Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Герменевтический подход к формированию понимания иной культуры

Поиск

Генезис идей о герменевтике (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Риккерт, М. Хайдеггер, М. Шелер, Х. Гадамер, П. Рикер). Философское наследие М.Бахтина и Г.­Шпета. Понятие «герменевтического текста». Роль языка в понимании культуры. Структура понимания. Понимание как процесс и результат (интерпретация, герменев­тический круг, диалог, самопонимание, осмысление). Сущность и содержание герме­невтического подхода к пониманию культуры.

Литература:

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 423 с.
  2. Брудный А.А. Психологическая герменевтика / А.А. Брудный. – М.: Лабиринт, 1998. – 336 с.
  3. Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.Г. Гада­мер. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с.
  4. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века / П.П. Гайденко. – М.: Республика, 1997. – 495 с.
  5. Герменевтика: история и современность: (критические очерки). – М.: Мысль, 1985. – 304 с.
  6. Гумбольд В. Язык и философия культуры / В.Гумбольд. – М.: Прогресс, 1985. - 451 с.
  7. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума / В. Дильтей // Вопросы философии. – 1988. - №4. – С. 135-152.
  8. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В.Г. Кузнецов. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 192 с.
  9. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике / П. Рикер. – М.: Моск. Философ. Фонд, 1995. – 411 с.
  10. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика / П. Рикер // Московские лекции и ин­тервью. – М.: АО «KAMI», 1995. – 160 с.

11. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М.: Республика, 1998. – 413 с.

  1. Рузавин Г.И. Герменевтика и проблемы интерпретации, понимания и объясне­ния / Г.И. Рузавин // Вопросы философии. – 1983. - № 10. – С. 62-70.
  2. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – М.: Ad Marginem, 1997. – 451 с.
  3. Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы / Г.Г. Шпет // Контекст-91. – М.: Наука, 1991. – 256 с.

 

Тема 3. Методы изучения кросскультурной грамотности

Этническая и кросскультурная психология. Понятие этнической (национальной) идентичности. Этноцентризм и толерантность. Характеристики культуры и психологи­ческие измерения культур (Г. Триандис, Г. Хофстед). Факторы общения и культура: ценности, нормы, правила, традиции, роли. Этнический стереотип: автостереотип, гете­ростереотип. Процедура и техника исследования кросскультурной грамотности.

Литература:

  1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. – М.: Наука, 1983. – 412 с.
  2. Знаков В.В. Понимание и познание в общении / В.В. Знаков. – Самара: СамГПУ, 1998. – 188 с.
  3. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия / Н.К. Иконникова //Социс. – 1995. - № 11. – С. 26-34.
  4. Коул М. Культурно-историческая психология: Наука будущего / М. Коул. – М.: Когито-центр: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1997.- 432 с.
  5. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию: Учеб. пособие/ Н.М. Лебедева. – М.: Ключ-С, 1999. – 224 с.
  6. Психологические исследования этнической толерантности / Н.М. Лебедева, В.Ю. Хотинец, А.А. Выскочил, Ю.А. Гагорова.- Екатеринбург, 2003.
  7. Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию: Учеб.-метод. пособие для студ. / Э.А. Саракуев, В.Г. Крысько. – М.: Изд-во Ин-та практ. Психологии, 1996. – 344 с.
  8. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учеб. посо­бие / З.В. Сикевич. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999.- 203 с.
  9. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. – М.: Смысл, 1998. – 389 с.
  10. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий «этническая самоиденти­фикация» и «этническое самосознание» / В.Ю. Хотинец // Социс. – 1999. - № 9. – С. 67-74.
  11. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы / В.А. Ядов. – Самара: СамГПУ, 1995. – 332 с.

 

Тема 4. Ориентация дошкольников на понимание культуры другого народа

Культурологический подход к формированию содержания образования. Содер­жание кросскультурной грамотности и элементы содержания образования. Принципы субъектности и ценностей ориентации в деятельности педагога. Требования к деятель­ности педагога по формированию толерантности, ценностного отношения школьников к иной культуре. Культуроформирующая способность рефлексии как основа развития понимания культуры другого народа. Рефлексия над деятельностью по пониманию иной культуры и формированию кросскультурной грамотности школьников. Уровни рефлексии.

Литература:

1. Библер В. С. Цивилизация и культура: Философские размышления в канун XXI века / В.С. Библер. – М., 193. – 48 с.

