Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение продуктивных и непродуктивныхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
способов взаимодействия (в %)
Исследование показало, что каждые девять из десяти студентов, психологов, воспитателей ДОУ выбирают непродуктивные способы взаимодействия. О.Н. Недосека (1997-1998) проводила исследование особенностей профессионального сознания воспитателя дошкольного образовательного учреждения, в котором использовала подобную методику педагогических ситуаций. Результаты были такие же! По её мнению, причиной выявленного соотношения является социальная депривация, т.е. психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности удовлетворить некоторые основные (жизненные) психические потребности в достаточной мере и в течение продолжительного времени. Исследователи данного феномена сходятся в том, что материнская депривация вызывает длительный и негативный эффект, который заключается в том, что в последующих возрастах у субъектов наблюдается социальная незрелость и зависимость от более сильных личностей, кроме того, они подвержены таким поведенческим проблемам как агрессивность и гиперактивность [64, с.59]. Проанализировав количественные показатели результата исследования эмоциональной значимости педагогических ситуаций с участием инокультурных детей и удовлетворенности собственным ответом, был сделан вывод (см. таблица 2.4), что наиболее эмоционально значимы ситуации для воспитателей ДОУ (38,9), менее – для психологов (35,7). Относительно различий в рангах в оценках респондентов эмоциональной значимости 11 ситуаций (при проверке с помощью коэффициентов ранговой корреляции) выяснилось, что: наиболее близки в своих оценках 11 ситуаций по эмоциональной значимости студенты и психологи ДОУ (r=0,903, α<0,001) и психологи ДОУ и воспитатели (r=0,888, α<0,001). Таким образом, наличие психологического образования, позволяет менее эмоционально реагировать в конфликтных ситуациях. Таблица 2.4 Оценка эмоциональной значимости ситуаций (ранговый показатель)
Эмоциональный отклик возникает в том случае, когда словесное мотивационное воздействие задевает педагога, а также при недостатке сведений, необходимых для достижения цели. В условиях дефицита информации, необходимой для организации действий, возникают отрицательные эмоции. Наиболее эмоционально значимыми из 11 ситуаций является 5 ситуация: «За Исламом (6 л.) папа зашел в детский сад. В раздевалке мальчик стал вставать в боевую стойку и бить детей. Папа сказал: «Молодец, сынок! Покажи им какой ты у меня мужчина!» У студентов степень эмоциональной значимости этой ситуация составляет - 4,6 балла, у психологов - 4,4 балла и у воспитателей - 4,5 балла. Эта педагогическая ситуация относится к ситуациям взаимодействия со взрослым и моделирует в эксперименте актуальную выраженность конфликтных взаимоотношений между воспитателем и родителем, т.к. наставления папы своему ребенку агрессивны могут в последствии причинить вред другим детям. Такая оценка может быть связана с тем, что в этой ситуации на первый план выходят эмоции. В стрессе происходит столкновение ценностей. Во-первых, необходимо сохранить свое «Я» как воспитателя. Во-вторых, оказать влияние на папу. Самый низкий средний балл эмоциональной значимости получен по первой ситуации: «Заходя в спортивный зал на занятие Ислам (6 л.) поздоровался с руководителем физкультуры на родном языке: «Ассалам алейкум!». Субъективно данную ситуацию испытуемые воспринимают как простую и однозначную по своим условиям. Об этом свидетельствуют низкие баллы: студенты-2,3 балла, психологи-1,7 балла, воспитатели-2,5 балла. Сюжет этой ситуации отличается от других тем, что в ней заложена возможность сохранения ролевых позиций и модель поведения не требует перестройки. Именно поэтому респонденты поставили высокие оценки удовлетворенности ответом для обеих групп испытуемых (3,9 балла и 4 балла). Рассмотрим показатели удовлетворенности ответом на ситуации. Данные представлены в таблице 2.5. Таблица 2.5 Оценка удовлетворенности ответом по ситуациям (ранговый показатель)
