Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К проблеме профессионального сознанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Следует отметить, что имеются содержательные различия в педагогических и психологических исследованиях. Рассмотрим основные подходы, предлагаемые авторами в педагогических исследованиях. Поскольку понятие «профессиональное сознание» является синонимом понятию «педагогическое сознание» в исследованиях педагогов, то далее в нашем тексте мы чаще будем использовать словосочетание педагогическое сознание. В 1985 г. И.Я. Лернер указал на необходимость обоснования категории «педагогическое сознание». По мнению И.Я. Лернера, педагогическое сознание – совокупность педагогических идей, целевых установок; целостная система ориентаций и ценностей общества и индивида в области педагогической науки. Профессиональное сознание – явление многоуровневое и вариативное, выступающее в двух отношениях: оно может различаться в разных социальных группах; оно различается по объему и содержанию для разных групп педагогов. Определение «педагогического сознания» В.Н. Ретюнского, как совокупности педагогических идей, теорий, реализуемых в педагогической деятельности, в общественно-воспитательных отношениях и отражающих объективную потребность общественного развития, схоже с трактовкой В.А. Сластенина, рассматривающего его как совокупность педагогических идей, теорий, отражающую объективные потребности и закономерности общественного развития. С.А. Днепров выделил общественное и индивидуальное педагогическое сознание. Индивидуальное педагогическое сознание С.А. Днепров рассматривает как осознание педагогом своего профессионального и педагогического уровня подготовленности к обучению школьников. Автор отмечает, что педагогическое сознание отражает, прежде всего, аксиологическую суть явлений педагогической деятельности, деятельности учителей, поведение учащихся, их отдельных поступков. Любое индивидуальное сознание, по мнению С.А. Днепрова, в том числе педагогическое, первоначально развивается на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации). Общественное педагогическое сознание социально обусловлено, само по себе представляет социальное явление и активно влияет на характер общественных отношений. Оно различно в разных социальных культурах. Главным условием, продолжает автор, его возникновения и развития является совместная продуктивная, опосредованная речью, деятельность, то есть деятельность, требующая кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом и предполагающая создание такого продукта, который всеми участниками данной совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества [76]. Т.В. Кружилина определяет педагогическое сознание, как форму общественного сознания, отражающую сущностную строну жизни человеческого общества, реализацию человеком себя как «человека-созидателя человека». Педагогическое сознание складывается на протяжении всей жизни человека. Такой процесс Т.В. Кружилина называет «педагогизацией» [40, с.14]. Т.Н. Шурухтина в своем исследовании выделяет качественные характеристики педагогического сознания, определяющие его внутреннюю глубину и сущность: гуманистическая направленность; рефлексивность; креативность; диалогичность. Индивидуальному педагогическому сознанию они не даны изначально в единстве, а формируются в той педагогической действительности, в которой происходит развитие педагога [104]. В отличие от исследователей-педагогов, рассматривающих содержательный аспект профессионального сознания, как часть общественного сознания, психологи акцентируют внимание на структурных компонентах индивидуального профессионального сознания. По мнению С.В. Пазухиной, профессиональное сознание учителя представляет собой «многоуровневое интегрально психологическое образование, служащее парадигмой, под углом зрения которой педагог воспринимает, осмысливает, оценивает, полученную извне информацию и осуществляет свою деятельность». Оно включает в себя систему взаимосвязанных профессионально-педагогических ценностей, идеалов, норм, сознательных и бессознательных установок и представлений, отношений к профессии, ее представителям, к себе как к профессионалу, своим воспитанникам, оперативных знаний о функционировании педагогической системы и ее элементах, программ педагогических действий и т.д. [73, с.32]. Н.