  1. Брудный А.А. Психологическая герменевтика / А.А. Брудный. – М.: Лабиринт, 1998. – 336 с.
  2. Буева Л.П. Культура и образование: Проблемы взаимодействия / Л.П. Буева // Вопр. философии. – 1997. - № 2. – С. 3-56.
  3. Гершунский Б.С. Менталитет и образование: Учеб.пособие / Б.С Гершунский. – М.: Изд-во Ин-та практ психологии, 1996.- 144 с.
  4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гес­сен. – М.: Школа-Пресс, 1995.- 448 с.
  5. Зинченко В.П. Психологическая педагогика / В. П. Зинченко // Материалы к кур­су лекций. – Ч.1: Живое знание. – Самара, 1998. – 216 с.
  6. Конев В.А. Философия образования. Культура, человек, образование / В.А. Ко­нев. – Самара: СИПКРО, 1999. – Вып 6. – 106 с. – (Сер. «Подготовка менедже­ров образования»).
  7. Кулюткин Ю.Н. Проблема гуманизации. Новое осмысление старых проблем: Те­заурус / Ю.Н. Кулюткин. – СПб., 1997. – 52 с.
  8. Лузина Л.М. Понимание как духовный опыт (о понимании человека) / Л.М. Лу­зина. – Псков, 1997. – 167 с.
  9. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. – Новоси­бирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1987. – 167 с.
  10. Туровский М.Б. Философские основания культурологи / М.Б. Туровский. – М.: РОСПЭН, 1997. – 440 с.
  11. Хенви Р. Достижимая глобальная перспектива / Р. Хенви // Глобальное образо­вание: идеи, концепции, перспективы / Авт.-сост. И.Ю. Алексашина. – СПб., 1995.- С. 64-71.
  12. Шадриков В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков.- М.; Воронеж, 1997. – 288 с.
  13. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической психологии / Н.Е. Щуркова. – М.: Пед. общ-во России, 1998. – 250 с.

 

 

Раздел 2. «Тренинг различия продуктивных и непродуктивных способов реагиро­вания с субъектами педагогической деятельности»

Тема 5. «Продуктивные» и «непродуктивные» способы реагирования

Понятие «продуктивные способы реагирования». Понятие «непродуктивные способы реагирования».

Литература:

1. Киршбаум Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в пе­дагогическом процессе: Дис.... канд. психол. наук. - Л., 1986. - 252 с.

 

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения

№ п/п Наименование раздела дисциплины, темы Форма сам. работы Кол-во ча­сов Форма контроля выполнения само­стоятельной работы
1. Понимание культуры дру­гого народа как фактор интеграции в мировое со­общество Эссе на тему: Пони­мание культуры дру­гого народа   Дискуссия по теме
2. Герменевтический подход к формированию понима­ния иной культуры Реферат     Защита рефератов, обсуждение
3. Метод изучения кросскультурной грамот­ности Разработка презента­ций   Защита презента­ций
4. Ориентация дошкольни­ков на понимание культу­ры другого народа тестирование   тестирование
  Всего:      

 

 

1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисци­плины

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изучае­мому материалу

Лабораторные занятия

Тема 1. Проведение тренинговых занятий с непосредственным контингентом участни­ков

План

 

1. Микрогруппа выбирает «рабочую» ситуацию;

2. «Решить» ситуацию, записав решение в форме прямой речи;

3. «Поставить диагноз решению на основе анализа каждого предложения (Р. М., И. С., Р. В. или Р., В.М., С. И.);

4. Выбрать адекватный вашей ситуации продуктивный способ и решить ситуа­цию продуктивно. Решение записать в форме прямой речи.

 

1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.8.1 Рекомендуемая литература:

Основная литература

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Искус­ство, 1979. – 423 с.

2. Библер В. С. Цивилизация и культура: Философские размышления в ка­нун XXI века / В.С. Библер. – М., 193. – 48 с.

