Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тема 2. Герменевтический подход к формированию понимания иной культуры
Генезис идей о герменевтике (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Риккерт, М. Хайдеггер, М. Шелер, Х. Гадамер, П. Рикер). Философское наследие М.Бахтина и Г.Шпета. Понятие «герменевтического текста». Роль языка в понимании культуры. Структура понимания. Понимание как процесс и результат (интерпретация, герменевтический круг, диалог, самопонимание, осмысление). Сущность и содержание герменевтического подхода к пониманию культуры.
Литература:
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 423 с.
- Брудный А.А. Психологическая герменевтика / А.А. Брудный. – М.: Лабиринт, 1998. – 336 с.
- Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.Г. Гадамер. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с.
- Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века / П.П. Гайденко. – М.: Республика, 1997. – 495 с.
- Герменевтика: история и современность: (критические очерки). – М.: Мысль, 1985. – 304 с.
- Гумбольд В. Язык и философия культуры / В.Гумбольд. – М.: Прогресс, 1985. - 451 с.
- Дильтей В. Наброски к критике исторического разума / В. Дильтей // Вопросы философии. – 1988. - №4. – С. 135-152.
- Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В.Г. Кузнецов. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 192 с.
- Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике / П. Рикер. – М.: Моск. Философ. Фонд, 1995. – 411 с.
- Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика / П. Рикер // Московские лекции и интервью. – М.: АО «KAMI», 1995. – 160 с.
11. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М.: Республика, 1998. – 413 с.
- Рузавин Г.И. Герменевтика и проблемы интерпретации, понимания и объяснения / Г.И. Рузавин // Вопросы философии. – 1983. - № 10. – С. 62-70.
- Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – М.: Ad Marginem, 1997. – 451 с.
- Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы / Г.Г. Шпет // Контекст-91. – М.: Наука, 1991. – 256 с.
Тема 3. Методы изучения кросскультурной грамотности
Этническая и кросскультурная психология. Понятие этнической (национальной) идентичности. Этноцентризм и толерантность. Характеристики культуры и психологические измерения культур (Г. Триандис, Г. Хофстед). Факторы общения и культура: ценности, нормы, правила, традиции, роли. Этнический стереотип: автостереотип, гетеростереотип. Процедура и техника исследования кросскультурной грамотности.
Литература:
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. – М.: Наука, 1983. – 412 с.
- Знаков В.В. Понимание и познание в общении / В.В. Знаков. – Самара: СамГПУ, 1998. – 188 с.
- Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия / Н.К. Иконникова //Социс. – 1995. - № 11. – С. 26-34.
- Коул М. Культурно-историческая психология: Наука будущего / М. Коул. – М.: Когито-центр: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1997.- 432 с.
- Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию: Учеб. пособие/ Н.М. Лебедева. – М.: Ключ-С, 1999. – 224 с.
- Психологические исследования этнической толерантности / Н.М. Лебедева, В.Ю. Хотинец, А.А. Выскочил, Ю.А. Гагорова.- Екатеринбург, 2003.
- Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию: Учеб.-метод. пособие для студ. / Э.А. Саракуев, В.Г. Крысько. – М.: Изд-во Ин-та практ. Психологии, 1996. – 344 с.
- Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учеб. пособие / З.В. Сикевич. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999.- 203 с.
- Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. – М.: Смысл, 1998. – 389 с.
- Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий «этническая самоидентификация» и «этническое самосознание» / В.Ю. Хотинец // Социс. – 1999. - № 9. – С. 67-74.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы / В.А. Ядов. – Самара: СамГПУ, 1995. – 332 с.
Тема 4. Ориентация дошкольников на понимание культуры другого народа
Культурологический подход к формированию содержания образования. Содержание кросскультурной грамотности и элементы содержания образования. Принципы субъектности и ценностей ориентации в деятельности педагога. Требования к деятельности педагога по формированию толерантности, ценностного отношения школьников к иной культуре. Культуроформирующая способность рефлексии как основа развития понимания культуры другого народа. Рефлексия над деятельностью по пониманию иной культуры и формированию кросскультурной грамотности школьников. Уровни рефлексии.
Литература:
1. Библер В. С. Цивилизация и культура: Философские размышления в канун XXI века / В.С. Библер. – М., 193. – 48 с.
- Брудный А.А. Психологическая герменевтика / А.А. Брудный. – М.: Лабиринт, 1998. – 336 с.
- Буева Л.П. Культура и образование: Проблемы взаимодействия / Л.П. Буева // Вопр. философии. – 1997. - № 2. – С. 3-56.