Н. Нечаев рассматривает профессиональное сознание «как высшую форму профессиональной деятельности» [71, с.12]. Он указывает, что профессиональное сознание – это сознание индивидов, погруженных, втянутых в общественное бытие фактом их присутствия в определенном социальном пространстве и времени [67]. В качестве предмета психологического изучения профессиональное сознание учителя рассматривается в работах Д.В. Ронзина. По его мнению, существует специфический индивидуально-психологический феномен - профессиональное сознание учителя, которое является системой взаимосвязанных между собой: · осознанных профессиональных ценностей; · обобщенных и оперативных знаний о целях и средствах, планах и программах педагогической деятельности и педагогического общения; об объектах и субъектах педагогического взаимодействия, о параметрах и нормах оценки эффективности педагогической деятельности; · программ педагогических действий или способов реагирования. Е.Г. Юдина отмечает, что педагогическое сознание включает в себя систему норм, сознательных и бессознательных установок и представлений, определяющих позицию педагога по отношению к ребенку [107, с.90]. По мнению В.Г. Маралова, профессиональное сознание педагога включает в себя совокупность профессиональных знаний, педагогических взглядов, теорий, идей, норм и правил, проявляющихся в профессионально-педагогической деятельности, во взаимоотношениях с детьми и коллегами. Профессиональные знания составляют основу для формирования психолого-педагогической культуры и непосредственно технологии достижения педагогом желаемых результатов труда. Это тот «багаж профессионала, который во многом определяет уровень компетентности». Существенными характеристиками профессионального сознания учителя являются: активность, рефлексия, способность к предвосхищению и планированию своих действий, деятельности, к постановке и достижению своих жизненных и профессиональных целей [52]. Н.И. Гуслякова профессиональное педагогическое сознание определяет как интегральное личностное образование, включающее в себя когнитивную, аффективную и поведенческую сферы, проявляющееся в профессиональной деятельности и его отношения с другими субъектами [18, с.38]. Основной содержательной характеристикой, по мнению Н.И. Гусляковой, является внутренняя психическая активность, характеризующая готовность субъекта к энергетическим затратам, его действенность, связанная с такими структурными изменениями сознания, которые необходимы для обеспечения устойчивой установки на педагогическую профессию, на осуществление педагогической деятельности [19, с.67]. Проанализировав исследования рефлексивных процессов в педагогической психологии, Н.И. Гуслякова отмечает, что А.А. Бизяева определяет рефлексию как сложный психологический феномен, выражающийся в способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки с точки зрения эффективности педагогического труда для развития личности. В.А. Кривошеев трактует рефлексию педагога как механизм опосредованного самопознания, активного личностного переосмысления своего индивидуального сознания, с помощью которого обеспечивается совершенствование личности и успешность ее деятельности и общения [17, с.156-157]. Katriina Maaranen проанализировала труды зарубежных ученых, посвященные рефлексии. Korthagen и Wubbels описали характеристики рефлексии: умение структурировать ситуации и проблемы, вопросительный подход при оценке опыта (почему это случилось?), ясность в вопросе предмета изучения, способность описывать и анализировать опыт и взаимодействие, чувство уверенности в себе [111, p. 33]. Smith & Hatton определили 3 типа рефлексии: описательная, диалогичная и критическая. Описательная рефлексия не только описывает события, но и иногда выясняет причину событий или действий. Например, «Я выбираю такое решение проблемы, потому что верю, что студенты будут активнее, чем пассивные обучающиеся». Диалогичная рефлексия – внутренняя речь, исследование опыта, событий, деятельности, использование качественных суждений и возможные альтернативные объяснения и гипотезы. Критическая рефлексия демонстрирует не только знание различных точек зрения на проблему, но и исторические и социально-политические контексты [111, p. 35]. Griffiths & Tann описали 5 этапов рефлексии, которые последовательно сменяют друг друга: быстрая рефлексия, восстановление, рассмотрение, исследование, переосмысление или переработка [111, p. 36-37]. Анализ различных точек зрения по проблеме профессионального педагогического сознания показал, что изучаемый феномен, с одной стороны, включен в структуру индивидуального сознания, а с другой стороны, имеет собственную сложную структуру (Г.