унижения другого", Девальвация объекта беспокойств", "Деликатное хамство" [11]. Наиболее типичными примерами является прямая агрессия, проявляющаяся через упреки, «проекцию негативных качеств». Это подтверждается ответами испытуемых в ситуациях взаимодействия: «Вы нарушаете режим и лишаете знаний не только своего ребенка, но и других детей. Так как вы посещаете русский детский сад, то соблюдайте наши правила» (11 ситуация) (см. приложение1). «Будем мы у тебя еще спрашивать: мужские это дела или женские! У нас в детском саду все дела одинаковые» (3 ситуация) (см. приложение1). Пятая ситуация является эмоциогенной, поэтому респонденты выбирали зачастую агрессивную реакцию как способ психологического воздействия на другого индивидуума: «Прекратите! Это детский сад, а не ринг! Если Вы будете продолжать себя так вести, то разбираться будем в кабинете у заведующей» (5 ситуация) (см. приложение1). «Камета, ты, что жестокая девочка, поэтому ты вспомнила такую жестокую пословицу?» (9 ситуация) (см. приложение1). Эту ситуацию мы относим к репрессивным мерам, т.к., во-первых, респондент дает оценку ребенку и пословице как «жестокая». По всем остальным показателям у респондентов очень выражены различия в ответах. «Игнорирование ситуации», в основном выбирают студенты-7,3%, 0,9% воспитателей. У психологов такой способ реагирования не выделен. Приверженцы такого типа поведения стараются «не замечать», что в данной педагогической ситуации существует проблема. Причины такого поведения могут быть разные: респондент попросту не знает, как действовать в такой ситуации; считает, что «этого не может быть»; не хочет использовать какой-либо другой способ взаимодействия. Наиболее распространенные ответы: «Не ешь, если не хочешь» (7 ситуация) (см. приложение1). «Пусть приходят, как хотят. Мне все равно» (11 ситуация) (см. приложение1). У студентов и воспитателей проценты по категории «выяснение мотивов» практически одинаковые и низкие – 2,7% и 3,3%. По всей видимости, педагогов либо не интересует мотив поведения субъекта взаимодействия, либо они боятся «потерять свое лицо», авторитет, задавая вопросы. Ведь «воспитатель должен знать все». Приведем примеры ответов, которые соответствуют категории «выяснение мотивов». «Магомед, ты не ешь мясо, так как в твоей семье не едят мясо или потому что оно не вкусно приготовлено в детском саду?» (7 ситуация) (см. приложение1). «Вы хотите, чтобы именно для Вашего ребенка мы сделали исключение для утреннего приема?» (11 ситуация) (см. приложение1). Интересным фактом является то, что ни один психолог не попыталсявыяснить мотив поведения субъекта в педагогической ситуации. Такой способ реагирования в педагогической ситуации, как «рефлексия» респонденты не выбрали. Исследователи педагогической рефлексии определяет ее как сложный психологический феномен, выражающийся в способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки с точки зрения эффективности педагогического труда для развития личности ребенка [72, с.143]. Педагогическая рефлексия обеспечивает осознание не только того, с чем (объект) учитель имеет дело, но и что (как) он делает или может делать. Рефлексия в педагогическом процессе имеет определенные функции: диагностическую, проектировочную, организаторскую, коммуникативную, смыслотворческую мотивационную, коррекционную. Являясь механизмом снятия проблемы, конфликта, рефлексия может быть рассмотрена как культуросозидающая способность личности. Рефлексия является процессом и результатом самоанализа субъектом сознания, поведения, внутренних психических актов и состояний, собственного опыта, личностных структур. Рефлексия – это личностное свойство и одновременно – важнейший фактор развития личности, формирования ее культуры и профессионализма. Безусловную значимость в процессе познавательной деятельности имеет интеллектуальная рефлексия, которая заключается в осознании и оценке своих действий, составляющих сущность интеллектуальной деятельности субъекта познания. Согласно исследованиям М.Ю. Двоеглазовой, Т.А. Симаковой и др. [21] у студентов личностная рефлексия только начинает формироваться и выходит на более высокий уровень своей реализации в поздней юности. Что касается педагогов и психологов, на наш взгляд, учебно-дисциплинарная модель образования не ставила перед собой задачу развития рефлексии и не предусматривает специально организованных форм обучения (занятия, тренинги и т.д.), направленных на познание самого себя. Рассмотрим соотношение продуктивных и непродуктивных способов взаимодействия с объектами педагогической деятельности в зависимости от категории испытуемых. Напомним, что к продуктивным способам взаимодействия относятся: «выяснение мотивов» (ВМ), «стимул к собственному изменению» (СИ), «рефлексию» (Р); к непродуктивным – «репрессивные меры» (РМ), «игнорирование ситуации» (ИС), «ролевое взаимодействие» (РВ). Данные показатели представлены в таблице 2.3. Таблица 2.3
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.46 (0.006 с.) |