  1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. – М.: Наука, 1983. – 412 с.
  2. Брудный А.А. Психологическая герменевтика / А.А. Брудный. – М.: Ла­биринт, 1998. – 336 с.
  3. Буева Л.П. Культура и образование: Проблемы взаимодействия / Л.П. Буева // Вопр. философии. – 1997. - № 2. – С. 3-56.
  4. Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.Г. Гада­мер. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с.
  5. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века / П.П. Гайденко. – М.: Республика, 1997. – 495 с.
  6. Герменевтика: история и современность: (критические очерки). – М.: Мысль, 1985. – 304 с.
  7. Гершунский Б.С. Менталитет и образование: Учеб.пособие / Б.С Гершун­ский. – М.: Изд-во Ин-та практ психологии, 1996.- 144 с.
  8. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гес­сен. – М.: Школа-Пресс, 1995.- 448 с.
  9. Гумбольд В. Язык и философия культуры / В.Гумбольд. – М.: Про­гресс, 1985. - 451 с.
  10. Гусев С.С. Проблема понимания в философии: Философско-гносео­логический анализ / С.С. Гусев, Г.Л. Тульчинский. – М.: Политиздат, 1985. – 192 с.
  11. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума / В. Дильтей // Вопросы философии. – 1988. - №4. – С. 135-152.
  12. Доказательство и понимание. – Киев: Наукова думка, 1986. – 312 с.
  13. Ерасова Б.С. Социальная культурология: Пособие для студ. высш. учеб. завед. / Б.С. Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 590 с.
  14. Зинченко В.П. Психологическая педагогика / В. П. Зинченко // Материа­лы к кур­су лекций. – Ч.1: Живое знание. – Самара, 1998. – 216 с.
  15. Знаков В.В. Понимание и познание в общении / В.В. Знаков. – Са­мара: СамГПУ, 1998. – 188 с.
  16. Знаков В.В. Понимание и познание в общении / В.В. Знаков. – Са­мара: Сам ГПУ, 1998. – 188 с.
  17. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия / Н.К. Иконникова //Социс. – 1995. - № 11. – С. 26-34.
  18. Конев В.А. Философия образования. Культура, человек, образование / В.А. Ко­нев. – Самара: СИПКРО, 1999. – Вып 6. – 106 с. – (Сер. «Подготовка менеджер­ов образования»).
  19. Коршунов А.М. Диалектика социального познания/ А.М. Коршу­нов, В.В. Ман­татов. – М.: Политиздат, 1988. – 383 с.
  20. Коул М. Культурно-историческая психология: Наука будущего / М. Коул. – М.: Когито-центр: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1997.- 432 с.
  21. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В.Г. Куз­нецов. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 192 с.
  22. Кулюткин Ю.Н. Проблема гуманизации. Новое осмысление старых проблем: Те­заурус / Ю.Н. Кулюткин. – СПб., 1997. – 52 с.
  23. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психо­логию: Учеб. пособие/ Н.М. Лебедева. – М.: Ключ-С, 1999. – 224 с.
  24. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 584 с.
  25. Лузина Л.М. Понимание как духовный опыт (о понимании человека) / Л.М. Лу­зина. – Псков, 1997. – 167 с.
  26. Лузина Л.М. Понимание как духовный опыт (о понимании челове­ка) / Л.М. Лу­зина. – Псков, 1997. – 167 с.

29. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.; Воронеж, 1995. – 356 с.

30. Нишанов В.К. Феномен понимания: когнитивный анализ / В.К. Нишанов. – Фрунзе: Илим, 1990. – 228 с.

31. Понимание как философско-методологическая проблема: Материалы «Круглого стола». Часть первая // Вопр. философии. – 1986. - №7. – С.65-81.

  1. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. – Новосиб­ирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1987. – 167 с.

33. Проблемы функциональной грамотности взрослых. – СПб., 1993.

  1. Психологические исследования этнической толерантности / Н.М. Лебедева, В.Ю. Хотинец, А.А. Выскочил, Ю.А. Гагорова.- Екатеринбург, 2003.
  2. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика / П. Рикер // Московские лекции и ин­тервью. – М.: АО «KAMI», 1995. – 160 с.
  3. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике / П. Рикер. – М.: Моск. Философ. Фонд, 1995. – 411 с.

37. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М.: Респуб­лика, 1998. – 413 с.

38. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М.: Респуб­лика, 1998. – 413 с.

  1. Рузавин Г.И. Герменевтика и проблемы интерпретации, понима­ния и объясне­ния / Г.И. Рузавин // Вопросы философии. – 1983. - № 10. – С. 62-70.
  2. Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию: Учеб.-метод. пособие для студ. / Э.А. Саракуев, В.Г. Крысько. – М.: Изд-во Ин-та практ. Психологии, 1996. – 344 с.
  3. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учеб. посо­бие / З.В. Сикевич. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999.- 203 с.
  4. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. – М.: Смысл, 1998. – 389 с.
  5. Туровский М.Б. Философские основания культурологи / М.Б. Туровский. – М.: РОСПЭН, 1997. – 440 с.
  6. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – М.: Ad Marginem, 1997. – 451 с.
  7. Хенви Р. Достижимая глобальная перспектива / Р. Хенви // Глобальное образо­вание: идеи, концепции, перспективы / Авт.-сост. И.Ю. Алексашина. – СПб., 1995.- С. 64-71.
  8. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий «этническая самоиденти­фикация» и «этническое самосознание» / В.Ю. Хотинец // Социс. – 1999. - № 9. – С. 67-74.
  9. Шадриков В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков.- М.; Воронеж, 1997. – 288 с.
  10. Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы / Г.Г. Шпет // Контекст-91. – М.: Наука, 1991. – 256 с.
  11. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической психологии / Н.Е. Щуркова. – М.: Пед. общ-во России, 1998. – 250 с.
  12. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, програм­ма, методы / В.А. Ядов. – Самара: СамГПУ, 1995. – 332 с.

1.9 Материально – техническое обеспечение дисциплины



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.48.122 (0.007 с.)