В. Акопов, Е.А. Климов, В.Н. Козиев, М.И. Кряхтунов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.П. Саврасов, П.В. Лебедчук, П.А. Шавир и др.). В работах Г.В.Акопова само профессиональное сознание рассматривается как "рабочая структура", задаваемая плоской матрицей, элементы которой находятся в "пересечении" основных функций сознания (целевая, когнитивная, аффективная, эмотивная) и компонентов профессиональной подготовки (специальная, практическая, психолого-педагогическая, методическая, профессионально-личностная). Делается вывод, что "профессионализация сознания обусловлена динамикой представленности компонентов рабочей структуры и их соотношением" [22, С.5]. Г.В. Акопов отмечает, что термин «профессиональное сознание» охватывает все те проявления личности, которые связаны с ее профессиональной деятельностью. Они определяются местом и значением педагогической профессии в профессиональной структуре общества, отношениями личности к профессии, ее представителям и к себе как к профессионалу, профессиональными идеалами, уровнем профессиональных способностей, профессиональными перспективами и достижениями, переживаниями успехов и неудач профессиональной деятельности. Систематизировать структуру профессионального сознания позволила одна из первых теоретических схем профессионального сознания, разработанная Г.В. Акоповым и Н.И. Симоновой на принципах структурно-функционального подхода. В структуре профессионального сознания выделялись компоненты сознания: профессиональное внимание, мышление, аффект, перцепция, воля, память и др. Удержать сознание как целое в процессе анализа предлагалось посредством выделения основных его функций: целеполагание, прогнозирование, планирование, отношение, познание, "образное" конструирование и самосознание [22, с.5]. Структуру педагогического сознания, по мнению Д.В. Ронзина, составляют: блок профессионально-педагогических ценностей, блок концептуальных моделей педагогического процесса, блок программ действий, блок профессионального самосознания. За профессионально-педагогическим сознанием закрепляется регулирующая функция в отношении профессиональной деятельности (познавательной и практической). Н.И. Гуслякова в структуру профессионально-педагогического сознания включает ядерную часть – образ «Я» и две подструктуры: подструктуру характеристик и свойств (устойчивых особенностей) профессионального сознания, образующих его содержание, и подструктуру функций, в которых проявляются его свойства. Образ «Я» – это представление индивида о самом себе как о профессионале. Важными элементами образа «Я» являются когнитивный, связанный с осознанием цели профессиональной деятельности и себя как специалиста; эмоциональный, отражающий чувственное отношение к объекту деятельности, и праксический (действенный), связанный с ощущением профессиональной умелости. Аффективная оценка этого представления может быть различной интенсивности, связанная с принятием себя или осуждением. Фундаментом образа «Я» являются ценности и ценностные ориентации как базовые структурные элементы. Содержание первой подструктуры вместе с ядерной частью включает в себя профессиональные знания и умения, профессиональные качества личности, педагогические способности, потребности, мотивы, выполняющие все вместе и каждый в отдельности роль побудителей действий и поступков субъекта. Наряду с образом «Я» в содержании профессионального педагогического сознания представлены: установка, понимаемая как внутренняя настроенность субъекта на осуществление педагогической деятельности; профессионально- педагогическая направленность, понимаемая нами как совокупность доминирующих отношений, проявляющихся по отношению к детям, деятельности и самому себе; профессиональная активность, характеризующая действенность сознания, значимость или личностный смысл. Кроме того, в содержание сознания входят эмоциональность, эмоциональный настрой на профессионально-педагогическую деятельность, выражением которого является чувство профессионального успеха и жизненного удовлетворения; знаковость как система вербальных и невербальных символов, посредством которых осуществляется педагогическое общение, передача и обмен знаниями; волевые свойства личности; рефлексивность как «интегративное психическое свойство субъекта, способствующее самовосприятию содержания своей психики и его анализу» (А.