- Гершунский Б.С. Менталитет и образование: Учеб.пособие / Б.С Гершунский. – М.: Изд-во Ин-та практ психологии, 1996.- 144 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. – М.: Школа-Пресс, 1995.- 448 с.
- Зинченко В.П. Психологическая педагогика / В. П. Зинченко // Материалы к курсу лекций. – Ч.1: Живое знание. – Самара, 1998. – 216 с.
- Конев В.А. Философия образования. Культура, человек, образование / В.А. Конев. – Самара: СИПКРО, 1999. – Вып 6. – 106 с. – (Сер. «Подготовка менеджеров образования»).
- Кулюткин Ю.Н. Проблема гуманизации. Новое осмысление старых проблем: Тезаурус / Ю.Н. Кулюткин. – СПб., 1997. – 52 с.
- Лузина Л.М. Понимание как духовный опыт (о понимании человека) / Л.М. Лузина. – Псков, 1997. – 167 с.
- Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. – Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1987. – 167 с.
- Туровский М.Б. Философские основания культурологи / М.Б. Туровский. – М.: РОСПЭН, 1997. – 440 с.
- Хенви Р. Достижимая глобальная перспектива / Р. Хенви // Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы / Авт.-сост. И.Ю. Алексашина. – СПб., 1995.- С. 64-71.
- Шадриков В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков.- М.; Воронеж, 1997. – 288 с.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической психологии / Н.Е. Щуркова. – М.: Пед. общ-во России, 1998. – 250 с.
Раздел 2. «Тренинг различия продуктивных и непродуктивных способов реагирования с субъектами педагогической деятельности»
Тема 5. «Продуктивные» и «непродуктивные» способы реагирования
Понятие «продуктивные способы реагирования». Понятие «непродуктивные способы реагирования».
Литература:
1. Киршбаум Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: Дис.... канд. психол. наук. - Л., 1986. - 252 с.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины, темы
| Форма сам. работы
| Кол-во часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной
работы
| 1.
| Понимание культуры другого народа как фактор интеграции в мировое сообщество
| Эссе на тему: Понимание культуры другого народа
|
| Дискуссия по теме
| 2.
| Герменевтический подход к формированию понимания иной культуры
| Реферат
|
| Защита рефератов, обсуждение
| 3.
| Метод изучения кросскультурной грамотности
| Разработка презентаций
|
| Защита презентаций
| 4.
| Ориентация дошкольников на понимание культуры другого народа
| тестирование
|
| тестирование
|
| Всего:
|
|
| |
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изучаемому материалу
Лабораторные занятия
Тема 1. Проведение тренинговых занятий с непосредственным контингентом участников
План
1. Микрогруппа выбирает «рабочую» ситуацию;
2. «Решить» ситуацию, записав решение в форме прямой речи;
3. «Поставить диагноз решению на основе анализа каждого предложения (Р. М., И. С., Р. В. или Р., В.М., С. И.);
4. Выбрать адекватный вашей ситуации продуктивный способ и решить ситуацию продуктивно. Решение записать в форме прямой речи.
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1.8.1 Рекомендуемая литература:
Основная литература
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 423 с.
2. Библер В. С. Цивилизация и культура: Философские размышления в канун XXI века / В.С. Библер. – М., 193. – 48 с.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. – М.: Наука, 1983. – 412 с.
- Брудный А.А. Психологическая герменевтика / А.А. Брудный. – М.: Лабиринт, 1998. – 336 с.
- Буева Л.П. Культура и образование: Проблемы взаимодействия / Л.П. Буева // Вопр. философии. – 1997. - № 2. – С. 3-56.
- Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.Г. Гадамер. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с.
- Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века / П.П. Гайденко. – М.: Республика, 1997. – 495 с.
- Герменевтика: история и современность: (критические очерки). – М.: Мысль, 1985. – 304 с.
- Гершунский Б.С. Менталитет и образование: Учеб.пособие / Б.С Гершунский. – М.: Изд-во Ин-та практ психологии, 1996.- 144 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. – М.: Школа-Пресс, 1995.- 448 с.
- Гумбольд В. Язык и философия культуры / В.Гумбольд. – М.: Прогресс, 1985. - 451 с.
- Гусев С.С. Проблема понимания в философии: Философско-гносеологический анализ / С.С. Гусев, Г.Л. Тульчинский. – М.: Политиздат, 1985. – 192 с.
- Дильтей В. Наброски к критике исторического разума / В. Дильтей // Вопросы философии. – 1988. - №4. – С. 135-152.