Более удовлетворены своим ответом студенты (40,7), менее – воспитатели (37,9). Показатели удовлетворенности ответом на 1-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю ситуации для всех групп испытуемых свидетельствует о том, что участники дают высокие оценки своим ответам. Относительно различий в рангах в оценках респондентов удовлетворенности своим ответом по 11 ситуациям (при проверке с помощью коэффициентов ранговой корреляции) выяснилось, что: наиболее близки в своих оценках 11 ситуаций по удовлетворенности своим ответом студенты и воспитатели (r=0,827, α<0,001). Таким образом, наличие педагогического опыта не придает уверенности испытуемым, а напротив, уменьшает ее. Тем не менее, оценки удовлетворенности своим ответом у всех респондентов достаточно высокие, т.е. испытуемые считают, что вышли из них достойно. Интересным фактом является то, что не все респонденты проставили оценки эмоциональной значимости и удовлетворенности собственным ответом. Анализ показателей оценки эмоциональной значимости показал, что респонденты не проставили 4,5% оценок от общего числа. В ранговом показателе они не являются эмоционально значимыми, однако для решения этих ситуаций респондентами использовались в основном непродуктивные способы реагирования. Наибольшие трудности в оценивании своей эмоциональной значимости испытали воспитатели. Среди них двое отказались оценивать все педагогические ситуации. Анализ показателей свидетельствует, что меньше всего оценок (16% и более) проставлено с 5-й по 11-ю ситуации. На наш взгляд, этот факт может быть вызван такими причинами, как: · испытуемые не видят значимость всей проблемы в педагогических ситуациях, следовательно, в своей практике они могут поступать также; · испытывают затруднения, что может быть связано с неразвитой рефлексией. Оценку удовлетворенности ответом респонденты не проставили 8,7% от общего числа оценок. В ранговом показателе они также занимают нижние позиции. Для решения этих ситуаций респондентами использовались непродуктивные способы реагирования. В удовлетворенности собственным ответом 32% студента не оценили 6 ситуацию. В оценке удовлетворенности собственным ответом у воспитателей проблемы вызвали все ситуации, особенно 2 (24%), с 5 по 11 ситуации (от 22% до 40%). Таким образом, педагоги и психологи ДОУ, имеющие опыт работы с детьми затрудняются в оценке удовлетворенности собственным ответом. На наш взгляд, это связно с тем, что: · как правило, юношескому возрасту свойственна завышенная самооценка. · теоретические знания студентами еще не забыты, в отличие от педагогов, которые читают в основном практическую литературы, а повышают свою квалификацию один раз в пять лет в течение месяца. · респонденты испытывают затруднения, что может быть связано с неразвитым критическим отношением к собственному непродуктивному поведению, т.к. нет видения будущих отношений.
Поскольку эмоциональную значимость респонденты оценивали достаточно высоко, то необходимо установить зависимость между оценкой эмоциональной значимости ситуаций и способом реагирования. Количественныепоказатели представлены в таблице 2.6. Таблица 2.6 Зависимость между оценкой эмоциональной значимости ситуаций И способом реагирования
Эмпирический факт эмоциональной значимости свидетельствует о том, что высокая оценка эмоциональной значимости, соответствует непродуктивным способам реагирования в ситуациях межкультурного взаимодействия. Это связано с тем, что респондентам труднее сохранять этическую норму, если ситуация эмоциональна значима для них. Поскольку методика моделирования - проективная методика, то она выявляет скрытые мотивы поведения.
Таким образом, были сделаны выводы: 1. Воспитатели менее уверенно себя чувствуют в сложных педагогических ситуациях, нежели чем психологи ДОУ и студенты, не имеющие полного педагогического образования и опыта в педагогической деятельности. 2. У педагогов-психологов заметно снижение оценок эмоциональной значимости восприятия сложных ситуаций межкультурного взаимодействия. 3. Все респонденты в абсолютном большинстве выбирают непродуктивные способы взаимодействия (непродуктивные – 90,5%, продуктивные – 9,5%). 4. Большинство испытуемых (82,4%) вне зависимости от уровня образования и возраста респондентов при взаимодействии с субъектами педагогической деятельности выбрали такой способ решения профессиональной ситуации, как «ролевое взаимодействие».
2. 3. Исследование типов этнической идентичности педагогов дошкольного образовательного учреждения Во второй серии эксперимента мы изучали типы этнической идентичности. Результаты обработки данных представлены преимущественно в виде таблиц одномерных и двумерных частотных распределений (см. таблица в приложении 3). В результате исследования выяснилось, что у респондентов высокий уровень толерантности и доля негативно настроенных на межэтническое взаимодействие невысока (таблица 2.7). Таблица 2.7
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.155.149 (0.008 с.) |