В. Карпов), своей деятельности и пониманию психики других людей [20]. Е. А. Климов выделил в профессиональном самосознании следующие компоненты: «сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; представление о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных «ролей», «на шкале» общественных положений; знание человеком степени своего признания в профессиональной группе; знание своих сильных и слабых сторон, путей совершенствования, вероятных зон успеха и неудач, индивидуальных способов успешного действия, своего наиболее успешного «почерка», стиля в работе; представление о себе и своей работе в будущем» [34, с.81]. Л.М. Митина понимает под профессиональным сознанием «осознание педагогом себя в каждом из трех составляющих пространства педагогического труда: в системе своей профессиональной деятельности, в системе педагогического общения и в системе собственной личности» [56 с.116]. Автор предлагает следующую структуру профессионального сознания: осознание учителем себя в системе педагогической деятельности, в системе детерминированных этой деятельностью межличностных отношений и в системе его личностного развития, связанного с деятельностью и общением [56]. А.К. Маркова отмечает, что педагогическое сознание является интегральной характеристикой личности учителя, которое включает в себя осознание учителем норм, правил, модели своей профессии (требований к педагогической деятельности и общению, к личности) как эталонов для осознания своих качеств; осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким профессионалом средней квалификации, как абстрактным, так и в образе своего коллеги по профессии; учет оценки себя как профессионала со стороны других людей - учеников, коллег, руководства, ожиданий со стороны других; самооценивание учителем своих отдельных сторон: понимание и осознавание самого себя, своей педагогической деятельности, общения и личности (когнитивный аспект), эмоциональное отношение и оценивание учителем особенностей самого себя (эмоциональный аспект), способность к действиям на основе самосознания (поведенческий аспект), свидетельствующая о конструктивности и действенности профессиональной самооценки; положительное оценивание учителем самого себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, создание позитивной Я-концепции [53]. Т.Н. Шурухтина предложила внешнюю структуру педагогического сознания, состоящую из двух уровней: идеологического и теоретического. Общеизвестным фактом является то, что в начале 30 –х г.г. XX века С.Рубинштейн сформулировал методологический принцип единства сознания и деятельности, получивший впоследствии в психологии название «деятельностный подход». Суть подхода заключается в том, что психика человека формируется и проявляется в его практической деятельности и подлежит исследованию именно в процессе деятельности; изучая психологические аспекты деятельности человека, мы изучаем его психологию личности. При этом, по мнению С.Рубинштейна исследовать необходимо не психику и деятельность, а психику в деятельности [87]. Продолжая развивать идею «деятельностного подхода», Г.В. Акопов, В.Г. Маралов, С.А. Днепров и др.доказали, что профессиональное сознание с одной стороны развивается и проявляется в профессиональной деятельности, а с другой - оказывает влияние на нее. Через «педагогическую деятельность, как условие и «питательную» среду происходит развитие личности взрослого-воспитателя» [64, с. 5]. Успешность профессиональной деятельности неразрывно связана с психофизиологическими, психическими и поведенческими особенностями личности [33]. В то же время, сама педагогическая деятельность, имея широкий спектр проявлений, оказывает непосредственно влияние на личность, так как постоянное исполнение профессиональной роли накладывает на личность соответствующий отпечаток, проявляющийся в ней как специфическая профессиональная черта ее характера [64, с.17]. Как отмечает Е.А. Климов, профессиональная деятельность – это «…определенная системная организация сознания, психики человека, включающая компоненты: свойства человека как целого; праксис профессионала; гнозис профессионала; информированность, знания, опыт, культура профессионала; психодинамика работника, психологические трудности, нагрузки в данной профессиональной области; осмысление вопросов своей возрастно-половой принадлежности, физических качеств, наружности, здоровья, противопоказаний к труду в данной области» [34, с.81]. По мнению Ф.