- Доказательство и понимание. – Киев: Наукова думка, 1986. – 312 с.
- Ерасова Б.С. Социальная культурология: Пособие для студ. высш. учеб. завед. / Б.С. Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 590 с.
- Зинченко В.П. Психологическая педагогика / В. П. Зинченко // Материалы к курсу лекций. – Ч.1: Живое знание. – Самара, 1998. – 216 с.
- Знаков В.В. Понимание и познание в общении / В.В. Знаков. – Самара: СамГПУ, 1998. – 188 с.
- Знаков В.В. Понимание и познание в общении / В.В. Знаков. – Самара: Сам ГПУ, 1998. – 188 с.
- Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия / Н.К. Иконникова //Социс. – 1995. - № 11. – С. 26-34.
- Конев В.А. Философия образования. Культура, человек, образование / В.А. Конев. – Самара: СИПКРО, 1999. – Вып 6. – 106 с. – (Сер. «Подготовка менеджеров образования»).
- Коршунов А.М. Диалектика социального познания/ А.М. Коршунов, В.В. Мантатов. – М.: Политиздат, 1988. – 383 с.
- Коул М. Культурно-историческая психология: Наука будущего / М. Коул. – М.: Когито-центр: Изд-во Ин-та психологии РАН, 1997.- 432 с.
- Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В.Г. Кузнецов. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 192 с.
- Кулюткин Ю.Н. Проблема гуманизации. Новое осмысление старых проблем: Тезаурус / Ю.Н. Кулюткин. – СПб., 1997. – 52 с.
- Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию: Учеб. пособие/ Н.М. Лебедева. – М.: Ключ-С, 1999. – 224 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 584 с.
- Лузина Л.М. Понимание как духовный опыт (о понимании человека) / Л.М. Лузина. – Псков, 1997. – 167 с.
- Лузина Л.М. Понимание как духовный опыт (о понимании человека) / Л.М. Лузина. – Псков, 1997. – 167 с.
29. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.; Воронеж, 1995. – 356 с.
30. Нишанов В.К. Феномен понимания: когнитивный анализ / В.К. Нишанов. – Фрунзе: Илим, 1990. – 228 с.
31. Понимание как философско-методологическая проблема: Материалы «Круглого стола». Часть первая // Вопр. философии. – 1986. - №7. – С.65-81.
- Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. – Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1987. – 167 с.
33. Проблемы функциональной грамотности взрослых. – СПб., 1993.
- Психологические исследования этнической толерантности / Н.М. Лебедева, В.Ю. Хотинец, А.А. Выскочил, Ю.А. Гагорова.- Екатеринбург, 2003.
- Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика / П. Рикер // Московские лекции и интервью. – М.: АО «KAMI», 1995. – 160 с.
- Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике / П. Рикер. – М.: Моск. Философ. Фонд, 1995. – 411 с.
37. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М.: Республика, 1998. – 413 с.
38. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М.: Республика, 1998. – 413 с.
- Рузавин Г.И. Герменевтика и проблемы интерпретации, понимания и объяснения / Г.И. Рузавин // Вопросы философии. – 1983. - № 10. – С. 62-70.
- Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию: Учеб.-метод. пособие для студ. / Э.А. Саракуев, В.Г. Крысько. – М.: Изд-во Ин-та практ. Психологии, 1996. – 344 с.
- Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учеб. пособие / З.В. Сикевич. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999.- 203 с.
- Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. – М.: Смысл, 1998. – 389 с.
- Туровский М.Б. Философские основания культурологи / М.Б. Туровский. – М.: РОСПЭН, 1997. – 440 с.
- Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – М.: Ad Marginem, 1997. – 451 с.
- Хенви Р. Достижимая глобальная перспектива / Р. Хенви // Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы / Авт.-сост. И.Ю. Алексашина. – СПб., 1995.- С. 64-71.
- Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий «этническая самоидентификация» и «этническое самосознание» / В.Ю. Хотинец // Социс. – 1999. - № 9. – С. 67-74.
- Шадриков В.Д. Способности человека / В.Д. Шадриков.- М.; Воронеж, 1997. – 288 с.
- Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы / Г.Г. Шпет // Контекст-91. – М.: Наука, 1991. – 256 с.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической психологии / Н.Е. Щуркова. – М.: Пед. общ-во России, 1998. – 250 с.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы / В.А. Ядов. – Самара: СамГПУ, 1995. – 332 с.
1.9 Материально – техническое обеспечение дисциплины
|