Р. Филлипова, педагогическую деятельность можно определить как «совокупность социально значимых действий по подготовке и включению индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества». Б.П. Бархаев, В.А.Сластенин, Е.И. Исаев дают определение педагогической деятельности как особого вида социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе [7,90]. Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец считают, что осознание себя в профессиональной деятельности является составной частью профессионального самосознания учителя [57, с 31]. От состояния педагогического сознания, отмечают В.А.Сластенин, Е.И. Исаев, зависит степень присвоения личностью педагогических ценностей, которые являются частью педагогической культуры. Понятие «педагогическая культура» давно включено в практику педагогической деятельности [90, с. 32-35]. Профессионально-педагогическое сознание учителя выполняет сложную регулятивную функцию, структурируя вокруг личностного ядра все многообразие усваиваемых и выполняемых способов учебной, воспитательной, методической, общественно-педагогической деятельности. Профессиональное сознание направлено на анализ разных сторон Я личности учителя и его профессиональной деятельности и призвано определять границы и перспективы личностного смысла, т.е. внутренне мотивированного, индивидуального значения для субъекта того или иного действия, поступка. Оно позволяет учителю самоопределиться и самореализоваться [90, с.36]. Н.И. Гуслякова, исследуя профессиональное сознание, указывает, что в работах Н.Г. Алексеева, И.С. Павлова, Д.А. Григорьева рассматривается подход к профессиональной деятельности, в котором показатель сформированности профессионального сознания является начальным и важнейшим этапом превращения индивида в субъект деятельности [17, с.156-158]. Исследованию профессиональной деятельности посвящены труды зарубежных ученых. В диссертационной работе «Widening perspectives of teacher education. Studies on theory-practice relationship, reflection, research and professional development» Katriina Maaranen выделяет пять принципов эффективной профессиональной деятельности, одним из которых является рефлексия педагога [111, p. 24]. Таким образом, обобщив полученные данные, можно выделить основные пункты взаимосвязи профессионального сознания и профессиональной деятельности: · профессиональное сознание влияет на присвоение личностью педагогических ценностей, которые являются частью педагогической деятельности (Е.И. Исаев, С.В. Пазухина, В.Н. Ретюнский, В.А.Сластенин); · профессиональное сознание помогает самоопределиться и самореализоваться педагогу, осознать себя в профессиональной деятельности (Г.В. Акопов, Е.С. Асмаковец, Н.И. Гуслякова, Е.И. Исаев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.П. Саврасов, В.А.Сластенин); · профессиональное сознание регулирует профессиональную деятельность (Д.А. Белухин, Е.И. Исаев, В.Н. Козиев, А.К. Маркова, Д.В. Ронзин, В.П. Саврасов, В.А.Сластенин, Katriina Maaranen); · правильно организованное профессиональное сознание является успехом организованной профессиональной деятельности (Е.А. Климов, А.К. Маркова). Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы: 1. Существуют содержательные различия в педагогических и психологических исследованиях. В отличие от исследователей-педагогов, рассматривающих содержательный аспект профессионального сознания, как часть общественного сознания, психологи акцентируют внимание на структурных компонентах индивидуального профессионального сознания. 2. Профессиональное сознание с одной стороны развивается и проявляется в профессиональной деятельности, а с другой - оказывает влияние на нее. 3. Педагоги и психологи рассматривают профессиональное сознание и профессиональную деятельность как предмет научного познания, которые включают в себя содержательные характеристики, профессиональные знания, механизмы и функции, личностную рефлексию, процессы профессионального сознания, межкультурные взаимоотношения в процессе профессиональной деятельности.
1.2. Специфика деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения в современных кросскультурных условиях России
Россия исторически формировалась как многонациональная держава. К концу XX столетия существенным изменениям подверглась культурная и экономическая система даже тех общностей, которые в течение относительно долгого времени сохраняли приверженность традиционной культуре. Модернизация образа жизни привела к повышению неопределенности этнической идентичности и снижению ее позитивности [97]. В настоящее время в условиях разнообразия и многомерности социальных явлений поликультурность выступает важным условием устойчивого социального развития, обеспечивающим интеграцию каждого человека в мировое культурно-образовательное пространство [8, с.109]. На современном этапе перед российской системой образования стоит задача осмысления и анализа происходящих в России кардинальных кросскультурных изменений: нередки случаи возникновения религиозной напряженности между представителями разных народов, факты национального унижения. Помимо религиозных существуют межэтнические конфликты. Ярким примером является конфликт между Грузией и Абхазией 2008 г., население которых исповедует одну и ту же религию – христианство. А.М. Юсуновский полагает, что причиной таких конфликтов является рассогласованность всей системы взаимоотношений. Центр демографии и экологии человека (Институт народно-хозяйственного прогнозирования РАН) зафиксировали влияние пяти войн на сознание русских людей, которые велись на этнической основе: карабахская, грузино-абхазская, таджикская, грузино-осетинская, приднепровская). На территории России к этническим следует отнести чеченский и осетино-ингушский конфликты [24, с.172]. По мнению А.В. Дмитриева, основными причинами межкультурных конфликтов являются: · неравенство в доходах и расходах этносов; · разная степень интегрированности ряда народов в русскую культуру; · столкновение цивилизаций (азиатской, западноевропейской, атлантической и т.д.); · столкновение религий [24]. Проанализировав труды A. Furnham, S. Bocher, В.В. Кочетков выделил 4 типа взаимодействия культур: 1. Геноцид: этническая или культурная группа, численно доминирующая или обладающая превосходящими технологическими ресурсами, уничтожает всех членов другой группы, с которой вступает в контакт. 2. Ассимиляция: «поглощение» одной культуры другой. 3. Сегрегация: независимое существование этнических культур. 4. Интеграция: совместимость, когда разные культуры сохраняют свои индивидуальности, но объединяются в единое общество. Процессы миграций изучаются этнической экологией, социальной этнической психологией, экологической психологией, этноэкологической психологией [38, с.47]. В связи с обострением политической обстановки на Кавказе и Средней Азии наблюдается переселение населения из этих районов в Мурманскую область (см. таблица 1.2). Таблица 1.2 Этнический состав населения Мурманской области в 1989 и 2002 г.г.
После проведения переписи населения в 2002 году были обнаружены следующие тенденции. Имеются категории, численный состав которых сильно возрос. Это, прежде всего, армяне, численность которых удвоилась по отношению к численности в 1989 году. Причины роста численности очевидны — интенсивная миграция с конца 1980-х годов из Армении (землетрясение) и Азербайджана (Карабахский конфликт). Вторая причина — положительный демографический рост, особенно в среде выходцев из сельской местности. На втором месте по уровню прироста численности — чеченцы. Это прежде всего связано с чеченскими военными действиями [101]. Миграция в свою очередь порождает негативные тенденции в развитии межнациональных отношений, связанных с тем, что этнические общности неизбежно начинают конкурировать в областях занятости, проживания и общения [24, с.172]. Межкультурная (демографическая, экономическая, межэтническая, межконфессиональная) проблематика начинает проникать и в сферу образования. Закон «Об образовании», Концепция модернизации образования и другие документы федерального уровня указывают на воспитание толерантности и формирование кросскультурной компетентности как на важные задачи образования, что предупреждает расизм, шовинизм, этноцентризм и т.д. В концепции дошкольного воспитания сказано, что важно обучать дошкольников в национальных и многонациональных детских садах русскому языку как языку межнационального общения, а также детей некоренной национальности национальному языку данной республики. Интернациональные чувства закладываются у ребенка через приобщение к своей национальной культуре – танцам, сказкам, пословицам и поговоркам [36]. Воспитатель детского сада – один из тех взрослых, кто вводит детей в мир человеческой культуры [36]. Однако, по данным представителей американской программы сопровождения приемных родителей и усыновителей PRIDE, из всех взрослых сохранить культуру, к которой принадлежит ребенок, могут только его родные и близкие. Даже усыновители, не говоря уже о педагогах ДОУ, в большинстве случаев этого не делают [82]. Обратимся к «Конвенции о правах ребенка», принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, в которой прописаны права ребенка [35]: · государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения; · государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии; свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц; · в тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком. Новые требования в поликультурной системе образования предполагают высокий профессионализм педагогов, который определяется составляющими его кросскультурной компетенции. В результате анализа психолого-педагогической литературы, изучающей особенности профессионального сознания педагога ДОУ и специфику его деятельности в современных кросскультурных условиях России, были выявлены основные противоречия между существующей практикой подготовки педагога и его конкретной профессиональной деятельностью. Эти противоречия особо проявляются в ситуациях межкультурного взаимодействия с субъектами педагогической деятельности, когда происходит столкновение национального и профессионального сознания. В этой связи уместно обращение к исследованиям проблемы национального сознания и самосознания. В частности, представляют интерес работы А.Г. Анаева, Ю.В. Бромеля, Л.М. Дробитева, В.В. Ивановского, П.И. Ковалевского, В.И. Козлова, П.И. Кушнира, О.А. Михневича, Г.В. Старовойтовой, С.А. Токарева, В.Г. Япринцева и др. По мнению О.А Михневича и В.Г. Япринцева, между понятием «этническое самосознание» и «национальное самосознание» признано тождество. В понятие «национальное самосознание» О.А. Михневич и В.Г. Япринцев включают национальные патриотические чувства. Особую значимость имеют чувства национальной гордости и ответственности. Иногда наблюдаются проявления «болезненной, гипертрофированной формы чувства национальной гордости, когда любовь к своей нации не сочетается с осознанием необходимости уважения других наций и народов. В межличностных отношениях подобный чувства проявляются в особом предпочтении представителей «своей» нации независимо и вопреки их личностным, профессиональным и деловым качествам» [59, с.163]. С.А. Токарев определил этническое самосознание как порождение исторического соотношения различного вида социальных связей (общность происхождения, языка, территории, государственной принадлежности, экономических связей, культурного уклада, религии) [59]. В.Козлов отмечает, что оно «возникает в процессе длительной совместной жизни людей, на его формирование оказывают влияние социальная среда, представление об общем происхождении и общих исторических судьбах и т.д.» [59]. Чистов К., исследуя вопрос национального самосознания, отметил, что ему присущ «своеобразный симбиоз с самосознанием классовым, государственным, локально-географическим, конфессиональным, расовым, профессиональным и другими формами, с которыми он непрерывно взаимодействует» [59]. Многие исследователи единодушны в том, что в историческом развитии народа «этническое самосознание является не только результатом, но и одним из факторов, воздействующих на этнические процессы (их направления, темп, содержание и т.д.)». В разные периоды исторического развития этноса его самосознание может обостряться или ослабевать, может приобретать спонтанный или целенаправленно организуемый характер. Этот процесс протекает в строго определенной взаимосвязи со всем многообразием окружающей национальной действительности [59, с.159]. Изучив литературу по проблеме национального самосознания, О.А. Михневич и В.Г. Япринцев продефинировали понятие «национальное самосознание» как: · внутренне осознанную идентификацию личности со своей нацией; · систему ее представлений об общности исторического прошлого, настоящего, перспектив развития, возможности достижения наци в ее целостности и единстве; · экономическую, территориальную, культурно-языковую и государственную общность; · положение в структуре общественных, в том числе международных отношений; · осмысление национальных потребностей, интересов, идеалов и ценностей, а также духовной индивидуальности [59]. По мнению В.Ю. Хотинец, решающим периодом развития этнического самосознания является студенческий возраст. Дальнейшее его изм<
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.39.255 (0.015 с.) |